Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Выводы


Ж. Пиаже. "Речь и мышление ребенка"
Государственное учебно-педагогическое издательство,
Москва - Ленинград, 1932 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Какое заключение о детском рассуждении можно вывести из этих фактов? Исследуя понятия брата, левой и правой стороны, семьи и страны, мы занимались только лишь схематизмом суждения. Теперь наступило время свести воедино эти материалы с материалами глав I и II.
Главнейший вывод главы I состоял в том, что ребенок, вследствие трудности осознать свою мысль — трудности, вызываемой эгоцентризмом,— рассуждает лишь о единичных или специальных случаях. Обобщение для него трудно, а поэтому трудна и всякая последовательная дедукция.
Он сополагает свои идущие одно за другим суждения вместо того, чтобы их связывать. А отсюда его мысли нехватает внутренней необходимости. Даже тогда, когда ребенок достигает уменья обобщать и делать выводы более легко (как это видели во II гл.), формальная дедукция остается для него чуждой, потому что он не может отделаться от своих личных суждений и неспособен рассуждать, исходя из любого допущения, предложенного другим. Изучение суждения об отношении, которым мы затем занялись, подтверждает вполне эти результаты, показывая их общее значение совсем с другой стороны. Это мы сейчас попытаемся показать. Вывод, к которому мы приходим, состоит в следующем: ребенок не понимает, что некоторые понятия, явно относительные для взрослого, представляют отношение по крайней мере между двумя предметами. Так он не понимает, что брат должен быть необходимо чьим-либо братом, или что предмет должен быть необходимо слева или справа от кого-нибудь, или что часть необходимо составляет часть целого. Он рассматривает эти понятия, как существующие сами по себе абсолютно. Или еще: он определяет семью не по отношениям родства, соединяющего ее членов, а по занимаемому пространству, по непосредственной точке зрения, которую он усвоил, видя свою семью сгруппированной вокруг него в одной квартире. Заметим, что подобные факты имеют безусловно общий характер и что мы могли бы без конца приводить их. Так, например, мы обязаны любезности учительницы в Женеве Пасселло сведением, что в 7 лет понятия «друг» и «враг» еще лишены относительности. Враг это «солдат», «некто, кто дерется», «злой человек», «некто злой», «некто, кто хочет делать зло» и т. д. Так что это не лицо, являющееся врагом по отношению к другому лицу, а враг по существу, сам по себе. То же самое наблюдается относительно слова «друг». Вместе с Ганлозе мы видели в изобилии подобные же факты по поводу слова «иностранец». В возрасте, когда дети умеют сказать, что иностранцы — это люди других стран (к 9—10 годам), они еще не знают, что сами являются иностранцами по отношению к этим людям. Они не понимают взаимности этого отношения, тем более тогда, когда называют иностранцами уроженцев других стран, но живущих в Женеве. Число этих примеров можно было бы легко увеличить.
Рейхенбах, преподаватель в Ла Шо-де-фоне, любезно сообщил нам следующий факт. Когда несколько школьников (около 10— 11 лет) утверждали в его присутствии, что Берн «на севере», потому что холодный ветер идет «из Берна» (что для Ла Шо-де-фона правильно), он спросил у них, где находится север по отношению к Базелю и откуда должен дуть ветер в Базеле. Дети единогласно ответили, что холодный зимний ветер дует тоже из Берна и что Берн попрежнему на севере. Мы могли сами констатировать в Париже, что для школьников 10—11 лет Версаль расположен на западе от Парижа, точно так же, как и на запад от Бордо. Мы видели в Женеве детей, неспособных понять, что Швейцария в одно и то же время лежит к северу от Италии и к югу от Германии: если она на севере, то она не на юге. Таким образом страны света для детей имеют значение абсолютное.
И вот подобная реалистическая (эгоцентрическая) тенденция так же, как и трудность осознания, зависящая тоже от эгоцентризма, содействует ограничению детского рассуждения лишь единичными случаями. В самом деле, почему трудность осознания ведет к рассуждению лишь об единичных предметах? Потому что, оставляя в области бессознательного мотивы, руководящие мыслью, сознание которых одно могло бы повести к общим предложениям, эгоцентризм и вытекающее из него отсутствие сознания ведут ребенка к рассуждению лишыо непосредственно данном, о предмете вне связи с другими. Очевидно, что как раз к такому же результату, но по другому пути, ведет и такой детский реализм, который мы только что описали. Не умея понять взаимность или относительность такого понятия, как брат, правая или левая сторона, и т. д., ребенок тем самым не в состоянии их обобщить; он не может указать наиболее темноволосую из трех девочек, которых сравнивают путем отношений цветов, или не может сказать, какой из трех предметов находится правее других.
Даже рассуждая об этих единичных предметах, ребенок не умеет настолько обобщить относительные понятия, чтобы применить их ко всевозможным случаям. И здесь еще ложное обобщение вытесняет собой обобщение истинное: ребенок распространяет бессознательно свою непосредственную точку зрения на все возможные точки зрения (реализм), вместо того, чтобы сознательно обобщать отношение, ясно понятое им как относительное и взаимное (релятивизм). Реализм таким образом есть вид непосредственного и незаконного обобщения, а релятивизм — это обобщение посредственное и законное.
Что касается обобщения, изучение логики отношений подтверждает результаты, полученные при изучении логики классификации. В обоих случаях кажущееся обобщение детской логики происходит оттого, что единичная и непосредственная схема применяется бессознательно ко всем предметам, которые этому более или менее поддаются, и в обоих случаях бессознательность и отсутствие контроля над этим применением мешают действительному и отчетливо формулированному рассуждению пойти дальше единичных случаев. Короче, в обоих случаях реалистический или непосредственный характер рассуждения мешает выявлению отношений и обобщений.
По поводу осознания неосознанных схем Клапаред пришел к следующей замечательной формуле: «В действительности мы наблюдаем двойное движение от подразумеваемого и бессознательного обобщения к индивидуализации бессознательной или сознательной; потом от этой индивидуализации к сознательному обобщению».
С другой стороны, детский реализм, в противоположность релятивизму логики отношений у взрослых, равным образом ведет к подтверждению результатов нашего этюда о формальном рассуждении. Этот этюд показал нам неспособность детей до 11—12 лет настолько усвоить себе точку зрения собеседника, чтобы иметь возможность правильно рассуждать о его верованиях, или в двух словах, неспособность рассуждать о чистых допущениях, рассуждать в правильной форме о предпосылках, в которые не веришь. И вот возраст в 10—12 лет, когда подобные рассуждения становятся возможными, является так же, как мы видели, возрастом, когда отношения брата и левой и правой стороны начинают вполне преодолеваться. Здесь может быть не простое совпадение. Эти два завоевания действительно имеют общую черту: оба отмечают десубъективацию мысли и способность оперировать объективно отношениями, рассматриваемыми сами по себе. Таким образом наше изучение логики отношений подтверждает выводы изучения логики классификации и самых общих логических связей. Оба показывают, что мысль ребенка идет от состояния эгоцентрической непосредственности, когда сознание знает лишь единичные предметы, мыслимые абсолютно и не находящиеся ни в каком отношении одни с другими, к состоянию объективного релятивизма, в котором мысль выявляет многочисленные отношения, связывающие предметы и позволяющие обобщение предложений и взаимоотносительность точек зрения.
Таковы выводы, которыми мы опять подробно займемся в следующей главе, под следующим углом зрения. Глава I, показав нам, что ребенок сополагает свои суждения вместо того, чтобы выводить их одни из других, выявила, что детская логика лишена понятия о необходимости. Главы II и III, показав нам неспособность ребенка управлять логикой отношений, обнаружили корни этой особенности: ребенок потому не доходит до пользования отношением, что он не схватывает взаимности, существующей между различными точками зрения. Нам остается показать, какова интимная структура мысли, находящейся в неведении о логической необходимости и взаимности отношений. Мы увидим, что необходимость и взаимность составляют существенно характерную черту обратимости (reversibilite) логической мысли. Мы попытаемся таким образом показать, что самая общая, характерная черта детского рассуждения это то, что можно назвать отсутствием обратимости.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +