SPA тур Куда лучше всего поехать в SPA-тур? Сколько стоят SPA-процедуры? Роды за рубежом Роды за рубежом становятся все популярнее. В чем их преимущество? Плацентарная косметика Плацентарная косметика: омоложение или рекламный трюк?

Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
бесплатная консультация юристов и адвокатов
Обращение с книгой
Рассмотрим правила обращения с книгой, которые помогут как можно дольше сохранить ее в хорошем состоянии...

прочитать полностью >>
Как хранить книги
Правильные условия хранения продлевают жизнь книг. Главные факторы - температура и влажность...

прочитать полностью >>
О редкости книг
Что такое «редкая книга»? Определений редкости насчитывается довольно много, и самое простое - «книгу сложно найти»...

прочитать полностью >>
Из истории книги
История книги началась задолго до изобретения печати. Как источник информации, книга прошла длинный путь...

прочитать полностью >>
Иностранные тексты
Чтение книг на иностранном языке может служить довольно эффективным вспомогательным методом изучения языка...

прочитать полностью >>
О пользе книги
В некоторых областях человеческой деятельности чтение остается основным методом обучения и повышения квалификации...

прочитать полностью >>
Из истории книги
С падением Римской империи в истории книги начинается новый период. Книги выпускаются в монастырях, а их содержание принимает религиозный характер...

прочитать полностью >>
Скорость чтения
Методик обучения скорочтению существует великое множество. Среди них есть и традиционные, и аппаратные...

прочитать полностью >>
Помощь ребенку в учебе
Как известно, лучше других учатся те дети, чьи родители берут на себя немалую долю ответственности за образование сына или дочери...

прочитать полностью >>
Как приучить читать
Без чтения не может быть гармонично развитой личности, не говоря уже о важности навыков осознанного чтения для развития мышления и памяти...

прочитать полностью >>
Образное мышление
Это редкость, но бывают люди с фотографической памятью. Однако не обязательно родиться с таким талантом, его можно успешно развить...

прочитать полностью >>
Дорога к книге
Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым. А как читают наши дети?

прочитать полностью >>
Что и как читать
Прилавки магазинов, витрины киосков, лотки уличных продавцов заполнило огромное количество детских изданий сомнительного качества...

прочитать полностью >>
Как улучшить память
Наша память имеет безграничный потенциал, но мы из-за лени используем ее лишь на 1-3 %. Причиной тому все та же малая мотивация...

прочитать полностью >>
Роль чтения в обучении
Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям осмысленного чтения художественных и научно-популярных текстов? Как это сделать?

прочитать полностью >>
Дистанционное обучение
Какие методы используются при получении высшего образования через Интернет? Каковы преимущества и недостатки такого обучения?

прочитать полностью >>
Выбираем репетитора
Насколько необходим репетитор каждому учащемуся? И как найти такого специалиста, который сможет дать хорошие знания?

прочитать полностью >>
Совместно или раздельно
Вокруг самой идеи раздельного обучения до сих пор ведутся активные споры. Рассмотрим основные аргументы сторонников и противников...

прочитать полностью >>
Нужна ли школа
У домашнего обучения появляется все больше и больше сторонников. Каковы их аргументы в пользу получения домашнего образования?

прочитать полностью >>
Выбираем школу
Как из множества городских школ выбрать то учебное заведение, которое устраивало бы вас во всех отношениях? Об этом мы и поговорим...

прочитать полностью >>
Об экстернате
Одним из главных преимуществ экстерната является возможность самостоятельно распределять учебное время в зависимости от собственного желания и самочувствия...

прочитать полностью >>
Выбираем профессию
Современные выпускники школ часто совершают одну и ту же ошибку: выбирают университет по принципу где «подешевле» или где конкурс поменьше...

прочитать полностью >>
Музыка и личность
Позвольте не согласиться с теми, кто усомнился в серьезности этой темы. Музыка является очень важной сферой жизни, для кого-то - её неотъемлемая часть, для некоторых - самая жизнь...

прочитать полностью >>
Разделы библиотеки
Педагогика и психология

Медицина и здоровье

Детское воспитание и обучение

Культура и искусство

Мир природы

Социология

История, география и краеведение

Наука и техника

Знаменитые люди

Цветоводство, сад и огород

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие и воспитание


"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями


Понятие развития


Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляющееся в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д.
В ходе развития происходит превращение ребенка как биологического индивида в человека как личность — члена человеческого общества.
Развитие человека — это не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребенка. Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека.
Что же выступает как главное, ведущее в этом развитии: то, что заложено в ребенке от природы, унаследовано им, или то, что связано с влиянием условий определенной социальной среды, воздействием окружающих его людей?
В решении этой проблемы есть и крайние точки зрения, признающие ведущим и определяющим одно из этих начал, и целый ряд таких, которые отражают промежуточные позиции, по-разному оценивая взаимодействие указанных факторов в зависимости от ряда обстоятельств и условий.
Так, сторонники преобладания биологического начала в развитии человека утверждают, что общие особенности человека как представителя рода и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида, предопределены его природой. Они рассматривают процесс развития как вызревание того, что заложено в человеке от рождения. При таком подходе развитие характеризуется в основном лишь количественными изменениями предопределенных от рождения свойств, которые лишь проявляются в человеке под влиянием среды. Воспитание же способно только либо ускорить, либо затормозить процесс этого проявления. В подобных концепциях роль общественной, социальной среды в развитии человека приравнивается к роли естественной среды в развитии животных. Эти позиции характерны для многих направлений современной буржуазной педагогики и педагогической психологии. Биологизаторские теории — главная научная основа педагогики свободного воспитания, предписывающей, воспитателю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка. И поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка. А отсюда вывод: образование высокого уровня следует давать лишь детям, обладающим высокими умственными способностями. Сами же эти способности следует измерять с помощью специальной системы контрольных заданий — так называемых тестов по определению умственной одаренности, а затем распределять детей в соответствии с результатами по различным группам с целью дать им то образование, которое им «по силам». Благодаря тенденциозно подобранным заданиям тестов обеспечивается классовая дифференциация учащихся и предопределяются их пути в образовании и в жизни.
Основным результатом приложения этой концепции к практике является создание элитарной школы, т. е. системы школ для якобы более способных детей, которыми на основе тестового отбора всегда оказываются дети из привилегированных групп и сословий.
Представители другой крайней точки зрения считают самым важным и определяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей его домашней и социальной среды. Некоторые из них при этом утверждают, что от рождения все дети обладают равными возможностями — представляют собой tabula rasa (чистую доску), на которой можно написать что угодно.
Поскольку же человек должен приспосабливаться к окружающей его среде и является ее продуктом, возникают существенные различия между людьми, находившимися в различных условиях. Отсюда отличия в умственных способностях и уровне развития детей, выросших в разных условиях.
В буржуазной педагогике и психологии распространены термины «социально-обездоленные» дети, «благоприятная» и «неблагоприятная» среда. Влияние неблагоприятной среды с детства предопределяет таких социально обездоленных детей на замедленное развитие, а отсюда и на получение неполноценного, урезанного образования. Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия «...вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности».
Сторонники социологизаторских концепций утверждают, что детям, которые выросли в неблагоприятной среде, не стимулировавшей их интеллектуальное развитие, бесполезно предлагать образование, нацеленное на развитие их интеллектуальных сил.
Вместе с тем теории эти не дают ответа на вопрос о том, почему в условиях одинакового воспитания и примерно одинакового быта формируются не только совершенно разные характеры людей, но и разная их социальная направленность, различные устремления, интересы.
В настоящее время, когда буржуазия в условиях бурного развития науки и техники, требующих подготовки квалифицированных работников, вынуждена повышать уровень образования в массовой школе, проблема соотношения влияния среды и наследственности и определения границ и возможностей воспитания встает с еще большей остротой.
Буржуазные деятели просвещения, как правило, говорят теперь лишь о преобладающем влиянии того или иного фактора (т. е. среды или наследственности), а не о полном отрицании какого-либо из них. Несмотря на все варианты и разновидности названных концепций, общим в них остается одно — их классовая и политическая направленность против детей трудящихся, против национальных меньшинств, использование их для обоснования расистских теорий и политики классовой и расовой дискриминации. Эти психолого-педагогические концепции оправдывают классовое неравенство в буржуазном обществе и доказывают право господствующих классов на привилегированное положение, обосновывая его или исключительными наследственными данными, или особыми условиями окружающей среды.
Марксистская концепция развития отрицает крайние точки зрения — биологизаторскую (биогенетическую) и социологизаторскую (социогенетическую), противопоставляющие влияние биологических задатков и окружающей ребенка среды, а тем более интерпретацию, даваемую буржуазными учеными.
Социальное и биологическое — два взаимодействующих фактора. Развитие человека и формирование его личности есть единый, целостный процесс. Признавая влияние наследственности и среды, советская психология и педагогика всесторонне изучают характер и механизмы этого влияния с тем, чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие ребенка, как осуществлять его воспитание.
Рассмотрим позиции марксистско-ленинской педагогики о влиянии наследственности, среды и воспитания на развитие человека и формирование его личности.

Роль наследственности в развитии человека


Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Успехи современной генетики позволяют по-новому определить механизм передачи наследственных качеств и особенностей человека. Данные молекулярной генетики свидетельствуют о химической природе генов, что дает возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию по наследству.
Наследственная программа поведения человека имеет целью продолжение человеческого рода, обеспечение системы регуляций, помогающих организму приспосабливаться к изменениям условий его существования. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологическая структура человеческого организма, стадии его созревания, особенности строения нервной системы, индивидуальные особенности человека. В числе наследуемых анатомо-физиологических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы, а также особенности человека как представителя человеческого рода, т. е. высокоорганизованный мозг, задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Известно, что каждый человек способен к одному виду деятельности (или к нескольким) больше, чем к другим. Это обусловлено его генотипом. Известно положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы. К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными, силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают на необходимость учитывать в воспитании естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяющие направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Под жизненными силами, заложенными в природе человека и проявляющимися в форме задатков, а затем способностей, следует понимать возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация этих возможностей во многом зависит от условий жизни, и воспитания. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Наследование способностей в отдельных семьях, появление в ряде поколений одаренных людей объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и воспитанием детей в атмосфере интереса к данному виду деятельности и довольно ранним приобщением их к этому виду занятий.
Задатки относятся к самым общим широким областям деятельности, они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены, связаны с наличием разных видов производства, искусствами определяются уровнем их развития. Так, ребенок родится лишь с общими задатками к речи, но на каком языке он будет говорить, зависит от того, в какой национальной среде он будет развиваться.
Задатки служат одним из условий успешного выполнения человеком определенного вида деятельности. Однако успех в любой деятельности будет в значительно большей степени зависеть от трудолюбия, накопления опыта.
Признавая биологическое неравенство задатков и способностей, советская педагогика уделяет главное внимание не выявлению различий и приспособлению к ним обучения, а созданию необходимых условий для развития задатков и способностей, имеющихся в различном сочетании у каждого. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития каждого человека.
В буржуазной педагогике и психологии распространено утверждение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками; что отдельным людям свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п. Классовой и политической подоплекой этих утверждений является неверие в возможность формирования совершенного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые имеются лишь при социализме, стремление опорочить задачу формирования нового человека — строителя коммунистического общества.
Советская педагогика и психология утверждают, что все психические свойства и качества личности развиваются и формируются в процессе жизнедеятельности человека, его общения с другими людьми, взаимодействия с окружающей средой. Большую роль играет воспитание. В человеке от рождения не заложено никаких — ни социальных, ни асоциальных программ поведения. Процесс социального развития для каждого человека начинается фактически с нуля. Он протекает в индивидуально неповторимых условиях и связан с различием реакций на внешние условия.
Развитие человека с физиологической точки зрения очень сложный процесс. Его органы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, причем наблюдается известная неравномерность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека. Это, в свою очередь, проявляется в некоторых общих особенностях психического развития детей разных возрастных групп. Например, целый ряд особенностей анатомо-физиологического развития подростков находит отражение в некоторых характерных чертах их поведения, дающих основание говорить об этом возрасте как о трудном. Однако социальные стороны личности, т. е. качества, характеризующие особенности поведения человека в обществе и его отношения с людьми, формируются только в конкретных социальных условиях и не могут быть предопределены биологическими свойствами человека.
Человек как биологический вид за относительно большой период своего развития подвергся очень незначительным изменениям, поскольку в отношении его не действует закон естественного отбора, проявляющийся в естественной гибели или выживании того или иного вида животного мира; к тому же человек сам выступает активным преобразователем естественной среды, среды своего обитания.

Роль среды в формировании личности


В понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. «...Сущность человека, — писал К. Маркс, — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому, рассматривая влияние среды на развитие человека, мы говорим о формировании его личности. Понятие же личность» включает в себя качества, которые формируются у человека под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика подчеркивает роль общества и контактов с людьми в становлении личности и прежде всего в развитии чисто человеческих задатков, на основе которых формируются речь, мышление, умение ходить. Так, у детей, оказавшихся с младенческого возраста в среде животных, эти задатки не развивались и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что, попадая в человеческое общество, такие дети или с трудом обучались формам общения с людьми, или так и не могли привыкнуть к образу жизни человека.
Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую совокупностью общественных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации. В понятие социальной среды входят материальные условия жизни общества, его экономика, общественный и государственный строй, система производственных отношений и определяемый ими образ жизни людей.
Характеризуя советский образ жизни, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил на XXV съезде нашей партии: «Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, — таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности».
К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные, культурно-просветительные учреждения, общественные организации, массовые средства распространения информации и семья как основная ячейка общества.
Человек является продуктом социальной среды. Он подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий. Личность человека отражает и особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества. При коренном изменении социальных условий происходит изменение всего духовного облика человека.
Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Развитое социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой новую социальную среду, оказывающую огромное благотворное воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, произошедшие в жизни народа после победы Октябрьской революции в ходе строительства социализма, столь значительны, что дают основание говорить о формировании в этих условиях нового типа личности — личности советского человека, или личности социалистического типа.
Советский человек — представитель советского народа. Советский народ — это новая историческая общность людей, сформировавшаяся в нашем многонациональном государстве в новых социальных условиях.
Процесс социализации человека, т. е. вхождение его в общество, установление социальных контактов, начинается с семьи. Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека. Положение ребенка в семье во многом определяется наличием или отсутствием других детей. Члены семьи и окружающие ребенка с детства взрослые заботятся об охране его жизни, общем укреплении здоровья, о контактах с окружающей действительностью, о защите его от нежелательных воздействий.
С поступлением ребенка в школу его социальные контакты становятся более интенсивными. В школе ребенок вступает в общение с коллективом товарищей в классе, в пионерской и комсомольской организациях, с коллективом учителей и воспитателей. В эти годы у него расширяются контакты с ребятами из внешкольных и других общественных организаций, с незнакомыми ранее людьми (в лагерях, в общественных местах и т. п.). В этот период активно формируются духовные интересы и потребности личности и особенно заметным оказывается не только воздействие школы, но и культурного окружения — театров, музеев, кинотеатров, библиотек. В этот период значительно расширяется социальный опыт детей. Ребенок вместе с родителями или с товарищами по школе бывает в разных концах нашей страны, и эти путешествия оставляют яркие, запоминающиеся и уже осознаваемые и осмысливаемые впечатления.
Влияние семьи, естественно, остается значительным и после поступления ребенка в школу. Формированию взглядов и мировоззрения учащихся, основы которого закладываются школой, содействует общая нравственная атмосфера в семье, идейная убежденность и общественная активность родителей, их заинтересованное отношение к своему труду. В отдельных случаях влияние, идущее от семьи, где нет здорового нравственного климата, может вступить в противоречие с тем, чему учат детей в школе, и тогда особенно важна руководящая роль школы, использование различных средств воздействия на семью, на сознание самого учащегося, оказание ему помощи в определении жизненной позиции.
Процесс формирования личности человека продолжается всю жизнь, но к моменту включения в самостоятельную трудовую деятельность основные черты его характера уже сложились. Уже позже, после нескольких лет работы в трудовом коллективе, создания своей собственной семьи его социальное лицо изменяется — он начинает выступать как воспитатель своих собственных детей, наставник молодых кадров на производстве: начинается передача накопленного и осмысленного жизненного опыта молодому поколению.
Совершенно очевидно, что человек как личность представляет собой сложный сплав заложенных от природы задатков, получивших то или иное развитие в зависимости от условий воспитания и социального формирования, и приобретенных черт и качеств, формирующихся у него на протяжении всей его жизни под влиянием взаимодействия с окружающей действительностью. В результате в личности каждого человека можно выделить социально-типизированные черты, свойственные ему как представителю определенного общества (гражданин СССР), его социальной группы (например, советский учитель, советский студент) и психологически индивидуальные, т. е. такие, которые свойственны ему как индивидууму, которые явились результатом индивидуального преломления всех внешних влияний и проявляются в его индивидуальном поведении.

Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности


Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть определяющую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, и это является основной целью воспитания, осуществляемого государством. В условиях нашего социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое государством и его учреждениями, подкрепляется всем укладом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни. При этом происходит все большее совпадение интересов государства и каждого советского человека. А это облегчает принятие и усвоение им требований, предъявляемых обществом.
ОДнако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС «морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций». А это означает также и то, что важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Эту деятельность — учебную и воспитательную работу с учащимися — в общеобразовательной школе осуществляет учитель.
В. И. Ленин в июне 1918 г. в речи на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов говорил: «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики — связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко ценят деятельность учителя, проявляют постоянную заботу о нем. Л. И. Брежнев в обращении к коллективу редакции, авторам и читателям «Учительской газеты» пишет: «Народный учитель — гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека».
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается возрастание роли народного учителя, дается высокая оценка его благородного труда. Вместе с тем предусматриваются меры, направленные на повышение идейно-политического уровня и педагогического мастерства учителя, улучшения условий его работы.
Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое присваивается учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области народного образования.
Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды — семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы. Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков. В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством.
Школа все больше превращается в центр воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.
Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в социалистическом обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Воспитание — процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.
Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность. Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей. Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств. Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков.
Главное, что характеризует результаты воспитания, — это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов. Воспитание в социалистическом обществе призвано усилить воздействие благоприятной социальной среды и сделать формирование личности человека целенаправленным, подчиненным задачам коммунистического строительства.

Воспитание и возрастные особенности развития человека


Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия.
В различных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется дифференцированная работа с отдельными возрастными группами. В жизни человека принято выделять дошкольный, школьный возрастной период и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих периодов есть более короткие возрастные этапы, характеризуемые определенным своеобразием развития человека. Так, дошкольный возраст подразделяется на период раннего детства — до двух лет, собственно дошкольный — с двух до семи лет. Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший — 7—9 лет (I—III классы), младший и средний подростковый возраст — 10—12 лет (IV—VI классы), старший подростковый возраст — 13—15 лет (VII—VIII классы) и юношеский возраст — 16—17 лет (IX—X классы).
Следует, однако, иметь в виду, что названные границы условны. Нужно принимать во внимание и некоторые новые явления, оказывающие определенное влияние на эти границы: наблюдаемое за последнее время более раннее физическое созревание и умственное развитие детей — акселерация, причины которой в целом еще недостаточно выяснены; более позднее наступление эциальной зрелости юношества, усиление разрыва между физическим созреванием и гражданским, между наступлением половой зрелости и достижением экономической самостоятельности человека. Определение возрастных границ отдельных этапов развития имеет большое значение для установления сроков начала занятий, объема учебной нагрузки, режима дня учащихся, выбора средств и методов обучения и воспитания, для решения многих вопросов, связанных с медицинской и юридической практикой, с нормативами и судейством в спорте и т. п.
Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень болылой путь развития. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга и всех основных функций организма. В этот период весьма заметно проявляются не только общие возрастные особенности, но и индивидуально-типологические черты.
Типологические черты обусловливаются прежде всего наличием у ребенка нервной системы определенного типа. Как известно, в соответствии с учением И. П. Павлова, таких основных типов может быть четыре: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный) ; флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый). Особые свойства отдельных, типов нервной системы составляют природную основу индивидуально-психологических различий в области темперамента, в психических реакциях при взаимодействии с окружающей действительностью. Однако практически в чистом виде эти типы нервной системы встречаются редко. Чаще всего ребенка можно отнести к промежуточному типу с тяготением (приближением) к одному из основных.
Специальными исследованиями и изучением практики доказана возможность изменения в известных пределах типа высшей нервной деятельности под влиянием целенаправленного воспитания, обстоятельств и условий жизни, в результате чего характерные Особенности проявления их могут быть стертыми. Наиболее отчетливо, в «чистом» виде особенности поведения и темперамента ребенка, связанные с проявлением типа высшей нервной деятельности, выступают в самом младшем возрасте. Эти особенности проявляются как в простейших реакциях на воздействие режима (переход от сна к бодрствованию, задержка кормления), так и во все усложняющихся контактах и взаимодействиях с окружающими взрослыми и сверстниками (выполнение требований родителей и других взрослых, отношения с другими детьми в играх и т. п.).
В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. Путь развития потребностей за этот период весьма значителен — от органических, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни, до социальных (в деятельности, общении), в основе которых лежит стремление ориентироваться в окружающей ребенка действительности, исследовать ее. Важнейший интерес в этот период — познавательный, обеспечивающий развитие у детей любознательности.
В своей деятельности ребенок проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к результатам своей деятельности, когда появляется определенная целеустремленность в действиях: ребенок постепенно начинает видеть цель и выбирает способы, обеспечивающие ее достижение.
В сфере общения и установления контактов с другими людьми все более заметно проявляется способность строить эти отношения дифференцированно, на основе осознания того, что можно и что нельзя (например, при общении с матерью и с воспитателем в детском саду).
В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п.
К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются некоторый социальный опыт и знания, определяющие его готовность к поступлению в школу.
Следует особо подчеркнуть, что исследования ученых и наблюдения за детьми, воспитывавшимися до школы в разных условиях, показывают, что правильно поставленное дошкольное воспитание имеет решающее значение для всего последующего физического и духовного развития ребенка.
Младший школьный возраст — это также значительный этап в жизни и развитии ребенка. Младший школьник проходит сложный путь от новичка-первоклассника, только переступившего порог школы, до ученика, хорошо освоившего режим и ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний, активно включившегося в общественную жизнь школы, приобщившегося к делам пионерской организации. В этот период начинается усиленное развитие умственных сил, происходит дальнейшее физическое, нравственное и эстетическое развитие.
Под влиянием систематического обучения и воспитания многие различия в образовательно-воспитательной подготовке ребенка, имевшиеся в начале школьного обучения, постепенно сглаживаются. На первое место выступает то, что дети получают в школе, что формируется у них в процессе общения с учителем и другими учениками и что позволяет говорить о некоторых общих чертах и качествах детей младшего школьного возраста.
В процессе обучения и воспитания в начальной школе значительное развитие получают познавательные интересы. От учителя, применяемых им методов обучения и способов оценки успехов учащихся зависит, чтобы огромный интерес к познанию, с которым ребенок приходит в школу, получил подкрепление и дальнейшее развитие, а не оказался бы заторможенным порицаниями и плохими оценками. Под воздействием порицания или осуждения ребенок может потерять веру в свои силы и утратить имевшийся у него в самом начале интерес к учению.
В этом возрасте могут более отчетливо проявляться склонности и задатки к отдельным видам искусства — рисованию, музыке, танцам; к определенным областям знания — математике, языкам. Под влиянием обучения у учащихся вырабатывается ряд умений, необходимых для самостоятельного овладения знаниями, работы с различными учебными материалами.
Усиливается потребность в общении. Между отдельными детьми устанавливаются довольно четко выраженные отношения дружбы и товарищества. Отношения эти избирательны, в их основе лежит проявление определенных индивидуальных черт и качеств, способствующих (или неблагоприятствующих) установи лению дружеских контактов, например общительность, инициативность, отзывчивость или замкнутость и т. п. Большую роль в возникновении хороших товарищеских отношений между всеми детьми и регулировании их может и должен играть учитель, который учитывает индивидуальные особенности детей, испытывающих затруднения в установлении отношений с другими детьми, помогает формировать мотивы дружбы.
В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика. Начало подросткового возраста совпадает с переходом ученика в IV класс, завершение — с окончанием восьмилетней школы.
Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам.
У детей этого возраста при быстром росте трубчатых костей наблюдается некоторое отставание в росте мышц, что приводит к известной угловатости и неловкости движений. Отмечается некоторая нерегулярность в снабжении кровью головного мозга, что вызывает повышенную раздражимость и быструю утомляемость.
В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему.
Значительно расширяется круг интересов подростка. Он увлекается чтением лриключенческой литературы, фильмами с героической тематикой, его тянет к общению с интересными (с его точки зрения) людьми, в числе которых оказываются иногда и не самые достойные.
Появляется интерес к профессиям. Подростки начинают задумываться о выборе пути по окончании школы. Усиливаются патриотические чувства, мечты о подвигах.
Усиливается и потребность в общении со сверстниками. Дружеские связи и привязанности становятся более устойчивыми и крепкими. Причем в основе их возникновения часто лежит общность интересов и увлечений. Дружба между девочками и мальчиками в этот период возникает реже, хотя у них начинает проявляться взаимный интерес.
В воспитательной работе с подростками особое значение имеют чуткость и такт, проявление уважения, к праву на самостоятельность (в рамках соблюдения общих требований, предъявляемых школой и родителями). Большую, роль может сыграть в этот период пробуждение у подростков интереса к самовоспитанию, и прежде всего на основе стремления подражать любимым героям. Этот же интерес следует использовать для правильного выбора профессии, если подросток уже должен решать вопрос об этом к моменту окончания VIII класса, и выбора пути завершения полного среднего образования.
В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. Школьники этого возраста активно участвуют в работе комсомольской организации.
В этом возрасте происходит сглаживание и постепенное исчезновение противоречий в характере и диспропорций в физическом развитии, наблюдавшихся в подростковом возрасте.
На этом этапе возрастного развития особенно заметно проступают индивидуальные различия. Но вместе с тем более отчетливо видны и социально-типизированные черты личности и формы поведения, которые школа стремилась сформировать у учеников на протяжении всех десяти лет обучения и воспитания. В первую очередь это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность нашей молодежи.
У многих старшеклассников заметно проявляются склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям, подкрепляемые уверенностью в их праве на свободный выбор жизненного пути и получение образования, необходимого для овладения избранной профессией, а также сознание того, что использование этого права зависит от знаний и настойчивости самого ученика.
В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства советского молодого человека. Учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.






Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»


Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее ...

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее ...

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее ...

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса


Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее... Читать далее ...


Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»


Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли... Читать далее ...

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим... Читать далее ...

Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно... Читать далее ...


Популярные статьи из раздела «Праздники и подарки»


Что подарить подруге
В подарок для подруги обычно вкладывается не только желание сделать ей приятное, но и стремление отблагодарить – за помощь, советы, поддержку и теплое общение...
Читать статью >>
Что подарить другу
Когда наступает пора выбирать подарок, возникают сомнения, что же подарить другу, ведь так хочется не «отдариться», а одарить, преподнеся действительно яркий презент...
Читать статью >>
Что подарить ребенку
Выбор детского подарка должен зависеть от возраста ребенка. То, что обрадует четырехлетнего малыша, грудничка оставит равнодушным, а первоклассника и вовсе может расстроить...
Читать статью >>
Как не ошибиться с подарком
Каждая вещь при определенных обстоятельствах может выступить в роли подарка. Но существует категория предметов, которые все-таки являются весьма рискованными дарами...
Читать статью >>
Сценарии юбилеев
В данном разделе мы кратко рассмотрим сценарии проведения юбилейных торжеств по случаю "круглых" дат для мужчин и женщин, а также сценарии детских Дней Рождения...
Читать статью >>
Сценарий корпоративной вечеринки
Как придумать сценарий для современной корпоративной вечеринки? Условно говоря, сценарий вечеринки для сотрудников можно разбить на четыре смысловые части...
Читать статью >>



Популярные статьи сайта из раздела «Лечение за границей»


Увеличение груди

Операция по увеличению груди


Многие женщины предпочитают делать пластическую операцию по увеличению груди за рубежом. Мотивация понятна – оснащенность и профессионализм зарубежных хирургов значительно выше, а значит, и результат операции, как правило, оказывается более впечатляющим... читать полностью >>


Коррекция фигуры

Коррекция фигуры в зарубежных клиниках


Во все времена человек стремился выглядеть красиво. Современный мир предлагает могущественное средство в борьбе за эстетику и красоту тела – пластическую хирургию. Данное направление медицины получило особенно широкое развитие за рубежом... читать полностью >>


Лечение рака

Лечение рака за рубежом


Утратив веру в современную медицину, с каждым годом все больше наших соотечественников выезжают для лечения рака за рубеж. Из стран СНГ каждый год для диагностики и лечения рака примерно 30 тыс. человек выезжают в Израиль, 20 тыс. – в Германию и примерно 10 тыс. – в Швейцарию... читать полностью >>


Пластическая хирургия

Пластические операции за рубежом


Услуги пластических хирургов в зарубежных клиниках не обязательно баснословно дорогие. Во многих случаях стоимость пластической хирургии за рубежом сопоставима с «отечественными» ценами; иногда цены в российских частных клиниках даже превышают зарубежные... читать полностью >>


Что вам сегодня приснилось?


Психология взаимоотношений
Пожалуй, каждая из нас, выходя замуж, мечтает стать хорошей женой своему избраннику. Но какая она, хорошая жена? Как следует вести себя, чтобы заслужить это почетное звание?

читать далее >>
Что делать, если не складывается личная жизнь и ни одно из многообещающих романтических знакомств так и не приводит к счастливому финалу – созданию семьи?

читать далее >>
Вкусно едим и не поправляемся

Оригинальный кекс с тыквой


Запеченная рыба в соли


Запеканка с творогом и вишней


Салат с сыром и овощами


Грибной суп с чечевицей


Полезные батончики мюсли

Как найти «своего» мужчину?
Поиск «своего» избранника – не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд, и вам вполне по силам решить ее на отлично. Но как узнать того счастливца, который действительно заслуживает права называться «своим» мужчиной? Ответить на этот вопрос очень просто.

прочитать полностью >>
Собираемся на отдых
Отпуск дается нам всего раз в году, а испортить его проще простого. Рассмотрим десять самых типичных ошибок начинающих туристов.

читать далее >>

Собираясь в отпуск, следует со всей ответственностью подойти к вопросам безопасности. Мошенников и аферистов хватает, к сожалению, везде.

читать далее >>

Чтобы отдых не был испорчен, к выбору отеля нужно подходить серьезно. Не все менеджеры бывали в тех отелях, которые рекламируют.

читать далее >>
Психология совместной жизни
Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним трезво оценить все возможные негативные стороны такого шага.

читать далее >>
Косметика: правила выбора

Как правильно выбрать губную помаду?


Какой тональный крем предпочесть?


Как выбрать лучший скраб для лица?


Как подобрать шампунь для волос?


Как определиться с выбором туши для ресниц?


Какой лак для ногтей эффективней?

Как одеваться стильно и недорого?
Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь?
Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

прочитать полностью >>
Работа и карьера: правила поведения
Работы и так невпроворот, а начальник то и дело дает новые задания в то время, как половина сотрудников спокойно пьет чай?

читать далее >>

Что делать, если с самого начала ваш начальник «имеет на вас зуб» или вы столкнулись на редкость с неуровновешанным характером?

читать далее >>

Как известно, коллег по работе не выбирают. Хорошо, если вам выпало счастье работать с доброжелательными и понимающими людьми. А если нет?

читать далее >>
Психология семейных отношений
Наверняка каждая из нас слыхала грустные истории о семьях, разрушенных по вине свекрови, которая не могла вынести, чтобы ее сынок достался «этой стерве». Дадим несколько практических советов.

читать далее >>
Об этом дне мы начинаем грезить еще в детстве. Как избежать превращения столь долгожданного события в унылое застолье? Как сделать свадьбу поистине незабываемой?

читать далее >>
Искусство тонкой маскировки
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Интерьер детской комнаты
Психологи утверждают, что интерьер детской может оказывать влияние на характер и даже на интеллектуальное развитие малыша.
Чтобы оборудовать правильную детскую комнату, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов – дизайнеров, медиков, психологов.

прочитать полностью >>
Мода: как выглядеть стильно
Если полная женщина хочет в выгодном свете подчеркнуть достоинства своей фигуры, то она должна знать несколько правил.

читать далее >>

При всем разнообразии моделей, предлагаемых современной модой, следует тщательно подходить к выбору фасона.

читать далее >>

Настоящая женщина даже дома должна выглядеть стильно и привлекательно. Одежда всегда поможет создать настроение.

читать далее >>
Детские товары: правила выбора

Как правильно выбрать детское питание?


Какую детскую обувь предпочесть?


Как выбрать одежду для ребенка?


Какое детское автокресло безопаснее?


Как подобрать удобную детскую коляску?


Как выбрать кроватку для ребенка?


Какие игрушки понравятся вашим детям?


Какой матрас полезней для ребенка?

Психология здоровья
Кто-то боится лягушек, кто-то глубины, а кто-то высоты. Фобии – штука не заразная, но тот, кто с ними хорошо знаком, знает, что такие навязчивые страхи мешают нормально жить.

читать далее >>
В жизни абсолютно каждого человека хотя бы один раз случалась ситуация, для решения которой была необходима помощь психолога, психотерапевта, а временами и психиатра

читать далее >>
Сейчас официальная медицина признала, что 25-30% населения страдает от погодной неустойчивости. Для них метеорологи сообщают о приближении изменений в окружающей среде.

читать далее >>
Можно ли путешествовать во время беременности? Не опасно ли это для женщины и ее ребенка? Что говорят по этому поводу врачи?

Читать полностью >>
Омоложение на клеточном уровне: как работает клеточная терапия? Действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать полностью >>
Многие зарубежные клиники предлагают программы обследования, получившие название check-up. В чем их особенность?

Читать полностью >>
С давних времен люди видели пользу для здоровья от термальных процедур. Какие термальные курорты стоит посетить?

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       Детский сад Ру Вконтакте    наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.