Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методологические основы советской педагогики


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Всеобщей методологией научного познания или всеобщим методом познания, который обобщает достижения различных наук и практики человечества и который составляет принципиальную основу любой советской науки, является материалистическая диалектика.
Классики марксизма-ленинизма доказали общественное явление объективную природу воспитания, показав, что возникло оно с возникновением человеческого общества как необходимое условие и средство передачи младшему поколению старшим всего накопленного человечеством материального и духовного опыта (трудового, нравственного, научного, культурного и т. д.), обеспечивающего социальную смену и преемственность поколений. Воспитание способствует включению молодого поколения в систему социальных отношений и подготовке к жизни и труду в обществе. Оно осуществляет связь поколений, дает возможность молодежи выходить на передний край человеческой культуры и затем способствовать дальнейшему движению общества вперед. Возникнув в человеческом обществе, воспитание становится абсолютно необходимым условием развития общества, так как без воспитания человечество существовать и развиваться не может. В этом общечеловеческая сущность воспитания, свойственная всем этапам развития человеческого общества, любой общественно-экономической формации. В этом смысле В. И. Ленин относил воспитание к общим и вечным категориям.
Итак, воспитание как общественное явление подчинено общим закономерностям развития общества, но в каждую историческую эпоху воспитание развивается и действует своеобразно. Характер производительных сил в конкретном обществе определяет совокупность производственных отношений и является тем базисом, на котором возникает своя политическая и идеологическая надстройка. Воспитание является частью идеологической надстройки и испытывает на себе различные влияния со стороны других форм общественного сознания (политика, религия, философия и т. д.), господствующих в данном конкретном- обществе, и всегда соответствует типу общественных отношений и задачам общества. В свою очередь воспитание оказывает воздействие па все стороны жизни общества и на формирующиеся общественные отношения, так как непосредственно «материализуется» в мировоззрении, нравственных убеждениях и деятельности людей. Эти взаимо-влияющие связи можно проследить на каждом этапе развития человеческого общества.
Изменение способа производства всегда вызывает изменение воспитания, его целей, содержания, организации и методов. Таким образом, воспитание не стоит на месте, а изменяется с изменением материальных и других социальных условии жизни, с изменением типа общественно-экономических формаций.
В классовом обществе производственные отношения соответствуют интересам собственников на средства производства. Господствующий класс организует и контролирует процесс зоспитания, имея в виду свои классовые интересы. Дети господствующих классов готовятся к управлению государством, занятию более высоких командных должностей в производстве, армии, суде и т. д. Уровень их воспитания и обучения, содержание, методы и форма носят более высокий характер, чем для детей трудящихся, которые готовятся к физическому труду. Воспитание и образование трудящихся осуществляется постольку, поскольку это нужно для участия в производстве, но не более, ибо правящие классы всегда боятся соединения знаний с борьбой трудящихся за свои права. Воспитание превращается в средство укрепления позиций господствующего класса, в способ подготовки людского элемента материально-производительных сил и закрепления существующих производственных отношений. В антагонистических классовых обществах воспитание, направляемое господствующим классом, способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудящихся.
Из всех надстроек самую активную роль в классовых обществах играет политическая надстройка — государство. Воспитание организуется государственным аппаратом, и политика государства заключается в том, чтобы подчинить воспитание производственным отношениям, т. е. заставить воспитание служить укреплению данного базиса. Поэтому в зависимости от того, в руках какого класса находится воспитание и какую роль этот класс играет в общественных отношениях, воспитание будет иметь прогрессивный или реакционный характер. Эта зависимость ярко проявилась в ходе развития социально-классовых функций воспитания.
В период становления той или иной общественно-экономической формации интересы класса, идущего на смену отживающему, в основных чертах совпадают с объективными потребностями развития общества и определяют более прогрессивный тип воспитания. Но по мере того как господствующий класс становится тормозом общественного прогресса, он все более стремится вытеснить из реального процесса воспитания прогрессивное содержание. Воспитание приобретает регрессивный характер. Примером тому может служить состояние воспитания в современных капиталистических странах.
Принципиальное отличие воспитания при социализме от всех предшествующих типов воспитания заключается в том, что воспитание из орудия классового господства буржуазии превращается в орудие полного уничтожения деления общества на классы, т. е. в орудие коммунистического преобразования общества.
Социалистическое общество ликвидирует классовую ограниченность воспитания. По своим целям, задачам, содержанию, методам и формам коммунистическое воспитание выполняет новую, однородную относительно всех социальных групп общества функцию — обеспечивает всестороннее развитие каждой человеческой личности. Однако социальная однородность воспитательного процесса в условиях социалистического общества вовсе не означает утрату классового характера образования и воспитания. Он обусловлен в современном социалистическом обществе тем, что рабочий класс является носителем передовых коммунистических идеалов, основной производительной силой общества, которая создает материальную основу для осуществления всестороннего развития каждого человека. Это требует воспитания всего подрастающего поколения в духе идеалов рабочего класса, на основе его коммунистической нравственности.
Осуществляя данное требование к формированию личности советского человека, воспитание отражает цели рабочего класса, выступающего против эксплуатации и угнетения. Диалектически противоречивая природа коммунистического воспитания на современном этапе сказывается в том, что, как общественное явление в конкретно-исторических формах его проявления, оно уже сегодня несет в себе, с одной стороны, многие важные черты внеклассового воспитания коммунистического общества (равенство возможностей всестороннего развития, опора на передовые общественные отношения, всеобщность среднего образования и т. д.), с другой стороны, остается классовым.
Коммунистическое воспитание подрастающих поколений в настоящее время, в эпоху развитого социализма, стало делом всего народа. Это с особой силой прозвучало на XXV и XXVI съездах КПСС. Коммунистическое воспитание — важнейшая ветвь идеологического влияния партии на массы.
Задачи коммунистического воспитания в современную эпоху возрастают и становятся сложнее, потому что движение общественной жизни непрерывно, оно предъявляет высокие требования к личности. Возрастание социальной роли воспитания — объективная закономерность зрелого социализма и строительства коммунизма.
Понимая воспитание как социальное явление, классики марксизма-ленинизма выступали против отождествления воспитания в человеческом обществе с воспитанием в мире животных. Человеческая деятельность сознательная, целенаправленная, преобразующая, поэтому воспитание всегда целенаправленно, осознанно выполняет заказ общества по воспитанию человеческой личности.
Решающее значение для советской педагогики имеет и понимание марксистско-ленинской философией личности, совокупности социальных отношений. Марксисты утверждают, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе активного усвоения общественного опыта, а также преобразования его и окружающих человека условий. Отсюда советская педагогика утверждает ведущую роль воспитания как важнейшего средства целенаправленной и систематической подготовки человека к жизни и труду в новом, коммунистическом обществе и как средства подготовки новой человеческой личности — строителя коммунизма. Всестороннее и гармоническое развитие личности требует комплексного подхода к воспитанию.
Исходя из этой задачи, советская педагогика разрабатывает содержание, методы и формы комплексного воспитания каждого советского человека с раннего детства.
Таким образом, марксистско-ленинская философия помогает вскрыть сущность такого явления, как воспитание, что дает возможность строить советскую педагогику как науку, прогнозирующую будущее в развитии личности советского человека, и принимать практические меры к наилучшему решению поставленных обществом задач.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +