Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Печатные издания, театр и кино


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Сведения об издании книг, газет, журналов, о деятельности театров и кино относятся к более широкому, нежели «просвещение» или «народное образование», понятию «культура», однако представление о мощном размахе просвещения и образования в СССР без характеристики развития печати, театра и кино в нашей стране было бы неполным.
Приведём поэтому хотя бы краткие сведения по данному вопросу на основании статистических данных, опубликованных Центральным управлением народнохозяйственного учёта Госплана СССР (сб. «Культурное строительство СССР», 1940), и других источников.
Число названий книг и брошюр, плакатов и других «печатных единиц», изданных в 1938 г., равнялось 39 992 с тиражом 692 678 тыс. экз. Тираж произведений печати был почти в 8 раз больше, чем в 1913 г. (когда было издано всего 86 739 тыс. экземпляров).
В 1951 г. тираж книг достиг 800 млн. экземпляров и увеличился по сравнению с 1940 г. в 1,8 раза.
В Советском Союзе издаётся литература, помогающая социалистическому строительству, основанная на подлинно научном, марксистско-ленинском мировоззрении, высоко-идейная художественная литература, а в печатной продукции дореволюционной России значительная часть изданий была реакционно-монархической, религиозной и т. п.
По данным Центрального Музея В. И. Ленина, в СССР с 1917 по 1952 г. произведения Ленина и Сталина были изданы на 117 языках тиражом 873 493 тыс. экземпляров.
По данным Всесоюзной Книжной палаты, в 1918—1954 гг. в СССР издано 1 165 тыс. книг тиражом более 16 миллиардов экземпляров, значительную часть которых составляла художественная литература (данные на 1 июля 1954 г.).
Во много раз выросли по сравнению с дореволюционным временем тиражи изданных в СССР произведений писателей зарубежных стран.
Так, в СССР изданы в 1918—1954 гг. 13 519 книг художественной литературы 1 654 иностранных писателей тиражом 275 986 тыс. экземпляров, в том числе произведения Бальзака 5 888 тыс. экземпляров, Гюго — 8 559 тыс., Диккенса — 4 454 тыс., Шекспира — 2 560 тыс., Гёте — 1 055 тыс. экземпляров.
Характерны также сравнительные данные о тиражах произведений классиков философии и естествознания в СССР и дореволюционной России.
За 20 лет, предшествовавших Великой Октябрьской революции, классики философии и естествознания издавались тиражами в 1—3—5 тысяч экземпляров. В СССР за первые 20 лет Октябрьской революции они изданы во многих десятках тысяч экземпляров.
Не издавались вовсе в 1897—1916 гг. в России произведения Бэкона, Гельвеция, Гольбаха, Демокрита, Пастера. Произведения Аристотеля, Дидро, Лейбница, Ньютона за эти 20 лет были изданы тиражами в одну-две тысячи экземпляров.
За 20 лет до Октябрьской революции произведения Дарвина были изданы тиражом 99 тыс., после Октябрьской революции вышло за 20 лет (с 1918 по 1938 г.) 234 тыс. экземпляров. Тираж произведений Д. И. Менделеева до революции — 40 тыс., после революции (за 20 лет) — 139 тыс., К. А. Тимирязева соответственно — 119 тыс. и 790 тыс.
Большое распространение получили в СССР журналы. В дореволюционной России количество названий издаваемых журналов было довольно велико (в 1913 г.— 1331), но эти журналы издавались сравнительно небольшими тиражами. Только несколько журналов имели разовый тираж в 15—20 тыс. экземпляров, тогда как многие журналы, издаваемые в СССР, выходят разовым тиражом от 100 до 300 тыс. экземпляров и выше.
До революции значительное число журналов были религиозного содержания. Большинство литературных и публицистических журналов было либерально-буржуазного направления. В начале XX в. ряд журналов литературы и искусства финансировался крупными капиталистами и культивировал упадочные направления в литературе и искусстве — декадентство, символизм и т. п. («Старые годы», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно» и др.). Журналы коммунистического направления могли существовать лишь недолгое время: они закрывались царским правительством.
Так, возникший в 1910 г. журнал «Мысль», в четырёх первых книгах которого было помещено 6 статей В. И. Ленина, просуществовал лишь около года; журнал «Просвещение», в котором было напечатано свыше 20 работ В. И. Ленина, в июне 1914 г. был закрыт правительством.
В годы Великой Октябрьской социалистической революции идейное направление и содержание журналов стало принципиально иным: советские журналы, как литературно-публицистические, так и специальные, сделались органами коммунистического воспитания и просвещения, борьбы за социалистическое строительство, за мир.
Издаётся большое количество партийно-политических и социально-экономических журналов, литературно-художественных, научных и научно-популярных по всем отраслям хозяйства и культуры.
Издаётся много массовых иллюстрированных журналов, как-то: «Огонёк» (с 1923 г.), «Советский Союз» (с 1950 г.) вместо журнала «СССР на стройке» (выходившего с 1930 г.), «Работница» (с 1923 г.) и др.
В 1938 г. журналы издавались в СССР на 33 языках: на русском языке — 1406, на украинском языке — 139, на грузинском — 37, на азербайджанском — 23, на армянском — 20, узбекском — 20, казахском — 15, татарском — 11 и т. д. Даже малочисленные народы автономных советских республик (коми, марийцы, якуты, чуваши и др.) имели и имеют свои журналы.
В 1950 г. журналы в СССР издавались более чем на 50 языках народов СССР.
Ещё большее развитие получило в СССР по сравнению с дореволюционным временем издание газет. В 1913 г. издавалось 859 газет с разовым тиражом 2729 тыс. экземпляров. В 1950 г. число названий издаваемых в СССР газет достигло 7700 с разовым тиражом в 33 млн.
Общим годовой тираж изданных в 1950 г. газет равнялся 6,5 млрд. экземпляров. Таким образом, в 1950 г. издавалось названий газет в 9 раз больше, чем в 1913 г., а тираж их был в 13 раз больше, чем в 1913 г.
Центральные (всесоюзные) газеты издаются огромными тиражами. Так, уже в 1939 г. «Правда» издавалась тиражом в 1979 тыс. экземпляров, «Известия» — тиражом в 1600 тыс. экземпляров. Тираж только этих двух газет намного превышал тираж всех 859 газет дореволюционной России. После войны тираж газет увеличился ещё больше.
Подавляющее большинство народов дореволюционной России газет на родном языке не имело. В СССР даже малочисленные народы имеют свою газету или даже несколько газет. Так, на ойротском языке издавалось в 1938 г. 6 газет, на кумыкском 7, марийском 16, удмуртском 21, чувашском 36 и т. д. На языках народов Кавказа и Средней Азии издаётся до 150 газет.
До Великой Октябрьской революции значительное число газет были реакционными, защищающими дворянско-помещичьи интересы. Таковы газеты «Русское знамя», «Земщина», «Новое время» и др. Было много бульварных газет, рассчитанных на удевлетворение мещанских, обывательских вкусов, подносивших читателям нездоровые «сенсации» (происшествия, преступления), раболепствующих перед помещичье-капиталистической верхушкой, много продажных рептильных газет (вечернее издание «Биржевых ведомостей», «Петербургский листок»,«Петербургская газета»,«Газета-копейка»). Большое распространение получили газеты, защищавшие интересы финансовой и промышленной буржуазии («Речь», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Южный край» и др.).
Большевистские газеты («Звезда», «Правда» и др.) имели возможность выходить лишь в течение короткого времени, подвергаясь непрерывным репрессиям со стороны правительства, но и за кратковременный период своего существования большевистские газеты сыграли до Великой Октябрьской революции огромную революционную роль.
Советские газеты — могучий организатор широких народных масс вокруг Коммунистической партии. Высокий идейно-политический уровень, ленинско-сталинская принципиальность и непримиримость к врагам, массовость, популярность, умение мобилизовать народные массы на борьбу за темпы и качество социалистического строительства и на борьбу за мир — характерные качества советской газеты.
Совершенно новой, невиданной раньше чертой газетного дела в СССР является большое количество местных газет — районных и даже выпускаемых отдельными предприятиями, высшими учебными заведениями и т. д. Такие газеты тесно связаны с местной жизнью, с коллективами рабочих, колхозников, студентов данного учебного заведения, широко привлекают в качестве корреспондентов представителей местной общественности, быстро реагируют на все неполадки работы и быта.
В 1939 г. в СССР существовало 3262 районные газеты. Районные газеты издавались в 91,3% районов (не считая городских). К 1950 г. число их сильно возросло: каждый район имел уже свою районную газету, а некоторые районы по две и три.
Особенно надо остановиться в этой книге, говорящей о наших достижениях в области воспитания и народного просвещения, на советской детской литературе.
Уже до Великой Октябрьской социалистической революции великие русские мыслители и писатели В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький выработали ряд требований, которым должна удовлетворять прогрессивная художественная детская литература.
Сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, повести Н. В. Гоголя, многие произведения С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького и других крупных русских писателей, а также некоторые произведения иностранных авторов («Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Спартак», «Хижина дяди Тома», романы Жюля Верна), вошли в золотой фонд прогрессивной литературы, доступной для детей и любимой ими.
Однако наряду с этой литературой до Октябрьской революции было много реакционной детской литературы, насаждавшей монархизм, религиозность, мещанскую мораль (например, повести Чарской), а нередко и детективной литературы (например, в период реакции после подавления революции 1905 г. нахлынула мутная волна «пинкертоновщины» — издавались десятки названий детективных брошюр, «героем» которых был американский сыщик Нат Пинкертон).
Многие рассказы и повести для детей отличались безидейностью, сентиментализмом, слащавым, навязчивым морализированием (повести Желиховской, Круглова и др.).
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии детской литературы.
В первом советском журнале для детей 9—12 лет «Северное сияние» его основатель А. М. Горький писал в 1919 г.: «... в предлагаемом журнале мы будем стремиться воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым».
XIII съезд РКП (б), состоявшийся в 1924 г., указал, что «необходимо приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии с целью усиления в этой литературе моментов классового, интернационального, трудового воспитания».
В последующие годы и в настоящее время Коммунистическая партия, Советское правительство, Коммунистический Союз Молодёжи, советские писатели и педагогическая общественность уделяли и уделяют большое внимание детской литературе, как мощному средству коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Так, в 1931 г. ЦК ВКП(б) указал в своём постановлении на необходимость отобразить в художественной литературе героизм социалистической стройки, участие молодёжи в ней. В ярких и образных формах детская книга должна показать социалистическую переделку страны и людей и воспитывать в духе пролетарского интернационализма.
В 1933 г., по решению ЦК ВКП(б), было создано Государственное издательство детской литературы (Детгиз).
В 1941 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) о передаче этого издательства в ведение Народного комиссариата просвещения, причём в этом постановлении было указано, что издание детской литературы должно быть построено на научно-педагогической основе и подчинено учебно-воспитательным задачам школы.
Позже возникли издательства детской литературы в Украинской, Грузинской, Литовской и других союзных республиках.
Много внимания детской литературе уделил Коммунистический Союз Молодёжи, на своих съездах и пленумах Центрального Комитета принявший ряд резолюций о детской литературе и использовании её в процессе воспитательной работы пионерской и комсомольской организаций.
До последних дней своей жизни большую заботу о развитии детской литературы, о художественном отражении в ней в доступной детскому пониманию форме социалистического строительства проявлял А. М. Горький, часто выступавший со статьями, которые были изданы в виде сборника («М. Горький о детской литературе. Статьи и высказывания», 1951). Ряд ценных статей по вопросам детской литературы написал А. С. Макаренко.
Союз писателей и Министерство просвещения РСФСР организовали конференцию по вопросам детской литературы. В начале 1950 г. в Москве возник при Государственном издательстве детской литературы Дом детской книги, имеющий в настоящее время филиал в Ленинграде.
Дом детской книги имеет своей задачей изучение опыта издания детской литературы и читательских интересов детей. Он имеет кабинеты: критики, теории и истории детской литературы, кабинет писателя и художника, изучения интересов читателей-детей, пропаганды детской книги, а также музей, устраивающий выставки детской литературы, и научную библиотеку для редакторов, писателей, педагогов, библиотекарей и т. п.
С 1943 г. ежегодно весной проводится Неделя детской книги. Задачами её являются: широкая пропаганда книг среди школьников и повышение их интереса к чтению, привлечение внимания советской общественности к вопросам детского чтения и к детским и школьным библиотекам, улучшение работы по руководству внеклассным чтением. В течение Недели детской книги организуются читательские конференции, литературные утренники, лекции, доклады, книжные выставки и т. п.
Советские писатели создали богатую, высокоидейную художественную и научно-популярную детскую литературу, равной которой по количеству названий, по тиражам, по качеству нет ни в одной стране.
Характерными чертами советской детской литературы являются: коммунистическая направленность, художественное отображение социалистического строительства, народность, воспитание любви к социалистической родине и Коммунистической партии, к трудящимся всего мира, воспитание в детях мужества, активности, бодрости, жизнерадостности и других черт коммунистической личности.
Советская детская литература отличается большой выразительностью, хорошим стилем, тонким учётом психологических особенностей детей разных возрастов, умелым сочетанием социалистического реализма с характерной для детского и подросткового возраста здоровой романтикой. Под идейным руководством Коммунистической партии и под благотворным влиянием А. М. Горького советская детская литература развивалась в борьбе с педологическими извращениями (так, например, педологи отрицали сказку, а А. М. Горький, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский решительно выступили в защиту сказки), в борьбе с остатками буржуазной и мелкобуржуазно-анархической идеологией (например, с культом ухарства подростков в некоторых произведениях периода нэпа — «Красные дьяволята» П. Бляхина, 1923 г., и др.), в борьбе с огульным левацким отрицанием всей — в том числе и прогрессивной — дореволюционной детской литературы и т. п.
Большая группа советских писателей дала ряд выдающихся произведений для детей: В. В. Маяковский («Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?» и др.), С. Я. Маршак («Пожар», «Почта», «Мистер Твистер», «Дети нашего двора», «Усатый-полосатый» и др.), К. И. Чуковский («Мойдодыр», «Доктор Айболит» и др.), Бор. Житков («Что я видел» и др.), Л. Кассиль («Черемыш — брат героя», «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына»), С. Щипачёв (поэма «Павлик Морозов»), стихи С. Михалкова («Дядя Стёпа», «Быль для детей», «В музее В. И. Ленина»), М. Ильин (ряд художественных очерков по истории техники и др.), В. Катаев («Белеет парус одинокий»), В. Каверин («Два капитана»), А. Барто (стихотворения, в частности поэмы «Звенигород» и «Ему четырнадцать лет»), В. Бианки (ряд рассказов о животных).
Особенно большой популярностью у детей пользуются произведения выдающегося детского писателя А. Гайдара — его книги «Р. В. С», «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Чук и Гек», его повесть «Тимур и его команда».
Список выдающихся произведений детской литературы и советских детских писателей можно было бы продолжить, упомянув ещё несколько десятков названий произведений и фамилий писателей, но и приведённого достаточно, чтобы с полным правом утверждать: детская художественная литература в СССР достигла высокой степени развития.
Наряду с произведениями детской литературы, созданными советскими писателями, издаётся много прогрессивных произведений дореволюционной детской литературы.
Дети старшего возраста увлекаются многими произведениями советской литературы, написанными для взрослых, но доступных пониманию детей 12—16 лет; особенно это относится к произведениям, изображающим героику советской жизни («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и др.).
Только за последние 20 лет (1934—1953) издано 27,6 тысяч названий книг художественной детской литературы общим тиражом 961,9 миллиона экземпляров на 45 языках народов СССР.
В нескольких союзных республиках (РСФСР, Украинской, Белорусской, Грузинской, Казахской ССР и др.) издаются детские журналы («Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята» и др.). В разных союзных и автономных республиках издаётся (в 1952 г.) более 20 детских газет, из которых наиболее известна «Пионерская правда», орган ЦК ВЛКСМ.
Большое развитие в СССР получили театр и кино.
До Великой Октябрьской революции в России в 1913 г. существовало всего 153 театра. В 1939 г. имелось 787 театров, в том числе 379 передвижных.
На территории ряда союзных республик до революции театров или не было вовсе, или были в крупных городах по одному-два русских театра, обслуживавших представителей администрации и буржуазии.
После войны, с 1945 г., число театров сильно возросло. Построен ряд зданий театров, в том числе закончен постройкой и открыт в 1946 г. самый большой в СССР Новосибирский театр оперы и балета.
После войны построены и открыты театры в Калинине, Брянске и других городах. В 1952 г. строились здания драматических театров: в Севастополе, Сталинграде, Улан-Удэ, Ашхабаде, Кишинёве, Нижнем Тагиле; оперных театров: во Фрунзе, Казани, Челябинске и других городах.
Русских театров в 1939 г. по всему СССР было 457, украинских 75, узбекских 36, грузинских 33, армянских 30 и т. д. На своих родных языках имели театры 40 народов СССР, в том числе такие немногочисленные народы, как чуваши (7 театров), удмурты (4 театра), якуты, ойроты, мари и др.
У ряда народов СССР, вовсе не имевших до революции своих национальных театров, выдвинулись за время Октябрьской революции замечательные драматурги, артисты и артистки — талантливые мастера драматического искусства, воспитанные Коммунистической партией. Особенно в этом отношении выдвинулись Украинская, Грузинская, Узбекская и Казахская союзные республики, талантливые артисты которых удостоены Сталинской премии.
До Великой Октябрьской революции театры, за исключением нескольких государственных, были поприщем частного предпринимательства — антрепризы. Достаточно хорошо известно из мемуаров даже талантливых, замечательных артистов, как эксплуатировались артистические силы этими антрепренёрами, какую кочевую жизнь вели актёры, скитаясь во время гастролей случайно набранной труппы по городам, как не обеспечено в материальном отношении было существование артистов, заключавших контракты на сезон и выпрашивавших затем у антрепренёра от случая к случаю «получки».
В государственных театрах: драматических — Малом в Москве, Александрийском в Петербурге; оперных — Большом в Москве, Мариинском в Петербурге ставился классический репертуар, но часто формализм и рутина директоров-чиновников, мешали творчеству замечательных русских артистов.
До Великой Октябрьской социалистической революции было несколько высокоидейных театров, возникших и работавших по общественной инициативе, которые боролись за художественный репертуар (особенно надо отметить в этом отношении Художественный театр). Однако большая часть театров дореволюционной России, построенных на частной антрепризе, в погоне за «выручкой» не поддерживала высоких требований к идейной и художественной стороне спектаклей, не воспитывала художественного вкуса.
Рабочие и крестьяне лишены были театра. В рабочих центрах массовому зрителю предлагались во время так называемых «народных гуляний» балаганы.
Коренным образом изменилась постановка театрального дела после Великой Октябрьской социалистической революции. Лозунг «Искусство — народу» был широко осуществлён в жизни.
Театр стал делом государственной заботы. Была широко поставлена художественная подготовка артистов в театральных институтах и техникумах (училищах).
Были открыты сотни театров, построены специальные здания для них; артисты получили твёрдое государственное обеспечение, перестали быть зависимыми от произвола, прихоти и алчности антрепренёров, от случайностей «выручки», перестали вести кочевой образ жизни.
Театр стал широко обслуживать трудящиеся массы, сделался достоянием всех народов СССР. Около половины всех театров в СССР — передвижные, обслуживающие небольшие города и сёла, где нет возможности организовать стационарный театр.
Возникли новые виды театра: колхозно-совхозный (в 1939 г. было 262 колхозно-совхозных театра), театр юного зрителя и кукольный (в 1939 г. — 148 таких театров).
Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство проявляют большую заботу о театральном искусстве.
Большое количество артистов награждены Сталинскими премиями. Установлены почётные звания народного артиста СССР и народных артистов союзных республик, а также заслуженных артистов СССР и союзных республик.
В 1938 г. по СССР было поставлено 157 113 спектаклей, в среднем 210 спектаклей на один театр. Небывалых размеров достигла посещаемость театров: за 1938 г. число зрителей (посещений) равнялось 78 192 тыс., в среднем 498 зрителей на спектакль.
Театральная культура широко распространилась среди масс трудящихся. Это сказывается не только в большом развитии стационарного и передвижного театров, но и в самодеятельном театре рабочих и сельских клубов, десятках тысяч драматических кружков.
В 1937 г. в СССР было 21 672 сельских драматических кружка с 326 343 участниками (по неполным данным; сведения имеются лишь по 70% районов СССР).
Общее же количество по этим районам сельских кружков художественной самодеятельности (драматических, музыкальных, хоровых, танца и пляски и др.) равнялось в 1937 г. 38 037 с 547 905 участниками.
Время от времени в Москве и других центрах устраиваются смотры художественной самодеятельности и выступления по радио. Нередко выявляются талантливые артисты, певцы и музыканты.
Так, в кружке самодеятельности выдвинулись как певицы сестры Фёдоровы. На основе кружков самодеятельности создался ряд местных хоров: Воронежский, Уральский, Калининский и другие, заслужившие благодаря участию их в фестивалях и выступлениях по радио всесоюзную известность.
Ещё большее развитие получило в СССР кино.
Количество киноустановок (без узкоплёночных) равнялось:
Годы / Всего / В том числе в сёлах
1915 ........ 1412 ... 133
1939 ....... 30919 ... 18802
Таким образом, количество киноустановок увеличилось в 1939 г. по сравнению с 1915 г. в 21,1 раза, а в сельских местностях — даже в 141,4 раза.
С каждым годом число киноустановок сильно увеличивается. Так, в 1951 г. количество их увеличилось по сравнению с 1950 г. на 4000. В 1951 г. посещаемость театров и кино была на 12% больше, чем в 1950 г.
В 1952 г. число киноустановок в СССР увеличилось по сравнению с 1951 г. на 5%. XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза дал директиву - увеличить число киноустановок в течение 1951—1955 гг. на 25% по сравнению с предыдущей пятилеткой.
Чтобы сделать кино достоянием зрителей в таких пунктах, где нет стационарных кино, широко используются передвижные киноустановки. Их было (из общего числа 30 919 в 1939 г.) почти половина — 14 069, причём почти все они (13 304) обслуживали исключительно сельские местности.
Из числа киноустановок больше половины (16 771) были в 1939 г. звуковыми; в сельских местностях звуковых кино было около 40%. Число звуковых киноустановок с 1939 по 1951 г. увеличилось почти втрое.
При высоком художественном выполнении советские кинокартины служат мощным средством марксистско-ленинского просвещения, воспитания коммунистической морали, распространения научных знаний, показа героических подвигов советского, народа, расцвета хозяйства и культуры во всех союзных республиках.
В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь», в котором были подвергнуты острой критике недостатки советской кинематографии и даны указания к её улучшению. Это постановление значительно способствовало дальнейшему развитию советского кино. За короткий срок (1947—1953 гг.) было создано много фильмов высокой идейной и художественной ценности.
Большим успехом не только в нашей стране, но и за её рубежами пользуются такие фильмы, как «Сталинградская битва», «Молодая гвардия», «Третий удар», «Освобождённый Китай», «Повесть о настоящем человеке», «Встреча на Эльбе», «Сельская учительница», «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтёры», «Ушаков», «Мичурин», «Академик Павлов», «Жуковский», Мусоргский», «Лев Толстой», «Тарас Шевченко», «Сказание о земле сибирской», «Советские китобои», «Мы за мир» и др.
Советская кинематография овладела и искусством создания художественно-биографических фильмов (укажем, например, фильмы о Мичурине, Павлове, Л. Н. Толстом, Попове, Пирогове, Глинке, адмирале Ушакове и др.).
Советские сценаристы, кинорежиссёры и кинооператоры дали высокие образцы художественно-документальных цветных фильмов, изображающих мощное движение за мир («Мы за мир»), природные богатства и социалистическое строительство союзных республик СССР, героический труд советских людей.
Шестьдесят шесть кинокартин, созданных в 1947—1951 гг., удостоены Сталинских премий. Свыше 60 премий получили наши фильмы на послевоенных международных кинофестивалях.
В течение 1938 г. было дано 4 192 179 киносеансов. По исчислению ЦУНХУ Госплана, количество посещений киносеансов в указанном году равнялось 872,3 млн.
В 1950 г. наши фильмы просмотрели в СССР свыше 1 млрд. зрителей и за границей около 500 млн.
При значительных достижениях советская кинематография далеко, однако, не использовала всех благоприятных условий для своего развития. На XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза недостатки советской кинематографии подверглись острой справедливой критике.
Было указано, что советская кинематография всё ещё мало создаёт полноценных в идейном и художественном отношении фильмов. Это критическое указание особенно относилось к работе киностудий союзных республик.
XIX съезд обязал руководящие организации кинематографии увеличить количество выпускаемых фильмов. Министерства культуры союзных республик составили перспективные планы подготовки киносценариев на 1953—1955 гг. на основе творческих заявок писателей, с учётом замечаний и пожеланий кинематографической и литературной общественности.
К работе над киносценариями привлечены лучшие писатели, значительно улучшено техническое оснащение киностудий, предприняты меры к расширению и улучшению качества подготовки квалифицированных киноработников.
Критика, которой были подвергнуты на XIX съезде КПСС недостатки советской кинематографии, и в частности недостатки работы республиканских киностудий, сказалась благоприятно не только на организации киноработы, но и на готовой её продукции.
Так, в декабре 1953 г. вышел на экраны художественно-документальный цветной фильм «Повесть о нефтяниках Каспия», заснятый в 1953 г. (производство Бакинской студии художественных и хроникальных фильмов).
Фильм ярко показывает, как создавался среди Каспийского моря на металлических сваях производственный город по добыче нефти из недр морского дна, как героически трудятся нефтяники Каспия.
Как показали критический просмотр фильма представителями киноискусства и литературы в Доме кино и отзывы печати, фильм «Повесть о нефтяниках Каспия», являясь выдающимся произведением, по-новому разрешает ряд вопросов советской документальной кинематографии.
Здесь, во-первых, дан показ не только результатов производства, но ярко показан процесс борьбы советских людей за освоение природных богатств СССР. Это не описание-справочник больших достижений, но жизненная, волнующая зрителя повесть о героически трудящихся людях.
Во-вторых, героем этого фильма являются не один или несколько центральных персонажей, но коллектив трудящихся, в котором дружными стремлениями и усилиями объединяются опытный рабочий-бурильщик и учёный-геолог, сорокалетний мастер с многолетним стажем и молодой комсомолец, впервые принимающий буровую. Показ труда и быта нефтяников Каспия дан очень ярко, выразительно и просто. Часто небольшая деталь, короткий эпизод говорят много о важных особенностях этого труда и быта.
Темпы роста сети просвещения, сильно возросшие особенно с 1930 г., ещё более усилились после Отечественной войны и с каждым годом становятся всё больше и больше.
Так, число студентов высших учебных заведений в 1951 г. было на 108 тыс. человек больше, чем в 1950 г.; в техникумах и других средних профессиональных учебных заведениях обучалось в 1951 г. на 86 тыс. человек больше, чем в 1950 г. Число киноустановок в 1951 г. было на 4000 больше, чем в 1950 г., посещений театров и кино на 12% больше, чем в 1950 г.
Четвёртая, послевоенная пятилетка перевыполнена по народному образованию, как и по другим отраслям хозяйства и культуры. В 1951 г. число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, равнялось 57 млн.
XIX съезд КПСС подвёл итоги всемирно-исторических побед, одержанных советским народом под руководством Коммунистической партии, и поставил задачи дальнейшего развития Советского Союза в борьбе за коммунизм.
Решения XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 гг. предусматривают гигантский рост нашей страны в области промышленности, сельского хозяйства, товарооборота, транспорта и связи, материального благосостояния, здравоохранения и культуры.
Эти решения — величественная программа коммунистического строительства. В то время когда англо-американские агрессоры бешено готовятся к войне, Советский Союз развёртывает грандиозное мирное строительство.
В области народного просвещения в 1951—1955 гг. было намечено, как сказано в решениях XIX съезда КПСС:
«Завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить, условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.
В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей увеличить приём в педагогические институты в 1951 — 1955 годах на 45 процентов по сравнению с приёмом за 1946—1950 годы; предусмотреть увеличение приёма в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР — на 90 процентов и Эстонской ССР — на 60 процентов.
Увеличить строительство городских и сельских школ примерно на 70 процентов по сравнению с предыдущим пятилетием.
В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению.
В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства и культурного строительства увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30—35 процентов.
Увеличить выпуск специалистов из высших учебных заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства в 1955 году по сравнению с 1950 годом примерно в 2 раза.
Расширить за пятилетие подготовку научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой.
Улучшить работу научно-исследовательских институтов и научную работу высших учебных заведений, полнее использовать научные силы для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщения передового опыта, обеспечивая широкое практическое применение научных открытий. Всемерно содействовать учёным в разработке ими теоретических проблем во всех областях знания и укреплять связь науки с производством.
Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению своего образования, обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений, а также общеобразовательных школ для обучения трудящихся граждан без отрыва от производства.
Для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрax, особенно в связи с дальнейшим внедрением в производство передовой техники, улучшить качество подготовки молодых квалифицированных рабочих в системе государственных трудовых резервов и обеспечить подготовку и повышение квалификации рабочих путём индивидуального и бригадного обучения и через систему курсов и школ, организуемых на предприятиях.
Осуществить дальнейшее развитие кино и телевидения. Расширить сеть кинотеатров, увеличив количество киноустановок за пятилетие примерно на 25 процентов, а также увеличить выпуск кинофильмов.
Расширить в 1955 году по сравнению с 1950 годом сеть массовых библиотек не менее чем на 30 процентов и клубов на 15 процентов, улучшив их работу по обслуживанию населения.
Для обеспечения значительного роста выпуска художественной и научной литературы, учебников, журналов и газет расширить полиграфическую промышленность и улучшить качество печати и оформление книг.
В соответствии с намечаемым развитием здравоохранения, просвещения, научных и культурно-просветительных учреждений увеличить объём капитальных вложений на эти цели за пятилетие примерно на 50 процентов по сравнению с предыдущей пятилеткой».
В то время как в капиталистических странах на народное образование уделяется очень незначительный процент ассигнований по государственному бюджету, в Советском Союзе на народное образование отпускаются громадные, из года в год сильно растущие, ассигнования. Число школ и учащихся в СССР увеличивается, уровень образования народа непрерывно и быстро повышается.
Едва заканчивается введение повсеместно всеобщего семилетнего обучения, как начинается уже переход в крупных городах на всеобщее среднее образование и создаются условия для перехода к нему в следующей пятилетке в остальных городах и в сельских местностях.
Непрерывно растёт в Советском Союзе число учителей. С каждым годом сильно увеличивается число прекрасных школьных зданий. Из года в год на многие десятки тысяч возрастает число студентов высших учебных заведений.
Под руководством Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства в СССР созданы все условия для построения коммунистического общества.
В борьбе за выполнение этой великой задачи Сольшую роль играет просвещение широких масс трудящихся нашей страны, воспитание, образование и обучение поколения, способного окончательно установить коммунизм.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +