Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Цель и задачи просвещения в СССР и принципы его организации


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Всестороннее развитие человека, подготовка «поколения, способного окончательно установить коммунизм», — такова, как указывает Коммунистическая партия Советского Союза, цель воспитания, образования и обучения в СССР.
Для достижения этой цели программа партии, принятая в 1919 г., поставила ближайшие задачи: введение обязательного для всех детей обоего пола до 17 лет общего и политехнического образования, создание сети дошкольных учреждений, осуществление единой, безусловно светской школы с обучением на родном языке учащихся, подготовка новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма; привлечение трудящихся к активному участию в деле просвещения; развитие просветительной работы среди взрослых и всесторонняя помощь государства самообразованию рабочих и крестьян; широкое развитие професссионального образования.
В ряде своих выступлений на съездах по вопросам народного образования, происходивших в 1918—1921 гг., в своей речи на III съезде Коммунистического Союза Молодёжи в 1920 г., в своих статьях В. И. Ленин глубоко раскрыл сущность и задачи коммунистического воспитания, определил значение систематических знаний, сущность и значение коммунистической морали, выяснил сущность политехнического обучения и пути его осуществления.
Ленин указывал на взаимосвязь различных сторон воспитания (а без такой связи не может быть всестороннего развития человека). Так, ещё в 1897 г.. В. И. Ленин писал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения; ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания.
В речи на III съезде РКСМ Ленин указывал на необходимость тесной связи образования и обучения с воспитанием коммунистической морали.
И. В. Сталин одним из трёх основных условий подготовки перехода к коммунизму ставил необходимость «добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имзли возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».
Программой Коммунистической партии, решениями её XIX съезда, указаниями её вождей и определяются задачи просвещения в СССР в ближайшие годы.
Выдающийся деятель Коммунистической партии А. Л. Жданов в своём докладе о журналах «Звэзда» и «Ленинград» говорил: «Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского общества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры.
Для этих великих задач молодое поколение должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами. Для этой цели нам нужно... воспитывать молодёжь в духе беззаветной преданности советскому строю, в духе беззаветного служения интересам народа».
В содержание коммунистического воспитания, которое даётся всей системой воспитательно-образовательных учреждений СССР — дошкольным воспитанием, школой и культурно-просветительными учреждениями для взрослых, — входит: умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и политехническое обучение.
В советской системе воспитания большое место уделяется умственному воспитанию и образованию, задачами которого являются: развитие подлинно научного, диалектико-материалистиче-ского мировоззрения; овладение систематическими общеобразовательными знаниями; развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи; развитие умгния самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
В. И. Ленин в речи на III Всероссийском съезде РКСМ говорил, что необходимо обогатить свою память «знанием культуры, созданной всем развитием человечества». Он учил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Ленин указывал, что необходимо овладеть запасом современных знаний, точным знанием фактов и в то же время необходимо развить умение самостоятельно мыслить и творчески работать. По инициативе Ленина 26 декабря 1919 г. был издан декрет о ликвидации неграмотности, которым Совет Народных Комиссаров обязывал всех граждан Советской республики, в возрасте от 8 до 50 лет, обучиться грамоте на русском или родном языке.
И. В. Сталин уделял культуре, науке, просвещению огромное внимание и проявлял о них постоянную заботу. Он призывал молодёжь овладеть общеобразовательными знаниями. «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться.
Учиться упорно, терпеливо», — говорил И. В. Сталин в 1928 г. на VIII съезде Коммунистического Союза Молодёжи, указывал на огромное значение теории, тесно связанной с практикой, на необходимость ликвидации разрыва между умственным и физическим трудом.
В речи на приёме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г. И. В. Сталин провозгласил тост «за процветание Науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готрва передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой».
Съездами Коммунистической партии и её Центральным Комитетом вынесен ряд решений и постановлений о школе, послуживших основой повышения учебно-воспитательной работы, уровня и прочности даваемых ею знаний и установивших чёткий режим школьной жизни, обширные мероприятия по развитию внешкольной работы.
В тесной, неразрывной связи с умственным воспитанием и образованием советская система народного образования ставит воспитание коммунистической морали.
В речи на III съезде Коммунистического Союза Молодёжи В. И. Ленин говорил: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Выясняя понятие коммунистической морали, Ленин в той же речи указывал, что «нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов».
Н. К. Крупская сыграла огромную роль в строительстве просвещения и советской школы.
С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская являлась одним из руководителей Наркомпроса, заведовала внешкольным отделом, была председателем Главполитпросвета, руководила научно-педагогической секцией Государственного ученого совета.
Она участвовала во всех съездах и конференциях по народному образованию. С 1929 г. и до конца своей жизни Н. К. Крупская была заместителем народного комиссара просвещения.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком.
Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря — он должен ощущать достоинство своё и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу».
В других своих произведениях и многочисленных выступлениях перед педагогами и родителями А. С. Макаренко дополнил эту формулировку целей и задач воспитания ещё рядом требований.
Надо воспитывать преданность социалистической родине, коммунистическую волю, мужество, целеустремлённость, такт, способность к ориентировке.
Надо воспитывать честность и деловитость, понимаемые совершенно по-иному, чем они понимались в буржуазном обществе. В буржуазном обществе воля нужна, чтобы подавлять других людей; у нас она должна быть направлена на общее благо.
Задачей коммунистического нравственного воспитания является подготовка мужественного гражданина социалистического государства, горячо любящего свою родину, готового и умеющего защищать её от врагов, подготовка человека общественного долга, умеющего бороться за общее дело, дисциплинированного, стойкого, преданного интересам трудящихся, активного и решительного борца за коммунизм, любящего труд, инициативного, умеющего успешно трудиться работника.
Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания является политехническое обучение, приобретающее в условиях перехода от социализма к коммунизму особо важное значение.
Решения XIX съезда Коммунистичгской партии по пятому пятилетнему плану развития СССР обязывают приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению.
В процессе политехнического обучения учащиеся должны овладеть научными основами производств, понять значение техники, крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, приобрести навыки обращения с простейшими орудиями, практические навыки и умение трудиться в различных отраслях.
В. И. Ленин в 1920 г. раскрыл сущность политехнизма, указав, что политехническое обучение должно познакомить учащихся с основными понятиями об электричестве, с применением электричества в механической и химической промышленности, с планом электрификации нашей страны, с основами агрономии.
В том же 1920 г. В. И. Ленин указал, что политехнический принцип не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще. Указанные Лениным четыре отрасли производства — энергетическая, механическая, химическая и сельскохозяйственная — являются главными производствами.
Правильно, поставленное политехническое обучение — одно из главнейших средств всестороннего развития человека социалистического общества. Оно способствует уничтожению существенного различия между умственным и физическим трудом, расширяет кругозор обучающихся, предохраняя от узкого утилитаризма и профессионализма; помогает овладевать передовой техникой, способствует росту изобретательства и повышению производительности труда; облегчает переход от одной отрасли труда к другой, помогает ликвидировать прикованность работника на всю жизнь к какой-либо одной профессии. Оно предохраняет при изучении наук от формализма и отрыва от практической жизни.
Политехническое обучение должно осуществляться в процессе преподавания математики, физики, химии, биологии, географии, черчения и других учебных предметов; должно знакомить учащихся с применением этих наук в промышленности и сельском.
хозяйстве; давать учащимся в процессе преподавания этих наук общее знакомство с главными отраслями производства; вооружать учащихся необходимыми в жизни практическими умениями и навыками; способствовать общественно-полезной работе, которая ведётся учащимися с воспитательными целями в связи с преподаванием основ наук.
Само собой разумеется, что никакого обеднения теоретической стороны учебных предметов, нарушения их логической последовательности и системы при этом не допускается.
Советская система народного просвещения стремится воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное в природе и обществе, понимающего и ценящего искусство, воспитать эстетические суждения, эстетические эмоции и художественное творчество.
Это эстетическое воспитание достигается в школе преимущественно на уроках пения, рисования, литературы. Ему в большой мере содействуют уроки и по другим предметам. Большое место отводится художественным кружкам, экскурсиям, школьным праздникам, театру юных зрителей, детскому кино и тому подобным мероприятиям.
Эстетическому воспитанию содействуют: чёткий режим школы, её здание, оборудование, а также широкая эстетическая культура: большое развитие в СССР театра, кино, музыкального искусства, картинных галерей; бережная охрана памятников старинного русского искусства.
Программа Коммунистической партии выдвигает как одну из важных задач в области просвещения необходимость «открыть и сделать доступными для, трудящихся все сокровища искусства».
Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции произведения литературы и других видов искусства (живопись, скульптура, музыка, театр и др.) стали доступны народу. Октябрьская революция выдвинула талантливых писателей, художников, музыкантов, артистов из среды трудящихся всех народов СССР.
Необходимой стороной воспитания, нашедшей яркое отражение в советской системе народного просвещения и тесно связанной с остальными сторонами воспитания, образования и обучения, является физическое воспитание.
Ему содействует целая система мероприятий по охране материнства и младенчества и постановка физического воспитания в дошкольных учреждениях; физкультуре уделяется большое внимание в школе на уроках и во внешкольных и внеклассных мероприятиях (игры, спорт, сдача норм на значок «Готов к труду и обороне», детские катки, лыжные станции, туризм).
В СССР создана сеть высших и средних учебных заведений — институтов физической культуры и физкультурных техникумов, подготовляющих специалистов (научных работников, преподавателей физкультуры и т. п.).
О высоком уровне физического воспитания в СССР говорит ряд поставленных советскими спортсменами мировых рекордов. До 1951 г. советскими спортсменами завоёвано 40 мировых рекордов.
В СССР насчитывается более 15 млн. зарегистрированных физкультурников. На XV международных олимпийских играх в 1952 г. советские спортсмены добились крупных успехов и получили 106 медалей, из них 38 золотых и 53 серебряных.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +