Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методы обучения в начальных классах


Н. В. Савин. Педагогика
"Просвещение", Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с сокращениями

Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.
Вооружение учащихся способами познавательной деятельности — важнейшая тенденция повышения развивающей функции учебного метода. Создание обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач — в этом направлении ведутся поиски дальнейшего совершенствования методов обучения.
Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует. В качестве средств обучения используются учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия. Они могут использоваться для различных целей. Будучи включены в какую-либо деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятельности. Использование различных средств в процессе обучения меняет сам метод деятельности.
Использование разнообразных средств приводит к изменению структуры учебного метода. Так, включение в рассказ учителя кинофрагментов меняет характер деятельности учителя и учащихся.
Отдельные детали метода, его составные элементы называют методическими приемами. Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы. В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.
Учитель выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.
При изучении таблицы умножения на 7, 8, 9 учитель дает учащимся следующие задания:
С какого примера начинается таблица умножения чисел 5, 6, предназначенная для заучивания? Почему? Какие таблицы нам осталось изучить?
При изучении таблицы умножения числа 6 для получения ответов таблицы мы считали от 6 до 60 шестерками, а для получения ответов таблицы умножения на 7 какие числа нужно складывать?
Затем учащиеся получают задания:
посчитать семерками от 7 до 70;
посчитать восьмерками от 8 до 80;
посчитать девятками от 9 до 90.
Какое свойство произведения вы знаете? Показать это свойство на каком-либо примере.
В это время группа учащихся самостоятельно выполняет работу; пользуясь рядом чисел 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70 и переместительным свойством, составляет таблицу умножения на 7, 8, 9 и записывает ее в тетради.
Близость нового и изученного материала подсказали учительнице основные способы изучения таблицы на 7, 8 и 9, применение этих же способов при изучении нового. Учительница дает разнообразные задания различным группам школьников: одни выполняют задания, рассчитанные на применение усвоенных правил, другая группа учащихся получает задание, в котором содержится элемент творчества.
Совершенствование методики учебной работы идет постоянно. Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения.
Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще большей гибкости в организации и методике работы, приспособления ее к различным категориям учащихся.
В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок, выявления их общих черт и особенностей.
Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).
В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.
Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены к три группы.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Слово учителя — самый доступный и распространенный инструмент обучения. Научившись пользоваться словом, учитель даже самые отвлеченные понятия, идеи делает понятными детям. С помощью слова он может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, прекрасного будущего человечества, строения вселенной. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. На первом этапе обучения, пока дети не научились пользоваться книгой, слово является почти единственным инструментом познания мира.
Рассказ учителя. Это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее преимущественно фактический материал. Учитель, хорошо владеющий мастерством рассказа, обеспечивает усвоение учащимися знаний в определенной системе, развивает их мышление, показывает учащимся, как нужно умело пользоваться словом.
В зависимости от особенностей предмета характер рассказа может изменяться. Наиболее распространенными являются рассказ-повествование — изложение событий, повествование о жизни и деятельности писателей, исторических деятелей и рассказ-описание — описание структуры растений, конструкции различных приборов и аппаратов, состава веществ и пр.
Для повышения качества восприятия учебного материала учитель пишет план рассказа на доске. План записывается последовательно по мере перехода в изложении от одного вопроса к другому.
Плановость, четкость построения рассказа, возможность для учащихся отделить главное от второстепенного — важные условия повышения эффективности рассказа.
Непременным качеством учительского рассказа являются его эмоциональность и образность. Широкое использование средств образной речи — художественной литературы, различных средств наглядности — позволяет учителю создать у учащихся полные и многосторонние представления о событиях далекого прошлого, о различных явлениях природы, о людях, их характерах, образе жизни.
Эмоциональность рассказа помогает учащимся увидеть отношение учителя к излагаемому материалу и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
В связи с этим уместно вспомнить слова А. В. Луначарского: «Не волнуя, не затрагивая нервную систему, нельзя даже просто агитировать... Тем более, нельзя без этого воспитывать. Поэтому эмоциональной окраской учебного материала, вызвав эмоциональные порывы, вызвав эмоциями видоизменения в сознании учеников, можно придать воспитательный характер любому процессу восприятия того или другого внешнего воздействия»
Сила учительского рассказа в глубокой идейной убежденности. Эмоциональное отношение учителя к излагаемому, его убеждения оказывают большое влияние на формирование убеждений учащихся.
Не менее важным является умение учителя мобилизовать и удержать внимание учащихся во время рассказа. Для начальной школы характерны относительная непродолжительность рассказа (15—20 мин), его расчлененность на логически законченные части (после изложения каждой части учитель проверяет глубину и качество восприятия учениками материала), яркость, образность, эмоциональность языка, широкое использование средств наглядности.
Объяснение. Это стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдениями учащихся за действием приборов, опытами, необходимыми записями.
В объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений, доказательств. Наиболее важными вопросами методики объяснения являются ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися и последовательное изложение материала. Успех объяснения во многом зависит также и от того, насколько удачно учитель сумеет привлечь конкретные данные. Объяснение всегда предполагает обращение с вопросами к детям и заставляет их следить за ходом объяснения, высказывать свои соображения, догадки, делать выводы.
В конце объяснения учитель дает точную формулировку вывода, правила. Обязательным элементом урока, на котором использовалось объяснение, является проверка качества усвоения материала, анализ фактов и примеров, приведенных детьми.
Беседа. Во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний. В ходе беседы открывается широкий простор для самостоятельных высказываний и рассуждений учащихся. Беседа позволяет учителю не только выявить качество подготовки и глубину усвоения учебного материала, но и изучить способности каждого ученика.
Учащиеся буквально оживают, когда учитель переходит к фронтальной беседе. Быстро реагируют на вопросы сильные ученики, их пример увлекает средних и слабых, и через несколько минут в классе царит общий рабочий подъем. А какое удовлетворение переживают ученики, когда после такой активной работы учитель по заслугам похвалит их!
Беседа используется учителем для установления связи предыдущего материала с новым, сообщения новых знаний, а также закрепления и проверки их.
В зависимости от конкретных задач и содержания учебного материала могут использоваться различные виды беседы.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от греческого слова эврико — нахожу, открываю). Она возникла в борьбе с догматизмом в преподавании и до настоящего времени используется в практике передовых советских учителей. В ходе эвристической беседы учитель путем умело поставленных вопросов заставляет учащихся на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта формулировать новые понятия, выводы, правила. Учащиеся как бы сами открывают новые знания. Такая работа доставляет им большое удовлетворение и стимулирует познавательную активность.
Не менее важное значение имеет в учебном процессе и воспроизводящая беседа, в ходе которой учащиеся, направляемые вопросами учителя, восстанавливают полученные ранее знания. Этот вид беседы широко используется на повторительно-обобщающих уроках. Воспроизводящая беседа часто сочетается с эвристической.
Для сообщения новых знаний может использоваться сообщающая беседа. Она также строится в форме вопросов учителя и ответов учащихся, и непременным условием ее успеха является наличие у учащихся хотя бы минимума знаний, которые могли бы быть отправными, опорными.
Наиболее общими вопросами методики использования беседы являются правильная постановка вопросов, соблюдение требований к ответам учащихся, приемы, поддерживающие их внимание и способствующие организации школьников во время беседы.
Вопросы ставятся учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть кратки по форме, но сформулированы так, чтобы будили мысль учащихся, выявляли все неясное, сомнительное в их знаниях. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих учащихся на угадывание ответа.
Учитель ставит вопрос: «Что называется существительным и как оно склоняется?» Ученик схватывает лишь первую часть вопроса, отвечает на нее, а потом обращается с просьбой повторить вопрос. На уроке русского языка учитель спрашивает: «Это логическое ударение пли нет?» Подобным вопросом он не пробуждает мысль ученика, а ориентирует его на угадывание, и ожидаемый ответ будет не развернутым, а односложным.
Вопросы должны быть содержательными, четкими и определенными по форме.
Для успеха беседы могут быть использованы вопросы, которые оживляют в памяти учащихся изученные факты, вопросы, направленные на формирование понятий, на установление связей между фактами, на применение знаний.
Ход беседы зависит и от ответов учащихся. Важно, чтобы ответы детей были полными, грамотными и содержали примеры, пояснения. Надо приучать учащихся отвечать так, чтобы весь класс мог их слышать.
В целях поддержания внимания не рекомендуется вызывать учеников по алфавиту, нужно чаще привлекать к работе невнимательных, стараться охватить бессдой наибольшее число учащихся, разнообразить приемы проведения беседы.
Учителю приходится считаться с желанием учеников, которые хотят участвовать в беседе, вызывать их, по вместе с тем учитывать и свой план. Активность учащихся возрастает, если учитель будет различными способами поощрять их.
Метод работы учащихся с учебником и книгой. Учебник — важный источник знаний учащихся, если учитель научит учащихся пользоваться им. Прежде всего необходимо добиться овладения учащимися техникой чтения и понимания смысла прочитанного.
Важнейшее значение в этом имеет начальный период обучения грамоте. В современной дидактике и практике обучения прочно утверждается подход к обучению грамоте на основе пробуждения у учащихся неослабевающего интереса к учебным занятиям.
«Процесс обучения письму и чтению,— писал В. А. Сухомлинский,— будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями».
В. А. Сухомлинский проводил обучение грамоте в форме путешествий к истокам слова. В обучении широко использовались наблюдения за природой и жизнью людей, рисование, слушание музыки, Пробуждению интереса к чтению способствует оформление букваря, книг для чтения, использование разнообразных наглядных пособий. Огромное значение имеет также отношение учителя к успехам отдельных учащихся. «Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед»,— советовал В. А. Сухомлинский.
Лишь пройдя первый и наиболее трудный этап овладения техникой чтения, ребенок становится неразлучным с книгой.
Успех дальнейшего обучения учащихся в средних классах во многом будет зависеть от того, насколько прочными будут навыки сознательного, вдумчивого, сосредоточенного чтения и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического разбора его трудных мест, логического разбора текста в связи с заданиями учителя н учебными потребностями детей, уяснение идейного смысла читаемых статей, рассказов.
В I классе дети учатся составлять план прочитанного. В III классе они уже умеют составить план большого рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой готовит детей к восприятию текста, вооружает их умением вдумываться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внимательного чтения с выделением, основной цели. Не менее важное значение имеет привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей, тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, действиям, поступкам героев.
По мере овладения учащимися техникой чтения их нужно вооружать умениями самостоятельно изучать материал по учебнику и книге, уметь выполнять следующие действия:
определить тему, вопрос и дать себе отчет в том, что нужно узнать, в чем разобраться;
внимательно прочитать материал, разбить его на части и составить план прочитанного;
дать устные ответы на вопросы (краткие и развернутые);
научиться приводить свои примеры к прочитанному;
уметь формулировать выводы по всему прочитанному.
Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.
Цели и характер работы меняются при изучении художественного текста. В литературных произведениях содержание слито с художественным образом в единое целое. Поэтому в работе над художественным текстом учитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний.
В работе над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие теоретико-литературные наблюдения: запоминать наиболее выдающихся писателей, отдельные эпизоды из их биографии, название известных произведений; понимать идею прочитанного; научиться понимать, какими средствами достигает писатель своей основной цели, как он строит произведения, какими языковыми средствами пользуется; научиться отличать произведения, написанные в стихотворной и прозаической форме, усвоить термины рассказ, стихотворение, басня, сказка, народная песня, пословица и др. Некоторые стихотворения или отрывки школьники по указанию учителя заучивают наизусть.
Умение работать с книгой развивается и совершенствуется во время различных внеклассных занятий: соревнований на лучший рассказ по книге, совместных обсуждений прочитанных книг, нахождения лучших в художественном отношении отрывков в прочитанных книгах.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Метод наблюдения. В настоящее время, когда обучение строится на основе тесной связи с жизнью, границы использования метода наблюдения в учебном процессе значительно расширяются. Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Необходимость широкого применения метода наблюдения вытекает из учета процесса познания детьми явлений окружающей действительности. На основе наблюдений формируются представления учащихся и глубже, достовернее становятся их знания.
Правильно поставленные наблюдения содействуют развитию умственных способностей детей. Прав был К. Д. Ушинский, который отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
Эта мысль нашла подтверждение в экспериментах В. А. Сухомлинского. Он справедливо считал, что острота детской памяти, яркость мысли с поступлением ребенка в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет окружающий мир. И он отобрал на весь период обучения детей в начальной школе строго определенный круг явлений, которые станут предметом наблюдений его питомцев. Так сложились 300 страниц «Книги природы», как ее образно назвал В. А. Сухомлинский. В этом опыте, к которому не раз будут обращаться многие учителя, привлекает четкая позиция автора: наблюдения за природой — источник и средство умственного развития учащихся, строгий отбор объектов наблюдений, тонко разработанная методика проведения наблюдений, направленная на то, чтобы пробудить умственную активность воспитанников.
На основе длительных опытов В. А. Сухомлинский выявил важную закономерность умственного развития школьников: «...Чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний — к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира... Умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов».
Эти опыты замечательного советского педагога убеждают, что наблюдения должны сопровождать весь процесс обучения детей в начальной школе.
Простые наблюдения проводятся учеником ежедневно. Характер их может быть различным: рассматривание движения рыб в банке, наблюдения за ростом растений, наблюдения за животными и т. д. Наблюдения могут проводиться по определенной, сформулированной учителем вместе с учащимися программе. Они могут быть предваряющими изучение материала или итоговыми, заключительными.
Дидактикой установлены некоторые условия, повышающие эффективность наблюдений. Первым из Них является подготовка учащихся для проведения наблюдений. Им должны быть известны цель, предмет и методы наблюдения. Второе условие — включение в восприятие одновременно различных органов чувств.
Оформление учащимися результатов своих наблюдений в устной или письменной речи также важное условие их эффективности. Оно помогает отчетливо, осознанно и многосторонне воспринимать наблюдаемый материал.
Приемы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысливание, повышают прочность запоминания материала. Особенно ценными являются практические занятия с предметами наблюдения. Это последнее условие эффективности наблюдения объединяет его с методом практических работ учащихся, который также находит в настоящее время широкое распространение.
Демонстрация. Это наглядный показ различных предметов, матерналов, пособий и опытов. Широкое использование демонстраций обеспечивает включение первой сигнальной системы учащихся на начальном этапе восприятия учебного материала и помогает преодолеть возникающий иногда разрыв между словом и представлением в сознании.
Демонстрация предметов, схем и таблиц, специальных кинофильмов является ценным средством осуществления политехнического обучения.
В учебном процессе учитель применяет демонстрацию предметов, картин и схем, диапозитивов, диафильмов и учебных кинофильмов, демонстрацию опытов.
В начальных классах широко применяется демонстрация предметов: орудий труда, образцов горных пород, сельскохозяйственных растений. Иногда учитель раздает некоторые предметы учащимся. В этом случае демонстрация сочетается с методом наблюдений. Дидактика формулирует следующие правила демонстрации предметов: предмет надо показывать так, чтобы он воспринимался различными органами чувств. При этом условии сильное впечатление окажут на учащихся наиболее значимые стороны объекта. Важно показать предмет в изменении и развитии.
Не все предметы могут быть показаны в классе, поэтому большое значение в учебном процессе имеет демонстрация картин и схем. При подборе картин учитель не может не учитывать некоторых психологических условий воздействия картины на восприятие учащихся. Картины, используемые в учебных целях, должны быть красочными, достаточных размеров, чтобы их могли видеть все учащиеся.
Многие учителя с успехом используют разнообразные самодельные наглядные пособия.
Рассказывая о развитии личинки червя, учитель воспользовался самодельной «кинолентой». На склеенных в одну ленту листочках были изображены различные стадии развития личинки. Листочки с изображением личинки пропускались через картонную рамку. При таком показе учащиеся наглядно увидели развитие и рост личинки.
В начальных классах широко используются диафильмы. Это доступный каждому учителю вид наглядности. Диафильм дает возможность показать явления в движении, проникнуть в процессы, скрытые от учащихся. И в то же время использование фильмоскопа позволяет учителю успешно сочетать демонстрацию диафильма с рассказом или беседой, сосредоточивать внимание учащихся на отдельных кадрах, повторять их демонстрацию, успешно сочетать демонстрации диафильма с чтением. Для начальной школы созданы самые разнообразные диафильмы. Важно широко использовать все их многообразие в учебной работе с младшими школьниками.
В практику учебной работы все шире входит демонстрация учебных фильмов. Использование кино требует от учителя более тщательной подготовки. Прежде всего преподавателю приходится предварительно самому познакомиться с содержанием картины, чтобы решить вопрос о сочетании кино с другими методами обучения. Как правило, необходимые предварительные разъяснения учитель дает перед демонстрацией фильма, отдельные замечания делает в ходе его демонстрации, чтобы дети увидели главное, а после окончания демонстрации использует содержание фильма для более глубокого овладения изучаемым материалом.
В начальных классах такая методика использования кинофильма по всегда может быть приемлемой. Случается так, что дети просмотрят фильм и не увидят того, что необходимо учителю. Поэтому довольно часто приходится прерывать демонстрацию, делать необходимые пояснения, выявлять качество и полноту восприятия того или иного материала и только после этого продолжать демонстрацию кинофильма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Но дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений.
Первым правилом является доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения.
Разнообразие упражнений — второе важное правило их организации.
Третье правило — систематичность проведения упражнений. Причем после объяснения нового материала упражнения даются чаще. Постепенное нарастание трудности упражнений — следующее правило их проведения.
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде: решению задач с проверкой, проверке упражнений по родному языку после их выполнения и т. д. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Оно должно соответствовать требованию высокой коммунистической идейности.
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнении. Они должны выполняться особенно тщательно и быть хорошо оформлены. В этой связи хочется обратить внимание будущих учителей на важность аккуратного ведения всеми учениками тетрадей. Необходимо, чтобы в школах был установлен определенный режим ведения тетрадей, который должен строго выполняться.
Учебно-практические работы. Их цель — обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащихся, полнее осуществлять связь теории и практики в обучении. Примером такой работы в сельском хозяйстве могут быть проведение анализа почвы, изучение минеральных удобрений, разработка рациона кормления скота и др.
Практические работы проводятся не только в классе. Они включают работу по выращиванию растений, уход за животными, уборку урожая, занятия на пришкольных участках. Непосредственный труд — это логическое продолжение практической работы, необходимая ее составная часть.
Расширение объема практических работ в учебно-воспитательном процессе школы побуждает дидактику искать условия повышения их эффективности. Одним из таких условий является тесная связь практических работ с научными знаниями.
Практические работы должны быть подобраны и проведены так, чтобы они способствовали углублению знаний, формированию навыков и умений.
Достаточно наблюдать за ходом практической работы школьников, чтобы убедиться в том, что они далеко не всегда прибегают к помощи полученных знаний в ходе выполнения работы. Потребность в.самостоятельном применении знаний возникает, если перед учащимися ставится комплексная трудовая задача (вырастить на участке высокий урожай какой-либо культуры), требуется составить обоснованный план предстоящей работы, мотивировать его отдельные разделы.
Дети успешно справятся с работой, если будут знать порядок ее выполнения. Им надо не только рассказать, но и показать, как лучше выполнить работу.
Большое значение имеет и организация учащихся при выполнении работы. Введение элементов разделения труда между учащимися или звеньями, бригадами, организация соревнования на лучшее выполнение работы значительно повысят ее воспитательное значение. В такой работе вырастают и зреют ростки коллективизма. Каждая практическая работа завершается подведением итогов и ее оценкой.
Творческие работы учащихся. Задача школы в усвоении знаний не может быть сведена к тренировке учащихся. Важно развивать и их творческие способности. С этой целью применяются различные виды работ творческого характера, связанные с обобщением имеющихся в той или иной области знаний и созданием на их основе новых оригинальных изделий, проектов и т. д.
В зависимости от характера каждого предмета творческие работы могут быть различными: изложения, сочинения, составление и решение задач, конструирование, опытническая работа. В первые годы обучения большое внимание уделяется овладению учебным материалом, но и в этом процессе значительное место занимает творческий подход учащихся. Поощряйте стремление детей решить задачу другим способом, придумать свое название статьи, по-своему изложить материал, внести элемент самостоятельности в рисунок, лепку, изготовление тех или иных поделок — все это значительно усилит влияние обучения на развитие творческих способностей детей. Хотелось бы особенно подчеркнуть роль творческого начала в обучении младших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование некоторых способностей. Поэтому по мере роста учащихся разнообразные работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.

ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Дать законченное среднее образование всему подрастающему поколению — такую задачу решают в настоящее время все типы средних учебных заведений. Сама постановка этого вопроса является новаторской, революционной. Она опровергает сложившееся веками и продолжающее бытовать убеждение в том, что не все учащиеся могут получить образование в установленные сроки.
Оптимистический подход нашей педагогики к ребенку доказан многолетним опытом советской школы. Обеспечить образование и развитие всему подрастающему поколению можно за счет постоянного повышения эффективности обучения.
Повысить эффективность — это значит с меньшими затратами сил достичь больших результатов. В определении понятия эффективность обучения необходимо исходить из принятого в советской дидактике понимания сущности обучения.
Обучение в советской школе направлено на вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков, формирование их сознания и поведения, развитие познавательных способностей учащихся. Во всем этом советская дидактика придает большое значение собственной активности обучаемых.
Исходя из такого понимания обучения, можно утверждать, что эффективное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, которая обеспечивает вовлечение всех учащихся в активную познавательную деятельность. В ходе этой деятельности достигается максимальный результат в овладении знаниями, во всестороннем развитии и воспитании учащихся.
Алгоритмизация и программированное обучение. Теория предусматривает расчленение процесса усвоения знаний на отдельные элементы и однозначное предписание ученику строго определенных действий, которые необходимо производить для получения необходимого результата. Элементы алгоритмизации всегда использовались в учебном процессе, но они не рассматривались в качестве самостоятельной системы обучения.
Каждому человеку известны, например, алгоритмы вычитания, умножения и деления целых чисел в арифметике с десятичной системой счисления. Ученику дается задание перемножить 42 на 18 и предписывается ряд последовательных действий.
Первый шаг. Умножение 8 на 2=16. Записываем 6 под чертой, а 1 запоминаем.
Второй шаг. Умножение 8 на 4, к полученному числу прибавляем 1, а полученный итог 33 записываем слева от 6.
Третий шаг. Умножение 42 на единицу и т. д.
Алгоритмизация как разновидность обучения привлекает дидактов и методистов возможностью управления познавательной деятельностью учащихся, но она вместе с тем строго регламентирует их действия и лишает возможности творческого подхода к решению задач.
В приведенном примере видно, как регламентированы действия ученика при перемножении двух чисел. Такой способ действий учеников обычно используется учителями в начале овладения новым действием, до тех пор пока школьники не овладевают навыком умножения, а затем творчески работающий учитель побуждает учащихся к овладению другими, более краткими и экономными способами умножения, минуя различные промежуточные действия. Это показывает, что алгоритмизация не может стать доминирующей системой обучения, она используется там, где необходимо строгое управление учебной деятельностью школьников.
Педагогическая наука и школьная практика уделяют в последнее время большое внимание программно-управляемому (программированному) обучению. Оно представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Известны два способа построения учебного материала и его подачи в пособиях: линейный и разветвленный. Они определяют и характер работы учащихся с пособиями. В учебном пособии, построенном по линейной системе, весь материал, подлежащий усвоению (новая информация, разнообразные тренировочные упражнения) подразделен на небольшие порции или дозы. Изучив каждую порцию материала, ученик одновременно выполняет включенные в нее проверочные задания. Проверив правильность работы, ученик приступает к выполнению следующего задания. Так шаг за шагом школьник самостоятельно овладевает учебным материалом.
Разветвленная система программирования также предполагает подразделение материала на смысловые кадры, но за каждым из них следует несколько вариантов решения предложенного вопроса. Если ученик ныбрал неверный ответ, он возвращается вновь к исходному материалу и ищет другой способ действий, пока не найдет верного решения.
Программированное обучение позволило широко использовать разнообразные машины (репетиторы, экзаменаторы и др.). В современном учебном процессе используется как машинное, так и безмашинное программирование.
Изучение возможностей программированного обучения, проведенные многочисленные эксперименты позволили четче определить его сущность и место в учебном процессе.
Программированное обучение в самом общем виде определяется как система, предполагающая разумное сочетание всех методов обучения при превалирующей и определяющей роли самостоятельной работы учащихся. В узком смысле под программированным обучением понимают управляемую систему самостоятельной работы. Поскольку основная задача этого обучения — повысить управляемость процессом усвоения знаний учащимися, то, очевидно, управление особенно необходимо в тех случаях, когда учащиеся самостоятельно приобретают знания.
Эксперименты показали возможность использования программированного обучения в начальном звене и особенно в малокомплектных школах, где объем самостоятельной работы учащихся является значительным.
Для организации самостоятельной работы учащихся этих школ используются печатные программированные задания, программированные звукозаписи, печатные карточки для упражнений и контроля, а также перфокарты с заданиями, которые предусматривают выбор правильного ответа из нескольких вариантов, предъявленных ученику.
Работа с печатными заданиями проводится с использованием примитивных устройств, назначение которых состоит в том, чтобы предъявить учащимся определенную порцию информации, задания и материал для их подкрепления.
Печатные программированные задания используются преимущественно на уроках русского языка и математики: одни — для подготовки учащихся к восприятию нового материала, другие — для самостоятельного его изучения, а также для упражнений, закрепления и повторения пройденного. Задания строятся в основном по линейному принципу. Разветвленный принцип сложен для учащихся младшего школьного возраста.
Принята следующая структура заданий: а) информация и задание для ее переработки; б) указание на характер умственных операций и практических действий; в) подкрепление; г) практическое задание для проверки результатов переработки информации или выполнения другого задания.
Следует указать и еще на одну особенность этих заданий: они не требуют от учащихся лишь простого заполнения пропусков, как это принято в разветвленной системе программированного обучения, а построены так, что в результате их выполнения у учащихся накапливается логически законченная запись упражнений, решения задач и т. д. Благодаря этому записи в тетрадях, выполненные учеником самостоятельно, не отличаются от тех, которые сделаны при выполнении заданий под руководством учителя.
Кроме печатных материалов, для самостоятельной работы могут использоваться также программированные звукозаписи. Они воспроизводят беседу учителя с учащимися, анализ условий задачи, разбор предложения и др. Для работы со звукозаписями необходимо лингафонное оборудование: магнитофон с отключенным динамиком, приставка-усилитель, от которого звук с помощью проводки подается на каждое рабочее место и воспроизводится через наушники.
В общей системе программированного обучения могут использоваться также карточки для упражнений и контроля. Они вводятся, как правило, после работы над программированной записью или печатным программированным заданием, т. е. в тех случаях, когда учащиеся активно продвигаются в изучении материала.
Пути развития у учащихся творческого подхода к учебной деятельности. Глубокие изменения в жизни социалистического общества — ускоряющийся процесс уменьшения различий между умственным и физическим трудом, увеличение свободного времени, повышение образованности и культуры всего населения нашей страны и связанный с этим рост духовных потребностей советских людей оказывают огромное влияние на всю работу советской школы.
Школа призвана воспитывать молодое поколение, способное самостоятельно мыслить и действовать. Именно поэтому дидакты и передовые учителя с особой настойчивостью ведут поиски путей развития у учащихся творческого подхода к учебной деятельности. Эти поиски являются продолжением и развитием общего процесса создания новой системы воспитания человека коммунистического общества. Поэтому их не следует отделять от общего пути развития и совершенствования советской школы, а тем более противопоставлять прошлому. Рассмотрим некоторые из этих путей.
Проблемное изложение (от греческого problema — задача, задание) является своеобразной подготовкой учащихся к проблемному обучению, т. е. такому обучению, когда перед учащимися ставятся познавательные задачи и они самостоятельно или при помощи учителя ищут пути их решения. Проблемное изложение учебного материала строится так, что учитель сам ставит проблему, сам ее решает, показывая учащимся пример ее решения. Различными приемами ом активизирует их мышление, и учащиеся следят за ходом решения проблемы. Наибольший эффект приносит такая постановка проблемного изложения, когда учителю удается сделать школьника соучастником решения. При этом учителя нолыуются такими средствами активизации мышления, как демонстрация опытов, диафильмов и кинофильмов, постановка вопросов и высказывание учащимися различных предположений до начала опыта. Таким образом удается вызвать неослабное внимание учащихся к опыту, включить их в мыслительную деятельность, в обобщение данных опыта, формулирование выводов.
Но учащиеся не смогут овладеть методами научного мышления, если они будут только наблюдать, как идет к решению проблемы учитель. Этой цели служит постепенное включение самих школьников в поисковую деятельность.
Частично-поисковый, или эвристический, метод. Этот метод предполагает включение учащихся в поисковую деятельность на различных ее этапах: нахождения проблемы, формирования гипотезы, нахождения способов доказательств, формулирования выводов. Другим способом частичного включения школьников в поисковую деятельность может быть расчленение общей задачи на ряд подзадач и решение школьниками отдельных из них.
Частично-поисковый метод — это своеобразный мостик от проблемного изложения к проблемному обучению, к самостоятельной постановке задач и самостоятельному их решению.
Проблемное обучение. Оно призвано решать важнейшие задачи строительства коммунизма — подготовку творческой личности, обладающей твердыми убеждениями и способной к постоянному самообразованию. Использование проблемного обучения в определенной системе будет способствовать решению указанных задач.
Советская психология и дидактика исходят из того, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.
Проблемная ситуация — это состояние, вызванное определенным затруднением, путь преодоления которого должен быть найден. Проблемная ситуация не возникает, когда задача является легко разрешаемой или, наоборот, недоступной для решения.
Проведенные эксперименты показали большую эффективность проблемного обучения. Однако следует иметь в виду, что проблемное обучение должно включаться в учебный процесс постепенно, путем подготовки учащихся в процессе проблемного изложения и использования частично-поисковой деятельности. Не следует также думать, что весь учебный материал может изучаться проблемным путем. Многое из учебного материала изучалось и будет впредь изучаться и при помощи обычного объяснения учителя, самостоятельного изучения школьниками материала по учебнику и другими известными способами.
Итак, советская дидактика располагает богатым арсеналом методов обучения. В учебном процессе все они используются в единстве. Рассказ, беседа, объяснение сочетаются с демонстрациями, практическими работами, изучением учебника, книги. Иными словами, в учебном процессе перечисленные методы выступают в самых разнообразных сочетаниях.

УСЛОВИЯ ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке?
Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. «Цель, — писала Н. К. Крупская, — создает внутреннюю увязку между всеми предметами, между всеми методами».
Однако цель не существует абстрактно, она находит свое воплощение в содержании образования. Содержание каждого предмета определяет в значительной степени и методы его изучения. Одним способом надо преподавать математику, подчеркивала Н. К. Крупская, другим — естествознание. Но при выборе метода проведения каждого отдельного урока учителю приходится глубоко продумывать, какими методами лучше изучить ту или иную тему.
Каждый классный коллектив характеризуется определенным уровнем развития и воспитанности. Один методы используются в спокойном, хорошо организованном классе, в котором большинство учащихся обладает значительным запасом знаний, сообразительностью, совсем по-другому строится работа в классе со слабой дисциплиной, где многие учащиеся быстро отвлекаются. В таком классе при выборе метода учителю приходится думать над тем, как овладеть вниманием детей.
Выбор метода зависит также от особенностей учителя и прежде всего от уровня его методического мастерства. В начале своей педагогической работы учитель чаще всего использует те методы обучения, которыми он лучше владеет. В этот период данный критерий выбора метода является решающим. И это понятно. У учителя нет полной уверенности в себе, он не рискует сразу использовать все многообразие методов и включает их в учебный процесс постепенно, один за другим, по мере их освоения. Так, из словесных методов молодые учителя предпочитают шире использовать рассказ и реже прибегают к беседе. Определенные трудности для начинающего учителя представляет организация самостоятельных наблюдении учащихся, поэтому молодые учителя пользуются демонстрациями. Такое предпочтение одних методом друшм допустимо только как временное явление.
Трафарет в методах работы учителя порождает трафарет, шаблон в познавательной деятельности учеников. Поэтому постоянный поиск новых методов обучения, их совершенствование — важнейшее условие успеха в работе учителя.
Критерии выбора метода обучения четко определены в следующих словах Н. К. Крупской: «Методика, правильно поставленная, должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на научении истории развития данной отрасли знаний, определяться целями школы, базироваться на достижениях научной, материалистической психологии, на всестороннем знании ребенка, его возрастных особенностей и того, как эти особенности преломляются в среде, соответствующей данной эпохе».
Все это показывает, что как при построении урока, так и при выборе метода обучения учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывает характер материала урока, возраст учащихся, их особенности и уровень готовности к изучению учебного материала. Большое влияние на выбор метода оказывает уровень методического мастерства учителя.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием, средство обучения.
2. По каким признакам группируются методы обучения?
3. Какие методы относятся к группе словесных методов? Что общего в их использовании? В чем своеобразие отдельных методов?
4. Раскройте пути активизации учащихся в процессе использования различных словесных методов обучения (на материале посещенных уроков).
5. Какие наглядные методы используются в учебном процессе?
6. Чем должен руководствоваться учитель при выборе метода обучения?
7. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.
8. Докажите, что все методы обучения имеют воспитывающее значение.
9. Познакомьтесь с «Книгой природы» П. Л. Сухомлинского и выскажите свои суждения по следующим вопросам: Какие задачи В. Л. Сухомлинский ставил при проведении наблюдений? Как он подходил к выбору объектов наблюдений? Как руководил наблюдениями детей? Как вы относитесь к такой работе учителя?
10. Какие практические методы используются в учебном процессе?
11. Побеседуйте с учителями и дайте описание творческих работ, используемых в начальных классах.
12. Какие общие пути повышения эффективности обучения известны в дидактике?
13. Что такое алгоритмизация обучения как прием и система обучения?
14. Какая система называется программированным обучением?

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +