Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

О необходимости введения народной системы образования и о предварительных для этого занятиях


Сост. проф. В. Я. Струминский.
"Н. Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России"
Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Die offentliche Erziehung ist die eigentliche Lebensfrage unserer Zeit. Baierische Staatszeitung, 1832.
Публичное воспитание есть единственно жизненный вопрос нашего времени. Баварская газета, 1832.

В ПОСЛЕДНИЕ три года отечественная словесность и в особенности наши журналы приняли, бесспорно, деятельное и ревностное участие в государственной и общественной жизни отечества и возбудили много вопросов почти по всем отраслям государственного благоустройства и народного благосостояния. Но если кто спокойно и беспристрастно, без всяких увлечений, следил за развитием и обсуждением этих вопросов, особенно в наших периодических изданиях, тот, нам кажется, непременно придет к следующим заключениям:
1) Единогласно выражаемая необходимость в различных преобразованиях и улучшениях ясно показывает, что многое из нашего былого и настоящего не совсем удовлетворительно, не вполне соответствует современным потребностям нашего отечества.
2) Незнание общих основных причин наших несовершенств, непоследовательность и запутанность суждений, полное разногласие, часто противоречие в самых общих основаниях или, еще чаще, совершенное отсутствие этих оснований и прикрашенная научными терминами общая болтовня вместо них, встречаемые нами в большей части журнальных статей, рассматривающих один и тот же вопрос, неопровержимо доказывают, что мы плохо знаем и понимаем наше отечество и что мы не только не сжились с наукою, но даже не усвоили себе основательно, с полным сознанием, главных общих истин, выработанных ею и уже примененных или применяемых на Западе к действительной жизни.
Эти два последних недостатка: несостоятельность нашего научного образования, лишенного здравых начал, и незнание и непонимание основных причин как положительных, так и отрицательных проявлений нашей народной жизни составляют в настоящее время самый тяжелый камень преткновения во всех наших благих начинаниях. Не сдвинув этого камня, мы не можем иметь ни в чем настоящего успеха.
В настоящее время никакой государственный или общественный вопрос не может быть обсужден вполне без помощи науки. Пока мы не усвоим себе науки во всей полноте и глубине ее и не сделаем ее нашей неотъемлемой собственностью; пока мы не сживемся с наукой, — до тех пор мы не будем в состоянии основательно, надлежащим образом обнять и обсудить хоть один какой-нибудь вопрос из государственной или общественной жизни. Не изучив вдоль и поперек нашего отечества, мы никогда не узнаем основных причин наших недостатков, никогда не поймем вполне истинных нравственных и физических нужд и потребностей наших и не будем в состоянии применять выработанных наукой непреложных истин к жизни родной земли с полной пользой, подводя под них и освещая ими все проявления этой жизни.
Чтобы применить общую формулу к правильному решению частных задач, должно вполне знать и понимать как самую формулу и все составные части ее, так и условия частных задач и уметь подводить последние под первую, вставляя вместо общих знаков частные данные. Пока наука, так сказать, не сделается также произведением нашей духовной деятельности, русского ума и сердца, до тех пор мы не можем быть самостоятельными двигателями науки и будем постоянно во всем подражать, идти позади Западной Европы, отставать во всех отношениях. Пока мы не сделаемся самостоятельными деятелями в области науки, пока она не озарит наших народных производительных сил, до тех пор на нашу долю останется только продавать хлеб, лен, пеньку, лес, сало и другие сырые и грубые материалы. Следовательно, наука должна сделаться народным достоянием. Эти истины давно известны и теперь жестоко отмщают нам за долгое равнодушие к ним.
Итак, основательное, всестороннее глубокое изучение науки и отечества — вот наши главные насущные потребности в настоящее время. Не удовлетворив им, мы будем связаны по рукам и по ногам во всех наших действиях. В продолжение трех лет мы гонялись за выставлением наших частных недостатков; пора теперь исследовать корень нашего зла. Зло пребывает в нас самих — одно образование может искоренить его.
Если бы у нас явились самые совершенные государственные законы и учреждения, то и в таком случае полное благодеяние их зависело бы от правильного исполнения, следовательно, от людей-исполнителей. Человек честный без надлежащих сведений не может точно исполнять законов, ибо не поймет вполне их. Человек сведущий, но без честности, будет всегда зловредным исполнителем законов. Он употребит все свои знания и все свое умение на истолкование законов в свою пользу.
Только одно разумно-нравственно-религиозное воспитание или образование, вполне согласное с условиями развития и с потребностями жизни народа, может доставить семье, обществу, государству разумных, бескорыстных, дельных, одним словом, настоящих деятелей и исполнителей законов.
Западная Европа обязана изумительным развитием всей своей духовной и физической деятельности почти единственно своему народному образованию. Германия, Франция, Англия по крайней мере более трех веков работали над своим просвещением и выработали себе свои собственные общие системы образования, соответствующие их народному развитию, и теперь неусыпно трудятся над усовершенствованием этих систем и над применением их к частным, так сказать сословным, нуждам современной народной жизни. Конечно, эти системы построены на одних общих человеческих началах, на законах развития нашего духа и тела, которые одни и те же у всех народов. Но тем не менее действительное применение и развитие этих общих начал необходимо должно согласоваться с потребностями народной жизни и обусловливаться ими. Каждый народ имеет свои нравы, свои обычаи, свой взгляд на жизнь, свою главную деятельность, ибо развивается в своей среде, под влиянием окружающей природы, под влиянием своих соседей и зависит в своем развитии от различных исторических событий и вообще от разных внешних обстоятельств.
Вот почему Германия, Франция, Англия имеют свои особенные школы, училища, гимназии; даже университеты или высшие специальные учебные заведения имеют свой отличный народный характер, хотя высшее образование должно быть общечеловеческое, ибо имеет целью распространение общечеловеческих истин науки.
А у нас? Что мы делали на поприще народного образования? Мы, как везде, так и здесь, только подражали, плохо перенимали. Мы, не спросясь условий нашего народного развития и быта, не сознавая потребностей нашей народной жизни, переносили в отечество только внешние формы различных европейских высших, средних и низших учебных заведений, не исследовав, не усвоив себе общих начал систем образования западных народов. По этим внешним формам, поверхностно понятым, думали мы устроить наши системы образования, учреждали университеты, лицеи, кадетские корпуса, заводили гимназии, уездные училища, приходские и сельские школы. Оттого-то вся система нашего образования не есть ни германская, ни французская, ни английская и менее всего русская. Она составлена из кусочков и не только не сближает нас с народным элементом, но постоянно отдаляет от него.
Отчего наше специальное образование не приносит надлежащих плодов? Вообще какое главное, основное условие успешности специального образования, без которого оно ни в каком случае не может принести настоящей пользы? Нам кажется, что это условие, sine qua поп, есть вполне свободный и сознательный выбор специальных занятий со стороны посвящающего себя оным.
Человек только в таком случае может избрать соответствующие ему специальные занятия или вообще какую-нибудь специальную деятельность, когда он сознает свои духовные и телесные силы или знает, к чему он способен. Окончив наше образование дома, в гимназии или другом заведении, мы, поступая в университет, большею частью совершенно ощупью выбираем себе какой-нибудь факультет. Счастлив тот молодой человек, который случайно сделает хотя несколько удачный выбор, несовершенно противный его способностям! Он, может быть, поймет смысл своих специальных занятий, будет по выходе из университета продолжать разрабатывать избранное дело, останется верен своему выбору. Большинство же поступающих в университет не знают даже, что читается в различных факультетах, и оканчивают свое специальное образование выходным экзаменом, получением какой-нибудь ученой степени и права на соответствующий ей чиновный класс. Потом начинаются практические применения специальных познаний по древней и восточной филологии в присутственных губернских местах или, с недавнего времени, по различным министерствам, или по промышленным компаниям. Редкий юрист попадает в министерство юстиции; редкий камералист займет место, соответствующее его специальным занятиям в министерстве внутренних дел, или государственных имуществ, или финансов1 и т. д. Учителями же большею частью делаются или те, которые воспитывались на казенный счет, или те, которые никакими судьбами не могут добыть себе другого способа существования. Может ли быть тот хорошим учителем, кто принял на себя это высокое звание и эту священную обязанность только вследствие одной крайней нужды, а не добровольно, по собственному влечению, желанию? Учитель не по призванию, а поневоле никогда не будет совершенствовать себя в преподаваемой им науке, ибо он ожидает только первой возможности сбросить с себя нуждою навязанное учительское звание. Если же это ему не удастся, то, по недостаточности своего содержания, он должен будет набирать частные уроки по всем предметам, какие только представятся, и потому во всяком случае у него не хватит минуты свободной для увеличения и углубления своих шатких, поверхностных сведений. Он сделается учителем-ремесленником и будет затемнять природные способности учеников, наполняя их бог знает чем, только не дельными, последовательными знаниями. Одним словом, применением наших специальных теоретических познаний к практической деятельности распоряжаемся менее всего мы сами; почти всегда им распоряжается случай, ворожея-бабушка и т. д.
К чему же служит наше специальное образование? Приносит ли оно какую-нибудь пользу? В редких исключениях — может быть. Вообще же не только не приносит пользы, но решительно вредит, и вот по каким основным причинам: во-первых, оно избирается молодым человеком без всякого сознания своих способностей и потому большею частью вовсе не соответствует его силам и влечениям. Во-вторых, оно впоследствии, в жизни, остается без всякого применения. Молодой человек, приобретший кое-какие специальные познания, начинает совершенно противоположную практическую деятельность, которая требует от него совершенно новых сведений. Следовательно, он только напрасно потерял лучшие годы свои, усваивая себе те знания, которые нисколько не пригодились ему в жизни. Положительно и несомненно лучше было бы, если бы молодой человек прямо по окончании общего образования занялся какою-нибудь практическою деятельностью, по крайней мере он в продолжение нескольких лет, употребленных им на бесплодные специальные теоретические занятия, мог бы приучиться к этой деятельности на практике.
Могут ли при всех этих условиях, действительно у нас существующих, образоваться дельные специальные деятели, соединяющие теорию с практикою и приносящие существенную пользу государству?.. Что посеешь, то и пожнешь.
Что же нам нужно для того, чтобы наши благие начинания на пользу дорогого отечества имели успех, не остались бы тщетными? Нам нужны наука и знание родины; а чтобы приобрести и то и другое, нам необходима народная, русская система образования, вполне соответствующая условиям нашего развития, удовлетворяющая потребностям нашей жизни.
«Набросать на бумаге устав училищ можно в полчаса, — говорит Гердер, — но такой устав сделается оковами духа, в которых потом, по крайней мере целая четверть века будет ползти спотыкаясь». Подумаем об этом.
Если мы опять по-прежнему, кое-как, без общей системы, основанной на твердых здравых началах, будем осуществлять наши поверхностные понимания одних внешних форм внутреннего устройства заграничных училищ, без применения их к нуждам и потребностям нашей жизни; если мы будем довольствоваться одними новыми заплатами, то вряд ли совершим благое дело. «Или сотворите древо добро, и плод его добр; или сотворите древо зло, и плод его зол: от плода бо древо познано будет».
Мы решаемся высказать несколько посильных мыслей о предварительных занятиях для введения у нас народной системы образования, отдавая их на суд строгий и праведный с единым прошением: «Вся же искушающе, добрая держите».
Для введения народной системы образования мы считаем необходимым совершить следующие предварительные работы:
Прежде всего надлежит нам изучить основательно (а не поверхностно, как-нибудь, как мы до сих пор поступали) теоретически и практически все, что сделано в области образования у западных европейских народов, и исследовать условия развития и потребности нашего отечества.
Если мы пожелаем одними своими средствами, одним своим умом устроить народную систему образования, то будем слишком часто и долго ошибаться, пока придумаем то, что уже выработано наукою и оправдано жизнью в этом отношении в Западной Европе. Следовательно, никогда не догоним ее.
Без теоретического основательного изучения основных начал и развития современных систем европейского образования мы никогда не поймем их настоящим образом. Не исследовав на практике, «очима своима» применения этих систем к действительной жизни, мы не можем верно судить об их истинной полезности.
Между западными европейскими государствами Германия и особенно Пруссия преимущественно трудились и трудятся над развитием и распространением образования Французское правительство несколько раз посылало сведущих людей для изучения германских ив особенности прусских училищ. Поэтому нам нужно особенно тщательно изучить систему прусского и германского образования.
Вся система образования состоит из двух главных отделов: специального и общего образования.
Специальное образование должно иметь целью положить твердые основания и сообщить теоретические сведения, необходимые для будущей деятельности молодого-человека. Оно приобретается в высших специальных училищах или в университете, который собственно должен быть сосредоточием всей науки.
Государство учреждает такие высшие училища с целью иметь впоследствии дельных специальных деятелей по всем отраслям.
Молодой человек должен сам избрать себе специальные занятия.
Он может сделать правильный выбор только тогда, когда он сознает самого себя, т. е. свои духовные и телесные силы, и знает, на какой деятельности эти силы могут быть преимущественно сосредоточены.
Избрав себе специальный путь с полным ясным сознанием своих способностей, молодой человек должен работать на этом пути совершенно свободно; он должен иметь полное право заниматься, чем хочет и как ему угодно. Это вполне его собственное дело, его собственная забота.
Молодой человек должен изучить избранный специальный путь свой вдоль и поперек и на нем преимущественно сосредоточивать все свои духовные и телесные силы. Оттого он не в состоянии заниматься многими предметами, разъединяющими его сосредоточенное внимание на главной специальной науке.
Его нельзя стеснять ни определенными годичными курсами, ни вообще срочным назначенным временем. Сколько бы лет он ни занимался, все равно: дело только в том, чтобы его занятия принесли здоровый плод и ему самому, и обществу, и государству.
Поэтому число лет надо предоставить совершенно на волю молодого человека и назначить только одно окончательное строгое испытание в его специальных сведениях. Это испытание должно быть ограничено самыми необходимыми предметами, составляющими существенные части избранной специальности.
Итак, предоставление полной свободы молодому человеку во всех его занятиях, во времени, в назначении окончательного и единственного испытания, когда сам сознает, что может подлежать ему, и ограничение этого испытания самым необходимым числом предметов — вот что существенно необходимо для того, чтобы специальное образование достигало вполне своей цели.
Еще одним важным условием успешности специальных занятий мы считаем введение философии в число университетских наук и вообще философского преподавания всех предметов, которое только одно прилично университету. Пока в наших университетах не будет существовать философии и философского учения всех наук, до тех пор они могут продолжать только школьное ученье и больше ничего. Здравая философия дает высшее светлое развитие духовным способностям, сообщает высший светлый взгляд на человека, на науку, на природу. Только посредством философии мы можем обнять вполне науку и примирить теорию с жизнью. Философия есть равнодействующая в параллелограмме сил науки и действительности, тянувших в разные стороны.
Мы не будем излагать подробного разделения всего университетского специального образования на отделы или факультеты по главным специальным отраслям науки и признаемся откровенно, что не можем этого сделать, ибо мы еще далеко не обняли одной отрасли науки, а не только всей области ее. Мы предлагаем этот важный, необходимый для преуспевания отечества труд исполнить гг. профессорам, представителям науки у нас. В настоящее время это их первая священная обязанность, а, по нашему мнению, представители науки должны сильнее и глубже, чем кто-либо другой, сознавать и чувствовать, что исполнение обязанностей есть первый долг человека.
С нашей стороны мы позволим себе обратить внимание на следующие сочинения:
1) Wesen und Werth der deutschen Universitaten von Savigny, in Rankes Historisch-politischer Zeitschrift, September, 1932, (Савиньи, Сущность и значение немецких университетов. В «Историко-политическом журнале», №9,1832).
2) Unsere Universitaten und was ihnen Noth thut, von Beneke, 1836 (Бенеке, Наши университеты и что им потребно, 1836).
3) Uber deutsche Universitaten, von A. Diesterweg (Beitrage zur Losung der Lebensfrage der Civilisation, Essen, 1838) (Дистервег А., О немецких университетах, 1838).
4) Geschichte der Padagogik von K. Raumer, Stuttgart, 1854 (K. Pay-мер, История педагогики, Штутгарт, 1854) (особенно 4-я часть).
5) Vorlesungen tiber akademisches Leben und Studium, gehalten von Dr. Erdmann, Leipzig, 1858 (Эрдман, Об академической жизни и науке, Лейпциг, 1858).
В заключение наших мыслей о специальном образовании мы присовокупим еще следующее:
Отличное, всестороннее, глубокое знание своей науки есть первое условие настоящего профессора; оно так естественно, что почти незачем упоминать о нем. Но желательно было бы, чтобы молодые слушатели во время лекций почаще слышали, что vox viva docet (живое слово учит).
Не дурно было бы завести в наших университетах при каждой кафедре практические занятия студентов под непосредственным руководством профессоров, наподобие исторических, философских и других семинарий, существующих при германских университетах. Это учреждение не только бы принесло положительную, обильную пользу для науки и для будущих учителей, но сблизило бы еще профессора с его молодыми слушателями и доставило бы ему нравственное влияние на последних.
Для молодых слушателей мы приведем слова известного Вольфа, с которыми он более шестидесяти лет тому назад обращался к своим слушателям в одной из академических речей: «A vobis exigitur, ut ad novas auditiones afferatis aures» («От вас исходит требование, чтобы к новым курсам обращать ваш слух».), и, к сожалению, находим все еще нужным повторить его же наставление: «Perverse studere los, qui examinibus studeant. Recte studet, qui sibi et vitae». Mais soyons logques (Превратно учатся те, кто учится для экзаменов. Правильно учится тот, кто учится для себя и для жизни». Но будем логичны.) Можно ли требовать или ожидать, чтобы большинство наших молодых людей, поступающих в высшие специальные училища recte studeant sibi et vitae (правильно учились для себя и для жизни), когда они выбирают себе специальные занятия без малейшего сознания своих способностей и идут в университет потому только, что университетское образование считается высшим и притом доставляет некоторые вещественные права?
Отчего же молодые люди не знают своих собственных духовных и телесных сил? Где причина такому жалкому бедственному незнанию? Где искать этой причины?
Ответ ясен: в общем образовании. Цель этого образования может быть только одна: привести учащихся к сознанию их собственных сил духа и тела, к ясному светлому самопознанию. Только этого и можно и должно требовать от общего образования. Если человек знает свои силы, сознает самого себя; если он чувствует, к какому делу способен; — то положительно может избрать себе это дело и будет с пользой заниматься им.
Общее образование, по нашему мнению, не обязано вовсе приготовлять воспитанника к университету, к военной службе или к другим каким-нибудь специальным деятельностям. Оно должно только привести воспитанника к сознанию всего его существа; оно вполне самостоятельно и должно быть совершенно отдельно от всякого специального образования. Как только молодой человек сознает свои силы, к чему он способен, — дело общего образования окончено. Дальнейшее должно быть предоставлено усмотрению самого молодого человека: он может начать научное, теоретическое специальное образование или заняться прямо какой-нибудь известной практической деятельностью, смотря по тому, к чему он чувствует себя способнее.
Какая польза в том, что молодой человек, неспособный к дальнейшему научному образованию, поступит в высшее специальное училище? Теоретические специальные занятия положительно только затемнят его способности практические, и он потеряет напрасно несколько лет своей юной сильной жизни.
Итак, общее образование должно быть вполне полное и оконченное и должно привести воспитанника к сознанию его собственных сил, к ясному светлому самопознанию.
Каким образом или путем общее образование может совершить, выполнить такое высокое назначение свое? Согласным и правильным развитием всех способностей человека.
Общее образование состоит из воспитания и ученья, или из воспитания в обширном его значении. Следовательно, вместо «общего образования» мы можем употреблять просто слово «воспитание».
Воспитание в обширном смысле имеет ту же цель: привести человека к самопознанию, т. е. к сознанию своих духовных и телесных сил, посредством согласного и правильного развития этих сил.
На каких началах воспитание должно основывать свои действия?
На законах развития человеческого духа и тела, вложенных в человека создателем его. Эти законы одни и те же для всех людей, и потому, собственно говоря, все должны получать одно общее образование, которое по этой причине, по всей справедливости называется «общим».
Не зная природных неизменных законов развития человека, нельзя основать правильной системы воспитания.
Знаем ли мы эти законы? Из различных статей о воспитании, самостоятельных и переводных, помещенных в наших периодических изданиях за последние два года или изданных отдельно, мы, кажется, должны убедиться, что законы общего духовного развития человека пребывают для нас во мраке неизвестности, и должны сознаться, что в области психологических познаний, более чем в чем-нибудь другом, мы бродим в совершенных потемках. У нас даже существует какое-то мнение, что изучение логики, психологии и педагогики ровно ни к чему не ведет. Такое мнение есть прямое, непосредственное следствие преподавания этих наук в университетах или в других высших училищах, из которого положительно ничего другого нельзя вынести. Следовательно, нам прежде всего необходимо познать законы развития человеческого духа до возможной степени.
Мы можем познать их или собственными наблюдениями, или изучением тех результатов, которые выведены другими из наблюдений над развитием человека. Будем же сами наблюдать, станем изучать то, что уже выведено другими наблюдателями, и проверять их выводы своими наблюдениями.
Мы позволяем себе указать на следующие психологические сочинения, которые могут служить большим здравым пособием в этом деле.
Умерший в 1854 г. профессор философии Берлинского университета Бенеке проложил новый опытный путь для психологических исследований и достиг великих результатов. В настоящее время психологический путь Бенеке разрабатывается преимущественно прусскими народными педагогами, отличающимися простотой, ясностью и верностью своих глубоких суждений и, совершенно общепонятным изложением. Поэтому мы находим необходимым познакомить с названиями важнейших сочинений Бенеке и его последователей:
1) Pragmatische Psychologie von Dr. Beneke. Berlin (Бенеке, Прагматическая психология).
(Главное и полнейшее психологическое сочинение Бенеке).
2) Psychologie als Naturwis^enschaft, von Dr. Beneke. Berlin (Его же, Психология как наука о природе).
3) Psychologische Skizzen, von dems). (Его же, Психологические эскизы).
4) Verhaltniss zwischen Leib und Seele, von dems (Его же, Отношение между телом и душой).
5) Grundlinien der Sittenlehre, 2 В. 1837—1841, Dr. Dressier (Director der Landschullehrer Seminar in Bautzen) (Дресслер, Главные направления в учении о морали).
6) Beneke, oder Seelenlehre als Naturwissenschaft, 2 Theile, Bautzen, 1840—1842, von dems (Его же, Учение Бенеке о душе как наука о природе).
7) Dr. Raue, Die neue Seelenlehre Dr. Beneke's, 3 Auflage, Bautzen, 1853 (Pауэ, Новое учение о душе Бенеке).
Последние два сочинения отличаются своим необыкновенно ясным и общепонятным изложением и объяснением психологических законов, выведенных Бенеке.
8) Antropologische Briefe. Alten gebildeten und vorzuglich alien Lehrern und Erziehern gewidmet von Dr. Karl Schmidt, 1862 (К. Шмидт, Антропологические письма, предназначенные преимущественно для учителей и воспитателей, 1852).
Это сочинение довольно отчетливо излагает также законы телесного развития нашего.
9) Psychologische Briefe von Professor Dr. Erdmann, 2. Auflage, Leipzig, 1856 (Д-р Эрдман, Психологические письма, Лейпциг, 1856).
10) Wegweiser zur Bildung fur deutsche Lehrer, von A. Dies-terweg (Дистервег А., Путеводитель для образования немецких учителей), 1851 (особенно 1 Т, С. IV, стр. 172—203).
Обращаем особенное внимание тех, кто захочет заняться психологией, на сочинения Бенеке и его последователей. Названный же труд А. Дистервёга считаем настольной книгой для каждого учителя, любящего и уважающего свое дело.
Основательное изучение психологии должно быть первым делом нашим, если мы хотим положить настоящую основу народной системе воспитания. Знание психологии уяснит нам законы развития человеческого духа. Эти законы: 1) проложат нам истинный общий путь для настоящего воспитания, ибо укажут нам основание, цель и весь ход его. 2) Они определят, в чем должно состоять общее образование и докажут природную необходимость одного общего образования. 3) Единственно только посредством познания этих законов мы поймем, каким образом можно привести человека к самопознанию или к сознанию своих способностей. 4) Они определят границы между общим и специальным образованием.
Изучив основательно, с возможной в наше время полнотой и ясностью, законы развития человека, мы можем и должны приступить к изучению науки всего воспитания или педагогики.
Воспитание в обширном значении или общее образование заключает в себе две части: воспитание в тесном смысле и ученье. Не может быть успешного ученья без правильного воспитания. Не может быть полного воспитания без правильного ученья. Правильное и согласное развитие наших способностей зависит от правильного согласно-совокупного действия воспитания и ученья. Но, несмотря на постоянно согласное взаимодействие воспитания и ученья, их нельзя смешивать: каждое из них имеет определенное место в общем образовании. Воспитание преимущественно образует и развивает сердце и волю или чувствительную и желательную способности человека. Ученье доставляет знания, ловкость, искусство и потому питает и развивает одну познавательную способность, т. е. ум, разум, память, воображение, суждение и т. д. Поэтому нам должно определить возможно точные и подробные границы между действиями воспитания и ученья в системе общего образования, какие может только доставить нам современное состояние педагогики. Общие границы между воспитанием и ученьем будут обозначены уже законами развития человека.
Итак, нам нужно знать современное состояние педагогики или науки о воспитании. Для сего мы предлагаем основательно изучить следующие сочинения:
1) Erziehungs-und Unterr-ichts-Lehre von Dr. Beneke, 2B. 2-te Auflage, Berlin, 1842 (Бенеке, Учение о воспитании и обучении т. 1—2, Берлин, 1842).
Об этой книге прусский педагог Дистервег говорит следующее: «Новейший, ученейший труд, имеющий без всякого сомнения великое значение, хотя не прямо для первоначального (элементарного) учителя, но для научно образованного, следовательно, для учителей в гимназиях и в высших училищах. Из них никто не может не знать этого сочинения, если он только желает идти с своим временем и познать настоящее состояние науки воспитания... Многие до сих пор спорные вопросы, особенно из области ученья, приводятся к окончательному решению... По своему научному содержанию и по систематической связи всех частей содержания этосочинение превосходит педагогические труды Нимейера и Шварца» (Wegweiser, 1 В., S. 70).
Бенеке везде выводит свои теоретические правила из опытных начал. Изучивший психологические исследования Бенеке из выше названных его сочинений без большого труда может усвоить себе и это довольно объемистое сочинение.
2) Grundsatze der Erziehung und des Unterrichts von Aug. Herm. Niemeyer, 3 Bde, 9-te Auflage, 1834—39 (А. Нимейер, Правила воспитания и обучения, т. 1—3, 1834—1839).
3) Erziehungslehre von Dr. H. Schwarz, 3 Bde, Leipzig, 1829. (1 Bd., Geschichte der Erziehung; 2 Bd., System der Erziehung; 3 Bd., Unterricht der Erziehung) (Г. Шварц, Учение о воспитании, т. 1—3, Лейпциг, 1829).
Оба сочинения до сих пор доставляют богатые сведения из области воспитания.
4) Ober Erziehung fur Erzieher, von Sailer, 1830, 5-te Auflage (Зайлер, О воспитании для воспитателей, 1830).
Этот труд есть произведение высокого, чистого воодушевления и любви к делу воспитания.
5) Pestalozzi's Leben und Ansichten von N. Christoffel, Zurich, 1846 (H. Кристоффель, Песталоцци, его жизнь и взгляды, Цюрих, 1846).
Содержит в себе все важнейшее из всех сочинений и из всей деятельности бессмертного Песталоцци, основателя нового воспитания и ученья.
6) Grundsatze der Schul-Erziehung von С. Zerrenner, 1836 (Церреннер, Правила школьного воспитания, 1836).
7) Geschichte der Padagogik, von К. Raumer, 1854, 2-te Auflage (К. Раумер, История педагогики, 1854).
Собственно для определения границ между воспитанием и ученьем мы назовем еще следующие практические сочинения:
8) Dr. Fr. Uberweg: Die Entwickelung des Bewusstseins durch den Lehrer und Erzieher (gekr. Preischrift), Berlin, 1853 (Ф. Ибеpвег, Развитие сознания через учителей и воспитателей, Берлин, 1853).
9) Fr. Dittes: Das menschliche Bewustsein, wie es psyhologisch zu erklaren und padagogisch auszubilden sei (gekr. Preisschrift), Leipzig, 1852 (Ф. Диттес, Человеческое сознание: его психологическое объяснение и педагогическое формирование, Лейпциг, 1852).
10) Ober gemuthsbildung, von Dressier, Padagogigches Jahrbuch von A. Diesterweg, 1857 (Дресслер, Об образовании чувств, 1857).
Относительно ученья, собственно, мы находим нужным присовокупить еще несколько основных общих замечаний.
Дело ученья ограничивается развитием одной познавательной способности. Это развитие не должно быть частное, одностороннее, но общее, полное, согласное развитие ума, памяти, воооражения и проч. Одного общего средства для полного всестороннего как формального, так и материального развития познавательной способности не существует. Так, одной математикой, одними языками, одной историей и проч. нельзя вполне развить познавательную силу нашу, а только односторонне, узко, и наполнить ее односторонними сведениями. Следовательно, для достижения настоящего развития необходимы различные средства: науки, искусства. Но эти средства не должны тянуть в разные стороны, как у нас всегда и везде водится, а действовать согласно, совокупно, к одной цели — к согласному правильному и полному развитию познавательной способности человека. Поэтому необходимо определить: 1) какое влияние и в какой степени имеют различные науки и искусства на развитие этой способности; 2) связь между различными науками в этом отношении, чтобы они подавали друг другу руку.
Только посредством возможно правильного разрешения этих двух вопросов мы можем основательно обозначить необходимые предметы и объемы их для развития познавательной способности, следовательно, те науки и искусства, которые должны войти в курс общего образования. Только таким путем мы можем устроить систему согласного преподавания или ученья и начертать правила общей дидактики и частной методики (т. е. общие основания всего ученья и частные правила для правильного преподавания каждого отдельного предмета).
Кроме только что названных сочинений, мы просим обратить особенное внимание на Wegweiser Дистервега, где основательно, здраво и подробно изложены как общая дидактика, так и частная методика.
Сделав эти предварительные основные работы, мы можем приступить к внутреннему устройству наших училищ для общего образования. Общее образование, как мы видели, имеет одну общую цель: привести человека к самопознанию посредством согласного правильного развития всех его способностей. Так как природные законы развития человека неизменны и одни и те же для всех людей, то и общее образование должно быть для всех одно и то же. Следовательно, и все училища, в коих приобретается общее образование, должны быть устроены на одних и тех же основаниях; в них должна быть одна и та же метода воспитания, одна и та же метода ученья. Но училища должны удовлетворять потребностям жизни. В них воспитываются люди для жизни, т. е. чтобы они были способны сознательно избрать себе и потом с пользой совершать какое-нибудь дело, работу или вообще какую-нибудь деятельность. Вся область занятий может быть разделена на два главных отдела: 1) на занятия по преимуществу умственные и 2) на занятия по преимуществу практические. Умственные занятия должны проверяться на практике. Практические работы должны освещаться умственной, разумной деятельностью. Поэтому, по нашему мнению, необходимо иметь два рода училищ для распространения общего образования, которое, правильно и согласно развивая все способности наши по природным законам развития духа и тела, придавало бы этому развитию или более теоретическое направление, или более практическое. Но оба рода учебных заведений должны сообщать одно общее образование, основанное на одних и тех же началах: на природных законах развития человека. Следовательно, различие в этом случае может быть только в формальных средствах, развивающих наши способности.
Главными средствами для доставления развитию более теоретического направления считают в Германии математику и древние языки; а для доставления практического направления — математику и естественные науки. Математика и древние языки, по нашему мнению, составляют самые действительные средства для развития здравого, логического, теоретического мышления, а математика же с естественными науками более всего другого содействует развитию светлого практического мышления. Следовательно, нам надобны, во-первых, общие учебные заведения с более теоретическим направлением — гимназии и, во-вторых, с более практическим направлением — реальные школы или назовите их, как хотите. Повторяем, что как те, так и другие училища должны распространять одно общее образование и быть воспитательными учебными заведениями, ибо без воспитания не может быть правильного ученья и не будет настоящего общего образования. Итак, мы пришли теперь к рассмотрению вопроса: какие училища нам нужны? Этот вопрос чрезвычайно важен, тем более что у нас он еще не затронут.
В Германии и особенно в Пруссии этот вопрос почти уже окончательно решен и различие между теоретическими и практическими училищами определено с полным сознанием цели их. Школы и училища должны удовлетворять условиям развития народа и современным потребностям его и в то же время быть самостоятельными передовыми деятелями в развитии народа. Это есть первое существенное условие их полезности. Для того чтобы разрешение вопроса об училищах оказало полное благодеяние нашему отечеству, мы должны, во-первых, узнать, какие училища соответствуют состоянию и условиям развития нашей русской жизни, нашим народным потребностям; во-вторых, мы должны крепко изучить основные начала системы германских училищ, чтобы потом, проверив их опытными наблюдениями над практическим применением, усвоить и перенести на родную почву только одно истинно полезное, оправданное действительностью и согласованное с потребностью и условиями жизни нашего отечества.
Для основательного понимания системы германских современных училищ мы считаем необходимым внимательно проследить главнейшие из тех сочинений, которые совершали упорную борьбу и установили, наконец, в Германии самостоятельное, отдельное существование гимназий и реальных школ, определив область и значение тех и других для жизни.
А. Для изучения гимназий:
1) Der gymnasialunterricht von Deinhart, Hamburg, 1837 (Дейнгард, Гимназическое обучение, Гамбург, 1837).
2) Gymnasial Padagogik von Dr. K. Schmidt, 1857 (К.Шмидт, Гимназическая педагогика, 1857).
Б. Для изучения реальных школ:
1) Die deutsche Burgerschule von Dr. Mager, 1840 (Д-р Mагер, Немецкая мещанская школа, 1840).
2) Die Idee der Realschule von Professor Dr. Nagel, Ulm, 1840 (Д-р Нагель, Идея реальной школы, 1840).
3) Reiseerfahrungen tiber den gegenwartigen Zustand des Real-schulwesens in Deutschland von Nagel, 1844 (Д-р Нагель, О современном состоянии реального школьного образования в Германии, 1844).
4) Der jetzige Standpunkt des gesammten Preussischen Volk-schulwesens, von Harnisch, Leipzig, 1844 (Гарниш, Современный взгляд на общую прусскую народную систему образования, Лейпциг, 1844).
5) Das Wesen und die Stellung der hoheren Burgerschule von С G. Scheibert, Berlin, 1848 (Шейберт, Сущность и положение высшей бюргерской школы, Берлин, 1848).
Это последнее сочинение решает окончательно многие спорные вопросы и излагает в полной последовательности просто и ясно самостоятельность реальных или практических училищ, различие их от гимназий и все внутреннее устройство их, т. е. все необходимые науки, искусства и методы преподавания их.
Мы изложили, таким образом, наши мысли о предварительных занятиях для правильного разрешения вопроса о различных училищах по внутреннему содержанию их. Теперь нам необходимо еще разрешить этот вопрос с другой, не менее существенной стороны его, именно: какие училища нужны нам по внешней форме, т. е. закрытые или открытые? Эта сторона вопроса чрезвычайно важна. Мы полагаем, что легко и быстро разрешить ее нельзя. Повторяем, что училища должны удовлетворять потребностям современного общества, но вместе с этим они должны также быть самостоятельными двигателями общественного, народного, вообще всего государственного развития. Если ученики или ученицы будут приходить в училища только на время учения, то значит воспитание будет предоставлено семейству. Прекрасно: сама природа назначила родителей быть воспитателями своих детей. На теории вернее и истиннее ничего не может быть, а в действительности возникает первый главный вопрос. Могут ли у нас родители в наше время настоящим образом воспитать детей? Понимают ли родители что такое воспитание? Может быть, скажут, что родители, во всяком случае, должны воспитывать своих детей сами, и если они худо воспитывают, то пусть и пеняют на самих себя. Все так; да только в общности и выходит, что от этого все государство страдает. Кроме этого главного вопроса, который надлежит тщательно исследовать, предстоит еще множество других материальных и нравственных препятствий. Вообще вопрос о закрытых и открытых училищах подлежит строгому предварительному исследованию. Для разрешения его мы должны со всем усердием изучить проявления нашей жизни, потребности и нравственное, состояние общества. Неудачность нашего общественного образования происходит едва ли от одних закрытых училищ!?
Мы обращаем, внимание читателей на небольшую, но дельную книжку:
Die Schule und das Leben (eine gekr. Preisschrift) von Dr. Curt-mann, 2-te Auflage. 1847 (Куртман, Школа и жизнь, 1847).
В 1839 г., в январе, на собрании германских филологов и учителей в Мангейме был предложен следующий вопрос: «Какие причины тому, что столь много хорошего, чему учатся дети в училище, утрачивается, как только они оставляют оное? Какие средства должны быть употребляемы родителями, учителями, духовными лицами, также собраниями учителей, чтобы избежать такой утраты? В ответе на этот вопрос должно, во-первых, исследовать, не лежит ли семя утраты в самом ученье, потому ли, что часть того чему учат в школах, несмотря на вполне правильное преподавание, совершенно не нужна, или оттого, что истинно хорошее и полезное дурно преподается? Во-вторых, надлежит указать те средства которыми можно сохранить истинно хорошее, полезное и правильно преподаваемое от утраты?
Из числа многих сочинений, представленных в 1841 г. на разрешение этого вопроса, труд Куртмана был удостоен премии. Для нас это сочинение может быть превосходным пособием и путеводителем при обсуждении многих педагогических вопросов, особенно вопроса об училищах.
Кроме учебных заведений для распространения общего образования, наше дорогое отечество имеет крайнюю нужду в первоначальных народных училищах. С полною любовью, с чувством благоговения приступаем мы к изложению наших посильных мыслей об этом священном, деле. В наше время, когда помещичьим крестьянам предстоит другая участь, потерпим ли мы, чтобы они оставались в прежнем невежестве, грязи, лени? Неужели не порадеем из всех сил наших сбросить это наследие татарщины? А чем можем мы совершить это? Только возбуждением и освежением духовных сил народа посредством здравой духовной пищи. Неужели не пробудим в крестьянине светлого сознания, что он также человек?
Много и много сделано благого в Германии для первоначальных народных училищ, выработаны начальные общие основания системы их и наглядное простое обучение тому, что надо знать. У нас, правда, также заведены приходские и сельские школы, да только грамота не впрок идет народу нашему. У нас даже существует поверье, что грамотный крестьянин норовит сейчас же надеть синий кафтан или сибирку и становится плутом!
Нам нужна система народного образования, основанная на здравых началах, удовлетворяющая насущным потребностям нашего простого народа. Только посредством настоящих народных училищ мы можем возбудить в народе сознание его сил, пробудить в нем новую, разумно-деятельную жизнь. Распространение в народе познания священной веры, утверждение нравственности и приучение к разумному труду — вот, по нашему мнению, святое дело народных училищ.
Прежде чем учить крестьянского мальчика грамоте, мы полагаем необходимым возбудить в нем понятливость, научить его сознательно понимать то, что его окружает ежедневно, и выражать это понимание ясными громкими словами. Для этого в Германии существует великолепно-естественное и простое предварительное наглядное обучение. Учитель спрашивает новопришедших мальчиков и девушек, как их зовут по имени, и заставляет громко и ясно произносить свои имена; потом он объясняет им совершенно просто, что они будут делать, называет им все окружающие предметы, рассказывая, для чего они служат, и заставляя детей громко и ясно повторять тотчас же сказанное, и т.д. Таким предварительным путем, нам кажется, ребенок начинает понимать, что в школе его учат тому, что он видит в жизни ежедневно, и начинает чувствовать в себе перемену в понимании окружающего. Ученики перестают дичиться училища; оно перестает быть для них каким-то страшилищем. Когда достигнута эта цель, тогда можно начать учить грамоте, ибо в детях будет возбуждена уже любознательность, желание усвоить себе что-нибудь новенькое и доверие к учителю и училищу.
Мы назовем следующие сочинения:
1) Uber die Erziehung des Landvolks zur Sittlichkeit, von K6-nig, Halberstadt, 1840 (Кениг, О воспитании нравственности у крестьян, 1840).
2) Die Erziehung des Vokes durch die Schule, von Dr. Scheinert, 1845 (Шeйнерт, Воспитание народа через школу, 1845).
3) Die gegenwart der Volksschule, von Georgens, 1857 (Геоpгенс, Современная народная школа, 1857).
4) Die Methodik und Organisation der Elementar und Volkschulunterrichts von K. Schnell, 2-te Auflage, Berlin, 1858 (К. Шнелль, Методика и организация элементарного народного обучения, Берлин, 1858).
5) Theoretisch-praktisches Handbuch fur den Auschaungsun-terricht von Dr. Harder,. 2-te Auflage, Altona, 1858 (Гардеp, Теоретико-практическия учебная книга для наглядного обучения, Альтона, 1858).
6) Anleitung zu Denk-und Sprechubungen von F. g. Grassmann, Berlin, 1834 (Грассман, Наставление для упражнений мысли и речи, 1834).
7) Padagogische Jahrbiicher von A.Diesterweg (1851—1859) (Дистервег А., Педагогическая летопись, 1851—1859).
8) St. John, The Education af the People, London, 1858 (Ст. Джон, Воспитание народа, Лондон, 1858).
Но принесет ли надлежащую действительную пользу народная система образования при всем ее возможном совершенстве, если мы не будем иметь настоящих исполнителей этой системы воспитателей и учителей?
Никто не может дать другому того, чего у него самого нет; так же точно никто не может развить, воспитать образовать другого, если он сам не развит, не воспитан, не образован. Воспитататель, учитель, наставник может действовать на развитие, воспитание, образование воспитанника только в той степени, в какой он сам воспитан, развит, образован.
Он может истинно развивать, воспитывать, образовывать только до тех пор, пока он сам работает над своим собственным образованием, развитием, воспитанием.
Эти три аксиомы, нам кажется, должны сделаться внутренними убеждениями каждого воспитателя, учителя, наставника; они должны сжиться со всем его духовным существом так, чтобы он и не помыслил действовать против них. Истинный воспитатель знает из своего собственного опыта, что он может действовать на воспитанников только тем, что он есть, а не тем, что знает. Слово только тогда хорошо и сильно, когда оно выражает то, что в нас истинно есть. Если воспитатель заговорит языками ангельскими, да не будет иметь любви к своему делу, не будет осуществлять, олицетворять собою свои слова, то он только «медь звеняща и кимвал звяцаяй.
Следовательно, нам необходимо прежде всего подумать об образовании настоящих учителей и воспитателей, особенно для народных первоначальных училищ. Нам необходимы воспитательные училища для образования учителей и воспитателей. Теоретическим пособием в этом деле нам могут служить следующие сочинения:
1) Wegweiser fur deutsche Lehrer, von A. Die terweg (Дистервег А., Путеводитель для немецких учителей).
2) Der Schulmeister in der Stadt und auf dem Lande, von Le-dewig. Wolfenbuttel, 1841 (Ледевиг, Учитель в городе и в деревне, 1841).
3) Das Weisenfelser Schullehrer — Seminar und seineHulfsan-stalten, von DirektorDr. Harnisch, 1848 (Гарниш, Школьно-учительский семинар и его вспомогательные учреждения, 1848).
4) Die Schullehrer Bildungsanstalten Deutschlands, von Dr. Eisehlohr (Эйнзенлор, Учебные заведения для школьных учителей Германии).
5) Das Schullehrer Seminar zu Grimma, von Kohler, 1848 (Келер, Семинар школьных учителей в Гримме, 1848).
6) Das padagogische Seminar zu Jena, Leipzig, 1858 (Педагогический семинар в Иене, Лейпциг, 1858).
Если изложенные предварительные вопросы найдут отклик в деятелях на поприще отечественного образования и если появятся сочинения, основательно обсуждающие эти вопросы, то по крайней мере обозначатся люди, которые знакомы с этим делом и добросовестно занимаются им. Таких людей можно бы послать за границу для практического изучения; потом дать им средства поездить по нашему отечеству, чтобы узнать его потребности, переговорить с нашими практическими светлыми головами, которых достаточно на Руси.
Конечно, на все это надо время, нельзя сделать разом; но зато можно будет начертать и привести в надлежащее исполнение настоящую народную систему образования, которая одна только может искоренить недостатки наши и проложить верный прямой путь вперед...

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +