Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Борьба коммунистической партии за вовлечение учителей в социалистическое строительство


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Свидетельством гигантского взлета просвещения за 50 лет Советской власти являются две цифры: 260 тыс. учителей в 1914/15 учебном году и 2 300 тыс. в 1966/67.
Формирование огромной армии учителей — представителей советской интеллигенции, вышедшей из рабочих и крестьян, является одним из величайших достижений Коммунистической партии и Советского правительства.
Впервые в мировой истории просвещения сложились кадры учителей, преданных идеалам коммунизма. Они прошли вместе с советским народом испытания гражданской войны, активно участвовали во всенародном труде на всех этапах социалистического строительства. Они воспитали героев первых пятилеток, советских воинов, совершивших чудеса героизма в годы Великой Отечественной войны. Их питомцы помогли стране в невиданно короткий срок залечить тяжелые раны войны, а ныне штурмуют космос и земные недра, все глубже проникают в тайны атома.
Можно без преувеличения сказать, что во всех повседневных и великих свершениях советского народа есть частичка труда народных учителей.
На I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918 года В. И. Ленин говорил о задачах учительства как «главной армии социалистического просвещения». Он особо подчеркивал, что учителю «нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности», что «учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся», что задача новой педагогики состоит в том, чтобы «связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».
Но чтобы решить эту исторически важную задачу создания армии социалистического просвещения, способной воспитать поколение строителей социализма, борцов за дело Коммунистической партии, нужно было время.
Учителя дореволюционной школы по-разному встретили победу Великой Октябрьской социалистической революции. Многие из них, особенно учителя начальных школ, близко стояли к народу, знали его нужды, на себе испытали гнет самодержавия.
«Народных учителей, — писал В. И. Ленин, — травит любой урядник, любой деревенский черносотенец или добровольный охранник и сыщик, не говоря уже о придирках и преследованиях со стороны начальства».
Еще в 1899 году В. И. Ленин, говоря об учителях, предсказывал, что «распространение среди них сочувствия социал-демократизму не подлежит (при дальнейшем росте движения) никакому сомнению».
Этот передовой, сравнительно немногочисленный отряд учителей, близко стоявших к большевистским организациям, приветствовал победу революции. В конце 1917 года они объединились в Союз учителей-интернационалистов, который через год насчитывал уже свыше 12 тыс. человек. Его ячейки вели работу на периферии, деятельность Союза быстро активизировалась.
Иное положение занимали многие учителя средних учебных заведений (гимназий, реальных и коммерческих училищ). Это была значительная прослойка чиновничества старой, царской России. Они выше оплачивались, чем народные учителя, ближе стояли к привилегированным слоям населения по своему служебному положению, имея дело с другим классовым составом учащихся средних школ.
С первых дней революции жизнь поставила перед учителем вопрос, куда и с кем идти, и властно требовала на этот вопрос прямого ответа. Идти с победившей революцией или против революции, с революционными рабочими, крестьянами, солдатами или с капиталистами, помещиками, царскими офицерами и генералами?
Быстро шел в этот период процесс расслоения учительства. Все большее и большее число учителей переходило на сторону революции. В стане врагов революции осталась лишь незначительная часть преподавателей привилегированных учебных заведений, в итоге оказавшаяся изолированной от массы учительства. Все попытки этой отколовшейся группы организовать массовый саботаж учительством мероприятий Советской власти провалились. Ярким примером тому является бесславный конец «деятельности» совета Всероссийского учительского союза (ВУС). Кадетско-эсеровский по своему составу, он стремился восстановить учительство против Советской власти, организовать всероссийскую забастовку учителей. Но основная масса учителей не пошла на эту провокацию. Забастовка захлебнулась. В декабре 1918 года декретом ВЦИКа ВУС был распущен.
Расслоение учительства, превращение его в «главную армию социалистического просвещения» было сложным процессом. Коммунистическая партия проводила огромную воспитательную и организационную работу, держала в поле зрения вопросы политического просвещения и идейной закалки учителей. Партия и В. И. Ленин помогали учительству разобраться в существе революционных преобразований, во внутренней и международной обстановке, определить свое место в строительстве новой жизни и новой, советской школы.
В своих выступлениях на учительских съездах В. И. Ленин вскрывал классовую сущность буржуазной школы, беспощадно разоблачал лживость лозунга «Школа вне политики», раскрывал перспективы становления и развития социалистической системы народного образования, отвечающей коренным интересам рабочих и крестьян. Особую роль в раскрытии задач воспитания и образования молодежи сыграла речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ) в октябре 1920 года, ставшая для учительства программой формирования нового человека.
Огромное воспитательное значение в разъяснении учителям демократических целей и задач, которые ставила Коммунистическая партия в области народного образования, имела программа партии, принятая на VIII съезде в марте 1919 года. Каждый учитель убеждался, что эта программа отвечает интересам ранее угнетенных классов, ликвидирует неравенство и всякого рода ограничения в области права на образование для детей трудящихся.
Разъяснению демократической сущности революционных преобразований в области просвещения служили и такие документы, как обращение народного комиссара просвещения А. В. Луначарского 29 октября 1917 года к гражданам России «О народном просвещении», «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», утвержденное ВЦИКом и опубликованное 16 октября 1918 года, и декларация Государственной комиссии по просвещению от 16 октября 1918 года «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованная одновременно с ним.
В этих документах были четко сформулированы принципы общедоступности и бесплатности школы на всех ступенях, подлинного ее единства, совместного обучения мальчиков и девочек, провозглашались светскость школы, отделение школы от церкви, право трудящихся обучать своих детей в школе на родном для I них языке.
Ставилась задача всестороннего развития личности: умственного, трудового, физического и эстетического воспитания, политехнического образования. Подчеркнуты требования уважения к личности ребенка, учета интересов детей, развития их активности и самодеятельности, создания школьного самоуправления.
Указание В. И. Ленина о том, что «учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся», Коммунистическая партия настойчиво претворяла в жизнь, открывая перед учителем все новые и новые сферы общественной деятельности (ликвидация неграмотности, охрана прав детей, борьба с беспризорностью и безнадзорностью, популяризация научных знании, участие в агитационно-пропагандистской работе).
Учитывая особое значение общественной работы учителей в сельской местности, Центральный Комитет РКП (б) в 1924 году принял специальное постановление «О работе среди сельского учительства», в котором определил конкретные направления общественно-культурной работы учителя: ликвидация неграмотности; участие в проведении разного рода общественно-политических кампаний; организация разумных развлечений (кружков физкультуры, спектаклей, концертов); проведение революционных праздников; работа в печати в качестве корреспондентов и организаторов кружков, содействие распространению «Крестьянской газеты», обслуживание культурных учреждений; пропаганда кооперации и непосредственное участие в кооперативной работе; участие в работе делегатских собраний крестьянок.
Определенное постановлением содержание общественно-политической и культурно-массовой работы сельских учителей было продиктовано потребностями хозяйственного и культурного строительства.
Одновременно партия заботилась об идейно-политическом образовании учителей, о формировании у них марксистско-ленинского мировоззрения, революционной идейности, непримиримости к пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, к открытым и скрытым врагам революции и Советской власти. Партийным организациям вменялось в обязанность проявлять максимальную внимательность к запросам учителей, оказывать отделам народного образования и профессиональным организациям всяческую поддержку в проведении политико-просветительной работы с учителями.
Все это помогло учителям найти свое место в общей борьбе за социализм, осознать свою ответственность за строительство новой школы, за воспитание молодого поколения, способного окончательно установить коммунизм. Постепенно учитель становился активным проводником идей партии в массы трудящихся.
Большую роль в воспитании учителей сыграл Союз учителей-интернационалистов, возникший в конце 1917 года и организационно оформившийся на своем первом съезде в июне 1918 года. Союз сразу же развернул работу по пропаганде среди учителей идей социализма и интернационализма.
В январе 1919 года состоялся второй съезд союза. Выступая на этом съезде, В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости создания широкой профессиональной организации учителей. Он говорил: «Из вашего союза должен создаться теперь широкий, охватывающий огромные массы учителей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительно на почву советской платформы и борьбы за социализм путем диктатуры пролетариата».
В результате проведенной работы уже летом 1919 года появилась возможность созвать первый съезд нового союза — Союза работников просвещения и социалистической культуры. Ряды его быстро росли. К осени 1920 года он насчитывал уже 250 тыс. членов.
Быстрый рост числа членов союза свидетельствовал о том, что процесс перевоспитания основной массы учительства проходил все более интенсивно. Решающую роль играла в этом организационная и идейно-политическая работа с учителями, широкая пропаганда общедемократических и социалистических преобразований в системе народного просвещения, в содержании и методах обучения и воспитания детей и молодежи.
В эти годы верным другом и помощником учителей, их советчиком и наставником была Н. К. Крупская. Ее выступления, книги, статьи в журналах и газетах помогали учителям лучше определить свое место в революционной перестройке жизни общества и работы школы. Бодрость духа, веру в справедливость дела Коммунистической партии вселяли выступления народного комиссара просвещения А. В. Луначарского.
Ярким свидетельством перехода учительства на сторону Советской власти явился I Всесоюзный учительский съезд (11—19 января 1925 года). В декларации, принятой съездом, говорилось: «Мы знаем, что руководимая Коммунистической партией Советская власть есть подлинная власть трудящихся, власть широчайших народных масс. Мы видим ту беспримерную работу, которую в труднейших условиях ведет она для хозяйственного и культурного развития нашей страны... Всюду и везде мы будем верными помощниками Советской власти и Коммунистической партии в их всемирно-исторической работе, ибо мы знаем теперь, что дело, которое делает партия, есть дело всего трудящегося человечества».
Это было сказано делегатами съезда от имени сотен тысяч беспартийных учителей, от имени тысяч волостных собраний и уездных конференций.
Оценивая значение съезда, Н. К. Крупская писала: «Политическое значение съезд имел громадное. Съезд знаменовал, что завет Ленина о поднятии морального веса учительства, о превращении учителя в надежнейшую опору Советской власти в деревне уже в значительной степени осуществлен».
Партия выиграла битву за самый многочисленный отряд интеллигенции, за освобождение учителей от мелкобуржуазных иллюзий, за превращение их в своих активных союзников и помощников. Огромная армия социалистического просвещения стала одной из движущих сил культурной революции. Учителя проводили большую работу по становлению советской общеобразовательной школы, по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослых.
Они распространяли книгу и газету в народе, способствовали росту сознательности масс, культуры населения. После учительского съезда в широких масштабах развернулась работа по идейно-политическому воспитанию учителей, изучению ими марксистско-ленинской теории, повышению деловой квалификации с учетом задач строительства новой школы, тесно связанной с жизнью, с народом, с политикой социалистического строительства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +