Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением


П. Ф. Лесгафт. Избранные педагогические сочинения
Изд-во Ак. Пед. Наук РСФСР, Т. II, М., 1951 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Главная задача простых упражнений состоит, как уже раньше сказано, в том, чтобы приучить занимающегося сознательно разъединять существующие в его организме движения и знакомить его с качеством элементарных форм движений и их значением для всякой сложной работы. Теперь следует рассмотреть сложные упражнения, цель которых должна состоять в приучении занимающихся к настойчивой и продолжительной деятельности и к умению управлять собой при работе, требующей большого напряжения и продолжительности. Следовательно, главным условием этих упражнений является постепенное и последовательное увеличение их напряжения и продолжительности. Продолжительность производимых движений можно бы увеличить простым увеличением числа их, а напряжение усилить увеличением их скорости; но всякое однородное и однообразное действие непременно утомляет занимающегося; поэтому выгоднее производить упражнения с отягощением или сопротивлением; необходимо при этом руководствоваться тем общим положением, что сила мышц может быть доведена до наибольшего проявления только при известной степени отягощения; если же перейти за пределы его, то она опять ослабевает (Э. Вебер). Эти упражнения могут производиться:
1) при отягощении тяжестями,
2) при отягощении весом собственного тела,
3) при сопротивлении другого лица.
Напряжение мышц состоит в усилении деятельности мышечной ткани, в зависимости от усиления химической ее энергии, вследствие увеличения обмена в мышечных частях. Так как процесс питания, главным образом, химический процесс, то, как и при каждом химическом пооцессе замещения, здесь существуют непременно и механические условия; при этом сила, проявляемая при деятельности, должна быть равна сопротивлению (Д. Менделеев); равным образом сопротивление со стороны питательных веществ, прогоняемых к мышце сердцем, должно равняться работе, производимой этой мышцей. Поэтому все упражнения разбираемой теперь группы, связанные с постепенно усиливающимся напряжением, непременно связаны также с увеличивающейся тратой питательного материала.
Это необходимо иметь в виду при назначении таких упражнений, так как они требуют большего восстановления, вследствие того что всякая увеличивающаяся мышечная работа связана с соответственным увеличением траты. Все же необходимо отличить увеличение деятельности, связанное с увеличением опоры, получаемым, например, разведением ног, прислонением к стене и т. д., от такого увеличения, получаемого усилением напряжения мышц. В первом случае потеря питательных веществ будет относительно мала, потому что при этом увеличиваются механические условия сопротивления, соответственно которым должно быть также и увеличение в проявлении сил. При напряжении же без увеличения опоры выступает, главным образом, химический момент, связанный с увеличением прилива питательных веществ; здесь, несомненно, трата больше, и поэтому в этом случае и относительное и абсолютное восстановление должно быть увеличено. Это необходимо принимать в расчет, в особенности в городских и народных школах, где приходится иметь дело с истощенными и слабыми детьми, и не назначать таких упражнений, если невозможно увеличить занимающимся количество принимаемой пищи или заменить растительную пищу животной; вообще необходимо применять эти упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам и средствам занимающихся. Кроме увеличения траты, упражнения с напряжением связаны еще с усиленным мышечным ощущением, так как сильное мышечное напряжение связано также и с сильным ощущением. Эта очень важное явление требует особенного внимания, так как всякое сильное ощущение связано непременно со следующим за ним понижением впечатлительности занимающегося. Необходимо, следовательно, при таких упражнениях строго выдерживать постепенность и последовательность их усиления, иначе, на основании психофизического закона, ощущение будет увеличиваться в арифметической прогрессии, в то время как раздражение будет увеличиваться в геометрической прогрессии.
Известно, что все упражнения на различных гимнастических аппаратах, как, например, прыжки через кобылу, упражнения на параллельных брусьях, на горизонтальном шесте, трапеции и т. д., связаны с сильным напряжением; такие упражнения трудно поддаются строгой последовательности и постепенности, они связаны обыкновенно с сильным напряжением и поэтому понижают впечатлительность занимающегося, приучая его к сильным ощущениям. Принимая во внимание отсутствие какого бы то ни было педагогического значения упражнений на таких аппаратах, легко убедиться в полной их непригодности для школы. В самом деле, можно ли допустить в школе такие занятия, как упражнения на трапеции, поперечной перекладине и параллельных брусьях? При всех этих занятиях точка опоры находится на кистях, т. е. периферических частях верхних конечностей, причем упражняются, главным образом, мышцы этих последних. При такой опоре возможно только проявление силы на счет всяких целесообразных и быстрых, следовательно,— на счет ловких действий. Соответственно типу мышц верхних конечностей ими можно производить очень тонкие, быстрые и целесообразные действия, но только при центральной опоре, т. е. при опоре на туловище, а не на кистях. Между тем на всех этих аппаратах упражнения производятся только при опоре на кистях, причем уничтожаются всякие ловкие действия, рука грубеет и делается совершенно непригодной к какой-либо тонкой работе. Тотчас же после таких упражнений нельзя даже писать, а о музыке, рисовании, живописи и тому подобной работе не может быть и речи. Кроме того, при всех подобных упражнениях мало или совершенно не участвуют мышцы нижних конечностей, между тем как при обыкновенной физической деятельности человек укрепляет свое тело на туловище (в сидячем положении) или ногах (в стоячем положении), которые поэтому и полжны развиваться соответственно производимой работе.
Упражнения же на аппаратах приводят к нарушению гармонии строения человеческого организма; верхняя часть туловища, плечевой пояс и верхние конечности сильно развиваются упражнением, между тем как нижние конечности не развиваются соответственно, и потому они являются слабой подпорой при всякой работе, производимой в стоячем положении. Из всего этого видно, насколько вредно должны влиять все эти обычные упражнения на аппаратах; они 1) приучают занимающегося к сильным ощущениям и понижают этим его впечатлительность; 2) уменьшают целесообразность и быстроту деятельности верхних конечностей, следовательно, совершенно не соответствуют педагогическим требованиям школы; 3) многие из них производятся при совершенно неестественной подпоре, и именно при опоре на кистях верхних конечностей, причем приходится ходить, опираясь на руки; 4) обыкновенно этими упражнениями нарушается гармония в развитии тела, причем верхняя часть туловища и верхние конечности развиваются настолько сильно, что нижние конечности не в состоянии оказать опору, необходимую им для проявления таких сил; 5) упражнения на этих аппаратах не выгодны и потому, что в школьном возрасте все кости разъединены еще хрящевыми прослойками, расположенными между концевыми частями и телом кости; 6) слишком резкие упражнения на этих аппаратах легко приводят к страданиям костей, суставов, мышц, чего никак нельзя допустить.
Упражнения с увеличивающимся напряжением и продолжительностью требуют поэтому большой осторожности и возможно большего приспособления к индивидуальным качествам занимающегося, к степени его физического развития; необходимо также принимать во внимание, восстанавливаются ли потери, связанные с подобными упражнениями, соответственным питанием. Всякий физический недостаток или болезнь занимающегося непременно проявится или даже усилится при несоответственном применении подобных упражнений. Наблюдения над детьми, не умеющими владеть собой или страдающими понижением подвижности в каких-либо частях организма, всего нагляднее показывают, как их затрудняет всякое действие с напряжением; то, что они в состоянии производить при спокойном душевном настроении, здоровом теле и благоприятных внешних условиях (температурных, барометрических и т. д.), совершенно им не удается при малейшем нарушении этих условий; небольшой насморк, катарр желудка, какое-либо душевное волнение - ожидание, радость, печаль, резкие барометрические и тому подобные влияния уже настолько сильно действуют на них, что они не в состоянии исполнить того, что прежде делали относительно легко. Все это необходимо иметь в виду, чтобы, зная качество требуемых упражнений, не взыскивать и не требовать от занимающегося того, чего он не в состоянии в данном случае исполнить.
Обыкновенно привыкли объяснять такие явления капризом или даже злым намерением ребенка и стараются различными мерами и взысканиями заставить его производить требуемое, указывая на то, что раньше он это производил, следовательно - может, но не хочет. Для выяснения таких ненормальных проявлений необходимо знать типичные проявления ребенка и обычное его отношение к предъявляемым ему требованиям, а также степень его уменья управлять собой, что преподаватель всегда должен быть в состоянии определить.
Только постепенно ребенок может приучиться производить свои действия и при неблагоприятных условиях и несущественных страданиях; на это требуется время, а также постепенность и последовательность в осложнении занятий. Непонимание природы ребенка, незнание его индивидуальных проявлений и их значения заставляют часто прибегать к мерам и преследованию занимающихся, между тем как неудачи в школе чаще зависят от неподготовленности и недостатка образования преподавателя. Действительно верно, что ребенок, например, злостно-забитого типа часто отказывается от занятий или даже делает как раз противоположное требуемому, но и в таком случае простое и справедливое отношение к занимающемуся скорее всего приведет к желаемой цели; преследования же только ожесточат и озлобят ребенка, понижая его впечатлительность. Все эти условия необходимо принимать во внимание при всех упражнениях, требующих увеличения продолжительности, напряжения и настойчивости; обходимо приучить занимающегося к таким упражнениям, но при этом необходимы осторожность и понимание его природы.
Упражнения с увеличивающимся напряжением состоят из: 1) упражнений с отягощением, 2) осложненных, продолжительных ходьбы и бега, 3) упражнений в метании в цель, 4) упражнений в прыгании и 5) упражнений в борьбе.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +