Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Образование условных рефлексов


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность ребенка, указывают на очень ранние сроки образования первых условных рефлексов (В. М. Бехтерев, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский, И. П. Неманова, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, И. А. Аршавский и др.).
Полученные данные говорят о том, что быстрота и сроки образования условных рефлексов с разных сенсорных систем зависят прежде всего от того, с какого возраста начата работа по формированию у младенца нервных связей. Большие варианты в сроках, на которые указывают разные авторы, связаны с использованием разных методик, с применением различных положительных и отрицательных подкреплений. Наиболее эффективно пищевое подкрепление. Огромное значение для образования пищевого рефлекса имеет срок начала кормления молоком матери. Если мать начала кормить новорожденного грудью через 20—30 минут после его рождения, то условный рефлекс (на прикосновение к коже лица, на положение тела) вырабатывается в первые сутки после двух-трех подкреплений. На второй день жизни ребенка он выступает отчетливо и держится стойко. Когда мать прикладывала новорожденного к груди только через 16—20 часов после его появления на свет, такие же условные рефлексы образовались лишь на 10—12-й день жизни после многократных повторений (И. А. Аршавский).
Все условные рефлексы, выработанные на первом месяце жизни младенца, чрезвычайно хрупки, неустойчивы, легко угасают. В естественных условиях развития условные рефлексы у ребенка вырабатываются медленнее, чем в условиях их искусственного образования (Н. И. Касаткин).
В естественно протекающем процессе развития раньше всего, т. е. к концу первого месяца, вырабатывается условный рефлекс с вестибулярного аппарата, т. е. на положение тела в пространстве. На привычную позу — под грудью матери — ребенок отвечает поворотом головы к ней и сосательными движениями. Такие же движения младенец производит, оказавшись в той же позе на руках любого человека. Рано вырабатывается и рефлекс на время. Ребенок приучается просыпаться через трехчасовые промежутки, если именно этот срок подкрепляется кормлением. Со второго месяца жизни ребенка возможно образование рефлексов слуховых, затем зрительных и позже кожно-тактильных (И. П. Неманова, Н. И. Касаткин). На втором месяце вырабатывается сведение осей обоих глаз (конвергенция), фиксирующих предмет. Согласованный поворот головы и глаз, а затем и туловища в сторону яркого раздражителя, воспринимаемого зрительно, или в сторону слышимого звука вырабатывается на третьем месяце. Это говорит о раннем образовании зрительно- и слухо-двигательных реакций, требующих локализации предмета в пространстве.
Ранние рефлексы младенца вырабатываются обычно на комплексный раздражитель. Только тогда, когда одновременно действуют положение тела, вид знакомой чашечки и голос матери, у трехмесячного младенца возникают рефлекторные сосательные движения губами. Каждый из этих компонентов, действуя порознь, реакции не вызывает (М. М. Кольцова).
После 2 месяцев, когда наиболее интенсивно идет формирование клеточного строения коры, рост и миелинизация нервных проводящих путей, изменяется и образование условных рефлексов, что свидетельствует о совершенствовании всей высшей нервной деятельности ребенка. Эти изменения выражаются в следующем:
1. Увеличивается количество раздражителей, на которые ребенок реагирует. Если птичка, севшая на окно, была недействующим раздражителем для трех-, четырехмесячного младенца, то уже для годовалого и тем более старшего ребенка она становится интересной и вызывает к себе его внимание, попытку схватить, рассмотреть.
2. Становится оптимальной возбудимость коры и нижележащих слоев, необходимая для образования простейших нервных связей. У здоровых младенцев такое состояние коры возникает на втором месяце, когда становится возможным образование первых условных рефлексов. Быстрота их возникновения и стойкость непосредственно зависят от состояния здоровья младенца. Малейшее расстройство пищеварения, утомление вызывают резкое нарушение уже образовавшихся условных рефлексов.
3. С возрастом ребенка нарастает тренируемость коры. Образование временных связей ускоряется. У младенца нервная связь на пищевое подкрепление образуется обычно после 3—4 сочетаний (у животного не менее чем после 30). Хотя количество необходимых предъявлений очень колеблется в зависимости от характера условного раздражителя и используемого подкрепления, однако с возрастом образование нервных связей ускоряется. Наиболее резко увеличивается быстрота образования нервных связей у детей после полутора-двух лет в связи с овладением ходьбой и развитием речи. Нарастающая самостоятельность ребенка обеспечивает все более быструю и результативную приспособительную деятельность.
4. Образующиеся нервные связи становятся все более стойкими и прочными благодаря развитию всех видов тормозных процессов. Вместе с тем при отсутствии их подкрепления угасание происходит быстрее, что является свидетельством нарастания силы процессов внутреннего торможения (О. П. Капустник, В. К. Фадеева, Р. Пэн и др.).
5. С развитием ребенка возрастает подвижность его нервных процессов, что сказывается прежде всего в быстром и легком восстановлении угасших нервных связей. Достаточно (после небольшого перерыва) 2—3 раза вновь подкрепить действие условного раздражителя (например, звучание звонка) подачей пищи, чтобы у трех-, четырехмесячного ребенка вызвать прежнюю условную реакцию на забытый сигнал.
Подвижность нервных процессов обнаруживается и в повышении легкости перестройки выработанных рефлексов. Замена выработанных положительных реакций (например, на звонок) отрицательными, которыми ребенок отвечал на другой раздражитель (зуммер), требует высокой подвижности его нервных процессов.
Опыты А. Г. Иванова-Смоленского, Л. И. Уманского, В. Э. Чудновского говорят о значительной роли в этом переключении индивидуально-типологических особенностей ребенка, которые с возрастом выступают все более и более отчетливо.
6. Заметно нарастают сила и роль тормозных процессов. Все виды торможения связаны с функционированием коры. Поскольку у младенца кора еще не оформлена, процесс возбуждения оказывается намного сильнее тормозного. Это преобладание возбуждения над торможением сохраняется на протяжении всего раннего и дошкольного детства, хотя проявляется различно на разных ступенях развития ребенка. Любой раздражитель может вызвать у младенцев процесс возбуждения, который иногда переходит в тормозной. Наиболее отчетливо у младенца выступает широко разлитое естественное торможение — сон. При пониженной возбудимости коры, в состоянии утомления ребенок быстро засыпает. Иррадиацию тормозного процесса можно наблюдать и у более старших детей в условиях их бодрствования. Это обнаруживается в их поведении: ребенок упрямится, отказывается отвечать или поздороваться с кем-либо. Так же как и возбуждение, тормозной процесс вначале имеет тенденцию широко распространяться (явление иррадиации) по коре, и лишь постепенно происходит его концентрация.
Одним из показателей развития высшей нервной деятельности является возможность образования условных тормозных реакций. В конце первого года жизни (иногда позже) ребенок научается тормозить естественное раздражение, идущее от мочевого пузыря. В начале второго года формируется тормозная реакция на предостерегающий жест матери, на ее мимику и, наконец, на слово «нельзя».
Огромнейшее значение для всего дальнейшего развития ребенка имеет формирование все более тонкого дифференцировочного торможения. Этот процесс является основой всякого различения, выбора, анализа, сравнения. Уже в первые 6 месяцев жизни у младенца можно обнаружить все виды торможения, в том числе и дифференцировочное. Как и при выработке условных рефлексов, тормозные реакции образуются быстрее или медленнее, сохраняются длительно или быстро угасают в зависимости от того, корда начата выработка тормозного рефлекса, при каких условиях он формировался и каковы особенности нервной деятельности ребенка. Так, для различения двух запахов одному ребенку понадобилось 315 повторений, когда выработка такой дифференцировки была начата с 40-го дня его жизни. Стойкая и разная реакция на каждый запах-сигнал была получена у этого ребенка только через 55 дней. У другого ребенка выработка такой же реакции была начата со 108-го дня его жизни; различение обоих запахов было достигнуто уже на 8-й день, после 33 повторений. Установленные исследователями сроки варьируются в зависимости от разных причин.
Порядок появления условных рефлексов не является постоянным. Он изменяется в зависимости от использованной методики, выбранных раздражителей и подкреплений и от некоторых других объективных и субъективных факторов.
К концу первого года способность к дифференцировке раздражений резко возрастает. Ребенок различает лица и голоса людей, сходные речевые звукосочетания («ба-ба», «па-па», «дядя», «де-да»), положение своего тела в пространстве, отчетливо предпочитает по вкусу одну пищу другой.
Пятилетний малыш умеет отличить бруснику от «волчьей ягоды», одну съест, а от другой отвернется. Звонок у входной двери заставляет его бежать навстречу отцу, в то время как звонок будильника вызывает только поворот головы туда где стоят часы.
Значительно возрастает роль дифференцировочного торможения у преддошкольника, когда он начинает осваивать речь, которая требует от него очень тонкого фонематического анализа. На новую ступень звукоразличения поднимаются дошкольник и младший школьник с освоением грамматического строя и письменной речи. Вычленение гласных и согласных, глухих и звонких звуков, обозначение каждого звука соответствующим буквенным знаком требуют большой тонкости и точности дифференцировочного торможения, которое необходимо и для совершенствования моторики ребенка, для освоения письма, рисования, трудовых действий. Развитие и совершенствование процесса торможения важно для формирования всей психической деятельности ребенка. Лишь на основе совершенствующихся взаимоотношений возбудительных и тормозных процессов осуществляется все более точное и тонкое взаимодействие человека со средой.
7. С развитием ребенка усложняется структура его рефлекторной деятельности. Сначала у младенца вырабатываются крайне немногочисленные условные рефлексы первого порядка. У малышей большинство первичных условных рефлексов вырабатывается при пищевом подкреплении. С развитем ребенка новые условные рефлексы образуются уже при подкреплении их прочными, ранее образовавшимися условными раздражителями.
Единичные, разрозненно действующие раздражители, каждый из которых вызывает свою ответную реакцию, складываются в сложные комплексы, на которые ребенок отвечает и более сложными действиями.
Условные рефлексы второго, третьего и т. д. порядка обеспечивают все более быструю и гибкую ориентировку ребенка в окружающем мире. Уже у дошкольника вырабатываются условные рефлексы шестого порядка. У школьников они достигают еще более сложной структуры.
8. Образование стереотипов у детей более старшего возраста происходит медленнее, но они более стойки, и вместе с тем их перестройка осуществляется легче. Впрочем, длительность образования стереотипов и трудность их переделки непосредственно зависят от типологических особенностей ребенка. Чем выше степень инертности нервной системы или чем более сильна ее возбудимость, тем труднее переделывать выработанный стереотип.
Однако динамичность, т. е. приспособление к постоянно колеблющейся среде, требует подвижности выработанных стереотипов у всех детей. Без этого ребенок постоянно попадал бы в труднейшие положения. Всякая привычка, выработанный навык, сложившаяся манера поведения, разговора, стиль учебной деятельности имеют своей физиологической основой выработанный динамический стереотип.
9. В развитии высшей нервной деятельности ребенка все большее значение приобретают рефлексы, образующиеся на словесные сигналы. И. П. Павлов отмечал, что слово — это сигнал, «допускающий обобщение и отвлечение, что и составляет наше высшее, специально человеческое ... мышление».
Освоение ребенком слова как сигнала второй сигнальной системы происходит при сочетании слова с действием непосредственного, чувственно воспринимаемого раздражителя, т. е. только тогда, когда «за каждым словом человек будет разуметь действительность» (И. П. Павлов). Выработав у семи-, девятилетнего ребенка условный рефлекс — поворот головы на звучание звонка, О. П. Капустник затем получила ту же реакцию на слово «звонок», которым она сопровождала действие непосредственного раздражителя.
При этом явлении, названном А. Г. Ивановым-Смоленским элективной иррадиацией, слово как бы втягивается в образующуюся у ребенка нервную связь.
Многочисленные исследования образования условных рефлексов на слово как раздражитель показали, что эти нервные речевые связи имеют некоторые особенности.
а) У годовалых детей рефлекс на действие непосредственного раздражителя вырабатывается в 8—12 раз быстрее, чем на слово, обозначающее данный раздражитель. Однако по мере того как слово все чаще включается во взаимодействие ребенка с окружающей человеческой средой, словесные сигналы становятся все более действенными и, начиная со второй половины второго года жизни ребенка, образование нервных связей на словесный сигнал становится все более быстрым. У дошкольников рефлексы на словесные раздражения (речевые рефлексы) образуются обычно быстрее, чем рефлексы на непосредственное раздражение.
б) Нервные связи, образовавшиеся на действие слова (второсигнальные), оказываются очень устойчивыми. Они не угасают так быстро, как связи первосигнальные. Но, даже угаснув при отсутствии систематического «практикования» и регулярных действенных подкреплений, эти словесные связи легко восстанавливаются.
в) Образование и упрочение условных связей и включение специальных речевых сигналов обеспечивают возникновение у ребенка «опережающей» реакции. Она выражается в быстрой реакции, как бы уже заготовленной прежними встречами с аналогичными явлениями.
Если ответное действие в прошлом опыте ребенка было достаточно эффективно подкреплено, т. е. дало ожидаемый результат, оно сохраняется в форме «следа». Этот «след» легко оживляется, вызывая со стороны человека готовность совершить соответствующее действие еще до того, как оно вызывается специальным раздражением.
На этой «обратной афферентации» (П. К. Анохин) построено всякое предвосхищение, затем предвидение и, наконец, планирование действий.
С развитием ребенка такое предвидение оказывается возможным и в новых условиях его действования, принимая уже у дошкольника вид настоящего умственного предвосхищения совершаемого действия.
г) Расширение сферы р»ечеэого общения ребенка с окружающими открывает ему возможность осваивать совершенно новые виды деятельности и общения: слушание, беседы, вопросы, рассуждения, споры.
Чтение требует оперирования речевыми связями, условными знаками, символическими обозначениями различной сложности, различного уровня интеграции (обобщения). Посредством этих символических сигналов человек получает ту информацию, переработка которой обеспечивает ему возможность усвоения общечеловеческого опыта.
Дальнейшее совершенствование высшей нервной деятельности определяется изменениями главным образом двух основных процессов — возбуждения и торможения и установлением характерных для зрелого человека отношений уравновешивания между ними.
С развитием ребенка значение словесных сигналов и речевых реакций быстро возрастает. Этот тип взаимоотношений ребенка со средой отчетливо выступает уже у двух-, трехлетних детей, качественно изменяя все виды их познавательной и практической деятельности.
Итак:
1. Нервная деятельность ребенка обеспечивается ранним анатомическим, морфологическим и функциональным созреванием всего нервного аппарата (в особенности коры больших полушарий). Оно начинается в первые месяцы внутриутробной жизни зародыша, а наиболее интенсивно происходит в течение раннего и дошкольного периодов детства.
2. Основным условием развития нервной системы является ее функционирование, т. е. рефлекторная деятельность. В процессе рефлекторной деятельности оформляется мозг, растут его клетки и проводящие пути, создаются все большие возможности для новых многочисленных и разнообразнейших соединений.
3. Развитие рефлекторной деятельности есть формирование двух основных механизмов — замыкательного и анализаторного. Для совершенствования анализаторного процесса особенно существенное значение имеет развитие тормозных процессов, в частности условного и дифференцировочного торможения.
4. Новорожденный ребенок обладает лишь несколькими врожденными безусловными рефлексами. Развитие его нервной деятельности сказывается в том, что быстро образуются некоторые условные рефлексы. С возрастом ребенка изменяется количество и сложность образующихся рефлекторных связей, их прочность и структура. Все большую роль начинают играть связи речевые, т. е. восприятие словесных сигналов и речевая форма ответных реакций.
4. Осваивая слово как сигнал второй сигнальной системы, ребенок получает богатейшие возможности для новых, все более совершенных форм приспособления к среде. Осваивая богатейший опыт старших поколений, ребенок приобретает возможность категориального восприятия, избирательного и осмысленного запоминания и обобщенного мышления.

Вопросы-задачи

1. Напишите кратко, как подтверждается закон о единстве строения органа и его функции на материале развития нервной системы ребенка.
2. Какие из безусловных рефлексов новорожденного сохраняются и какие видоизменяются с развитием ребенка? как? при каких условиях? какие исчезают? почему?
3. У двух детей одного возраста исследователь вырабатывал дифференцировочный условный рефлекс на два звука: громкий и тихий. У одного ребенка рефлекс образовался после 6 сочетаний, у другого — после 14. Приведите возможные причины этого различия.
4. Полуторагодовалый ребенок, узнав звукосочетание «кс», которым он, подражая взрослым, называл свою пушистую кошку, впоследствии стал этим же словом называть пуховый платок матери, меховой воротник на пальто отца и даже дедушкину седую бороду. Объясните физиологический механизм этого явления.
5. Почему праздники вызывают большое возбуждение у пяти-, шестилетних детей и оставляют совершенно спокойными двух-, трехлетних ребят? Как объяснить этот факт особенностями нервной деятельности детей?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +