Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Массовые информационные процессы


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социальная жизнь людей, их совместная деятельность, как мы видели из предыдущего изложения, невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания, нормы и ценности. Осуществляют этот процесс люди, передавая и принимая сообщения, облеченные в материальную форму знаков. Совокупность значений в конкретных сообщениях, которые передаются людьми для того, чтобы каким-либо образом оказать влияние на мышление, поведение и деятельность других людей, составляет социальную информацию.
Социальная информация выступает в качестве важнейшего связующего звена между социальной средой и личностью. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей. С помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений, на практике осуществляя то, что А. Н. Леонтьев очень точно назвал «механизмом социальной «наследственности»» и удовлетворяют свои текущие психические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной «картины мира», в поддержке во мнениях по спорным вопросам.

Массовая коммуникация как социальный феномен

Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество науки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представляющего собой односторонний поток сообщений, адресованный относительно анонимной, достаточно большой численно и весьма разнородной аудитории. Этот вид общиаия принято называть массовой коммуникацией.
Суть этото процесса заключается в целесообразно организуемом систематическом распространении особым образом подготовленных сообщений среди рассредоточенных аудиторий с применением технических средств тиражирования информации (печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи). В ходе массовых информационных процессов распространяются сообщения, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с целью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и поведение значительных масс людей. С появлением массовой коммуникации значительно расширился круг интересов людей. Их все больше волнуют проблемы социального характера, даже если эти проблемы не затрагивают их лично, а относятся к жизни людей других континентов и стран.
В числе социальных целей, преследуемых массовым информационным воздействием,— распространение систематизированного классового мировоззрения и постоянное подтверждение его правильности фактами. Преследуя свои классово-эгоистические интересы, буржуазия и оплачиваемая ею наука тщательно маскируют это обстоятельство разговорами о якобы «объективном» подходе к «общественной информации». На самом деле массовая коммуникация, осуществляемая средствами, которые находятся под контролем буржуазии, непрерывно продуцирует громадное количество знаков — миллионы слов и тысячи зрительных образов, несущих большую идеологическую нагрузку, ориентирующих громадные аудитории людей на вполне определенное миросозерцание и поведение в интересах господствующего класса.
В первую очередь массовые информационные процессы используются для пропагандистского воздействия. Близка по целям к нему и другая область их применения — просветительное воздействие, хотя общий объем передаваемых сообщений здесь несколько меньше, чем в пропаганде. Черты пропаганды и просвещения несет на себе коммерческая реклама, хотя она и предназначена совсем для иных целей. Наконец, массовая коммуникация служит государственному управлению благодаря возможности доводить официальные распоряжения до больших аудиторий в очень сжатые сроки. Несмотря на различия, и пропагандистское, и просветительное, и рекламное воздействие в массовых информационных процессах всегда осуществляется в определенном идеологическом контексте.
Анализ функциональных целей массовых информационных процессов, осуществляемый с позиций марксистской социальной психологии, показывает, что в конечном счете воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм и во имя достижения классовых интересов.
Использование массовой коммуникации для решения в первую очередь идеологических задач накладывают свой отпечаток на содержание и форму, на функциональные цели этого вида человеческой деятельности.

Функции массовой коммуникации

Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры и, в-четвертых, развлечение. При этом надо постоянно иметь в виду факт включенности массовых информационных процессов в систему существующих общественных отношений, оказывающий определяющее и далеко идущее влияние на характер их функционирования. Включенность этих процессов в систему общественных отношений создает принципиальные качественные различия между деятельностью этого рода при капитализме и социализме. В условиях капитализма цели массовой коммуникации прежде всего характеризуются объективным противоречием коренным интересам народных масс. Маскируемое сентенциями «о свободе слова», «о праве индивида быть информированным», это противоречие реально приводит оплачиваемую правящим классом систему массовой коммуникации к безудержному восхвалению общественного строя социальной несправедливости, к извращению сознания личности через воспитание черт эгоизма, индивидуализма и агрессивности, к отравлению ее ядом буржуазной «массовой культуры», к разъединению и дальнейшей антагонизации классов и социальных групп.
В условиях социализма деятельность массовой коммуникации последовательно служит тому, чтобы «очищать сознание пролетариата от буржуазно-идеалистических примесей», укреплять идеологическое и морально-политическое единство общества, служить воспитанию гармонически развитой личности. Классовый момент обусловливает своеобразие применения массовой коммуникации в качестве инструмента идейно-политической борьбы, социального управления и регулирования отношений, распространения культуры, интеграции социальных групп и побуждения их к совместной деятельности. Из этого же момента возникает и своеобразие процессов, с помощью которых достигаются отмеченные выше функциональные цели массовой коммуникации — идеологическая, политическая и иная пропаганда, передача прямых распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерческая реклама и развлечение.
Классовый подход к использованию массовой коммуникации в общественно-политической жизни общества породил аналогичное разделение и в научном отражении этого явления социальной действительности. Уже в 20-х годах четко наметились два принципиально различных подхода к его научному анализу. Один из них — марксистский, подчиненный решению теоретических и практических задач массовой коммуникации в условиях постоянной и острой идеологической и политической борьбы с тлетворным влиянием буржуазной пропаганды во имя быстрейшего построения коммунистического общества. В рамках этого подхода исследовательская работа нацелена на то, чтобы дать теоретические основания практике пропаганды и других функциональных форм массовой коммуникации для более четкой организации идеологической деятельности партии, коммунистического воспитания трудящихся, для более ясного понимания людьми возникающих ситуаций через раскрытие реальных связей между событиями и объектами во внешнем мире. Другой подход, противоположный марксистскому по целям и методам, сугубо прагматический, направлен на отыскание наиболее эффективных манипуляторских приемов духовного закабаления трудящихся, на превращение массовой коммуникации в средство сокрытия реальных связей между событиями и объектами во внешнем для человека мире, в наркотик, притупляющий чувства протеста против строя социальной несправедливости.
Если человеческое общение во всех своих функциях — социальных и социально-психологических — заключается в том, чтобы обеспечить обмен информацией для удовлетворения определенных потребностей групп и личностей, то массовая коммуникация как преимущественно односторонний поток информации служит тем же целям, но иными способами и совершенно в других масштабах. Ее осуществление отличается значительно меньшей произвольностью, которая характерна для беседы давно не видевшихся друзей, значительно большей ориентацией относительно групповых и классовых интересов, а также более точным учетом социальных и психических потребностей аудиторий.
Важнейшим предварительным условием, делающим возможным возникновение массовых информационных процессов, является система, состоящая из источника и получателя, связанных каналом движения сообщений. При этом источник должен иметь непрерывно пополняемый запас сведений из своих собственных источников (в виде функционирующей корреспондентской сети, информационной продукции телеграфных агентств, возможностей обращения к архивам, справочным материалам и экспертам), а получатель — испытывать потребность в получении информации. В массовой коммуникации, в отличив от обычной — межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщений (или коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в рамках и в интересах другой системы более высокого уровня, какой может быть государство, класс, партия, социальное движение. В качестве получателя сообщений выступает разделенная пространством или временем (или же тем и другим) массовая аудитория. В ходе этого процесса сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, предпочтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей.
Связь между коммуникатором и аудиторией в массовой коммуникации всегда опосредована, так как коммуникатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте. Звеном, опосредующим связь коммуникатора и его аудитории, являются: печать — в виде газет, журналов, листовок, плакатов, брошюр и книг массовых изданий; радио и телевидение — в виде регулярно функционирующей системы широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью кинотеатров; звукозапись — в виде системы производства и распространения грампластинок и магнитофонных роликов (или кассет).
Собирательно эти технические средства обозначаются терминами «средства массовой информации и пропаганды» или «средства массовой коммуникации».
От средств массовой коммуникации принято отличать ее каналы, под которыми понимается конкретная газета, рассчитанная на определенную читательскую аудиторию, излюбленная слушателями радиостанция или предпочитаемая телезрителями постоянная программа. С функционированием канала массовой коммуникации связаны понятия потенциальной и реальной аудитории.
Потенциальную аудиторию определяет количество людей, интересы которых ориентированы относительно информационной продукции данного канала массовой коммуникации и которые могут стать ее получателями. Реальная аудитория — это та часть потенциальной аудитории, которая фактически вступает в контакт с данным каналом массовой коммуникации и воспринимает его продукцию.
Обычным стремлением коммуникаторов является максимально возможное увеличение реальной аудитории за счет той части потенциальной аудитории, которая в силу различных причин не вступает в контакт с данным каналом.
Функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией деятельности коммуникаторов. Эта ориентация относительно классовых, политических, моральных, этических, эстетических и иных — в конечном счете идеологических — ценностей, хорошо понимаемая аудиторией, вызывает четкую группировку потенциальной аудитории и служит фактором увеличения или уменьшения численности реальной аудитории. Постоянство получения информации от определенного канала выступает в качестве самостоятельного фактора влияния массовых информационных процессов на личность, поскольку сообщение, получаемое от «своего», привычного канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, который не рассматривается «своим», привычным или заслуживающим доверия.
Эти моменты особенно четко проявляются в практике пропаганды, которая является важнейшей функциональной формой массовой коммуникации. В процессе пропагандистского воздействия происходят последовательные динамические изменения в сознании аудитории, которые, накапливаясь количественно, приводят к новому качеству — к иному по сравнению с прежним отношению к фактам действительности, к иному мнению по социально значимым вопросам, к иным действиям и даже поведению в целом.
Возможным такое воздействие становится при наличии в передаваемых сообщениях информации двух видов: основной информации, содержащей ценностные значения, в первую очередь и дополнительной информации, задача которой состоит в том, чтобы привести восприятие человека в состояние, благоприятное для принятия основной информации. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, конкретности, занимательности, или, наоборот, однообразия, сухости, серости, невыразительности, фальши, дополнительная информация возбуждает в психике людей соответствующие — положительные или отрицательные — эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и исход психической переработки основной информации.
Исследовать массовые информационные процессы социально-психологически — значит понять, какие именно образования в сознании людей подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей психической переработки информации, как эти изменения влияют на состояние сознания людей, на их поведение. Социально-психологическое исследование этого процесса в конечном итоге должно дать ответ на вопрос о том, как, каким образом, с помощью каких психических механизмов под влиянием внешних факторов вообще и коммуникационных факторов в частности изменяется «мое отношение к моей среде», т. е. то, что, по мысли К. Маркса, составляет сознание человека, его личную сущность.
Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффективность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выявления социально-психологических особенностей объекта воздействия, а также конкретных способов осуществления этого воздействия.
Коммуникативное воздействие, как правило, вынуждено преодолевать известную инертность, а то и определенное внутреннее сопротивление аудитории. В ходе массовых информационных процессов преодолеваются препятствия (или барьеры) нескольких родов: физические — в виде пространства и времени, социальные — определяемые статусом и ролями индивидов, составляющих аудитории, гносеологические — возникающие из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний или же из-за неразвитости абстрактного мышления, идеологические — проявляющиеся как результат усвоения мировоззрения или стереотипов, противоречащих идеологическим основам осуществляемого воздействия, и, наконец, психологические — в виде уже имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков, пассивности внимания и т. д. Совокупность этих факторов определяет «высоту» барьеров, стоящих между источником и получателем информации.

Признаки массовых информационных процессов

Соответственно в массовых информационных процессах следует различать признаки внешние, связанные с преодолением препятствий физического характера, и признаки внутренние, специфические, соотносящиеся со всеми остальными. Вместе с тем внешние признаки этих процессов — сроки, в пределах которых осуществляется коммуникация, частота контактов источника сообщения с аудиторией, интенсивность применения различных технических средств тиражирования информации, масштабы охвата аудитории коммуникацией,— оказывают самое непосредственное влияние на успех осуществляемых процессов, и значимость их столь же велика, как и признаков специфических. К числу последних относят некоторые характерные признаки процесса передачи сообщений, присущие массовой коммуникации, условия восприятия, а также признаки, относящиеся к источнику информации и к аудитории информационного воздействия.
Публичность, быстрота передачи и преходящий характер информации, составляющей основной объем массовой коммуникации, относятся к важнейшим характерным признакам процесса. Эти три признака более всего присущи информации, распространяемой в ходе пропагандистского воздействия, и лишь частично свойственны процессу массовой коммуникации, осуществляемой в ходе просветительного воздействия и передачи официальных распоряжений власти. Во всех трех случаях наличествует признак публичности. В последних двух случаях распространяемая информация не всегда имеет преходящий характер, а в ходе коммуникации с целью просветительного воздействия обычно не требуется быстрота распространения информации, исключительно важная в пропаганде.
Публичность передачи сообщений достигается тем, что содержание, передаваемое в ходе массовой коммуникации, многократно умножается с помощью технических средств и становится доступным громадным аудиториям без каких-либо ограничений. Это обстоятельство вызывает необходимость защиты интересов общества или социальной группы с помощью отбора сообщений, с тем чтобы публикация не противоречила разделяемым обществом или группой морально-этическим нормам, провозглашенным обществом политическим целям, воплощающим в себе идеологические ценности данного общества или господствующего в нем класса.
Осуществляется такой отбор через законодательство, традиции, общественное мнение, цензуру и другие социальные механизмы. Быстрота передачи оказывается важной потому, что сообщения должны достигнуть аудитории как можно быстрее — во всяком случае, раньше, чем свою версию того же события даст политический или идеологический противник. Тому, кто первым сообщил о событии, значительно легче сформировать отношение аудитории к этому событию. Опоздавший вынужден бывает прилагать большие усилия, поскольку перемену ранее созданного отношения, определившейся точки зрения, сформировавшегося мнения труднее осуществить в силу известного феномена психической инерции.
Преходящий характер информация приобретает из-за быстрой смены событий, сообщения о которых представляют интерес для аудитории. По этой причине основное содержание массовых информационных процессов предназначено для немедленного, обычно разового потребления. Газеты, например, каждый день содержат новый материал. По этой же причине информационная радио- и телепередача при повторении в значительной степени утрачивает свою первоначальную остроту и актуальность. Сохраняемые в архивах подшивки газет, записи звука и изображения прошедших в эфир программ, накапливаемые в фонотеках и фильмотеках, постепенно приобретают характер информации, используемой в просветительных и воспитательных целях, нежели информации, применяемой для целей текущего пропагандистского воздействия. Преходящий характер информации, которая составляет обычное содержание массовой коммуникации, потребовал поиска и отбора сообщений, имеющих не только большую информационную ценность, но и несущих значительную эмоциональную нагрузку, поскольку иначе в современных условиях — при обилии источников и большом объеме предлагаемой информации — без эмоциональных по своему содержанию сообщений оказывается очень трудным привлекать и удерживать внимание аудиторий.
Указанные специфические признаки процесса передачи и свойства передаваемого материала оказывают существенное влияние на условия восприятия информации и в конечном итоге на эффективность процесса массовой коммуникации. Подмечено, например, что широкая публикация факта способствует привлечению внимания и осознанию людьми его социальной значимости; быстрота передачи сообщения служит возникновению чувства удовлетворения от сознания информированности — состояния, рассматриваемого большинством людей как бесспорная престижная ценность; передача преходящей, достаточно эмоциональной по своему характеру информации приучает аудиторию к определенному источнику информации и создает в аудитории постоянную готовность воспринимать сообщения, исходящие из этого источники.
Для того чтобы повысить эффективность массовых информационных процессов, содержание и форма сообщений сообразуются не только с целями осуществляемого воздействия, но и с психическими нуждами аудиторий — постоянными и текущими. Индивид в аудитории всегда испытывает удовлетворение от восприятия и понимания сообщений, которые распространяются каналом массовой коммуникации, характеризуемым в своей деятельности такими важными свойствами, как периодичность, универсальность, актуальность и оперативность. Периодичность в виде временной упорядоченности распространения сообщений каналом создает для получателя твердую уверенность в том, что он будет иметь необходимые сведения о событиях и их оценку; это позволяет ему строить свое поведение в соответствии с ожидаемой поддержкой со стороны коммуникатора. Универсальная разносторонность отражения действительности в продукции каналов массовой коммуникации служит для получателя своеобразным противовесом углубляющейся специализации и профессионализации и дает ему ощущение личной сопричастности к событиям самого различного порядка. Актуальность сообщений, содержащих новое и важное для получателя, помогает ему сохранять и поддерживать психическую связь с социальным окружением, легче ассоциироваться с другими людьми. Оперативность канала позволяет получателю информации выступать в своем непосредственном социальном окружении в качестве лидера мнений и оценок, что рассматривается большинством людей как престижная ценность.
Соответствие осуществляемых информационных процессов указанным признакам приобретает особую значимость в современных условиях, когда «течение истории колоссально ускорилось, когда получили большое развитие массовые средства коммуникации».

Психологические эффекты массовых информационных процессов

Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, восприятие которых дает ряд достаточно типичных эффектов. Эти эффекты суть удовлетворение от информации, необходимой при разрешении различных жизненных проблем (утилитарный эффект); удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя реципиент (престижный эффект); удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорному вопросу (эффект усиления позиции); эффект удовлетворения познавательного интереса; удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки (эмоциональный эффект); радость эстетического обогащения (эстетический эффект); возникновение психического комфорта, достигаемого восприятием и пониманием юмора, хорошо построенных сюжетных ходов художественного произведения или музыкальной программы, соответствующей настроению (эффект комфорта).
Суть утилитарного эффекта сводится к тому, что читатель получает удовлетворение от информации, которая помогает ему разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. В силу действия этого эффекта читатель, радиослушатель, телезритель с удовольствием воспринимают информацию, содержащую прогнозы погоды, программы радио и телевидения, театров и кино, рубрики типа «Для вас, женщины», «Советы врача», «Новые товары», «Сделай сам», «Кулинарные рецепты» и т. д., а также рекламу услуг и товаров. Исключительно утилитарный эффект дают учебное телевидение и «Служба русского языка» по радио, хотя они оперируют сообщениями, которые содержат знания, не требуемые для немедленного разрешения жизненных или бытовых проблем.
Престижный эффект возникает как следствие восприятия информации, утверждающей цели и ценности социальной группы, к которой реально принадлежит или субъективно причисляет себя реципиент. Ожидание удовлетворения такого рода служит побудительным мотивом для бывших военнослужащих оставаться подписчиками газеты «Красная звезда», а для медицинских работников отыскивать номер газеты недельной давности со статьей, подтверждающей социальную значимость их профессии.
Увеличение числа социальных групп, которые становятся объектом общественного внимания благодаря публикации относящихся к ним положительных материалов, является мощным резервом повышения эффективности массовой коммуникаций вообще и политической пропаганды в частности.
Эффект усиления позиции дает удовлетворение от восприятия информации, поддерживающей людей в борьбе сталкивающихся мнений вокруг какого-либо опорного вопроса. Полемика, разворачивающаяся время от времени на страницах газет (и значительно реже по радио и телевидению), неизбежно вызывает поляризацию оценок и мнений и, как следствие, поиск информации в поддержку каждой из двух противоположных точек зрения. Так, например, проблемы охраны природной среды или демографические проблемы являются вопросами, вокруг которых постоянно разгораются общественные страсти. Публикация материалов по этим вопросам неизменно привлекает внимание читателей, ищущих информацию в поддержку своего мнения.
Эффект удовлетворения познавательного интереса возникает как необходимый результат познавательной деятельности человека, как следствие желания быть информированным о событиях в мире. Большую часть сведений о действительности человек в современном обществе получает в результате восприятия и усвоения того, что является содержанием массовой информации. Однако эффект удовлетворения познавательного интереса возникает лишь в том случае, если сообщения содержат элемент новизны: известное познанию не подлежит. И если это известное, не дополненное какими-либо новыми деталями, становится содержанием ряда повторных публикаций, то вместо удовлетворения оно вызывает раздражение «против жвачки» и тем самым вместо того, чтобы снять личностное напряжение, усиливает его.
Важное значение в процессе массового информационного воздействия имеют и эффекты эстетического обогащения, развлечения и эмоциональной разрядки. Они взаимосвязаны, хотя содержание материалов, дающих эти эффекты, может быть очень разнородным. Суть эстетического эффекта, возникающего при восприятии прекрасного, очевидна из его названия. Два последующих служат компенсированию эмоциональной недостаточности, которая сплошь и рядом возникает в современных условиях в психике людей.
Значение этого рода коммуникационного воздействия нельзя недооценивать, ибо неудовлетворение потребности в снятии личностных напряжений, возникающих из-за эмоциональной недостаточности, служит одной из причин ряда социальных заболеваний личности, таких, например, как пьянство, наркомания и др. В этих и аналогичных им случаях люди прибегают к доступным им способам эмоционализации даже ценой сознательно наносимого здоровью вреда.

Эффективность массовых информационных процессов

Общая функциональная эффективность массовых информационных процессов в высшей степени зависит от того, насколько удовлетворяются интересы аудитории реализацией указанных эффектов, насколько правильно дозируется информация для того, чтобы вызвать эти эффекты применительно к ожиданиям аудитории. Информационные процессы, не вызывающие этих эффектов или неправильно дозированные по эффектам, значительно теряют в действенности, если не становятся дисфункциональными, т. е. противоречащими искомым целям.
Рассмотрение массовых информационных процессов с точки зрения совпадения и несовпадения искомых целей и достигаемых результатов очень важно. Социальные, гносеологические и социально-психологические различия больших масс людей приводят к тому, что результаты социальных действий не всегда совпадают с поставленными целями. Эти действия помимо искомого результата — явных функций — могут давать неожиданные позитивные или негативные эффекты — скрытые функции. В массовой коммуникации более, чем в любом другом виде человеческой деятельности, проявляются наряду с явными и скрытые функции. Например, широкая кампания в печати, по радио и телевидению по поводу профилактики против гриппа в период эпидемии может дать помимо искомого непредвиденный положительный результат в виде резкого улучшения деятельности работников здравоохранения, попавших в фокус общественного внимания. Это положительная скрытая функция. Однако та же самая кампания профилактики гриппа может дать и нежелательный функциональный эффект в виде того, что какой-то процент аудитории может оказаться чрезмерно напуганным опасностями заболевания и сократит свою активность. Такой нежелательный с точки зрения общества эффект оказывается дисфункциональным.
Наиболее опасным для целей массовой коммуникации является дисфункциональный «эффект бумеранга» — явление, которое характеризуется результатом, прямо противоположным искомому. Этот эффект возникает при явном несовпадении ценностей, на которые ориентирован в своей информации коммуникатор, и ценностей его аудитории. Так, «эффект бумеранга» отчетливо прослеживается в антирелигиозной пропаганде, адресованной сугубо религиозным аудиториям, в случаях, когда ее содержание оскорбляет чувства верующих.
Следует иметь в виду, что из-за разнородности аудитории практически любая передача информации в какой-то мере вызывает не только функциональный, но и дисфункциональный эффект. Задачей коммуникатора является поэтому предвидение возможных дисфункции и сведение их к минимуму.
Один из важнейших путей снижения возможных дисфункций заключается в актуализации сообщений. Актуальность информации, направляемой в аудиторию, достигается с помощью отбора таких сообщений, которые содержат новое и интересное для реципиентов, позволяют им испытывать чувство включенности в события, происходящие в мире и в ближайшем социальном окружении. Однако помимо субъективных для аудитории качеств информация, чтобы быть действительно актуальной, должна обладать и важнейшим объективным свойством: она должна отражать в своем содержании главные тенденции общественного развития. Актуальность достигается также своевременной публикацией сообщений о важных политических событиях и решениях, затрагивающих интересы аудитории. «...Статьи на злобу дня,— писал К. Маркс,— теряют всякую цену, если они не печатаются сейчас же по прибытии».
Актуальной информация становится также и благодаря тому, что ее содержание достаточно четко показывает совпадение важнейших социальных установок источника и аудитории. Иными словами, читатель, радиослушатель или телезритель должны быть убеждены, что коммуникатор, пропагандист «с ними», а не «против них», что его установки по направленности совпадают с установками аудитории.
Содержание пропагандистского сообщения оказывается более эффективным, если оно изложено просто и четко, если в него включены выводы, логически следующие из приведенных аргументов. Предоставление аудитории возможности прийти к нужному выводу самостоятельно, в результате восприятия соответствующих доводов — прием вполне правомерный в обучении. Однако он оказывается далеко не всегда эффективным в массовой коммуникации, что было доказано рядом лабораторных экспериментов и выявлено наблюдениями над массовыми аудиториями.
Содержание сообщения, передаваемого через систему массовой коммуникации, иногда лучше служит достижению цели, если в него включается указание (или хотя бы намек) на то, что предлагаемую точку зрения разделяют большинство в обществе (группе) или личности, бесспорно уважаемые в данной человеческой общности. Психологическое объяснение этого источника эффективности сводится к тому, что люди чувствуют себя увереонее, когда они знают о поддержке со стороны других. Известно, что, даже находясь в меньшинстве при поляризации мнений по какому-либо спорному вопросу, люди неизменно проявляют тенденцию восполнить нехватку уверенности работой воображения относительно вероятности перехода большинства на их сторону.
Значительный резерв повышения эффективности информационного воздействия заключен в увеличении эмоциональной нагрузки на содержание направляемых в аудиторию сообщений.
Органы буржуазной пропаганды уже достаточно давно начали руководствоваться этим положением как во внутренней, так и во внешней пропаганде. Они не упускают ни малейшего факта, информация о котором может как-то возбудить чувства аудитории. Они делают это даже в тех случаях, когда такой факт сам по себе ничего не дает для непосредственного решения пропагандистской задачи.
Осуществление эффективного массового информационного воздействия требует детального знания групп в аудитории, которой предполагается направить какие-либо сообщения. Это знание складывается из знания общих закономерностей функционирования групп и специфических черт, характеристик и признаков, свойственных конкретным группам. Знакомство с этого рода сведениями позволяет коммуникатору правильно выбрать группу, учитывая разницу в динамике психических процессов, степень доверия к его сообщениям, необходимую степень информационного воздействия и реальные возможности добиться определенного результата.
Критериями для отграничения групп в аудитории массовой коммуникации могут быть наличие или отсутствие личного общения, характер протекания психических процессов и социальная обусловленность этих процессов, а также наличие или отсутствие организации в группах. Последний признак может серьезно изменить обстановку осуществления воздействия и повлиять на результаты. В организованных группах большинство людей значительно строже следует нормам в оценках и поведении, принятым в соответствии с провозглашенными целями деятельности. Любое отклонение от принятых в группе норм обычно осуждается и рассматривается остальными как аномалия. Возникающее социальное давление выступает как сила, изменяющая характер информационного воздействия, особенно в тех случаях, когда передающиеся сообщения противоречат целям деятельности групп. Эффективность массового информационного воздействия — в ряду других факторов — зависит также и от правильной оценки и учета свойств и характеристик различных каналов информации. В конечном итоге это вопрос о тактике применения различных средств массовой информации и пропаганды для решения конкретных пропагандистских задач.
Например, на основе учета свойств канала и особенностей восприятия передаваемой им информации (зрительного или слухового, образного или речевого) можно так представить освещение какого-либо события: изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании — каждый час новые детали; более многогранная и обобщающая картина этого события с показом видимых и поэтому особенно убедительных деталей — в тот же вечер по телевидению и в иллюстрированной вечерней газете; и, наконец, полная картина того же события с оценкой в обстоятельном комментарии, завершающем формирование социальной установки по отношению к нему,— на следующее утро в газете. А через две недели — на этот раз в кинохронике — напоминание о событии и закрепление сформированной ранее социальной установки. Это лишь один из многих возможных вариантов целенаправленного использования каналов информации для оперативного решения пропагандистских задач.
Таким образом, учет информационных возможностей каждого из каналов массовой коммуникации становится одпим из важнейших факторов эффективности.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +