Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Авторское исполнение при обучении выразительному чтению


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

(Р. Р. Майман)

Об использовании авторских чтений написано немного. Существует мнение, что авторы читают свои произведения, особенно стихи, хуже, чем профессиональные исполнители.
В последнее время чтения самих создателей произведений все чаще оцениваются по достоинству. Вот одно из сравнительно недавних свидетельств: «...слушая голос поэта, хоть бы и в магнитофонной записи, мы соприкасаемся с его живой личностью. Чтение поэтом своих стихов так же входит в его творческую жизнь, как и само писание их, потому что поэзия есть искусстве словесно-звуковое.
Поэт лучше, чем его интерпретаторы, знает связь между стихом, напевом, ролью той звуковой метафоры, из которой родилась словесно-смысловая. Вот почему все настоящие поэты читают свои стихи хорошо...
Наконец, чтение поэта прямо ведет нас к истории создания произведения, к тому, не вошедшему даже в черновики, изначальному «гулу», «пленным голосам», сигнальному распеву — к той «бездне шепотов и звонов», из которой вставал «один, все победивший звук». В этом смысле живой звучащий голос поэта сопоставим с его рукописью, с его черновиками: он дополняет их.
И конечно, всегда это — авторский комментарий, коротко связанный с правдой чувства, точностью слова».
Нет, однако, оснований преувеличивать роль авторской читки. Против этого выступал В. Маяковский. Когда ректор Тбилисского закавказского коммунистического университета объяснил было успех выступления Маяковского только хорошим чтением, поэт остроумно ответил: «Если все дело в чтении, так организуйте же кружки по художественному чтению. Ведь это в вашей власти». Конечно, закономерно различное отношение к авторским исполнениям вообще и к некоторым в частности, но в целом следует признать, что они помогают глубже проникнуть в замысел, почувствовать художественное своеобразие произведения, особенности его стиля. Авторские интерпретации сокращают и углубляют работу по анализу произведения, оказывают большое эмоциональное воздействие на слушателей, помогают ярче увидеть авторское отношение к исполняемому, вскрывают подтекстовое богатство, обнажают ритмическую и звуковую сторону стиха. Дореволюционная школа и мечтать не могла о том, чтобы в классе звучал голос автора изучаемого произведения. И все же методисты конца XIX — начала XX в. высказали интересные мысли. Д. Коровяков, например, считал, вслед за Э. Легувэ, что поэтам полезно видеть живую реакцию слушателей на исполняемые произведения, а В. Саводник знакомил старшеклассников с тем, как читал свои произведения Н. В. Гоголь.
В советское время одной из первых на авторские чтения обратила внимание М. А. Рыбникова. Отмечая, что «существует два стиля чтения: актерский и авторский», она не противопоставляла их.
В наше время вопрос об использовании авторских чтений при изучении литературы стал важной методической проблемой. Учитель-словесник безусловно должен обращаться и к самим авторским исполнениям, и к высказываниям о них. При решении вопроса, как использовать этот материал, нельзя, конечно, недооценивать специфику изучаемого произведения и возрастных особенностей учащихся, но прежде всего следует учитывать, как исполняет свое произведение автор. По качеству чтения авторские исполнения составляют три основные группы:
1. Безусловно хорошие исполнения, они заслуживают широкого использования на различных этапах работы.
2. Чтения с серьезными недостатками, но и с несомненными достоинствами, их следует применять на определенных этапах работы и с конкретными целями.
3. Чтения неудачные, они не должны звучать в школе. Прежде всего надо выделить писателей и поэтов, хорошо читающих свои произведения.
К хорошим авторским чтениям словесники обращаются даже на вступительных занятиях, при ознакомлении с изучаемым произведением.
Так, подводя пятиклассников к правильному пониманию и исполнению басен И. А. Крылова, учитель рассказывает, как просто и впечатляюще читал свои произведения сам автор, и подтверждает это некоторыми краткими, но яркими отзывами современников, помещенными на специальном плакате. Вот как выглядит это пособие: в верхней части — портрет баснописца и краткое высказывание В. Белинского о достоинствах басен И. А. Крылова, в основной части — высказывания современников. Учитель вместе с учащимися воспроизводит их, подчеркивая главное: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, бед всяких вычур и, между тем, с необыкновенной выразительностью» (С. П. Жихарев), «... свои басни как бы не читал, а пересказывал... со всей грацией простодушия и безыскусственности, так что чтение его можно было принять за продолжение самого разговора» (П. А. Плетнев), «Слыхал, как читает, или лучше рассказывает, басни свои Крылов: это неподражаемая простота и естественность» (С. Т. Аксаков), «Он читает столь же превосходно, сколь превосходны его басни: непринужденно, внятно, естественно, но притом музыкально, легко, опираясь голосом на ударениях смысла и наивно произнося сатирические свои заключения» (М. Е. Лобанов). Теперь пятиклассники правильно отвечают на вопрос, как надо читать басни: «Надо стараться читать просто, не как стихотворение, а как сказку», «Надо стараться рассказывать басню, как будто это все было», «Не надо смеяться, когда смешное читаешь», «И про стихи тоже нельзя забывать, а то нескладно получится». И впоследствии они неплохо оценивают и чтение своих товарищей, и чтение мастеров слова. Вступительное занятие, таким образом, подводит учащихся к пониманию, как надо читать басни.
Познакомить учащихся с тем, как читал автор, полезно, но еще полезнее дать послушать само авторское чтение. В первую очередь это относится к В. В. Маяковскому. Возможен специальный урок «Маяковский-чтец». Выделение такой темы обусловлено следующим.
Маяковский свои стихи предназначал прежде всего для произнесения вслух. Он был прекрасным чтецом, и в распоряжении словесника есть авторское исполнение нескольких стихотворений. Имеются высказывания писателей, актеров об особенностях чтения Маяковского, а также суждения самого поэта об авторских выступлениях.
Учащиеся же, пожалуй, хуже всего читают именно стихи Маяковского.
В хрестоматии для VII класса, в статье «Как читать стихотворения Маяковского», рассказано лишь о поэтике Маяковского, но не сказано, как читал сам поэт.
Урок был построен и проведен так.
Сначала учитель спросил у учащихся, почему Маяковского называют поэтом революции. Уточняя ответы и обобщая их, подчеркнул, что новые темы и идеи произведений родили и новый характер их произнесения. «Революция выдвинула поэзию на эстраду, приблизила ее к массам. Поэта-меланхолика она заменила поэтом-разговорщиком. И я горжусь своими выступлениями»,— говорил Владимир Владимирович Маяковский. Он охотно читал перед микрофоном, требовал «права на граммофонную пластинку». Учитель кратко рассказывает, в какой мере осуществились мечты поэта, как было записано его чтение и как восстанавливались записи. Это подготавливает учащихся к такому целенаправленному, внимательному слушанию, когда при воспроизведении технически некачественной записи посторонние шумы не заслоняют в чтении главного. Учащиеся слушают чтение Маяковского: «Послушайте, ведь если звезды зажигают...» Их удивляет, поражает простота и вместе с тем своеобразие чтения поэта. После краткой беседы о том, что же особенно понравилось учащимся в авторском исполнении, идет прослушивание еще одной записи — стихотворения «Военно-морская любовь».
Учащиеся теперь уже более подробно рассказывают, что в чтении автора им хотелось бы отметить: «Он совсем не кричит. Просто он очень страстно, что ли, читает» (ученик К.), «Если не вслушиваться в слова, кажется, что он убеждает нас в чем-то, будто разговаривает с нами» (ученица Е.), «Он как-то очень умело пользуется своим голосом» (ученик Б.), «Читает он мягко. Мне стихи его... грубыми казались, думала, он резко, даже зло будет читать, а он читает очень задушевно» (ученица К.).
Подытоживая, а порой и уточняя ответы, словесник подчеркивает, что даже технически несовершенная запись дает некоторое представление о том, как читал поэт.
Предоставляется теперь слово современникам Маяковского, неоднократно слышавшим выступления самого поэта: воспроизводятся два-три отзыва об особенностях его чтения. В выводах учитель указывает, что Маяковский выступал с удовольствием, читал целенаправленно, тонко чувствуя аудиторию и обращаясь именно к ней, по-разному подавая текст различной аудитории. Но где бы, кому бы ни читал поэт, он исполнял свои произведения страстно, убежденно. Его исполнению всегда был присущ глубокий лиризм и полная опора на видения. «Я всегда вижу то, что читаю»,— не раз повторял поэт. В его чтении рельефно выступала и ритмическая основа стиха, не заслонявшая смысл. Тонко выделял Маяковский наиболее важные слова, передавая и внутреннюю связь между ними. Не пропадали для слушателя и интересные поэтические детали, краски.
Хорошие авторские чтения можно использовать и для первоначального ознакомления школьников с изучаемым текстом. При этом следует сообщить им, что предстоит прослушать авторское исполнение: иначе может не быть должного педагогического эффекта. В IV классе, приступая к изучению поэмы К. Симонова «Сын артиллериста», учительница предупредила учащихся, что им предстоит услышать стихотворение в чтении самого автора! Она просила закрыть хрестоматии и слушать, не обращая внимания на некоторые дикционные недостатки К. Симонова. Включена вапись — и ученики во власти поэта. Когда кончилось чтение, стояла редкая тишина. Не спрашивая даже, понравилось ли стихотворение, учительница выяснила, понравилось ли им, как питал автор. Да! Они отмечают, что «автор очень волновался за Леньку», что «он очень хорошо прочел то место, когда Ленька идет к немцам в тыл», что «его слушать интересно» и т. д. Любопытно одно замечание, которое было высказано как критическое, но верно объяснено и использовано учительницей. «Не понравилось, как читал он,— сказал ученик В.,— очень весело он все читал, радостно, а ведь Леньку чуть не убили наши же». Класс неодобрительно зашумел, кое-кто засмеялся, но учительница (почти, как намечалось) начала выяснять у ребят авторскую позицию, авторское отношение к изображаемому. Начался анализ текста, и анализ шел от обсуждения авторского чтения. В конце второго урока учительница по просьбе ребят еще раз дала послушать авторское исполнение стихотворения, и они, заинтересованно слушая, обращали внимание и на то, как читает поэт.
Для первоначального ознакомления учащихся с текстами может быть использовано и авторское чтение А. Твардовского (VII класс, урок по ознакомлению учащихся с поэмой «Василий Теркин»). Этот способ ознакомления с текстами очень важен при изучении новейшей поэзии. Авторский стиль, своеобразие манеры становятся в этом случае более яркими, запоминающимися. Психологический настрой в работе по художественному чтению очень важен, и хорошее в принципе, в главном чтение безусловно поможет учителю. Когда, например учащиеся прослушивают отрывок из «Как закалялась сталь» в исполнении самого автора, то оптимизм произведения они чувствуют сильнее и в чтении реже «съезжают» на несвойственные Островскому минорные нотки.
Итак, хорошие, интересные авторские чтения и свидетельства современников об их характере должны занять достойное место на уроках и на внеклассных мероприятиях.
В процессе анализа может быть использован гораздо более широкий круг записей, даже такие, где далеко не все бесспорно. Если в авторском исполнении не все хорошо, имеются серьезные недостатки, то следует обратить внимание учащихся на главное, на ту или иную особенность исполнения. Так, передавать свое отношение к изображаемому герою полезно учиться у С. Я. Маршака, а задушевно, мягко читать политическую, гражданскую лирику — у М. Исаковского, хотя в целом его чтение трудно назвать очень хорошим...
Не только словесников, но и профессиональных актеров серьезно интересует вопрос о том, как читать стихи. Молодой А. Шварц еще в 1925 г. писал: «...ритмическая читка поэтов всегда интересна. Никакие актеры в этой области с ними не могут соперничать». Об этом же говорил В. И. Качалов: «Нет, нет, я всегда чрезвычайно интересуюсь тем, как читают сами поэты. Чтение стихов — труднейшее искусство». Авторские исполнения помогают овладеть этим искусством.
Когда в VI классе учащиеся получают общее представление о стихотворном ритме, полезно предложить прослушать и проанализировать не только пушкинские стихи в исполнении A. И. Шварца, но и ритмически четкое, яркое чтение своих сказок К. И. Чуковским. На знакомом материале ученики легче улавливают ритмические переходы, лучше чувствуют определенную зависимость ритма от содержания текста, от отношения к нему автора и уж, конечно, от структуры стиха.
В таком случае, стремясь целенаправить слушаниа и сделать его максимально эффективным, учитель до чтения дает советы, на что обратить главное внимание.
В отличие от профессиональных мастеров художественного слова, которые могут изучать с пользой любое авторское чтение, даже явно манерное, формалистическое, в школе нельзя давать слушать плохое авторское чтение, ибо одна из основных задач учителя — привить любовь к изучаемым произведениям и их создателям.
Использование авторских исполнений при обучении выразительному чтению не исключает, но даже предполагает широкое привлечение чтецких записей и сопоставление их с авторскими, в основном на заключительных занятиях, а иногда и при изучении текстов. При таких сопоставлениях в центре внимания должен находиться авторский текст, чтение самого создателя этого текста.
Например, изучается «Необычайное приключение...». После вступительного слова учителя, чтения и анализа стихотворения прослушивается и обсуждается авторское исполнение текста. Учитель рассказывает, как актеры, чтецы оценивали это чтение и как, в свою очередь, Маяковский отзывался об их актерском исполнении.
Приводятся воспоминания И. Ильинского, который первый читал это стихотворение, затем отрывок из воспоминаний Г. В. Артоболевского и, наконец, отрывок из статьи самого Маяковского «Расширение словесной базы»:
«Нет, хорошесть авторской читки не в актерстве. В. И. Качалов читает лучше меня, но он не может прочесть так, как я.
B. И. читает:
Но я ему —
на самовар.
Дескать, бери самовар (из моего «Солнца»).
А я читаю:
Но я ему...
на самовар
(указывая на самовар).
Слово «указываю» пропущено для установки на разговорную речь. Это грубый пример. Но в каждом стихе сотни тончайших ритмических, размеренных и др. действующих особенностей,— никем, кроме самого мастера, и ничем, кроме голоса, не передаваемых».
И еще раз предлагается прослушать поэта. Таким образом, анализ стихотворения тесно связывается с обсуждением особенностей авторского чтения, что значительно углубляет понимание текста, делает более тонким и интересным его воспроизведение.
Примерно так, в такой последовательности могут быть использованы многие авторские чтения, которые относятся к первым двум группам исполнений.
Изучаются главы «Василия Теркина». Учитель читает ряд глав поэмы, знакомя не только с содержанием, но и с художественным своеобразием произведения. Последние главы даются в исполнении самого А. Твардовского. Впечатление от чтения автором главы «По дороге на Берлин» и заключительной главы очень сильное.
Более сложно шла работа по изучению темы «А. А. Блок».
На втором уроке учитель предложил классу прослушать, как стихи Блока читают А. Коонен, В. Аксенов и В. Качалов. Качалов понравился больше других, и был приведен отрывок из книги воспоминаний Н. И. Комаровской, в котором она, подробно рассказывая о том, как хорошо читал сам поэт (сдержанно и страстно, удивительно передавая «внутреннюю музыку стиха», его ритм), пишет: «Я не «слышала исполнителей стихов Блока, в полной мере исчерпывающих их «музыку». Глубже других проникал в мир блоковской поэзии В. И. Качалов, но тот не раз говорил: «Трудно проникнуть в сложный мир символов и образов этого поэта, но еще труднее овладеть пленительной формой, в которую он облекает свои поэтические образы». Блок не любил, когда читали его стихи на эстраде, особенно в так называемых «смешанных» концертах... Исключением был В. И. Качалов. Блок не раз говорил, что ему нравится, как Качалов читает его стихи».
Далее учитель познакомил с подробной и полной характеристикой чтения Блока, которую дает С. Алянский и др.
После ознакомления с весьма яркими, но разноречивыми свидетельствами слышавших А. Блока и после прослушивания стихотворений поэта в исполнении актеров была предложена запись с авторским чтением.
Как видим, пути сопоставления актерского и авторского чтений могут быть самые различные, но — повторим — ни в коем случае не следует брать плохое авторское чтение. Нельзя также дискредитировать и исполнителей. Как правило, задача сопоставления — показать неповторимое своеобразие каждого писателя.
Особо следует сказать о чтении произведений народного творчества, тем более что в школьном курсе литературы они занимают непростительно мало места. К тому же темы идут в программах IV и V классов первыми, в самом начале учебного года, и на этом материале начинается и обучение выразительному чтению. Словеснику очень нужны подлинные, документальные записи, запечатлевшие процесс творчества сказителей, их отношение к исполняемому. Опыт показывает, что даже не вполне удачные документальные записи воспринимаются учащимися заинтересованнее и с большей пользой, чем стилизованные исполнения, которые преподносятся в фонохрестоматии и в широком ассортименте пластинок. В силе остается вывод Г. В. Артоболевского: «У нас является чрезвычайно распространенной манера подражательно-этнографического исполнения народных произведений, в первую очередь русских сказок».
Нужны словесникам и «живые», документальные записи, знакомящие с различными типами исполнительского искусства народных сказителей. И не для подражания, а для проникновения в глубины произведений, для овладения народным мастерством общения со слушателями, особой неторопливой и чуть назидательной манерой сказывания.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +