Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Всестороннее и гармоническое развитие личности как цель коммунистического воспитания


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основы учения о всестороннем и гармоническом развитии человека сформулированы в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая становление крупного промышленного производства при капитализме, показали, что возникла объективная необходимость всестороннего развития личности. Но в условиях буржуазных производственных отношений, прикованности рабочего к узкой профессии, разделения умственного и физического труда, господствующем положении буржуазии, которая заботится об образовании рабочих лишь постольку, поскольку ей это необходимо, всестороннее развитие способностей человека невозможно.
Говоря о значении всестороннего воспитания людей для прогресса общества, Ф. Энгельс писал: «Вырастив новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца, общество тем самым создаст новую производительную силу...».
Необходимость всестороннего развития человека обусловливается не только потребностями производства, но, как указывал К. Маркс, вытекает и из самой сущности человека и его труда: «Человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, т. е. как целостный человек».
Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом положение о всестороннем развитии личности, обусловленном характером материального и духовного развития общества, нашло продолжение в учении В. И. Ленина о всестороннем и гармоническом развитии человека как единственно научной цели воспитания в эпоху социализма. В. И. Ленин писал, что планомерная организация общественного производственного процесса должна быть предназначена не только для удовлетворения нужд членов общества, «а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества».
В. И. Ленин предвидел, что в новом, социалистическом обществе будут складываться все более благоприятные условия для воспитания всесторонне развитых людей, что совершится переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет».
Эти идеи вошли в Программу партии большевиков (1919), которая выдвинула задачу создания единой трудовой школы, безусловно светской, т. е. свободной от какого-либо религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистического общества.
В Программе Коммунистической партии, принятой на XXII съезде КПСС, подчеркивалось, что в период перехода к коммунизму «возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Воспитание в учебно-воспитательных учреждениях должно более целенаправленно и систематически формировать научное мировоззрение, коммунистическое отношение к труду, коммунистическую мораль, пролетарский интернационализм и социалистический патриотизм. Составной частью коммунистического воспитания является также преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей, разоблачение буржуазной идеологии.
Новый этап развития общества зрелого социализма во второй половине 70-х годов с его динамичным и ускоренным научно-техническим прогрессом во всех областях, крупным шагом вперед по созданию материально-технической базы коммунизма, повышением материального уровня жизни народа определил необходимость дальнейшего совершенствования воспитания подрастающих поколений.
Ныне социалистическая система воспитания свою основную цель — всестороннее развитие человека — связывает и с формированием его творческих способностей как преобразователя окружающей жизни. Советская педагогика конечный результат развития видит в воспитании коммунистической направленности личности.
Важное методологическое значение в развитии учения о цели коммунистического воспитания имели решения XXV и XXVI съездов КПСС. Материальные и социальные условия зрелого социализма создают основы нового образа жизни, который характеризуется активным участием трудящихся в управлении производством, государством, всеми делами общества, твердой уверенностью в завтрашнем дне, растущим удовлетворением материальных и духовных потребностей человека.
В духовной сфере его отличает идейно-политическая убежденность, преданность делу коммунизма, отсутствие социального и национального неравенства, глубокие интернациональные чувства и сознание, гуманизм, единство и преемственная связь поколений.
Социалистический образ жизни постоянно совершенствуется. Это вызывает необходимость в дальнейшем совершенствовании всего дела воспитания. Важнейший путь, который ведет к осуществлению основной цели коммунистического воспитания, XXV съезд КПСС определил как комплексный подход, «то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся».
Единая цель коммунистического воспитания в системе народного образования от его первого звена — дошкольного воспитания — до высшей школы отражена в Конституции СССР и Законе о народном образовании, где сказано, что «целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу».
Учение классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии личности было положено в основу разработки цели воспитания подрастающего поколения в советской педагогике. Наиболее существенный вклад был внесен трудами выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко.
Н. К. Крупская подчеркивала непосредственную связь цели воспитания подрастающего поколения с социальными и материальными потребностями общества. С первых лет Советской власти Н. К. Крупская пропагандировала новую цель школы в социалистическом обществе, которая предусматривает «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь».
Н. К. Крупская указывала, что цель коммунистического воспитания должна быть единой для всех звеньев системы народного образования, и все, кто воспитывает детей, должны руководствоваться этой целью. Однако цель не означает подавление индивидуальности, а предусматривает расцвет личности каждого ребенка, расширение его кругозора, обогащение его переживаний. «Но помогая формировке индивидуальности, школа должна подготовить учащегося к тому, чтобы он умел выявить эту индивидуальность в общеполезном труде». И только при социализме возможно воспитание людей, одинаково приспособленных к умственной и физической работе, умеющих трудиться творчески. Дальнейшую конкретизацию учение о цели коммунистического воспитания получило в трудах А. С. Макаренко. Цель воспитания он рассматривал как программу, которой должен руководствоваться каждый педагог: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности...».
Разрабатывая программу личности советского человека как цель коммунистического воспитания, А. С. Макаренко считал необходимым подчеркнуть главнейшие черты, которые должны быть свойственны человеку нового общества и которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Такими чертами он считал прежде всего идейность, способность без колебаний всегда, в любых обстоятельствах найти правильный критерий для личного поступка, способность требовать правильного поведения от других, а также деловитость, энергичность, готовность ставить цели коллектива выше узких личных целей.
В коллективе, общественно значимые интересы которого соединяют его членов, воспитываются такие черты личности, как коллективизм, общительность, взаимопомощь, доброта и др. Чрезвычайно важным для советской педагогики является указание А. С. Макаренко на связь цели воспитания с задачами общества, с задачами построения социализма: «Откуда же может вытекать цель воспитательной работы? Конечно, она вытекает из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, из целей и задач нашей борьбы. И поэтому формулировка целей, конечно, не может быть выведена ни из биологии, ни из психологии, а может быть выведена только из нашей общественной истории, из нашей общественной жизни».
Воедино связывая процесс воспитания и становление личности человека, известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что конечная цель коммунистического воспитания — это личность, деятельность которой находится в полном соответствии с коммунистическими взглядами и убеждениями. Высокая коммунистическая идейность и сознательность, активность и энергичность в достижении коллективных трудовых целей, доброта к людям являются типичными чертами человека развитого социалистического общества.
Таким образом, советская педагогика утверждает, что коммунистическое воспитание, всестороннее и гармоническое развитие человека должны быть формированием личности нового типа. Всестороннее развитие личности может быть достигнуто лишь в том случае, если с раннего возраста закладываются основы такого развития. Поэтому на всех возрастных этапах развития человека и для всех звеньев системы народного образования в СССР существует единая цель коммунистического воспитания.
Особенно ярко эту мысль подчеркивала в своих выступлениях и статьях Н. К. Крупская. «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Такое целенаправленное и планомерное воздействие должно начинаться как можно раньше.
Н. К. Крупская писала, что основы всестороннего и гармонического развития человека необходимо закладывать в раннюю и дошкольную пору жизни.
Единая цель коммунистического воспитания детально раскрывается в задачах всестороннего воспитания, сформулированных с учетом возрастных особенностей детей и назначения учебно-воспитательных учреждений. Реализация цели коммунистического воспитания начинается в раннем и дошкольном возрасте, тем самым создаются предпосылки для всестороннего развития на последующих этапах.
Исходя из высокогуманного смысла основной цели воспитания, советская педагогика определяет такие задачи воспитания, которые не только отвечают потребности общества — быстрейшим образом подготовить молодежь к будущей практической деятельности, но которые прежде всего направлены на всестороннее и гармоническое развитие личности. Благодаря единству цели и задач воспитания воспитательная работа во всех звеньях системы народного образования носит преемственный характер. Осуществление задач всестороннего воспитания подрастающего поколения на всех возрастных этапах обеспечивается в социалистическом обществе единством цели общественного и семейного воспитания.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +