Успехи, достигнутые советской педагогикой за более чем полувековой период ее существования, и реальность планов на яредстоящие годы, глубокая уверенность в выполнении стоящих перед нею задач обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследования, опираясь на марксистско-ленинскую методологию. Методология науки — это ее область, которая изучает методы научных исследований и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой, присущий ей предмет исследования, пользуется, естественно, специфическими для нее методами исследования, характер которых определяется особенностями содержания и стоящими перед исследованием задачами. Однако существует всеобщая методология научного познания, составляющая принципиальную основу разработки вопросов методологии внутри каждой науки. Такой всеобщей методологией является материалистическая диалектика. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным материалистическая диалектика прежде всего утверждает материальность мира, находящегося в постоянном движении и развитии в соответствии с естественными законами, объективно присущими явлениям природы или общества без какого-либо участия сверхъестественных сил в каких бы то ни было формах (бог, дух, абсолютная идея и т. д.). Материалистическое понимание мира принципиально противоположно идеалистическому, которое объясняет процессы, протекающие в природе и обществе, влиянием некоего духовного начала, т. е. считает основой реального мира духовную сущность. Вместе с тем материалистическая диалектика раскрывает общие, присущие всему объективному миру, свойства вещей и явлений, наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, процесса познания и преобразования действительности. Таким самым существенным всеобщим свойством реального мира является всеобщая связь всего сущего, а отсюда необходимость рассматривать любое явление во взаимозависимости и теснейшей взаимосвязи, а не обособленно от других. Только при этом условии оно может быть глубоко, правильно познано. Наиболее общими, присущими всем процессам и в природе, и в обществе, и в мышлении человека являются причинно-следственные, внутренние и внешние, существенные и несущественные связи. Разумеется, что во всех случаях связи изучаемого явления нужно рассматривать конкретно, с учетом его специфики. Исследуя такой, например, вопрос, как преодоление второгодничества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отстающего ученика. В одном случае, возможно, сказался продолжительный перерыв у школьника в учебных занятиях в связи с длительной болезнью или переездом семьи. В другом случае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и образовавшаяся в силу нерадивого отношения к учению запущенность в знаниях или неумение учиться (работать с книгой, сосредоточиваться на работе, размышлять, запоминать учебный материал, организовывать свое время). А может быть, причину следует искать в отсутствии требовательности и контроля за учеником со стороны родителей, в неблагоприятных условиях жизни в семье. Но чаще всего здесь влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснения учителя, а сам не сумел разобраться в изучаемом материале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпались неудачи, «двойки». Нараставшее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропал интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, что и выправлять положение нужно, учитывая связь всех тех факторов, под влиянием которых у ученика сложилось неправильное отношение к учебе. Общим свойством, присущим всему миру как форме существования материи, является движение. Все в мире находится в постоянном движении, изменении, в переходах из одного состояния в другое. «Движение, — отметил Ф. Энгельс, — рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (1). В одних случаях движение носит прогрессивный характер, протекает как бы по восходящей линии, от низшего уровня к высшему, в других случаях, наоборот, проходит по нисходящим путям, от сложного к простому, к распаду. Переход материи из одного состояния в другое, качественно более совершенное, является развитием. Диалектика изучает всеобщие законы движения и развития материального мира и человеческого мышления. Одним из основных таких законов является закон единства и борьбы противоположностей. Он выражает присущее всем явлениям реального мира взаимодействие внутренних противоположностей, их возникновение, становление и разрешение, благодаря чему, собственно, и протекает развитие. Противоположности — это противостоящие друг другу стороны, или тенденции, внутри самого явления. Они как бы исключают друг друга. Но вместе с тем обусловливают одна другую. Те или иные противоположности имеются во всех явлениях действительности, например: ассимиляция и диссимиляция в клетках, возбуждение и торможение в организме, наследственность и изменчивость в природе и у человека, пролетариат и буржуазия в классовом обществе и т. д. Противоположности взаимодействуют между собой, противостоят друг другу, вступают во внутреннюю борьбу. Борьба противоположностей служит источником и движущей силой развития реального мира. Такими противоположностями, которые служат движущей силой развития личности ребенка и всемерно учитываются в воспитании и обучении, чаще всего являются возникающие у него новые потребности в чем-либо и имеющиеся в данный момент возможности их удовлетворения. Например, возникшая у школьника под влиянием тех или иных мотивов (интерес, осознанная необходимость, подчинение требованию учителя и др.) потребность овладеть определенным знанием побуждает его к активной познавательной деятельности, проявлению необходимых для этого усилий, использованию познавательных умений и имеющихся знаний, без которых нельзя осмыслить это новое. Проявляя соответствующие внутренние усилия, он удовлетворяет возникшую познавательную потребность и таким путем поднимается в своем умственном развитии на ступеньку выше. Учитывая имеющиеся у ребенка возможности (достигнутый уровень его развития), учитель (воспитатель) путем прямых или косвенных влияний стимулирует у него возникновение новой потребности и руководит ее удовлетворением, т. е. вызывает
--------------------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс. Ф, Соч. Изд. 2-е, т. 20, с, 391.
-------------------------------------------------------------------------------------- возникновение внутренних противоречий и руководит их разрешением.
Другим основным законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет и явление имеет определенное качество, т. е. характеризующие их признаки, свойства, особенности, которыми они отличаются от других предметов и явлений и вместе с тем позволяют объединить их в те или иные общности. С изменением признаков предмета наступает коренное его изменение, он становится качественно, иным. Наряду с качеством все предметы и явления обладают количественной характеристикой. Количественная характеристика выражает пространственно-временные свойства предмета, величину, число, степень проявления того или иного признака. Выявляются они в процессе измерения и исчисления. Количественные характеристики предметов и явлений находятся в единстве с их качественными характеристиками. Изменение количественных характеристик, достигшее определенного предела, приводит к изменению и качества предмета или явления, т. е. количественные изменения переходят в качественные и обратно. «... в природе,— писал Ф. Энгельс, — качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (1). И в общественной жизни развитие совершается по закону перехода количественных изменений в качественные. Но и качественные изменения влекут за собой количественные изменения, т. е. количество переходит в качество, а качество в количество. Так, чтобы сохранить в памяти изучаемый учебный материал, ученик должен несколько раз его повторить, а если стоит задача научиться применять его на практике, то и выполнить ряд упражнений, решить задачи. Заучивая, например, стихотворение, школьник при каждом повторении все полнее и вернее его воспроизводит и, наконец, в определенный момент достигает желаемого качества — стихотворение выучено. В результате успешного овладения из года в год установленным школьными программами объемом знаний, умений и навыков качественно иным становится уровень образованности ученика по мере перехода из класса в класс. В общем виде его образование характеризует тип того учебного заведения, которое он закончил (восьмилетняя школа, средняя общеобразовательная школа, техникум, вуз), а качественную характеристику в известной степени дают получаемые им в процессе учебы оценки успеваемости.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К; и Энгельс Ф. Соч, Изд. 2-е, т. 20, с. 385.
--------------------------------------------------------------------------------
С двумя рассмотренными выше основными законами диалектики тесно связан третий — закон отрицания отрицания. Отрицание понимается как такой момент развития в природе, обществе или человеческом мышлении, когда отжившие (устаревшие) свойства или признаки, характерные для данного состояния, преодолеваются (отрицаются) новым, более современным. Нельзя считать отрицание простым уничтожением. Отрицание — это «снятие» одной (низшей) ступени развития другой, более высокой, с сохранением ценного, что образовалось на предыдущих этапах развития. Новые формы развития сохраняют в себе старые в «снятом» виде. Все существующие в настоящее время виды животных и растений образовались из соответствующих видов, имевших место в прошлом, в результате «снятия» (отрицания) тех или иных признаков, свойств организма при смене поколений в процессе эволюции. В общественном развитии на смену одному способу производства приходит другой (старый отрицается новым), однако производительные силы сохраняются, создавая базу для дальнейшего их развития при новом способе производства. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин подчеркнул диалектическую преемственность в развитии культуры: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» (1). Следовательно, сущностью отрицания является преемственность в процессе развития, когда новая, более совершенная ступень, возникнув, сохраняет из предыдущей ступени все положительное. Но новая ступень, развиваясь, через какой-то отрезок времени с неизбежностью устаревает и в свою очередь подвергается отрицанию, смене новым. Наступает отрицание отрицания. Проявление этого закона (отрицания отрицания) можно представить как спиралевидный процесс, где в бесконечном развитии данного явления каждый последующий виток как бы повторяет предыдущие витки, но на новом, более совершенном уровне, характеризуя неодолимость нового в процессе развития. Все эти законы диалектики в своей совокупности выражают наиболее общее в сущности, в связях и тенденциях развития всего многообразия явлений и процессов в реальном мире. Изучение их проявления в конкретных условиях позволяет вскрыть законы природы и общественной жизни, правильно и глубоко познавать сущность того или иного явления, оценивать влияние различных факторов на его протекание, осмысливать направленность развития, а на этой основе — прогнозировать, предви-
-------------------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.— Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 304—305.
------------------------------------------------------------------------------
деть будущее и принимать в практической деятельности меры к оптимальному решению вставших задач. Применение принципов марксистско-ленинской философии в исследовании педагогических проблем обеспечивает подлинно научный, обусловленный диалектико-материалистическим мировоззрением подход к рассмотрению явлений воспитания и обучения, а вместе с тем использование таких методов исследования, которые позволяют с наибольшей глубиной и полнотой изучать те или иные вопросы, составляющие содержание педагогической науки. Но нельзя механически применять методы диалектики в решении конкретных проблем той или иной науки, в частности педагогики. Будучи всеобщей методологией научного познания, материалистическая диалектика сама по себе еще не дает готовых решений всех задач, встающих в тех или иных областях научных знаний. Задача каждой науки состоит в разработке специальной, присущей ей методологии на основе всеобщей методологии познания, чем является материалистическая диалектика. Успешное развитие любой науки, исследующей определенную область действительности, находится в прямой зависимости от разработки ее методологии.
Методология педагогики — это исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. За последние годы внимание к разработке вопросов методологии педагогики значительно возросло. Это обусловлено прежде всего повышением роли воспитания и образования членов развитого социалистического общества, и особенно молодежи. Большое значение приобретает разработка методологических проблем в педагогической науке и в связи с расширением комплексных исследований многих аспектов воспитания и образования с позиции разных наук, а не только педагогики (философии, социологии, психологии, физиологии, кибернетики и др.). В этом случае совершенно необходима четкая методологическая основа, единство отправных положений и ведущих принципов в подходе к предмету исследования. Наконец, нельзя не учитывать не прекращающуюся в мире идеологическую борьбу, получающую все большее и большее развитие и в области педагогической науки.
Среди важных методологических проблем педагогики находится выяснение предмета педагогики как науки, проблема цели воспитания и образования, ее источников, анализ социальных аспектов воспитания и образования, связь педагогики с идеологией. Большое значение имеет проблема роли социального и биологического начал в развитии человека, исследования источников и движущих сил развития и формирования личности, многоплановая проблема «Коллектив и личность», вопросы прогнозирования развития системы воспитания и образования, а в частности школы, с ориентацией на два-три десятилетия вперед и др.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.