Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Классно-урочная система обучения


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.
В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, в период средневековья занятия проводились с небольшими группами учащихся. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси в XVI в. (Луцкой, Львовской и др.), Я. А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока.
Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов).
Эта идея несколько позже, в конце XVIII и в начале XIX в., получила распространение в Англии, в так называемой белл-ланкастерской системе, названной по имени предложивших ее авторов — А. Белла и Д. Ланкастера. Система эта, явившаяся выражением общественной потребности в широком охвате молодого поколения элементарным обучением при минимальных затратах, предусматривала одновременную работу учителя с 600 и более учащихся. Роль учителя при этом сводилась к подготовке старших учеников (мониторов), которые проводили учебные занятия с группами младших своих товарищей, наблюдали и контролировали их работу.
Сущность такого обучения хорошо выразила Н. К. Крупская: «Ребенок, знавший три буквы, учил не знавшего ни одной, знавший пять букв, учил знавшего три и т. д. ... Такие школы были очень дешевы, давали они, конечно, минимум знаний... Учение наизусть молитв и текстов из библии занимало в них значительную часть времени». Белл-ланкастерская форма организации обучения широкого применения не получила.
Классно-урочная система оказалась более совершенной, она привлекла внимание многих дидактов и стала применяться во многих странах. Для ее развития много сделали и русские прогрессивные педагоги, например К. Д. Ушинский. Он развил теорию урока. Необходимо, говорил он, чтобы на уроке «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Однако в условиях дореволюционной России осуществить эти идеи в широком масштабе не представлялось возможным.
Одной из попыток активизации познавательной деятельности учащихся была новая форма организации обучения, предложенная в начале века деятельницей народного образования США Е. Паркхерст,— так называемый дальтон-план, позволявший индивидуализировать обучение и предоставлявший возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Возникнув как реакция на извращения классно-урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план носил антинародный характер, опирался на положение о неравенстве умственных способностей и одаренности детей, обусловленных их наследственными задатками, что приводило к дискриминации в обучении детей трудящихся. Дальтон-план требовал отмены уроков, сводил роль учителя к роли консультанта, заменял традиционные классы предметными мастерскими, в которых проводилось индивидуальное обучение детей.
В 20-е гг. некоторые черты дальтон-плана были использованы советскими педагогами в бригадно-лабораторной форме организации обучения. Форма эта отличалась от дальтон-плана сочетанием коллективной работы класса или бригады (части класса) с индивидуальной работой каждого ученика. Однако практическое использование бригадно-лабораторной формы организации обучения привело к прожектерскому распространению ее как единственно возможной, несмотря на наличие в ней существенных пороков.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», принятом 25 августа 1932 г., было отмечено, что ни один метод не может быть признан основным и универсальным методом учебы. Получивший в практике работы школ распространение упомянутый бригадно-лабо-раторный метод, ставший в ряде школ универсальным, сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад. Это привело к извращениям: к обезличке в учебной работе, к снижению роли педагога и игнорированию во многих случаях индивидуальной работы каждого учащегося. В соответствии с этим постановлением в качестве основной формы организации учебной работы устанавливался урок с группой учащихся постоянного состава и определенным расписанием занятий. Это, разумеется, не исключало применения на уроке и групповых форм организации учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они являются рациональными.
Реализуя указанное выше постановление, советская общеобразовательная школа приступила к осуществлению классно-урочной системы обучения, которая обеспечивает успешное выполнение главных задач, поставленных перед школой социалистическим обществом: реализации всеобщего обязательного среднего образования, овладения учащимися основами научных знаний, формирования их научного мировоззрения и качеств личности строителя коммунистического общества.
Классно-урочная система обучения как форма организации учебной работы с учащимися применяется и в общеобразовательных школах братских социалистических стран.
В буржуазных странах общей тенденцией организации образования является сохранение неравенства возможностей обучения для различных социальных слоев населения. С этой целью проповедуется крайний индивидуализм в обучении, обеспечивающий якобы уникальность и неповторимость личности. Многие американские и английские дидакты (Е. Мелби, Р. Ворнер и др.) считают, что учение — это личный индивидуальный процесс и каждый ребенок должен учиться тому, чему он может научиться. В связи с этим требуется обучение детей по сугубо индивидуальным планам и индивидуальными темпами. Поэтому классно-урочная форма организации обучения имеет в буржуазных странах ограниченное применение.
Известное сочетание индивидуального обучения с коллективной работой учащихся в школах США предусматривает так называемый план Трампа — организационная форма обучения, рассчитанная на максимальную индивидуализацию учебного процесса на основе широкого использования технических средств. По мнению автора этого плана — американского педагога Ллойда Трампа, обучение в средней школе должно проводиться в больших группах по 100—150 человек (с использованием лекций и разнообразных технических средств обучения), на что отводится 40% учебного времени, в малых группах по 10—15 человек (с обсуждением лекционного материала, более углубленным изучением отдельных разделов и отработкой умений и навыков), на что отводится 20% времени, и самостоятельно (индивидуальная работа учащихся), на что отводится 40% времени. План Трампа, равно как и другие организационные формы, направленные на крайнюю индивидуализацию обучения, не соответствует духу нашей школы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +