Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогическое наследие И. Г. Песталоцци (продолжение)


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В целях облегчения и упорядочения наблюдений ребенка над сложным миром Песталоцци предлагал выделять простейшие элементы, выражающие общие основные для всех предметов свойства. Такими простейшими элементами, которые должны служить исходным моментом всякого обучения, ему представились число, форма и название предметов, обозначаемое при помощи слова («Как Гертруда учит своих детей», письмо шестое). Таким образом, под элементарным умственным образованием Песталоцци имел в виду не любое обучение, представляемое ребенку в начальной школе, а такое первоначальное обучение, которое осуществляется путем выделения в процессе ознакомления учащихся с предметами простейших элементов для наблюдения.
В своем стремлении дойти до наипростейших начал обучения Песталоцци разлагал число, форму и слова, в свою очередь, на их составные элементы. Простейшим элементом числа он считал единицу; формы - прямую линию, слова - звук.
Отправляясь от элементов, он считал необходимым вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения применим в ряде случаев, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер неправомерна. В обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.
Наряду с требованиями, касающимися наглядности и элементарности обучения, теория умственного элементарного образования содержит и ряд других ценных дидактических указаний. Песталоцци справедливо настаивал на том, чтобы процесс обучения был построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для этого следует глубоко изучать детскую психологию.
Большую роль в том, чтобы обеспечить сознательное усвоение знаний детьми, Песталоцци отводил также возбуждению у них интереса к учению. Умение его вызвать и поддержать, как правильно отмечал выдающийся педагог, в основном определяется качеством преподавания. Песталоцци считал необходимым, чтобы учитель умел организовать в процессе обучения постепенный и последовательный переход детей от близкого к далекому, от легкого к трудному, от простого к сложному. Он требовал, чтобы в обучении осуществлялась непрерывность, т. е. строгая последовательность, при которой новые знания, приобретенные учащимися, были бы небольшим добавлением к прежним, ими уже хорошо усвоенным. Соблюдение подобной последовательности, утверждал Песталоцци, способствует основательному усвоению знаний детьми, предохраняет их от недостаточно продуманных скороспелых суждений, которые он образно сравнивал с упавшим с дерева ранее срока плодом.
Исходя из установленных им общедидактических положений, Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей. Если Коменский впервые поставил вопрос о том, чтобы «естественная воспитательница» - мать - могла осуществлять дошкольное воспитание ребенка, то Песталоцци пошел дальше, стремясь настолько упростить методику первоначального обучения, чтобы ею с успехом мог пользоваться не только учитель начальной школы, но и любая мать-крестьянка при занятиях со своим ребенком. Следует отметить еще одну сторону упомянутого опыта Песталоцци, основы которого были заложены им во время руководства приютом в Станце в конце 1798 - первой половине 1799 г. Как уже отмечалось, он не имел здесь помощников - воспитателей и учителей. Даже жена не смогла оказать ему помощи из-за болезни. На плечи одного Песталоцци легли заботы о воспитании и обучении значительного числа детей разного возраста и разного уровня знаний (многие воспитанники не знали даже азбуки). В этих условиях он оказался вынужденным пойти на привлечение старших детей к обучению младших. Этот опыт оказался весьма удачным: старшие дети обучали своих товарищей тому, что сами знали и умели, оказывая тем самым большую помощь Песталоцци. Как свидетельствует он сам, именно этот опыт натолкнул его на мысль о необходимости так упростить средства обучения, чтобы ими мог пользоваться любой человек. Во время этих занятий ему удалось также убедиться в том, что следует до тех пор задерживать детей на усвоении основ знаний, пока они ими полностью не овладеют. В связи с этим в «Письме другу о пребывании в Станце» говорилось: «Моим твердым принципом было доводить до совершенства даже самое незначительное, изучаемое детьми, никогда и ни в чем не возвращаться вспять...»
Ввиду того что многие современники Песталоцци не отдавали себе достаточно ясного отчета в коренном отличии его опыта от Белл-Ланкастерской системы, он был вынужден резко отмежеваться от нее. Однако и в более позднее время некоторые западноевропейские и русские педагоги отождествляли взаимное обучение в опыте Песталоцци с системой Белла и Ланкастера. Подобная точка зрения абсолютно неправомерна. Н. К. Крупская не прошла мимо этого вопроса. Она отмечала, что Белл-Ланкастерская система была совершенно чужда Песталоцци, так как она всецело построена на механическом зазубривании молитв и первых начатков грамотности. Народу, по глубокому убеждению Песталоцци, нужна совсем не такая школа. «Песталоцци очень отрицательно относился к ланкастерским школам и называл их «грязью». Он хотел для народа совсем других школ, которые давали бы ребенку всестороннее развитие, подготовляли бы его к жизни, к труду». Взаимное обучение в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях подчинялось целям и задачам развивающего школьного обучения. В книге «Как Гертруда учит своих детей» мысль о связи упрощения методов первоначального обучения и взаимопомощи учащихся с реализацией целей и задач развивающего школьного обучения была выражена достаточно четко: «Дети обучали детей. Они пытались исполнять то, что я велел им делать, и сами находили для этого разнообразные средства; эта многосторонняя развивающаяся самодеятельность в начале учения значительно содействовала возникновению и укреплению того убеждения, чтобы истинное развивающее обучение извлекалось из самих детей и в них само возникало». Данное высказывание объясняет, почему швейцарский педагог считал целесообразным привлекать старших и более подготовленных детей к обучению их товарищей не только в особых условиях приюта в Станце, но и в другой обстановке - в среднем учебном заведении в годы руководства Бургдорфским институтом.
Обосновывая свои требования к постановке изучения родного языка, Песталоцци широко раскрывает его социальное, культурное и общепедагогичоское значение. Овладение детьми родной речью предшествует у Песталоцци обучению их арифметике, поскольку язык, согласно данной им очень емкой характеристике, «...является воспроизведением всех впечатлений, которые природа во всем ее объеме произвела на род человеческий... Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Он высказывает глубокую мысль о том, что, изучая язык, «великое свидетельство древности обо всем существующем», дети усваивают исторический опыт и культурные ценности народа. Его большая заслуга состоит также в том, что им была раскрыта роль языка, речи в развитии логического мышления.
Рассматривая речь как искусство, Песталоцци считал необходимым развивать ее у детей планомерно, соблюдая определенную последовательность. Прежде чем научить ребенка читать, он стремился развить его устную речь. Песталоцци справедливо подчеркнул значение речи матери для развития речи ребенка. Но его утверждение, что это развитие может совершаться на основе механического подражания детьми речи матери, является неправомерным.
Когда в результате предварительных устных упражнений речь ребенка уже достаточно развита, Песталоцци считал возможным приступить к самому чтению и обучить его в строгой последовательности сначала азбуке, затем чтению слогов и наконец слов и связных предложений. По свидетельству очевидцев, воспитанники руководимых Песталоцци учебных заведений быстро и без особых затруднений овладевали процессом чтения, поскольку они были подготовлены к нему упражнениями в слушании и произнесении звуков. Он внес значительные улучшения в обучение детей чтению, предложив ряд приемов, которые способствовали переходу от господствовавшего в современных ему школах буквослагательного метода к звуковому.
В своих произведениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что развитие у ребенка способности к речи должно исходить из жизни и опираться на чувственный опыт. Поэтому он считал целесообразным знакомить детей с названиями предметов и важнейших явлений в области природоведения и географии, о которых они уже предварительно получили некоторое представление в процессе наблюдения. Таким путем он рассчитывал расширить круг их знаний об окружающем мире и пополнить их словарный запас. Затем им следует предоставить возможность упражняться в определении свойств предметов и научиться посредством речи правильно определять изменения в состоянии предметов в зависимости от числа, времени и обстоятельств, а также их взаимосвязь с другими предметами. С этой целью Песталоцци рекомендует ряд методических приемов. Разработанные им упражнения для одновременного развития речи и познавательных способностей детей имели целью научить описывать качества и свойства предметов, кратко определять их сущность, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содействовать выработке у детей умения выражать посредством речи результаты их мыслительной деятельности и вооружать их полезными для жизни знаниями. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков. Однако бесспорно педагогически ценным и плодотворным является стремление Песталоцци выработать у ребенка грамматически правильную речь в связи с расширением круга его представлений о реальном мире и развитием мышления. Ценным вкладом в теорию и практику начальной школы является также его попытка создать такую систему обучения языку, при которой ребенок, исходя из его простейших элементов (из звуков и их сочетаний в слогах), постепенно и последовательно приобщается к более сложным конструкциям, свойственным развитой речи. При этом он, по замыслу Песталоцци, одновременно расширяет и уточняет свои понятия об окружающем мире и развивает свое мышление.
Много нового для своего времени сделал Песталоцци и в области изучения детьми формы предметов, которую они познают в процессе измерения (геометрия), рисования и письма. Исходным моментом при изучении формы у него служит прямая линия. После того как дети основательно познакомятся со свойствами прямой линии в различных ее положениях (горизонтальном, вертикальном и т. д.), Песталоцци считал необходимым дать в последовательном порядке представления сначала о параллельных линиях, углах, образуемых двумя прямыми линиями, квадрате и делении его на части, а затем уже о кривых линиях и ограниченных ими фигурах (круг, овал).
Рисование Песталоцци рассматривал как основу для занятий детей письмом. Он выдвинул не утерявшее своего значения и для нашего времени требование, чтобы дети предварительно упражняли свою руку в изображении элементов букв и уже затем переходили к написанию самих букв и слов. До того как дети научатся обращаться с пером, Песталоцци рекомендовал, чтобы они писали грифелем на аспидных досках, с которых легко стирать; Песталоцци не изобрел эти доски, но благодаря ему они внедрились в школьную практику.
Однако методика изучения формы, предложенная Песталоцци, имела и существенные недостатки. При обучении детей измерению он не использовал объемные тела, а ориентировал их только на одни плоские фигуры (квадрат). Сводя рисование к изображению геометрических фигур, Песталоцци исключал свободное рисование; между тем оно способствует стимулированию детского творчества. Но, несмотря на свои недостатки, его методика изучения формы стимулировала развитие способности к наблюдению и сопоставлению. В этом смысле он называл свою методику «азбукой наблюдения» и говорило том, что, согласно данному методу, способность к измерению является «простым результатом наблюдения». Несомненно положительной оценки заслуживает стремление Песталоцци развить в процессе изучения детьми формы их наблюдательность, учить их выявлять путем измерения линий и геометрических фигур и их последующего изображения основные пространственные свойства предметов, вырабатывать правильные суждения о них. Песталоцци принадлежала мысль о введении в начальную школу элементов геометрии в качестве особого учебного предмета.
Изучение детьми формы Песталоцци неразрывно связывал с обучением их счету. Так, деление квадрата на части использовалось им не только для того, чтобы научить детей измерять, но и с целью помочь им понять соотношение целого и его частей и таким наглядным путем усвоить дроби. Простейшим элементом числа Песталоцци считал единицу. Путем последовательного прибавления и убавления единицы он стремился создать в сознании ребенка правильное понятие о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы.
Обучение арифметике, которое во времена Песталоцци сводилось к механическому запоминанию учащимися чисел и заучиванию ими правил, он стремился построить на основе широкого применения наглядности и развития у детей сознательности и активности. Песталоцци предлагал, чтобы дети производили арифметические действия на предметах: камешках, горошинках, палочках и т. д. Таким путем он хотел добиться у них отчетливых представлений о числовых соотношениях и научить без затруднения считать в пределах первого десятка.
Для обучения арифметике в начальной школе Песталоцци создал специальный дидактический материал - три таблицы, где при помощи штрихов были изображены целые числа (от 1 до 100) и квадраты, разделенные на части (для изучения дробей). Кроме того, его последователи ввели в школьную практику арифметический ящик, который применяется и в настоящее время.
Посетители учебных заведений, которыми руководил Песталоцци, единодушно отмечали хорошую постановку в них математических дисциплин. Учащиеся восьми - десяти лет прекрасно считали в уме и решали сложные для их возраста задачи, не прибегая к обозначению чисел цифрами и каким-либо записям.
Вместе с тем методике обучения счету, разработанной Песталоцци, присущи и серьезные недостатки: учащиеся долго не знакомились с цифрами, им не давались своевременно письменные упражнения, что приводило к искусственному их отрыву от устных вычислений, и т. д. Но эти недостатки ни в коей мере не умаляют его заслуг. Благодаря созданной им методике изучения арифметики дети на основе личного опыта получают понятие о числе, которое упорядочивается и уточняется в процессе обучения. Ему принадлежит заслуга создания помимо названной уже выше «Книги матерей...», одной из задач которой было содействовать упорядочению первоначальных математических представлений, специальных элементарных книг для обучения детей измерению и арифметике: «Азбуки наглядности или наглядного учения об измерении» (1803) и «Наглядного учения о числе» (1803-1804).
Верный основному принципу своей теории, что природные силы детей развиваются в процессе их активной деятельности, Песталоцци и в данном случае предлагал формировать способности ребенка к мышлению посредством упражнений в правильном сопоставлении и сравнении предметов чувственного восприятия. Он всегда указывал на те большие возможности для развития логического мышления, которые могут предоставить занятия детей «числом» и «формой», если занятия строятся на природосообразной основе. Его заслуги в области обучения счету так велики, что мы можем рассматривать Песталоцци как одного из основоположников современной методики обучения арифметике.
Таким образом, разрабатывая теорию элементарного образования, Песталоцци положил начало концепции формального образования: «Развитие способностей,- утверждал он,- это то, к чему мы стремимся в первую очередь; мы всегда используем те предметы, которым мы обучаем, больше как средство духовного развития, чем как средство приобретения знаний». Сторонники теории формального образования считали основной задачей обучения развитие у учащихся внимания, памяти, мышления и других психических функций. Они подчиняли этому развитию способностей детей задачу вооружения их знаниями, которую защитники теории материального образования выдвигали на первый план. Между тем обе эти задачи являются едиными и неразрывно связанными друг с другом. Но уровень философских и психологических знаний того времени не дал возможности Песталоцци последовательно до конца разрешить диалектическое противоречие между знанием и развитием. С этим связаны упомянутые выше слабые стороны «метода» Песталоцци. Однако не следует забывать, что теория формального образования во времена Песталоцци была новаторской, прогрессивной. Она наносила удар по старому, средневековому представлению об обучении как пассивному усвоению учащимися знаний, изложенных учителем.
При всех недостатках, присущих теории элементарного образования Песталоцци в ее интеллектуальном аспекте, следует иметь в виду, что она имела целью придать обучению подлинно развивающий характер: дело не только в том, чтобы дать ребенку сумму знаний, а в том, чтобы развить его ум, способность самостоятельно решать вопросы, которые возникают в процессе познания, развить все его внутренние силы. «Единственной задачей метода,- по словам Песталоцци,- является развитие этих сил, а упражнения, применяемые методом, являются не чем иным, как систематизированным на психологической основе рядом средств возбудить эти силы в их исходном состоянии, руководить их ростом, укреплять их и в конце концов довести до зрелости». Через все его произведения проходит обогатившая педагогическую науку мысль о том, что обучение призвано возбудить активность учащихся, стимулировать развитие их задатков и творческих сил, формировать необходимые умения и внутреннюю потребность самостоятельно приобретать знания. Гениальный мыслитель и педагог-практик, он прекрасно сознавал, что разработанная им система развивающих упражнений далека от совершенства и является только подступом к решению поставленной им задачи. Об этом красноречиво свидетельствует последнее произведение Песталоцци «Лебединая песня», где он пишет: «С этим делом действительно еще не покончено, оно несомненно требует серьезного испытания, и совсем не ради меня и не ради моей просьбы». Разрабатывая идею элементарного образования и стремясь максимально упростить средства ее осуществления, автор старался приблизить «эту высокую идею» (элементарного образования и всестороннего развития) «к жилищам народа».
Стремясь обеспечить в процессе воспитания целостное, гармоническое развитие подрастающего поколения, Песталоцци придавал особенное значение нравственному воспитанию. Это вытекало из всей его социально-педагогической концепции. Он ставил перед народной школой важные социальные задачи: обеспечить детей обнищавших крестьян жизненно необходимыми знаниями, научить их умело и продуктивно работать, воспитать в них трудолюбие, бережливость, уважение к человеческому достоинству, стремление к взаимопомощи и другие положительные нравственные качества. Установка на ведущую роль нравственного воспитания в осуществлении общей цели воспитания - «формирования истинной человечности» звучит лейтмотивом в произведениях Песталоцци, выражая гуманистическую направленность его педагогических идей.
Песталоцци указывал на те положительные воспитательные возможности, которые таятся в самой общественной среде трудового народа. Но он не мог допустить, чтобы реализация этих возможностей была предоставлена на волю случая. Нравственное воспитание детей, по его глубокому убеждению, может быть эффективным лишь в том случае, если оно имеет целенаправленный характер и осуществляется планомерно начиная с самого раннего возраста. Это необычайно важное указание, встречающееся уже в ранних произведениях, развивается им в работах, написанных в Ивердоне, таких, как «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «Что дает метод уму и сердцу», «О народном образовании и индустрии», и в ряде других. В них выдвигалось ценное в теоретическом и практическом отношении положение о том, что воспитание и обучение должны осуществляться в самой неразрывной связи. В противном случае одностороннее развитие у детей их умственных способностей может привести к тому, что они вырастут черствыми и эгоистичными людьми, лишенными прочных моральных устоев.
Природа человека представляет собой единое целое, и следовательно, между развитием его ума и формированием нравственных сил должно существовать самое тесное взаимодействие. Другой аргумент, выдвинутый в пользу внутреннего единства умственного и нравственного элементарного образования, состоял в том, что они не только сообща направлены на достижение общей цели воспитания, но и строятся на одних и тех же основах, следуют по одному и тому же пути. «Идея элементарного образования,- подчеркивалось в «Лебединой песне»,-признает внутреннее единство всех человеческих сил... Убежденность в том, что единство человеческой природы требует средств развития и формирования всех наших сил и задатков, вменяет величайшую заботу о тесном единении средств нравственного и умственного развития человека в обязанность идее элементарного образования».
Основными задачами элементарного нравственного образования Песталоцци считал: развитие у детей высоких моральных чувств, выработку у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, стойких моральных убеждений.
С материалистических, по существу, позиций и с гениальной простотой Песталоцци открывает первоисточник гуманистических чувств человека .Первым ростком нравственности, ее исходным моментом, простейшим элементом является естественно возникающее уже в раннюю пору жизни у ребенка чувство доверия, любви по отношению к самому близкому ему существу - матери, которая удовлетворяет его насущные жизненные потребности: утоляет его голод и жажду, укрывает его от холода и т. д.
Пути и средства осуществления нравственного элементарного образования представлялись Песталоцци следующим образом: при помощи воспитания предлагалось постепенно все более и более расширять круг, в который входят объекты детской любви. Сначала перенести любовь ребенка с матери на отца, затем на непосредственно окружающих его людей: на сестер, братьев, на учителя и школьных товарищей. Отправляясь в своей любви от близкого ему и медленно, но неуклонно продвигаясь к более далекому, ребенок на определенном этапе своего развития начинает питать любовь к своему народу, наконец ко всему человечеству. Без такой нравственной воспитанности «немыслима гармония наших сил, немыслим внутренний мир ни с самим собой, ни с людьми». Песталоцци, не понимавшему причину и сущность современных ему классовых противоречий, человечество представлялось единым целым. Но стремление выработать у детей «истинную человечность» и «деятельную любовь к людям», в первую очередь к бедным и угнетенным, ярко свидетельствует об его гуманизме и демократизме.
Песталоцци считал недопустимым использовать в моральном воспитании многословные проповеди и заучивание детьми наизусть непонятных им религиозных текстов, посвященных «добродетели». О том, насколько человек воспитан в нравственном отношении, замечал Песталоцци, следует судить не по его умению произносить громкие слова о морали, а по реальным делам.
Первоначальное естественное чувство, пробудившееся у ребенка по отношению к его матери, должно явиться основой для выработки нравственных привычек, которым придавалось большое значение: эти привычки следует, в свою очередь, использовать для формирования у детей нравственных навыков, составляющих фундамент их нравственного характера. Для воспитания такого характера необходимо, как полагал Песталоцци, научить ребенка владеть собой, уметь в некоторых случаях превозмочь непосредственно возникающие чувственные желания во имя стремления достигнуть высокие нравственные цели. В результате все поведение ребенка должно быть подчинено нравственным требованиям и находиться в соответствии с развивающимся у него в процессе воспитания нравственным сознанием. В этом смысле Песталоцци говорил о том, что разум и добрая воля воспитанника получают власть над его телом.
Всю систему нравственного элементарного образования, как и всего воспитания в целом, предлагалось строить на началах развития активности самого ребенка.
Основы для всего последующего природосообразного нравственного развития ребенка Песталоцци считал необходимым заложить еще в семье, которую он образно именовал святилищем храма нравственной природы человека. Благодаря таким присущим природе человека чувствам, как материнское и отцовское, с одной стороны, и любви ребенка к родителям - с другой, в семье возникает особое «душевное состояние», благоприятствующее возникновению и развитию лучших нравственных качеств. Семья, где, по словам Песталоцци, сконцентрированы и материал и средства элементарной идеи, проявляет высочайшую заботу об объединении этих средств в ребенке начиная с младенческого возраста.
Отдавая дань религиозному мировоззрению, Песталоцци связывал нравственное воспитание в семье с религиозным. Однако он видел в религии прежде всего воплощение моральных ценностей, горячо выступая против догматической религии, ханжества и внешней обрядности, бичевал духовенство за то, что оно стоит на страже интересов власть имущих, используя религию как орудие дающее им возможность безнаказанно угнетать народ.
Педагог понимал, что школьное воспитание сможет быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным, строиться подобно ему на природосообразной основе.
Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников - вот те начала, которые педагог-гуманист считал необходимым воплотить в жизнь в тех учреждениях, которыми он руководил. Песталоцци горячо восставал против господствовавшего во многих современных ему школах показного порядка и авторитарного режима, который держится на излишней регламентации и насилии над ребенком. Ярким примером возможности принципиально иной организации отношений между воспитателем и воспитанниками, а также воспитанников друг к другу стал приют в Станце. Вся практическая педагогическая деятельность Песталоцци и его теоретические выступления убедительно доказывали, что успешное нравственное воспитание немыслимо без повседневной организации поведения, стимулирующего выработку положительных черт характера на основе самодеятельности и активности ребенка. Он требовал, чтобы в общественных воспитательных заведениях соблюдался определенный разумный и доведенный до сознания детей порядок, который бы преимущественно поддерживался средствами нравственного убеждения. Опыт руководства приютами в Нейгофе и Станце убедил Песталоцци, что непременным условием такой нравственно направленной деятельности является четко поставленная педагогом и осознанная детьми цель, которая должна составить перспективу их стремлений на пуги нравственного совершенствования. Из его произведений видно, что она соответствовала обстоятельствам и условиям жизни детей крестьянской бедноты, с одной стороны, и гуманистическим стремлениям педагога-демократа - с другой.
Важную роль в нравственном развитии детей, как указывал Песталоцци, играет выполнение ими начиная с раннего возраста посильных видов домашнего труда, что одновременно возбуждает как их физические, так и духовные силы. На близких, доступных пониманию маленького ребенка примерах мать призвана способствовать выработке его первоначальных нравственных представлений, разъяснять ему по мере возможности нравственные отношения, с которыми он сталкивается в своем непосредственном окружении. Пример добродетельной и трудолюбивой матери, как справедливо полагал Песталоцци, является одним из важнейших факторов, способствующих правильному нравственному развитию детей, ибо «...наличие живого примера и практического опыта возбуждает внимание и интерес всего круга лиц, сближающегося с ними». В его педагогической деятельности этот прием широко применялся для возбуждения самодеятельности ребенка в нравственном воспитании, «когда разум убежден примером, а сердце смягчено... и возвышено радостью от возможности... содействовать осуществлению каждой хорошей цели».
Одним из действенных средств нравственного элементарного образования, разработанных Песталоцци, являются «упражнения в добродетели», в частности участие детей в добрых и полезных делах, которое нередко требует с их стороны проявления воли, самообладания и выдержки. Упражнения в добродетели он предлагал начинать еще в семье, а затем продолжать в учебно-воспитательных заведениях. Как им применялись такие упражнения, может показать один пример. Когда сгорело селение Альтдорф, находящееся недалеко от Станца, и много детей осталось без крова и пищи, Песталоцци предложил воспитанникам возглавляемого им приюта принять в него погорельцев. Он предупредил детей, что им придется в этом случае поделиться с вновь прибывшими всем тем, что они имеют, пойти на некоторые лишения. И тем не менее воспитанники не поколебались в принятом ими решении. Такой воспитательный прием Песталоцци считал целесообразным применять систематически. Упражнения в нравственных поступках, как их понимал и применял Песталоцци, представляли собой не искусственные упражнения в воспроизведении моральных предписаний катехизиса, но выражались в нравственной деятельности детей, вытекающей из обстоятельств непосредственной жизни.
На основе многолетнего опыта и теоретических размышлений Песталоцци высказал глубокую уверенность в необходимости стремиться к тому, чтобы успехи детей в нравственном воспитании «шли впереди средств, формирующих способность мышления». Только в этом случае нравственное воспитание вырабатывает у детей иммунитет к вредным для них влияниям, «предупреждает проникновение зла в душу ребенка и само возникновение влечения к злу».
Теоретическое обобщение своей опытно-педагогической работы позволило Песталоцци убедительно показать решающее значение гуманно направленного воспитания в формировании полноценной человеческой личности. Он обогатил также теорию и практику воспитания положениями о необходимости постановки перед детьми ясной и привлекательной для них цели, квторую они способны достигнуть в результате полученного ими воспитания, о труде как факторе нравственного воспитания, о формировании нравственных привычек и т. д. Указанные аспекты его теории получили выражение в следующей формулировке: «Все элементарное нравственное образование покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...».
Песталоцци были присущи оптимизм, глубокая уверенность в том, что дети, принадлежащие к «низам человечества», не будут подавлены неблагоприятными для их нравственного развития условиями существования. Напротив, сами эти условия помогут им закалиться и в борьбе с жизненными трудностями выработать в себе положительные нравственные качества. Он считал необходимым направить развитие положительных качеств ребенка, стихийно возникших под воздействием среды, в должное русло, подчинить их высоким нравственным целям. Как одна из величайших педагогических заповедей, звучит призыв Песталоцци: «Величайшее искусство человеческого образования неразрывно связано с великим делом воспитания».
Решающее значение Песталоцци придавал хорошему выполнению учителем его воспитательных функций. Он был глубоко убежден, что хороший учитель не может сводить свое призвание к одному только делу - обучать, и стремился к тому, чтобы весь педагогический коллектив руководимого им учреждения систематически вел воспитательную работу с детьми. Песталоцци считал необходимым, чтобы учитель брал на себя постоянную работу в определенной группе учащихся; ел с ними за одним столом, ночевал в одной спальне, принимал участие в их играх и, находясь со своими воспитанниками в таком тесном контакте, приучал их к соблюдению порядка, чистоты, к организованности. Песталоцци среди детей сам становился ребячливым, охотно участвовал в их играх и развлечениях, вносил в них оживление, искреннее веселье. Если кто-нибудь из воспитанников не принимал участия в общих играх, Песталоцци был встревожен его физическим и моральным состоянием и всячески пытался его развлечь. Помимо искренней любви к детям, без которой он не считал возможным добиться успеха в воспитании, Песталоцци высоко ценил в учителе такие качества, как находчивость, жизнерадостность, непосредственность, скромность, нравственную чистоту. Он полагал, что именно эти качества способны помочь учителю завоевать симпатии детей, пользоваться с их стороны заслуженной любовью и уважением. Только при этом условии учитель будет в состоянии всем своим обликом и поведением служить достойным примером для детей. Профессиональные знания и умения рассматривались во взаимосвязи с нравственными качествами личности учителя, в первую очередь с его любовью к детям, так как, утверждал Песталоцци, задачи развивающего школьного обучения немыслимо реализовать без наличия благотворной силы любви, которая опять-таки тесно связана со стремлением к познанию.
Деятельность воспитателя Песталоцци рассматривал как деятельность творческую и решительно возражал против применения в ней рутинных и однообразных приемов. К ответственному делу формирования человека, по образному выражению Песталоцци, не должны быть допущены «ремесленники от воспитания». В семинариях, которые были организованы при Бургдорфском и Ивердон-ском институтах, Песталоцци стремился вооружить учителей своим «методом», убедить их в необходимости глубоко изучать особенности детей и творчески развивать на основе этого изучения их умственные, физические и нравственные силы. Обращаясь к своим соратникам по Ивердонскому институту, он убеждал их в том, «...что искусство воспитания должно во всех его частях быть поднятым до уровня науки, исходящей из глубоких знаний человеческой природы и основывающейся на них».
Выдвигая требование о гармоническом развитии всех сил и способностей ребенка, Песталоцци широко ставил вопрос о значении его правильного физического воспитания. Этой проблеме уделено внимание во многих его произведениях: педагогическом романе «Лингард и Гертруда» и сочинениях «Как Гертруда учит своих детей», «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода», «Цель и план воспитательного учреждения для бедных» и некоторых других. Особое значение имеет специальная работа, в которой изложены принципиальные положения в отношении элементарного физического воспитания и освещена его постановка в Ивердонском институте,- «О физическом воспитании как основе опыта построения элементарной гимнастики, содержащей последовательный ряд физических упражнений» (1807).
В названных произведениях подвергалось резкой критике физическое воспитание того времени и высказывалась глубокая озабоченность в отношении неудовлетворительного состояния физического развития народа. Отмечалось, что в высшем обществе уделяется немалое внимание выработке внешнего лоска и тренировке лишь отдельных физических умений (в танцах, фехтовании и т. д.). Но совершенно не заботятся при этом о многостороннем, природосообразном развитии физических сил личности. Эти результаты частично компенсируются материальным благосостоянием лиц привилегированных классов, дающем им возможность заботиться о здоровье, несмотря на свое одностороннее физическое развитие. Совершенно по-иному обстоит дело с физическим состоянием народа. Педагог-демократ не мог, разумеется, остаться равнодушным и бил тревогу по поводу нависшей над трудящимися массами угрозы физической деградации. Этот процесс был вызван нищетой, беспощадной эксплуатацией детского и женского труда, изнурительным трудом на предприятиях ранней стадии капиталистического развития с характерным для них узким разделением труда. Подобное нарушение равновесия развития физических сил ведет в результате к появлению «породы слабых и односторонне развитых людей». Многое из написанного по этому поводу в сочинениях Песталоцци звучит как обвинительный документ, обличающий эпоху начавшегося господства капитала, например: «Голод, нищета и никуда не годные школы - это еще не все, что гложет кости бедняков в нашей стране, пожирает его плоть и кровь. Индустрия в том виде, в каком она существует... наносит еще больший вред физическому состоянию народа... Ты до самой старости останешься голодным нищим. Ты не умеешь делать ничего, кроме того, чему тебя выучили. Ты пожертвовал своей общей физической силой и общим физическим развитием ради одностороннего и парализующего тебя навыка и того мнимого заработка, который он дает тебе».
Как гуманист-просветитель, Песталоцци возлагал свои надежды на то, что должным образом поставленное элементарное физическое образование детей из народа могло бы явиться некоторым противовесом того ущерба, который наносится их организму односторонним разделением труда на мануфактурах, и сыграть положительную роль в оздоровлении народа. Между тем он должен был констатировать, что современные ему народные школы не только не способствовали успешному физическому развитию детей, но еще со своей стороны причиняли им несомненный вред, подавляя естественное стремление учащихся к движению. Без пищи для ума и сердца ученики народных школ не имеют права даже пошевелиться без особого на то разрешения. Так власти с помощью учителей, по замечанию Песталоцци, приводят учащихся «...в такое состояние инертности и оцепенения, которое в наше бездушное время считается самым лучшим и единственно желательным и осуществимым для народа». Он настоятельно требовал, чтобы с подобным недопустимым явлением было покончено и с ранних лет жизни ребенка планомерно осуществлялось его элементарное физическое образование, на которое им возлагались большие надежды в деле оздоровления народа. Это образование должно строиться на природосообразных началах; отправляясь от самого ребенка и его многообразных физических задатков, оно призвано стимулировать их гармоническое развитие, обеспечивать общий подъем физических сил. Получив такое элементарное физическое образование, ребенок не будет виртуозно владеть каким-либо одним умением (ловко орудовать иглой и ножницами или же, напротив, фехтовать, танцевать и т. д.), но зато сможет уверенно и разносторонне владеть своим телом. Исходя из того что природа ребенка представляет органическое единство его физических и духовных сил, Песталоцци требовал, чтобы эти силы развивались во взаимодействии. Этой цели служит взаимосвязь физического, умственного и нравственного воспитания.
Как же представлял себе Песталоцци пути осуществления физического элементарного образования? Исходные моменты и элементы гимнастики, по мысли Песталоцци, представляют собой не что иное, как способность к движению в суставах ребенка и возможность произвольно выполнять эти движения. Песталоцци делает вывод, что в основу элементарного физического образования следует положить упражнения суставов, которые обеспечивают возможность естественных движений ребенка. Благодаря этим упражнениям его первоначально беспорядочные движения приобретают целенаправленный характер. Такие упражнения по существу имеют место в каждой семье, когда мать, руководствуясь инстинктом, постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. При этом она сначала держит его за обе руки, затем за одну и наконец протягиват ему только палец. Эта естественная домашняя гимнастика, как ее именует Песталоцци, не только развивает физические силы ребенка, но в то же время способствует его умственному и нравственному росту.
На основе «естественной домашней гимнастики» Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики». Она состоит из последовательного ряда естественных движений, которые делают дети, когда ходят, едят, пьют, поднимают что-либо, т. е. из движений, производимых ими в повседневной жизни и в процессе трудовой деятельности. В «Памятной записке парижским друзьям о сущности и цели метода», «Памятной записке о семинарии в кантоне Во», статье «О физическом воспитании...» указывалось, что последовательно расположенный и неразрывно связанный ряд движений, ведущий от простого к сложному, должен дать школе психологически обоснованное средство пробуждать и оживлять все физические задатки и силы ребенка, содействуя последовательности и гармоничности их развития. Следовательно, выполнение элементарных гимнастических упражнений вплоть до полного овладения физическими навыками и достижения свободы всех доступных человеческому телу движений цо самому существу своему не только ведет опять в область умственного и нравственного образования: оно находится в гармонии с умственным и нравственным воспитанием детей. Подчеркивая эту взаимосвязь целей и задач развивающего школьного обучения, Песталоцци писал, что состояние полной самостоятельности, к которому стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется в трех направлениях: «В нравственном отношении это самодеятельность любви, в умственном - самодеятельность мышления, в физическом - самодеятельность тела».
В содержание физического элементарного образования детей Песталоцци включал развитие их органов чувств. Поэтому гимнастические упражнения в Ивердонском институте сочетались с занятиями музыкой, пением, рисованием. Широкое применение в этом учебном заведении получили игры, различные виды спорта, военные занятия, экскурсии, туристские походы по Швейцарии. Его несомненной заслугой в области физического воспитания является и то, что он был инициатором введения гимнастики в школу в качестве особого учебного предмета. Анализ его идей о физическом элементарном образовании позволяет выявить лежащую в их основе ценную мысль о гармоническом развитии многообразных физических задатков ребенка.
Поскольку каждый вид производственных умений исходит из самого простого начального приема, трудовое обучение требует ряда последовательных упражнений, с помощью которых дети переходят от легчайшего к трудному, от трудного к высшей ступени овладения умением. «Все эти умения исходят из простейших приемов удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей. Эти упражнения должны быть глубоко изучены системой элементарного образования и использованы в качестве одного из средств этого метода».
Стремясь наилучшим образом подготовить детей трудящихся к предстоящей им деятельности, Песталоцци считал необходимым сочетать их обучение в народной школе с участием в сельском производительном труде, домоводстве и «индустрии», т. е. в современном ему мануфактурном производстве.
Взгляды педагога-демократа на трудовое воспитание и обучение, содержание и пути их осуществления развивались и углублялись в течение всей его жизни. Читатель уже имеет представление о генезисе подхода Песталоцци к этой проблеме в нейгофский период его деятельности и в годы, когда он в Станце возглавлял детские учреждения, существовавшие на государственные средства.
В начале XIX в., когда Песталоцци стал усиленно заниматься разработкой теории элементарного образования, он вновь на ее основе подошел и к решению проблемы трудового воспитания. В это время в результате промышленного переворота произошли несомненные сдвиги в развитии производства во многих европейских странах, в том числе и в Швейцарии. Правда, переход к машинной технике в ней начался только с середины первого десятилетия XIX в. и господствующей формой производства на рубеже XVIII-XIX вв. еще продолжала оставаться мануфактура. Но в своих высказываниях о подготовке к работе в «индустрии», относящихся к этому времени, Песталоцци в известной мере сумел отразить те элементы нового, которые медленно, но верно пробивали себе путь на его родине.
Он подверг справедливой критике современную ему узкую профессиональную подготовку детей трудящихся, которая сводилась к выработке у них односторонних умений. Песталоцци выдвинул требование об особом «элементарном образовании для индустрии», которое должно осуществляться на прочной основе физического, умственного и нравственного элементарного образования. Выдающийся педагог указывал, что успешная работа в «индустрии» требует от будущего рабочего способности мыслить, умения считать, рисовать, измерять, наличия выносливости, привычки к порядку, чистоте и т. д. Поэтому он подчеркивал необходимость установления гармонии между общими требованиями физического, умственного и нравственного воспитания, с одной стороны, и профессиональной подготовкой («образованием для индустрии») - с другой.
Кроме общего развития, знаний и умений, дающих молодежи возможность усвоить внутреннюю сущность промышленного производства, Песталоцци считал необходимым вооружить ее еще элементарными приемами промышленного труда, которые он именовал внешними приемами промышленного производства. Для их усвоения он предлагал «специальную гимнастику, готовящую к индустрии» - последовательные ряды непрерывных и постоянно развивающих упражнений. Цель этой производственной гимнастики, построенной на базе школьной элементарной гимнастики,- способствовать овладению будущими рабочими общей культурой труда и теми элементарными трудовыми приемами, которые составляют основу всех необходимых им впоследствии профессиональных умений.
Учитывая особенности современного ему мужского и женского промышленного труда, Песталоцци различал две разновидности этой специальной гимнастики. Первая предназначена для того, чтобы развить у мальчиков силу и ловкость движений всей руки; вторая - выработать у девочек проворство и гибкость кисти и пальцев. Поэтому при подготовке к тем отраслям промышленности, где в основном применяется мужской труд, Песталоцци предлагал использовать первый вид гимнастики; при подготовке же к более легкой работе, в тех отраслях производства, где преимущественно заняты женщины,- второй.
Песталоцци подчеркивал то глубокое различие, которое существует между тем, что, по его замыслу, должно представлять «подлинное образование для индустрии», и узкопрофессиональной подготовкой, являвшейся уделом трудящейся молодежи. Изолированное обучение отдельным разрозненным умениям приносит ей непоправимый вред. Согласно выдвинутому им демократическому требованию, ни один ребенок в стране не должен опасаться, что в результате односторонней специальной подготовки «приостановится его моральное и интеллектуальное развитие». Индустриальной деятельности, жертвующей во имя получения заработка целостным развитием человека, Песталоцци противопоставил свою идею неразрывной связи «образования для индустрии» со всем элементарным образованием в целом. «Элементарное образование, готовящее к индустрии,- заявил он,- делает всестороннее развитие человека задачей профессиональной подготовки». Песталоцци, таким образом, разработал важное социально-педагогическое требование, согласно которому профессиональное образование должно строиться на основе всесторонней общей подготовки. Со своей стороны, образование, готовящее к «индустрии», должно способствовать подъему всех физических сил, оказывать положительное влияние на умственное и нравственное развитие. Он был глубоко уверен в том, что подготовка молодежи к «индустрии», осуществляемая на базе элементарного умственного и нравственного образования, не может не дать прекрасных результатов. «Соединение этих средств,- по его убеждению,- должно в конечном счете привести к нравственному, экономическому и умственному развитию народа... Индустрия, представленная самой себе, никогда не станет тем, чем она станет, развиваясь по этому пути, а именно - прочным результатом применения к ней высших способностей человека». Так им формулируется очень важный вывод о том, что образование, готовящее к «индустрии», должно находиться в тесной связи со всем элементарным образованием в целом и способствовать всестороннему развитию человека. В этом плане оно рассматривается как «подлинное средство гуманизации промышленности».
Вопрос о возможности «гуманизировать промышленность», поднятый в свое время Песталоцци, очень интересен и особенно актуален в наши дни. Правда, он утопически мечтал реализовать эту идею применительно к современной ему промышленности, вступившей на путь капиталистического развития. Между тем лишь в условиях социализма создаются действительные условия для «гуманизации техники» и осуществления всестороннего развития личности. Но и сегодня актуальны положения Песталоцци о содержании и путях осуществления образования для «индустрии», призванного формировать у будущего рабочего способность мыслить, вырабатывать у него умения считать, рисовать, измерять, приучать его к выносливости, порядку, чистоте и т. д.
Песталоцци так и не удалось осуществить задуманный им эксперимент - создать проверенную на практике систему специальной производственной гимнастики, готовящей к работе в «индустрии». Для этого была необходима экспериментальная база, а все его попытки создать школу для бедных детей, где бы он мог проводить необходимые для указанной цели опыты, так и не увенчались успехом. Тем не менее новаторские мысли педагога-демократа о многосторонней подготовке детей из народа к предстоящей им трудовой деятельности являются несомненно очень ценными. Н. К. Крупская, с большим вниманием изучавшая произведения Песталоцци, главным образом нейгофского периода его деятельности, в условном смысле слова характеризовала его идеи как идеи «ремесленного политехнизма». Она имела при этом в виду, что основная идея политехнизма - «это найти общее в различных видах, процессах труда, помочь подростку, юноше, девушке овладеть этим общим и тем самым облегчить ему подход к любому труду, помочь осмыслить любой труд».
Не подлежит сомнению, что в работах педагога-демократа, в особенности в статьях, посвященных «образованию для индустрии», содержится ряд не утерявших своего значения для нашего времени высказываний об овладении молодежью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приемами, которые необходимы для успешного участия в ней». Эти высказывания отмечены печатью того времени, когда широкое применение имел ручной труд. Но вместе с тем они несомненно представляют собой движение в сторону идей, которые исторически подготовляли возникновение теории политехнического образования, разработанную в иных условиях, на иной методологической основе К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Теоретическая и практическая педагогическая деятельность Песталоцци способствовала расширению содержания образования в народной школе и привлекла внимание к народной школе прогрессивной общественности многих стран. Педагогические идеи Песталоцци еще при его жизни стали известны далеко за пределами Швейцарии. Они оказали плодотворное влияние на последующее развитие прогрессивной педагогической мысли и школьной практики.
В деятельности известного немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Герба рта (1776-1841) получило развитие требование Песталоцци о том, чтобы искусство воспитания было поднято на уровень науки. Опираясь на данные философии и психологии, Гербарт сделал попытку теоретически обосновать педагогику. Правда, основываясь при этом на идеалистической философии, он односторонне и непоследовательно реализовал это требование Песталоцци. Гербарт впервые встретился с Песталоцци, когда работал в Берне домашним учителем (1798). Он посетил Бургдорфский институт (1800), где присутствовал на занятиях, имея возможность ознакомиться с еще не опубликованной азбукой наблюдения Песталоцци, нашедшей позднее воплощение в его книгах для элементарного обучения - «Книге для матерей», «Азбуке наглядности» и в «Наглядном учении о числе». В 1802 г. Гербарт написал статью «Идеи Песталоцци об азбуке наблюдения, разработанной на научной основе», которая получила широкую известность и способствовала популяризации песталоццианских идей в Германии. В 1803 г. Гербарт обратился к швейцарскому педагогу с девятью вопросами. Ответы на них Песталоцци являются ценным дополнением к тому, что было им сказано по поводу его «метода» в предшествующих произведениях. Восприняв идею о построении обучения в соответствии с особенностями детской психологии, Гербарт, однако, лишил ее той демократической направленности, которая ей была присуща в педагогических поисках и произведениях Песталоцци. В то время как швейцарский педагог рассматривал свой «метод» как «метод бедноты», Гербарт ориентировался лишь на обеспеченных учеников, готовившихся к дальнейшим научным занятиям.
Основополагающие идеи Песталоцци о назначении школьного обучения в пвдъеме общей культуры и развитии духовных и нравственных сил трудового народа получили яркое продолжение в общественно-педагогической и теоретической деятельности таких видных немецких педагогов-демократов, как Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Карл Фридрих Вильгельм Вандер (1803-1879). В основанном Дистервегом в 1827 г. педагогическом журнале «Рейнские листки для воспитания и обучения» особое внимание уделялось народной школе. Здесь немало страниц посвящено пропаганде песталоццианских принципов обучения. При этом Дистервег и Вандер подвергли резкой критике односторонних последователей Песталоцци в Германии, которые игнорировали демократическую сущность его педагогических принципов и пошли по пути механического подражания его «методу». По очень точному замечанию Дшжервега, основные принципы Песталоцци в деле воспитания и образования противостояли «всей совокупности социального зла», имея целью сделать школы подлинно воспитательными учреждениями для народа. Творчески обогащая идеи Песталоцци и разрабатывая дидактику развивающего обучения, Дистервег и Вандер акцентировали ее демократический характер. В своем наиболее известном произведении - «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835) Дистервег счел необходимым особо подчеркнуть: «Догматический... метод имеет аристократическую природу, развивающий метод Песталоцци - демократическую... последовательный сторонник абсолютизма... должен ненавидеть и отвергать развивающий метод обучения; этот развивающий метод является продуктом свободомыслящего, воспитанного в духе свободы и борющегося за свободную жизнь человека» в0. Служению этим демократическим идеалам посвятили всю свою жизнь Дистервег и Вандер. Их теоретические работы и общественно-педагогические выступления имели целью демократическое обновление народной школы в духе идей Песталоцци, которого Вандер характеризовал как великого друга человечества и благороднейшего педагога своей эпохи. Дистервег в одной из своих речей заявил: «Я хотел действовать в духе Песталоцци. Мы хотим то, чего он хотел».
Демократическая направленность педагогической деятельности Песталоцци была необычайно близка передовым общественным деятелям и педагогам России. Интерес к личности Песталоцци и его теории возник в России в самом начале XIX в. в связи с предпринятой в то время реформой просвещения 63. Решающую роль в распространении педагогических идей Песталоцци сыграли представители русской прогрессивной педагогики. В первую очередь следует упомянуть в связи с этим некоторых лиц, имевших самое непосредственное отношение к народному образованию,- деятелей Главного правления училища (Ф. И. Янкович, И. И. Мартынов) и Московского университета (М. Т. Каченовский).
Ф. И. Янкович, известный деятель русского просвещения, введенный после учреждения в 1802 г. Министерства народного просвещения в состав Главного правления училищ, был хорошо осведомлен о трудах Песталоцци и его учебных заведениях. В конце 1802 - начале 1803 г. им был составлен документ, предлагавший выписать для Комиссии училищ некоторые заграничные издания, в том числе сочинение Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и один из отчетов о работе Бургдорфского института. Другой член Главного правления училищ - И. И. Мартынов знакомил русскую передовую общественность с трудами Песталоцци через издававшийся им в начале XIX в. журнал «Северный вестник».
Ознакомлению с идеями Песталоцци в России способствовало опубликование Академией наук в 1806-1807 гг. на русском языке его упомянутых выше книг для первоначального обучения. В их переводе и составлении предисловия к ним принимал участие учитель поэта Жуковского Ф. Г. Покровский.
Трудами и деятельностью Песталоцци заинтересовались также прогрессивные ученые Московского университета. Так, журнал «Вестник Европы» (1806, ч. 27, № 11) поместил статью профессора М. Т. Каченовского «О новой методе воспитания, изобретенной Песталоццием, швейцарским педагогом».
1806-1807 годы ознаменовались, таким образом, появлением в России не только сочинений самого Песталоцци, но также ряда статей и переводных работ, посвященных его трудам и деятельности. В последующие годы имя Песталоцци часто встречается на страницах русских журналов («Русского вестника», «Вестника Европы» и некоторых других). В 1808 г. в Риге обсуждался даже вопрос О создании специального Института Песталоцци, но этот вопрос не нашел положительного решения. Из Риги к Песталоцци, в Швейцарский институт были направлены три воспитанника.
С новой силой интерес к педагогической деятельности и теории Песталоцци проявился после Отечественной войны 1812 г., когда проблема просвещения народа стала одной из важных задач усилившегося в это время освободительного движения. Дворянские революционеры с большой симпатией относились к демократическим стремлениям Песталоцци и проявляли интерес к его «методу». Среди горячих сторонников демократических идей Песталоцци были будущие декабристы С. И. Кривицкий и Н. И. Тургенев, посетивший Ивердонский институт в 1811 г. Некоторые декабристы использовали песталоццианские педагогические идеи в своей практической деятельности по просвещению крестьян.
Идеи Песталоцци получили живой отклик не только среди дворянских революционеров-декабристов, но и в последующий период со стороны педагогов-разночинцев. Такие крупные методисты начального обучения, как Ф. И. Буссе, А. Г. Ободовский, М. М. Тимаев и К. Ф. Свенске, дали в 20-30-х годах XIX в. наиболее обстоятельную и объективную оценку педагогической теории Песталоцци. Они поставили учение Песталоцци выше всех западноевропейских теорий того времени и предпочли его методику начального обучения Белл-Ланкастерской, чем навлекли на себя гнев со стороны царских чиновников, поскольку царское правительство усиленно насаждало в то время Белл-Ланкастерскую систему, используя ее для распространения в народе религии и священного писания. Особая заслуга Ободовского, Буссе, Тимаева и Свенеке состоит в том, что они распространяли песталоццианские идеи среди русских учителей, продолжая эту работу и после смерти выдающегося швейцарского педагога.
Новый этап освоения и творческого развития в России песталоццианских идей связан с деятельностью великого русского педагога К. Д. Ушинского и его последователей. Один из главных заветов Песталоцци - о целостном подходе к педагогическим явлениям и выработке в процессе воспитания «всего человека» нашел реальное воплощение в идее педагогической антропологии К. Д. Ушинского, соответствовавшей уровню современного ему философского, психологического и педагогического знания. В трудах Ушинского получило гениальное развитие заложенное Песталоцци направление педагогической науки, стремящейся построить весь процесс обучения соответственно особенностям психологии ребенка и законам его развития и ориентированной на то, чтобы зажечь у детей жажду знаний и серьезного труда.
В деятельности видных последователей К. Д. Ушинского - Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева была продолжена линия Песталоцци - Дистервега - Ушинского на создание дидактики развивающего обучения. В своих воспоминаниях Н. Ф. Бунаков подчеркивал преемственность в развитии этого педагогического направления, возбуждающего, по его словам, педагогическую мысль превосходными примерами живой педагогической действительности, массой опытов, наблюдений и общечеловеческих идей и пробудившего тот энтузиазм, «без которого педагогическое дело невозможно». В свою очередь П. Ф. Каптерев говорил о перевороте, совершенном в дидактике Песталоцци и его последователями, понимающими «все обучение как дело творчества самого учащегося, все знание как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития».
Проблема развивающего школьного обучения, поставленная с такой силой Песталоцци и его последователями-педагогами прогрессивно-демократического направления, по существу решается только в наши дни советской педагогикой.
В буржуазной педагогической литературе теоретическое наследие Песталоцци усиленно искажается и фальсифицируется. Делались и делаются попытки изобразить его реакционером, сторонником незыблемости феодальных отношений, господства помещиков и поборником сословного образования. Нередко Песталоцци трактуется как деятель, который ограничивался одной только филантропией. Сплошь и рядом он односторонне рассматривается лишь как талантливый практик, действующий главным образом на основе педагогической интуиции. Наконец, не прекращаются попытки представить Песталоцци мистиком или же последователем гносеологических взглядов Канта.
Марксистский анализ теории и практики Песталоцци в тесной связи с теми общественными условиями, которыми они были порождены, позволяет восстановить историческую правду.
В результате вскрывается подлинный демократизм Песталоцци, пронизывающий всю его педагогическую концепцию и обширную социально-педагогическую программу. Выявляются также материалистические алименты в понимании Песталоцци «естественного пути познания» и в его трактовке внутреннего единства умственного, нравственного и физического развития личности.
Идеи Песталоцци о трудовом воспитании и развивающем школьном обучении стали знаменем прогрессивного демократического движения, развернувшего борьбу за построение новой народной школы. Подходы Песталоцци к решению ключевых педагогических проблем вошли в основу современной педагогики.
Марксизм, указывал В. И. Ленин, «отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры». Сказанное в полной мере относится к педагогическому наследию Песталоцци, которого В. И. Ленин причислял к великим демократам прошлого.
Песталоцци был одним из первых педагогов, обративших внимание на проблему воспитания детей трудового народа. Песталоцци ценил труд прежде всего как средство воспитания, которое наряду с хорошей трудовой подготовкой обеспечивает развитие физических и духовных сил, укрепляет здоровье, учит мыслить, вырабатывает ценные нравственные качества. Идеи о трудовой школе и опыт трудового воспитания Песталоцци вошли в арсенал советской педагогической науки. Они находят развитие в теории и практике соединения обучения с производительным трудом и помогают совершенствовать методы и формы трудового воспитания в советской школе.
Теоретическая и практическая деятельность великого педагога учит целостному подходу к воспитанию ребенка, представляющему органическое единство физических и духовных сил, которые должны развиваться во взаимосвязи, стимулируя друг друга, но сохраняя при этом своеобразие.
В педагогическом наследии Песталоцци сформулированы положения о всестороннем развитии как цели воспитания, о решающей роли воспитания в формировании личности и путях его осуществления в условиях семьи и школы. В широко трактуемое им понятие активности личности включалась деятельность как средство выявления всех духовных сил человека и движущая сила его развития. Следовательно, ни о каком спонтанном «саморазвитии» не может быть и речи. Деятельности, прежде всего труду надо активно учить и учиться. Именно деятельность, труд обеспечивают развитие познавательной активности, формирование системы отношений к людям, обществу и в конечном счете формирование самой личности.
Осуществление всеобщего среднего образования ставит перед советской школой задачу: обучая всех, хорошо обучить каждого. Решать ее можно только при условии постоянного совершенствования методов обучения в соответствии с требованиями жизни, активизации обучения, всестороннего развития способностей и мышления учащихся. История педагогической науки, и в частности разработанные Песталоцци идеи развивающего обучения, дает основание утверждать, что эта задача вполне разрешима.
В разработке проблем обучения современная педагогика многим обязана Песталоцци, который впервые поставил задачу психологизировать обучение, т. е. строить его на основе законов психологии и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для советской педагогической науки характерно тесное взаимодействие с психологией, стремление учитывать в построении обучения весь спектр индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Актуальны положения Песталоцци о том, что нравственное воспитание заключается не в моральных предписаниях, не в наказаниях и поощрениях, а в деятельности, в моральных поступках, моральных чувствах и сознании. Советской педагогике близка основная направленность теории нравственного элементарного образования Песталоцци, согласно которой активное мышление и активная нравственная деятельность - две неразрывные стороны характера человека, формирующиеся всецело в результате воспитания.
Отмечая историческую ограниченность взглядов Песталоцци, марксистско-ленинская педагогика черпает из его наследия все то, что направлено на достижение гуманистического идеала всесторонне развитой гармонической личности. Как указывал А. В. Луначарский, в современной Песталоцци социально-исторической действительности «идеал гармоничного человека», представленный в педагогической теории Песталоцци, оставался мечтой, так как «в буржуазном обществе места для реализации этого идеала не было никакого». Надежде педагога-гуманиста на реализацию в государственных масштабах его проекта по организации учебно-воспитательных учреждений нового типа не суждено было сбыться при его жизни. Основополагающие педагогические идеи Песталоцци не могли быть воплощены в жизнь в широком масштабе, так как были чужды, по образному замечанию Н. К. Крупской, «школе учебы», утвердившейся на той стадии развития капиталистического общества, которую переживала Европа в XIX в.
Та подлинно народная школа, о которой мечтал Песталоцци, может быть создана только в социалистическом обществе. Пролетариат, освободившийся от гнета капитализма, строит эту школу на прочном фундаменте марксистско-ленинского учения о воспитании, на основе использования лучших образцов и традиций прогрессивной педагогики.
И. Г. Песталоцци - крупнейший представитель демократической педагогической мысли и замечательный педагог-практик, отдавший свою жизнь делу воспитания детей трудящихся. В сознание простых людей Песталоцци вошел как великий защитник народа. В Ивердоне, где два последние десятилетия протекала его педагогическая деятельность, на воздвигнутом ему в 1890 г. памятнике выбиты слова: «Все для других, ничего для себя». Надпись памятника характеризует Песталоцци как друга бедных, отца сирот, основателя народной школы и воспитателя человечества. Исключительный энтузиазм, которым проникнута его многолетняя педагогическая деятельность, горячая любовь к детям, в особенности к детям трудящихся, являются вдохновляющим примером для всего передового учительства, в том числе и для советских учителей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +