Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Понятие о возрастной психологии, психологии обучения и воспитания, их значение и задачи


В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников"
"Просвещение", Москва, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

19 июля 1973 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР». Вслед за этим Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании, равно как и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», принятое в июне 1972 г.,— результат проведения в жизнь Коммунистической партией и Советским правительством ленинских идей об образовании и коммунистическом воспитании молодежи. В Основах законодательства определяются цели народного образования, формулируются задачи для всех ступеней советской системы просвещения от дошкольных учреждений и до высших учебных заведений в свете тех значительных достижений в развитии науки, культуры, просвещения и образования, которых добился советский народ под руководством Коммунистической партии. В Основах законодательства о народном образовании говорится о том, что система народного образования в нашей стране обеспечивает всем гражданам СССР реальную возможность получения образования, целью которого является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду.
В Основах законодательства подчеркивается единство обучения и коммунистического воспитания, тесная связь обучения с трудом, практикой коммунистического строительства. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека, равно как и потребности развитого социалистического общества в образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
Очевидно, что осуществление первостепенной важности задач, отраженных в Основах законодательства (например, задачи совершенствования, значительного повышения уровня учебно-воспитательной работы школы), может иметь место только в процессе творческого сотрудничества психологов, педагогов и учителей, как на основе тех результатов, которые уже получены педагогической психологией, так и на основе развертывания целого ряда совершенно новых психологических исследований. Одна из важнейших задач, вытекающих из Основ законодательства о народном образовании,— задача всестороннего развития подрастающего поколения.
Предпосылкой решения этой задачи является разработка психологами общей теории возрастного психического развития детей от рождения до зрелости. Советские психологи накопили известное количество фактов, сформулировали целый ряд положений в этой области, дали содержательную характеристику различным возрастным этапам, установили ведущие виды деятельности и ведущие противоречия, характеризующие тот или иной возраст. На основании теоретического синтеза полученных психологами материалов, теоретического обобщения накопленных ими фактов и складывается теория психического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Большое место в Основах законодательства занимают вопросы развития способностей детей и молодежи и профессиональной ориентации. Эти вопросы также нельзя решать, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры способностей к различным видам деятельности, условий их формирования и развития. Психологи осуществляют психологическое изучение массовых профессий с точки зрения того, какие требования они предъявляют человеку.
Важнейшей задачей, вытекающей из Основ законодательства о народном образовании, является повышение уровня учебно-воспитательной работы школы. В статье 4 Основ законодательства говорится о научном характере образования, о необходимости постоянного совершенствования его на основе новейших достижений науки, техники, культуры. В статье 19 указывается, что осуществление общего среднего образования детей и молодежи должно отвечать современным требованиям общественного и научно-технического прогресса. И здесь роль психологии велика. Советская психология располагает довольно большим количеством исследований в области психологии учения, изучены закономерности познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний, закономерности учения. Психологи исследуют пути и средства управления познавательной деятельностью учащихся, индивидуализации обучения (обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся), исследуют эффективность различных методов обучения, разрабатывают объективные показатели успешности обучения.
Особое значение в деле реализации Основ законодательства о народном образовании имеет исследование психологами развивающей роли обучения. Хорошо известно, что в современных условиях нельзя трактовать обучение только как формирование у учащихся определенной системы знаний, умений и навыков. Ставится задача организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие школьников. Поэтому речь идет не просто об обучении, а о развивающем обучении, обучении, связанном с интенсивным умственным развитием, с формированием способности к самообучению, самообразованию.
И эта задача может быть решена только на основе психологических исследований познавательной активности детей на разных возрастных этапах и условий ее формирования, исследований условий формирования и развития у школьников в процессе обучения самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, приемов и навыков познавательной мыслительной деятельности. Важное значение в этом плане приобретают исследования интеллектуальных возможностей детей и подростков, связанные с выявлением резервов их умственного развития и путей реализации этих резервов. Психологи разрабатывают критерии (показатели) умственного развития детей на различных возрастных этапах и при различных методах обучения, методику диагностики умственного развития. Наряду с этим советские психологи уделяют большое внимание и психологическим проблемам предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества, находят наиболее эффективные методы обучения детей с замедленным темпом развития, с пониженной обучаемостью (восприимчивостью к обучению).
Итак, для правильной, научной организации учебного процесса необходимо хорошее знание психологических закономерностей самого процесса обучения — процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития активного, самостоятельного и творческого мышления. Представим, что мы формируем у учащихся определенное научное понятие, например физическое понятие «сила» или химическое понятие «вещество». При этом необходимо знать общие закономерности взаимоотношения и взаимозависимости житейских и научных понятий, так как в ряде случаев у школьника к моменту формирования научного понятия имеется свое житейское понимание соответствующего явления, которое, как указывал советский психолог Л. С. Выготский, оказывает определенное влияние на формирование научного понятия. Далее надо знать, в какой мере при формировании понятия следует опираться на чувственную базу, когда наиболее рационально оторваться от наглядного и единичного и перейти к абстрактному и обобщенному. И преждевременный отрыв от наглядной опоры, и искусственная задержка на этой стадии одинаково ошибочны. Нужно знать также особенности зрительного и слухового восприятия, характер их взаимодействия А как психологически эффективнее закрепить пройденное? Как задать вопрос ученику: в общей или конкретной форме? Правомерны ли шаблонные, трафаретные вопросы? Какова роль наводящих вопросов? Ведь известно, что формулировка вопроса влияет на характер ответа. В Основах законодательства о народном образовании особое внимание уделяется и проблемам воспитания, отмечается необходимость воспитания у молодежи на всех возрастных ступенях высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунистического общества.
Советская педагогическая психология имеет определенные достижения и в области психологии воспитания. Она располагает солидными исследованиями в области теории личности — ее структуры, условий формирования на различных возрастных этапах. Исследуется процесс формирования моральной устойчивости личности, формирования своеобразного иммунитета против отрицательных влияний среды, в определенной степени изучены пути и условия воспитания у детей и школьников единства нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, а также сложный процесс взаимодействия коллектива и личности. Психологи анализируют психологические причины отклонений от норм общественного поведения у детей, подростков и молодежи, психологическое обоснование путей предупреждения и преодоления таких отклонений. В задачу педагогической психологии входит разработка теории нравственного формирования личности на различных возрастных этапах, психологическое обоснование конкретных форм воспитательной работы, разработка психологических критериев уровня воспитанности.
Знание психологии совершенно необходимо и для воспитания подрастающего поколения. Нельзя правильно воспитывать, не зная психологических закономерностей процесса формирования личности, в частности закономерностей формирования убеждений, нравственных принципов и установок, нравственных привычек. Подчеркнем, что нельзя правильно обучать и воспитывать, не зная психологических особенностей детей определенного возраста. Ведь воспитатель, учитель имеют дело не просто со школьниками, а со школьниками определенного возраста. Каждый же возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. То, что пригодно и психологически оправдано в отношении младшего школьника, часто может быть неприемлемым, ошибочным в отношении подростка.
Отметим и то обстоятельство, что воспитатель, учитель имеют дело не просто со школьником определенного возраста, а с конкретным учеником, индивидуальностью, Сашей или Таней. А индивидуальные различия в пределах одного возраста, как учит психология, чрезвычайно велики. Поэтому учителю совершенно необходимо знать индивидуальные особенности детей, их своеобразие. Условием индивидуального подхода в обучении и воспитании является глубокое и всестороннее знание психических особенностей ученика, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить наблюдение, организовывать естественный эксперимент.
Разумеется, знание всех отмеченных выше закономерностей само по себе еще не гарантирует успеха в учебно-воспитательной работе, однако позволяет избежать очень многих серьезных ошибок, так как избавляет учителя от необходимости действовать в известном смысле вслепую, методом проб и ошибок. Для иллюстрации приведем два примера — один из области обучения, другой из области воспитания.
Однажды группа учителей обратилась к психологам за консультацией; чем объяснить некоторые особенности восприятия учениками так называемых киноуроков? С одной стороны, киноуроки вызывают у учащихся большой интерес и активность, с другой — опрос по содержанию материала киноуроков, проводимый непосредственно после просмотра, обнаруживает «какой-то сумбур в головах учеников» — воспроизведение их несистематично и неполно, запоминаются иногда второстепенные детали, и не воспринимается, не запоминается главное. Учителя делали из этого вывод, что киноуроки с точки зрения учебных задач не оправдывают себя.
Психологический анализ показал, что дело не в качестве киноуроков (учебные кинокартины были сделаны отлично). Здесь отчетливо проявилось хорошо изученное психологами явление так называемой реминисценции, по законам которой воспроизведение материала сразу, непосредственно после его заучивания, при определенных условиях оказывается гораздо менее эффективным, чем отсроченное воспроизведение. Так оно и оказалось: когда стали опрашивать учеников не сразу после киноурока, а через 2—3 дня, то воспроизведение ими содержания учебных фильмов вполне удовлетворило учителей. Словом, об эффективности восприятия киноуроков в данном случае надо было судить не по воспроизведению учащимися этого материала сразу после его восприятия, а по воспроизведению его спустя некоторое время. Разумеется, и сам вопрос об отмене киноуроков из-за их малой эффективности отпал.
Другой пример. В одной из школ решено было наказать серьезно провинившуюся пионерку, лишив ее права на определенный период носить пионерский галстук. В опыте этой школы был уже аналогичный случай наказания, и дал как будто прекрасные результаты. У девочки решили снять галстук на пионерской линейке. Девочка на этой «церемонии» вела себя инертно, как-то вяло и безучастно (что дало повод некоторым педагогам посетовать — «вот я толстокожая — и не переживает даже!»). Лишь когда девочка, возвратившись домой, такая же молчаливая и безучастная, легла, заснула тяжелым сном и проспала двенадцать часов, тогда забеспокоились. Как выяснилось, девочка принадлежала к слабому типу нервной системы и для нее вся эта обстановка на линейке и такое наказание оказались сверхсильными раздражителями, приведшими ее нервную систему в состояние запредельного торможения. Вялость и безучастность свидетельстовали не о том, что она не переживает, как показалось педагогам, а об обратном — глубокой и сильной нервной реакции, возможности нервного срыва. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько педагогически допустима вообще подобная мера воздействия, заметим, что этот пример является хорошей иллюстрацией последствий игнорирования индивидуально-психологических особенностей учащихся, в частности особенностей их эмоциональной сферы, типа нервной системы.
В итоге надо сказать, что едва ли можно переоценить значение психологии для построения подлинно научной теории обучения и воспитания, для правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса, создания оптимальных условий обучения и воспитания.
В данной книге речь будет идти о возрастной психологии, а также психологии обучения и психологии воспитания. Психология обучения и психология воспитания обычно объединяются общим названием педагогическая психология. Возрастная и педагогическая психология — важнейшие отрасли психологический науки, тесно связанные с педагогикой. Знание их необходимо для правильной, научной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Возрастная психология изучает общие закономерности психического развития детей, подростков и юношества, этапы психического развития, психические особенности каждого возраста и индивидуальные различия. С одной стороны, ни один вопрос теории и практики воспитания и обучения не может успешно разрабатываться без знания общих законов развития психики, без учета конкретных психологических особенностей каждого возраста. С другой — сама возрастная психология может развиваться успешно при условии, если она не будет ограничиваться узко экспериментальным изучением соответствующих проблем, а будет исследовать их в естественных условиях жизни и деятельности ребенка, в конкретных условиях его воспитания и обучения.
Еще более тесная и неразрывная связь существует между педагогикой и педагогической психологией. Педагогическая психология, изучающая конкретные виды деятельности и поведение детей и молодежи в школе и в других учебно-воспитательных учреждениях, лежит на стыке двух наук - психологии и педагогики, является пограничной между ними научной дисциплиной. Психология обучения изучает закономерности усвоения знаний, овладения умениями и навыками в школе, исследует индивидуальные различий в этих процессах, закономерности формирования у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления. Психология обучения исследует доступность учебного материала, психологическую эффективность различных методов обучения, психологические требования к учебникам и учебному оборудованию, к режиму школьной работы. Педагогическая психология изучает и те изменения в психике учащихся, которые происходят под влиянием обучения и воспитания. Одной из важнейших задач Советской психологии обучения является разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения в школе, что связано с существенной перестройкой содержаний образования, введением новых учебных программ.
Важнейший предмет изучений психологии воспитания - это процесс формирования личности учащихся, его общие закономерности и индивидуальные различия. Психология воспитания рассматривает воздействие, которое оказывают на школьников различные воспитательные мероприятия; эта наука изучает психологические основы самовоспитания учащихся.
Наконец, важной отраслью педагогической психологии является психология учителя, которая изучает особенности педагогического труда, личность учителя как организатора учебно-воспитательного процесса и ученического коллектива. Психология учителя исследует психологические свойства и качества человека, обеспечивающие успех учебно-воспитательной работы, выявляет психологические условия формирования и развития педагогических знаний, умений и навыков, педагогических склонностей, интересов и способностей, призвания к деятельности учителя, воспитателя.
И педагогическая и возрастная психология базируется на общей психологии, которая вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), эмоционально-волевые проявления, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека.
Ни возрастная, ни педагогическая психология не претендует на то, чтобы давать готовые рецепты и жесткие рекомендации для построения педагогического процесса, но ее материалы и выводы используются для правильной организации учебно-воспитательной работы. Эту, мысль хорошо сформулировал великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский. В предисловии к своей известной книге «Человек как предмет воспитания» он писал, выражая точку зрения педагогических психологов: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +