Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Критика фрейдизма и неофрейдизма в капиталистических странах


Н. С. Мансуров. "Современная буржуазная психология"
Изд-во "Соцэкгиз", М., 1962 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Известно, какое большое влияние оказывает ныне на широкие круги населения капиталистических стран фрейдизм, или психоанализ, и его современные разновидности. Не удивительно поэтому, что разоблачение лженаучной сущности фрейдизма прогрессивные ученые США и других стран считают своей первостепенной задачей, называя фрейдизм «противником № 1».
Характерно, что в настоящее время заметно меняется отношение к психоанализу даже в среде самих фрейдистов. Становится правилом, что сторонники Фрейда в своих работах подвергают критике его взгляды, даже стараются в известной степени отмежеваться от него. Это—симптом внутреннего разложения фрейдизма.
Показательна в этом отношении книга Л. С. Фейера «Психоанализ и этика». Печать в США разрекламировала работу Фейера как «первое исследование, посвященное изучению значения психоанализа для этики». Сам Фейер утверждает, что многие вопросы этики могут быть решены лишь с позиций психоанализа. Однако в своей работе он поместил главу (по объему равную почти половине всей книга), в которой подвергает критике социологические воззрения Фрейда, являющиеся, как известно, важной составной частью его доктрины. Какой разброд происходит ныне в лагере психоаналитиков, весьма ярко показывает датский прогрессивный ученый Э. Даниэльсен. «Критика, которой подвергался психоанализ в течение длительного периода, и недовольство в рядах самих психоаналитиков, — пишет он, — привели к тому, что сторонники учения Фрейда шаг за шагом отступали от занимаемых позиций. Некоторые признают правильность той точки зрения, что взгляды Фрейда на общество не имеют под собой научной основы, но это, мол, не может отразиться на его остальных теориях. Другие утверждают, что они согласны с молодым, более оптимистичным Фрейдом, но отвергают культурный пессимизм пожилого Фрейда. Имеются и такие, которые готовы признать, что они не придают больше решающего значения сексуальным мотивам и не рассматривают первые пять детских лет предопределяющими для всей жизни. Наконец, часть фрейдистов заявляет, что они отрицают ряд основополагающих теорий, но признают полезность самой техники психоанализа...».
По существу нет почти ни одного положения психоанализа, которое не критиковалось бы кем-либо из лагеря фрейдизма. В настоящее время фрейдовская теория подвергается критике с точки зрения философской, медицинской, биологической, психологической, что уже само по себе свидетельствует о ее большой уязвимости. Одним из первых вопросов, который рассматривается философами-материалистами в связи с борьбой против фрейдизма, является вопрос о том, чем объяснить столь широкое распространение этого лжеучения в странах капитала. Американский философ-марксист Дж. С. Клайтон дает на этот вопрос убедительный ответ. В статье «Некоторые вопросы борьбы против психоанализа» он отмечает, что психоанализ пользуется поддержкой в первую очередь со стороны буржуазии. «Это объясняется тем, что данная теория лучше других удовлетворяет запросы правящего класса в данный период загнивания капитализма. Общество, находящееся в состоянии прогрессирующего разложения и кризиса, вызывает рост душевных расстройств, несчастий, смятения и даже серьезных психических заболеваний, и поэтому интерес людей к причинам и лечению нарушенного душевного состояния имеет большое практическое значение. Правящий класс подсовывает свое решение этой проблемы через фрейдизм. Людям говорят на авторитетном, «научном» языке, будто их душевные недуги не имеют ничего общего с нездоровым развращенным Обществом, в котором они живут, но скорее вызваны некими врожденными, неизменными биологическими, животными «инстинктами», подавляемыми в их «бессознательном» душевном царстве... Более того, так как психоанализ провозглашается наукой о душевном царстве, господствующая идеалистическая философия буржуазии с готовностью, хотя и молчаливо, согласилась с претензией фрейдизма на правильное объяснение истории человечества, общественного устройства и конфликтов, развития культуры. Таким образом, фрейдизм превратился в важное идеологическое оружие, используемое в борьбе против марксистского понимания истории, против метода классовой борьбы рабочего класса и против научного обоснования перспективы роста той части человечества, которая видит разрешение всех основных проблем в преобразовании общества на социалистических и коммунистических началах».
Этот анализ причин популярности фрейдизма в странах капитала свидетельствует о глубоком научном и партийном понимании американскими марксистами реакционной сущности психоанализа.
Прогрессивные ученые в странах капитала активно разоблачают любые попытки представить фрейдизм как «материалистическое» учение или по крайней мере как имеющее некоторые материалистические черты и тенденции. Подобного рода мысль была высказана, в частности, американским психологом Скиннером, который, критикуя фрейдизм, называл его «детерминистской теорией». Этому мнению противопоставляет свою точку зрения Дж. Фурст. С глубоким пониманием дела, опираясь на факты, он показывает, что детерминизм фрейдовской концепции — кажущийся. На самом деле «психоаналитики никогда не отказывались от исходной фрейдистской тавтологии: инстинкты (или биология) создают психику, психика определяет общество, общество определяет психику». Как видим, в основе этой тавтологии лежит признание первичным не внешнего мира, а инстинктов. Таким образом, о материалистическом детерминизме фрейдовского психоанализа и всех его новейших разновидностей не может быть и речи, ибо такой детерминизм предполагает признание определяющего влияния внешней среды на психику.
Прогрессивные американские ученые подвергают критике фрейдовскую теорию за ее метафизичность. Согласно Фрейду факторы, определяющие личность, поведение и способности людей, во все времена одни и те же (инстинкты, комплексы и т. п.). Ни о какой общественной обусловленности личности, следовательно, нельзя говорить. Прогрессивные ученые отвергают это ненаучное, по своей философской сущности метафизическое положение психоанализа. Так, Фурст, основываясь на фактах, показывает, что психические явления, такие, например, как сознание, формируются под влиянием социальных условий, а не даны сразу в «готовом виде» и потому имеют свою историю возникновения и развития. В силу этого психические свойства не бывают одинаковыми у людей разных исторических эпох.
Прогрессивные ученые в странах капитала показывают несостоятельность и других методологических положений психоанализа. Особое внимание они уделяют анализу социологических воззрений Фрейда как наиболее реакционных и противоречащих науке. Подробная критика взглядов Фрейда и его последователей на искусство дана американским марксистом С. Финкелыптейном. В работе «Психоанализ и искусство» он отмечает, что существует три вида психоаналитических теорий искусства: Фрейда, Юнга и представителей «психокультурного» неофрейдизма. Согласно первой точке зрения художник — это левротик, который обладает исключительной и счастливой способностью придавать приятную «форму» своим невротическим грезам. Задачей психоанализа с этой точки зрения является анализ произведений искусства с целью обнаружения находящихся в их основе невротических симптомов. Согласно юнговской теории психоанализа искусство зиждется на «вечно достоверных» мифах и легендах, которые с древнейших времен существуют как «коллективное бессознательное». Художник бессознательно выражает «архаическое бессознательное»; вся цивилизация, культура, искусство являются лишь внешней оболочкой этого «необузданного чудовища» («коллективного бессознательного»). С точки зрения Хорни, Фромма и других неофрейдистов каждый этап в истории общества имеет свой, ему соответствующий «культурный комплекс». Искусство воплощает и выражает этот «комплекс».
Финкельштейн отмечает, что фрейдовская и юнгов-ская точки зрения получили наибольшее распространение в области критики произведений искусства; теория сторонников «психокультурного» неофрейдизма получила свое конкретное воплощение в драме и романе. «По-видимому, — пишет он, — это излюбленная лазейка для писателей, которые хотят показать, что они занимаются социальными проблемами, не ведя, однако, борьбы за их разрешение. Так по мановению руки социальные проблемы превращаются в «психологические».
Как показывает Финкельштейн, империалистические круги поощряют занятия психоаналитиков проблемами искусства и культуры, потому что заинтересованы в их фальсификации. Психоаналитические теории культуры, подчеркивает он, «прямо или косвенно ведут к фашизму», а психоаналитики «предлагают свои услуги империализму, стремящемуся к войне, пытаясь заменить свет мраком, знания —верой. Они провозглашают невозможность познания реальности, бессмысленность существования. Там, где эти теории оказывают действие на искусство, последнее становится кошмаром... Психоаналитические теории враждебны всему тому, что всегда составляло величие искусства, — реализму, просвещению и способности быть орудием прогресса человечества».
Критика фрейдистских теорий культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение в условиях капиталистических стран. Даже не коммунисты, а просто либеральные ученые отмечают то тлетворное влияние, которое оказывает психоанализ на искусство. К сожалению, в настоящее время прогрессивные ученые в странах капитала еще недостаточно обращают внимание на разоблачение фрейдистских теорий искусства, литературы и культуры, не показывают во всей полноте конкретные формы их проявления в произведениях художников и их реакционное идеологическое значение.
Как упоминалось выше, в настоящее время фрейдизм подвергается обстоятельной критике и со стороны его биологических «основ». Известно, что Фрейд маскирует свои субъективистские взгляды, используя биологическую терминологию. Многие верят на слово его заявлениям о «естественной», природе бессознательных сил и о существовании у человека «инстинктов» смерти и удовольствия. Прогрессивные ученые — врачи и биологи — опровергают ложные утверждения фрейдистов.
Так, Фурст показывает, что все те акты поведения, мышления, которые Фрейд объясняет «проявлением» элементарных инстинктов, на самом деле имеют сложную природу и являются функциями всего работающего мозга. «...Психические явления, такие, как мысли и чувства, — пишет он, — не являются основными свойствами нервных клеток. Эти более высокие психические явления возникают лишь как результат целостной деятельности всего мозга и могут возникнуть лишь тогда, когда деятельность мозга, в особенности деятельность его коры, определенным образом формируется, организуется и обусловливается активным социальным опытом».
Таким образом, американский психиатр и психолог утверждает, что психические явления не «выделяются» в готовом виде мозгом, а формируются в результате его сложнорефлекторной деятельности. Эта мысль разделяется ныне всеми учеными-материалистами.
Приверженцы психоанализа всегда считали, что обладают большим преимуществом перед сторонниками других доктрин потому, что якобы на их стороне практика — лечение больных по методу Фрейда. Свой метод лечения до недавнего времени они расценивали как неуязвимый для какой-либо критики. Поэтому нередко можно было слышать из их уст заявления о том, что, пока метод лечения больных применяется и дает результаты, фрейдизм как концепция не потеряет своего научного достоинства. Однако ныне резкой, уничтожающей критике подвергается и практика психоанализа.
Одним из первых критиков практически-медицинской стороны психоанализа был в Австрии Ф. Виттельс. Он отметил, что психоанализ может иногда устранять симптомы, но отнюдь не излечивает при этом сам невроз. Часто, отмечает Виттельс, «пациент мирится со своей болезнью потому, что хочет сделать приятное своему любимому аналитику, который так потрудился для него. В этом ли лавры психоанализа?» — законно ставит вопрос он. Подобная оценка лечения больных по методу Фрейда некоторое время считалась фрейдистами «кощунственной» и необоснованной. Однако через четверть столетия в несостоятельности психоанализа убедились даже сами некогда рьяные его сторонники: О'Коннер, Реми, Фарелл, Майльс (он указал, в частности, что лечение функциональных расстройств нервной системы по методу Фрейда дает более плохие результаты, чем при лечении другими методами).
В США Л. Кьюбе в работе «Практический и теоретический аспект психоанализа» (1950 г.) признает, что лечение при помощи психоанализа требует обычно по меньшей мере пяти сеансов в неделю из месяца в месяц на протяжении нескольких лет подряд с весьма малыми шансами на успех. Мильнер сообщает о случае лечения при помощи психоанализа, который длился пять лет. Поэтому такое лечение помимо всего прочего практически является недоступным для подавляющего большинства трудящихся из-за своей высокой стоимости и очень редко доводится до конца.
А. А. Брилль, который до последнего времени являлся горячим поклонником фрейдизма и сделал чрезвычайно много для его популяризации в Англии и США, пишет, что его энтузиазм уменьшался, по мере того как он знакомился с практической ценностью психоанализа. За 11 лет он имел дело с 600 пациентами, довел психоанализ до конца в 69 случаях и «вылечил» четырех больных. Как сообщает А. Салтер, выступивший в 1952 г. в печати с критикой психоанализа, большинство больных, обращающихся за помощью к фрейдистам, не в состоянии довести лечение до конца и убегают с сеансов. Другой критик психоанализа в США, К. Лэндис, в работе «Психоаналитические феномены» указывает, что если до лечения некоторые больные были почти нормальными, то сама процедура лечения психоанализом делает их невротиками. Дж. Фурст в свою очередь отмечает, что практические результаты, которые достигаются психоанализом, «не выдерживают тщательной проверки. Хотя бывший пациент может субъективно чувствовать себя лучше, объективно он весьма и весьма часто оказывается в худшем состоянии, поскольку его лечение раз и навсегда эффективно воспрепятствовало пациенту уяснить себе, каковы те реальные трудности, которые лежат в основе его невроза».
Таким образом, по свидетельству как самих психоаналитиков, так и прогрессивных деятелей медицины за рубежом, близко знакомых с психоанализом, практическая ценность последнего, о которой так много говорят фрейдисты, равна нулю. Более того, вопрос ныне ставится даже так: чего больше — пользы или вреда — приносит лечение психоанализом? Дж. Фурст, например, считает, как уже говорилось выше, что психоанализ наносит пациентам вред. Подобная «связь» психоанализа, как, собственно, и других идеалистических направлений в психологии США, с практикой есть выражение и показатель кризиса этих направлений, их практической бесплодности и бесполезности. Практическая несостоятельность психоанализа породила интерес со стороны медиков к анализу теории неврозов, разработанной фрейдистами.
Как уже упоминалось, фрейдисты считают причиной неврозов «внутрипсихические» конфликты, обусловленные «бунтом» основных биологических инстинктов. Опровергая вымышленную фрейдистскую этиологию неврозов, американские прогрессивные ученые протившоста-вили ей материалистическую. Всякий невроз связан с расстройством нормальной нервной деятельности. Расстройство же порождается социальными условиями. Одиночество, постепенная утеря чувства локтя соседа, отсутствие товарищества, постоянная угроза лишиться работы, страх перед угрозой новой войны — вот те причины, которые, по мнению американского психиатра Кунлейца, приводят американцев к тяжелым психическим расстройствам. И мнение этого психиатра справедливо. Причины неврозов и психозов кроются не в природе самого человека, не в биологических особенностях его организма, а в общественных условиях бытия людей.
Особенно продуктивной является теория неврозов Дж. Фурста. По его мнению, у невротика в результате определенных социальных условий, которые характеризуются в буржуазном обществе непримиримыми противоречиями, формируются особые нервные связи, неправильный подход к реальным условиям жизни, что и вызывает болезненные, невротические симптомы.
Таким образом, критика фрейдистской теории неврб-зов выходит далеко за пределы физиологии и невропатологии. И это совершенно правильно, так как одна медицина не в состоянии избавить людей от тяжелых не дугов, какими являются неврозы. Цель истинно научной медицины состоит в полной ликвидации болезней, а этого можно достичь отнюдь не психоанализом, а путем социального переустройства капиталистического общества. Таково мнение прогрессивных ученых ряда капиталистических стран.
Борьба против фрейдизма была бы более эффектизной, если бы в настоящее в,ремя в странах капитала не были влиятельными ученые, которые пытаются, установить частичный компромисс фрейдизма с учением И. П. Павлова. В 1957 г. на конференции во Фрейбурге, посвященной рассмотрению соотношения фрейдовской концепции с учением о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, идею такого компромисса поддерживали Микорей, Тайрих, Шейперт, Саллер и другие. Вряд ли следует говорить о том, что подобного рода попытки поддержать психоанализ не могут быть успешными. Павловское учение и фрейдизм Несовместимы. Попытки «обосновать» правомерность психоанализа с точки зрения учения о высшей нервной деятельности не имеют под собой никаких реальных оснований.
Критикуя фрейдизм как реакционное учение, прогрессивные ученые в странах капитала вместе с тем подчеркивают (например, Дж. Клайтон), что психоанализ нельзя отождествлять с научной психотерапией и на этом основании отвергать ее право на существование в медицинской практике. В своей статье «Некоторые вопросы борьбы против психоанализа» Клайтон указывает, что субъективное тоже можно изучать объективно, потому что оно базируется «на объективных законах материальной основы сознания — взаимодействии между условиями жизни индивидуума и деятельностью коры головного мозга». На этой основе возможна научная психотерапия, которая отличается от психоанализа тем, что не стремится переводить «бессознательное в сознание», а старается образовать у пациента новые связи и изменить ненужные старые. «В лечении психически больного человека, — пишет Клайтон, — анализ его субъективного состояния имеет существенное значение для того, чтобы знать, какие из видов условных рефлексов следует изменить, или модифицировать. Но для того чтобы знать, каким образом наиболее эффективно воздействовать «а условные рефлексы, необходимо понять, как действуют законы образования, модификации и торможения условных рефлексов в человеке при том или ином виде психического заболевания. Как только будет решена эта проблема, психотерапия окончательно станет на здоровую, научную основу».
Клайтон прав, когда указывает на правомерность научной психотерапии и на павловское учение как ее основу. Однако следует возразить американскому ученому по одному пункту: не все заболевания, связанные с изменением психики человека, вызываются образованием вредных связей и отсутствием нужных. Это положение, на котором акцентировал внимание также и Фурст, имеет отношение больше к невротикам, чем к психически больным, нарушения высшей нервной деятельности у которых бывают подчас вызваны органическими или биохимическими (обменными) причинами. Таким образом, мнение Клайтона справедливо по отношению лишь к некоторым из психических заболеваний. Защищая психотерапию, некоторые ученые в капиталистических странах, стремясь отойти от психоанализа и встать на научные позиции, допускают вместе с тем существенные ошибки. К числу таких ученых можно отнести американца З. Бера. Он, например, считает, что научная психотерапия является солидным и влиятельным инструментом по переделке среднего «класса» и превращению его в политически активного союзника рабочего класса. В своих работах («Принципы рациональной психотерапии», «Теоретическое основание и практика рациональной психотерапии») он утверждает, что в процессе психотерапии совершается качественный скачок в «социальной практике» пациента, изменяется его идеология, притом в сторону сближения с рабочим классом. Бер полагает даже, что психотерапевт может превратить «капиталистическую конкуренцию в социалистическую кооперацию».
Заявления такого рода основываются на том мнении, что, поскольку неврозы социально обусловлены, лечение их означает перевоспитание больного, изменение его мировоззрения и оценки происходящих событий. Тем самым Бер допускает явные преувеличения, за что его точка зрения подвергается критике со стороны ряда американских ученых, в частности Б. Вильсона и И. Купера. В статье «Границы рациональной психотерапии» последние отмечают, что, конечно, нельзя отождествлять психотерапию с психоанализом и, подвергая критике фрейдизм, порочить первую. Однако психотерапевт не может коренным образом переделать всю психику людей, изменить их мировоззрение, как утверждает Бер, он может лишь внести в психику те или иные изменения. «Материалистически ориентированная психотерапия,— пишут авторы, — может принести пользу в социальном отношении в весьма ограниченных рамках». Бера подверг критике также и Дж. Клайтон, который считает его точку зрения ошибочной.
Дискуссия, которая происходит вокруг проблемы психотерапии, показывает, насколько большое значение придают прогрессивные ученые, в частности американские, правильному, научному обоснованию этого метода лечения и необходимости при этом полного отмежевания психотерапии от психоанализа.
Содержательная критика фрейдизма с позиций философии, психологии, медицины, в которой принимают участие как последовательные противники психоанализа, так и колеблющиеся сторонники, подрывает его популярность. Однако потребуются еще немалые усилия для того, чтобы полностью и навсегда развенчать фрейдизм в глазах всех людей в капиталистических странах и избавить их от тлетворного влияния его порочных представлений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +