Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Активность общения


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

На протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе.
Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, и в результате перестроились отношения воспитателя с воспитанником.
У детей преддошкольного возраста складывается потребительское отношение к взрослым, в особенности близким людям. Мать, воспитательница для них прежде всего, источник удовлетворения самых насущных потребностей. Хотя у дошкольника это отношение частично еще сохраняется (в младших группах), однако оно играет все меньшую роль в определении интереса ребенка к взрослому. Теперь дети многое могут сделать сами и не нуждаются в постоянной опеке взрослых.
Основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение с взрослыми, является содержательность этого общения. Ребенок к 3—4 годам открыл, что взрослые много знают, что они все умеют, могут все показать, научить. Они всегда разберутся в том, кто правильно поступил, а кто ошибся. Взрослые запрещают и разрешают, сердятся и ласкают, требуют и хвалят. Взрослый становится авторитетом для ребенка. Дошкольники все чаще присматриваются к тому, как действуют взрослые, и подражают им. Это подражание происходит уже на более высоком уровне, чем у малыша, оно имеет произвольный характер. Подражание взрослому, его действиям, а затем и взаимоотношениям с другими людьми ярче всего обнаруживается в ролевых играх дошкольников (Ф. И. Фрадкина, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская, Д. В. Меджерицкая, Р. М. Римург, И. Г. Саморукова, А. В. Черков).
Исследования показали, что в играх детей отражается трудовая деятельность людей, их быт и взаимоотношения. К концу дошкольного возраста образы некоторых людей-профессионалов принимают обобщенный характер, а конкретный взрослый приобретает авторитет (отец, мать, воспитательница).
Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками. Для дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется желание играть с другими детьми, а старший дошкольник вообще не может играть один: он стремится рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми: товарищество и начатки дружбы (А. В. Булатова, В. А. Сухомлинский, А. И. Аржанова, Е. И. Кульчинская, М. И. Тимошенко и др.). Дети заботятся друг о друге, скучают без друзей, стараются помочь товарищу, внимательны к малышам. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими детьми деятельности создает возможности для формирования первых маленьких коллективов.
Если воспитатель эти возможности систематически использует, он может достичь значительных успехов в формировании новых взаимоотношений детей друг с другом.
Организуя совместную деятельность детей, группируя их по двое и трое, в соответствии с их подготовленностью и индивидуальными особенностями, определяя обязанности такой рабочей группы, а затем оценивая результаты работы, воспитатель вызывает у детей потребность обсудить действия каждого ребенка как товарища, как члена коллектива, т. е. всей группы. Так, принимая отчет по трехдневному дежурству, воспитательница положительно оценивает взаимную ответственность дежурных друг за друга и обращает внимание детей на это: «Миша увидел, что «Пара еще не успела накрыть свои столы, и, хотя он уже все расставил на своих столах, он не ушел играть, а стал помогать Ларе: ведь их дело еще не было закончено, и они оба за него отвечали. Так поступают во всем и всегда настоящие товарищи».
Обсуждая рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», воспитательница подводит детей к выводу о том, что без товарищей жить невозможно, тяжело. Отмечая поведение детей во время игры «в моряков на корабле», педагог подчеркивает, что хорошие товарищи всегда помогают друг другу и не оставляют товарища в беде.
Активность ребенка в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у детей дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка. Как это убедительно показала В. А. Горбачева, включение в жизнь ребенка тщательно разработанной программы требований, которые регламентируют поведение детей (за столом и в спальне, в раздевальной и на занятиях), в значительной мере определяет действия детей в конкретных условиях их жизни. Но, что очень важно, правила становятся основой и для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе.
Если ребенок 2—3 лет подчиняется единичным требованиям «надо» и «нельзя», действует в конкретной ситуации, то отличительной особенностью поведения детей пяти-, семилетнего возраста является переход к обобщенному восприятию правил. Правило приобретает к концу дошкольного периода характер обобщенной нормы поведения. В. А. Горбачева показала весь процесс превращения правила поведения в некий норматив, на который обязательно начинают равняться старшие дети.
Трехлетние дети, попадая в новые условия жизни (детский сад) и сталкиваясь со многими новыми для них требованиями, не сразу их осваивают. Наиболее активные дети пытаются разобраться в требованиях воспитателя и обращаются к нему за проверкой и подтверждением обязательности некоторых из них. Так, заметив, что кто-либо из детей нарушил правило, такие активные ребята обращаются к воспитателю с жалобой-заявлением. Для подобных жалоб характерно, что жалующийся нисколько не пострадал от поступка нарушителя. Но, заявляя о том, что «Ляля пальчиками ест макароны» или что «Валерик не убрал за собой строительный материал», а «Юра говорит плохие слова», ребенок-заявитель ждет реакции воспитателя на это нарушение требований. Когда взрослый своей оценкой поощряет заявителя за то, что тот уже хорошо знает все правила и умеет видеть, кто их не выполняет, и вместе с тем высказывает неодобрение в адрес нарушителя, правило закрепляется: «Строительный материал надо обязательно складывать в ящик. Ты молодец, Ася, что заметила и напомнила Валерику, чтобы он убрал все кубики».
Если в старшей группе воспитатель добивается от детей освоения правил вежливости, то и заявления ребят связаны с тем, что кто-то из них нарушил правило обращения друг с другом: «Коля отнял у Нади синий карандаш, а Наде ведь он тоже нужен, чтобы нарисовать море»; «Почему же Олег не дал Тане самолет, ведь она его хорошо попросила, на «пожалуйста» просила, а он не дал!»
Анализ поведения детей старшей группы в опытном детском саду, где особенно тщательно были разработаны все правила поведения и где оценка поведения каждого ребенка, его дежурства, постройки, рисунка определялась и обосновывалась соответствующим правилом, показал, что этот прием дал прекрасный результат. Воспитательнице не только удалось добиться высоких результатов в организации поведения всех детей. У них оказалась сформированной высокая по уровню обоснованности оценка поведения других детей и своих действий.
Ребенок из изучаемой старшей группы умел не только совершенно твердо и уверенно оценить каждого своего товарища по группе и самого себя как товарища, как дежурного, как игрока в шашки, но и объективно обосновать высказываемую им оценку.
Самый лучший дежурный у нас — Лида. Она все столы быстро накроет, чашки к блюдцам подберет одинаковые, ложки е правой стороны положит, а если кому-нибудь из детей не хватит стула, она свой отдаст, а себе принесет из группы другой. Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу воздержаться от разговоров.
Таким образом, выдвинутое взрослым правило поведения и регулярный, тщательный контроль за его повседневным исполнением всеми детьми становятся регуляторами детского поведения.
Исследование В. А. Горбачевой показало также, что постоянное подкрепление положительной или отрицательной оценкой выполнения или невыполнения известного детям правила становится основой для формирования у дошкольника соответствующего морально-оценочного отношения. Оно проявляется сначала в отношении к другим детям, а позже и в отношении к себе. У малышей моральные оценки и эмоциональные переживания слиты. Работа над оценочным освоением правила является одним из средств дифференцировки моральных оценок.
Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным.
На этой основе оформляются нравственные отношения детей к окружающим. Конечно, случаи, с котррыми встречается дошкольник, далеко не всегда могут быть подведены под известный детям критерий. Часто дети не знают, как выйти из того трудного положения, в котором они оказались.
Коля (7 л.) приучен уступать место пожилым людям в трамвае, но сегодня почему-то старушка не захотела сесть и сказала: «Сиди, сиди, мальчик, я скоро выхожу». Как поступить?
Мать, обращаясь к сыну, спрашивает, куда делись его игрушки: автомобиль, пистолет, клоун.
Слава: «Я отдал их Вове. Они ему очень понравились, и он попросил. Я ведь не жадный!»
К маме зашла гостья. Мамы дома нет. Маринка, разыгрывая роль радушной хозяйки, предлагает гостье вылить чаю: «Только уж варенье я не поставлю, видите, как его мало осталось в банке, а папа очень любит вишневое варенье».
Подобные факты многочисленны. Они говорят о том, что у дошкольника не выработалась еще достаточная обобщенность и гибкость в применении известных ему правил. К тому же он, во-первых, еще не умеет в новой ситуации увидеть знакомые ему признаки тех обстоятельств, в которых он уже научился действовать по правилам; во-вторых, дошкольник еще отличается значительной эмоциональной возбудимостью, даже эффективностью, которая срабатывает скорее и сильнее, чем разумно выбранная цель действия или воспринятое ребенком правило поведения, которым следует руководствоваться.
Существенное значение имеет и степень воспитанности, сила и характер тех мотивов, которые побуждают ребенка к действию.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +