Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

"Как Гертруда учит своих детей". Письмо четвертое


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Друг! Ты познакомился теперь с людьми, работающими в настоящее время со мной, но в начале моего пребывания здесь я не располагал ими, даже не искал их в начале своей деятельности. С тех пор как я удалился из Станца, я был так растерян и так устал, что меня даже меньше стала занимать мысль о своих прежних планах народного образования; я хотел ограничить свои устремления только отдельными действиями, улучшающими тогдашнее жалкое положение школы. Только нужда и то обстоятельство, что я даже отдельных улучшений не в состоянии был произвести, вынудили меня вернуться на единственную колею, на которой можно было достигнуть осуществления моих прежних стремлений.
Между тем много месяцев моя работа не выходила за пределы тех рамок, которыми я сам ее ограничил. Создалось своеобразное положение: с одной стороны, я был незнающим и неопытным человеком, с кругозором и наивностью учителя низшей захолустной школы, а с другой — реформатором преподавания и вдобавок в такой век, когда со времени Руссо и Базедова для этой цели было приведено в движение полмира. Конечно, о том, что делали и желали все эти люди, я и понятия не имел, а видел только, что высшие разделы обучения, скорее само высшее образование, кое-где доведены до совершенства, блеск которого ослеплял мое неведение, как солнечный свет летучую мышь. Я находил, что средние ступени обучения намного выше сферы моих знаний, и видел, что даже низшие разделы время от времени обрабатывались с муравьиным прилежанием и муравьиной верностью, заслуги и успехи которых я никоим образом не мог отрицать.
Когда же я рассматривал все обучение в целом, точнее, обучение как единое целое и в связи с массой индивидуумов, которых надо было обучать, тогда то немногое, что при всем моем невежестве я все же мог сделать, мне самому казалось бесконечно большим, нежели то, чем в действительности, как я видел, пользуется народ. Чем больше я наблюдал народ, тем больше находил, что все, казавшееся мощным потоком, при ближайшем рассмотрении в деревне и в классной комнате превращается в туман, влажная мгла которого недодает народ ни сухим, ни мокрым и не предоставляет ему преимуществ ни дня, ни ночи. Я не мог скрыть от себя, что школьное обучение в том виде, в каком оно действительно проводилось, или, во всяком случае, в том виде, каким оно мне представлялось, для огромного большинства, особенно низшего класса, почти никуда не годится.
Насколько я знал школьное обучение, оно представлялось мне большим домом, верхний этаж которого хотя и блещет высоким совершенным искусством, но мало населен; в среднем этаже живэт значительно больше людей, но им не хватает лестниц, по которым они могут подняться на верхний этаж, как полагается людям; когда же некоторые из них проявляют охоту взобраться на верхний этаж по-звериному, то, если их заметят, большей частью бьют их по пальцам, временами даже переламывают им руку или ногу, которой они с этой целью пользовались. В нижнем этаже живет бесчисленная толпа людей, имеющих совершенно те же права на солнечный свет и свежий воздух, что и верхние жильцы, однако эти люди не только предоставлены самим себе в отвратительном мраке конур без окон, но им надевают на глаза шоры и вводят в заблуждение, делая их глаза непригодными даже для того, чтобы взглянуть на этот верхний этаж.
Друг! Эта точка зрения привела меня, естественно, к убеждению, что важно и настоятельно необходимо не только кое-как залатать школьные беды, калечащие большинство людей в Европе, но и пресечь их в корне, что, следовательно, полумеры очень легко могут стать второй порцией яда, которая не только не сможет остановить действие первой, а наверняка удвоит его. Последнего я, конечно, не желал. Между тем я с каждым днем все больше стал испытывать чувство, что, в сущности, невозможно надолго и по-настоящему помочь школьным бедам, если механическую форму всего обучения нельзя будет подчинить вечным законам, по которым человеческий ум от чувственных восприятий подымается к четким понятиям.
Это чувство, которое, как уже сказано, с каждым днем становилось во мне сильнее, прямым путем привело меня к взглядам, касавшимся дела воспитания в целом, и к тому, что, хотя я по своему настроению был тогда подобен мыши, спрятавшейся от страха перед кошкой в свою норку и едва осмеливающейся выглянуть оттуда, все же мне пришлось убедиться, что лишенный души половинчатый план, вызванный тем, что мои замыслы стали теперь ограниченнее, не только в целом не удовлетворяет потребности школьного дела, но при некоторых возможных обстоятельствах кое-где сам мог бы вынудить бедных детей проглотить вторую порцию опиума вдобавок к привычной порции, которую они так часто бывают вынуждены проглотить в четырех школьных стенах.
Но, даже не опасаясь столь многого, я с каждым днем испытывал все большую неудовлетворенность от сознания полной ничтожности своей учительской деятельности. Делая какие-то усилия в своей работе, я, казалось, находился в положении мореплавателя, который пытался ловить китов на удочку, так как потерял свой гарпун. Конечно, дело не шло. Мореплаватель должен был или снова добыть себе гарпун, хотя бы ценою своей гибели вместе со всем экипажем, либо полностью отказаться от китоловного промысла. И я оказался в таком же положении, как только осознал, что нужно для осуществления моего замысла привести основные принципы обучения в соответствие с ходом природы.
Требования природы применительно к моему делу теперь не представлялись мне изолированными, во всей их совокупности и во всем их объеме они находились в поле моего зрения. Я должен был либо отказаться от мысли совершить что-либо, хотя бы самое незначительное, в своей области, даже если из-за этого мне, подобно тому китолову, пришлось погибнуть со всем экипажем, либо с уважением отнестись ко всем требованиям природы, куда бы они меня ни привели. Я сделал последнее и притом еще раз слепо доверился руководству природы. После того как я почти год, словно безвольный захолустный учитель, толкал перед собой одну только азбучную тачку, я взялся неожиданно за предприятие, состоявшее ни больше ни меньше как из сиротского дома, учительской семинарии и закрытого учебного заведения и потребовавшее в первый год такой ссуды, что даже десятую часть ее я тогда не мог рассчитывать получить.
И все же дело пошло. Друг, оно идет и должно идти. Я глубоко убежден в том, что человеческое сердце, даже сбитое с толку сердце правителя, при известных обстоятельствах самое черствое из всех человеческих сердец, не вынесет того, чтобы угас, не получив поддержки, и погиб какой-нибудь большой и чистый порыв человеческого самопожертвования, когда плодоносные почки этого порыва на глазах правителя достигли полного расцвета. Гесснер! Некоторые из моих начальных опытов уже стали давать зрелые плоды.
Друг! Человек добр и желает добра; но при этом и себе хочет блага, когда творит добро; а если он зол, то ему наверняка загородили дорогу, идя по которой он хотел быть бодрым. О, это ужасная вещь — это загораживание пути, а оно так распространено, и потому человек так редко бывает добр! Но тем не менее я всегда и повсеместно верю в человеческое сердце и с этой уверенностью иду по своему непроторенному пути, словно он вымощенная римская дорога.
Однако я хотел тебя ввести в хаос своих мыслей, через который я должен был пробираться, чтобы уяснить самому себе сущность механических форм обучения и как их подчинить вечным законам чувственной природы.
Друг! Для этой цели я перепишу для тебя несколько мест из отчета, который я примерно полгода тому назад представил нескольким друзьям моего учреждения о своих опытах; эти выдержки всесторонне освещают ход моих мыслей.
«Человек,— говорил я в этом труде,— становится человеком лишь благодаря искусству обучения, но, как далеко ни заходит этот наш наставник, которого мы сами себе создаем, он все же во всех своих действиях должен твердо придерживаться простого хода природы. Что бы это искусство обучения ни делало и как бы отважно ни освобождало нас от животного состояния и даже от прав, вытекающих из него, оно все же не в силах даже сколько-нибудь прибавить к сущности той формы, при помощи которой люди от неясных чувственных восприятий подымаются к четким понятиям. Искусство [обучения] и не должно этого делать. Оно выполняет свое назначение облагораживать нас, по существу, только тем, что развивает нас в этой, а не в какой-либо иной форме и, как только попытается сделать в иной, отбрасывает нас тем самым каждый раз далеко назад в животное состояние, из которого это искусство предназначено творцом нашей природы высвобождать нас. Сущность природы, из которой проистекает необходимый для человеческого рода ход развития, сама по себе непоколебима и вечна, а по отношению к искусству обучения она должна быть его вечным и незыблемым основанием.
В своем величайшем блеске искусство [обучения] представляется глазу неповерхностного исследователя не чем иным, как величественным зданием, которое благодаря незаметному прибавлению отдельных небольших пристроек возвысилось на большой вечно стоящей скале; и пока это здание тесно связано с ней, оно незыблемо покоится там; но оно внезапно рушится, распадается на мелкие части, из которых оно составлено, если связь между зданием и скалой будет нарушена хотя бы на десятые доли дюйма. Как ни огромен результат искусства сам по себе и во всем его объеме, все же незначительно и незаметно в каждом случае то частное, что искусство прибавляет к ходу природы, или, вернее, то, что оно строит на ее основе. То, что делает искусство для развития наших способностей, ограничивается в основном следующим. Все то, что природа предлагает нам в разрозненном виде, на большом отдалении и в смутных соотношениях, искусство объединяет в более тесный круг, преподносит нам это в правильной последовательности и делает более доступным нашим пяти чувствам. Происходит это в условиях, которые облегчают и укрепляют нашу внешнюю и внутреннюю восприимчивость ко всякого рода впечатлениям и настолько обостряют наши пять чувств, что они получают возможность представлять нам предметы окружающего мира с каждым днем все в большем количестве, в течение более продолжительного времени и все более правильно. Вся сила искусства основывается на том, что его влияние и результаты совпадают с существенными действиями самой физической природы — вся деятельность искусства должна стать тем же самым, что и деятельность природы.
Человек, подражай этой деятельности совершенной природы, которая из семени громадного дерева сначала выгоняет незаметный росток, а затем путем таких же незаметных, но из часа в час, из суток в сутки постепенно накапливающихся приращений сначала создает основу ствола, затем основу главных, затем мелких ветвей — и так до конечных побегов, на которых висит сменяющаяся листва. Наблюдай за тем, как совершенная природа заботится о каждой отдельной вновь созданной части, как она ее охраняет и как каждая новая часть прикрепляется ею к старым частям, обладающим проверенной жизнеспособностью.
Наблюдай за тем, как распускаются ее чудесные цветы из глубоко заложенных бутонов. Посмотри, как быстро теряет она обильную цветами красоту своей первой юности! Слабый, но во всем своем существе вполне законченный плод каждый день прибавляет нечто существенное к тому, что он уже из себя представляет, и так в течение месяцев постепенно растет, вися на питающей его ветви, пока не упадет с дерева совершенно зрелый и законченный во всех своих частях.
Посмотри, как мать-природа одновременно с тем, как распускается первый поднимающийся вверх побег, заставляет развиваться и зародыш корня и как глубоко в лоно земли она зарывает самую драгоценную часть дерева! Вглядись, как она преобразует в корень неподвижный ствол, как из самого сердца ствола она образует главные ветви, а из глубины главных ветвей растит боковые побеги. И при этом она дает самым слабым, самым удаленным частям силу, для них достаточную, и ни одной, ни единственной части она не дает силу в ненужном, непропорциональном, излишнем объеме.
Механизм чувственной человеческой природы по существу своему подчиняется тем же законам, согласно которым физическая природа повсеместно развивает свои силы. Согласно этим законам наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета, даже самые мелкие и удаленные, сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь».
Я старался найти законы, которым в силу самой их природы должно подчиняться развитие человеческого ума; я знал, что законы эти должны быть тождественны с законами физически чувственной природы, и рассчитывал непременно найти в них нить, из которой можно выплести общий психологический метод обучения.
Человек, говорил я себе, в мечтательных поисках этой нити, как и в полностью зрелом во всех его частях плоде, ты видишь результат физического созревания; так не считай же зрелым человеческое суждение, не являющееся результатом полностью завершенного во всех его частях восприятия предмета, о котором должно быть высказано это суждение; наоборот, каждое суждение, которое человеку покажется зрелым раньше, чем вполне было завершено его восприятие, считай не чем иным, как червивым плодом, упавшим с дерева и только потому кажущимся зрелым.
1. Научись поэтому сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше чем перейти к чему-либо сложному. Старайся в каждой области приобретать знания в такой последовательности, при которой каждое новое понятие является небольшим, почти незаметным добавлением к глубоко усвоенным прежним знаниям, которые стали для тебя незабываемыми.
2. Далее все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в какой они находятся в природе, подчини в своем представлении все несущественные предметы существенным, в особенности подчини получаемое тобой в процессе обучения опосредствованное впечатление от предмета тому впечатлению, которое этот предмет производит на тебя в природе с ее подлинной правдой; не придавай никакому предмету в своем представлении большего значения, чем он для человеческого рода имеет в самой природе.
3. Впечатления от важнейших предметов усиливай и уясняй путем более близкого знакомства с ними в процессе изучения и их восприятия различными чувствами. Для этой конечной цели прежде всего познай закон физического механизма, который относительную силу всех воздействий ставит в зависимость как от близости или отдаленности каждого предмета, воздействующего на твои чувства, так и от самих твоих чувств. Никогда не забывай, что от этой близости или отдаленности в очень сильной степени в каждом отдельном случае зависит все положительное в твоих взглядах, в твоем профессиональном образовании и даже в твоей добродетели.
4. Считай все действия физической природы безусловно необходимыми и эту необходимость рассматривай как результат искусства, с которым природа для достижения своей цели соединяет между собой посредством симметрии кажущиеся разнородными элементы ее материи; заставь искусство, которым ты в процессе обучения воздействуешь на людей, таким же образом сделать физически необходимыми результаты, которых оно добивается так, что во всей твоей деятельности средства, даже кажущиеся очень разнородными, служат для достижения все той же главной цели.
5. Но богатство и разнообразие воздействующих на человека явлений природы и сферы их действия (Reiz und Spielraum) служат причиной того, что результаты физической необходимости носят на себе печать свободы и самостоятельности. Действуй и ты так, чтобы результаты формирования умений и приобретения знаний, которые уже стали физической необходимостью, благодаря богатству и разнообразию средств воздействия и области их применения носили бы на себе печать свободы и самостоятельности.
Все эти законы, которым подчинено развитие человеческой природы, во всем их объеме вращаются вокруг одного центра — они вращаются вокруг центра всего нашего бытия, а им являемся мы сами.
Друг! Все, что я собой представляю, все, что хочу, и все, что я должен сделать, исходит от меня самого. Почему же мое познание не должно исходить также от меня самого?

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +