Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Узбекская ССР


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

История узбекского народа, как и других народов Средней Азии, уходит в глубь веков. Человечеству известны замечательные творения прогрессивной мысли народа, памятники культуры, созданные выдающимися учеными и зодчими.
Бесценный вклад внесли в мировую науку и цивилизацию математик и астроном Фергани, ученый-энциклопедист Мухаммед Фараби. Более ста работ по различным отраслям знаний — астрономии, математике, минералогии, географии, истории, лингвистике — оставил Абу Райхон Бируни (Мухаммед Ибн Ахмед Хоразми). Всему миру известно имя великого ученого, современника Бируни, Абу Али Ибн Сины (Авиценны).
Почетное место занимает в истории мировой культуры великий поэт и мыслитель Алишер Навои.
Но существовавший столетиями феодализм тормозил экономическое и культурное развитие народов Средней Азии.
Узбекский народ не имел своей национальной государственности. Трудящиеся, лишенные каких бы то ни было политических прав, были поголовно неграмотными, жили в нищете, их жестоко эксплуатировали царские колонизаторы и местные феодалы.
Основу экономики Узбекистана составляло сельское хозяйство. Свыше миллиона крестьян не имели своей земли, были опутаны кабальными сделками, задавлены налогами и поборами.
Промышленность была представлена полукустарными мелкими предприятиями по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. В ней были заняты около 17 тыс. рабочих, которых жестоко эксплуатировали. Рабочий день длился 14—15 часов. Экономическая отсталость предопределяла низкий уровень культурного развития населения.
Царское правительство 4/5 бюджета в Туркестане расходовало на содержание военно-полицейского аппарата и лишь 2,3 % всех средств отпускалось на нужды народного образования. На просвещение в перерасчете на одного человека это составляло всего 22 копейки в год.
Дело народного образования, обучение детей грамоте находилось 366 целиком в руках духовенства. Старометодные школы — медресе размещались, как правило, в мечетях, в темных помещениях, дети сидели на полу. Учили детей на непонятных им арабском и фарсидском языках, применялись телесные наказания.
Учащиеся механически заучивали тексты религиозных трактатов и молитвы. О светских науках не могло быть и речи. Грамоте эти школы учили плохо. Согласно переписи 1897 года, в Ферганской долине грамотных насчитывалось всего 1,6%.
В 1914/15 учебном году грамотность среди населения едва достигала 2%, хотя сеть старометодных школ была довольно широка (на территории нынешнего Узбекистана было 4632 таких школы, в которых обучались 44 773 ученика).
В начале XX века узбекская буржуазия стала создавать для своих детей новометодные, так называемые джадидские, школы буржуазно-националистического толка. Занятия в них велись на родном языке. Как и в старометодных школах, здесь обучали религии, но вместе с тем учащиеся получали некоторые сведения из области светских наук.
С целью подготовки кадров из местного населения для своего полицейского и колониально-административного аппарата царское правительство в 80-х годах XIX столетия открыло русско-туземные начальные школы, где обучали письму, чтению и арифметике. В 1914/15 учебном году насчитывалось 160 таких школ с количеством учащихся 17 300 человек, причем 1/3 учащихся составляли дети местного населения.
Новометодные и русско-туземные школы не могли обеспечить сколько-нибудь широкого распространения грамотности в народных массах.
Великая Октябрьская социалистическая революция освободила народы бывших колониальных окраин от политического, экономического и национального гнета; положила конец эксплуатации, темноте и невежеству, создала условия для грандиозных преобразований в области экономики и культуры.
Уже в первые годы Советской власти в Туркестане в трудных условиях экономической разрухи, гражданской войны, борьбы с внешней и внутренней контрреволюцией была поставлена задача ликвидации неграмотности и создания советской системы народного образования, начиная от дошкольных детских учреждений и кончая высшими учебными заведениями.
Преодолевая бешеное сопротивление мусульманского духовенства и буржуазных националистов, партийные и советские органы с помощью прогрессивной интеллигенции провели в области народного образования огромную работу по реализации Программы партии, принятой VIII съездом РКП (б).
В сентябре 1920 года согласно декрету, подписанному Владимиром Ильичей Лениным, в Ташкенте был открыт Туркестанский государственный университет, сыгравший исключительную роль в подготовке национальных кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры. Были созданы также институты просвещения, педагогические училища, педагогические курсы, куда привлекалась молодежь местных национальностей.
В сентябре 1924 года сессия Центрального Исполнительного Комитета Советов Туркестанской АССР, а затем съезды Советов Бухарской и Хорезмской республик приняли решение о национально-государственном размежевании и образовании в Средней Азии национальных республик. Осенью 1924 года по воле народных масс и при поддержке Советской власти узбеки, туркмены, таджики и киргизы создали свои национальные государства.
В феврале 1925 года в Бухаре впервые собрался высший орган власти республики — съезд Советов, на котором присутствовали около 500 делегатов со всех концов Узбекистана. Съезд избрал руководящий орган государственной власти, сформировал правительство. Президентом республики был избран бывший батрак, активный участник революционной борьбы Юлдаш Ахунбабаев. I съезд Советов Узбекской ССР, выражая волю трудящихся, принял декларацию о добровольном вхождении Узбекистана в состав Советского Союза. 13 мая 1925 года III съезд Советов СССР принял Узбекистан в качестве равноправной республики в Союз Советских Социалистических Республик.
Образование Узбекской республики и вступление ее в состав СССР были величайшими событиями в жизни народов Узбекистана. Между советскими республиками, образовавшимися на территории бывшей царской империи, развивались отношения дружбы и братского сотрудничества.
Большая помощь была оказана Узбекской ССР в формировании национальных кадров. В 1919—1920 гг. в Ташкент прибыло свыше 100 профессоров и преподавателей вузов. Было прислано также 65 вагонов с лабораторным оборудованием, учебными пособиями и литературой для Университета имени Владимира Ильича Ленина.
Национальное государственное размежевание и решения XIV и XV съездов партии открыли новый этап развития Узбекистана. Коренные социально-экономические преобразования, успехи индустриализации, завершение земельно-водной реформы и первые шаги кооперирования сельского хозяйства обеспечили благоприятные условия для создания и развития крупной промышленности и механизированного сельского хозяйства, для превращения Узбекской ССР в основную хлопковую базу Советского Союза.
Осуществление этих грандиозных задач требовало дальнейшего повышения культурного уровня населения, подготовки многочисленных национальных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Особенно остро встал поэтому вопрос о просвещении народных масс, о дальнейшем развитии и укреплении трудовой совет-368 ской школы. Уже на I Всеузбекском съезде Советов была принята широкая программа развития народного образования в республике. Съезд предложил приступить к подготовке плана введения всеобщего начального обучения в республике, подготовить новые учебники для школ и методические руководства для учителей, а также начать выпуск детской литературы для школьников на местных языках.
Выполняя решения I съезда Компартии Узбекистана и I Все-узбекского съезда Советов, Наркомпрос Узбекистана осуществил ряд важных мероприятий по школьному образованию, ликвидации неграмотности и развитию широкой сети культурно-просветительных учреждений.
В 1924 году в период образования Узбекистана на его территории насчитывалось 908 школ, в которых обучалось 75 500 детей, из них 75 % в начальных классах. В школах, расположенных в сельской местности, обучалось 31600 учащихся.
Бюджет Народного Комиссариата просвещения составлял в 1924 году 11,4 млн. рублей, или 24% от общего бюджета республики. С 1924 по 1928 год в Узбекистане было построено 271 школьное здание, подготовлены 7500 учителей. Расходы на просвещение составили в 1928 году 28,5 млн. рублей. Работали около 6 тыс. различных культурно-просветительных учреждений, более 10 тыс. школ по ликвидации неграмотности и малограмотности.
Становление трудовой советской школы сопровождалось постепенным отмиранием старометодных духовных школ. Уже в 1928 году на территории Узбекистана их не стало.
Наиболее быстрыми темпами начало развиваться школьное дело после V съезда Компартии Узбекистана, принявшего вслед за XVI съездом ВКП(б) решение «О введении всеобщего начального обязательного обучения детей и подростков».
В связи с осуществлением всеобщего обязательного начального обучения и благодаря широкому размаху школьного строительства из года в год расширялась сеть школ и росло число учащихся в них. В 1931/32 учебном году в республике работали 4600 школ, в них обучалось 514 900 человек.
В эти годы велась большая работа по подготовке учителей. Были созданы педагогические институты в Бухаре, Фергане, Ташкенте, расширена сеть педагогических училищ и курсов. К началу 1932/33 учебного года в школах республики работали уже 19 304 учителей, из них 13 679 в кишлачных школах.
Увеличились ассигнования на нужды просвещения. В первой пятилетке расходы на народное образование составили в республике 346 млн. рублей (в старом масштабе цен), а во второй пятилетке — 1 615,7 млн. рублей.
Благодаря активной помощи общественности в школы было вовлечено большое количество детей, не посещавших ранее школу или оставивших учебу. В 1938/39 учебном году контингент учащихся в школах республики превысил миллион человек.
Повсеместно организовывались школы с одним, двумя или тремя языками обучения. Создавались условия для обучения всех детей на родном языке.
Партийные, советские, комсомольские и общественные организации, отделы народного образования много сделали в этот период по вовлечению в школу девушек-узбечек. В 1938/39 учебном году девушки составляли в школах Узбекистана 41,7% к общему числу учащихся против 26,1% в 1927/28 учебном году.
Интенсивно велась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В ней принимали активное участие профсоюзные, комсомольские и женские организации, учителя и учащиеся старших классов.
Огромную роль в развитии народного образования в республике и в становлении школы сыграл перевод узбекской письменности на русскую графику, завершенный в 1940 году. Новый узбекский алфавит, введенный по желанию населения, составленный на основе русской графики, явился мощным стимулом дальнейшего развития литературы и искусства. Он создал прочную основу для укрепления и развития межнациональных связей и дружбы узбекского и русского народов.
В соответствии с директивами XVIII съезда ВКП(б) основное внимание органов народного образования, научно-методических учреждений, руководителей школ было сосредоточено на осуществлении семилетнего обучения, повышении идейно-теоретического уровня учителей и работников народного образования и на дальнейшем совершенствовании качества учебно-воспитательной работы школы. Учителя работали над активизацией методов воспитания учащихся в духе коммунистической сознательности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
В предвоенные годы Узбекистан по уровню развития экономики и культуры сравнялся с центральными районами Советского Союза. В течение первой и второй пятилеток было построено 59 новых крупных промышленных предприятий (металлообрабатывающей, машиностроительной, химической, нефтедобывающей, хлопчатобумажной и шелковой промышленности). Значительные успехи достигнуты также в развитии социалистического сельского хозяйства. В 1937 году колхозы объединяли около 95% крестьянских хозяйств. 99,4% всех посевных площадей и ирригационных сооружений принадлежало колхозам. Площади, занятые под хлопчатником, обслуживали 163 МТС. Это способствовало укреплению хлопководческих колхозов и увеличению производства хлопка.
В республике было осуществлено всеобщее начальное обучение и созданы предпосылки для дальнейшего расширения в третьей пятилетке 7-летнего и среднего образования.
В начале 1940/41 учебного года в Узбекистане работали 4838 школ, в том числе 2661 начальная, 1678 семилетних, 499 средних. Контингент учащихся I—X классов достиг 1263 643. В I—IV классах, учились 865 949 детей, в V—VII классах — 318 568, в VIII—X классах — 38 578. В школах всех типов работали 36 тыс. учителей.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз создало значительные трудности в осуществлении задач культурного строительства, поставленных. XVIII съездом партии. Школьного строительства в годы войны, по существу, не велось. Многие школьные здания в городах были переданы под госпитали, общежития для рабочих, военные предприятия. Большинство школ перешло на работу в две, а иногда и в три смены.
В школах недоставало учебного оборудования, учебников, письменных принадлежностей. В связи с уходом большого количества учителей на фронт общее число учителей сократилось на 6 тыс. Чтобы восполнить недостаток учителей, в республике организовались краткосрочные учительские курсы. В военные годы окончили эти курсы свыше 5 тыс. человек, причем в основном это были девушки-узбечки. В 1944 году возобновил временно приостановленную в дни войны работу Самаркандский университет и открыты 2 новых педагогических института (в Ургенче и Нукусе), 2 учительских института (в Маргелане и Намангане) и 8 педагогических училищ.
Вся работа школ строилась в соответствии с требованиями военного времени. Обучение детей и воспитательная работа школы тесно сочетались с общественно полезным трудом учащихся. Школьники и учителя участвовали в сборе хлопчатника и работали на фабриках и заводах, собирали металлолом, зарабатывали и вносили средства на строительство танков и самолетов, распространяли облигации военных займов, билеты денежно-вещевой лотереи, шефствовали над госпиталями, помогали семьям фронтовиков и инвалидов войны.
Широкое распространение получила в республике деятельность тимуровских команд.
Об огромном энтузиазме школьников и их активном участии в общественно полезном труде свидетельствует то, что только в 1941—1942 гг. они выработали в колхозах и совхозах более 15 млн. трудодней, заменив таким образом 54 тыс. трудоспособных взрослых колхозников.
Большая работа проводилась в годы войны по приему, устройству, обучению и воспитанию детей, эвакуированных из прифронтовой полосы. Республика приняла 68 детских домов с 10 тыс. воспитанников. Всего в Узбекистан в 1942 году было эвакуировано более 85 тыс. детей.
В декабре 1941 года Совнарком Узбекской ССР образовал республиканскую комиссию по организации обслуживания, размещения и устройства эвакуированных детей. Детей и подростков устраивали на учебу в школы, в ремесленные училища, техникумы, на работу на предприятия, в колхозы и совхозы, на воспитание в семьи трудящихся.
Замечательным примером душевной щедрости советских людей явился в годы войны поступок ташкентского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри Акрамовой, которые усыновили 14 осиротевших детей. Их примеру последовали сотни семей, коллективы предприятий и колхозов. «В одном только Ташкенте 643 семьи и 69 коллективов взяли на воспитание эвакуированных детей», — сообщала 6 января 1942 года газета «Правда Востока».
Педагогические и ученические коллективы школ приняли активное участие в изготовлении, сборе и отправке подарков на фронт. Детям героического Ленинграда учащиеся Узбекистана отправили в июне 1942 года 30 вагонов с продовольствием, одеждой и обувью. В 1943 году было снаряжено еще 2 таких эшелона.
По окончании войны, преодолевая многочисленные трудности, органы народного образования и руководители школ при активной помощи партийных организаций провели большую работу по выполнению заданий четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.
План предусматривал восстановление довоенного уровня народного образования, обеспечение всеобщего обучения детей и в связи с этим значительный рост школьной сети и контингентов учащихся. Центральный Комитет Коммунистической партии Узбекистана и Совет Министров республики мобилизовали партийные, комсомольские, советские, профсоюзные организации и общественность республики на оказание помощи органам народного образования в строительстве и оборудовании школ, в обеспечении их учебно-наглядными пособиями, в снабжении топливом и т. д.
В послевоенные годы неуклонно увеличиваются ассигнования на нужды просвещения. Если в 1946 году бюджет Министерства просвещения республики составил 734 950 тыс. рублей (в старом масштабе цен), то в 1950 году он достиг 1 146 903 тыс. рублей.
Одним из важнейших мероприятий было введение в 1949/50 учебном году семилетнего обязательного обучения детей. В этом году в пятые классы были приняты все дети, окончившие четвертые классы. Были также приняты меры по вовлечению в I—IV классы детей, которые жили в отдаленных районах и в районах отгонного животноводства и по разным причинам (отдаленность от школ, недостаток мест в интернатах) не могли ранее посещать школу.
В осуществлении всеобщего семилетнего обязательного обучения и улучшении работы школ республики важную роль сыграл X съезд Компартии Узбекистана, состоявшийся в марте 1949 года. Выполняя решение X съезда Компартии Узбекистана, областные и районные партийные, профсоюзные и комсомольские организации глубже стали вникать в работу школ, оказывать им помощь в осуществлении всеобщего обязательного обучения, в укреплении учебно-материальной базы, в повышении уровня учебно-воспитательной работы.
За 14 послевоенных лет в Узбекистане были построены на государственные средства 254 школы на 40 тыс. мест, кроме того, свыше 2550 школ более чем на 400 тыс. ученических мест построили на свои средства колхозы республики. Это улучшило условия работы особенно семилетних и средних школ и обеспечило возможность дальнейшего развития школьного образования в республике. В 1959 году республика приступила к введению всеобщего обязательного восьмилетнего обучения в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Узбекской ССР».
В результате осуществления обязательного восьмилетнего обучения значительно вырос контингент учащихся средних классов. В 1963/64 учебном году учащихся в V—VIII классах было 752 400 против 489 172 в 1958/59 учебном году.
В 1966/67 учебном году насчитывалось 6774 школы с 2 434170 учащимися, в том числе в городских школах — 772 850 и в сельских — 1 661 320 человек.
Продолжалась работа по укреплению материальной базы школ. Школы получили более 1 млн. новых ученических мест за счет государственного и инициативного строительства. Одновременно принимались меры по обеспечению школ учебным оборудованием.
Педагогические коллективы школ внедряют в практику рациональные методы обучения, настойчиво работают над повышением качества преподавания основ наук на базе укрепления связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. В школах работают методические объединения учителей начальных классов и преподавателей-предметников, проводятся районные семинары и научно-практические конференции, областные и республиканские педагогические чтения.
Прочно вошли в практику районные, городские и республиканские олимпиады юных математиков, физиков, химиков. Проводятся смотры технического творчества учащихся. Областные и центральный институты усовершенствования учителей организуют курсы по повышению квалификации учителей начальных классов, преподавателей-предметников и руководящих работников народного образования.
Все эти меры способствуют повышению успеваемости учащихся, преодолению второгодничества.
Значительная работа проведена в школах Узбекистана по повышению качества преподавания родного языка и литературы. Большую роль в этом сыграли проведенная в 1951 году объединенная научная сессия Министерства просвещения и Института языка и литературы имени А. С. Пушкина Академии наук УзССР и состоявшееся в августе 1957 года республиканское совещание учителей родного языка и литературы.
В марте 1952 года ЦК КП Узбекистана обсудил вопрос о программах, учебниках и хрестоматиях по узбекской литературе для VIII—X классов узбекских средних школ. В постановлении ЦК отмечены серьезные недостатки в изучении родной литературы в старших классах.
В программе и учебниках по литературе большая часть времени отводилась на изучение древней и средневековой узбекской литературы, тогда как на изучение современной узбекской литературы выделялось не более 10% времени. Периодизация курса узбекской советской литературы не соответствовала общепринятой периодизации истории советского общества. Были указаны недостатки и в изучении курса русской литературы в узбекской школе, в частности слабое освещение влияния передовой русской литературы на творчество узбекских писателей и поэтов.
ЦК КП Узбекистана предложил переработать учебные программы и учебники по родному языку и литературе. При создании учебников и пособий особое внимание обращалось на повышение идейно-теоретического уровня школьного курса, обеспечение доступности материала, устранение из программ и учебников устаревшего и второстепенного материала. Эти меры способствовали повышению качества знаний учащихся по родному языку и литературе.
В учебных планах и программах школ с узбекским языком обучения предусмотрено изучение русского языка и литературы. Узбекский народ издавна стремился упрочить связь с Россией, овладеть сокровищницами русской культуры. Выдающийся узбекский поэт Закирджан Фуркат не раз говорил о необходимости изучения русского языка. «Если русский народ,— писал он,— предлагает нам изучать его язык и грамоту, то он не желает зла, а, наоборот, он хочет, чтобы наша страна процветала, чтобы население благоденствовало». Заветная мечта народного поэта осуществлена. Дети узбекского народа добровольно, с большим интересом изучают великий русский язык.
Русский язык стал вторым родным языком учащихся-узбеков, он обогащает родной язык и литературу, является языком межнационального общения, одним из средств воспитания детей и молодежи в духе пролетарского интернационализма, оказывает благотворное влияние на формирование и рост национальных кадров. Сейчас во всех общеобразовательных школах Узбекистана учащиеся со II по X класс изучают русский язык. Русский язык изучается в средних и высших учебных заведениях, в профессионально-технических училищах. Многие выпускники средних школ Узбекистана, отлично овладевшие русским языком, обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Воронежа, Горького, Харькова и других городов Советского Союза.
Придавая огромное значение постановке преподавания русского языка в национальных школах, Министерство просвещения Узбекской ССР и научно-методическая общественность республики регулярно проводят научно-методические конференции по постановке преподавания русского языка в национальной школе. Такие конференции созывались в 1956, 1962, 1966 годах.
В их работе, кроме работников школы республики, принимали участие руководители органов народного образования, учителя и авторы учебников из Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Азербайджана, ученые-слависты РСФСР и Украины.
Конференции приняли рекомендации по вопросам улучшения преподавания русского языка в национальной школе, подготовки учителей русского языка, издания учебно-методической литературы.
В республике проделана в соответствии с этими рекомендациями значительная работа по созданию учебников, наглядных пособий и дидактических материалов по русскому языку и литературе для всех классов школ с узбекским языком обучения. Периодически издается специальный методический сборник «Русский язык и литература в узбекской школе» и страница на русском языке в республиканской учительской газете. В целях подготовки квалифицированных учителей по этим предметам создан специальный педагогический институт русского языка и литературы.
Большую помощь в подготовке учителей русского языка и литературы оказывают братские республики. В 1966 году вузы РСФСР и Украины приняли 1000 юношей и девушек из Узбекистана. В школах республики работают тысячи учителей русского языка, прибывшие из Российской Федерации и с Украины.
В школах республики в 1959—1966 гг. осуществлялась профессиональная подготовка учащихся средней школы. На ряде предприятий были организованы учебные цехи и участки. Предприятия создали также 136 учебных мастерских в школах, выделив для этой цели специальное оборудование.
Проводятся лабораторные и практические занятия в кабинетах, учебных мастерских, на пришкольных участках, в цехах фабрик и заводов, на полях колхозов и совхозов.
В сельских школах организовано около тысячи ученических производственных бригад. Колхозы и совхозы выделили от 10 до 30 га земель, тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Многие ученические производственные бригады, осуществляя тесную связь обучения с трудом, добились высоких показателей в производстве тутового шелкопряда, в садоводстве и в хлопководстве.
Все это способствовало улучшению трудового обучения и воспитания школьников. Однако вследствие того, что многие школы не имели достаточно прочной материальной базы для производственного обучения (необходимого оборудования, станков, инструментов, сырья и квалифицированных мастеров производственного обучения), профессиональная подготовка учащихся в них проводилась на низком уровне. В соответствии с поправками, внесенными в закон об укреплении связи школы с жизнью, в большинстве школ республики отменена обязательная профессиональная подготовка учащихся. Однако сохранились оправдавшие себя на практике формы трудовой подготовки учащихся.
В послевоенные годы в Узбекистане, как и во всех республиках Советского Союза, широкое развитие получили вечерние (сменные) школы рабочей и сельской молодежи и заочное обучение молодежи, занятой в промышленности и сельском хозяйстве. В республике работают 339 школ рабочей и сельской молодежи и очно-заочная школа. Кроме того, в 1600 школах организованы классы для обучения работающей молодежи. В 1965/66 учебном году в этих школах и классах обучалась 131 тыс. человек.
Большую заботу о получении молодыми рабочими и колхозниками восьмилетнего и среднего образования проявляют партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации городов Чирчика, Беговата, Алмалыка, Навои и др. Здесь для школ рабочей молодежи построены специальные помещения с хорошо оборудованными учебными лабораториями и кабинетами.
В обучении взрослых широко используются новые формы организации учебного процесса — классы с ускоренным сроком обучения, классы мастеров, сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи.
В Узбекистане в 1965/66 учебном году насчитывалось 273 внешкольных детских учреждения, в том числе 124 дворца и дома пионеров, 34 станции юных техников и натуралистов, 5 детских парков, 50 детских спортивных школ.
Внешкольные учреждения ведут большую работу с детьми и являются методическими центрами по организации внеклассной работы в школах. Уделяется много внимания воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и дружбы народов. Много внимания уделяется воспитанию детей и молодежи на славных революционных, трудовых и боевых традициях народа.
Во многих школах комсомольские и пионерские организации, педагогические коллективы организуют походы учащихся по историческим местам, работают над созданием летописей героических подвигов советского народа, организуют торжественные линейки и пионерские сборы, посвященные историческим датам. Многие пионерские отряды и дружины проводят сборы в памятных местах с участием ветеранов революции, гражданской войны, воинов Советской Армии.
Школьники Узбекистана встречаются со знатными людьми республики, совершают экскурсии на предприятия, в колхозы и совхозы. Проводятся беседы о В. И. Ленине, о революции, о партии, просмотры кинофильмов. Традиционными стали недели дружбы с пионерами и школьниками социалистических стран и братских союзных республик.
За последние несколько лет улучшилась работа по эстетическому воспитанию школьников. Многие школы добились в этом значительных результатов. Тысячи детей посещают музыкальные школы и студии живописи, занимаются в хорах и ансамблях. Ежегодно проводятся традиционные праздники песни и танца в Ташкенте, Фергане, Каракалпакии, Хорезме, Андижане.
Только в Каракалпакии на последнем празднике песни в 1965 году было представлено 600 школьных коллективов, объединивших 15 тыс. учащихся. В областном смотре художественной самодеятельности в Ургенче Хорезмской области участвовало 8 тыс. учащихся, в смотре песни и танца, проведенном в Ташкенте, — более 5 тыс.
Большая работа проводится по улучшению физического воспитания, массовому вовлечению школьников в занятия спортом. Помимо обязательных уроков физкультуры, в большинстве школ организуются различные внешкольные спортивные мероприятия — сдача норм на значки «БГТО» и «ГТО», подготовка спортсменов-разрядников, общественных инструкторов. Проводятся товарищеские встречи по различным видам спорта. В республике стали традиционными районные, областные и республиканские спартакиады школьников. Большая роль в развитии спорта среди учащихся принадлежит спортивным школам. Спортсмены-школьники Узбекистана приняли активное участие в юбилейной спартакиаде народов СССР.
До Великой Октябрьской социалистической революции на территории современного Узбекистана для детей местных национальностей не существовало ни одного детского дошкольного учреждения.
Впервые детские сады и ясли для детей трудящихся были открыты в Ташкенте в 1918 году, в Самарканде и Фергане — в 1919 году, в Хиве и Бухаре — в 1923—1924 гг. В 1940 году было 780 дошкольных детских учреждений, а воспитанников в них — 33 844.
В послевоенные годы развитие детских дошкольных учреждений шло очень быстрыми темпами. В 1966 году республика имела уже 3657 детских яслей и садов с контингентом воспитанников 329 тыс.
Большую работу по созданию детских дошкольных учреждений проводили и проводят колхозы республики. Ныне уже многие колхозы имеют постоянно действующие дошкольные детские учреждения.
В дошкольных детских учреждениях республики работают 13 629 воспитателей. Большинство их имеют специальное педагогическое образование. При организации воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях особое внимание уделяется физическому и умственному развитию детей, их эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию. В старшей группе детских садов осуществляется программа подготовки детей к школе.
Важнейшим итогом культурной революции в Узбекистане явилось создание многочисленного отряда национальной интеллигенции, подготовка инженеров, агрономов, учителей, врачей, специалистов высшей и средней квалификации и высококвалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
За годы Советской власти создана широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ.
В 1966/67 учебном году в Узбекистане работало 35 высших учебных заведений, в том числе 2 университета, 5 сельскохозяйственных, 4 медицинских, 14 педагогических институтов, 2 института транспорта и связи, 4 вуза промышленности и строительства и ряд других. В вузах республики 187 833 студента. В том же учебном году в 122 средних специальных учебных заведениях обучалось около 122 тыс. человек.
Подготовка педагогических кадров осуществляется в Ташкентском и Самаркандском университетах, в 14 педагогических институтах и в 20 педагогических училищах. Педагогические институты и педагогические училища созданы за годы Советской власти во всех областях. Это обеспечивает планомерную подготовку кадров, исходя из развития сети школ и роста контингента учащихся в каждой области. В 1966/67 учебном году в педагогических институтах обучались 63 385 человек и в педагогических училищах 11341 человек.
В связи с интенсивным ростом контингентов учащихся во всех педагогических институтах и университетах республики увеличен план приема, особенно на факультеты русского языка и литературы, иностранных языков, физики, математики, физического воспитания, пения и рисования.
Несмотря на проделанную большую работу по развитию сети педагогических учебных заведений и увеличение приема студентов, в республике все еще ощущается нехватка квалифицированных учителей.
В школах республики работают сейчас 129 478 учителей. 60 тыс. из них имеют высшее образование, 26 тыс. — незаконченное высшее, остальные — среднее педагогическое.
Выполняя заветы Владимира Ильича Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно заботятся о духовном росте и повышении материального благосостояния советского учителя. Ярким свидетельством этой заботы является повышение в 1964 году заработной платы учителям и работникам народного образования, установление праздника День учителя.
Более 7 тыс. учителей республики награждены орденами и медалями СССР, 1750 учителей удостоены почетного звания «Заслуженный учитель школы УзССР», 5700 человек награждены значком «Отличник народного образования». Среди учителей немало депутатов Верховного Совета СССР и Узбекской ССР, Каракалпакской АССР, депутатов областных, городских, районных Советов.
Широкое развитие получила сеть профессионально-технических учебных заведений. В настоящее время их 98 с контингентом учащихся около 36 тыс. Профтехучилища готовят квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства.
За годы существования училищ и школ трудовых резервов в республике подготовлены десятки тысяч квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта, строительства, машиностроительной, горной, текстильной промышленности и сельского хозяйства. В профессионально-технических училищах воспитаны многие передовики и новаторы производства.
Развитие педагогической науки в Узбекистане тесно связано с задачами народного образования. Научные исследования ведутся по истории педагогики, теории обучения, теории воспитания. В работах по истории педагогики освещены основные этапы развития школы и педагогики Узбекистана с древнейших времен до наших дней. Активно ведется работа по определению содержания образования в восьмилетней и средней школе, по проблемам дидактики и методики обучения.
Научно-исследовательский институт педагогики Узбекистана и кафедры педагогики университетов и педагогических институтов сосредоточивают свое внимание на разработке учебных программ и на подготовке учебников. За последние годы улучшились программы по узбекскому и каракалпакскому языкам, по узбекской и каракалпакской литературе, по русскому языку и литературе для узбекской и каракалпакской школ, по узбекскому, каракалпакскому языкам для школ с русским языком обучения. Подготовлены и изданы учебные пособия для общеобразовательных школ и высших учебных заведений.
Интересная работа проводится в области теории обучения на кафедрах педагогики педагогических институтов и университетов республики. Изданы исследования по частным методикам, обобщающие опыт передовых школ и учителей республики. Немалую роль в повышении уровня учебно-воспитательной работы школы сыграли работы психологов республики.
В текущем пятилетии в Узбекистане в основном будет завершен переход к всеобщему среднему образованию. Достаточно сказать, что в 1966/67 учебном году план приема в IX классы по республике в целом перевыполнен. При плане 68,9% принято в девятые классы 71,1% окончивших восьмые классы, в том числе прием в городах составил 79% при плане 78,3%, на селе — 67,4% при плане 64,4%.
В постановлении ЦК Компартии Узбекистана и Совета Министров республики, принятом в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», определены конкретные задачи дальнейшего развития сети школ и роста контингентов учащихся, подготовки педагогических кадров, укрепления учебно-материальной базы школ.
К концу пятилетки количество учащихся дневных общеобразовательных школ достигнет 3 млн. человек. Возрастут контингенты учащихся школ и групп продленного дня. Значительно увеличится количество мест в интернатах при сельских школах: в них будут жить 60 тыс. детей.
Дальнейшее развитие получат школы рабочей и сельской молодежи. К 1970 году общее количество учащихся в этих школах достигнет 240 тыс.
За годы пятилетки намечено расширить масштабы школьного строительства. В 1966—1970 гг. предполагается построить за счет государственных капиталовложений школьные здания на 210 тыс. ученических мест, за счет нецентрализованных источников местных Советов — на 110 тыс. мест и за счет пристройки классных комнат к действующим школам — на 150 тыс. мест. Большой размах получит строительство школ силами и средствами колхозов. За пятилетку колхозами будет построено школ на 350 тыс. ученических мест. К 1970 году намечено подготовить около 50 тыс. учителей.
В семье равных народов-братьев Советский Узбекистан совершил поистине гигантский скачок в своем развитии.
За 50 лет Советской власти в республике произошли невиданные по своим масштабам и значимости социально-экономические, общественно-политические и культурные преобразования.
Созданы и быстро развиваются большая химия, машиностроение, нефтяная, энергетическая, угольная, горнорудная, металлургическая, электротехническая, легкая, пищевая и другие отрасли промышленности. В республике насчитывается свыше 1000 предприятий, оснащенных первоклассным оборудованием.
За годы Советской власти Узбекистан превратился в основную хлопковую базу Советского Союза. Республика поставляет стране свыше 71% хлопка, 51% шелка, 90 % кенафа, 36 % каракулевых смушек, большое количество бахчевых культур, овощей, фруктов и винограда.
Узбекистан — крупный научный центр. Здесь создана Академия наук, университеты, десятки высших учебных заведений, многочисленные научно-исследовательские институты.
Исторические по своему значению перемены в судьбах узбекского народа — результат ленинской национальной политики, братской помощи всех народов Советской страны и прежде всего великого русского народа, результат дружбы народов, объединенных общностью политических, экономических, духовных интересов, идущих к единой цели — коммунизму.
Огромную роль в культурной революции, в распространении знаний, в формировании идейной убежденности и духовного облика подрастающего поколения сыграла советская школа. В период строительства коммунизма ее роль еще более возрастает.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +