Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Национальные особенности психологии людей


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Национальный характер

Один из сложнейших вопросов социальной психологии — вопрос о национальных особенностях человеческой психики. Марксистско-ленинская теория нации признает, что каждая нация имеет специфические для нее психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации и национального характера и которые проявляются и преломляются в национальной культуре. Однако конкретное изучение национальных особенностей психологии (этим занимается особая область социальной психологии — этнопсихология) сопряжено с большими трудностями.
Понятие национального характера по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы имели в виду совершенно разные вещи. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа. Другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т. д. Однако социальная и психологическая природа этих явлений различна.
Национальный характер подразумевает систему свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы — нации или народности. Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев и т. д. Но как связано все это с индивидуальной психологией? Из факта существования национальной культуры еще не вытекает, что и каждый отдельный человек, принадлежащий к данной нации, обладает определенным набором национально-специфических свойств. И если такие свойства существуют, то как складывается и каким путем передается эта общность из поколения в поколение? Имеет ли она биогенетические или только социально-исторические основы?
На уровне повседневного, обыденного сознания наличие психологических различий между народами не вызывает сомнений.
Пунктуальность, высоко ценимая (и фактически широко распространенная) в Германии или Голландии, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в Западной Европе. Национальные особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Можно легко отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для разных народов. Но часто подобные характеристики расплывчаты, а то и вовсе произвольны.
«Посмотрите,— писал Н. В. Гоголь,— народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как поляк, как финн; у одного танец говорящий — у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный — у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый — у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилоеь из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Но как научно объяснить эти особенности? Во-первых, хотя «национальный ореол» свойствен многим элементам, формы во всех видах искусства, его интенсивность и определенность далеко не одинаковы. Мы прекрасно представляем себе, например, отличие интонационного строя русской песни от итальянской, мотивов украинского орнамента от узбекского, отличие пластических структур в армянском и китайском зодчестве, но не существует таких явлений, как «русский рисунок», «немецкий колорит», «испанская перспектива», «английские пропорции», «итальянская архитектоника», «грузинская композиция», «украинская гармония»; лишь в редких случаях печать национального своеобразия задевает эти грани художественной формы.
Во-вторых, очень трудно сказать, какие именно психологические особенности стоят за теми или иными элементами художественной формы. Поэтому интерпретация национальных особенностей искусства, как правило, сводится к более или менее общим замечаниям, впечатлениям, образам, не всегда принимая вид строгих научных понятий.
Не легче оказывается и интерпретация народных обычаев, жестов, мимики и других экспрессивных действий. Шведский путешественник Эрик Лундквист рассказывает, как однажды на Новой Гвинее после удачной охоты он, обгрызая косточки дичи до половины, бросал остальное старому туземному вождю, который обгладывал их начисто, а затем разгрызал и сами кости.
Присутствовавший при этом друг Лундквиста, европеец, возмутился: «Ты обращаешься с ним, как с собакой! Швырять ему кости! Это же унизительно для него. А еще сам постоянно проповедуешь, что мы должны обращаться с чернокожими по-человечески, так, словно они белые». Однако у папуасов другие обычаи, чем у европейцев. Поделиться своей едой считается у них высшим проявлением дружеских чувств; поэтому в том, что ему давали, как мы бы выразились, объедки, старый вождь усматривал не обиду, а знак дружеского расположения.
Европейца, впервые попавшего в Японию, поражает и даже шокирует, что японец улыбается не только когда ему весело, но и когда ему делают выговор или когда он сам сообщает вам печальную весть, например известие о смерти ребенка. Неопытный человек нередко видит в этом проявление наглости, цинизма или бездушия. На самом же деле улыбка просто имеет здесь иное символическое значение: она призвана смягчить тяжелую ситуаций, подчеркнуть готовность человека справиться с ней и т. д. Понять это многообразие символов, жестов, реакций не так-то легко.
Распространенные в обыденном сознании стереотипные представления о психологических свойствах и культуре разных народов всегда имеют ценностный, оценочный характер и соотносятся, осознанно или неосознанно, с какими-то представлениями об особенностях своего собственного народа и его культуры. Еще французский философ XVI в. М. Монтень писал по поводу распространенных в его время взглядов на «варварские» народы, что «в этих народах, согласно тому, что мне рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны...».
Склонность рассматривать и оценивать явления и черты иной культуры, другого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа называется этноцентризмом. «Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах».
Национальное (как и любое другое групповое) самосознание, чувство «мы» обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле — противопоставление) этого «мы» какому-то «они». Все познается в сравнении. Но сравнение это не всегда бывает объективным: «своя рубашка ближе к телу», групповое сознание и чувство «мы» способствует сплочению и интеграции этнической группы. Этот акцент на различиях имеет и психологические причины. Л. С. Выготский указывал, что осознание сходства требует более развитой способности к обобщению и концептуализации, чем осознание различий; сознание сходства предполагает наличие обобщения или понятия, охватывающего ряд сходных объектов, тогда как осознание различий возможно и на чувственном уровне. Субъективность и оценочность любых национальных стереотипов заставляет относиться к ним весьма критически. Поучительна та осторожность, с которой подходил к проблеме национальных особенностей В. И. Ленин. Когда на III конгрессе Коминтерна итальянский социалист Лаццари заявил: «Мы знаем психологию итальянского народа», Ленин заметил: «Я лично не решился бы этого утверждать о русском народе...».

Проблемы научного анализа национальной психологии

Изучение национальной психологии стоит на стыке нескольких различных дисциплин, отсюда — комплексность и разнообразие методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов разных народов. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т. п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными учреждениями, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т. д.
Все эти методы правомерны и взаимодополнительны, однако лишь при условии правильной общеметодологической ориентации. Для многих буржуазных теорий характерен идеалистический и метафизический подход, при котором национальные особенности психики абсолютизируются, отрываются от реальной истории народа, трактуются как нечто извечное и фатальное.
В XIX в. широкое распространение имели идеалистические теории «народного духа», согласно которым каждый народ изначально обладает определенными духовными качествами, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившееся разделение наций на господствующие и подчиненные.
Когда выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им пришла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправомерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой является нация, раса является естественноисторическим образованием, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия нроявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т. п.), но и в особенностях протекания некоторых физиологических процессов, разумеется в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании некоторые ученые утверждали, что разные расы обладают и генетически обусловленными (и, следовательно, принципиально неустранимыми путем воспитания) психическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что содержание психических процессов, специфическая направленность способностей, структура потребностей и интересов и т. п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социально-культурных факторов. Особенно острые споры вызывал вопрос об умственных способностях.
Специальный комитет ученых, включавший социологов, антропологов, психологов и генетиков, собранный ЮНЕСКО, категорически заявил по этому вопросу: «Как бы антрополог ни классифицировал людей, он никогда не включает в эти классификации умственных качеств. Сейчас общепризнано, что тесты умственных способностей сами по себе не позволяют нам надежно разграничить то, что обусловлено природными способностями, и то, что является результатом влияний среды, обучения и воспитания. Везде, где удавалось выравнять различия, обусловленные влиянием среды, тесты показывали существенное сходство умственных черт всех человеческих групп. Короче, при равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы».
В последние годы несколько западных психологов (А. Дженген, Р. Гернстейн, Г. Айзенк), опираясь на данные, полученные по ряду интеллектуальных тестов, снова выдвинули тезис о наследственном характере умственных способностей, утверждая, что 80% свойственного индивиду JQ (уравнение интеллекта) является унаследованным и лишь 20% обусловлены средой и воспитанием.
Отсюда они делают вывод, что социальное неравенство человеческих рас, наций и классов имеет в последнем счете генетическую природу. Однако эти концепции и способы их обоснования подвергаются резкой критике; ведущие ученые, как психологи, так и генетики, считают их научно несостоятельными и политически реакционными.
Тем более нет основакгй утверждать наличие прирожденных, генетически обусловленных различий в содержании психических процессов представителей разных национальностей. Индивид не рождается с готовым набором склонностей, интересов, ценностных ориентации, типичных для его племени или нации, а приобретает, усваивает и вырабатывает их в процессе воспитания и общения с окружающими людьми. Ребенок одной расы или нации, с младенчества воспитанный в другой социально-культурной среде, не обнаруживает черт, характерных для его сородичей, но усваивает особенности окружающих его людей. Решающее значение здесь имеют социальные и культурные факторы.
Принцип равенства всех народов и наций вовсе не означает их одинаковости, тождественности. Именно многообразие наций и народностей делает их общение друг с другом таким плодотворным и необходимым для общеисторического развития. Развиваясь в неодинаковых природных, социальных, культурных условиях, различные народы аккумулировали большое многообразие типов характера, складов мышления, форм поведения, каждый из которых более или менее соответствовал породившим его условиям. Однако, признавая это многообразие, марксистско-ленинская теория не допускает их абсолютизации и рассматривает их как производные от целого комплекса исторических условий, а в последнем счете — от способа производства материальных благ.
Путаница в проблеме национального характера часто возникает из-за непонимания диалектики общего, особенного и единичного. Раскрыть психологию, характер народа — значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не является и не может быть абсолютно уникальной. Какое бы конкретное качество, будь то темперамент или ценностная ориентация, мы ни взяли, оно никогда не будет уникальным. Уникальна структура психологических особенностей нации. Но все элементы, входящие в эту структуру, являются общими. Кстати сказать, это касается не только наций, но и индивидов. Каждый человек, взятый в отдельности, неповторимо своеобразен. Но описать его индивидуальность можно только с помощью ряда общих понятий, описывающих свойства, присущие не только этому человеку, но и многим другим. Сравнение как индивидов, так и народов проводится главным образом по степени выраженности у них тех или иных общих черт или качеств. Но чтобы сравнение было объективным, нужно постоянно учитывать его масштаб, а следовательно, относительность любых этнопсихологических характеристик.
В работах, посвященных русскому национальному характеру, часто называется, например, такое качество, как эмоциональная сдержанность. Но по сравнению с кем русские кажутся эмоционально сдержанными? По сравнению с итальянцами или же по сравнению с финнами или эстонцами? Утверждения относительно национальных особенностей, высказанные в абсолютной форме, без указания того, с кем сравнивается данный народ, порождают только недоразумение.
Не будем касаться сложных морально-психологических качеств, само определение которых может вызвать споры. Возьмем простейшее суждение: немцы — блондины. Правильно ли это суждение? И да, и нет. Если утверждается, что все немцы или хотя бы их большинство являются блондинами, то это суждение ложно, блондины составляют меньше половины населения Германии. Однако в нем содержится доля истины в том смысле, что среди немцев блондинов гораздо больше, чем среди французов, итальянцев или испанцев; поэтому по сравнению с этими народами немцы кажутся блондинами. Это сравнение (чаще всего только подразумеваемое) присутствует в любых этнических стереотипах.
Американцам с их динамичным ритмом жизни и отсутствием древних исторических традиций англичане кажутся консервативными; эта черта почти всегда фигурирует в американском стереотипе англичанина. Но этот момент совершенно отсутствует в стереотипе англичанина, распространенном в Латинской Америке; там подчеркиваются внешняя культурность, практичность, интеллигентность англичан, а из отрицательных черт — «склонность к господству» и «эгоизм». Совершенно очевидно, что это различие оценок обусловлено различиями в перспективе, за которой, в свою очередь, стоит неодинаковость исторического опыта, включая сюда и опыт общения с представителями соответствующей нации.
Некоторые буржуазные социологи и социальные психологи утверждают, что межнациональная вражда и предубежденность извечны, т. е. они коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Специальные исследования опровергают это мнение, доказывая, что как враждебность к иностранцам вообще (ксенофобия), так и предубеждения против какой-то конкретной народности вовсе не являются всеобщими. Они возникают под влиянием соответствующего воспитания и имеют определенные социально-классовые корни. Стереотипный образ той или иной этнической группы, существующий в массовом обыденном сознании, всегда отражает характер взаимоотношений с этой группой. Наибольшую враждебность вызывают при этом те народности, которые в силу объективных исторических обстоятельств оказались прежде враждебными, а поэтому и сейчас воспринимаются как потенциально опасные и наделяются отрицательными свойствами. Таким образом, межнациональная вражда всегда связана с какими-то социально-классовыми антагонизмами, современными или имевшими место в предшествующей истории. Следует подчеркнуть, что национальные и расовые предубеждения не только стихийно возникают в обыденном сознании, но преднамеренно и целенаправленно внедряются из него реакционными классами с использованием церковной проповеди, школьного образования, средств массовой информации. Разжигание межнациональной вражды служит средством отвлечения народных масс от действительных виновников их бедственного положения, помогает господствующему классу направить народное недовольство в безопасное для существующего строя русло. Не случайно наиболее реакционные, фашистские режимы всегда связаны с крайними формами расизма и шовинизма. Их разоблачение — постоянная обязанность каждого коммуниста.
Социально-исторический характер национальной психологии особенно наглядно выступает при изучении социальных установок и ценностных ориентации, например отношения к труду. Можно ли сказать, что все народы одинаково трудолюбивы, или же степень их трудолюбия различна? При такой абстрактной постановке вопроса на него не может быть научного ответа. Трудолюбие и леность — это моральные качества, которые можно понять и объяснить только в соотнесении с общей системой ценностей, принятой данным обществом, народом и зависящей от его социально-экономического строя. Народа, который бы не трудился, никогда не было и быть не может. Но так же, как различны виды трудовой деятельности, неодинаково место, занимаемое трудом в системе социальных ценностей.
Степень напряженности, ритм труда, его отношение к свободному времени и его ценностный смысл зависят от целого комплекса исторических условий.
Понятие трудолюбия наполняется разным содержанием в зависимости от того, понимается ли труд как простое средство к существованию, как естественная потребность личности или как средство обеспечения прогресса общества. Для древнего грека физический труд — деятельность, недостойная свободного человека. Для средневекового ремесленника это судьба, не вызывающая ни восторга, ни сожалений, которую надо просто принимать как нечто само собой разумеющееся. Протестантская этика поднимает труд до степени религиозного призвания и т. д. и т. п. Таким образом, все зависит от социально-исторических условий.
Свойственная людям склонность абсолютизировать собственные привычки рождает взаимное непонимание.
Черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национальной психологии,— это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с нею. Затем, с определенным отставанием, меняются и соответствующие стереотипы. Так, в начале XVIII в. в Европе многие считали, что англичане склонны к революции и перемене, тогда как французы казались весьма консервативным народом, однако сто лет спустя мнение диаметрально изменилось. В начале XIX в. немцев считали (и они сами разделяли это мнение) непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике и предпринимательству. Произошел промышленный переворот в Германии, и этот стереотип стал безнадежным анахронизмом.
Но история каждого народа, в особенности история больших современных наций, сложна и противоречива. По образному выражению одного исследователя, национальный характер каждой современной нации напоминает палимпсест, пергамент, на котором поверх старого, более древнего текста написан новый; стоит смыть верхний слой, и под ним появляется невидная вначале, иногда сильно поврежденная, но все-таки сохранившаяся древняя надпись. Так и в истории народа каждый этап исторического развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, чем больше качественно различных фаз содержит он, тем сложнее и противоречивее будет его национальный характер. Неудачи любых попыток составления для каждой народности чего-то вроде социально-психологического паспорта отражают не только методологические трудности, но также и противоречивость самого исторического развития, запечатленного в психологии народа.
Эти противоречивые черты не только воплощаются в разных людях (почему никогда нельзя принимать отдельную личность, даже самую выдающуюся, за воплощение национального характера). Меняющиеся исторические условия способствуют преимущественному проявлению, а следовательно, и закреплению одних черт в ущерб другим; качества, которые были традиционными для народа на протяжении ряда поколений, в последующих поколениях могут ослабляться или исчезать. Национальный характер весьма устойчив, его невозможно изменить с помощью административных мер или просвещения. Но, будучи историческим, он изменяется, трансформируется вместе с общественным строем. Нет ничего более ложного и вредного, чем превращение его в некую фатальную силу, предопределяющую судьбу народа.
Но если национальные особенности психики историчны, то при изучении их необходимо учитывать социально-классовые различия. Недооценка этого — важнейший порок буржуазных этнопсихологических исследований, методология которых отрабатывалась главным образом на изучении сравнительно примитивных, бесклассовых, малочисленных и — немаловажное обстоятельство — относительно изолированных от остального мира и крайне медленно развивающихся этнических общностей.
Изучая большие современные нации, абстрагироваться от социально-классовой дифференциации общества уже невозможно. Различия в темпераменте между итальянцем и финном, вероятно, более или менее независимы от социального положения того и другого. Но что касается ценностных ориентации, политических взглядов, типичных социальных стремлений и тому подобного, здесь итальянский рабочий имеет несравненно больше общего с финским рабочим, нежели с итальянским буржуа. В. И. Ленин недаром говорил о двух культурах в каждой национальной культуре и о двух нациях в каждой буржуазной нации. Социально-классовые различия обнаруживаются и в структуре семьи, и в способах воспитания детей, и в отношении к образованию, и в самом широком спектре ценностных ориентации.
Изучение и учет национальных особенностей человеческой психологии имеют важное значение и в условиях развитого социалистического общества. Социалистический строй в корне изменил природу межнациональных отношений. «В совместном труде, в борьбе за социализм, в боях за его защиту родились новые, гармоничные отношения между классами и социальными группами, нациями и национальностями — отношения дружбы и сотрудничества».
При социализме действуют две взаимосвязанные тенденции в национальных отношениях. С одной стороны, обеспечивая всем народам, большим и малым, максимальные условия для развития, социалистический строй благоприятствует расцвету всех национальных культур. С другой стороны, общность социалистических условий жизни и коренных интересов народов, а также расширение общения между ними способствуют не только взаимному обогащению национальных культур, но и образованию советского народа как новой исторической общности людей, обладающей и определенной системой общих духовно-психологических качеств.
Отождествление национальной самобытности с обособленностью, идеализация старины и традиционных форм быта («почвенничество»), равно как и попытки законсервировать их навсегда, утопичны и реакционны. В. И. Ленин писал: «Интернациональная культура, уже теперь создаваемая систематически пролетариатом всех стран, воспринимает в себя не «национальную культуру» (какого бы то ни было национального коллектива) в целом, а берет из каждой национальной культуры исключительно ее последовательно демократические и социалистические элементы». Поэтому новые социалистические черты национальной культуры и характера советских людей не менее важны, чем те исторические традиции, на основе которых они формируются и которые они продолжают.
Проводимые в нашей стране этносоциологические и этнопсихологические исследования помогают партии гармонически сочетать общие интересы всех советских людей с интересами каждой отдельной нации и осуществлять интернациональное воспитание всех трудящихся.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +