Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Движущие силы воспитательного процесса


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Движущие силы воспитательного процесса исследуются многими советскими психологами и педагогами (Н. И. Болдырев, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Г. С. Костюк, Г. И. Щукина, Б. Т. Лихачев и др.). В педагогической теории считают, что движущими силами этого процесса являются присущие ему противоречия.
Достижения педагогической теории, передового опыта школ и учителей обогащают педагогический процесс, но само внедрение передового опыта предполагает отказ от сложившихся, иногда хорошо отрегулированных, но устаревших по существу процессов, что вызывает противоречия между новым и старым.
Организация педагогического процесса строится с учетом его движущих сил: преодоления негативных явлений и фактов, утверждения позитивных тенденций. Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы. Серьезные затруднения в воспитательном процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении учащимися все возрастающей информации. Ограниченность учебного времени и практически неограниченный рост информации, необходимой для плодотворной и разнообразной деятельности, могут сказаться на перенапряженности нервной системы учащихся, их развитии. Вот почему становится необходимым развитие умения ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно пополнять свои знания. Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности. В практике же воспитания нередко недооценивается эмоциональное и волевое развитие личности за счет чрезмерной рационализации обучения. В результате может возникать дисгармония в развитии этих качеств, эмоциональная неразвитость, невоспитанность, разрыв между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями и поведением. Противоречие между словом и делом нередко является следствием переоценки словесных методов воспитания и относительной обособленности их от практического поведения личности.
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Возникающее расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. На разных этапах развития это противоречие проявляется и разрешается по-разному. Типичным его проявлением у школьников является расхождение между их стремлением активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития их физических и психических сил.
Существуют противоречия между уровнем развития личности школьника и образом его жизни, выполняемыми им функциями. Школьник как бы постоянно вырастает из сложившегося образа жизни и стремится к новому положению, к новым видам общественно значимой деятельности. Воспитание только тогда ведет за собой развитие, когда оно способствует реализации этих стремлений. Между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей могут возникать противоречия уже потому, что осознание школьником своих новых нужд осуществляется не одновременно с изменением условий и не всегда соответствует им. Так как процесс осознания предполагает не только понимание, но и определенное эмоциональное отношение, то возможны противоречия между велениями разума и чувств.
Потребности личности могут формироваться и на базе отживших условий и устаревших форм общественных отношений, однако они могут в течение длительного времени (иногда и всю жизнь) побуждать человека к действиям, не отвечающим новым обстоятельствам. Даже в условиях строительства социализма у некоторых людей сохраняется потребность в личном обогащении, стяжательстве, праздной жизни, возникают карьеристские устремления и т. п. В формировании потребностей, таким образом, имеют значение не только внешние и внутренние условия, но и активное сознание личности, ее активная жизненная позиция.
В психолого-педагогической литературе принято классифицировать потребности как материальные, социальные и духовные. В процессе развития и обогащения общественных отношений огромную роль играет культура потребностей. Она является результатом сложного процесса направленного формирования всей мотивационной сферы личности и предполагает не только воспитание разумного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей, но и обогащение системы человеческих потребностей, их социального содержания. К такого рода духовным потребностям относятся потребности в образовании, воспитании, политическом, эстетическом, общекультурном развитии.
В Конституции СССР в статье 20 впервые в истории человечества записано, что государство ставит своей целью расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Реализация этой статьи предполагает высокий уровень социальной активности личности, воспитание у нее потребности в собственном развитии и совершенствовании, в разносторонней деятельности в сфере труда, управления, культуры. Воспитание общественного долга, удовлетворение потребностей человека, реализация его прав невозможны без выполнения обязанностей.
Существует известное противоречие в осознании человеком своих прав и отношении к вытекающим из этих прав обязанностям. Диалектическое единство прав и обязанностей обуславливает развитие общества и каждого человека как единый и цельный процесс. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей в том, что право постоянно переходит в обязанность, а обязанность является необходимым условием реализации права.
Так, основное для социализма право на труд включает в себя право на выбор профессии в соответствии со способностями личности и потребностями общества. Реализация этого права осуществляется на основе материально-технической базы коммунизма, в результате чего преобразуется сфера труда, возрастает уровень его технической оснащенности и интеллектуальной насыщенности, преобразуются виды и формы трудовой деятельности. Вместе с ними развиваются и соответствующие способности человека. Таким образом, преодоление в сознании учащихся противоречия между отношением к правам и обязанностям имеет последствия для всей дальнейшей социальной жизни молодых людей.
Развитие эмоциональной и волевой жизни ребенка, осуществляемое в воспитательном процессе, также имеет свои специфические противоречия. Эмоции, например, по своим характеристикам выступают как противоположности: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, уверенность — сомнение и т. п. Единство и борьба этих противоположностей играют существенную роль в развитии эмоций, в переходе от ситуативных эмоциональных переживаний к устойчивым положительным чувствам. В этом процессе одни эмоции осознаются, закрепляются и преобразуются в чувства посредством других, им противоположных: смелость — через переживание стыда за некоторые свои действия и поступки, любовь к людям — через отвращение к их отрицательным чертам и т. д.. Задача воспитания заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению этих противоречий, укреплять социально ценные чувства, преодолевать противоположные тенденции.
В развитии личности всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление к устойчивости, к сохранению оправдавших себя связей и способов действия, с другой — необходимость их изменения под влиянием изменившихся задач, внешних и внутренних условий существования. Разрешаются эти противоречия путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия индивида со средой.
Такими способами, по мнению Г. С. Костюка, являются обобщенные знания, системы обобщенных умственных операций, легко переносимые на разные ситуации. Подобного рода обобщения складываются и в развивающейся мотивационной сфере личности, обеспечивая правильное, устойчивое ее поведение в варьирующихся жизненных ситуациях, единство слова и поступка Разрешение противоречий в воспитательном процессе достигается путем совершенствования всех сфер жизнедеятельности школьника (учения, труда, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной и других видов деятельности), а также путем совершенствования отношений в сфере общения.

Примерное содержание воспитания школьников

Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы «Примерное содержание воспитания школьников» раскрывают содержание воспитательного процесса, построенного на определенных принципах с учетом системы воспитательных влияний, оказываемых на каждого школьника. Рекомендации пособия исходят из марксистско-ленинского положения о том, что личность формируется в деятельности. В пособии представлены самые разнообразные виды практической деятельности, определены пути и формы включения школьников в рекомендуемую деятельность.
Общие задачи воспитания школьников в рекомендациях классифицированы по следующим направлениям:
формирование основ коммунистического мировоззрения;
воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
воспитание политической сознательности и развитие общественной активности;
воспитание коммунистического отношения к труду и народному достоянию, расширение политехнического кругозора и подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание коммунистической нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения; формирование правосознания и воспитание гражданской ответст ве нности;
воспитание эстетической культуры и развития художественных способностей;
физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
В соответствии с указанными основными направлениями конкретизируются задачи, примерные виды и формы деятельности учащихся I—III, IV—VIII и IX—X классов. Даются также рекомендации по организации воспитательной работы как в общешкольном коллективе, так и в процессе совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности.
Определение конкретного содержания воспитательной работы по каждой школе и каждому классу в «Примерном содержании» осуществляется с учетом их особенностей и условий, уровня воспитанности школьников. «Примерное содержание воспитания школьников» предполагает широкое применение таких пособий и документов, как программа «Ориентир» (рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов), «Азбука нравственного воспитания» и др. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы на различных этапах процесса воспитания: при анализе состояния и организации воспитательной деятельности коллектива, при постановке задач, составлении плана и его выполнения, при учете и контроле. На всех этапах воспитательной работы особое внимание обращается на необходимость преодоления поверхностного подхода, формализма и шаблона в воспитании.
Систематическое и последовательное совершенствование личности ученика — важнейший критерий при оценке результативности воспитательной деятельности. Внимание учителя должно быть сосредоточено на том, как осуществление намеченных воспитательных планов содействует более эффективному формированию у учащихся коммунистических взглядов и убеждений, развитию их интересов, нравственных чувств и стремлений, разумных потребностей, умений и навыков, привычек и черт характера. Готовность школьника к труду, к выполнению гражданских обязанностей перед обществом главное при учете результатов воспитательной работы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +