Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методологические основы педагогики


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Успехи, достигнутые советской педагогикой за более чем полувековой период ее существования, и реальность планов на яредстоящие годы, глубокая уверенность в выполнении стоящих перед нею задач обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследования, опираясь на марксистско-ленинскую методологию.
Методология науки — это ее область, которая изучает методы научных исследований и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой, присущий ей предмет исследования, пользуется, естественно, специфическими для нее методами исследования, характер которых определяется особенностями содержания и стоящими перед исследованием задачами. Однако существует всеобщая методология научного познания, составляющая принципиальную основу разработки вопросов методологии внутри каждой науки. Такой всеобщей методологией является материалистическая диалектика.
Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным материалистическая диалектика прежде всего утверждает материальность мира, находящегося в постоянном движении и развитии в соответствии с естественными законами, объективно присущими явлениям природы или общества без какого-либо участия сверхъестественных сил в каких бы то ни было формах (бог, дух, абсолютная идея и т. д.). Материалистическое понимание мира принципиально противоположно идеалистическому, которое объясняет процессы, протекающие в природе и обществе, влиянием некоего духовного начала, т. е. считает основой реального мира духовную сущность. Вместе с тем материалистическая диалектика раскрывает общие, присущие всему объективному миру, свойства вещей и явлений, наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, процесса познания и преобразования действительности. Таким самым существенным всеобщим свойством реального мира является всеобщая связь всего сущего, а отсюда необходимость рассматривать любое явление во взаимозависимости и теснейшей взаимосвязи, а не обособленно от других. Только при этом условии оно может быть глубоко, правильно познано. Наиболее общими, присущими всем процессам и в природе, и в обществе, и в мышлении человека являются причинно-следственные, внутренние и внешние, существенные и несущественные связи.
Разумеется, что во всех случаях связи изучаемого явления нужно рассматривать конкретно, с учетом его специфики. Исследуя такой, например, вопрос, как преодоление второгодничества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отстающего ученика. В одном случае, возможно, сказался продолжительный перерыв у школьника в учебных занятиях в связи с длительной болезнью или переездом семьи. В другом случае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и образовавшаяся в силу нерадивого отношения к учению запущенность в знаниях или неумение учиться (работать с книгой, сосредоточиваться на работе, размышлять, запоминать учебный материал, организовывать свое время). А может быть, причину следует искать в отсутствии требовательности и контроля за учеником со стороны родителей, в неблагоприятных условиях жизни в семье. Но чаще всего здесь влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснения учителя, а сам не сумел разобраться в изучаемом материале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпались неудачи, «двойки». Нараставшее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропал интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, что и выправлять положение нужно, учитывая связь всех тех факторов, под влиянием которых у ученика сложилось неправильное отношение к учебе.
Общим свойством, присущим всему миру как форме существования материи, является движение. Все в мире находится в постоянном движении, изменении, в переходах из одного состояния в другое. «Движение, — отметил Ф. Энгельс, — рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (1). В одних случаях движение носит прогрессивный характер, протекает как бы по восходящей линии, от низшего уровня к высшему, в других случаях, наоборот, проходит по нисходящим путям, от сложного к простому, к распаду. Переход материи из одного состояния в другое, качественно более совершенное, является развитием.
Диалектика изучает всеобщие законы движения и развития материального мира и человеческого мышления. Одним из основных таких законов является закон единства и борьбы противоположностей. Он выражает присущее всем явлениям реального мира взаимодействие внутренних противоположностей, их возникновение, становление и разрешение, благодаря чему, собственно, и протекает развитие.
Противоположности — это противостоящие друг другу стороны, или тенденции, внутри самого явления. Они как бы исключают друг друга. Но вместе с тем обусловливают одна другую. Те или иные противоположности имеются во всех явлениях действительности, например: ассимиляция и диссимиляция в клетках, возбуждение и торможение в организме, наследственность и изменчивость в природе и у человека, пролетариат и буржуазия в классовом обществе и т. д. Противоположности взаимодействуют между собой, противостоят друг другу, вступают во внутреннюю борьбу. Борьба противоположностей служит источником и движущей силой развития реального мира.
Такими противоположностями, которые служат движущей силой развития личности ребенка и всемерно учитываются в воспитании и обучении, чаще всего являются возникающие у него новые потребности в чем-либо и имеющиеся в данный момент возможности их удовлетворения. Например, возникшая у школьника под влиянием тех или иных мотивов (интерес, осознанная необходимость, подчинение требованию учителя и др.) потребность овладеть определенным знанием побуждает его к активной познавательной деятельности, проявлению необходимых для этого усилий, использованию познавательных умений и имеющихся знаний, без которых нельзя осмыслить это новое. Проявляя соответствующие внутренние усилия, он удовлетворяет возникшую познавательную потребность и таким путем поднимается в своем умственном развитии на ступеньку выше. Учитывая имеющиеся у ребенка возможности (достигнутый уровень его развития), учитель (воспитатель) путем прямых или косвенных влияний стимулирует у него возникновение новой потребности и руководит ее удовлетворением, т. е. вызывает
--------------------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс. Ф, Соч. Изд. 2-е, т. 20, с, 391.
--------------------------------------------------------------------------------------
возникновение внутренних противоречий и руководит их разрешением.
Другим основным законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет и явление имеет определенное качество, т. е. характеризующие их признаки, свойства, особенности, которыми они отличаются от других предметов и явлений и вместе с тем позволяют объединить их в те или иные общности. С изменением признаков предмета наступает коренное его изменение, он становится качественно, иным. Наряду с качеством все предметы и явления обладают количественной характеристикой. Количественная характеристика выражает пространственно-временные свойства предмета, величину, число, степень проявления того или иного признака.
Выявляются они в процессе измерения и исчисления. Количественные характеристики предметов и явлений находятся в единстве с их качественными характеристиками. Изменение количественных характеристик, достигшее определенного предела, приводит к изменению и качества предмета или явления, т. е. количественные изменения переходят в качественные и обратно. «... в природе,— писал Ф. Энгельс, — качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (1). И в общественной жизни развитие совершается по закону перехода количественных изменений в качественные.
Но и качественные изменения влекут за собой количественные изменения, т. е. количество переходит в качество, а качество в количество. Так, чтобы сохранить в памяти изучаемый учебный материал, ученик должен несколько раз его повторить, а если стоит задача научиться применять его на практике, то и выполнить ряд упражнений, решить задачи. Заучивая, например, стихотворение, школьник при каждом повторении все полнее и вернее его воспроизводит и, наконец, в определенный момент достигает желаемого качества — стихотворение выучено. В результате успешного овладения из года в год установленным школьными программами объемом знаний, умений и навыков качественно иным становится уровень образованности ученика по мере перехода из класса в класс. В общем виде его образование характеризует тип того учебного заведения, которое он закончил (восьмилетняя школа, средняя общеобразовательная школа, техникум, вуз), а качественную характеристику в известной степени дают получаемые им в процессе учебы оценки успеваемости.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К; и Энгельс Ф. Соч, Изд. 2-е, т. 20, с. 385.
--------------------------------------------------------------------------------
С двумя рассмотренными выше основными законами диалектики тесно связан третий — закон отрицания отрицания. Отрицание понимается как такой момент развития в природе, обществе или человеческом мышлении, когда отжившие (устаревшие) свойства или признаки, характерные для данного состояния, преодолеваются (отрицаются) новым, более современным. Нельзя считать отрицание простым уничтожением. Отрицание — это «снятие» одной (низшей) ступени развития другой, более высокой, с сохранением ценного, что образовалось на предыдущих этапах развития.
Новые формы развития сохраняют в себе старые в «снятом» виде. Все существующие в настоящее время виды животных и растений образовались из соответствующих видов, имевших место в прошлом, в результате «снятия» (отрицания) тех или иных признаков, свойств организма при смене поколений в процессе эволюции. В общественном развитии на смену одному способу производства приходит другой (старый отрицается новым), однако производительные силы сохраняются, создавая базу для дальнейшего их развития при новом способе производства.
В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин подчеркнул диалектическую преемственность в развитии культуры: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» (1).
Следовательно, сущностью отрицания является преемственность в процессе развития, когда новая, более совершенная ступень, возникнув, сохраняет из предыдущей ступени все положительное. Но новая ступень, развиваясь, через какой-то отрезок времени с неизбежностью устаревает и в свою очередь подвергается отрицанию, смене новым. Наступает отрицание отрицания. Проявление этого закона (отрицания отрицания) можно представить как спиралевидный процесс, где в бесконечном развитии данного явления каждый последующий виток как бы повторяет предыдущие витки, но на новом, более совершенном уровне, характеризуя неодолимость нового в процессе развития.
Все эти законы диалектики в своей совокупности выражают наиболее общее в сущности, в связях и тенденциях развития всего многообразия явлений и процессов в реальном мире. Изучение их проявления в конкретных условиях позволяет вскрыть законы природы и общественной жизни, правильно и глубоко познавать сущность того или иного явления, оценивать влияние различных факторов на его протекание, осмысливать направленность развития, а на этой основе — прогнозировать, предви-
-------------------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.— Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 304—305.
------------------------------------------------------------------------------
деть будущее и принимать в практической деятельности меры к оптимальному решению вставших задач.
Применение принципов марксистско-ленинской философии в исследовании педагогических проблем обеспечивает подлинно научный, обусловленный диалектико-материалистическим мировоззрением подход к рассмотрению явлений воспитания и обучения, а вместе с тем использование таких методов исследования, которые позволяют с наибольшей глубиной и полнотой изучать те или иные вопросы, составляющие содержание педагогической науки.
Но нельзя механически применять методы диалектики в решении конкретных проблем той или иной науки, в частности педагогики. Будучи всеобщей методологией научного познания, материалистическая диалектика сама по себе еще не дает готовых решений всех задач, встающих в тех или иных областях научных знаний. Задача каждой науки состоит в разработке специальной, присущей ей методологии на основе всеобщей методологии познания, чем является материалистическая диалектика. Успешное развитие любой науки, исследующей определенную область действительности, находится в прямой зависимости от разработки ее методологии.
Методология педагогики — это исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. За последние годы внимание к разработке вопросов методологии педагогики значительно возросло. Это обусловлено прежде всего повышением роли воспитания и образования членов развитого социалистического общества, и особенно молодежи.
Большое значение приобретает разработка методологических проблем в педагогической науке и в связи с расширением комплексных исследований многих аспектов воспитания и образования с позиции разных наук, а не только педагогики (философии, социологии, психологии, физиологии, кибернетики и др.). В этом случае совершенно необходима четкая методологическая основа, единство отправных положений и ведущих принципов в подходе к предмету исследования. Наконец, нельзя не учитывать не прекращающуюся в мире идеологическую борьбу, получающую все большее и большее развитие и в области педагогической науки. Среди важных методологических проблем педагогики находится выяснение предмета педагогики как науки, проблема цели воспитания и образования, ее источников, анализ социальных аспектов воспитания и образования, связь педагогики с идеологией. Большое значение имеет проблема роли социального и биологического начал в развитии человека, исследования источников и движущих сил развития и формирования личности, многоплановая проблема «Коллектив и личность», вопросы прогнозирования развития системы воспитания и образования, а в частности школы, с ориентацией на два-три десятилетия вперед и др.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +