Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Критика идеалистического понимания развития


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основной задачей генетической науки является изучение явлений в их развитии. Детская психология, как наука генетическая, изучает законы психического развития ребенка.
Чтобы успешно управлять сложным процессом формирования личности, воспитатель должен знать, что такое психическое развитие ребенка. Воспитатель должен четко представлять, в чем оно проявляется, от каких причин зависит, какую роль в этом процессе играют окружающая ребенка среда, воспитательная деятельность взрослых, возраст ребенка, наследственность и другие факторы. Все эти вопросы решаются различно, в зависимости от теоретической позиции ученого.
В историческом развитии науки определились две противоположные концепции (системы научных взглядов) в понимании законов развития явлений природы и человеческого общества: идеалистическая и материалистическая.
Материалистическое и идеалистическое понимание процесса развития любого явления, его показателей, причин и движущих сил четко сформулировал В. И. Ленин. В своем труде «К вопросу о диалектике» В. И. Ленин писал:
«Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).
При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект, etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.
Первая концепция мертва, бедна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового».
Первая (идеалистическая) концепция рассматривает развитие лишь как увеличение (или уменьшение) развивающегося явления. Например, развитие растения идеалисты-метафизики понимают как увеличение его объема, веса и величины. С этой точки зрения психическое развитие ребенка есть увеличение числа произносимых им слов, более быстрое формирование навыков, увеличение времени сосредоточения внимания или объема удерживаемых в памяти слов.
Все эти показатели, бесспорно, имеют существенное значение в развитии ребенка. Однако к ним не может быть сведен весь процесс превращения беспомощного младенца в разумного, творчески действующего, высокоразвитого человека.
Не менее ошибочно решают представители идеалистического направления и второй важнейший вопрос: о причинах или источниках развития. Согласно их утверждениям, развитие любого явления совершается под влиянием действия каких-то сил, которыми не только невозможно управлять, но которые вообще даже недоступны изучению. Они непознаваемы.
В этой концепции развитие любого явления рассматривается как процесс, свершающийся спонтанно. В педагогических науках идеалистическая концепция наиболее ярко выразилась в своеобразной науке о ребенке—педологии. Педология возникла в США в начале XX столетия. Ее основателем был Стэнли Холл, который попытался, по его словам, так построить новую комплексную науку о ребенке, чтобы она была не анатомия и не физиология детства, не педагогика и не психология, а все, вместе взятое.
Педологи считают, что психическое развитие ребенка есть развитие его ума, интеллигентности или определенных, способностей. Интеллигентность различные зарубежные психологи понимают по-разному: либо как умение быстро найти решение задачи, либо как умение быстро приспособиться к новым требованиям среды. В своих крайних формах это «приспособление» сводится к чисто деляческому таланту находить наилучшую форму для обеспечения собственного благополучия в любых конкретных обстоятельствах. Развитие, утверждают педологи, есть созревание способностей, черт характера, интересов и склонностей, с которыми ребенок родился. У него в готовом виде даны черты гения или глупца, смелого или труса, благородного или порочного человека. Наличие прирожденных способностей, или «одаренность», есть наследование тех или иных черт и особенностей характера, переданных в готовом и неизменном виде родителями — детям, предками — потомкам. При этом для каждого родившегося младенца заранее предопределен как темп, так и предел, или потолок, его развития. Они предрешены также происхождением ребенка.
Таким образом, представители педологии считают наследственность основным и решающим фактором развития человека. У глупых родителей рождаются глупые дети, у талантливых и потомки одарены большими способностями, которые проявляются совершенно независимо от того, как сложится в дальнейшем жизнь ребенка.
Некоторые представители педологии признают, что на быстроту созревания наследственно переданных ребенку способностей и черт характера все же оказывает какое-то влияние и среда (В. Штерн). Однако даже наиболее прогрессивные западные психологи, защищающие идеи, педологии, понимают среду очень узко и антиисторически, не включая в это понятие всей совокупности жизненных условий и обстоятельств, в которых живет ребенок (или взрослый). Средой педологи называют лишь семью ребенка, которая рассматривается има как нечто обособленное, оторванное от всей жизни общества. Это «окружение» постоянно, утверждают они, статично, оно оказывает неизбежное, фаталистически предопределенное влияние на развитие ребенка, всех его черт, интересов и склонностей. Действие этого фактора, т. е. среды, так же как и влияние биологического фактора, т. е. наследственности, предрешает развитие любого ребенка, независимо от педагогической деятельности воспитателя, от нарастающей активности самого ребенка.
Решающим показателем интеллигентности для педологов является темп, быстрота развертывания заложенных в ребенке способностей. При нормальном темпе ребенок в каждом возрасте должен достигнуть определенной ступени развития, определенного умственного уровня. Умственный возраст, которого достиг ребенок, подвергшийся испытанию, определяется простым арифметическим подсчетом количества успешно решенных тестов. Сопоставление умственного возраста с нормой, выведенной статистическим путем, дает коэффициент развития интеллигентности (IQ).
Составленная таким образом шкала тестов, с которой сопоставляются результаты испытания каждого конкретного ребенка, позволяет определить, на каком уровне по своему умственному развитию находится обследованный испытуемый. Полученный в результате простого подсчета количества решенных задач коэффициент интеллигентности конкретного ребенка остается для него постоянным, характеризуя свойственный ему «природный темп» созревания способностей.
Основным законом педологи считают закон повторения (биогенетический), который кратко формулируется так: «Развитие вида повторяет развитие рода». На этом основании делается общий вывод о том, что человек по природе зверь, что ребенок — это «примитив», «шимпанзеподобное существо» (К. Бюлер, Г. Валлас), мышление его по природе алогично и «сновидно», «миражно», как у дикаря Ребенок — это существо лишь переживающее, он не способен к познанию. Его поведение, интересы, отношение к людям определены биологическими потребностями. Но изучение развития ребенка во всей системе жизненных условий убеждает в том, что оно совершается принципиально иначе, чем развитие организмов в процессе эволюции. Длительный период исторического развития человека как члена общества не только изменил строение всех его внутренних органов, его анализаторов и органов движения. Он внес существенные изменения и в строение всей нервной системы человека, в работу его мозга.
Овладение речью, т. е. словесными сигналами, которые не идут ни в какое сравнение с другими сигналами, общими у человека и животных (И. П. Павлов), принципиально изменило взаимоотношения человека со средой. Кроме того, огромный опыт человечества, отложившийся в языке и в предметах материальной культуры, в обычаях и традициях, усваивается ребенком в готовом виде, изменяя путь накопления каждым малышом своего собственного практического опыта.
Ребенка обучают взрослые — более развитые люди, оберегая его от вредных и опасных воздействий. Педагоги, родители руководят деятельностью ребенка в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом, в котором они живут. Развитие ребенка подчинено законам социальным.
Защита неизменности природного, биологического начала, которое роднит современного человека с его животными предками,— сознательная позиция представителей реакционной науки. Они утверждают, что чем примитивнее человек, тем якобы более непосредственно и обнаженно выступает в нем звериная, биологическая сущность. Она лишь прикрыта культурой у более цивилизованных людей. Уйти от этой сущности, оторваться от нее невозможно.
Представители реакционной науки о ребенке считают естественными отставание в развитии детей трудящихся, природную неполноценность их родителей, в частности людей «не арийского» происхождения. Их уничтожение было бредовой идеей фашизма. Биологизм в понимании природы человека и антиисторическое понимание законов его развития неизбежно приводят последовательных идеалистов к самым реакционным выводам. Эти выводы имеют совершенно определенные политические корни и столь же ясную политическую цель. Наиболее консервативные представители современной психологии капиталистического мира утверждают вечную и природную обусловленность деления всех людей мира на два класса: умных и глупых, руководителей жизни, науки, искусства, политики и слепых исполнителей принятых другими решений — роботов. Высший класс порождает и высокоодаренное потомство; класс низший, т. е. примитивные люди, порождает умственно (и нравственно) неполноценное потомство, с низким уровнем и медленным темпом развития, с явно выступающими чертами животных предков.
В условиях современной ожесточенной идеологической и политической борьбы теория «звериного» происхождения человеческой психологии вместе со всей буржуазной идеологией переживает состояние глубокого и неразрешимого кризиса.
Если представители педологии считают все качества человека унаследованными и фактически отрицают роль воспитания, то другие ученые-идеалисты утверждают, что ребенок ничего не приобрел от своих родителей по наследству. Эта точка зрения на развитие ребенка была впервые высказана английским философом XVII в. Джоном Локком. Он заявил, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая дощечка (tabula rasa). Все развитие есть приобретение ребенком опыта. Воспитатель может «вылепить» ребенка по любому образцу, который он выбрал.
Несмотря на кажущуюся противоположность в понимании развития, роли наследственности, среды и воспитания, обе точки зрения являются глубоко ошибочными. Они отражают метафизические взгляды ученых, рассматривающих развитие ребенка обособленно и независимо от тех конкретных условий, в которых этот процесс совершается. При этом ошибочно противопоставляется действие биологического фактора (как внутреннего) влиянию среды (как внешней причины).
В спорах о том, какой фактор, биологический или социальный, является определяющим, ребенок, по мнению современного немецкого психолога В. Клауса, «превращается в мяч для игры», однако суть дела от этого не меняется.
Совершенно несостоятельна и точка зрения, которой придерживаются представители другого направления в психологии — бихевиоризма. Несмотря на то что бихевиористы стоят как будто на диаметрально противоположных идеализму позициях, их взгляды на процесс психического развития ребенка и на его причины также должны быть отнесены к первой, метафизической, концепции развития, характеристика которой дана В. И. Лениным.
Отбрасывая такие понятия, как сознание, ум, чувство, воля человека, которые бихевиористы объявляют идеалистическими, они полностью исключают психическое из объяснения поведения человека. Так люди превращаются в хорошо налаженные машины, автоматы. Все действия человека заранее заданы, запрограммированы и закреплены многократными повторениями. Сознание не имеет какого-либо отношения к выполняемым человеком привычным действиям. Оно вообще не существует.
Современный английский психолог Дж. Хюмфрей в своей статье «Проблемы понимания не существует» доказывает, например, что общение людей друг с другом посредством языка сводится к следующим звеньям: выбор сообщения — зашифровка его в устный или письменный код — передача на передаточный аппарат (гортань или руку)— передача через сферу (воздух или бумагу) — прием сигналов воспринимающим аппаратом собеседника (ухом или глазом) — расшифровка сигналов, или декодирование (понимание).
Значит, в процессе общения людей друг с другом посредством речи мышление не участвует, оно просто не нужно. В своей работе Хюмфрей выступает горячим защитником крайних форм бихевиоризма. Любопытно, что он, как и многие его единомышленники, утверждает, что в своих теоретических положениях он опирается на рефлекторную теорию И. П. Павлова. Однако, понимая ее вульгарно и примитивно, английский психолог упускает самую суть учения о рефлекторной природе психической деятельности, центральное звено рефлекса.
Основным в развитии ребенка, с позиций бихевиористов, является научение (training), или тренировка. Благодаря ей ребенок научается ходить, играть, разговаривать, трудиться, действовать в привычных обстоятельствах и переносить выработанные привычки и навыки в новые условия.
В этих «новых» взглядах повторяются и бесконечно перепеваются основные идеи поведенческой американской психологии. Представители этого направления (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Л. Блэтц, Д. Томсон, Е. Хильгард, Г. Рейл и др.) смотрят на человека как на хорошо налаженную машину. Все его развитие сводится к приобретению навыков: чем их больше, чем они более отработаны, тем более человек приспособлен к жизни, а значит, тем более развит. Так, английский психолог Г. Валлас считает, что интеллектуальная функция ума подобна механизму автомобиля. Эмоции, определяемые инстинктом,— та сила, которая приводит этот механизм в движение. Аналогичны взгляды Дж. Мей-ли. Другой американский ученый, Дж. Андерсон, заявляет, что в основе развития ребенка лежит некая «действующая энергия». Поведение человека сравнивается с действием машины. Мотивом действия является «ощущение энергии, которая входит в машину и заставляет ее двигаться». Продуктом работы машины могут быть железные болты, рельсы и т. д. Продуктами мышления человека являются знания, навыки. Как и всякий продукт, результат мышления может быть измерен — с помощью тестов.
Грубый механицизм в подходе к психике, сознанию человека и к процессу его развития у ребенка только кажется противоположностью мистическому идеализму. На самом деле эти крайние взгляды неизбежно ведут их защитников к агностицизму.
Отрицая специфику психического, представители механиспь ческой психологии пытаются тем самым опровергнуть и всю теорию отражения. В конечном итоге они отрицают влияние бытия на сознание человека, поскольку ими уничтожается само понятие сознания.
Сходство обоих крайних взглядов на психику ребенка обнаруживается и в отказе как идеалистов, так и бихевиористов от управления развитием: оно либо вообще невозможно, либо исчерпывается выработкой у ребенка некоторой суммы более или менее совершенных навыков.
Защитники грубо механистических принципов в понимании психики и ее развития часто называют себя материалистами, сторонниками рефлекторной теории И. П. Павлова. Иногда не так просто обнаружить и разоблачить многие «новейшие» теории, идеи, глубоко чуждые советской науке. Такие взгляды теоретически несостоятельны и практически вредны. Они находятся в вопиющем противоречии с марксистско-ленинской теорией и с широкой педагогической практикой обучения и воспитания подрастающего человека.
Метафизической, антидиалектической является точка зрения тех ученых, которые считают движущей силой развития активность самого ребенка. В основе такой активности лежат, по их мнению, глубинные влечения, инстинктивные, биологические потребности (К. Мак-Дауголл). Для некоторых представителей поведенческого направления движущие силы, побуждающие ребенка и взрослого к действию, вообще непознаваемы (Ш. Бюлер, Л. Блэтц, Г. Имре).
Таким образом, идеалистическая концепция в понимании процесса развития не представляет собой системы однородных и последовательно развиваемых разными учеными взглядов. Она объединяет множество противоположных идей, теорий, суждений, которые защищаются авторами, стоящими как на крайних идеалистических, так и на грубо механистических позициях. Общим является понимание развития как процесса, совершающегося спонтанно и выраженного в увеличении знаний, навыков, в повышении уровня приспособления человека к окружающей среде.
Принципиально иначе решают вопрос о сущности развития представители прогрессивной, диалектико-материалистической психологии.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +