Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Общественно-политическое воспитание в школе II ступени


Н.К.Крупская. Собрание сочинений, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru


вернуться в оглавление работ Крупской...

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА, ДОКЛАД И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА I ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛ II СТУПЕНИ

1. В СССР власть принадлежит трудящимся. Они взяли ее для того, чтобы перестроить всю жизнь на началах социализма, т. е. коллективизма. Тов. Ленин главной задачей нашего времени считал именно перевоспитание широчайших народных масс в духе коллективизма путем кооперирования, т. е. объединения хозяйственных усилий разрозненных производителей.
2. Общественно-политическое воспитание в школе II ступени должно преследовать цель - воспитание из ребят коллективистов, т. е. людей, умеющих подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого, умеющих работать и жить коллективно, во всем помогать друг другу.
3. Необходимо прежде всего дать ребятам ряд переживаний, эмоций, являющихся предпосылкой желания коллективно работать. Такими эмоциями могут явиться участие в праздниках, еще большее участие коллектива на трудовом фронте, участие в какой-нибудь общественной работе.
4. Все занятия должны вестись так, чтобы к каждому вопросу, изучаемому в школе, учащийся привыкал бы подходить с точки зрения интересов целого, с точки зрения интересов коллектива.
5. Необходимо дать ребятам навыки выработки коллективного мнения, навыки проверки своего опыта опытом других.
6. Важно развить умение коллективно работать, ставить себе ясные, определенные задачи, обдумывать пути их достижения, распределять между собой функции, каждому брать работу в меру своих сил, вырабатывать общий план работы, помогать друг другу в работе, учитывать ее результаты.
7. Важным орудием воспитания учащихся должно стать школьное самоуправление. Общие собрания должны воспитывать в ребятах умение вырабатывать кол-лективное мнение, сообща планировать работу и учитывать ее, сообща разрешать возникающие затруднения. На основе учета той работы, которую нужно проделать, общее собрание должно распределять работу между всеми ребятами, деля их на известное число коллективов. Каждый коллектив распределяет работу внутри себя, учитывает проделанную работу, дает в ней отчет общему собранию и т. д. Самоуправление должно соответствовать принципам, построения советской, а не буржуазно-демократической власти.
8. Дальтон-план, стихийно внедряющийся в наши школы и дающий учащемуся навыки планирования и учета своей работы, должен быть пополнен методами планирования и учета коллективного труда.
9. Школа II ступени, как и всякая советская школа, не может замыкаться в четырех стенах, а должна вести также, и общественную работу. И в этой работе необходима планомерность и учет проделанной работы, умение распределять силы. Необходимо поголовное втягивание учащихся в эту работу.
10. Само собой разумеется, что комсомол и пионеротряды должны принимать самое активное участие во всей этой работе. Внутри школы они должны научиться работать организованно с неорганизованной массой ребят, научиться по-товарищески влиять на эту массу, вести ее за собой, увлекать своим энтузиазмом, но в то же время, ведя за собой массу ребят, комсомол и пионеры не должны стремиться к овладению постами, действовать главным образом примером. Комсомол и пионеры не должны смотреть на учащихся II ступени как на своих конкурентов, а должны сближаться с ними, вовлекать их в сферу своего влияния. В общественной работе школы комсомол и пионеры являются главными организаторами. Точно так же они являются звеном, связывающим широкую массу учащихся со всем юношеским и детским движением.
11. Вместе с тем комсомол и пионеротряды должны брать от школы все, что она может им дать, без чего комсомол и детдвижение не смогут полностью развернуть работу.
Позвольте начать несколько издалека. Сейчас мы переживаем момент перехода от капитализма к социализму в рамках пока только СССР, но несомненно, конечно, что та стабилизация капитала, которую мы в данный момент наблюдаем в главных капиталистических странах, недолговечна; имеются уже налицо признаки, которые указывают на то, что настоящая временная стабилизация не будет длительной. События в Китае как нельзя лучше иллюстрируют это.
Но сейчас остановимся только на СССР. Тут задача прямая - использовать время этого затишья для того, чтобы справиться с нашей отсталостью, чтобы сделать определенные шаги в направлении к коллективизму. И вот тут надо отдать себе отчет в том, что отличает социализм от капитализма. Это формы жизни, формы хозяйствования. Капитализм питает, развивает всякий индивидуализм. Индивидуалистическое частное хозяйство является базой для индивидуалистической психологии. Напротив, при социализме база должна быть коллективистической, но одновременно с этим должна быть коллективистической и психология. Без перерождения психологии, без перевоспитания этой индивидуалистической психологии, без перевоспитания широчайших масс населения в духе коллективизма никакого коллективизма не получится.
Как идет это коллективистическое воспитание в капиталистических странах? Фабрика, завод являются тем очагом, который создает коллективистическую психологию. Плановая работа, которая внутри завода, внутри фабрики производится,- эта плановая работа, эта совместная работа, работа с очень детальным разделением труда для получения общих результатов, весь этот строй фабрично-заводской жизни создает другую психологию, не ту психологию, которая существовала в массах при мелком производстве. Фабричный и заводской труд имеет громадное значение для перерождения психологии масс, для выработки коллективистической психологии, умения к каждому вопросу подходить с точки зрения интересов целого, а не с точки зрения интересов своего мелкого производства, мелкого хозяйства. И это понимает не только рабочий класс, это понимают и капиталисты, которые на Западе и в Америке стараются всячески разъединить рабочих, ставить их в различные условия труда и проводить очень большую разницу в заработной плате, стремясь этим разделить рабочих; они стараются держать рабочих так, чтобы те видели только свой маленький кусочек труда, не видели результатов коллективного труда, того, что получается в результате совместной работы на заводе. Таким образом, тут идет сознательная борьба руководителей промышленности с тем воспитательным влиянием, которое имеет фабрика и завод.
Если мы посмотрим и сравним наши российские условия заводской жизни с теми условиями, которые существуют на Западе, то мы увидим, что там, например, принимаются всяческие меры для того, чтобы предупредить на фабриках, в стенах заводов обмен мнений.
Тов. Цеткин, например, рассказывает, как у них на фабрике не разрешают между рабочими никаких разговоров, как забито себя чувствуют на фабриках работницы и как искусственно создается другая атмосфера, для того чтобы разъединить рабочих и работниц, мешать им осознавать общность своих интересов.
Таким образом, главным фактором в капиталистических странах, который, несмотря на все старания капиталистов, все же эту коллективистическую психологию создает, является крупное производство.
Теперь что вышло у нас в России? Историческая обстановка сложилась так, что власть перешла в руки рабочих и крестьян в стране, наиболее в экономическом отношении отсталой, и вот эта отсталость, конечно, должна сказываться на всем, точно так же и на психологии. Мы знаем, что в деревне психология мелкого крестьянина такая: «Я сам за себя, ну а бог за всех». Вот это «каждый сам за себя» есть характерная черта психологии мелкого производителя. Владимир Ильич писал об этом в своих статьях «О нашей революции», где он разбирал Н. Суханова; В. И. Ленин говорил, что история сложилась так, что мы пошли несколько иным путем. У нас при мелком, отсталом производстве власть взята рабочими и крестьянами и надо использовать эту власть для того, чтобы двигаться быстрыми шагами к социализму. Что значит начать двигаться к социализму? Это значит помочь создаться той психологии, тем предпосылкам в смысле переработки человеческого материала, переработки всех старых взглядов и воззрений в новом духе, без чего переход к социализму невозможен. Одновременно с развитием хозяйственным, с переходом от мелкого производства к крупному производству параллельно с этим должна идти и громадная работа над переработкой психологии всего населения. Если вдуматься в теперешнюю общую ситуацию, которая создалась в нашей стране, то надо сказать, что необходимо, чтобы все советские учреждения, и школа в том числе, работали именно в этом направлении.

РОЛЬ ШКОЛЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОЙ ЖИЗНИ

И, конечно, школа у нас, в Советской России, может сыграть совершенно исключительную роль в этом отношении. Мне помнится речь Владимира Ильича на съез'де по народному образованию в 1918 г. Тогда эта речь многим показалась малопонятной, и на нее не было обращено достаточного внимания, не было обращено внимание на то, какое совершенно исключительное значение в этой речи Владимир Ильич придавал школе. Мне думается, что у нас школа может сыграть совершенно исключительную роль в деле перестройки человеческого материала, в деле воспитания нового человека. Наш Союз Советских Социалистических Республик не является изолированным. Все то, что делается в более передовых в экономическом отношении странах, мы можем учесть - мы можем учесть их опыт, мы можем этот опыт проверить, осмыслить и претворить в нечто новое. Вот эта громадная задача - воспитание нового человека - задача совершенно новая, та задача, которая не может быть даже поставлена в капиталистических странах. Эта задача стоит сейчас перед нашей школой. И поэтому мне понятно, почему работники просвещения, работающие в советской школе, так воодушевлены, понятно, почему мы видим в рядах учительства такой неослабный энтузиазм. Может быть, ясно выраженных и сформулированных мыслей о роли школы в рядах учительства нет, но сознание фактической возможности широчайшим образом развернуть работу школы и сделать эту школу орудием приближения населения к новым формам жизни - это сознание самым широчайшим образом распространено среди всех слоев учительства. И это настроение учительства чрезвычайно показательно. Оно не случайно, оно определяется той ролью, которую школа может сыграть и которую, я не сомневаюсь, она сыграет в строительстве новой жизни.
И вот, подходя с этой точки зрения к нашей школе, мы должны, конечно, предъявлять к ней чрезвычайно высокие требования. Мы должны критически относиться ко всей своей работе, должны использовать всю окружающую жизнь для своих целей. Подойдем сейчас к вопросу о том содержании, которое влагается у нас в наши программы.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ В ШКОЛЬНОМ ДЕЛЕ

Долгое время многие из нас, и я в том числе, совершенно недооценивали значения программ. Нам казалось, что программа - это нечто стесняющее учительство. Мне вспоминается отношение к программам Владимира Ильича, который неоднократно проверял, как ребята учатся в новой школе, расспрашивал ребят и говорил: «А у нас во II ступени все остается по-старому, самое важное - это написать программы». Я долгое время недооценивала этих слов. Но теперь все больше и больше начинаешь сознавать, что программа в школьном деле - это приблизительно то, что денежная реформа во всей хозяйственной жизни, что программа дает и должна дать какую-то новую основу всей работе, определить содержание всей работы. Надо сказать, что в программах мы сильно поотстали. Позвольте мне высказать свое личное мнение относительно тех материалов программ, которые сейчас изданы и вам розданы. Работа над этими материалами была больший, и несомненно, что эти материалы дают немало ценного. Но именно потому, что мы с большой строгостью должны относиться к каждому своему шагу, что перед нашей школой лежит чрезвычайно большая ответственность, именно поэтому, мне кажется, мы должны прямо сказать, что в этих программах еще очень много дефектов.
Главный дефект - это отсутствие, особенно в обществоведческой программе, «изюминки», отсутствие подхода ко всему с коллективистической точки зрения. Правда, из наших программ выброшена значительная часть буржуазного хлама, который раньше считался обязательным и который обязательно вводился в программу. Но все же революционного содержания в программах, особенно в программах по обществоведению, мне кажется, все еще нет. Там слишком много всевозможных "частностей, которые очень часто загружают самую суть вопросов. Это особенно сказывается в программах для седьмого года. Там частности в отношениях между различными странами занимают столь большое место, что внутренняя работа и внутренний рост этих стран оттеняются слишком уж мало. Если вы возьмете эту программу, то вы увидите, что масса трудящихся играет в ней очень маленькую роль. Там говорится, правда, о восстаниях, о революции, но говорится об этом не под тем углом зрения, под каким следовало бы говорить.
Я думаю, что тут придется поработать и ГУСу в этом направлении, но мне также думается, что мы сумеем достичь той цели, которая нами поставлена, только путем коллективной работы. Если ясно представить себе те цели, которые мы должны преследовать, если представить себе, что мы должны при помощи всего содержания и всей организации школьной жизни перевоспитать всех ребят, перевоспитать их в новых людей - людей новой жизни, строителей новой жизни, умеющих подходить ко всяким вопросам с точки зрения целого,- если эти цели будут поставлены всеми учителями и учащимися школы II ступени, то ясно, что достичь всего этого мы сможем только коллективными усилиями, коллективной выработкой программы. Нас упрекают в том, что мы идем чересчур медленно, что никогда в срок не исполняем наших задач. Конечно, это нехорошо, что мы идем таким медленным путем, но я думаю, что это обусловливается новизной тех задач, которые перед нами стоят, а также желанием найти самый правильный, самый надлежащий путь. Намахать программу чрезвычайно легко: просто взял и составил. Такие программы мы уже писали. Вы помните, как в 1920 г. каждая губерния и ГУС занялись составлением таких программ. Но вы помните также, что практика показала, что эти программы есть только слегка подкрашенные старые программы, в которых сохранилась вся прежняя сущность. Из старых программ были выброшены только некоторые вещи, были выброшены латинский, греческий языки, было выброшено много хламу, но старая суть сохранилась. Но даже и теперь, если вы возьмете программу для первого концентра, то увидите, что, несомненно, новая программа лучше старой; но все же это еще не та программа, которая нам нужна. Нужно найти новый путь для составления программ, тут нужна большая коллективная работа всего учительства.
Я думаю, что в одиночку это у ГУСа не выйдет, что тут нужно работать вместе с учитедьством, теснее, чем шла эта работа до сих пор. В первой ступени такая увязка с учительством была. Мне приходилось на целом ряде собраний выступать и обсуждать и схемы, и самые программы. В первой ступени есть уже результат коллективного опыта. Пока про программы второй ступени первого концентра и тем более второго концентра этого сказать нельзя. Но вышедшие программы дают хороший материал, на базе которого может начаться настоящая работа. Рамки этой работы тут поставлены, тут оговорено, что программы не являются окончательными, а являются как бы примерными программами,- мне кажется, это нужно помнить. Конечно, гораздо проще отмахнуться: а... есть программы, мы по ним будем учить, и больше ни до чего нам дела нет - это, конечно, гораздо более легкий способ. Но я думаю, что задачи момента накладывают на всех нас на ГУС и на вас, товарищи,- обязанность выработать действительно такое содержание программ, которое отвечало бы задачам наших школ.

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕНИНА И ЛЕНИНИЗМА В ШКОЛЕ

У нас в школе еще страшно много пережитков старого, даже в том случае, если мы подходим к новым вопросам. Я возьму такой пример: нужно ли изучать Ленина в школе? Да, конечно, нужно изучать - это каждый скажет, потому что жизнь Ленина, его работа слишком тесно сплетены с нашим вчера, сегодня и завтра. Работа Ленина слишком переплетается с нашим недавним прошлым, она имеет в виду наше будущее и ярко окрашивает все наше настоящее.
Но как у нас изучается Ленин? Недавно ко мне пришла девчурка, не выше этого стола, звала на какой-то праздник. Я ее спросила: «А как вы будни проводите?» - «Утром уроки учим, потом гуляем».- «А потом что делаете?» - «Мы изучаем ленинизм». Девчурка - девяти-десяти лет; мне кажется, что в данном случае ленинизм превращается просто в звонкую фразу. Мне приходится рассматривать много материалов, написанных о Ленине. Когда дело касается дошкольников, то Ленин сплошь и рядом изображается дедушкой, благословляющим детей; какая-то девица преподносит ему букет - идиллия в духе Песталоцци,- а всякое представление о Ленине как о борце-революционере выпадает. Дошкольники не могут, само собой, изучать ленинизм, и потому облик Ленина «приспособляют» к пониманию дошкольников. Мне кажется, что так подходить нельзя, что если мы так будем подходить, то создадим чуждый, не соответствующий действительности облик Ленина, который помешает понять действительного Ленина. В школе 1 ступени дело идет часто по тому же пути. Детям говорят: «Вот видите, какие у Ленина были отметки». Владимир Ильич взрослым товарищам по работе говорил: «Нам нужно учиться, учиться и учиться»,- а теперь эти слова превращают в какое-то менторское изречение, обращенное к детям,- это вы найдете в каждой хрестоматии, а учитель еще и устно повторяет.
Что касается II ступени, то я с ужасом читала недавно одну книжку, где долго рассказывалось, как нужно изучать Ленина. Дело шло о каких-то стержневых циклах, еще о каких-то других циклах, о ручном труде по Ленину, о материалах для уголков Ленина, которые должны сразу бить в глаза, точно Ленин - это не кусочек нашего недавнего революционного прошлого, а мертвая доктрина, которую нужно изучать не иначе, как по лабораторному плану, не иначе, чтобы ребята читали мудреные рефераты о Ленине, а от живого Ленина, борца нашего недавнего революционного прошлого, и следа не останется. Такой подход к Ленину, который широко наблюдается, тяготит и самих учителей. Нужно отказаться от такого подхода. Но то обстоятельство, что этот подход так живуч у нас, показывает, что нам нужно много еще поработать над тем, чтобы сделать нашу школу такой, какой она должна быть.

О КООПЕРАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИИ

Я говорила о содержании. Конечно, содержание чрезвычайно важно для общественно-политического воспитания, являясь его неотъемлемой частью, и с этой стороны у нас должно обстоять все благополучно.
В одной из последних статей, в статье «О кооперации», Владимир Ильич указывает, каким путем нам при наших условиях надо идти к социализму. Он говорит о значении кооперирования. У нас часто кооперирование смешивают с вопросом о кооперации, ставят между ними знак равенства. Но кооперация только при известных условиях, если она определенным образом поставлена, является ценной. Очень часто она у нас так еще слабо развита, а главное - принимает характер «купцовой лавочки», как ее определила одна девочка, когда ее спросили, что такое кооперация. У нас нельзя еще ставить знака равенства между кооперацией и кооперированием, потому что кооперирование - понятие, широко охватывающее все хозяйствование будущего.
Владимир Ильич определял социализм как огромный кооператив,- такой, в котором и производство и потребление планомерно организованы в интересах целого. Такого понимания кооперации у нас, конечно, еще нет. У нас кооперацию по-старому понимают. Кооперация в первых своих стадиях возможна и в капиталистическом обществе, она имеет там известное значение, но все-же она носит на себе печать капиталистического строя. И нельзя говорить, что, устраивая кооперацию в любой форме, мы тем самым врастаем в социализм. Кооперация кооперации рознь, и продумать формы кооперации нужно с большой тщательностью. Только на известной стадии развития, только после огромной работы над кооперацией, она станет действительно воспитывающей организацией, а пока что этого нет.
Владимир Ильич не раз говорил о кооперировании, об объединении хозяйственных усилий, о значении коллективного труда. Он звал молодежь к коллективному труду, указывая, что надо, чтобы ребята ставили себе определенные трудовые цели и учились сообща эти трудовые цели, пускай самые маленькие, разрешать. Мне кажется, в этих словах, обращенных к молодежи, и есть ответ на то, что понимал Ленин под словом «кооперирование». Он понимал под этим необходимость объединения хозяйственных усилий, необходимость планомерной организации с учетом работы и т. д.
Я думаю, что у нас вопросы кооперирования, другими словами, вопросы коллективного труда, должны пропитывать всю жизнь школы. Это не значит, что мы должны в школах завести определенные отделения по кооперации. У нас - это надо прямо сказать - стихийно выросла кооперация в школе. Мне приходилось просматривать целый ряд журналов, слышать отзывы товарищей, и чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что кооперация у нас в школах пошла по ложному пути. У нас пошла школьная кооперация таким путем, что она не всех ребят захватывает, она не всех ребят учит организованно действовать на основе добровольной дисциплины, на основе сознательного подхода к делу. Только те ребята, которые имеют деньги, организуются в кооперативы. Мне кажется - возможно, что я ошибаюсь, но по тем материалам, с которыми мне пришлось ознакомиться, мне это кажется,- особенно неудачно кооперация поставлена в Ростове, где она превращается именно в «купцовую лавочку», где цель охватить всех, организовать всех, втянуть в работу всех, сорганизовать всех на определенном хозяйственном деле выпадает, а идет у ребят разговор лишь о том, как нажить больше, как поставить ларек; если не ларек поставить, то как внутри школы выручить побольше денег. Это совершенно неправильный путь. Если мы такую кооперацию введем в школы, то мы, вместо того чтобы выработать, воспитать из ребят коллективистов, будем воспитывать из них частных собственников, будем воспитывать из них купцов, а нам не это надо.
Школа должна переработать психологию ребят, а капиталистическая кооперация будет закреплять старую психологию. В хозяйственной жизни капиталистическая кооперация является первоначальной формой подхода к другого типа кооперации, но если мы капиталистическую кооперацию станем вводить в наши школы, то мы создадим тормоз в деле кооперирования, в деле объединения хозяйственных усилий. В этом отношении как раз потребительская кооперация представляет собой худшую форму. Различные формы производственной кооперации дают больше возможности развиться умению коллективно работать. Я, конечно, излагаю тут лишь свою личную точку зрения. У нас в ГУСе во взгляде на кооперацию есть различные точки зрения, различные оттенки; этот вопрос сейчас стоит в порядке проработки, но я считаю необходимым свою личную точку зрения тут высказать. По-моему, это основной вопрос, и я бы хотела тут сказать с полной ясностью, что те формы кооперации, которые существуют, не помогают кооперированию, т. е. не помогают организации коллективного труда, умению коллективно работать и жить; те формы кооперации, какие сейчас стихийно возникли, могут лишь мешать, а не способствовать развитию кооперирования. А задача общественно-политического воспитания как раз и заключается в том, чтобы ребята научились коллективно жить и коллективно работать.

ДАЛЬТОН-ПЛАН

Начнем с вопроса о коллективной работе. Для того чтобы уметь коллективно работать, надо еще научиться и индивидуально работать. В этом отношении чрезвычайно важен дальтон-план, конечно, не в той его форме, какая создалась в Америке. Нам надо обдумать, как этот дальтон-план, который содержит в себе чрезвычайно плодотворную идею воспитания в ребенке умения планомерно работать с учетом своей работы, расширить и сделать так, чтобы он учил не только умению дисциплинированно работать по плану с учетом своей, лично проделанной работы, но помогал бы учиться работать коллективно, по коллективно выработанному плану, с коллективным учетом работы. Индивидуальная работа вплетается в работу коллективному. Тот, кто не умеет индивидуально работать, будет плохим работником и в коллективе. Мне кажется, надо отдать себе в этом отчет. Поэтому, думая о том, как выучить ребят работать коллективно, надо думать также и о том, как выучить ребят работать индивидуально. Дальтон-план можно было бы приложить не только к изучению книжек и т. д., но и ко всякого рода работе. Надо взять сущность его, надо взять то, чему ребята должны научиться: ставить себе конкретные цели, отдавать себе отчет, сколько на работу понадобится времени, какие средства нужны для того, чтобы этот план осуществить. По отношению к какой-нибудь физической работе это в такой же мере имеет значение, как и по отношению к умению работать по книжке. Поэтому мне кажется, что это не случайность, что с низов у нас прет дальтон-план. В школах фабзавуча, в совпартшколах и учащие и учащиеся сознают, что надо ребят выучить работать по плану, работать с учетом проделанной работы, с учетом сил и возможностей.

О КОЛЛЕКТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ТРУДЕ

В нашей советской школе воспитание у ребят умения индивидуально работать должно идти параллельно с воспитанием навыков коллективного труда. Надо воспитывать навыки правильного разделения труда, навыки брать каждому посильную работу, ставить сообща цели и сообща их разрешать; Владимир Ильич часто говорил о том, что у нас бюрократизм - на который мы все страшно жалуемся, но никак не можем от него избавиться - вырастает на почве нашего низкого экономического развития, на почве нашей низкой культурности вообще. И, действительно, раз мы не умеем планово работать, раз мы не будем учитывать наши силы, то, конечно, бюрократизм полезет из всех щелей. Я знаю и все мы знаем всё это, поэтому, уча ребят, нам надо самим переучиваться, самим учиться работать планомерно, с учетом работы, работать коллективно. В каждом из нас еще сидит старый человек, старые навыки, но мы хотим построить новую школу, которая должна создать новых людей. И вместе с учащимися нам нужно учиться учету, учиться коллективному труду.
В тех программах, которые у нас есть, нет одной очень существенной вещи. Надеюсь, что в следующем проекте программы и в той работе, которую вы на местах будете проделывать, она будет в достаточной мере учтена. Я говорю о том мосте, который необходимо перекинуть от знания к практике.

ШКОЛА УЧЕБЫ И ШКОЛА ЖИЗНИ

Характерной особенностью буржуазной школы именно и является отрыв теории от практики, и мы всячески должны обратить наше внимание на то, чтобы у нас этого отрыва не получалось. Я этим не хочу сказать, что все, что мы изучаем, сейчас же должно практически применяться. Если бы стать на такую точку зрения, то пришлось бы отказаться от изучения многих областей знания в целом, пришлось бы только останавливаться на мелочах и упускать из виду общую увязку явлений, что имеет громадное значение для выработки целостного миросозерцания.
Нельзя считать, что каждый урок непосредственно должен быть связан с какой-то коллективной практической работой, при таком характере работы легко за деревьями не увидеть леса, утонуть в узком практицизме. Но нужно дать метод претворения теории в жизнь, перекинуть мост между теорией и практикой. Без этого у нас советской школы, настоящей школы, воспитывающей новое молодое поколение, не получится. Это одна из важнейших задач. По-моему, тщательно надо учесть весь тот опыт, который проделывается в настоящее время. Опыт этот уже достаточно велик. Когда я просматривала отчеты опытных школ, мне как-то особенно бросилась в глаза разница между школой только изучающей и школой жизни, школой, претворяющей знание в жизнь. Дело шло о летних школах. Ряд школ изучал сельскохозяйственный труд; у них были великолепные диаграммы, великолепно был обработан собранный материал. Ряд других школ не только собирал и обрабатывал этот материал, но активно вмешивался в жизнь: ребята работали бок о бок с крестьянами; и ребята этих школ знали гораздо лучше жизнь крестьянина, чем те, которые только с точки зрения учебы подходили к изучению крестьянской жизни. Тут ярко выявилось, что представляет собою школа учебы и что представляет собою школа жизни.
Как бы мы самодеятельность ребят в нашей школе ни развивали, но если мы ставим задачей в школе только учебу, то у нас получится старая школа, мертвая школа, может быть, лаевская школа действия, но не того действия, которое нам нужно. А важно создать такую школу, которая помогала бы строить новую жизнь, облегчала бы строительство новой жизни и втягивала бы ребят в эту новую жизнь. Во II ступени у нас в этом отношении очень неблагополучно, надо сказать прямо. Мы слишком во власти предметов, во власти циклов, тут мертвое слишком часто хватает, душит живое. Старый, привычный подбор материала связывает, заставляет учителя дрожать: а вдруг он не пройдет такой-то теоремы, такого-то параграфа? А гораздо важнее, чтобы, может быть, было изучено немного меньше явлений, да лучше, глубже. Может быть, и не надо такой обширной программы, но программа должна быть во что бы то ни стало увязана с жизнью, и, мне кажется, нашим школам II ступени в этой области надо проделать еще очень большую работу. Я считаю, что наши только что вышедшие программы очень перегружены, что надо из приведенного материала выбрать наиболее существенное, самое важное, а много частностей можно выбросить. Надо наши программы для школ II ступени сделать гибкими, нужно, чтобы оставалось время на связывание знания с жизнью.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ

Далее, мне кажется, что в нашей школе должно играть совсем особое место самоуправление. Если мы возьмем самоуправление, как оно поставлено на Западе, как оно поставлено в Америке, если мы возьмем лучшие образцы самоуправления (я не буду говорить о том самоуправлении, которое преследует целью только переложить с учителя на учеников известные неприятные обязанности, обязанности надзора и т. д.,- тут не может быть двух мнений), то надо сказать, что и в Америке, и в Германии, по крайней мере в школах для более состоятельных кругов, нередко проводятся довольно сложные формы самоуправления. Но эти формы самоуправления являются слепком с форм самоуправления взрослых в буржуазных демократических республиках, где все зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участия в государственной работе не принимают. В школах на Западе и в Америке ученическое самоуправление построено по такому же типу. Все строится на небольших выборных коллективах: учкомах, санкомиссиях, культкомиссиях и пр. Члены этих малочисленных комиссий работают сверх сил, а остальная ученическая масса остается пассивной. Конечно, по сравнению со старой школой, где все ученики были пассивны, где всем распоряжался один учитель, и эти формы самоуправления представляют прогресс, как прогресс представляет собою и буржуазно-демократическая республика по сравнению с самодержавием. Но если мы внимательно всмотримся в организацию такого демократического школьного самоуправления, где масса ребят пассивна, где только выделяются отдельные ученики, то мы увидим, что такие формы самоуправления массу ребят не перевоспитают, они выдвигают только небольшой актив, который переутомляется, у которого непомерно развивается самолюбие, самоуверенность и прочее и который не умеет коллективно работать.
У нас уже намечается переход к такому самоуправлению, которое является отражением советской системы, где все области работы организованы так, что вся масса учащихся принимает участие в работе. Но это в отдельных школах, а в общей массе школ сейчас старые формы самоуправления, которые сложились в 1905 г. и отчасти в 1917 г.; они продолжают властвовать у нас в школе, и в особенности в школе II ступени. Многое надо хорошенько обдумать и подойти к новым формам самоуправления, к таким формам, которые действительно воспитывали бы умение коллективно работать, коллективно жить. Тут мне дело представляется таким образом: важно, чтобы эти самоуправляющиеся коллективы сначала не были так велики, чтобы сначала жизнь складывалась сравнительно в небольших коллективах; только постепенно рамки этих коллективов расширялись бы и постепенно школа центр своей работы переносила бы из школы на внешкольную общественную работу.
Но сначала должна быть организована жизнь в школе школьная жизнь. Чрезвычайно важно, чтобы ребята сообща обсудили, что им надо делать, какие работы надо произвести, что надо организовать для того, чтобы шла как следует их школьная жизнь, в определенных рамках, в рамках, скажем, класса. Этот учет общим собранием практических задач, стоящих перед самоуправлением, должен являться одним из самых важных моментов. У нас бывают в школах общие собрания, но обыкновенно они созываются тогда, когда в школе что-нибудь случилось или когда встает какой-нибудь острый вопрос. А важно, чтобы внимание ребят было постоянно направлено на организацию работы и чтобы весь класс поголовно, вплоть до самого отсталого ученика, принимал участие в этой работе.
Затем чрезвычайно важно распределение работы по областям. Нужно проделать вот такую-то работу - надо разделить ее между собою, надо ее распределить на такие-то отделы. Тут важно, чтобы все сообща обсудили, сколько человек на такую-то работу надо, чтобы ребята добровольно и толково разбились на группы, на секции. Нужно, чтобы каждый выбирал работу в меру своих сил. Важно правильно поставить работу секций. Секция из своей среды должна посылать определенного представителя в общий коллектив, который объединяет всю работу. Но важно, чтобы это представительство не было чисто формальным, а чтобы оно было действительно представительством и чтобы мальчик или девочка, которые идут в общий коллектив, состоящий из представителей всех секций, действительно знали свою работу, понимали свою работу, могли осветить ее перед всем коллективом, понимали, как эту работу надо связать с работой других секций. Вот эта работа была бы по советскому типу.
Чрезвычайно важно приступить к проведению опыта такой работы, такого самоуправления, потому что если мы останемся при старых формах самоуправления, то мы создадим, может быть, очень боевой, очень передовой актив, но всю массу ребят мы не воспитаем, не приучим к коллективной работе, а это одна из самых существенных и важных задач.

РОЛЬ ПИОНЕРОВ И КОМСОМОЛЬЦЕВ В ШКОЛЕ

Теперь я хотела остановиться еще на том, какую же роль в этой работе будут играть пионеры и комсомол.
За последнее время и в рядах комсомола и в рядах учительства есть ясное сознание того, что нужна самая тесная совместная работа передовой молодежи, передовых ребят с учительством. Нам, старшему поколению, надо научиться немножко по-новому смотреть на жизнь. Молодежь часто, благодаря тому что она растет совершенно в других условиях, инстинктивно находит верные подходы к той или другой работе, и тут совместная работа учительства с молодежью особенно важна. Учителю, который хочет переделать себя и понять новую жизнь, эта работа с молодежью чрезвычайно полезна. С другой стороны, молодежь, если она в одиночку работает, уходит чрезвычайно часто не в ту сторону, в которую следует уходить, перегибает палку до невероятия. Кроме того, надлежащей перспективы понимания того, что ближайшее и что дальнейшее, часто у молодежи нет. Молодежь горит желанием все переделать, перестроить в один миг. Тут спокойная, деловая работа молодежи с учительством прямо необходима. Помощь передовому учительству со стороны комсомола, пионеров необходима. Задачи перед комсомолом и перед пионерами стоят те же, что и перед школой: создать совершенно новое поколение, и надо идти рука об руку. Всякий учитель знает, как даже часто неумело сказанное ребенком слово бросает свет на то, как нужно учителю подойти к тому или другому вопросу.
Я думаю, что то, что должно нашу, советскую школу отличать в корне от буржуазной школы,- это дружная, совместная работа молодежи - подрастающего поколения - и учительства. Важно, конечно, чтобы тут не было со стороны молодежи никаких попыток ломать школу, навязывать школе свои часто скороспелые взгляды; партия с этим борется в достаточной мере. Наиболее сознательные элементы комсомола и пионердвижения тоже прекрасно понимают, что так не годится, что тут надо иначе подходить. Комсомол и пионеры понимают, что их движение обмельчает, если они от школы не будут получать максимум того, что можно получить. Если школа будет давать не то, что им надо, то это затруднит до чрезвычайности работу комсомола и пионеров, которые работают также над воспитанием в новом духе молодого, подрастающего поколения. Тут чрезвычайно важно, чтобы установились нормальные отношения. Это все перевоспитывает и учителя, потому что еще сильны старые привычки смотреть на ребят как на подчиненную массу, не считаться с этой массой, как и при старом строе, который еще долго будет держать нас в своих лапах; каждому учителю придется с собой бороться, себя перевоспитывать. Нужно каждому учителю научиться подходить к молодежи как к нашему будущему, со всем вниманием, научиться растить молодежь коллективом. Но, конечно, и молодежь должна сознавать, что без школы, без систематического знания настоящих работников из нее не выйдет.
Важно также, чтобы создавались нормальные отношения между ребятами, т. е. между комсомольцами и некомсомольцами. Конечно, опять-таки при старой системе воспитания, при такой форме самоуправления, где активны только учкомы и другие аналогичные организации, которые командуют всеми остальными ребятами, нормальных отношений с комсомольцами и пионерами не может сложиться. С одной стороны, будет сказываться или недовольство комсомольцами и пионерами, или будут жалобы на командование, а с другой стороны,будет стремление комсомольцев и пионеров занять посты. Это развращает комсомольцев и пионеров, мешает сближению комсомольцев и пионеров с остальными ребятами. Вот это стремление командовать и создается старыми формами управления. Если мы перестроим самоуправление школы на тех началах, о которых я говорила, то в значительной мере сложатся и нормальные отношения между комсомолом, пионерами и остальными ребятами.
В комсомол и в пионеры идут лучшие ребята, ребята организованные, умеющие действовать сообща; они свои навыки в коллективной работе и в коллективной жизни будут вносить и в школу. Они будут главными организаторами, они будут главными инициаторами. Без комсомола и без пионеров учителю было бы трудно организовывать новое самоуправление, потому что неорганизованные ребята часто смотрят на учителя как на решающую силу; умение самостоятельно мыслить, самостоятельно работать у них не развернуто еще. Развернуть до конца это умение можно будет тогда, когда наиболее передовые ребята, комсомол и пионеры, научат этих неорганизованных ребят работать по-новому. И, конечно, школа с пионерами и комсомолом будет гораздо скорее идти в том направлении, в каком она должна идти. Конечно, настоящее самоуправление может быть построено лишь в той школе, в которой перекинут мост между теорией и практикой. Это может быть осуществлено в той школе, которая не замкнута в четырех стенах, но в школе, которая организует жизнь сначала у себя, а затем в окружающей обстановке, развертывая общественную работу на базе своей школьной жизни. Было бы чрезвычайно вредно и недопустимо, если бы школы и детские дома замыкались в своих четырех стенах. Правда, и в буржуазном строе создаются попытки коллективных организаций, но это обыкновенно очень узкие организации, которые себя противопоставляют другим организациям. Вот этого противопоставления и не должно быть.
Необходимо, чтобы каждая школьная организация выходила за пределы школы. Важно дать ребятам целый ряд широчайших и глубочайших переживаний не только в пределах школы. Важно спаять их и дать им возможность почувствовать солидарность с рабочими, солидарность с бедняцкими и середняцкими слоями крестьянства. Поэтому вовлечение ребят в коллективную работу, вроде субботников на фабриках и заводах, участие их на собраниях, на которых будет происходить сближение ребят с рабочими, совместный труд ребят с рабочей массой - а труд лучше всего сближает людей - все это будет иметь колоссальное значение в смысле воспитания в ребенке общественной инициативы. Поэтому школа должна стремиться связаться с широкими рабочими организациями, потому что рабочая организация уже одним фактом своего существования воспитывает рабочих и может и должна воспитывать ребят. Точно также и в деревне, где возможности работы на общественную пользу чрезвычайно широки для школы, важно, чтобы ребята осознали себя полезными членами, чтобы они осознали себя строителями новой жизни. Это необходимо и важно закрепить какими-нибудь сильными переживаниями, сближающими их с массой крестьянства. Важно таким же путем зародить в ребенке желание и стремление работать на общую пользу. Вот, мне кажется, главная линия, по которой должна идти политико-общественная работа школ I и II ступени.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Говорят, будто бы я утверждаю, что общие собрания только должны распределять по секциям и больше ничего не должны делать. Это неверно. Я этого не думаю. Но меня так поняли, может быть, потому, что я недостаточно подробно остановилась на работе общих собраний. Мне кажется, что общие собрания надо повторять достаточно часто, они должны не только планировать, но и учитывать работу. Общие собрания имеют еще и то значение, что они дают ребятам возможность живо ощущать принадлежность ко всему коллективу. Поэтому было бы неверно, если бы общие собрания собирались редко.
От меня требуют ответа относительно объединения школьных управлений учащихся во всероссийском масштабе. Я думаю, что насчет всероссийских масштабов нам нужно воздержаться и за ними не гнаться. Дело в том, что всероссийские объединения будут иметь своим результатом не непосредственную работу, а только представительство. Кроме того, всероссийское объединение школьных управлений могло бы создать организацию, параллельную комсомолу. В этом надобности нет. Самое важное - это непосредственная работа, но отнюдь не представительство.
С этим связан вопрос о кружках. Задают вопрос, нужны ли кружки вообще или нет. Мне кажется, что кружки нужны. Но я считаю неправильной такую постановку кружковой работы, при которой кружки будут представлять собой продолжение учебных занятий. Мне думается, что кружки должны организовываться учащимися самостоятельно, исключительно на основании интересов учащихся к тому или иному вопросу. Здесь не может быть никаких ограничений. Запрещать тот или иной кружок нецелесообразно, потому что кружки будут возникать для проработки тех вопросов, которые выдвигаются самой жизнью. Повторяю, что ограничений быть не должно. Важно, чтобы кружки работали самостоятельно. Я думаю, что кружки должны вестись самими учащимися. Однако мне говорят, что обязательно в каждом кружке должен быть педагог. Это неверно. При такой постановке кружки будут только продолжением учебных занятий. Поэтому мы должны поставить работу кружков так, чтобы предоставить ребятам свободу. Пусть они наделают ошибок, но зато пусть они сами научатся работать. Конечно, при нормальных отношениях между ребятами и учителями ребята всегда обратятся за советом к педагогу. Но работать они должны самостоятельно.
Задают вопрос о кооперативах. Нужны или нет кооперативы? Я думаю, что производственные кооперативы нужны. Надо подумать над организацией такого кооператива, где бы могли работать все ребята. Например, мне думается, можно было бы организовать при школе платную работу, где бы учащиеся могли заработать тот взнос, который следует внести в кооператив, чтобы не имело места это деление на имущих и на неимущих. Затем, думается, нужно кооперативную работу ставить таким образом, чтобы не было выборного правления, а чтобы опять-таки втягивался весь класс, вся школа, чтобы между всеми членами кооператива распределялась равным образом работа; нужно кооператив организовать таким образом, чтобы он не преследовал финансовые цели или получение прибыли, а старался бы обслужить действительно нужды всего коллектива. Тогда эта работа может с успехом развиваться. Но чрезвычайно важно, чтобы именно новые формы кооператива выдвигались на первый план, а не формы кооператива в капиталистическом окружении, которые часто создаются в школе. Так что категорического ответа - нужно или не нужно создавать кооператив - я дать не могу. Если кооператив устроен на взиосы небольшой части учащихся и преследует только коммерческие цели или, как бывает часто, цель нездоровую, вроде того, чтобы побольше продать сластей, чтобы вызвать определенный аппетит у ребят, если подход чисто рекламный, то это нездорово. А можно построить кооператив иначе, с учетом деловых потребностей ребят, путем втягивания в работу всех ребят, с определенным умением и свою домашнюю жизнь организовать определенным образом. Если тут элемент кооперирования есть достаточный, то такой кооператив нужно строить.
Затем тут в записке говорят, что если все обсуждать в школе будут учащие с учащимися, то как бы не вышло в результате бесконечное говорение и никакой реальной работы. Я думаю, что действительно у нас иногда слишком много говорения бывает, но одна из наших задач - именно так организовать работу, чтобы не было много разговоров, а поставить работу деловым образом. Это зависит от организованности школы. Конечно, проводить собрание за собранием, когда нет работы,- это нецелесообразно. Но если работа организована, то сами учащиеся не будут стремиться к постоянным митингованиям. Весь вопрос в том, как наиболее обдуманно и целесообразно организовать работу.
Тут есть такая записка: «Представитель в школьный совет должен ли участвовать во всех школьных организациях или не во всех? Как это сделано в Москве?» Я должна признаться, что я не знаю, как в Москве это организовано. Я думаю, что он должен быть в курсе всех дел, но чтобы перегрузки все-таки не получилось. Во всех организациях принимать участие - это непосильно одному представителю.
Относительно полового воспитания. Если говорить на эту тему, то нужно было бы делать отдельный доклад. Я позволю себе этого не касаться, так как это не имеет отношения к теме. Важно, чтобы мальчики и девочки в равной мере были привлечены к работе, и думается, что на общей совместной работе должны создаться нормальные отношения и исчезнут все те явления, которые мы наблюдали в старой школе, которые мы наблюдали в буржуазной школе. В обыкновенной же школе, где коллективно организована жизнь, я думаю, что совместная работа будет помогать изжитию всех этих ненормальностей. Более детально, я думаю, на этом вопросе не стоит останавливаться.
Затем тут в одной записке говорится: «Как втянуть массу учащихся в работу?» Я не знаю, кем это написано, учащимся или педагогом, но я думаю, что тут-то роль комсомола или пионерской организации особенно важна, чтобы втянуть всех до последнего ребенка и каждому дать какую-нибудь маленькую работу. В этом отношении у комсомольцев есть очень хорошее чутье. Я в прошлом году наблюдала, как они втягивали в работу беспризорных. Самое главное - это дать ребенку хоть кусочек работы, приобщить его к общей работе, и это возбуждает интерес к общей работе. Комсомольцы умели инстинктивно подходить к этому, и это есть один из способов дать возможность всем детям принять участие в общей работе.
Мне пришлось в прошлом году быть на вечере смычки клубов комсомольцев; там один из ребят рассказал про свою прежнюю хулиганскую жизнь, связанную с жизнью шаек и т. п. И он рассказал о своих переживаниях, когда он, начав ходить в клуб молодежи, потому что там играли в футбол, получил однажды приглашение принять участие в обсуждении какого-то вопроса. Этот подросток глубочайшим образом был взволнован тем, что кто-то заинтересовался его мнением. Я думаю, что рассказ этого парнишки лучше всего рисует то, как можно получить сплоченность у учащихся. Привлекать к обсуждению, выработать сообща, обсудить и сформировать общественное мнение, но, конечно, не вечное говорение. Это умение должно выработаться у председателей таких собраний, и нужно сказать, что у молодежи умение участвовать в собраниях вырабатывается все более и более. Можно найти эту линию. Важна выработка коллективного мнения, проверка своего опыта опытом других, важно участие в общей работе.
Тут говорится об общешкольных организациях. Как охватить работу в школе, где 800-900 человек? Я думаю, что всегда надо начинать с мелких коллективов, нужно, чтобы силы укреплялись вначале на работе более ограниченного масштаба, и только постепенно эта работа должна принимать больший размах. Как в таких больших школах организовать работу? Я думаю, все же центр должен быть не в межклассной организации, а именно в классной, групповой организации. Охватить же 800-900 человек - чрезвычайно трудная задача.
В прениях выдвигался вопрос о клубной работе. Мне кажется, что вопрос о клубной работе - это один из тех вопросов, которые имеют большое значение, и тут важно организовать клубный день таким образом, чтобы в эту работу втягивались и нешкольники, чтобы это был день открытых дверей, чтобы в школу могли проникать ребята, которые по тем или другим причинам остались вне школы. Чрезвычайно важно, чтобы сами учащиеся были в эту работу вовлечены, чтобы они обдумывали не только то, что они для себя должны сделать, но и то, что они должны сделать для ребят, оставшихся вне школы. Если бы в прежнее время просто открыть в клубный день двери, то получилось бы то, что получалось в целом ряде школ, а именно: с улиц валила бы публика, которая мешала бы работать. Но думается, что через посредство комсомола, через посредство пионерских отрядов можно приток извне ребят, не посещающих школы, провести организованно, таким образом, чтобы вливались организованные отряды, и тогда работу можно наладить совершенно другим образом. А то, что школы должны в своей общественной работе обращать внимание на молодежь, оставшуюся за стенами школы, мне кажется, это необходимо, потому что прямая обязанность молодежи, попавшей в школу,- позаботиться о молодежи, оставшейся вне школы. Если мы живем в таких условиях, что только небольшая горсточка молодежи может попасть в школу II ступени, то прямая обязанность этих ребят II ступени - заботиться о том, чтобы вовлечь и других ребят в эту работу. Я думаю, что именно в этой работе школьный клубный день мог бы сыграть большую роль. Я не знаю, делались ли где-нибудь такие опыты, но мне кажется, что такой опыт стоит проделать. Например, наши опытные школы должны были бы это проделать, а также это нужно проделать школам наилучше поставленным, с наилучше организованными ребятами. Нужно попробовать, какое влияние на школьников будет иметь такое втягивание ребят, остающихся за стенами школы. Таким образом, я думаю, что клубный день можно организовать и что клубный день надо организовать именно в этом направлении.
Теперь о кружках, об объединении кружков. Тут тов. Тарасов говорил, что они не должны выходить за стены школы. Мы с ним говорили, и выходит так, что он не совсем то хотел сказать относительно юных натуралистов. Для нас вообще естественные науки имеют громадное значение. Их метод - исследовательский метод, когда при помощи наблюдений над конкретными явлениями, при помощи проведения определенного опыта можно прийти к определенному выводу; этот метод имеет громадное значение косвенным образом и для общественных наук. Поэтому если говорить об антирелигиозной пропаганде, то, конечно, невозможно правильным образом поставить эту пропаганду без естествознания. И вот важно, конечно, чтобы кружки юных натуралистов получили у нас права гражданства и широко распространялись. Мы имеем опыт нашей станции юных натуралистов. Там ребята, образующие кружки, ходят по другим школам, рассказывают ребятам о своей работе, и тут, конечно, они выходят за пределы школы. Таким образом, кружок по естествознанию превращается в очаг пропаганды определенных методов естествознания, возбуждает интерес к этой работе. Я думаю, что надо всячески такие кружки поддерживать. Важно, конечно, чтобы не прекращался созыв конференций по этим вопросам, чтобы мог быть обмен опытом. То же можно сказать, и о кружках по электрификации или по радио. Такие технические кружки должны объединяться для обмена опытом. Относительно всесоюзных объединений. Я им не такое большое значение придаю, хотя вреда в них не вижу. Это моя личная точка зрения. Мне думается, что не в них центр тяжести, а центр тяжести должен быть в организации на местах этой работы, в обмене опытом между кружками, в освещении в печати этих вопросов. Не в том дело, чтобы непременно была всесоюзная организация, а важно, чтобы школы, комсомол и пионеры поощряли всячески такие самостоятельные кружки, самостоятельную работу над определенными вопросами, которые сейчас для организации всей нашей хозяйственной жизни страны имеют чрезвычайно важное значение.
В общем и целом впечатление от речей, которые здесь произносились, указывает на то, что над этими вопросами и учительство и молодежь думают и работают. Позвольте закончить мое заключительное слово пожеланием, чтобы коллективная работа учительства и молодежи помогла найти совершенно правильные формы, которые помогут нашему подрастающему поколению вырасти в нужных стране работников.
1925 г.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +