Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эстетическое воспитание в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Эстетическое воспитание является частью коммунистического воспитания. Оно обеспечивает подготовку всесторонне развитой гармонической личности. На XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза было отмечено, что формирование нового человека по-прежнему является одной из важнейших задач современности, в решении которой огромное место принадлежит эстетическому воспитанию. «...Важно,— подчеркивалось на съезде,— чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса».
Эстетическое воспитание — целенаправлен ное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты и активной борьбе с безобразным во имя осуществления эстетических идеалов социалистического общества.
Эстетическое развитие — это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно-исторического эстетического опыта.
Различают понятия эстетической культуры общества и отдельной личности. Под эстетической культурой общества понимается синтез материальных и духовных ценностей, накопленный человечеством на протяжении всей истории его развития. Эстетическая культура личности — это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. Она представляет собой своеобразный сплав личностных качеств, образующих сложную динамическую структуру, постоянно изменяющуюся в результате взаимодействия личности с прекрасным, а также взаимовлияния отдельных качеств личности друг на друга. Основными компонентами эстетической культуры личности являются эстетическое восприятие, эстетические чувства, интересы, потребности, суждения, оценки, творческие способности и эстетическая деятельность.
Основу эстетического сознания составляет эстетическое восприятие.
Эстетическое восприятие — это процесс отражения эстетической сущности предметов и явлений окружающей действительности во всей совокупности их элементов, первичное соотнесение воспринятого с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующимися взаимосвязью эмоционального и интеллектуального. Эстетическое восприятие возникает при встрече с прекрасным и отличается целенаправленностью, целостностью, эмоциональностью и индивидуальностью. Полноценное эстетическое восприятие возможно только в единстве с формированием эстетических понятий и суждений.
Эстетическое чувство — это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой или содержанием данного объекта или в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы.
Эстетический интерес — это направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства.
Показателями эстетического интереса являются стремление личности к эстетической деятельности, наличие у человека любимых произведений искусства, стремление их неоднократно воспринимать, высказываться о них, интересоваться мнением других; наличие избирательной направленности, выражающейся в предпочтении определенного художника, жанра, направления, школы и т. д. Эстетические интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это определяет степень активности личности и ее эстетическое и действенное отношение к окружающей жизни. Таким образом, более высокий уровень эстетического интереса определяется педагогическим воздействием. Эстетические интересы порождают эстетические потребности.
Эстетическая потребность — субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности, к конкретному виду художественной деятельности или к разнообразным ее видам. Эстетические потребности включают потребность в эстетической информации, стремление глубже познать законы развития науки о прекрасном, к многократному восприятию того, что доставило эстетическое наслаждение; нетерпимость к безобразному и стремление к его искоренению; потребность узнать новое о конкретном произведении искусства, его авторе.
Наличие потребности к определенному виду эстетической деятельности является центральным в характеристике эстетически развитого человека, показателем его эстетической культуры, его эстетического вкуса.
Эстетический вкус — это сложное явление, в котором переплетается личное и общественное. По своей природе вкус — сугубо личностная категория, но, поскольку личность представляет совокупность общественных отношений, она сочетает в себе как субъективные, так и объективные нормы, служащие критерием для эстетических оценок. Эстетический вкус — субъективное освоение объективных нормативов, оценок прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д. Оценка относится к процессу освоения эстетического предмета или явления, а вкус - к типу реагирования личности. Вкус проявляется в оценках и формируется через поток эстетической информации, через сумму эстетических и моральных норм. Наличие развитого эстетического вкуса влияет на характер эстетической оценки.
Эстетическая оценка — это ценностное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами, выработанными человечеством на протяжении истории его развития и выраженными через определенные эстетические суждения. Эстетическая оценка опирается на категории прекрасного или безобразного, красивого или уродливого, возвышенно-героического или пошлого, ужасного или комического в явлении или событии окружающей действительности и в произведениях искусства и содержит определенные высказывания об их эстетической ценности, глубине и оригинальности образного отражения, яркости и выразительности творческой манеры автора. В эстетической оценке отчетливо проявляется классовый характер, так как категории прекрасного или безобразного, красивого или уродливого и т. д. у разных классов различны.
Сформированные эстетические восприятия, чувства, суждения, интересы, потребности, вкус и оценка подготавливают личность к полноценному проявлению эстетической активности. Человек не может быть только созерцателем прекрасного. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе. Она предполагает сформированность навыков художественной деятельности, проявляющихся в изобразительном, музыкальном, драматическом искусстве, в поэтическом или литературном, где исполнительские моменты тесно связаны с творческими.
Наряду с понятием эстетического воспитания существует понятие «художественное воспитание» — воспитание средствами искусства. Оно направлено на художественное развитие личности, т. е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства.
В искусстве в более концентрированном виде, чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории, оказывая эмоционально-эстетические воздействия на все стороны личности, приобщая ее к различным видам художественной деятельности.
Таким образом, в результате овладения всей эстетической культурой осуществляется эстетическое развитие личности, а также ее готовность включиться в эстетическое преобразование окружающего мира.
В Советском Союзе впервые в мире создана единая государственная система эстетического воспитания начиная с раннего детства. Эта система предполагает единство целей, принципов, содержания, средств, методов и форм эстетического воспитания и их преемственность на разных возрастных ступенях, в общественных учреждениях и семье.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами коммунистического воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок.
Взаимосвязь эстетического и умственного воспитания обусловлена общим объектом научного и эстетического познания и освоения — бесконечно богатым, видоизменяющимся окружающим нас миром. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков ленинский диалектический путь научного познания и эстетического освоения мира. В результате познавательного и эстетического освоения мира возникли все виды и жанры искусства.
Общей базой как умственного, так и эстетического развития человека является сенсорный опыт. Наблюдательность как качество личности развивается на основе высокой различительной чувствительности всех ощущений, непосредственно связывающих человека с миром. Чтобы осознать свои ощущения, ребенку необходимо овладеть всеми эталонными системами, в которых закреплен сенсорный опыт, накопленный человечеством. Специфика искусства, его образное отражение действительности формирует умственную способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная, музыкальная и моторно-ритмическая. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти, а акт воспроизведения образов памяти является лучшим средством ее развития. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение по сходству и различию, конкретизация и обобщение, умозаключения, осмысливаются причинно-следственные связи, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Все это содействует умственному развитию детей, которое в свою очередь обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития обусловлена тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Та светлая радость, которая охватывает его при восприятии красоты, очень похожа на чувство горделивой удовлетворенности при восприятии и совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.
Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Именно в этом заключается мощная облагораживающая функция искусства. Еще М. Горький называл эстетику этикой будущего, предвидя то время, когда между прекрасным и добрым не будет различия. Большое значение имеют также переживания при восприятии прекрасного или эстетической деятельности, что организует и объединяет людей, формируя чувство коллективизма.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей и подвигами героев, постепенно приобщаются к понятию Родины, к ее великим свершениям.
Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Трудовая деятельность радует детей, они чувствуют свои возрастающие силы и возможности, преобразовывая тот или иной материал, превращая его в полезную вещь. «Радость труда... немыслима без чувствования красоты,— писал В. А. Сухомлинский,— но здесь красота не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда — это красота бытия».
В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Научить видеть красоту этих отношений — значит воспитать любовь к труду, к его результатам. Важным содержанием художественного воспитания является формирование способности к творческому решению задач в любом виде искусства, а творческий подход необходим в любом виде труда. При этом важна не только сумма трудовых навыков и умений, но и достижение высокого уровня их развития, при котором труд превращается в творческий процесс, доставляющий эстетическое удовлетворение и преобразующий как личность, так и окружающую действительность.
Тесная связь существует между эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Красота человека немыслима без здоровья и физического совершенства — красивой осанки, походки, координированности всех движений. Эстетическое и физическое развитие осуществляется в процессе движений под музыку, в танце, в художественной гимнастике, в фигурном катании на коньках. Очень важным является тонизирующее значение эстетического переживания в процессе ритмического движения и т. д. Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами коммунистического воспитания обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +