Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младенчество и раннее детство


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Развитие чувствительности. Зрение. Развитие ощущений (т. е. чувствительности), их тонкости и точности у младенца неразрывно связано с развитием движений. К моменту рождения ребенка глаза его движутся несогласованно. Конвергенция глаз устанавливается лишь к третьей неделе как первый результат упражнения ребенка в фиксации предмета. Конвергенция глаз - согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами ребенка справа налево и обратно, оказывается доступным на 30—32-й день.
К концу второго месяца-младенец следит за предметом, движущимся в разных направлениях, иногда даже на расстоянии 4—5 м. Движущиеся предметы, в особенности яркие, красочные, легче привлекают к себе взор ребенка и фиксируются более длительно, чем бесцветные и неподвижные.
Рано развивается у младенца чувствительность к цвету. Различение красного цвета трехмесячным младенцем было доказано Н. И. Красногорским путем выработки у ребенка условного рефлекса на красную бутылочку. Только в ней ребенок находил молоко. Бутылочки других цветов были пусты. Примерно те же сроки выработки дифференцированной реакции на красный цвет указывают и другие авторы на основе наблюдений и специальных исследований (Б. Прейер, В. Штерн, Н. И. Касаткин, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Е. Г. Бибанова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др). Во второй половине года становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, что он различает красный, желтый и сине-зеленый цвета. Ребенок (10 мес.) отличает куколку с розовыми туфельками, с которой он только что играл, от таких же куколок с сиреневыми туфельками, или лягушку желто-зеленого цвета от лягушек того же цвета, но более светлого тона (Г. Л. Розенгарт-Пупко).
С четвертого месяца младенец осваивает «ближнее пространство». Сводя руки в том месте, где висит привлекательный для него шарик, младенец упражняется в хватании. При этом образуются зрительно-двигательные связи, которые становятся физиологической основой первичной ориентировки ребенка в пространстве. К концу года ребенок уже прямо направляется туда, где находится привлекательная для него игрушка или знакомый человек.
Слух. Срок появления слуховой чувствительности у младенца установить особенно трудно, поскольку в первые 2—3 дня полости его среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью. Евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что ребенок ощущает звуки, является вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши у самого уха младенца, стук двери, шум от упавших рядом с кроваткой ребенка ключей и т. п. Рано появляется у младенца реакция на звуки человеческого голоса (на 10—12-й день). На втором месяце жизни звук голоса или скрипки может вызвать у младенца торможение даже пищевого и двигательного рефлексов. Ребенок замирает, услышав голос матери. На четвертом месяце реакция ребенка говорит о том, что он не только слышит звук, но и локализует его в пространстве: поворачивает голову в направлении звука. После 4—5 месяцев вырабатывается дифференцировка звуков. Ребенок различает голоса близких ему людей. Во второй половине года дифференцировка звуков уточняется. Младенец различает интонацию, с которой к нему обращается близкий взрослый человек. У многих семи-, девятимесячных детей можно заметить отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный ее темп и ритм. В слуховой чувствительности младенца обнаружены значительные индивидуальные различия.
Наиболее существенным достижением ребенка к концу первого года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «де-да», «дать». Это звукоразличение — важнейшая предпосылка для дальнейшего развития у ребенка речи.
Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Исследования и наблюдения показывают, что уже к концу первого месяца у младенца может быть выработан положительный рефлекс на запах. К концу третьего месяца жизни дети отчетливо дифференцируют хорошие и дурные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок по-разному реагирует на сладкие, горькие и кислые вещества. Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются рано. Малейшая складка на белье вызывает отрицательную реакцию: плач, движения всего тела. На третьем месяце жизни отчетливо выявляется чувствительность к различению температуры. На температуру воды в ванне, равную +33°, младенец реагирует положительно, на +32° — отрицательно.
Развитие движений. Огромный путь развития проходит двигательный аппарат младенца. У новорожденного движения совершенно не координированны. Глаза двигаются в разные стороны, руки и ноги беспорядочно сгибаются и выпрямляются, пальцы шевелятся. Даже лицевые мышцы то сокращаются, то расслабляются, вызывая непроизвольные гримасы, подергивания всего лица и отдельных его частей. Такие беспорядочные движения — результат широкой иррадиации нервного возбуждения, которое возникает в коре головного мозга при действии на ребенка любого раздражителя. Быстрое развитие процессов торможения ведет к упорядочению этих хаотических движений.
Движения глаз постепенно согласуются с соответствующим поворотом головы, а позднее и всего туловища и, наконец, связываются с движениями руки в направлении предмета, привлекающего взор ребенка. После 2,5 месяцев младенец выполняет направленные движения с предметом, так называемые преддействия (Р. Я. Лехтман-Абрамович): водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п. С 4 месяцев ребенок осваивает хватательные движения, а затем ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, качание, бросание, комкание, разрывание (бумаги) и многие другие действия. Такие действия называются результативными.
После 7 месяпев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно (всовывать, вкладывать, вынимать, нанизывать кольца на палку) — он осваивает соотносящие действия. К концу года ребенок выполняет и функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых с определенными предметами: мешает ложкой в чашке, причесывается гребенкой, пишет палочкой. Как выражение ориентировочного рефлекса, эти предметные действия представляют собой форму активного познания ребенком окружающего мира.
Признаки предметных действий:
1. Выполняются всегда с каким-то предметом (ложка, бумага, шарик).
2. Осуществляются согласованной работой обоих глаз, рук и пальцев рук, которые берут предметы.
3. Повторяются ребенком много раз подряд.
4. Достигают какого-то видимого (слышимого) результата: предмет перемещается в пространстве, издает звук, исчезает из поля зрения, распадается на отдельные части и т. д.
5. Вызывают сосредоточенность ребенка и ожидание (предвосхищение) уже достигавшегося ранее результата.
Предметные действия имеют огромное значение для общего развития ребенка на первом и втором годах его жизни.
1. В процессе выполнения предметных действий отрабатывается функция сенсомоторного механизма. Устанавливаются прочные первосигнальные связи между действием зрительного и двигательного анализаторов. Вырабатываются точные, согласованные и свободные движения, направленные на схватывание предмета, а на их основе и все более тонкие и сложные действия: исполнительные, подражательные и инициативные, а затем их комбинации. Будучи по происхождению подражательными, действия с предметами в то же время являются формой научения ребенка, основой формирования первоначальных навыков.
2. Манипулируя предметами, ребенок познает их свойства (тяжесть, упругость, разрываемость и т. д.) и связи, существующие между ними (маленький предмет можно положить в большой; один кубик можно поставить на другой; от толчка предмет отскакивает вдаль). Ощущая отдельные качества предметов, ребенок переходит к восприятию предмета как целого.
3. Повторяя одно и то же действие много раз (иногда 60—80) и получая каждый раз один и тот же результат, ребенок начинает его предвосхищать, ожидать. Это первичное «планирование» служит началом формирования нацеленных, произвольных, а позже и волевых, разумных действий.
4. Сам процесс выполнения предметных действий и достигаемый ребенком результат вызывают у него чувство огромной радости. Это чувство побуждает ребенка повторять знакомые действия и осваивать новые. Так расширяется сфера деятельности ребенка и его общения с социальным и предметным миром.
По мере развития физических и умственных сил ребенка возрастают разнообразие и сложность выполняемых им предметных действий, которые превращаются в специфическую форму деятельности. Она и предваряет возникновение игры и труда. Решающими достижениями детей в преддошкольном возрасте являются освоение ходьбы и овладение речью 1. Свободное передвижение ведет к значительным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка от 1 года до 3 лет.
Накопленные за первый год физические силы и опыт манипулирования предметами вызывают у ребенка огромную потребность в активном действовании. Осваивая ходьбу, а вместе с ней и новые разнообразные действия с предметами, ребенок получает возможность удовлетворять постоянно нарастающую у него потребность в практическом познании окружающих его вещей. Успех действия — наиболее сильное подкрепление затраченных ребенком усилий. В результате он стремится выполнять новые и новые действия. Жажда активного действования становится ненасытной. Ребенок полутора лет буквально одержим жаждой движений. Он ни минуты не может оставаться спокойным и захлебывается от радости, когда ему удается самостоятельно достичь какого-то результата.
В результативных действиях совершенствуется весь сенсомоторный аппарат ребенка, формируются черты характера, возможности и новые потребности малыша.
В этот период у ребенка возрастают возможности подражания действиям взрослых людей. На основе подражания ребенок начинает осваивать элементы трудовой и игровой деятельности. Он подметает веником пол, вытирает пыль тряпочкой, выполняет много действий, указанных взрослыми: приносит вещи, передает их от одного человека другому, укладывает куклу. Так формируются и многочисленные исполнительные действия; ребенок овладевает первыми простыми навыками. Все более свободно и самостоятельно применяя их в разнообразных «встречах» с предметами окружающего мира, ребенок осваивает первоначальные формы инициативной, произвольной деятельности.
В процессе разнообразного общения со взрослыми у ребенка развивается слушание. Конечно, и младенец слышал голос матери и музыку. Однако тогда он лишь сосредоточивался на звуках, которые были для него только раздражителями. На втором году жизни он учится слушать речь взрослого, улавливать ее содержание, т. е. сосредоточиваться на том, что говорит старший. Подчиняя свои действия словесным требованиям взрослого, ребенок учится управлять своими действиями. Постепенно они становятся произвольными, а затем и подлинно волевыми, т. е. целенаправленными.
Многие обстоятельства и условия, неожиданно возникающие на пути к достижению желаемого, затрудняют ребенка, и он начинает искать пути для разрешения таких проблемных ситуаций. Так возникают условия для развития у ребенка новых форм ориентировочной деятельности, элементарных форм практического, действенного мышления.
Освоение ходьбы открывает ребенку широкие возможности для ознакомления с новыми предметами или для открытия новых сторон в уже знакомых вещах. Ребенок теперь может обходить предметы (которые раньше он имел возможность воспринимать лишь с одной стороны), передвигать, опрокидывать, катать. Он продолжает осваивать окружающий мир вещей, узнает их свойства и существующие между ними связи. На втором и третьем годах жизни ребенка разнообразные предметные действия становятся особенно перспективной формой его познавательной деятельности.
Умение ходить играет огромную роль в освоении ребенком пространства. Преддошкольник, как и младенец, осваивает, удаленность, направление, расстояние только практически — с помощью движения. Лишь благодаря сочетанию передвижения с движениями глаз и рук устанавливаются прочные зрительно-двигательные связи: ощущения от сокращения глазных конвергенционных мышц и от напряжения аккомодационной мышцы сочетаются с ощущениями от работы скелетной мускулатуры, от движений ног и рук.
Начав ходить, ребенок обычно сначала неправильно определяет расстояние и может, например, протянуть руку к мячику, лежащему на полу, гораздо раньше, чем он действительно может его взять. Но уже в два года ребенок значительно более точно воспринимает удаленные предметы, требующие восприятия определенного местоположения их в пространстве. Практически осваивает ребенок и пространственные отношения, существующие между предметами. Он вынужден подлезать под стол, чтобы достать закатившийся туда паровозик; отодвинуть стул, так как позади него стоит маленькая скамеечка, на которую надо встать, чтобы снять с верхней полки плюшевого мишку.
Совершенствование движений и накапливаемый ребенком практический опыт стимулируют возникновение у него собственных инициативных, а позже творческих действий. Ребенок начинает играть, строить, пытается рисовать, выкладывать узор из мозаики. В ходе этой перестройки изменяются и ориентировочные действия детей; они приобретают ярко выраженный поисковый, проблемный характер.
Освоение движений имеет большое значение для развития самосознания ребенка. Достижение ожидаемого и желаемого результата приводит ребенка на третьем году жизни к радостному открытию себя как деятеля: «Я могу», «Я сам могу сделать». Это «я могу» быстро рождает новые потребности и новую форму самосознания: с освоением речи она выступает в выражениях «Я хочу» и «Я не хочу». Не случайно именно к концу третьего года жизни у ребенка появляется своеволие, непослушание, упрямство.
Итак, на протяжении периода младенчества и раннего детства оформляется анализаторный аппарат ребенка. Особое значение имеет развитие двигательного анализатора, обеспечивающего образование важнейших для всего дальнейшего психического развития ребенка сенсомоторных связей. Чувствительность становится все более тонкой, формируются дифференцированные ощущения цветов, звуков, запахов и движений. Особенно большое значение приобретает развитие дифференцировочнои чувствительности ребенка к звукам человеческой речи, на основе которой развивается специальный человеческий фонематический слух. В процессе развития сенсомоторики ребенок за первые три года своей жизни накапливает значительный чувственно-двигательный опыт. Он приобретает знания о многих качествах предметов окружающего мира и познает первые связи, существующие между некоторыми вещами, доступными его познанию. В этих действиях формируются у ребенка начатки мышления, разумной воли и самосознания.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +