Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Изучение пространственных отношений и распределение работы по времени


П. Ф. Лесгафт. Избранные педагогические сочинения
Изд-во Ак. Пед. Наук РСФСР, Т. II, М., 1951 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Уже в древних сочинениях по гимнастике, в особенности в сочинениях, появившихся под конец XVIII столетия, принадлежащих Гутс-Мутсу и Фиту, существуют главы, в которых излагаются упражнения органов высших чувств. Последний в своем сочинении указывает уже на то, что при посредстве органов высших чувств человек сообщается с внешним миром; все идеи и мысли, появляющиеся у него, возбуждаются при посредстве этих органов, и верность его идей зависит от совершенства этих органов; поэтому чрезвычайно важно упражнять эти органы, подготовлять их к той деятельности, которой они соответствуют. Ребенок только упражнением приучается пользоваться как этими органами, так и своими членами; точно так же только упражнением он может содействовать их совершенствованию. Здесь выясняется также значение органов зрения и осязания для развития глазомера и для усвоения пространственных отношений, а также участие слуха при развитии нашей умственной деятельности и в особенности внимания.
К сожалению, в настоящее время эти вопросы оставляются совершенно без внимания при физических упражнениях, применяемых в школах. Полагают, что рисование и пение вполне достаточны для развития органов высших чувств, не принимая в расчет их участия при выяснении пространственных отношений, а также при распределении работы по времени, между тем как всякая работа, производимая человеком, неизбежно слагается из этих отношений и из понятия о времени, требуемом для выполнения этой работы. В действительности органы чувств представляют ворота, при посредстве которых внешний мир влияет на человека и возбуждает в нем умственную работу. Только при упражнении их человек в состоянии всего более разъединять и сравнивать получаемые впечатления и вместе с этим приучается наблюдать, увеличивая тем свою опытность и уменье проверять анализом свои размышления и действия.
К крайнему сожалению, до настоящего времени так мало изучают строение и отправления молодого организма, что поступают совершенно произвольно при выборе упражнений, которые должны бы содействовать физическому образованию молодого человека. Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно немыслимо без возможно большего упражнения этих органов. Ни орган слуха, ни орган зрения, никакой другой из органов высших чувств не может совершенствоваться без последовательного систематического упражнения. Какое большое значение следует придавать, например, деятельности зрительного органа, всего лучше доказывается наблюдением над слепорожденными: как трудно дается им всякая работа и в особенности насколько их затрудняет усвоение всяких действий, связанных с понятием о пространственных отношениях. У них нет никаких понятий о соотношении частей в окружающем их мире, о величине и расположении предметов этого мира. При всякой работе необходим глазомер, чтобы определить как соотношение в размерах, так и симметрию частей предмета. Точно так же необходимо уменье распределять свою работу по времени, что требует точного знакомства с мышечным ощущением, связанным со степенью напряжения, требуемого известной работой для того, чтобы произвести ее в определенный промежуток времени. Знакомство с временем, с ритмом производимой деятельности получается, главным образом, при посредстве совершенствования слухового аппарата. Всего точнее мы знакомимся с временем, необходимым для известной работы, при посредстве счета, действующего на слух.
Образование ни в каком виде невозможно без последовательного усовершенствования органов, при посредстве которых человек, главным образом, воспринимает действующие на него извне возбудители. Поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, и все воспринимающие извне органы, настолько же развит и ум человека, и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать. Если при посредстве зрения он легко усваивает соотношения в расположении отдельных предметов, окружающих его, а также их величину и форму, то последнюю он всего точнее проверяет при посредстве осязания.
Изучение развития этого чувства всего нагляднее показывает, как необходимо быть осторожным при назначении занятий ребенку; как всякое грубое действие органами, служащими для осязания, понижает и даже уничтожает это чрезвычайно нежное чувство, при посредстве которого человек только и в состоянии определить тончайшие видоизменения формы. Стоит дать ребенку какую-нибудь грубую работу и требовать затем определения тонких форм при посредстве осязания, и он не будет в состоянии исполнить этого. Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главных задач физического образования. Напротив того, всякие грубые действия, в особенности производимые на так называемых гимнастических аппаратах, резко понижают впечатлительность и совершенно не соответствуют задачам физического образования. Между тем как упражнения на этих аппаратах применяются очень часто, упражнения с целью развития органов чувств почти совсем забываются.
Пространственные отношения усваиваются, главным образом, при посредстве зрительных ощущений, мышечных ощущений и осязаний. Ребенок первоначально не в состоянии определить расстояние между ним и каким-либо предметом; только после того, как он приучился захватывать предмет рукой, повторяя одно и то же сокращение независимо от того, на каком расстоянии предмет от него находится, он начинает постепенно определять расстояние между протянутой рукой и этим предметом, когда он научается ходить, то вместе с этим он приучается к определению расстояния от более удаленных от него предметов. С увеличением проходимого им пространства и знакомством с определением величины пройденного им расстояния он научается определять эту величину при посредстве установки зрительного аппарата. Сокращением мышц века и мышц, окружающих глаз, он устанавливает свой орган зрения и определяет получаемые им зрительные впечатления степенью этого сокращения; связанное же с этим сокращением чувствование является главным критерием, которым он руководствуется при определении значения этого сокращения; следовательно, соотношением между зрительным впечатлением, мышечным ощущением, а также и осязанием вырабатывается у ребенка знание того, на каком расстоянии друг от друга находятся предметы окружающей среды, из чего уже слагаются у человека его понятия о пространственных отношениях.
О чувстве осязания говорится, что оно дает представление о сопротивлении и тяжести тела, а зрение дает представление о протяжении тела (Вундт) *. С первым из этих положений нельзя согласиться, так как представление о сопротивлении и тяжести возможно только при участии тех органов, которые при этом должны действовать. Сопротивляться же возможно только при участии мышц, при помощи которых действуют на какую-нибудь тяжесть, так что сопротивление и тяжесть определяются, главным образом, участием мышечного ощущения и, относительно, всего менее осязанием. Последним чувством можно определять только форму предметов, ее видоизменения и мелкие различия форм. Зрительным ощущением определяется, главным образом, взаимное соотношение предметов в пространстве и более крупные соотношения форм. Мышечным же ощущением определяется консистенция, сопротивляемость и тяжесть тела. Уменье руководствоваться всеми этими чувствованиями и совершенствование их достигается только настойчивыми и последовательными упражнениями. Так как только при развитии этих чувств возможна проверка получаемых впечатлений и образование ясных представлений, то из этого видно, насколько необходимо развитие этих чувств для общего развития молодого человека и в особенности для развития его отвлеченного мышления, которое основывается, главным образом, на ясных представлениях.
Чтобы выяснить себе все значение данного отдела, необходимо вкратце познакомиться с психологией движений и с выяснением того, как слагаются представления пространства и времени.
----------------------------
* Вундт, Основания физиологической психологии, вып 2, М., 1881, стр. 53-1
----------------------------
Движимую часть тела отличают, как полагает Вундт, «преимущественно по ощущениям осязания, сопровождающим всякое движение как активное, так и пассивное и происходящим от образования складок в коже от вращения в суставах и от сдавливания или растяжения мягких частей». Но ощущение осязания, как выяснено раньше, есть явление сложное; оно возникает из прикосновения к исследуемому предмету и передвижения соприкасающейся части. Осязанием определяется форма какого-либо тела или отдельных его частей; если мы прикасаемся к телу, то не в состоянии определить его форму; для определения последней необходимо водить осязающим местом по данному телу; поэтому движимую часть тела определяют сравнением ощущений в неподвижкой и подвижной частях, причем в последней они зависят от изменений, происходящих в ней во время движения. Но осязать предмет можно также и неподвижным пальцем, если самый предмет передвигается. Однако же и при этом мышцы участвуют, удерживая палец в определенном положении, причем легко заметить, что при таком способе осязания определение менее точно.
В движимой части происходят следующие изменения: растяжение и сжатие прикрывающей ее кожи, сдавливание и растяжение частей, окружающих мышцы, а также частей сустава и соприкасающихся костей. Ощущения активно и пассивно движимых частей отличаются еще между собой тем, что в первом случае прибавляется ощущение, вызываемое сокращением действующих мышц и связанными в полном соотношении с этим изменениями окружающих частей и сосудов, а также изменениями иннервационного чувствования; при пассивном же движении сокращение мышц и все связанные с ним изменения в большей или меньшей степени понижены, а прибавляется ощущение от соприкосновения и сжатия, производимых приложением внешних сил к движимой части.
Известно, что субъект, у которого рука находится в состоянии наркоза, полагает, что рука отягощена, и поднимаемый груз кажется ему гораздо более тяжелым, чем прежде. Это изменение в ощущении движимой части зависит не только от понижения силы двигательной иннервации, но также от изменения отношения мышц к суставам и костям. Мышечная сила и давление воздуха удерживают, как известно, главным образом, части сустава в соприкосновении, поэтому, как только понижается возбуждение деятельности мышц, нарушается также отношение между силами, удерживающими части сустава в соприкосновении, и при действии мышц теряется всегда часть сил, идущая на компенсацию нарушенного равновесия; вместе с этим изменяются и ощущения. Из всего этого видно, насколько сложно представление о движимой части тела и какой точный анализ требуется для выяснения ощущений, из которых оно слагается.
Представление о движущей силе слагается из представления о напряжении, которое измеряется непосредственно иннервационным чувством, и из представления о сопротивлении, зависящем от степени мышечного сокращения и связанного с ним ощущения.
Представление о различной силе будет, следовательно, зависеть от различного способа соединения тех представлений, которыми оно обусловливается. Так, представление о действительной, или живой силе получается из соединения чувства энергии и преодолевания препятствия, на которое натыкаются, между тем как представление о мертвой силе, или массе, составляется из чувства энергии с ощущением неодолимого препятствия. Определение степени проявляемых деятельных сил возможно поэтому только сопротивлением. Если в учебниках физиологии говорится, что степень силы, проявляемой мышцею, определяется ее поперечником (к этому необходимо еще прибавить: поверхностью опоры этой мышцы, поверхностью приложения силы к рычагу, направлением приложения силы), то все эти условия имеют только относительное значение; определение же силы, проявляемой человеком, возможно только грузом, поднятым на определенную высоту.
Представление о направлении движения слагается из ощущений, связанных с переменой положения движущегося члена относительно всего тела человека. При этом участвуют как зрительные ощущения, так и осязательные, связанные с изменением в соотношении всех участвующих при этом органов движения.
Представление о быстроте производимого движения составляется при участии отдела органа слуха, состоящего из части преддверия и трех полукружных каналов каждой стороны. Понятно, что каждый толчок или сотрясение должны передаваться всеми плотными частями организма. Каждое движение, производимое организмом, должно сопровождаться толчками и сотрясениями, которые тем сильнее, чем быстрее движение. Эти толчки и сотрясения, передаваясь по твердым частям опоры, достигают какого-либо полукружного канала и здесь влияют на начала происходящих отсюда нервов и доходят до сознания в виде ощущения шума или звука. К этому должны прибавляться еще и сотрясения окружающего воздушного столба, которые также при посредстве слухового аппарата передаются сознанию в виде ощущения шума или звука. Эти влияния на слуховой аппарат являются критерием при определении быстроты производимых движений. Вследствие привычки с появления на свет пользоваться этим критерием значение его сказывается при изменении или разрушении аппарата, с которым он связан. Это видно из опытов, произведенных над полукружными каналами внутреннего уха с разрушением их. Животное после разрушения этих каналов сгибает и разгибает голову, причем быстрота движений зависит от степени раздражения, которому животное подвергается. Животное не в состоянии остановиться до тех пор, пока внешняя сила не удержит его голову в положении. Всякий новый раздражитель вызывает опять такое же движение, которое под влиянием сильного возбудителя может дойти до кувыркания животного. Животное теряет критерий, которым оно руководствовалось при таких движениях, и поэтому не в состоянии справиться с ними.
Сопоставляя все сказанное, легко убедиться в том, что в представлении движения содержится также представление пространства и времени.
Из предыдущего видно, какой сложный психический акт представляют сознательные движения. Приучаясь управлять собой, молодой человек знакомится с рядом ощущений, связанных с отправлениями органа зрения, осязания, деятельностью слухового аппарата, с ощущением, соединенным с растяжением упругой кожи, связок и вообще волокнистых частей двигательного аппарата, с мышечным ощущением, сопровождающим различные степени проявления сил и сокращение волокон различной длины, с ощущением, зависящим от сдавливания или растяжения частей двигательного аппарата, наконец, с иннервационным чувством, зависящим от деятельности нервной системы данного аппарата. Представление о действительной, или живой, силе слагается, как раньше было сказано, из преодолевания сопротивления или тяжести, которою сама движимая часть отягощена, точно так же, как размеры движения определяются высотой, до которой тяжесть может быть поднята или перемещена.
Так как каждое движение слагается из последовательного ряда отдельных положений движимой части в пространстве, то при пространственном определении преобладают движения. Это следует прямо из того, что человек представляет себе пространство не иначе, как в форме пространственно размещенных предметов, воспринимая их органом зрения. Точно так же представление о времени слагается в форме претерпеваемых предметом изменений, совершающихся во времени.
Эти изменения воспринимаются последовательно, поэтому наиболее выгодно органом слуха, на который действует наиболее разъединенный возбудитель и упражнение которого поэтому приучает распределять работу по времени.
Соответственно этому в данном отделе все производимые действия должны подвергаться измерениям, содействующим точному усвоению как пространственных отношений, так и распределению работы по времени.
Упражнения данного отдела на основании всего сказанного должны состоять опять же из простых и сложных движений, из метания, бега, прыжков, причем, однакоже, все упражнения должны производиться при посредстве точно определенного отягощения и при таком же определении времени, требуемого для такой работы.
Отягощение, применяемое при движениях, должно давать уменье определять степень проявляемых сил, находящихся в зависимости от степени мышечного напряжения и соединенного с ним ощущения.
С этой целью выгоднее всего применять отягощение таким образом, чтобы последовательно противополагались тяжести большого и малого веса. Так, например, после тяжести в один фунт дается тяжесть в 2 фунта, затем в 3/4, 1 1/2 фунта и т. д. При этом занимающемуся не говорится, какая именно тяжесть дается, и он должен определить ее, руководствуясь ощущением, зависящим от степени напряженности производимых им движений. Для возможно точного определения времени производимых упражнений применяется метроном; но опять же таким образом, чтобы занимающиеся первоначально сами определяли скорость своих движений, а затем эти определения проверяли бы метрономом. Наконец, в этом отделе необходимо знакомить занимающихся с различными геометрическими формами, их образованием, с физическими свойствами тел, с определением размеров, расстояний и т. д. Все это, обыкновенно, мало знакомо молодым людям при окончании их общего образования, а между тем составляет существенный элемент всякой производимой ими работы. Ни книга, ни слово не в состоянии дать нам понятия обо всем том, что связано с знакомством с пространственными отношениями и с распределением работы по времени.
Рассмотрев этот отдел с общей точки зрения, перейдем теперь к частному разбору упражнений, применяемых для достижения указанных целей.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +