В решениях XXV и XXVI съездов КПСС поставлены задачи дальнейшего улучшения работы высшей школы. Главнейшими из них являются постоянное совершенствование содержания высшего образования, более широкое внедрение данных современной науки, установление тесной связи с производством. Во всех категориях высших учебных заведений учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы молодежь не только получала глубокие и прочные научные знания, но и воспитывалась в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, в духе беззаветной преданности идеалам коммунизма.
Все эти требования относятся и к подготовке специалистов на факультетах дошкольного воспитания педагогических инсти тутов. Работники дошкольных учреждений должны не только любить свою профессию, но и глубоко осознавать высокую ответственность перед обществом за коммунистическое воспитание подрастающих поколений.
Важная роль в успешном овладении студентами будущей специальностью принадлежит курсу дошкольной педагогики.
Предлагаемое учебное пособие и призвано обеспечить научную и практическую подготовку студентов к работе по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В основу разработки содержания учебного пособия положены ведущие идеи советской педагогики о воспитании и развитии личности ребенка.
1. Исходя из цели коммунистического воспитания — всестороннего развития личности, процесс воспитания, осуществляемый в дошкольных учреждениях, рассматривается как процесс развития всех физических и духовных сил ребенка, включающий его физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В структуре пособия выделены главы, в которых представлено учение о цели и задачах коммунистического воспитания, о воспитании и развитии личности. В этих главах конкретизируются задачи всестороннего воспитания детей раннего и дошкольного детства и раскрывается специфика целенаправленного воспитания, построенного с учетом возрастных особенностей детей.
2. Основу развития личности составляет освоение под руководством взрослого (воспитателя) общественно-исторического опыта, представленного в системе знаний об окружающей действительности, умений и навыков в разных видах деятельности, а также в нормах и правилах поведения и отношений к окружающему и самому себе. Это положение реализовано в главах, раскрывающих стороны коммунистического воспитания (физическое, умственное, нравственное и др.).
3. Процесс развития и воспитания личности человека рассматривается в советской педагогике и психологии как непрерывный закономерный процесс, в котором все этапы преемственно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В соответствии с этим при рассмотрении цели и задач коммунистического воспитания, проблем воспитания и развития выделяются этапы раннего и дошкольного детства как определяющие последующее становление личности человека и вместе с тем имеющие самостоятельную ценность. Этот принцип реализуется и в последующем. Так, в главах, посвященных отдельным сторонам воспитания, выделены параграфы, где дается характеристика содержания, средств, методов, форм организации физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Такой подход, с нашей точки зрения, обеспечивает понимание поступательного характера процессов воспитания и развития и его поэтапной преемственности. Изолированное же рассмотрение педагогики раннего и дошкольного детства приводит, с одной стороны, к неизбежному повторению и дублированию материала, а с другой — к обеднению понимания непрерывности процесса воспитания.
4. Процесс воспитания (освоение детьми общественно-исторического опыта) осуществляется в активной деятельности детей. Опираясь на это методологическое положение, авторы пособия рассматривают процесс воспитания в контексте основных видов деятельности ребенка — предметной, игровой, учебной и трудовой.
5. Ленинский принцип классовой обусловленности воспитания положен в основу рассмотрения всех вопросов воспитания и образования подрастающего поколения и прежде всего нравственного воспитания. Детский сад как первое звено в системе народного образования — учреждение воспитательное и, следовательно, идеологическое. В связи с этим студенты должны получить отчетливое представление о классовой направленности и исторической обусловленности процесса воспитания, всей системы народного образования, о принципиальных особенностях системы народного образования, созданной в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Идейность является стержнем нашей жизни. Опасно даже на время, даже на отдельных участках забывать об идейном начале всей нашей деятельности, мириться с идейными ошибками. Именно в силу этого в каждой главе пособия представлены методологические положения, формирующие у студентов научное понимание процесса воспитания и марксистскую позицию при оценке педагогических явлений.
6. Системный подход к проблемам воспитания и развития детей авторы стремились реализовать в рассмотрении единства и взаимосвязи процессов воспитания и развития детей при ведущей роли воспитания. Это нашло отражение в раскрытии единства развивающейся деятельности детей и формирования личности и коллектива. В соответствии с этим в главах, посвященных содержанию воспитания и воспитанию детей в деятельности, дается характеристика особенностей развития ребенка и его деятельности и на этой основе определяются и конкретизируются задачи, содержание, методы и формы организации воспитания и обучения. Таким образом, осуществляется психолого-педагогический подход к рассмотрению вопросов воспитания ребенка. Это обеспечивает установление содержательных межпредметных связей между педагогикой, психологией и другими науками о развитии ребенка и вместе с тем расширяет научные основы дошкольной педагогики.
Структура данного учебного пособия определяется принадлежностью дошкольной педагогики к системе педагогических наук. В соответствии с этим при раскрытии вопросов дошкольной педагогики авторы исходят из общих основ педагогики, ее методологии, общей теории воспитания и образования. Таким образом, дошкольная педагогика выступает как самостоятельная педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания (наряду с педагогикой начальных классов, педагогикой средней школы) и имеющая общие научно-теоретические основы с возрастными и специальными отраслями педагогики.
Учебное пособие «Дошкольная педагогика» состоит из двух книг: первая книга «Содержание коммунистического воспитания в детском саду», вторая — «Методика и организация коммунистического воспитания детей в детском саду».
Последовательность тем в учебном пособии предусматривает установление внутрипредметных связей при изучении курса дошкольной педагогики. Так, темы первого раздела данной книги раскрывают основные педагогические понятия и закономерности процессов воспитания и развития личности ребенка. Темы второго раздела конкретизируют общие закономерности, на основе которых рассматриваются содержание, методы, формы организации воспитания и обучения детей.
В каждой главе учебного пособия раскрываются ведущие понятия, которыми должен овладеть студент, методология данной проблемы, содержание, методы, формы организации процессов воспитания и обучения. Главы написаны на основе обобщения научных исследований по общей и дошкольной педагогике, детской психологии и частных методик. В ряде глав широко отражены исследования, выполненные на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена.
На XXV съезде КПСС указывалось на необходимость совершенствования профессиональной подготовки, на важность воспитания умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Эти указания имеют прямое отношение к воспитанию студентов. В целях активизации их самостоятельной работы, для проверки усвоения материала в конце глав даются вопросы и задания. Часть их предусматривает использование материалов лабораторного практикума по специальности. По каждой теме приводится основная методологическая и научно-методическая литература для самостоятельного изучения студентами.
Учебное пособие подготовлено на основе программы курса дошкольной педагогики, разработанной на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора А. М. Леушиной.
Главы учебного пособия написаны доцентами кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена: I глава — Н. А. Курочкиной, II и III главы — Б. С. Лейкиной, IV и VIII главы — В. И. Логиновой, V глава — Г. П. Лесковой, VI глава — П. Г. Саморуковой, В. И. Логиновой (§2), VII глава — Т. И. Бабаевой, М. И. Шаровой (§3,4,5), IX глава — Н. А. Курочкиной, А. И. Хотьковой, И. Л. Гусаровой.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.