Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Специальный урок по выразительному чтению во II классе


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Л. Ю. Коренюк)

Основы выразительного чтения закладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних и старших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказывать им помощь, проводить специальные уроки по выразительному чтению в начальных классах.
Приводим пример специального урока по обучению детей выразительному чтению во II классе.
Тема урока: работа над двумя стихотворениями об осени: И. Бунин «Листопад», А. Фет «Ласточки пропали...».
Цель урока: обучение детей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.
План урока
1. Выполнение упражнений по технике речи.
2. Произношение отдельных предложений с разными намерениями.
3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихся учатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).
4. Разбор и чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» (на материале этого стихотворения углубляется умение вникать в подтекстовое содержание и передавать его в устном слове).
Ход урока
Урок начинается с упражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем — тренировке дикции.
Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами).
На доске пишется предложение:
«Ну, уж и денек был!»
Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями:
а) Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу.
б) Вы хотите сказать, что день был плохой; все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».
На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями.
а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).
б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные).
Можно сделать так, чтобы одни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можно и так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.
Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались, красивыми, что вы особенного заметили в лесу?
Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.
— А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.
— А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и красные.
— А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.
— А мы, когда ходили в лес, там было тепло и тихо.
Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт.
Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад»
На листе бумаги вывешен текст.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной...
Учитель. Прочитайте внимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2—3 минуты). Мы знаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можно прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень нам нравится, в другом — не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениями это стихотворение?
Ученики. Нет, не можем.
Учитель. Почему?
Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.
— Красиво кругом... поэтому нравится.
Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится. Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.
Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя: вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить картины, которые там нарисованы, людей, о которых рассказывает автор, и т. д.
А вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете для тех, кто вас слушает. Вы рисуете слушателям картины, изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и правильно оценили.
Читая это стихотворение, надо постараться так описать лес, чтобы слушающие хорошо его себе представили, поняли, что он очень красив и вам нравится.
Как это сделать? А сделать это можно так. Вот, например, когда вы с ребятами гуляете по лесу и вдруг найдете красивый цветок, то не только сами любуетесь им, но хотите, чтобы и другие полюбовались, показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивый цветок!» Или, например, когда увидите красивую поляну, то обращаете внимание и других на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как она хороша. Вы говорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько здесь цветов, как они хорошо пахнут».
Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со слушающими своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Вот, например, вы читаете строчку: «Лес, точно терем расписной», вы представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое сравнение, и у вас, конечно, появилось желание поделиться со слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете, обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!»
Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку.
Ученик. Я прочитаю ее так, будто показываю: «Вот лиловый лес, а вот — золотой, а там — багряный».
Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.
Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.
Учитель замечает: надо не только «показывать», но при этом так произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти краски, что вы любуетесь ими.
В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит, откуда его можно наблюдать: близко или далеко?
Ученик. Надо подальше отойти, тогда можно увидеть весь лес.
Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину — и лес, и поляну, прочитайте первые четыре строчки.
Читают два-три человека.
Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и скажите: чтобы увидеть картину, нарисованную в этих частях стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?
Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека листья не увидишь.
Учитель. А что такое лазурь?
Ученик. Это цвет такой голубой, это — небо.
Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.
Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет. Учитель. Вот видите, какая красота открылась, когда мы подошли ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою резьбой на ярко-голубом небе, и елочки, как вышки, темнеют, и просветы в небо видны, как оконца. Прочитайте эти части стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А лес еще красивее, если подойти к нему поближе, войти в него. Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо пахнет в лесу!»
Читают один-два человека.
Разбор и чтение стихотворения А. Фета
Учитель. Мы прочитали с вами отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад». А теперь познакомимся с другим стихотворением, в котором тоже описывается осень. Его написал А. Фет. Вот это стихотворение (текст стихотворения, написанный на большом листе бумаги крупными буквами, вывешивается на доске). Прочитайте его внимательно, вдумайтесь в содержание, представьте нарисованные в нем картины.
«Ласточки пропали...»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
На чтение стихотворения отводится 3—4 минуты.
Во время чтения учитель должен следить за тем, чтобы дети читали внимательно, вдумчиво, сосредоточенно.
Стихотворение прочитано.
Учитель. Чем это стихотворение отличается от того, которое мы только что читали?
Ученики. Здесь описывается грустная, невеселая картина осени.
Учитель. А по каким признакам вы можете определить это?
Ученики. «Ласточки пропали», «на дворе темно», «ветер злится», журавли улетают.
Учитель. Правильно. И в том и в другом стихотворении описывается осень. Но даются совершенно разные картины и поэты выражают противоположные чувства. Первое стихотворение проникнуто настроением радости, мы чувствуем, что поэт любуется красотою осени, она нравится ему, а вот во втором описывается грустная, тоскливая картина. Скажите, есть ли в первом стихотворении слова, которыми бы автор говорил о своих чувствах?
Ученики. Нет.
Учитель. Верно, нет, но мы догадываемся о них. А во втором?
Ученики. Есть. «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад», «тяжело — хоть плачь».
Учитель. Правильно. Вот вы прочитали слова автора, которыми он прямо выражает свои чувства. Значит, когда мы будем читать вслух, нужно будет суметь не только хорошо представить картины и нарисовать их словом, но и правильно передать в чтении переживания автора. Расскажите, как вы представляете себе картину, нарисованную в первой части.
Ученики. В деревне дом стоит. Под крышей было гнездо, где жили ласточки, оно опустело. И в небе пусто.
— А над горой поднялась стая грачей, грачи быстро пролетели, потом опять появились и снова скрылись за гору.
Учитель. Какое настроение вызывает эта картина?
Ученики. Она вызывает грусть.
Учитель. Прочитайте эту часть вслух. Обращайтесь к слушателям, «рисуйте» им эту картину так, чтобы они поняли, что вам грустно смотреть на небо, где уже не летают ласточки, грустно смотреть на последние стайки грачей.
Не все ученики сразу после разбора смогут правильно прочитать эту часть. Так, например, им бывает трудно понять: «грачи летали» — грустно это или весело? Надо объяснить, что общее настроение стихотворения исключает «веселое» прочтение этих строчек. Следует обратиться к ассоциациям: устно нарисовать картины, которые помогут вызвать нужные чувства.
Учитель. Прочитайте про себя вторую часть стихотворения. Представьте нарисованную в ней картину. Пофантазируйте: введите в картину свои подробности, опишите обстановку, человека, который находится в комнате. Подумали? Теперь расскажите, что вы видите?
Ученики. «Большую комнату в доме», «темные окна», «на столе свечка горит», «диван у стены», «человек лежит на диване, руки заложил под голову», «слышно, как за окном ветер воет, ставней стукнул».
Учитель. Прочитайте вторую часть стихотворения вслух так, чтобы нарисованная вами картина встала как живая в воображении слушателей. При этом представьте, что вы находитесь в этой обстановке, вот в этой самой комнате: на дворе темно; за окошком воет ветер. Вам скучно, тоскливо.
Читают 2—3 человека.
Учитель. Какое чувство выражает поэт в третьей части стихотворения?
Ученики. Ему надоела осень. Он хочет, чтобы скорее зима наступила: «Лучше б снег да вьюгу».
Учитель. Почему поэт так пишет про журавлей: «Словно как с испугу раскричавшись, к югу журавли летят»? Почему раскричались журавли и чего они испугались?
Ученики. Ветер дует сильный, мешает им лететь, они кричат, чтобы не потерять друг друга.
— Холодно стало, они боятся, чтобы зима их не застала, торопятся.
Учитель. Подумайте и скажите, в чем будет заключаться ваша задача, когда вы будете читать эту часть вслух?
Ученики. Надо нарисовать грустную тоскливую картину: небо тучами затянуло, мелкий дождик. идет, противный такой, ветер срывает листья с деревьев, а журавли в небе неровно летят, то все вместе, то кто-то отстанет.
Учитель. А еще что вы должны будете сделать?
Ученик. Сказать, что поэту хочется, чтобы быстрее наступила зима.
Учитель. Прочитаем вслух. Рисуем картину. Говорим своим чтением: «Как тоскливо смотреть на эту картину. Скорее бы зима». Читают 2—3 ученика.
Учитель. Какое чувство передает поэт в четвертой части стихотворения?
Ученик. Ему тяжело, «хоть плачь».
Учитель. Как бы вы назвали это чувство?
Ученик. Чувство тоски.
Учитель. Правильно. Это чувство острой тоски. Оно особенно сильно передано в заключительных строках:
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
Эта картина помогает поэту выразить чувство, которое он испытывает, глядя на опустевшее поле, думая об исчезновении всего живого, радостного, яркого, что было в природе летом. Прочитаем эту часть.
Посмотрите теперь, как усиливается переживание поэта от начала к концу стихотворения.
В первой и второй части он ничего не пишет о своих чувствах, но уже по тому, как описаны картины, можно догадаться, что он грустит. И любой человек, если бы он был на месте поэта и видел эти картины, испытывал бы чувство грусти.
А вот в третьей части поэт уже пишет о своих чувствах:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Ему так надоела эта затянувшаяся осень, с ее холодными ветрами, опустевшими лесами и полями, сумрачным небом, что зима с ее снежными бурями лучше для него.
Наконец, в четвертой части он говорит о еще более сильном душевном переживании: чувстве тоски и одиночества («тяжело — хоть плачь»).
Когда вы будете читать стихотворение целиком, надо будет передать, как изменяется настроение поэта, как ему становится тяжелее и тяжелее.
Чтобы хорошо прочитать это стихотворение, нужно будет очень четко представлять картины, нарисованные в каждой части, и переживания поэта. Нужно в воображении своем поставить себя на место поэта и как бы говорить от его имени.
Большое значение для правильного чтения имеет расстановка пауз. Поэтому после проведенной работы над содержанием текста учитель должен объяснить и обозначить паузы.
Надо сказать детям, что самые большие паузы делаются между частями и в то же время они не должны быть пустыми. Паузы делаются для того, чтобы можно было, закончив чтение одной части, не спеша перейти к чтению следующей. Во время паузы чтец рисует в своем воображении новую картину, он не просто молчит, он думает.
Внимание учеников надо обратить на то, чтобы они сначала подумали, увидели, оценили, а потом сказали. Тогда паузы не будут пустыми. Ученики не будут их бояться. Паузы делаются внутри частей между предложениями и строчками стихотворения. В особенно трудных местах надо подсказать и показать, где и как надо сделать эти паузы. Например в третьей строфе:
«Словно, как с испугу (построчная пауза).
Раскричавшись, (пауза, отделяющая деепричастный оборот),
К югу (построчная пауза).
Журавли летят».
Целесообразно сделать логическую разметку текста (обозначить логические ударения и паузы), но уже после проведенного разбора по содержанию.
На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить его выразительное чтение.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +