Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные принципы народного образования в СССР


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Система народного образования в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее образование, а также внешкольное воспитание. Ее становление и развитие началось одновременно с возникновением и укреплением первого в мире социалистического государства.
Основные направления и принципы, положенные в основу новой системы народного образования, разработаны в трудах В. И. Ленина, документах Коммунистической партии и Советского правительства, в частности в «Положении о единой трудовой школе» и в «Основных принципах единой трудовой школы». В настоящее время, будучи подтверждены более чем полувековым опытом претворения в жизнь ленинских идей о коммунистическом воспитании, они законодательно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.).
Принципы народного образования — это основные положения, в соответствии с которыми строится вся-система народного образования в стране, вся работа учебно-воспитательных учреждений. В чем состоят принципы, лежащие в основе советской системы народного образования?
1. Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Равноправле народов СССР во всей жизни общества в полной мере осуществляется и в области образования. Во всех союзных и автономных республиках, национальных областях и округах функционируют учебные заведения единых типов, в то же время обеспечено развитие национальных культур. Единые программы, введенные в школах по всей стране, позволяют учащимся беспрепятственно переводиться из школы в школу при переездах семей из одной местности в другую.
2. Обязательность образования для всех детей и подростков. В СССР принят закон о всеобщем обязательном восьмилетнем образовании для всех детей до 15-летнего возраста. Родители и заменяющие их лица обязаны строго его выполнять. XXIV съезд КПСС принял постановление о завершении к 1975 г. перехода на всеобщее среднее образование. Окончившие VIII класс смогут продолжить образование в IX классе общеобразовательной школы, либо поступить в среднее специальное учебное заведение, либо пойти учиться в среднее профессионально-техническое училище, дающее наряду с обучением профессии и законченное среднее образование, или, овладев профессией и поступив на работу, продолжать учебу в школах для работающей молодежи.
3. Государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. 30 мая 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет, в котором говорилось: «Для преобразования учебно-воспитательного дела, объединения и обновления его на началах новой педагогики и социализма все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения... а также и учреждения дошкольного воспитания и внешкольного образования, казенные, общественные и частные, передаются в ведомство Народного Комиссариата по просвещению» (1). Этим был положен конец существованию различных ведомственных и частных учебных заведений. Еще раньше, И декабря 1917 г., Лениным был подписан декрет о передаче всего дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Наркомпроса. Таким путем обеспечивалось планирование работы учебных заведений всех типов, рациональное размещение их по стране, а главное — осуществление коммунистического воспитания и образования, соответствующее руководство и контроль за работой, устраняющие всякую случайность и разнобой в деятельности учреждений народного образования.
4. Свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР. Родители или заменяющие их лица могут выбирать для своих детей такую школу, где обучение ведется на желаемом им языке. Кроме того языка, на котором в школе ведется преподавание, учащиеся могут по желанию изучать язык другого народа СССР.
5. Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи. В СССР учащимся общеобразовательных школ из семей малообеспеченных родителей государство оказывает материальную помощь, а обучающимся в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях выплачивает стипендии; для них организуются общежития, удешевленные столовые, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря.
6. Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений. В стране установлена единая система школ, доступная для всех детей независимо от общественного или имущественного положения родителей. Все звенья системы учебно-воспитательных учреждений, от детского сада до высших учебных заведений, образуют преемственную связь и создают возможность беспрепятственного перехода из низшей ступени в высшую благодаря согласованности их учебных планов и программ.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Хрестоматия по педагогике. М., 1972, с. 162—163.
-------------------------------------------------------------------------------
7. Единство обучения и коммунистического воспитания; со-трудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи. В школах и в других учебных заведениях учащиеся (студенты) овладевают знаниями, умением и навыками, у них формируется коммунистическое мировоззрение, воспитываются высокие моральные качества, обеспечивается всестороннее развитие детей и молодежи. Для осуществления согласованного влияния на учащихся школа привлекает для совместной воспитательной работы родителей, государственные предприятия, организации и учреждения, колхозы, профсоюзные, кооперативные, комсомольские и другие общественные организации. При этом органы народного образования вместе с соответствующими общественными организациями обеспечивают распространение педагогических знаний среди населения и оказывают педагогическую помощь родителям в воспитании детей и подростков.
8. Связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Этот принцип предполагает разностороннее ознакомление учащихся с жизнью при изучении основ наук, в различных видах внеучебной воспитательной работы, а также вовлечение детей и молодежи в активную общественно полезную деятельность. Учащиеся таким путем знакомятся с общественно-политическими событиями, происходящими в нашей стране и на мировой арене, с проявлениями изучаемых ими общественных и естественнонаучных закономерностей, видят жизненную необходимость их познания и применения теоретических знаний на практике. Приобщение детей и молодежи к борьбе советского народа за коммунистическое преобразование жизни обеспечивает воспитание у них общественной активности, формирование психологической и практической готовности включиться в общественную жизнь.
9. Научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Стоящая перед системой народного образования задача подготовки высокообразованных, всесторонне развитых строителей коммунизма требует изучения учащимися прочно установленных в науке положений и вместе с тем постоянного обогащения содержания образования последними достижениями в области научных знаний, техники и культуры. В то же время школы и другие учебные заведения призваны воспитывать у подрастающего поколения познавательные потребности и интересы, стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений.
10. Гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания. Каждый шаг обучения во всех типах учебных заведений, вся проводимая в них воспитательная работа направлена на формирование у детей и молодежи высокого морального облика, самых гуманных жизненных перспектив.
Предъявляемые к учащимся строгие требования и контроль за их поведением неукоснительно сочетаются с проявлением уважения, чуткого, и доверчивого отношения к ним. Советское законодательство о народном образовании, указывая на обязанности учащихся и студентов (овладевать знаниями и навыками, повышать свой идейный и культурный уровень, участвовать в общественной жизни, проявлять дисциплинированность и т. д.), предусматривает предоставление им права широкого участия через свои общественные организации в обсуждении вопросов, связанных с учебными занятиями, трудовой деятельностью, бытом и др.
11. Совместное обучение лиц обоего пола. Принцип общедоступности образования для всех граждан независимо от их пола отражается в осуществлении в СССР совместного обучения мальчиков и девочек, юношей и девушек. Исключение составляют лишь некоторые специальные (профессиональные) учебные заведения, в которых организовано обучение по таким профессиям, которые противопоказаны для женщин в силу анатомо-физиологических особенностей их организма.
12. Светский характер образования, исключающий влияние религии, безусловное отделение учебных заведений от церкви; запрещение преподавания в них религиозных вероучений. Этим созданы предпосылки для распространения среди народа подлинно научного объяснения всех явлений в природе и общественной жизни, для борьбы с религиозными предрассудками и суевериями, тормозящими культурное развитие общества, формирование коммунистической сознательности и научного мировоззрения.
Принципы, на которых основана система народного образования в СССР, являются самыми демократичными в мире. Ими руководствуются страны социалистического содружества. На них ориентируются и страны, освободившиеся от колониального гнета, вставшие на путь демократического развития.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +