Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Содержание и формы идейно-политического воспитания школьников


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

(...) Педагогические коллективы школ совместно с комсомольскими и пионерскими организациями накопили богатый опыт по воспитанию учащихся на великом ленинском примере в процессе учебных и внеучебных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Учитывая передовой педагогический опыт и результаты научных исследований по изучению в советской школе жизни, деятельности, произведений В. И. Ленина, документов КПСС и Советского государства, педагогам целесообразно сосредоточить внимание на следующих взаимосвязанных направлениях данной работы: изучать жизненный подвиг В. И. Ленина; раскрывать всемирно-историческую роль В. И. Ленина как титана научной мысли и вождя, создателя Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства; показать, что вся жизнь и деятельность В. И. Ленина — образец честности и принципиальности, стойкости в борьбе за идеалы коммунизма; воспитывать у детей и юношества чувство любви и глубочайшего уважения к Владимиру Ильичу Ленину; с учетом возраста и подготовки раскрывать школьникам идеи марксизма-ленинизма, подчеркивать, что ленинизм — это марксизм современной эпохи, единое, целостное, непрерывно развивающееся учение международного рабочего класса; освещать торжество марксизма-ленинизма в общественной практике человечества; ярко раскрывать революционно-преобразующую деятельность КПСС, под руководством которой советский народ строит развитое социалистическое общество; освещать внутреннюю и внешнюю политику КПСС как ленинизм в действии; показывать борьбу братских коммунистических и рабочих партий других стран; раскрывать идейный и нравственный облик коммунистов, соратников и последователей В. И. Ленина; последовательно организовывать практическую деятельность школьников по выполнению ленинских заветов, развивать участие школьников в общественно полезном и производительном труде, в политико-просветительной деятельности, в поисковой работе и т. д.
Работа по изучению жизни, деятельности, произведений В. И. Ленина должна осуществляться на основе учета возрастных возможностей учащихся и углублять знания о В. И. Ленине от одной ступени обучения к другой.
(...) В процессе идейно-политического воспитания с учетом возрастных возможностей необходимо постоянно знакомить пионеров, комсомольцев и школьников с решениями и материалами Пленумов ЦК КПСС, сессий Верховного Совета СССР и союзных республик, последовательно использовать содержание историко-публицистических киноэпопей «Великая Отечественная» и «Всего дороже».
В старших классах необходимо обратить особое внимание на понимание молодыми людьми закономерностей общественного развития, политики партии, формирование у них готовности участвовать в ее осуществлении, с классовых позиций осмысливать явления окружающей жизни.
Учитель располагает большими возможностями к тому, чтобы постоянно развивать интерес молодежи к изучению идейно-теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС.
С помощью комсомольской организации учитель может привлекать старшеклассников к участию в Ленинских уроках, теоретических и научно-практических конференциях по произведениям В. И. Ленина. Педагогическая задача заключается в том, чтобы развивать у молодых людей потребность в политическом самообразовании как методе изучения революционной теории.
(...) В процессе пропаганды политических знаний особое значение имеет наступательный характер форм политического информирования: вечеров вопросов и ответов, встреч за круглым столом, единых политдней, клубов текущей политики, интернациональной дружбы.
Наиболее распространенной формой политического просвещения учащихся среднего и старшего возраста является политинформация. Проводится она учителем, вожатым, комсомольцами или старшими пионерами, последние привлекаются с учетом сложности сообщаемого материала. Формы проведения политинформации различны, их выбор зависит от воспитательных целей и задач информации и от возраста учащихся. Воспитательная ценность политической информации в том, что она проводится систематически и тем самым постоянно поддерживает интерес школьников к событиям общественной внутригосударственной и международной жизни. В ходе политической информации вырабатывается общественное мнение относительно оценки происходящих событий: формируются ценностные ориентации школьников в вопросах политики, развивается их гражданское самосознание.
Привлечение учащихся к непосредственному участию в политинформации стимулирует их работу по расширению политического кругозора. Воспитательный эффект этой формы политического просвещения усиливается при условии тщательной подготовки учителя к проведению информации, его собственной эрудиции в вопросах внешней и внутренней политики, при умелом отборе фактов, средств аргументации наиболее сложных для учащихся событий и фактов, привлечения учащихся класеа к выступлениям.
Методические приемы политического просвещения направлены на то, чтобы отобрать наиболее выразительные аудиовизуальные средства, для того чтобы помочь воспринять, понять и осознать сущность миролюбивой политики Советского государства, достижения социалистической системы народного хозяйства, задачи, которые решает советский народ.
Политическое просвещение учащихся проводится систематически в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы при постоянном усложнении содержания сообразно возрасту школьников.
В связи с тем что современная политическая терминология включает сложные для учащихся понятия, а знания, получаемые ими на уроках истории и обществоведения в старших классах, несколько отстают, необходима большая работа по разъяснению политических терминов и понятий.
(...) Необходимо развивать у учащихся умения и навыки политического самообразования. Большую помощь в этой работе может оказать учитель в отборе учащимися источников информации, которой они повседневно пользуются; в выборе газет, журналов, материалов радио- и телепередач; в обучении их способам работы с периодической печатью и средствами массовой информации, в выборе форм включения в деятельность по передаче усвоенных знаний своим товарищам, младшим пионерам и школьникам.
В политическом просвещении старших школьников большое воспитательное значение имеют молодежные клубы общественно политических знаний. Работа в них способствует расширению политического кругозора юношей и девушек, развитию интереса к социальным, политическим, экономическим, международным вопросам.
Программа работы клубов строится с учетом общественно-политической практики старшеклассников.
Воспитанию у учащихся действенной позиции, непримиримости к буржуазной идеологии способствуют такие формы работы, как диспуты, политические бюллетени, работа с политической каррикатурой.
Участие в различных формах политических занятий должно формировать у юношей и девушек активную гражданскую позицию, непримиримость к недостаткам. В этих целях целесообразно привлекать молодых людей к участию в лекционной работе, в кружках «Учись учиться», в предметных олимпиадах, конкурсах рефератов и сочинений по общественно-политической тематике. Важно повышать ответственность школьников за качество знаний по общественным дисциплинам. Вместе с работниками школьной библиотеки учитель может помочь школьникам в проведении книжных обзоров, выставок новинок общественно-политической литературы и т. д.
Разъяснительная работа в сфере общественно-политических знаний должна сопровождаться политическим обличением антинародной сущности капиталистического строя. Необходимо вскрывать несостоятельность измышлений буржуазной пропаганды по вопросам экономического, социального и духовного развития общества развитого социализма, показывать ее лживую сущность.
Политическое информирование школьной молодежи должно осуществляться последовательно, в определенной системе, с тем чтобы помочь молодым людям самостоятельно ориентироваться в потоке политической информации.
(...) Социалистический патриотизм характеризуется коммунистической целеустремленностью, интернационалистическим характером, преданностью всему содружеству союзных республик, национальной гордостью, достоинством, честью, ненавистью к врагам Советской Родины, готовностью к защите Отечества. На воспитание социалистического патриотизма оказывает влияние образ жизни семьи, учебно-воспитательный процесс школы, разнообразная деятельность пионерской и комсомольской организаций, внешкольных учреждений и широкой общественности.
Школа накопила богатый опыт воспитания советских патриотов. Остановимся лишь на некоторых формах воспитательной рароты по данному направлению.
(...) Собирая материалы для школьных музеев, школьники знакомятся с документами, отражающими яркие страницы летописи советских пятилеток, революционные, боевые и трудовые традиции советских тружеников. Шефские связи школьников с производственными коллективами помогают им лучше понять масштабы современного производства, сложность функций современного рабочего, необходимость высокого уровня образованности и дисциплинированности для качественного производства продукции.
Высокоэффективный, качественный труд является патриотическим долгом советского труженика, и школьник должен быть готов к выполнению этого долга в связи со складывающимся опытом своей жизнедеятельности.
(...) Встречи с воинами Советской Армии, экскурсии в музеи Вооруженных Сил обращают школьников к современным проблемам защиты мира, пробуждают гражданское сознание, готовность к службе в Советской Армии.
Внимание учителя требует морально-политическая, психологическая и военно-техническая подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил. В этих целях необходимо создавать воспитывающие ситуации, стимулирующие развитие у мальчиков и юношей мужества, воли, решительности; расширять сеть технических кружков, развивать военно-технические и другие виды спорта.
(...) Так, в соответствии с программой деятельности отрядов юных Друзей Советской Армии учителя и вожатые знакомят учащихся с историей Вооруженных Сил нашей страны, с героическим прошлым Советской Армии, подвигами ее солдат и командиров, жизнью и подвигами великих полководцев, подвигами героев-земляков; знакомят с жизнью и бытом современной Советской Армии, с различными видами ее вооружения; пионеры и школьники строят модели самолетов, танков, орудий, ракет и другие виды оружия, приобретают навыки маскировки, наблюдения, туризма, учатся сигнализации и связи, первой медицинской помощи, овладевают разнообразными умениями и навыками в спортивной, военной, строевой подготовке.
Начальной военной подготовке школьников способствует их участие во Всесоюзных военно-спортивных играх «Зарничка» (для октябрят), «Зарница» (для пионеров) и «Орленок» (для комсомольцев)
Например, цель игры «Орленок»— помочь старшеклассникам углубить знания и навыки по начальной военной подготовке, овладеть военно-техническими специальностями, успешно сдать экзамены по физической и военно-технической подготовке, а также новые нормы комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Учителя физического воспитания, преподаватели начальной военной подготовки, классные руководители помогают комсомольцам и школьникам в планировании игры, в организации военно-технических кружков, факультативов, спортивных секций. Рекомендуется приглашать в качестве консультантов ветеранов Советской Армии и Флота, шефов воинских частей, представителей советского спорта.
Патриотическое воспитание, осуществляемое в школе, нацелено на то, чтобы сблизить ценностные ориентации старшего и младшего поколений.
(...) Особое значение имеет работа по осознанию учащимися значения русского языка, добровольно принятого советским народом в качестве языка межнационального общения, как важного фактора укрепления социально-политического и идейного единства советского народа, развития и взаимообогащения национальных культур.
В учебно-воспитательном процессе осуществляется большая работа по раскрытию учащимся значения государственных символов СССР — Герба, Флага и Гимна Союза ССР, столицы нашей Родины — Москвы.
Во внеклассной и внешкольной работе по разъяснению учащимся всемирно-исторического значения образования СССР могут использоваться различные формы: политические информации, устные журналы, вечера вопросов и ответов, встречи за «круглым столом», целевые просмотры кинофильмов, театральных спектаклей. Исключительно велико воспитательное значение встреч учащихся с ветеранами социалистического строительства, Великой Отечественной войны, передовиками труда, деятелями советской науки и культуры. Действенный характер формирования патриотизма школьников обеспечивается их участием во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», экспедиции «Летопись Великой Отечественной», операции «Пионерская слава».
Тематика бесед, утренников, вечеров, самых различных клубных мероприятий, лекций, ученических конференций весьма разнообразная.
Так, с учащимися I—III классов примерная тематика соответствующих возрасту форм работы может быть следующая: «Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет», «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей», «В дружной семье народов», «Это он, солдат моей державы, охраняет мир на всей земле», «Герои труда — коммунисты и комсомольцы»; с учащимися IV—VII классов: «Советский Союз — дружная семья равноправных республик», «Люди труда — подлинные хозяева Советского государства», «Трудовые победы народов СССР», «Нерушимая ленинская дружба народов СССР», «Я — гражданин Советского Союза», «Национальное угнетение в странах капитала», «Наша Родина в борьбе за мир», «Пионеры — юные патриоты-интернационалисты»; с учащимися VIII—Х(Х1) классов: «Рождение Союза ССР — результат победы Великой Октябрьской социалистической революции», «Рабочий класс России — ведущая сила интернационального сплочения народов нашей страны», «Построение развитого социалистического общества — результат революционно-преобразующей деятельности народов СССР под руководством ленинской партии», «Красота и величие человека труда», «Советский народ — новая историческая общность людей», «Международное значение образования и успешного развития Союза ССР», «Защита социалистической Родины — священный долг каждого гражданина СССР» и др.
Идеи патриотизма и интернационализма, соответствующие факты их проявления усваиваются школьниками в процессе обучения. Внеучебная и внешкольная деятельность способствует углублению этих знаний и формированию нравственного опыта учащихся.
(...) Вовлечение школьников в общественно значимую многоплановую деятельность позволяет создать необходимые условия для положительного воздействия системы ценностей общества реального социализма на социальные ценности каждой формирующейся личности.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +