Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психологическая характеристика воспитания и обучения в высшей школе


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Методологию правильного подхода к рассмотрению воспитания и обучения создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Они впервые в истории научной мысли раскрыли подлинную сущность воспитания и обучения, социальную обусловленность их содержания и развития.
Признавая наличие природных различий людей, классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Они выдвинули положение о том, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, а поскольку обстоятельства изменяются именно людьми, то «воспитатель сам должен быть воспитан». Установив, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, марксизм выдвинул положение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на окружающую среду одновременно изменяют свою природу. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах доказывают, что история физического и духовного развития людей определяется историей развития производительных сил.
Воспитание и обучение в вузе призваны обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Эта цель выражает исторически назревшую потребность социалистического общества в подготовке специалистов, способных выполнить определенные социальные и деловые функции. Воспитание и обучение прежде всего должны быть эффективными, т. е. действительно приводить к ожидаемым результатам.
Согласимся с авторами, которые утверждают, что «в педагогике возможно использовать определения... понятий, имеющихся в математике и экономике, где эффективностью любого целенаправленного процесса принято называть соответствие результатов реально протекающего процесса заданным целям при ограничениях, налагаемых на него внешней средой».
К этому следует добавить, что достижение эффективности предполагает наиболее рациональное использование средств и времени, исключение нежелательных деформаций во внутреннем мире личности.
Вузовское воспитание и обучение должно оказывать на личность студента максимально развивающее влияние, т. е. действительно обеспечивать процесс его положительного изменения, приобретение качеств, опыта, нужных ему как будущему специалисту с высшим образованием.
Если взять конкретное осуществление воспитания и обучения, то в них выступают два субъекта: преподаватель, который уясняет педагогическую задачу, выбирает в зависимости от этой задачи средства и методы, проверяет результаты, уточняет собственные действия и оказывает влияние на действия обучаемых и т. д., и студент, который так или иначе относится к тому, что его обучают и воспитывают, переживает те или иные чувства, проявляет активность или пассивность и т. д. Вместе с тем воспитание и обучение — это совместная деятельность воспитателей и студентов, результаты которой зависят как от тех, кто учит, воспитывает, так и от тех, кто обучается, воспитывается, и от согласованности их общей деятельности.
Все эти и другие связи и зависимости по-разному выступают в воспитании и обучении, между которыми наряду с единством существует и проявляется различие.

Психологические особенности воспитания студентов

Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
Сознательность, идейная мотивация всей деятельности и поведения студентов, совпадение их убеждений, жизненных позиций, перспектив и целей, задач и интересов с целями, задачами и интересами социалистического общества представляют основной результат процесса воспитания.
Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мо-тивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; формирования идеалов, связывающих личные стремления и жизненные цели студента с задачами общества; понимания роли своей профессиональной деятельности в борьбе за построение коммунистического общества; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.
В этой связи надо подчеркнуть, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но не достаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействия на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм, как своеобразная форма утверждения, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умения помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам, высокое чувство политической и гражданской зрелости, энтузиазма.
Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве (а не в надзоре)».
Успешное воспитание сознательного, всесторонне развитого специалиста, отвечающего современным требованиям советского общества, особенностям его будущей профессиональной деятельности, немыслимо без четкой постановки задач перед воспитателями и воспитуемыми, превращения целей коммунистического воспитания в их внутреннюю потребность.
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями, руководителями, секретарями партийных и комсомольских организаций. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств.
В этой связи нам представляется весьма плодотворной мысль С. Л. Рубинштейна, который писал: «Целью же должно быть не одно лишь формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним; целью должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение».
Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.
Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально».
Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: коммунистическая целеустремленность и партийность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.

Психологические особенности обучения студентов

Обучение студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов. Обучение играет важную роль в формировании личности будущего специалиста в целом. Оно имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и других качеств.
Характер и количество знаний определяется особенностями нашего общественного строя, требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.
Содержание вузовского обучения включает овладение студентами основами марксизма-ленинизма. Это необходимо для формирования научного мировоззрения, коммунистической направленности личности, высоких гражданских чувств и качеств.
Для специалиста, работающего в народном хозяйстве, характерен особый строй мышления, без которого невозможно решать большой круг вопросов, встающих перед ним в практической жизни. Поэтому его мышление не может ограничиться только специальными знаниями. Оно должно включать также умение анализировать явления природы и общественной жизни, вопросы технического развития с марксистско-ленинских позиций, умение использовать преимущества социализма и достижения научно-технической революции для решения практических задач коммунистического строительства. Частью образования студента должны стать знания, позволяющие ему ориентироваться в вопросах развития и воспитания людей, их взаимоотношениях (психология, педагогика и др.). Подготовка специалиста предполагает вооружение его общекультурными, нравственными, правовыми и эстетическими знаниями.
«В МГУ,— отмечал бывший ректор Р. Хохлов,— мы стараемся расширить подготовку студентов, в частности, путем введения гуманитарных дисциплин в учебные планы естественных факультетов. Считаем, что профессиональная узость кругозора наносит ущерб не только общекультурному развитию личности, развитию гуманистических качеств и устремлений на благо мира и социального прогресса, но и воспитанию в ней творческих начал. Богатый эмоциональный мир, художественное воображение развиваются гуманитарным образованием, заставляют по-иному глядеть и на свою специальность, и на мир вообще».
Знания, навыки, умения в области своей профессии — стержневая часть подготовки и развития студента. Так, в технических вузах образование содержит предпосылки для развития у них материалистических взглядов, технического мышления, бережного отношения к социалистической собственности и др.
Педагогическое образование включает знания о психических процессах, состояниях, свойствах человека, данные о психологии личности и условиях ее формирования. Кроме того, педагогическое образование вырабатывает у студентов навыки и умения учителя, организатора коллектива и воспитателя, вооружает методикой обучения и воспитания учащихся.
Для определения необходимой студенту системы знаний, навыков, умений нельзя ограничиться учебой только по профилю вуза и требованиями отдельных профессий. Надо еще правильно учесть потребности всестороннего формирования свойств и особенностей личности советского студента.
На сложность этих зависимостей указывает профессор В. М. Колобашкин. Он пишет, что воспитывать в человеке высокий профессионализм без опоры на общую культуру — все равно, что строить дом без фундамента: стены будут, но в любое мгновение могут рухнуть. Однако в ходе научно-технической революции постоянно возрастает ценность специальных знаний. Именно они позволяют раоо-тать на самых передовых участках исследований и производства и поэтому помогают полнее раскрыть мировоззрение, интеллект специалиста, воспитанные на основе широкого культурного богатства, высоких нравственных качеств.
Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным объемом информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.
Профессор Н. Ф. Талызина предлагает все множество известных частных явлений и методов рассмотреть как систему и найти то общее, что лежит в их основе.
Например, для усвоения пунктуации русского языка нет необходимости заучивать более 100 правил, каждое из которых до сих пор изучается отдельно, для каждого из которых формулируется умение пользоваться им. Рассмотрение всех зафиксированных в этом множестве правил частных случаев как системы показало, что все они суть проявления трех функций, которым служат знаки препинания: функции соединения (слов и предложений), функции выделения (слов и предложений) и функции разделения (слов и предложений). Другими словами, все эти 100 с лишним правил могут быть представлены как три подсистемы. Поэтому оказалось достаточным обучить лишь умению распознать и дифференцировать три указанные функции, не заучивая ни одного конкретного правила. Или при изучении математического анализа нет необходимости изучать каждую частную функцию отдельно. Достаточно выделить инвариант, лежащий в основе любой функции, и его сделать предметом изучения.
Современный специалист — это специалист широкого профиля. К этому выводу приходят многие. Например, М. М. Гуренко говорит: практика убедительно показала, что при высоких темпах научно-технического прогресса знания и опыт узкого специалиста быстро морально устаревают: они используются в течение 5—6 лет, после чего необходимо переучиваться и, по существу, приобретать новую специальность, более соответствующую происшедшим изменениям в сфере инженерной деятельности без экономических, моральных и иных издержек для него при узком профиле его подготовки. Отсюда и возникло понятие «широкого профиля» как реакция на реально вскрытые противоречия и попытки сформулировать новый принцип построения модели современного технического специалиста. (См.: Гуренко М. М. Связь науки с производством и подготовка инженера Широкого профиля. Круглый стол «Вопросов философии».— «Вопросы философии», 1974, № 4,с. 58.)
Для усвоения этого инварианта надо ввести лишь несколько частных функций, работая с которыми студенты усваивают метод, пригодный для анализа любой функции данного класса.
Таким образом, делает вывод Н. Ф. Талызина, для ликвидации перегрузки студентов необходим новый способ хранения информации: вместо хранения большого числа готовых знаний хранить метод, позволяющий анализировать и воссоздавать всю систему частных явлений.
Усвоение знаний, выработка навыков, умений основываются главным образом на познавательной деятельности, но в ходе обучения проявляются интересы, способности, темперамент, характер и другие стороны психики студентов. Поэтому, приступая к обучению, преподавателям необходимо уяснить, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития студентов, их теоретической и практической подготовки.
Многие подчеркивают значение учета психологической стороны обучения. Так, один из преподавателей философии пишет, что безукоризненная логика изложения материала, глубокое его содержание и целеустремленность, учет гносеологической природы учения, принципов диалектики и стремления реализовать их в соответствии со спецификой философии — все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не учитывает или игнорирует психологическую сторону процесса обучения.
Скорость и прочность овладения знаниями, навыками, умениями, трудности, ошибки, обнаруживающиеся в ходе обучения, зависят от индивидуальных особенностей как познавательных процессов, так и мотивов учебной деятельности, способностей и других свойств личности студента.
В отличие от школы в вузе преподаватель должен не столько вести за собой учащегося, сколько указывать ему путь к знаниям. Уместно напомнить слова К. Маркса о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Задача преподавателя вуза — указать направлен ние самостоятельной работы, познакомить с ее методикой, «карабкаться» же на вершину должен сам студент, не ожидая, пока его поднимет туда преподаватель.
Очень важно первокурсников сразу же ознакомить с особенностями вузовского обучения, создать у них нужные установки. Например, в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена разработан ряд рекомендаций относительно того, как организованно начать учебу в вузе. Каждому поступившему выдается брошюра, в которой имеются методические советы о том, как сочетать учебу и отдых, как слушать и записывать лекции, как работать с книгой, составлять планы, конспекты, рефераты, как готовиться к семинару и экзаменационной сессии, что особенно важно для первокурсников, которые только начинают студенческую жизнь.
Изучая практику обучения студентов, психология высшей школы накапливает конкретные факты и обобщения, в которых выявляется связь, зависимость между педагогическими воздействиями и их результатами — изменения в личности студентов, в их поведении, в теоретической и драктической подготовке к будущей деятельности. Существенные связи между явлениями обучения отражаются в его принципах и методах.
Психологический смысл принципов обучения (научность, сознательность, учить тому, что необходимо на практической работе, наглядность и др.) и применения конкретных методов обучения (устное изложение, упражнение, самостоятельная работа и др.) заключается в построении наиболее рационального соотношения между деятельностью преподавателей и учебной деятельностью студентов.
Актуальными являются задачи развития активности студентов в обучении; сущность и особенности проблемного обучения в вузе; эффективные условия создания и организации решения проблемных ситуаций; дидактические основы разработки и использования познавательных задач по каждому предмету (включая и гуманитарные дисциплины); формы и методы организации в учебном процессе научного поиска студентов; выявление новых форм активизации учебной деятельности студентов, в частности широкое использование в учебном процессе дискуссий и т. д.
Таким образом, содержание, принципы и методы обучения студентов должны быть подчинены достижению основной учебно-воспитательной цели — обеспечить всестороннее развитие, высокую профессиональную подготовку студентов.

Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов

Несмотря на различия, о которых шла речь, воспитание и обучение студентов находятся в единстве. Это две взаимосвязанные стороны процесса их подготовки и формирования личности. Достижение целей воспитания способствует обучению, осуществление обучения помогает воспитанию.
Каждый вуз не только дает знания студентам, но и обеспечивает их всестороннее развитие и профессиональную готовность. Все дальнейшее обучение в виде курсов повышения квалификации, аспирантуры и т. п. занимает в развитии личности специалиста место, которое определено в основном тем, для какой специальности, для какой профессии его готовили в вузе.
Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что на основе определенного образования необходимо обеспечить развитие в процессе обучения направленности личности, характера, способностей студентов, их мировоззрения, высоких моральных чувств, интеллектуальных способностей, эстетических потребностей и вкусов, физических качеств. И здесь, решая задачи воспитания, нужно учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов. Студенты вузов — это сравнительно высокоразвитые люди. Их духовный мир, нравственный облик и физические качества являются существенным условием, положительно влияющим на дальнейшее движение вперед.
Обучаясь, воспитываясь, студенты развиваются как будущие высококвалифицированные специалисты. Существенным поэтому является подход к процессу их подготовки как единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности. Закономерности развития личности студента, раскрытие движущих сил этого развития требуют определенного способа и методов руководства данным процессом: воспитание должно одновременно укреплять стремление к самовоспитанию, обучение должно быть развивающим.
Общепризнано, что высшая школа формирует не только специальные знания и мышление своих воспитанников, но и их духовный мир. Сформировать личность возможно лишь в атмосфере творческого поиска, профессиональных раздумий. Хорошая книга, спектакль, концерт играют сегодня не меньшую роль, чем первоклассно оборудованная учебная лаборатория. Возмужание молодого человека происходит в сложном переплетении традиций и новаторства, где свежая мысль ученых института находит опору в производственной и культурной жизни народа.
В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой. Повышая свое образование, вырабатывая и приобретая все новые навыки, студент может существенно изменяться, развивать свои способности, духовные потребности, вырабатывать сильный и твердый характер. Воспитание и обучение не могут дать ожидаемых результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию.
Воздействие, оказываемое на нас любым событием в жизни, справедливо отмечал известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, всегда обусловлено тем, что мы до того пережили и передумали, какую внутреннюю работу проделали.
Внешние воздействия влияют на человека через его мысли, чувства, настроения, опыт. Поэтому эффективным является такое педагогическое влияние, когда учитывают уже имеющиеся индивидуальные качества, текущие мотивы и психические состояния студентов.
Внутренние причины развития личности студента заключаются в особенностях его психики, в мотивах его поведения и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой внутренние закономерности развития личности студента. Основная черта этого проявления—закономерная последовательность отдельных этапов развития, которую воспитательное воздействие может ускорить или замедлить, но не может не считаться с ним.
Неравномерность психического развития проявляется в том, что отдельные психические процессы и качества, хотя они и являются взаимосвязанными, у разных студентов развиваются разными темпами. Это объясняется отчасти тем, что результаты воспитания и обучения в высшей школе в большей мере зависят от индивидуальных качеств и отношения студентов к избранной профессии, к учебному труду, к коллективу и себе. Поэтому подготовка специалиста с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности студентов. Это является необходимой предпосылкой и чертой целеустремленно и планомерно осуществляемого воспитания и обучения. Педагогическое воздействие результативно только в том случае, когда его содержание и форма отвечают как целям воспитания и обучения, так и возрастным, индивидуальным и социально-психологическим особенностям студентов.
Учет возрастных и других особенностей студентов позволяет эффективнее осуществлять единство обучения и воспитания, добиваться качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое и нравственное развитие, укрепление воли, профессионально важных качеств студента). В этой связи заметим, что в педагогической литературе некоторые авторы принципы вузовского обучения и воспитания сводят, по сути дела, к школьным. Но поскольку вузовское обучение и воспитание специфично, в нем помимо школьных действуют свои особые принципы, такие например, как:
учить тому, что необходимо на практической работе после вуза;
учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;
профессиональная направленность обучения и воспитания;
органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
В процессе обучения и воспитания студент должен быть активным, что обеспечивается формированием положительных мотивов, побуждающих его к деятельности. Воспитателю необходимо программировать не только учебно-воспитательный материал, но также и деятельность студента, преследуя этим достижение целей формирования определенных качеств и свойств его личности.
Приобретенные знания, умения, навыки и свойства должны быть применены в последующей работе. Именно активная практическая деятельность формирует богатство отношений студента к учению, к коллективу, к себе, благодаря чему развивается личность будущего специалиста.
Соответствие деятельности преподавателей закономерному требованию — обеспечить единство воспитания и обучения будущих специалистов — это непрерывный и сложный процесс. Каждый преподаватель, который хочет успешно обучать и воспитывать, должен знать суть этого процесса, уметь им управлять. Учитывая состав студенческой учебной группы, индивидуальные особенности студентов, их отношение к учебным заданиям, преподаватели находят способы и приемы учебно-воспитательной работы, выбирают наилучшие педагогические решения. Так, например, все большую популярность приобретает так называемая система физтеха, рожденная в Московском физико-техническом институте. Она умело сочетает фундаментальную общенаучную подготовку студентов с последующей специализацией в НИИ, конструкторских бюро, на крупных предприятиях.
Практика постоянно ставит вопрос перед преподавателями, как добиться наилучшего использования педагогических и психологических факторов, как уменьшить возможные отрицательные явления (возникновение психологического барьера, формального отношения к учению и т. д.).
Обеспечить единство и достижение задач воспитания и обучения преподаватель сможет тогда, когда он будет отчетливо представлять себе личные качества, которыми должен обладать будущий специалист, степень соответствия их предъявляемым требованиям и закономерности развития этих качеств, реально определять учебно-воспитательные цели (в соответствии с динамикой развития студентов от курса к курсу).
Целевые установки отдельных предметов не являются простой дедукцией идейно-политических, научных и психолого-педагогических положений применительно к отдельным предметам. Они создаются с учетом общественной роли данного вуза, определенной науки, воспитательных возможностей, заложенных в данном предмете. Только сопоставляя эти функции, мы получим конкретное представление о целях предмета и его роли в системе подготовки специалиста. Основным при этом анализе должно быть не «освоение основ определенной науки», а прежде всего конкретное определение тех целей воспитания и обучения студентов, которые могут быть достигнуты в процессе преподавания данного предмета. Такой подход помогает преподавателям уяснить, какие качества личности будущего специалиста можно вырабатывать в ходе учебно-воспитательного процесса. Успешное использование воспитательных возможностей каждого предмета зависит также от того, насколько четко представляет себе преподаватель, какие знания должен получить всесторонне развитый специалист, какие мировоззренческие, нравственные, эстетические и физические качества необходимо формировать и совершенствовать у студентов, чтобы их деятельность и поведение отвечали нормам социалистического общества.
Формулировки целевых установок должны отражать сущность и особенности обучения тому или иному предмету. Это тесно связано с умением предвидеть то, что произойдет в развитии личности под влиянием воспитания, осуществляемого в ходе преподавания данной дисциплины. Если преподаватели увидят взаимоотношения целевых установок отдельных занятий в их перспективе, правильно определят, в какой мере они содействуют достижению единства воспитания и обучения, то довольно легко выберут из множества разнообразных методов и приемов своей работы самые необходимые.
Коллективы кафедр, разработав и согласовав целевые установки предметов, смогут эффективнее использовать их учебно-воспитательные возможности, соединять обучение с воспитанием, влиять на формирование личности студентов.
Таким образом, для решения воспитательных задач в процессе обучения требуется учет индивидуально-психологических, возрастных и социально-психологических особенностей студентов, содержания и структуры отдельных качеств и свойств, необходимых современному специалисту с высшим образованием, оптимальное соотношение методологической и профессиональной подготовки, целеустремленность во взаимодействии преподавателей и студентов. Важным условием достижения единства воспитания и обучения, успешного формирования личности студента является педагогическое мастерство преподавателей, их умение придавать идейную направленность преподаванию, творчески использовать воспитательные возможности своих предметов.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +