Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

К вопросу о биографии Н. X. Весселя


Сост. проф. В. Я. Струминский.
"Н. Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России"
Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

ИМЯ РУССКОГО педагога второй половины XIX в. Николая Христиановича Весселя (1837—1906) почти не упоминается в современных курсах истории русской педагогики; в дореволюционные курсы этой истории он не успел войти, скончавшись в период начавшейся революции 1905—1907 гг. Между тем на протяжении почти двух с половиной десятилетий (с 1856 по 1882 г.) он развернул энергичную и широкую практическую и теоретическую деятельность в области педагогики, получил значительную известность в педагогическом мире как прогрессивный и оригинальный педагог своей эпохи. Наступившая с 80-х годов реакция резко сократила поле его практической и одновременно теоретической деятельности по разработке нового типа общеобразовательных средних школ военного ведомства. Он сохранил за собой роль ученого-эксперта по вопросам педагогики в учебных комитетах двух министерств — просвещения и военного, безуспешно защищая в том и в другом свои педагогические позиции, о которых будет сказано ниже, после установления основных хронологических дат его биографии.
Н. X. Вессель, один из активных прогрессивных педагогов 60—70-х годов XIX в., постоянный сотрудник, редактор и издатель ряда журналов, автор педагогических книг, сотрудник ряда педагогических учреждений и организаций, — почти не имеет разработанной биографии. По поводу смерти Весселя в больших педагогических журналах не появилось ни одного некролога (два небольших некролога были опубликованы: один в газете «Новое время» № 10857 за 1906 г., другой в журнале «Задушевное слово» № 35 за 1906 г., оба анонимны и оба по тексту совпадают почти дословно). Только в 1914 г. по случаю исполнившегося 50-летия издания журнала «Педагогический сборник», редактором и сотрудником которого был Н. X. Вессель в течение 18 лет, в брошюре И. С. Симонова «Педагогический сборник за 50 лет» (Спб., 1914) кратко рассказана биография Весселя, преимущественно освещающая его участие в издании редактированного им журнала. Если не считать еще совершенно кратких в 10—15 строк сообщений в энциклопедических словарях конца XIX и начала XX в., то педагогическая печать после смерти Весселя хранит о нем полное молчание. Причины этого молчания, конечно, должны найти себе объяснение в дальнейшей разработке его биографии и изучении его сочинений. В настоящее время все, что возможно сказать о личной биографии Весселя, сводится к очень схематическому перечню наиболее выдающихся моментов его личной жизни, которые были посвящены участию в работе общественно-педагогических учреждений и научно-творческой разработке им вопросов педагогики.
Н. X. Вессель родился 22 января 1837 г. и скончался 3 июня 1906 г., т. е. на 70-м году жизни. (Сообщение в некрологах «Нового времени» и «Задушевного слова» о том, что Вессель скончался 72 лет от роду, не отвечает действительности.)
О своем детстве сам Вессель рассказывает в одном из своих автобиографических признаний, разбросанных в разных его сочинениях: «Детство я провел в деревне, в имении моего отца Петербургской губ., Лужского уезда. В 1843—1844 гг. отец взял меня с собой в свои служебные поездки по расследованию на месте разных столкновений между помещиками и крестьянами в губерниях Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Казанской и Оренбургской. Потом в последние два года учения моего в 3-й петербургской гимназии и в течение четырехлетнего курса я проводил каждое лето на уроках в помещичьих семействах в губерниях Пензенской, Тамбовской, Курской, Харьковской, Калужской, Орловской и Рязанской» (Н. Вессель, Народное образование и народные училища в Западной Европе и в России, «Русская школа», 1891, № 12, стр.38). Это автобиографическое воспоминание говорит о том, что с раннего возраста он ознакомился с бытом крестьян и помещиков. В Петербургском университете Вессель учился на филологическом факультете по отделению восточных языков, которое окончено им в 1855 г. на 19-м году жизни. Обучение на восточном отделении филологического факультета дало Весселю блестящее знание иностранных языков, в том числе европейских: немецкого, французского, английского, благодаря чему он имел возможность в совершенстве овладеть передовой европейской педагогической литературой, как один из немногих русских педагогов того времени. Этим объясняется, что уже вскоре по окончании университета он выступает на разных поприщах служебной и общественной деятельности как весьма широко осведомленный специалист в области педагогики.
Широкая осведомленность Весселя в различных областях жизни и педагогики вытекала не только из знания иностранных языков, но в первую очередь из других источников, о чем он сам же рассказал в одном из своих автобиографических признаний. «В 1856 г. пишущий эти строки по окончании курса в Петербургском университете поступил наставником в дом светлейшего князя А. М. Горчакова, назначенного в то время министром иностранных дел. Время моего пребывания в этом доме (с 15 июня 1856 г. по 15 июня 1859 г.) счастливым образом совпало с тем временем, когда зачались у нас все великие реформы прошлого царствования, первым из величайших актов которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости... С самого начала реформ я заносил в свой дневник все, что имело какое-либо отношение к делу народного образования и что я имел возможность узнавать по этим и другим вопросам государственной жизни как от самого кн. Горчакова, так и от близко стоявших к делу реформ прошлого царствования лиц — Н. А. Милютина, кн. В. А. Черкасского, Ю. Ф. Самарина, А. В. Головкина. На усмотрение кн. Горчакова мной были представлены соображения относительно различных вопросов, касавшихся преимущественно народного образования, а также по его поручениям составлять записки по этим вопросам» («Русская школа», 1891, № 7—8, стр. 36). Положительно оценивая эти записки, Горчаков передавал их различным министрам, в результате чего Вессель получил от А. В. Головнина ряд проектов с предложением высказать свои мнения о них. «Таким образом, заканчивает свои, автобиографические признания Вессель, я сделался экспертом-педагогом и начал усердно изучать историю училищ в западноевропейских государствах и в России, причем особенно занимали меня народные училища, которых у нас тогда почти не было и которые, по моему мнению, с освобождением крестьян должны были получить быстрое распространение» (там же, стр. 41). Так в самом начале 60-х годов началась педагогическая деятельность Весселя.
Непрерывавшаяся до смерти 50-летняя педагогическая деятельность Н. X. Весселя резко распалась на два периода: первый, ведущий свое начало с конца 50-х годов и продолжавшийся до прекращения редакторской деятельности Весселя в «Педагогическом сборнике» в 1882 г., характеризуется широким развитием теоретической и практической деятельности Весселя; во втором периоде, продолжающемся до смерти Весселя, замечается снижение его прежней деятельности; последняя возобновляется эпизодически. Вессель сохраняет за собой роль ученого советника по вопросам педагогики в соответствующих учреждениях министерств — народного просвещения и военного. Понятно, что наиболее богатые результаты дала работа Весселя за первое 25-летие его работы.
На протяжении этого первого периода практическая и теоретическая работа Весселя ведется по линии министерства народного просвещения в роли постоянного члена учебного комитета, в роли сотрудника, а частью редактора журналов «Журнал для воспитания», «Учитель», в роли члена и секретаря педагогического собрания и др. Это была очень разнообразная и большая по объему, значительная по качеству работа. Достаточно сказать, что в журнале «Учитель», который Вессель с 1861 г. редактировал совместно с Паульсоном почти в течении 5 лет, огромное количество статей на самые животрепещущие темы принадлежало ему. Своими докладами по вопросам реформы школы, своими журнальными статьями Вессель вскоре выдвинулся в общественном мнении как ученый-педагог, широко знакомый с иностранной и русской педагогикой. Его услугами тогда пожелало воспользоваться также военное министерство, которое под влиянием общественно-педагогического движения 60-х годов пришло с 1863 г. к мысли о необходимости реорганизовать систему военной подготовки в соответствии с общими прогрессивными педагогическими идеями. В 1864 г. Вессель был приглашен в состав его педагогического комитета. Созревшая в военном министерстве реформа сводилась к тому, чтобы в соответствии с общими педагогическими идеями 60-х годов произвести в системе кадетских корпусов рациональное разделение общего и специального образования и обособить их в двух раздельных учебных заведениях — общеобразовательных военных гимназиях и специальных средних военных школах. Наряду с другими заданиями Весселю было предложено взять на себя редактирование специального военно-педагогического журнала «Педагогический сборник», специальное назначение которого сводилось к тому, чтобы теоретически и практически обосновать проводимую военным ведомством реформу и помочь педагогам этого ведомства в осуществлении новой для них работы. «Педагогический сборник», просуществовав в течение более 50 лет, оказался самым многолетним педагогическим журналом и был одним из наиболее передовых, сохраняя традиции, впервые заложенные в нем за время редакторства Весселя. Первые три книжки журнала вышли уже в конце 1864 г., а затем ежегодно журнал стал выходить в количестве 12 книжек. Вессель проработал редактором этого журнала в течение 18 лет и в 1882 г. он прекратил редактирование его в связи с тем, что в военном ведомстве восторжествовала новая тенденция возвращения к традициям кадетских корпусов -и ликвидации произведенных реформ. На журнал теперь были возложены более ограниченные задачи разработки узкометодических, воспитательных и учебных, проблем, которые были поручены новому редактору А. Н. Острогорскому, воспитавшемуся на идеях того же Н. X. Весселя.
Выполняя обязанности редактора военно-педагогического журнала, Вессель не оставлял работы в министерстве просвещения, но принял весьма близкое участие в реформе военно-учебных заведений. Он вошел в состав педагогического комитета военно-учебных заведений, был приглашен к чтению лекций по педагогике на открытых при 2-й петербургской военной гимназии «Педагогических курсах». Летом 1869 г. Вессель был командирован за границу для ознакомления с учебными заведениями, знакомился в Лондоне с устройством Кенсингтонского музея, после чего вошел в состав членов особой комиссии для обсуждения поднятого начальником военно-учебных заведений, генерал-адмиралом Н. В. Исаковым, вопроса об устройстве в Петербурге, в Соляном городке, «музеума прикладных знаний» и принял ближайшее участие в устройстве педагогического музея военно-учебных заведений, сыгравшего в конце XIX в. значительную роль в распространении педагогических и других знаний.
Этот общий очерк первого периода деятельности Весселя был бы весьма неполным, если бы не упомянуть о двух эпизодах в его работе: об идеологическом расхождении с И. Паульсоном по вопросу о классицизме и об особой роли, которую сыграл Вессель как ученый-эксперт по вопросам педагогики в министерстве просвещения в период прихода к власти известного своей реакционностью Д. А. Толстого.
Расхождение Весселя с Паульсоном, его соредактором по изданию журнала «Учитель», видимо, все более нарастало по мере того, как Вессель в своих статьях переходил от более общих вопросов педагогики к конкретному спору между классиками и реалистами, все более разраставшемуся к середине 60-х годов. Если в первых своих статьях Вессель доказывал необходимость изменить все содержание образования в сторону реализма, то уже в 1864 г. в связи с поднявшимся в России ожесточенным спором классиков и реалистов Вессель, анализируя аналогичный исторический спор в Германии, констатировал, что «к сожалению, педагоги гимназий и реальных училищ в своем литературном споре не выяснили себе на основаниях психологии значение общего образования и устройство общеобразовательных учебных заведений, а прямо стали спорить об общеобразовательном значении разных учебных предметов, особенно древних языков и естественных наук... При непонимании общего образования правильное устройство общеобразовательного учебного курса было, разумеется, невозможно». В результате этих беспринципных споров учебные курсы гимназий и реальных училищ в Западной Европе, по заключению Весселя, до крайности усложнились и превратились в средства ослабления физических и духовных сил учащихся. «Эти средства состоят: 1) во множестве разнообразных учебных предметов; 2) во множестве учебных часов и 3) в огромных уроках, задаваемых на дом. Первое есть самое верное средство для образования в голове полного хаоса и для совершенного отупления ее; второе не позволяет телу правильно развиваться, как того требует природа», а третье распространяет действие этих средств на домашнюю жизнь. Предвидя аналогичные результаты в России, Вессель писал, что «реальные и народные училища (в результате учета иностранного опыта) соединятся между собою в одно целое, органическое общеобразовательное учебное заведение; гимназии же останутся совершенно уединенными подготовительными училищами для университетов, но и то только до тех пор, пока поступление в университет не освободится от различных схоластических средневековых условий, которые действуют еще во всех германских университетах».
Считая сохранение классических гимназий компромиссом, который может протянуться еще очень долго, Вессель полагал, что есть все основания позаботиться о том, чтобы классические гимназии, несмотря на устарелость их содержания, организовались педагогически правильно, т. е. так, как они организовались в так называемых грамматических школах Англии, в прусских гимназиях и не были бы псевдоклассическими гимназиями. Для русских классических гимназий он считал, в частности, необходимым организацию подготовительных элементарных училищ, организацию подготовки надлежаще квалифицированных учителей, т. е. то, чем никогда не располагали наши классические гимназии. С этой целью он издал брошюру «Учебный курс гимназий» (Спб., 1866), чтобы показать, в чем заключается педагогическая сущность правильно организованных классических гимназий. Появление этой брошюры послужило причиной конфликта между Па-ульсоном и Весселем. В журнале «Учитель» (1866, № 19—21) Паульсон опубликовал большую полемическую статью под заглавием «Педагогический метаморфоз», в которой обвинял Весселя в измене реализму и в переходе на защиту классицизма. Большая и скучная статья Паульсона производит неприятное впечатление непониманием действительного хода мыслей Весселя, стремившегося дать глубокий исторический и психологический анализ систем классицизма и реализма.
Нельзя отрицать, однако же, что у Весселя было искреннее желание как-то улучшить классическое образование в России и сделать его более действенным и развивающим, раз оно уже узаконено на неопределенное время. В известном отвлечении от современности, требовавшей реального образования, он пытался уяснить, при каких условиях классическое образование может дать первоначальное умственное развитие, необходимое для общего образования. Брошюра его произвела впечатление на Толстого, и он вызывал его к себе для беседы по поводу представленных им проектов открытия учительских семинарий. Толстой поделился с ним своими мыслями о том, что семинарии будут плодить атеистов, что учителями нужно делать кончивших духовные семинарии. Вессель продолжал отстаивать свои проекты и однажды представил ему свой излюбленный проект об устройстве в России цельной и законченной системы образования на местб имеющихся в России бессистемных и разрозненных учебных заведений. В беседе по этому поводу Толстой признался Весселю, что он совсем не имеет представления об устройстве учебных заведений в различных государствах Европы и только относительно знаком со школами в России: «Я подробно знаю устройство духовно-учебных заведений, несколько познакомился с учебными заведениями министерства народного просвещения и, как почетный опекун,с женскими институтами; но совершенно не знаю учебных заведений прочих ведомств» (Вессель, Наша средняя общеобразовательная школа, Спб., 1903). По взаимному соглашению Вессель должен был прочитать министру «последовательный курс современного устройства начальных и средних общеобразовательных учебных заведений и профессиональных школ за границей и у нас, в России» (там же). «Этим, — пишет Вессель в другом месте, — начались с 1867 г. мои занятия у гр. Толстого, продолжавшиеся в течение трех следующих зим по вечерам от 9 до 12 часов, и я прочел ему целый курс истории училищ в главных государствах Западной Европы и в России» («Русская школа», 1891, № 9, стр. 21). Вессель очень скоро имел возможность убедиться, что просвещенный его лекциями министр далеко не всесилен, а возможно, и не всегда искренен. Когда Толстой внес в 1871 г. в строгановскую комиссию разработанный в министерстве проект гимназий и реальных училищ, гр. Строганов, по словам Весселя, не принял проекта, а 30 июля 1871 г. был высочайше утвержден составленный строгановской комиссией проект устава гимназий и прогимназий МНПр. Согласно этому уставу «наши гимназии именно в учебно-воспитательном отношении оказались совершенно несостоятельными и менее всего общеобразовательными заведениями» (Вессель, Наша средняя общеобразовательная школа, Спб., 1903). Как видно, Вессель вовсе не был защитником правительственной классической гимназии и до конца жизни оставался в оппозиции к ней, открыто в печати называя ее псевдоклассической.
Классическое образование Вессель рассматривал как одну из исторических категорий общего образования, уже отжившую, но своеобразными историческими условиями обреченную на существование в течение неопределенного времени. Этому неустранимому пережитку Вессель стремился в роли эксперта педагогики обеспечить нормальные педагогические условия для его функционирования. Частично эту цель преследовал Вессель и в предпринятом им замечательном издании под заглавием «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов» (в подзаголовке перечислены все виды существовавших в России общеобразовательных школ). Издание рассчитано было на 4 тома. К участию в издании привлечено было вместе с редактором 25 человек. Редактором, очевидно, руководила задача, аналогичная той, какую преследовал А. Дистервег в своем «Руководстве для немецких учителей». В 1873 г. вышел 1-й том, в 1874 г. — 2-й том. Дальнейший выход издания по неизвестным причинам прекратился. 1-й том составлен был редактором Н. X. Весселем. В нем заключались две работы Весселя: а) «Исторический очерк общеобразовательных училищ» — работа, представлявшая собой обзор истории европейской и русской педагогики с точки зрения формирования в ней системы общего образования, причем особенно подробно дана история гимназий и реальных училищ; б) «Психологические основания общего образования» — работа, первоначально печатавшаяся в течение 1861 г. на страницах журнала «Учитель». Автор излагал психологию ребенка с точки зрения опытной психологии Ф. Бенеке, в данное же издание работа вошла в переработанном виде. Во втором томе Н. Вессель дал краткий обзор системы дидактики и изложение методики ряда предметов. Если бы издание было доведено до конца, оно представило бы большой интерес, как попытка свести к единству педагогические взгляды, сложившиеся в русской педагогике в результате большого подъема 60-х годов. Внезапное прекращение издания на 2-м томе имело видимость катастрофического события, тем более что министру народного просвещения, хотя он и прослушал в течение трех зим большой курс лекций по системе народного образования в европейских государствах и в России, крупные педагогические исследования совершенно не улыбались: он считал их излишними и предпочитал им министерские циркуляры и распоряжения. С этой приостановкой, по-видимому, хорошо налаженного издания совпало то, что в 1874 г. Вессель по прошению был отчислен от учебного комитета министерства народного просвещения и снова включен в него уже после ухода Толстого из министерства. Изложенное объяснение прекращения задуманного Весселем издания автор дает как свое личное предположение, так как вследствие полного молчания печати о Н. X Весселе никаких данных об том издании он не встречал.
Второй период жизни Весселя был временем постепенного сокращения прежней широкой литературной и практической деятельности. Выход его из редакции «Педагогического сборника» назревал уже с конца 70-х годов, по мере того, как близилась реакция 80-х годов. Оставляя редактирование журнала после 18-летней работы в нем, Вессель мог считать, что он выполнил ту роль пропагандиста передовых идей 60-х годов, которая ему была поручена, и осуществил практически задачу создания общеобразовательной реальной школы. Тем временем военное министерство в связи с наступившей реакцией вынуждено было вернуться к прежним дореформенным формам военного воспитания и обучения. С оставлением редакции журнала Вессель, естественно, уже не находил места для прежней широкой литературной и практической работы. Правда, оба министерства ценили его как ученого-эксперта и как чиновника для особо важных поручений. Поэтому в том же 1882 г. после оставления им редакции «Педагогического сборника» Вессель был назначен чиновником особых поручений VI класса при Главном управлении военно-учебных заведений. Не забыло о нем и министерство просвещения после ухода Толстого: в 1884 г. он назначен членом учебного комитета, а в 1897 г. членом совета министерства; в этом же году он назначен членом педагогического кабинета Главного управления военно-учебных заведений. Таким образом, во вторую половину своей жизни Вессель сохранил за собой должности чиновника двух министерств и получил высокие отличия. Очевидно, он продолжал ту же работу эксперта по вопросам педагогики, в которой так нуждаются работники министерств, чтобы чувствовать под собой опору. Судя по всему, Вессель не изменил своих основных взглядов первого периода. Уже в начале 80-х годов, довершая разработку своей идеи о необходимости создания в России цельной и законченной системы образования, Вессель на основе изучения западноевропейского опыта по организации рабочего, профессионального образования печатает в газете «Голос» и в журнале «Семья и школа» ряд статей о профессиональном и ремесленном обучении, которые затем в 1881 г. выходят отдельным изданием. На протяжении 1890—1891 г. в журнале «Русская школа» Вессель печатает большую работу под заглавием «Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России». По всей вероятности, эта работа представляет собой конспект тех бесед, которые пришлось Весселю в течение трех зим вести с целью ознакомления русского министра народного образования с предметом его специальности. В 1903 г. за три года до своей смерти Вессель под впечатлением бесплодной работы большой общерусской комиссии в течение двух месяцев под председательством министра Боголепова, решавшей вопрос о реформе русской общеобразовательной школы, опубликовал в журнале «Русский вестник» большую статью, вышедшую отдельным изданием под заглавием «Наша средняя общеобразовательная школа». Как чиновник высокого ранга, Вессель демонстрирует в этой статье в общепринятых для того времени выражениях свою политическую благонадежность и верность религиозной идеологии православия, но общее заключение его статьи звучит грозным приговором деятелям русской педагогики как второй половины XIX, так и начала XX века: «Наша так называемая классическая система оказалась псевдоклассической и в течение 30-летнего ее существования у нас совершенно утратилось самое понятие об общем образовании, и по сие время мы все еще отыскиваем пригодную нам среднюю общеобразовательную школу».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +