Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предмет педагогики


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании. Приступая к ее изучению, нужно прежде всего дать определение самим понятиям «воспитание», «обучение» и «образование». В литературе существуют различные точки зрения по вопросу о том, что включают в себя эти понятия.
Рассмотрим, что следует понимать под воспитанием. Это понятие определяется по-разному. Одни понимают под воспитанием процесс формирования личности, другие утверждают, что воспитание — это воздействие воспитателя на воспитуемого. Ни с тем, ни с другим толкованием сущности воспитания согласиться нельзя. Не следует отождествлять понятия «воспитание» и «формирование» личности. Под словом «формирование» понимается придание чему-либо законченности, устойчивости, зрелости. Личность человека формируется не только в результате целеустремленных действий учителей, воспитателей, родителей, но и нерегулируемых влияний среды и отдельных лиц, среди которых имеют место и отрицательные. Общество заинтересовано в том, чтобы сделать процесс формирования личности в максимальной степени управляемым. С этой целью и организуется воспитание, создаются соответствующие воспитательно-образовательные учреждения, используется богатый арсенал многообразных средств.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что когда речь идет о формировании чего-либо (железнодорожного состава, воинской части или какого-нибудь декоративного кустарника в парке), то все решает внешнее (по отношению к формируемому) действие человека. Например, садовник берет в руки ножницы или секатор и с их помощью придает кусту желаемую форму, или составитель железнодорожного состава, используя маневровый тепловоз, переставляет вагоны в заданном порядке. Когда же речь идет о формировании личности человека или его отдельных качеств, то необходимо всегда учитывать, что это внутренний процесс определенных качественных изменений. Сформированная черта личности — это не внесенная извне добавка к тому, что было, не пристройка и не надстройка над тем, что имелось, а перестройка имевшегося, переход его в новое качество, более совершенное.
Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель путем внешнего влияния (слова, примера, созданных условий) побуждает к определенной деятельности или предотвращает нежелаемые действия. Но для того чтобы воспитанник начал проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть им осознано; превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, сознание необходимости, желание, интерес и др.). «Все, что приводит людей в движение,— отметил Ф. Энгельс,— должно пройти через их голову...» (1).
Воспитатели (учителя, родители и др.) стараются в соответствии с поставленными перед ними целями воспитания, используя прямые и косвенные влияния на воспитуемых, организовать такую их деятельность, чтобы в результате у детей сформировались желаемые обществу качества личности. Но свести воспитание только к воздействию воспитателя на личность воспитуемого нельзя. К тому же слово «воздействие» употребляется в русском языке обычно тогда, когда речь идет о прямом внешнем побуждении к чему либо. У учителя (воспитателя) это его речь и в какой-то мере личный пример. Конечно, среди многообразных способов влияния на воспитуемых прямые воздействия занимают не малое место, и их никак нельзя недооценивать. Однако свести к ним всю воспитательную работу было бы ошибкой. Здесь следует учитывать большое значение различных косвенных влияний, организуемых и направляемых воспитателем, огромную воспитательную роль коллектива, роль общественных организаций в формировании личности советских людей и т. д. Но это отнюдь не является основанием для.того, чтобы считать воспитанием и неуправляемые влияния на ребенка, тем более что среди таких неуправляемых влияний имеют место и отрицательные.
Поэтому нельзя согласиться с тенденцией рассматривать все виды влияний на формирование личности, как целенаправленных, т. е. управляемых, так и неуправляемых, т. е. действующих стихийно, «воспитанием в широком смысле слова», противопоставляя ему понятие «воспитание в узком смысле слова», имея в этом случае в виду лишь целеустремленные действия воспитателя.
Ребенок появляется на свет, обладая природными задатками, т. е. врожденными анатомо-физиологическими предпосылками развития своего организма. Сами по себе эти биологические данные (кроме некоторых случаев врожденной неполноценности организма, уродств) еще не решают, что будет представлять собой человек, когда вырастет. Вступая с момента рожде-
-------------------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К, иЭнгельс Ф, Соч. Изд. 2-е, т. 21, с, 308.
-------------------------------------------------------------------------------------
ния в соприкосновение с окружающей средой, ребенок включается в разнообразные виды деятельности, в различные отношения и связи. В процессе разных форм и видов соприкосновения со средой, т. е. в процессе деятельности ребенка, а затем и взрослого человека, в конкретной социальной среде у него развиваются (а в других условиях, наоборот, не получают развития) природные задатки и на их основе формируются многообразные свойства и качества.
Деятельность и взрослого и ребенка, те соприкосновения с жизнью, в процессе и в результате которых протекает развитие и формирование личности, чрезвычайно варьируются. Они могут иметь различное содержание, протекать в разных социальных условиях, быть разной степени длительности, отличаться разной степенью активности.
Поскольку общество крайне заинтересовано в том, чтобы все его члены обладали определенными качествами личности, оно старается не допустить стихийности в становлении личности своих граждан. Общество стремится организовать и руководить этим процессом.
Таким образом, воспитание — это целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества в характере воспитанности своих членов.
Обратимся теперь к другому основному педагогическому понятию — обучению.
Обучение — это двусторонний процесс, включающий усвоение учениками знаний, умений и навыков (учение) и руководство учителя этой деятельностью (преподавание).
Поскольку воспитание — это управление процессом формирования личности, постольку оно неизбежно предполагает передачу воспитанникам общественно-исторического опыта, т. е. накопленных человечеством научных и технических знаний, этических норм, политических взглядов, трудовых умений и навыков, богатства "искусства и литературы, норм поведения в быту и др. В этом смысле более широкое понятие «воспитание» включает в себя «обучение».
Но нельзя обучение — передачу подрастающему поколению общественно-исторического опыта — рассматривать как такой процесс, где обучающий дает знания, а обучаемый автоматически их берет. Знания — это не вещь, которую можно передать из рук в руки. Чтобы человек овладел знаниями, т. е. сделал их своим достоянием, действенным фондом своего ума, нужно проявить немало усилий. Нужно понять то, что составляет содержание обучения, основательно это осмыслить, проделать определенные упражнения, чтобы приобретаемые знания запомнить и научиться творчески применять; если речь идет об овладении теми или иными умениями и навыками, то нужны еще и соответствующие тренировочные действия.
Процесс обучения — это активная познавательная деятельность человека, в которой обучаемый (учащийся) под руководством обучающего (учителя) проходит сложный путь от незнания к знанию. Вместе с тем в процессе обучения у учащихся воспитывается ряд важных качеств личности: формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности и интересы, воспитываются моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией и т. п. Формирование тех или иных качеств личности в процессе обучения зависит от содержания обучения (от того, что изучают ученики) и от способов обучения (как протекает изучение, какими методами содержание обучения становится достоянием учащихся), т. е. предполагает целенаправленную деятельность и учителя и учеников.
Следовательно, обучение — это такая познавательная деятельность, в которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свои познавательные и творческие способности, формируют мировоззрение.
Третьим основным педагогическим понятием является образование. Под образованием понимается совокупность систематизированных знаний, умений и навыков. Некоторые педагоги включают в понятие «образование» и процесс овладения знаниями, умениями и навыками, т. е. то, что составляет сущность обучения. К этому нет достаточных оснований. Обучение — это основной путь получения образования, а образование — результат обучения. Правда, овладение знаниями и умениями может осуществляться и без непосредственного руководства обучающего. В этом случае из процесса обучения выпадает важнейшее действующее лицо — учитель, преподаватель и овладение знаниями протекает в форме самообучения, что принято называть самообразованием. Но это не дает основания отождествлять понятия «обучение» и «образование».
Разумеется, знания, умения и навыки, составляющие содержание образования, могут отличаться по своему характеру и объему. На этом основании различают общее образование и специальное (профессиональное), а также низшее, среднее и высшее образование.
Таким образом, педагогика изучает закономерности воспитания, обучения и образования, а также разрабатывает пути осуществления этих важнейших функций общества. Возникла педагогика и в течение длительного времени развивалась как наука о воспитании детей. Собственно, и название свое она получила от сочетания двух греческих слов: «пайс» — дитя и «эгейн» — веду и означает «детоводство». За время существования педагогической науки в ней возникло и развилось большое количество отраслей. Обособилась педагогика преддошкольного (ясельного) и дошкольного возрастов; в школьной педагогике получили некоторое обособление теория воспитания, теория образования и обучения (дидактика), а также школоведение (раздел, включающий вопросы организации и управления школьным делом). Большое развитие получили методики преподавания отдельных учебных дисциплин (математики, физики, истории, родного языка и др.). Проблемы воспитания и обучения детей, имеющих те или иные физические или психические недостатки (слепота, глухонемота, умственная отсталость), изучает специальная отрасль педагогической науки — дефектология.
Вместе с тем расширились возрастные границы педагогики. Личность человека формируется не только в детском возрасте, но на протяжении всей его жизни. За последние десятилетия в связи с обострением идеологической борьбы двух систем — капиталистической и социалистической, убыстрением и углублением социального прогресса и ускорением темпов научно-технической революции возрастает необходимость иметь научное обоснование эффективности проведения воспитательной и образовательной работы с разными группами взрослого населения.
Широко развернулись поиски наиболее результативных способов управления людьми на предприятиях, в различных учреждениях, организациях и ведомствах. Возникли и развиваются соответствующие отрасли педагогической науки: педагогика общеобразовательных школ взрослых, профессиональная педагогика (изучающая вопросы профессиональной трудовой подготовки), военная педагогика, педагогика высшей школы, исправительно-трудовая педагогика и др. Педагогика изучает многообразные формы агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы со взрослыми, вопросы воспитательной работы и взаимоотношений в производственных коллективах. Значительное место в педагогических исследованиях занимает история педагогики, изучающая, развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические периоды.
В связи с такой широкой дифференциацией педагогической науки возникает вопрос: не следует ли обособившиеся ее отрасли считать самостоятельными педагогическими науками, а педагогику рассматривать как совокупность или комплекс наук, изучающих воспитание, образование и обучение?
В этом есть определенная логика, поскольку каждая обособившаяся отрасль педагогической науки имеет свой специфический предмет изучения, в процессе исследования использует особые методы, присущие данной отрасли. Такой подход имеет место в других науках. Например, биология рассматривается как комплекс наук о жизни, о живой природе. В этом комплексе различаются две основные науки: ботаника, изучающая растительный мир, и зоология — наука о животных организмах, а также большое количество относительно узких самостоятельных научных дисциплин (гистология, цитология, физиология, экология, генетика и др.).
Следовательно, вполне правомерно считать ряд отраслей педагогики самостоятельными педагогическими науками (например, дефектологию, методики преподавания отдельных учебных дисциплин, историю педагогики и др.). Тем не менее следует иметь в виду, что все отрасли педагогической науки объединяет общность исследуемых ими явлений — воспитание, образование и обучение, а также наличие общих для этих явлений закономерностей.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о предмете педагогики, нельзя не учитывать и того, что вопросы воспитания и обучения изучают и другие науки, например психология, социология, кибернетика. Вполне естественно, что по мере роста заинтересованности общества в повышении эффективности воспитания и обучения к решению этой задачи стали обращаться и другие науки, используя при этом свои методы исследования. Речь идет об изучении воспитания и обучения в различных аспектах, не подменяя и, конечно, не заменяя одной наукой другую. И психология, и социология, и кибернетика изучают определенные стороны тех же явлений, которые составляют предмет исследования педагогики. Так, социология рассматривает воспитание и обучение как социальную функцию общества, как фактор его развития, как необходимое условие воспроизводства материальных и культурных благ в обществе, т. е. с точки зрения приобщения личности к общественно-историческому опыту человечества с целью подготовки ее к включению в ту или иную социальную группу. Психология рассматривает воспитание и обучение как средство и условие формирования психики человека. Кибернетика подходит к обучению как разновидности системы управления наряду с другими управляемыми системами, перерабатывающими определенную информацию (например, счетно-вычислительная машина, отрасль народного хозяйства, живой организм). Педагогика же исследует закономерности тех же процессов воспитания и обучения как специфических педагогических явлений, изучает их содержание и методы, используя добытое в этом отношении и психологией, и кибернетикой, и другими науками.
Имея свой предмет исследования, педагогика тем не менее тесно связана с другими науками, наиболее близко — с философией, социологией, психологией, а также с анатомией, физиологией и гигиеной человека. Эти связи осуществляются по различным направлениям.
Особенно велико значение связи педагогики с философией. Ни одна наука не может развиваться без философской основы, только следование определенной философской концепции позволяет создавать научную систему. Марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм — направляет педагогическую мысль по подлинно научному пути развития, указывает единственно правильный подход к изучению педагогических явлений.
Педагогика в своих исследованиях опирается и на другие общественные науки, а особенно на социологию (например, при разработке проблемы целей и задач воспитания, при определении содержания образования, выяснении закономерностей развития личности ребенка в условиях взаимодействия с социальной средой и многих других вопросов).
Что касается использования педагогикой данных конкретных исследований, выполняемых другими науками, то это относится и к социологии, к психологии, к физиологии высшей нервной деятельности, к кибернетике и к другим наукам. Так, к социологическим исследованиям педагогика обращается при изучении вопросов формирования у учащихся мировоззрения, морального облика, общественной активности и многих других проблем.
Связь педагогики с психологией, а особенно с возрастной и педагогической психологией носит взаимный характер, поскольку они во многих случаях имеют единый объект исследования, хотя и разные его аспекты. Возрастная психология изучает общие закономерности психического развития детей, подростков и юношества, а также психологические особенности каждого возраста. Педагогическая психология исследует психологические закономерности обучения и воспитания, происходящих изменений в психике учащихся в учебно-воспитательном процессе. Педагогов же интересует сам процесс воспитания и обучения, его закономерности, наиболее результативные способы изменения психики человека, имея в виду формирование у личности желаемых обществу качеств. Поэтому педагоги обращаются к психологии, находя здесь данные относительно закономерностей и конкретных проявлений развития психики, так как без этих знаний нельзя вести исследование вопросов воспитания, обучения и образования. В свою очередь, психология опирается на результаты педагогических исследований, касающихся принципов содержания, методов и организационных форм воспитания и обучения, использования различных средств управления формированием личности, внутреннего мира человека.
Широко использует педагогика данные анатомии и физиологии человека, особенно физиологии высшей нервной деятельности, возрастной анатомии и физиологии. При изучении ряда проблем физического развития, повышения работоспособности школьников, нормализации их труда, отбора детей во вспомогательные школы и т. д. педагогика черпает необходимые данные в медицинских науках (общей и социальной гигиене, гигиене труда и школьной гигиене, педиатрии, а в ряде случаев и общей патологии, невропатологии и психиатрии).
Другим направлением в осуществлении связи педагогики с различными науками является использование применяемых в них методов исследования: психологического эксперимента, методов социологических исследований, математической статистики, а за последнее время и методов кибернетики (в частности, методов моделирования). Все более и более внедряются в практику научного исследования явлений воспитания и обучения технические средства: звукозапись, фотографирование, киносъемки, радио, телевидение и др.
Третьим направлением, по которому из года в год расширяются связи педагогики с другими науками, являются комплексные исследования. Объединение представителей различных наук (например, педагогов, психологов, социологов, физиологов) позволяет проводить одновременно изучение различных аспектов того или иного педагогического явления, т. е. обеспечивать его разностороннее рассмотрение с использованием разных методов, взаимно обогащая, а в нужных случаях перепроверяя полученные в ходе исследования данные.
Таким образом, связь педагогики с другими науками является весьма важным условием успешного исследования педагогических проблем. Но в каких бы формах ни осуществлялась эта связь, предметом исследования педагогики были и остаются закономерности воспитания и обучения, их педагогическая сущность, способы наиболее эффективного осуществления этих важнейших факторов развития и формирования личности человека.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +