Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Иван Харитоновым Бодякшин


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В широко известной читателю книге «Десять дней, которые потрясли мир» американский писатель Джон Рид, описывая работу Второго Всероссийского съезда Советов, приводит одно из выступлений при обсуждении Декрета о земле:
«На трибуну поднялся изможденный, оборванный, красноречивый солдат. Он протестовал против той статьи наказа, в которой говорится, что дезертиры лишаются земельного надела. Сначала его встретили шиканьем и свистом, но под конец его простые и трогательные слова заставили всех замолчать: «Несчастный солдат, насильно загнанный в окопную мясорубку, весь бессмысленный ужас, который вы сами признаете в Декрете о мире, — кричал он, — встретил революцию как весть о мире и свободе. Мир? Правительство Керенского заставило его снова наступать, идти в Галицию, убивать и погибать. Он умолял о мире, а Терещенко только смеялся... Свобода? При Керенском он увидел, что его комитеты разгоняются, его газеты закрываются, ораторов его партии сажают в тюрьму... А дома, в родной деревне, помещики борются с земельными комитетами, сажают за решетку его товарищей... В Петрограде буржуазия в союзе с немцами саботировала снабжение армии продовольствием, одеждой и боеприпасами... Солдат сидел в окопах голый и босый. Кто заставил его дезертировать? Правительство Керенского, которое вы свергли!» Под конец ему даже аплодировали».
Этим оратором был Иван Харитонович Бодякшин. Спустя сорок лет, в ноябре 1957 года, на страницах газеты «Известия» он писал: «Мне, учителю народных школ, приходилось преподавать историю. Но вот о том, что мне доведется быть одним из ее творцов, я никак не думал. А довелось».
И. X. Бодякшин родился в 1889 году в семье мордовского крестьянина деревни Пермеево Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне Большеболдинского района Горьковской области). С раннего детства он проявил большие способности к учебе. Тягу мальчика к знаниям заметил учитель местной церковно-приходской школы. С его помощью Иван Бодякшин затем экстерном сдает экзамены на звание учителя начальной школы. Затем он обучает детей в Девичьих Горах. Школа находилась напротив церкви. Между молодым учителем и попом сразу же установились враждебные отношения. Иван Харитонович не раз защищал крестьян от поповских вымогательств. Не случайно к нему всегда тянулись люди.
Выходец из простой мордовской семьи, он хорошо знал нужды крестьян. И авторитет его был большим. Вот что писал об Иване Харитоновиче житель деревни Головачевка Горьковской области Егор Разин: «Иван Харитонович был моим учителем. В 1912 году я окончил церковно-приходскую школу в Девичьих Горах. Многое из прошлого не сохранилось в памяти. Но вот воспоминания о сельском учителе до сих пор в моем сердце. Для нас, крестьянских детей, он был любимым учителем. Вежливый, спокойный, он пользовался большим уважением не только учащихся, но и всех односельчан».
Недолго пришлось поработать учителем Ивану Харитоновичу. Началась первая мировая война. В 1915 году молодого солдата, проявившего отвагу и мужество, посылают в Виленское военное училище, а затем прапорщиком в действующую армию, в Карпаты. Иван Бодякшин начинает понимать антинародный характер мировой бойни, сближается с солдатами. В анкете он пишет, что до февраля 1917 года привлекался к суду. Февральская революция застает И. X. Бодякшина по дороге из госпиталя на фронт. Он оказывается во Ржеве, в 7-м запасном полку. Здесь сближается с большевиками, вступает в партию коммунистов. «С февральской революции по сей день коммунист», — писал он в 1926 году.
Со Ржевом связан важный период его жизни, годы революции. Солдаты избирают «своего прапорщика» в полковой комитет, который принял платформу большевиков. С мая 1917 года И. X. Бодякшин в гуще революционных событий — он член городского Совета рабочих и солдатских депутатов, ведет борьбу против эсеров и меньшевиков, член военно-революционного комитета Ржева. После победы Великого Октября он принимает участие в создании городской и уездной организации РСДРП (б), избирается секретарем укома РКП (б) и членом уездного исполкома, работает редактором газеты «Ржевская коммуна». Как представитель ржевских большевиков он участвовал не только во II, но и в III, V, VIII Всероссийских съездах Советов. В 1919 году партия направляет Ивана Харитоновича на новые ответственные участки работы. Сначала э Тверь (ныне Калинин), затем на Украину, потом в Иваново-Вознесенск. Эту работу сам он называл «партийно-педагогической». Был секретарем горкома РКП (б), в Твери и Николаеве, заведовал губернскими отделами народнога образования, редактировал губернские газеты, в Иваново-Вознесенске заведовал рабочим факультетом при политехническом институте, преподавал обществоведение. Первый опыт революционной перестройки высшей школы И. X. Бодякшин описал в сборнике «На подступах к высшей школе» (Иваново-Вознесенск, 1924).
Учитывая значительный опыт партийной и педагогической работы И. X. Бодякшина, ЦК партии привлекает его к работе по организации просвещения мордовского народа. 1 января 1925 года он утверждается заведующим Мордовским бюро (отделом) Совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР.
Следует подчеркнуть, что на первых порах Наркомпрос и соответственно его отделы ведали всеми вопросами культуры, но главным предметом заботы являлось школьное образование. Иван Харитонович со свойственной ему энергией горячо взялся за работу. При его непосредственном участии открывались новые национальные школы, составлялись программы, учебники и учебно-методические пособия. Уже в 1927 году в Российской Федерации имелось 635 мордовских школ, из них — 266 на территории современной Мордовии.
Во всех своих начинаниях Мордовский отдел Наркомпроса и его заведующий И. X. Бодякшин опирались на всемерную поддержку Мордовской секции при ЦК РКП(б) губернских и уездных партийных и советских органов, комсомольских, профсоюзных организаций. Систематический рост числа школ требовал соответствующего контингента учителей. Для их подготовки и переподготовки открывались различные курсы, как в центре, так и на местах. На Всероссийском съезде мордовских учителей (1925) И. X. Бодякшин выступил с докладом, в котором сформулировал актуальные задачи строительства мордовской школы, подготовки учебной литературы, воспитания педагогических кадров. Съезд сыграл важную роль в активизации роли учительства, в создании национальной школы.
В 1926 году в Москве были открыты Центральные курсы подготовки мордовских учителей. Иван Харитонович Бодякшин стал их первым заведующим. Завучем и секретарем курсов были известные впоследствии ученые-педагоги Ф. Ф. Советкин и А. П. Рябов. Курсы привлекли лучшую часть мордовского учительства, вооружили ее современными методами преподавания, познакомили с актуальными проблемами мордовского языкознания. На курсах была обширная культурно-просветительная программа, встречи с руководящими работниками народного образования, деятелями культуры и искусства. Многие слушатели курсов стали известными учителями, методистами, руководителями школ и органов народного образования — М. И. Наумкин, В. Г. Кирдяшкин, С. Д. Бояров и другие.
В Центральном Государственном архиве РСФСР сохранилось удостоверение, выданное за подписью И. X. Бодякшина и Ф. Ф. Советкина бывшему ученику М. Е. Евсевьева Максиму Ивановичу Наумкину, «в том, что он выполнил, все положенные по учебному плану работы и практические задания и принимал участие во всех плановых экскурсиях на первых московских Центральных курсах по повышению квалификации мордовских учителей с 15 мая по 1 июля 1926 г.»
Подобные курсы были организованы в Казани, Самаре, Саранске, Саратове и Нижнем Новгороде. Они играли огромную роль в деле дальнейшего повышения идейно-политического и теоретического уровня, педагогического мастерства мордовских учителей. И. X. Бодякшин принимал самое деятельное участие в их работе.
Кроме краткосрочных курсов, Мордовский отдел Наркомпроса совместно с Мордовской секцией при ЦК РКП (б), местными партийными и советскими органами принимает меры по организации подготовки учителей через стационарные учебные заведения. К середине 20-х годов в стране функционировали три мордовских педтехникума, три отделения при русских педтехникумах. К этому времени были открыты три мордовских отделения при советско-партийных школах. Для подготовки национальных учителей с высшим образованием в 1926 году в Саратовском университете при педагогическом факультете было создано мордовское отделение.
Как руководитель мордовского отдела Наркомпроса РСФСР И. X. Бодякшин сыграл огромную роль в подготовке не только учителей, но и кадров народной интеллигенции по всем специальностям. В те годы все учебные заведения были подведомственны Наркомпросу. По ходатайству соответствующих отделов Наркомпрос специально бронировал места в вузах представителям национальных меньшинств, в том числе и для мордвы. Только в Коммунистические университеты в 1925—1927 годах направлено 46 человек мордовской национальности. В 1927 году в вузах страны обучалось 386 студентов мордовской национальности, в т. ч. в университетах — 208 человек.
По инициативе Ивана Харитоновича в 1925 году было организовано Научное общество по изучению мордовской культуры. Президиум Совнацмена Наркомпроса РСФСР в решении от 30 октября 1925 года признал необходимым его существование. По уставу докладывал И. X. Бодякшин. Он же был избран первым председателем Научного общества по изучению мордовской культуры.
И. X. Бодякшин в 1926 году утверждается консультантом мордовской комиссии угро-финского отдела Совнацмена Наркомпроса. Постоянными консультантами комиссии были также Я. П. Григошин, 3. Ф. Дорофеев, М. Е. Евсевьев, Л. П. Кирюков, Ф. А. Лазарев, Ф. И. Петербургский, Ф. И. Прокаев, Е. В. Скобелев, Г. К. Ульянов, Ф. М. Чесноков.
Вместе с З. Ф. Дорофеевым, И. Г. Черапкиным Иван Харитонович ведет огромную работу по составлению и изданию учебников и учебных пособий, научно-популярной литературы на мордовском языке. Об этом свидетельствует довольно обширная переписка со многими авторами, в частности с М. Е. Евсевьевым.
5 ноября 1925 года Иван Харитонович пишет ему: «Макар Евсевьевич! Нам в спешном порядке потребовались фотографические снимки молений, знахарств и других языческих обрядов мордвы.
Кроме того, если у Вас есть снимки и других народов но этому вопросу, тоже не мешает выслать. Они нужны для художественного альбома. Остаюсь к Вам с почтением: зав. Мордовским отделом И. Бодякшин.»
Интересная приписка к этому письму: «Да, Вас утвердили членом президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета и членом Мордовского научного общества. Ваши сказки скоро издадим. Шлите грамматику».
Несколько позднее Иван Харитонович сообщает М. Е. Евсевьеву: «Макар Евсевьевич! Ваши фотокарточки о мордовских молениях получили, они уже сданы в художественный альбом «Безбожник»... Теперь я жду от Вас грамматику. Ваши сказки мы постановили издать, они переданы в комиссию для окончательного редактирования».
Как видно из этих писем, Бодякшин принимал активное участие в публикации мордовской грамматики и фольклорных сборников, составленных М. Е. Евсевьевым.
К середине 20-х годов усилилась политико-воспитательная работа в школах, а также среди всего населения. Учителя и учащиеся старших классов привлекались к агитационной работе среди трудящихся. Расширялась работа различных кружков, создавались коллективы художественной самодеятельности. Для проведения этой работы в мордовских селах не хватало соответствующей литературы на родном языке. Иван Харитонович публикует статьи, брошюры на актуальные темы.
Большой интерес представляет его книга, изданная в 1925 году, «Как надо работать вместе комсомолу и учительству». Автор на родном языке в популярной форме рассказывает о возникновении комсомольской организации, излагает речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ, пишет о роли комсомола в школе, о тяге молодежи к учебе, указывает на необходимость укрепления связи комсомола с учительством, подвергает критике тех учителей, которые кичатся своими знаниями и отрываются от масс. Им даются рекомендации, какую работу должны проводить комсомол и учителя в избах-читальнях по политическому и нравственному воспитанию населения. Рассматриваются проблемы создания различных кружков и системы их работы.
В книге говорится о повышении роли комсомола и учителей в работе по ликвидации неграмотности, в борьбе за новую жизнь, в обеспечении школ топливом, учебными пособиями, о руководстве пионерской организацией.
Брошюра оказала большую практическую помощь комсомольским вожакам и учителям мордовских сел в налаживании совместной работы в школах и среди населения.
Важнейшей политической задачей партийных, советских и других общественных организаций являлась антирелигиозная пропаганда. В помощь пропагандистам и агитаторам И. X. Бодякшин в 1926 году издает на мордовском языке брошюру «Как появилась христианская вера». В ней в популярной форме излагается история возникновения христианской религии, дается критический анализ легенд о рождении Христа и раскрывается вредность всякой религиозности.
В просвещении мордовского крестьянства, особенно молодежи, определенную роль сыграла его брошюра «Сельскохозяйственные курсы и школы рабочей молодежи», изданная Центриздатом в 1926 году. Иван Харитонович анализирует причины отсталости сельского хозяйства в мордовских селах. Одной из главных он считает, что крестьяне не знакомы с достижениями передовой науки и практики. Для повышения уровня агрокультуры предлагает организовать при избах-читальнях и школах сельскохозяйственные кружки и курсы, которые должны вести специалисты сельского хозяйства и учителя. Дает примерную программу этих кружков и курсов, рекомендует педагогов.
Особое место в брошюре уделено школам крестьянской молодежи. Автор анализирует работу одной из общеобразовательных школ эрзянского села Пензенской губернии и делает вывод, что в старших классах количество учащихся сокращается. Объясняет это тем, что обучение в них носит больше теоретический характер и не дает практической отдачи. Иван Харитонович предлагает расширить сеть школ крестьянской молодежи, ввести преподавание в них сельскохозяйственных знаний. При этом подчеркивает необходимость классового подхода при подборе учащихся — больше привлекать детей бедняков. В учебных планах, по его мнению, должно быть предусмотрена обучение политграмоте и общеобразовательным предметам.
Всего же при жизни Иван Харитонович опубликовал десять книг, двадцать брошюр, немало статей по вопросам истории, политэкономии, педагогики, коммунистического воспитания.
10 января 1930 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была образована Мордовская автономная область. Заведующим областным отделом народного образования был назначен И. X. Бодякшин. Следует заметить, что в области народного просвещения предстояло решить очень много проблем. Мордовия отставала от соседних областей по охвату детей обучением в школе. В 1928—1929 учебном году охват детей восьми-одиннадцати лет школьным образованием составил 54 процента, в т. ч. мордвы — 51,7 процента15. А между тем в соответствии с решениями XVI съезда партии страна приступила к осуществлению начального всеобуча.
И. X. Бодякшин с первых дней работы принялся за осуществление этой важнейшей задачи. В мае 1930 года бюро Мордовского обкома партии поручило комиссии, куда был включен и Иван Харитонович, разработать предложения по реорганизации народного образования в Мордовии с последующим их утверждением в областном комитете партии.
Решением директивных органов Мордовии был создан областной комитет по всеобучу под председательством И. X. Бодякшина. На первом же заседании, 12 июля 1930 года, были рассмотрены вопросы «О ходе развертывания в Мордовской области всеобщего начального обучения», «О шефстве комсомола над всеобучем», «Об организации учительских курсов по подготовке педагогических кадров для всеобщего обучения».
И. X. Бодякшин сыграл большую роль в организации всеобуча и ликвидации неграмотности в Мордовии. «Иван Харитонович, работая на посту заведующего областным отделом народного образования, перенес сюда опытен размах своих руководителей — Луначарского, Крупской, Бубнова и Покровского», — пишет бывший заведующий отделом печати Мордовского обкома партии, член КПСС с мая 1917 года Г. С. Баранов.
Профессор А. Л. Киселев, работавший в аппарате облоно, вспоминает: «Иван Харитонович очень умело направлял в нужное русло деятельность каждого работника. Высоко ценил помощь комсомола по осуществлению начального всеобуча и ликвидации неграмотности».
Ход и первый опыт осуществления всеобщего обязательного начального обучения в Мордовской автономной области описан И. X. Бодякшиным на страницах журнала «Просвещение национальностей».
Осуществление социалистической реконструкции народного хозяйства и культурной революции в стране предъявляли новые требования к профессиональной и политической подготовке специалистов, и по направлению ЦК партии, в 1931 году, Иван Харитонович Бодякшин поступает в Московский институт красной профессуры, который готовил преподавателей общественных наук для вузов, работников партийных и государственных органов. Его привлекали экономические науки. По окончании вуза «красный профессор» И. X. Бодякшин работал в Наркомпросе, долгие годы преподавал в высших учебных заведениях Москвы, вел большую партийную и пропагандистскую работу. В последние годы он заведовал кафедрой политической экономии во Всесоюзном заочном машиностроительном институте.
В 1957 году Иван Харитонович в журнале «Пропагандист и агитатор» опубликовал воспоминания о II Всероссийском съезде Советов, которые затем вошли в трехтомник «Воспоминания о Ленине». Ленинские идеи о земле и мире, о борьбе за счастье людей он пронес через всю сбою жизнь.
17 марта 1963 года перестало биться сердце скромного человека, героя книги Джона Рида Ивана Харитоновича Бодякшина. Проходят годы... Многое изменяется. Но людская память всегда хранит имена тех, кто шел в первых рядах борцов за Советскую власть, посвятил себя делу просвещения народа.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +