Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Поход против разума, сознания в буржуазной психологии как следствие ее кризиса


Н. С. Мансуров. "Современная буржуазная психология"
Изд-во "Соцэкгиз", М., 1962 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Одним из свидетельств кризиса современной буржуазной психологии является возникновение антиинтеллектуалистической тенденции. Она выражается в разных формах: в распространении среди психологов теории инстинктов и теории фрустраций, «в активизации деятельности представителей откровенно мистических и ок-культистских школ (относящихся в странах Западной Европы и в США к психологии), в стремлении сторонников религиозно-психологических школ в идеалистической психологии расширить свое влияние на массы.
Антиинтеллектуализм в психологии не чисто психологическое явление. В период загнивания и разложения капиталистической системы антиинтеллектуализм и иррационализм сделались особенно модными среди идеологов буржуазии. «В результате социальных затруднений, - пишет Дж. Бернал, характеризуя состояние-идейной жизни капиталистических стран, - в конце XIX в. стал воскрешаться антиинтеллектуализм, нашедший свое выражение в философских теориях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция стали расцениваться как нечто более важное, чем разум».
Особенно активно против роли сознания в жизни людей, против разума выступают ныне идеологи империалистической буржуазии в Соединенных Штатах Америки. Они сознательно и последовательно культивируют у американцев неприязнь к умственному труду, объявляя интеллигенцию ответственной за все теневые стороны американской действительности.
Буржуазные психологи в походе против разума, сознания нога в ногу идут с другими идеологами империалистической буржуазии. При этом некоторые из них, в первую очередь американские, пытаются изобразить дело таким образом, будто они выступают против разума, сознания лишь потому, что проблема сознания являлась центральной проблемой «традиционной» идеалистической психологии, распространенной в капиталистических странах Европы и находящейся в состоянии кризиса. Отвергая необходимость изучения сознания, эти психологи не прочь представить антиинтеллектуализм как единственно возможное средство спасения идеалистической психологии от кризиса. На самом деле подобного рода утверждения являются лишь камуфляжем той антиинтеллектуалистической направленности, которая сделалась ныне типичной чертой реакционной идеологии империалистической буржуазии.
Кампания против разума, сознания особенно широко развернута ныне в Соединенных Штатах Америки. Имено там функционируют такие лженаучные общества, культивирующие мистику и иррационализм, как, например, Колледж астральной науки в Нью-Йорке, Общество парапсихологических исследований, Международный институт метапсихики. Кроме того, при Дьюкском университете имеется парапсихологическая лаборатория, с которой сотрудничают психологи из Гарвардского, Стэнфордского, Колорадского университетов. С целью распространения мистики и иррационализма издаются специальные журналы, в которых систематически печатаются, например, сведения о связи дат рождения с положением звезд на небосводе и с ожидаемыми событиями в жизни отдельных людей и даже целых народов. «В Америке, - отмечает Берген Иване, - имеется 25 тысяч практикующих астрологов, распространяющих свое учение при помощи ста ежедневных газет, пятидесяти ежемесячных журналов и двух ежегодников... Говорят даже, что существует движение, борющееся за назначение официального правительственного чиновника в качестве федерального астролога. Учитывая официальное признание других форм суеверий, можно предположить, что такое движение увенчается успехом».
Специальные учреждения то распространению мистики существуют также в Англии (Диалектическое общество, Общество парапсихологических исследований), во Франции, Западной Германии и других капиталистических странах.
Психологи-идеалисты немало способствуют воскрешению и распространению средневековой схоластики, мистицизма и религии. Только за последние годы в Западной Европе и США вышли, например, такие «труды», как «Психология, парапсихология и мировоззрение» Г. Фрая, 1946; «Необъяснимое. Изучение магической картины мира» Г. Хартляуба, 1951; «Иррациональное и рациональное познание» Д. Рольфса, 1950; «Телепатия» и «Передача мыслей на расстояние» В. Кэрингтона, 1945 и 1946; «Ясновидение» Кардоса, 1951; «Психология астрологического символизма» X. А. Штраусса, 1952, и многие другие. С прямой поддержкой оккультных «наук» ;в капиталистических стр-анах из числа психологов-идеалистов выступали Дриш, Бендер, Урбан, Вальтер; Саллер, Месмер, Фехнер, Вебер, Фрейд, Джемс, Юнг, Клагес, Райн и другие. (Делалось это ими попутно и в специальных трудах.)
Поход против сознания, разума, в котором видную роль играют современные буржуазные психологи, яркое подтверждение того, что «неотвратимый процесс разложения охватил капитализм от основания до вершины: его экономический и государственный строй, политику и идеологию», что империалистическая буржуазия ныне использует любые средства для «прикрытия язв и пороков капиталистического строя», для борьбы с ширящимся влиянием передовых, коммунистических идей.
Теория инстинктов.
Поход против сознания в психологии выражается прежде всего в широком распространении в этой науке теорий и представлений, в которых в той или иной форме принижается роль сознания и вместе с тем (превозносится значение инстинктов, бессознательных стремлений, побуждений, «норме» в жизни людей.
Различные школы буржуазной психологии имеют свои нюансы в решении вопроса о том, какие инстинкты, «силы» и бессознательные стремления считать ведущими в психике и поведении людей. Необихевиористы, например, считают правомерным относить к числу инстинктов лишь некоторые врожденные биологические формы поведения. Джемс и Мак Дауголл, хотя и являются представителями разных школ, соглашались друг с другом в том, что кроме биологических инстинктов у человека имеются еще и социальные инстинкты. Их мнение нашло горячую поддержку у ряда других буржуазных психологов. Фрейд, как говорилось выше, признавал наличие лишь двух инстинктов - «эроса» и «тенатоса». Все это свидетельствует о том, что среди буржуазных психологов нет единства мнения относительно числа и сущности того, что они называют «инстинктами».
В чем основной порок понимания инстинктов буржуазными психологами?
Научное определение понятия «инстинкт» исходит из признания, во-первых, необходимых, постоянных для многих поколений организмов компонентов условий существования; во-вторых, стереотипных при данных условиях среды форм поведения организмов, в-третьих, постоянных, из поколения в поколение передающихся по наследству, морфологически закрепленных нервных связей в мозгу. Говоря об инстинктах человека, можно было бы эту характеристику дополнить указанием на то, что инстинктивные формы поведения не являются осознанными.
Буржуазные психологи искажают подлинную сущность инстинкта и становятся на путь произвольных предположений. Основной особенностью инстинкта они считают отсутствие осознанности, сознательной мотивации, обусловливающей то или иное инстинктивное действие, и возможность совершать действие без предварительного научения. «Инстинкт, - писал Джемс,- определяется обыкновенно как способность действовать таким образом, который достигал бы известных целей, без предвидения этих целей и без предварительного приучения (или воспитания) к их выполнению». Таким образом, понятие об определенных условиях среды и о специфических мозговых механизмах не включается им в определение инстинкта. При этом открывается возможность принимать видимость за сущность. Так и поступают по существу многие буржуазные психологи. Констатируя наличие у некоторых людей стремления к наживе, что является характерным порождением общества, где существует частная собственность на средства производства, не видя, чтобы кто-либо сознательно «учил» людей этому стремлению, они провозглашают его «инстинктивным». На самом же деле, если подойти с научной точки зрения к стяжательству, то нетрудно убедиться в том, что никаких соответствующих этому явлению врожденных связей в мозгу людей не было и нет. Стяжательство, конкуренция, войны порождены обществом, в котором существует частная собственность на средства производства. Кроме того, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, обусловливающие возникновение у людей определенных психических особенностей, нельзя отождествлять с постоянными биологическими условиями существования животных, порождающих биологические инстинкты.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно заключить, что не может быть никаких «социальных инстинктов», аналогичных биологическим инстинктам.
Общественные условия существования людей настолько быстро меняются, что не могут порождать соответствующих им инстинктов. Даже язык, который возник на заре человечества, и тот не стал «инстинктивной потребностью» людей; ему каждый человек выучивается с детства, и никто еще не рождался на овет умеющим говорить.
Ненаучный характер понимания «инстинктов» в буржуазной психологии отмечали и отмечают ныне многие психологи, стоящие на почве фактов, в том числе даже и психологи-идеалисты.
Одним из критиков теории инстинктов в психологии является Дж. Мармор. В работе «Роль инстинктов в поведении человек໦ он отмечает, что роль инстинктов в поведении человека совсем незначительна, что инстинкты в поведении даже низших животных не занимают такого места, которое им приписывается некоторыми психологами. Выступая на конференции, посвященной проблемам детства и детской патологии, состоявшейся в 1951 г., известный американский психолог-бихевиорист Т. Шнайерла отметил, что человеческая деятельность, включая мышление и ощущение, по своему характеру не является врожденной, инстинктивной. Другой критик теории инстинктов, Бернэрд, анализируя перечень предложенных разными психологами инстинктов, пришел к заключению, что многие из них сводятся к нелепостям, а другие оказались в списке инстинктов «явно по недоразумению».
Каков же действительный смысл в таком случае беспочвенных утверждений реакционных психологов о наличии у людей инстинктов, в том числе социальных, которые якобы определяют все их поведение и мышление?
Понять это совсем нетрудно. Если природа человека определяется главным образом инстинктами как чем-то постоянным, неосознаваемым, независимым от условий существования, тогда современная капиталистическая действительность не ответственна за те. пороки и извращения психики людей, которые она порождает. Почему происходят войны, увеличивается рост преступности, чем объяснить расовую дискриминацию и эксплуатацию человека человеком при капитализме? Реакционные психологи на все эти вопросы дают одинаковый ответ: все это обусловливается «инстинктами» человека. Войны порождаются «инстинктом драчливости», накопление капиталов в руках горстки монополистов - «инстинктом стяжательства» и т. п. Инстинкты человека неизменяемы, следовательно, нельзя преодолеть и все те отрицательные явления, которые типичны для капитализма. Так из «неизменности» психики людей реакционные психологи делают вывод о «вечности» капитализма.
Типичным выражением подобной точки зрения, основанной на признании врожденных инстинктов человека, является фрейдистское понимание сущности войн. Война, согласно точке зрения Фрейда, - это проявление инстинкта смерти, который присущ протоплазме вообще и встречается будто бы уже у наиболее просто организованных живых существ. Для того чтобы несведущим выяснить, каким же образом инстинкт смерти вдруг превращается в агрессивность, Фрейд сочинил следующую версию. Он писал: «Вследствие соединения одноклеточных элементарных организмов в многоклеточные живые существа удается нейтрализовать влечение к смерти отдельной клеточки и с помощью особого органа отвлечь разрушительные побуждения во внешний мир. Этот орган - мускулатура, и влечение к смерти проявляется, таким образом, - вероятно, впрочем, лишь частично - как инстинкт разрушения, направленный против внешнего мира и других живых существ».
Ясно, что такое «объяснение» - чистейший вымысел и выходит за пределы науки. Однако это ни в коем случае не уменьшает его идеологической вредности. Исходя из подобных представлений о «врожденном» характере человеческой агрессивности, идеологи империализма выдвигают теории о «вечности» и «неизбежности» войн, о соответствии их природе человека, ссылаясь при этом на незаслуженно раздутый авторитет Фрейда.
Интересен следующий факт. В 1932 г. А. Эйнштейн обратился к Фрейду с письмом, в котором обращал его внимание на симптомы угрозы безопасности и возникновения войны. Как явствует из письма, Эйнштейн считал Фрейда «знатоком инстинктивной жизни человека». Мне, как неспециалисту, писал ученый, кажется, что войны возникают вследствие «вожделения к ненависти и разрушению», существующего в человеке. Что надо сделать, чтобы помочь людям преодолеть эту склонность к взаимной ненависти? - таков смысл его письма. Ответ Фрейда на это послание гласил, что нет надежды на то, чтобы человеческие существа пресекли в себе заложенные в них агрессивные тенденции. Фрейд подчеркнул, что «идеальные мотивы часто служат камуфляжем склонности к разрушению». Человека «ведет» по жизни инстинкт смерти, он может иногда превратиться в стремление к разрушению. Этот инстинкт является неотъемлемой частью человеческой природы.
Поэтому, писал Фрейд, войны вряд ли преодолимы. Если даже удастся направить врожденную агрессивность людей по иному пути, то тем не менее конфликт между цивилизацией и ненавистью людей все равно сохранится.
Содержание приведенной переписки, опубликованной в 1933 г. в материалах Международного института интеллектуальных связей, свидетельствует о реакционности воззрений Фрейда по такому важному вопросу, как происхождение и сущность войн. При решении этого вопроса Фрейд, как и при решении других проблем, не считался с фактами, не анализировал закономерностей развития человеческого общества, а занимался произвольными спекуляциями. Не удивительно, что социологические выводы, которые он делает, расходятся с действительностью. Но их идеологический и политический смысл очевиден. Чего стоит только следующее заявление Фрейда: мир, если он будет установлен, психологически приведет человечество к катастрофе! Естественно, что такого рода выводы вполне устраивают империалистов, заинтересованных в гонке вооружений и раздувании военного психоза.
Вслед за Фрейдом извращение общественных явлений на основе теории инстинктов допускают и его многочисленные современные последователи. Так, например, Кискер в США считает современное общество психологически незрелым, ввиду чего «наивно надеяться, что люди в наше время могут научиться жить в мире сами с собой и с другими людьми». Ответственность за подобное отсутствие миролюбия он возлагает на инстинкты. Другой неофрейдист, В. Троттер, основываясь «а изобретенном им понятии «стадного инстинкта», с его помощью объясняет все явления социальной жизни, в первую очередь классовую борьбу. Английский неофрейдист Мони-Кирль в своих работах пишет, что инстинкты определяют собой политические воззрения людей и события политической жизни.
Подоплека спекуляции буржуазных ученых на приписываемых ими человеку врожденных инстинктах, психических и бессознательных «комплексах» и т. п. уже давно разгадана прогрессивными учеными. Г. Уэллс в работе «Прагматизм - философия империализма» пишет, что вымышленные инстинкты служат для реакционных психологов средством, с помощью которого они обосновывают неизбежность войн, (расовое неравенство, «естественность» линчевания негров, (разделения людей на классы и т. п. В другой своей работе Уэллс отмечает: «В каждом случае психология, признающая инстинкты, используется в целях отвлечения внимания народа от поисков действительных причин политических и социальных условий... Психологические направления, основанные на инстинктах, поставляют большую часть того материала, который в различных формах используется империалистической идеологией».
В тесной связи с представлением о врожденности и неизменности «социальных инстинктов» находится доктрина о врожденном превосходстве одних людей над другими, особенно широко распространяемая в США. Она используется, как пишет Уэллс, во-первых, для того, чтобы «оправдать и поддержать классовое господство». Во-вторых, для оправдания господства одной нации над другой. В-третьих, «доктрина врожденного превосходства применяется для того, чтобы разъединять трудящихся всех стран и тем самым усиливать политику «разделяй и властвуй». Доктрина врожденного превосходства мужчины над женщиной, мужского превосходства, является чрезвычайно эффективным дополнением к доктринам классового, национального и расового превосходства».
«Во всех своих формах, - продолжает Уэллс, - доктрина врожденного превосходства представляет собой идеологический столп классового общества и особенно капитализма эпохи империализма. Поэтому не удивительно, что всячески стараются защитить, рационализировать и поддержать эту доктрину».
Выступление передовых ученых в капиталистических странах против ненаучного, понимания инстинктов, раскрытие реакционного идеологического смысла теории инстинктов являются вместе с тем борьбой против тех психологов-идеалистов, которые выступают ныне против научной оценки роли сознания, разума в жизни людей. И чем успешнее их критика теории инстинктов, тем более слабыми становятся позиции современных обскурантов в психологической науке.
Теория фрустраций.
Наряду с теорией инстинктов в арсенале психологов-идеалистов, возглавляющих поход против сознания, разума, находится также теория фрустраций - одно из новейших порождений идеалистической психологической мысли в США. Ее создатели (Доллард, Сиерс, Доуб, Миллер, Мауер) исходят из фрейдовского психоанализа и теории инстинктов. Суть их «теории» сводится к следующему. У человека имеются врожденные инстинкты, которые являются главными движущими силами человеческого развития. Внешние условия играют определенную (но не ведущую) роль в формировании человека, а следовательно, по их мнению, и в появлении тех или иных общественных институтов, соответствующих природе человека; однако роль их главным образом отрицательная (как и по Фрейду): условия среды препятствуют свободному и открытому проявлению внутренних побуждений чело;века, вызывая в нем агрессивные устремления. С этим «тормозящим» влиянием среды и связано понятие «фрустрация».
В одной из своих работ («Фрустрация и агрессия», 1939 г.) Роберт Р. Сиерс следующим образом поясняет, что такое фрустрация. Представьте себе ребенка, пишет он, желающего полакомиться вареньем, которое находится, как он знает, в буфете. Это желание его является побудителем ряда «инструментальных» действий, направленных на достижение заветной цели: подтащить к буфету стул, залезть на него и т. п. Но вот в комнату входит мать и запрещает брать варенье. Внутренние силы, толкающие ребенка на совершение «инструментальных» действий, не получают реализации, и у ребенка возникает фрустрация, выявляющая «дремлющие ужасные инстинкты». Ими является агрессивность, стремление нанести, как пишет Сиерс, «вред организму». Западногерманский психолог Курт Бонди утверждает, что фрустрация возникает при наличии затруднения (препятствия) на пути к намеченной цели: недостаток питания, отсутствие любви, недостаток средств для покупки нужной вещи и т. д. Когда появляется фрустрация, по его мнению, определить не представляется возможным: в одних случаях она возникает, в других (при тех же условиях) нет. Причины фрустраций социальны. Особенно часто фрустрации возникают в детстве.
Сиерс перечисляет следующие формы «агрессии», возникающей на основе фрустрации: доносы, оскорбительные выпады, насмешки, убийства, самоубийства и т. д. При этом он считает, что не всегда агрессивное поведение следует непосредственно за фрустрацией; иногда оно откладывается на некоторое время, поскольку «организм» (этим термином он называет личность) занят выполнением другого действия, вызванного более сильным побудителем. Аналогичная задержка может возникнуть и тогда, когда агрессивные намерения «организма» встретят контрагрессию или сильное противодействие. В этом случае судить о наличии агрессии позволяют (и это идет явно от Фрейда) «скрытые акты агрессий» - насмешки, сновидения и т. п. Отдельные фрустрации, порождающие стремление к агрессивным действиям, которые не были немедленно реализованы, могут вызвать весьма сильную агрессивную реакцию, являющуюся как бы «суммой» несостоявшихся агрессивных актов.
По мнению создателей теории фрустраций, агрессия, встречая сильное противодействие, может быть направлена «не по адресу» или даже на самого себя. Совершение же тех или иных агрессивных действий способствует якобы «очищению» (совсем так, как трактовал это Фрейд).
Теория фрустраций «обосновывается» буржуазными социальными психологами экспериментально. Так, Сиерс в 1942 г. опубликовал результаты сйоих экспериментальных исследований, выполненных над студентами, под заглавием «Реакция взрослых в ситуации фрустраций». Он приманил в своих опытах в качестве «препятствия» запрещение спать. В ответ на запрет студенты делали устные и письменные заявления, которые расценивались как «реакции», вызванные фрустрацией.
Большое место в фактическом «обосновании» взглядов сторонников теории фрустраций занимают этнографические исследования над индейцами, новогвинейцами и другими народами.
Такова вкратце теория фрустраций. Она по-новому реализует фрейдовское положение о перемещении «внутренней энергии» и внутрипсихическом конфликте, возникающем ввиду тормозящего и вредного влияния среды. Поэтому ей присущи все те пороки, которые свойственны фрейдистским взглядам и теории инстинктов, а именно: отрицание значения сознания и переоценка бессознательных сил, влечений, стремлений; непризнание решающего влияния общественных условий бытия на формирование психики человека, их роли в определении его мотивов поведения, потребностей и интересов.
Теория фрустраций пользуется в США и других капиталистических странах широкой известностью, так как позволяет оправдывать пороки капиталистической системы, объясняя их «фрустрациями» и врожденной «агрессивностью». Она имеет ныне много сторонников не только из числа психосоциологов. Так, Б. Малиновский, известный антрополог, в одной из своих обобщающих работ, говоря о психическом складе «туземцев», указывает, что они «легко фрустрируются». В результате этого «врожденный инстинкт драчливости» превращается у них в «коллективную ненависть» и затем в «организованную, направленную борьбу». Исходя из этих положений, легко объяснить борьбу, которую ведут народы, порабощенные империалистическими странами, не колониальным гнетом, не беспощадной эксплуатацией, не их растущим самосознанием и сплоченностью, а, видите ли, «трансформацией» «врожденной драчливости» в результате фрустрации.
За свое почти двадцатилетнее существование теория фрустраций претерпела некоторые видоизменения, касающиеся в первую очередь понимания последствий фрустраций.
Американский психолог С. Сержент в работе «Реакции на фрустрацию» (1951 г.) отмечает, что в результате фрустрации далеко не всегда появляется агрессия. По его мнению, весьма часто в качестве следствий фрустрации бывают идентификация человека с другой личностью, различные компенсаторные реакции, подавление, отказ от решения, уход в мир фантазии и т. п. Агрессивность является лишь одним из следствий фрустрации.
Сторонники теории фрустраций ныне горячо спорят относительно того, можно ли воспитать ребенка, у которого не возникла бы агрессивность на основе фрустрации. Исследованию этого вопроса, в частности, посвящена работа С. Розенцвейга «Основы теории фрустрации» (1944 г.), в которой автор, основываясь на обильном фактическом, специально им подобранном материале, приходит к отрицательным выводам. Можно выработать, пишет он, «терпимость к фрустрации», но полностью освободиться от нее невозможно, следовательно, невозможно избежать и появления агрессивности.
В настоящее время социальные психологи пришли к мнению, что возникновение фрустрации, а значит, и агрессивности, определяется в конечном счете «структурой общества» - социальными условиями.
Объясняя происхождение войн, психолог Райт пишет, что динамически война характеризуется развязыванием и освобождением «ужасных агрессивных импульсов» в результате фрустрации. Дж. Доллард в книге «Фрустрация и агрессия» утверждает, что появление агрессии постоянно связано с наличием ситуации фрустрации. Война возникает, с его точки зрения, при обязательном стечении некоторых «социальных обстоятельств». Однако под этим термином он имеет в виду не политику правящих классов, не экономические потребности развития капиталистического общества, не антагонизмы между империалистическими государствами, а - и это весьма показательно - такие явления, которые ограничиваются сферой отдельного индивида: крушение личных планов, надежд, появление чувства небезопасности, беспокойства и т. п. Само собой понятно, что подобное ограничение «социальных условий» является ненаучным, так как не вскрывает причин «крушения личных планов» и других личных «неприятностей».
Социальные психологи утверждают, что проснувшиеся «ужасные дремлющие силы» сами по себе слепы. Однако они могут «прозреть». В этом «прозрении» основную роль играют лидеры. Если лидеры, пишет американский психолог Стагнер, своими речами, газетными статьями и другими средствами распространяют взгляд, что «нашей группе» угрожает другая «группа», это направляет агрессивность по определенному руслу - на борьбу за новые рынки сбыта и сырья, на захват чужих территорий. Именно потому, что лидеры опираются в своей пропагандистской деятельности на скрытые потенциальные силы людей, их слова и убеждения оказываются сильнее, чем, как указывает тот же Стагнер, «противодействие большой группы».
Многочисленные работы сторонников теории фрустраций, посвященные проблеме происхождения войн, причинам преступности, объяснению национально-освободительного движения и другим актуальным вопросам современности, искажают истинные причины этих общественных явлений и не оставляют и тени сомнения в реакционности теории фрустраций. Как и теория инстинктов, она признает первоосновой всех человеческих поступков врожденный инстинкт («драчливость»); как и представители других реакционных теорий, сторонники теории фрустраций индивидуализируют и психологизируют общественные явления, объясняя их «внутрипсихическими конфликтами» бессознательных сил, вызванными противодействующим влиянием «среды». В ложном, ненаучном свете представляя причины войн и других общественных явлений, сторонники теории фрустраций одурманивают сознание людей и препятствуют тем самым распространению передовых идей о закономерностях развития общества.
Психология мистики и оккультизма.
В капиталистических странах в походе против сознания принимают участие не только психологи-идеалисты, но и представители откровенно мистических и оккультистских школ, относящихся к идеалистической психологии. Эти школы пользуются немалой известностью среди широких кругов населения США, Западной Германии, Франции и Англии, распространяя обскурантистские, враждебные науке представления и культивируя невежественные суеверия.
Одной из таких школ, о которой упоминается даже в серьезных психологических журналах, является школа по изучению «сверхчувственного познания». Результаты «исследования» этой «проблемы» изложены в работах многих психологов в США, Западной Германии, Франции - Урбана, Бендера, Тишнер а, Райна. Методы изучения «сверхчувственного познания» соответствуют предмету изучения. К ним относятся опыты по чтению мыслей «а расстоянии, расшифровка «вещих» снов и предчувствий, особенно сложным представляется (как об этом пишет Аншютц) столоверчение.
Западногерманский психолог Тишнер в книгах «О телепатии и ясновидении» и «Результаты оккультных исследований», изданных в середине нашего столетия, доказывает, что вместе с чувственным опытом, а также и помимо него человек получает некоторые данные, относящиеся к миру «потустороннего». Тишнер в своих работах «научно» определяет сущность телепатии и ясновидения. Телепатия - это такая дисциплина, пишет он, которая занимается изучением передачи чужого душевного содержания от человека к человеку, без всякого посредника в виде органов чувств. Ясновидение, по его мнению, отличается от телепатии тем, что имеет дело с такими «чистыми» «феноменами», которые никем никогда не воспринимались чувственно, но существуют реально в мире и определяют психику отдельных людей и их мышление. Иными словами, ясновидение - это знание о том, чего никто не знает и не может обычным путем узнать.
Как «установил» этот психолог, способность к телепатии и ясновидению бывает двух видов: спонтанная и экспериментальная. Спонтанная - в том случае, когда АСВ («сверхчувственное познание») наступает самопроизвольно, неожиданно, без всякого желания со стороны человека. Бывает это редко, замечает Тишнер, иногда раз в жизни. Люди делятся «а две категории: тех, которые переживали хоть раз спонтанное проявление телепатии или ясновидения, и тех, кто никогда этого не испытывал. Экспериментальные телепатия и ясновидение вызываются специальной обстановкой. Их можно, так сказать, вызывать по заказу, но тоже не у всех людей.
«Классическим» исследованием в области «сверхчувственного познания» являются «труды» американского психолога И. Райна. В 1934 г. он издал сочинение «Сверхчувственное восприятие», а в 1950 г. - «Границы человеческого духа». В последнем исследовании автор использовал игральные карты в качестве экспериментального материала. Он занимался также отгадыванием сновидений. Подопытными объектами были студенты американских колледжей. Райн пишет, что он установил ряд «капитальных» фактов. Прежде всего то, что кофе повышает способность к телепатии, а пол испытуемых для «сверхчувственного восприятия» безразличен. Усталость, огорчения и тому подобные факторы снижают возможности «сверхчувственного познания». По сравнению с передачей мыслей на расстояние угадывание чужих мыслей, пишет он, - более пассивный процесс. Райн утверждает, что существуют различного рода телепатии: предметная - нахождение спрятанных вещей; психометрическая - когда испытуемый, прикасаясь к предмету, узнает его владельца, и другие.
Из подобного рода занятий Райн и другие «ясновидцы» заключают, что дух стоит над материей, являясь, таким образом, первичным.
В «исследованиях» психологов-мистиков используются не только спрятанные предметы и игральные карты. Представители кристаллоскопии, например, используют в своих опытах... тарелки. Смотря на них (а еще лучше на специально приготовленные кристаллы), они впадают в состояние транса, во время которого могут якобы «предсказывать» будущее и т. п. Широкое распространение (и это нашло свое отражение в литературе) имеет ныне и хиромантия. «Наука» эта «определяет» судьбу человека по линиям на ладонях его рук. Еще фантастичнее занятие «науками», называющимися авто- и ксеноскопией. Эти «науки» имеют якобы дело о таинственной способностью человека при некоторых условиях видеть насквозь или свое собственное тело (автоскопия), или тело других людей (ксеноскопия). Если бы такая способность действительно существовала у людей, то непонятно, почему до сих пор она не использовалась хотя бы в медицине вместо рентгеноскопии.
В настоящее время немалое распространение имеет в странах капитала и астрология. Строго говоря, она ранее не относилась к психологии. Однако Юнг и Розенберг, один в 1944 г., другой в 1950 г., «опровергли» это представление. По их мнению, астрология - психологическая дисциплина. Она занимается предсказанием судьбы людей по положению звезд и другим космическим явлениям. Как же тут обойтись без идеалистической психологии. По мнению Юнга, Розенберга, Байера и других, занимающихся за рубежом гороскопом, человек, будучи частичкой космического универсума, якобы испытывает «а себе влияние неведомых космических процессов, прямо определяющих его психику и судьбу. Подобное «влияние» из космоса оказывается, по мнению астрологов, и «а животных, и на растения. Мнение это настолько оказалось популярным, что с 1926 г. в США стал издаваться специальный журнал, так сказать, в помощь занимающимся гороскопом. Под влиянием астрологии в 1935 г. немецкий психолог Рут Стульман переработала и издала «новь календарь, из которого следовало, что успех перечисленных в «ем лиц был обусловлен «счастливой датой» или другими «случайностями», которых в календаре перечислено 12 тыс. Сделанное в 1935 г. ве оказалось забытым. В 1944 г. в Германии был издан другой «труд» - «Рождение и одаренность», в котором в сущности продолжена та же астрологическая линия. Ярым сторонником гороскопа в Западной Германии в наши дни является X. Штоссель.
В противоположность прежним утверждениям, согласно которым «предугадывание» с помощью «волшебного жезла» является оккультизмом, сегодня находятся «теоретики» и «практики» буржуазной психологии, которые объявляют, что такого рода «предугадывание» заслуживает особого внимания. Западногерманский психолог Г. Аншютц утверждает даже, что в силу существования «сверхчувственного познания» некоторые люди, взяв палку («жезл») в руки, могут, оказывается, «нащупывать» полезные ископаемые в недрах земли. Палка якобы правильно ведет их к цели. В литературе, указывает он, описаны «случаи», когда такие люди «находили» залежи каменного угля, соли, железной руды и т. д.
Психологи, изучающие возможность «предугадывания» с помощью «волшебного жезла», «установили», что оно зависит от типа людей, их душевного состояния, тренировки, от погоды, времени года, дня и ночи. Оказывается также, что одни люди умеют «находить» источники воды, другие - каменную соль, третьи склонны определять залежи металлов. Правда, как признает Г. Амшютц, природа объективных раздражителей, которые имеют место в данных «случаях», еще не выяснена. Некоторые психологи допускают наличие «земных лучей», оказывающих вредное воздействие на организм, другие пишут о «неизвестных» влияниях, третьи ищут объяснение в космических и некоторых земных факторах, которые якобы взаимодействуют и вместе влияют на человека.
К числу явлений «телефизического» порядка относится также якобы имеющее место явление воздействия человеческой воли на неживые предметы, заставляющее их передвигаться в пространстве. Это - столоверчение, телекинез (перемещение предметов под влиянием психики), аппорты (повреждение предметов при воздействии на них психики) и т. п. Райн в своей работе 1950 г. с полной серьезностью допускает возможность повлиять волевым усилием на игральную кость, которую бросают на стол. Вот каков далеко идущий результат «исследований», выполненных на материале азартных игр.
Какими бы странными ни казались подобного рода «исследования» зарубежных психологов-идеалистов, тем не менее они имеют место. Деятельность пеихологов-мистиков выдается за «многообещающую», за «вполне реальную», «научную» и т. д. Занятие мистикой оправдывается тем, что психологам «тесно» в существующих ныне рамках, что они «могут» включить в орбиту своих исследований космические и прочие факторы.
Антиинтеллектуалистическая пропаганда в США и других капиталистических странах выражается, в частности, в распространении гаданий и других ненаучных способов «предугадывания» судеб людей. «Ежегодно различным предсказателям судьбы выплачивается много сотен тысяч долларов, - отмечает Л. Гурко.-Для распространения их деятельности богатство и образование не имеют значения. Они одинаково пользуются успехом среди богатых и бедных, среди высокообразованных людей, так же, как и среди полуграмотных. Газеты с большим тиражом способствуют их популярности, ежедневно печатая гороскопы и анализы почерков. Посвященные астрологическому культу журналы, как почти все периодические издания, имеющие дело с мистическими и оккультными явлениями, преуспевают. Единственный вид книг в книжном магазине, о которых можно с уверенностью сказать, что они будут проданы, это издания, касающиеся оккультных и сверхъестественных вопросов. Во многих районах страны существуют «заклинатели» и «ворожеи».
Психологи-идеалисты немало способствуют этой кампании по распространению суеверий и мистики. Одной из школ, занимающейся в прямом смысле слова гаданием и «предсказанием» судеб людей, является физиогномика, другой - витософия, которые «научно» делают то же самое, что и заклинатели и ворожеи.
Основные положения физиогномики были высказаны рядом европейских психологов: X. Фрейером, Р. Касонаром, X. Штрелем, Ф. Ланге, Л. Еккштейном, Ф. Лершем, Л. Клагесом и другими. В наши дни они переиздают старые и пишут новые «труды» по физиогномике (например, Ланге - в 1952 г., Лерш и Касснер-в 1951 г.). Согласно точке зрения этих психологов между телесными и душевными проявлениями человека существует какая-то корреляция. При этом они указывают на факт сосуществования явлений, наблюдаемых в природе. Почему бы, с их точки зрения, не быть такой закономерной связи между конституцией и психикой? Мы говорим о выражении душевного в телесном, пишет Лерш, понимая под этим выражением лишь то, что мы судим об одной стороне однородных состояний на основании данных о другой.
Каковы же телесные данные, проливающие свет на «душевные» процессы? Сторонники физиогномики дают следующий перечень их: рост человека, его вес, упитанность, пропорции, форма черепа, рук, ног, форма носа, ушей, ногтей, зубов, глаз, губ, состояние мускулов, анатомические и физиологические особенности внутренних органов и т. д. Во всех этих данных, говоря словами Лерша, содержатся «следы выражения» психического, отражение «внутренних переживаний». Кроме «спонтанных злаков душевного значения», которые являются неосознанными, Лерш усматривает наличие также и «смысловых» знаков. К ним относится устный и письменный язык.
Примерно тех же взглядов придерживаются и сторонники витоеофии. Они утверждают, что форма черепа, цвет волос, строение зубов, температура выдыхаемого воздуха, форма рта являются будто бы «знаками» черт характера человека. По первым представители витоеофии судят о вторых.
На первый взгляд может показаться, что констатация факта «сосуществования» одних черт с другими - телесных с психическими - оправданна и правомерна. Некоторые внешние, конституционные особенности людей могут, например, соответствовать тем или иным чертам их характера. Но наука не может ограничиться лишь констатацией и описанием такого соответствия. Наука должна вскрывать реальные причины, лежащие в основе изучаемых явлений. Сторонники физиогномики и витоеофии тоже не желают оставаться на поверхности фактов; они претендуют на установление причинно-следственных отношений.
Но как они делают это? Совершенно произвольно из факта соответствия некоторых черт телесной организации каким-то психическим особенностям людей они заключают, что «причина» такого соответствия находится в «непосредственном переживании», определяющем и телесные, и психические особенности людей. Никаких доказательств при этом они не приводят. Лерш признает, что основные представления физиогномики «восходят к донаучному жизненному опыту с его инстинктивной, непосредственной основой». Поэтому нет ничего удивительного в том, что положения физиогномики и витоеофии и на самом деле оказываются далекими от подлинной науки. Представители этих школ заменяют разум интуицией, неизбежную относительную ограниченность научного знания выдают за бессилие науки вообще, с тем чтобы подчеркнуть «всесилие» и «могущество» мистики и интуиции.
Психологи-мистики в странах капитала, способствуя распространению суеверий, иррационализма, в своих нападках на науку получают поддержку со стороны представителей религиозно-психологических школ, а также тех «ученых», которые перешли на сторону откровенной мистики. Примером такого альянса может служить взаимоотношение так называемых парапсихологов и некоторых реакционных физиков и биологов.
Как уже отмечалось, парапсихология считается одним из самых «древних» ответвлений идеалистической психологии. Американские психологи утверждают, что ее истоки уходят в седую древность, когда людям чудились ведьмы, русалки и тому подобные призраки и они, всерьез верили в их существование. На основании этой веры они заключают о существовании «бестелесной субстанции», о возможности чтения мыслей на расстоянии, общения с призраками. Однако с некоторых пор по вполне понятным причинам парапсихология стала утрачивать свое влияние. Книги, посвященные русалкам и духам, не раскупались. Тогда в защиту ее выступили отдельные биологи и физики.
Швейцарский биолог Фанни Мозер в 1950 г. выпустила специальную книгу «Заблуждение или истина?», в которой с серьезным видом пишет о «реальности настоящих призраков», о случаях «материализации привидений». Она определяет призраки как «одну из примечательных сторон человеческих сказок и верований», в которые человечество верит открыто или тайно, которых страшится сознательно или бессознательно; она усматривает в этих верованиях существование и проявление сверхъестественных сил, «вхождение чуждого мира в нас, как бы это на первый взгляд ни казалось невозможным».
Бели защита мистики со стороны биолога Мозер носила бездоказательный характер и опиралась только на силу ее «авторитета» как представителя «естественных наук», то известный реакционный физик П. Иордан выдвигает «аргументы». В 1947 г. вышла его книга в защиту явлений, аналогичных тарапсихологическим. Свои доводы он основывает на... принципе дополнительности, выдвинутом рядом физиков. Он утверждает, что согласно этому принципу Мы не в состоянии одновременно исследовать два таких явления, как сознание и бессознательное. Когда мы осознаем что-либо, тогда автоматически исключается поток бессознательного, и, наоборот, в момент интуиции мы ничего не можем осознать. Поэтому-то так трудно установить парапсихологические явления; но они есть, есть на самом деле в окружающей нас действительности, убеждает своих читателей этот физик. С мнением Иордана полностью согласен другой физик - А. Лейнвебер, В 1952 г. он выпустил книгу «Спиритуалистическая гипотеза. Проблема явления в науке». В ней он отстаивает примерно те же взгляды, что и Иордан.
Так некоторые представители естественных наук используют «научные» аргументы и свой авторитет естествоиспытателей для защиты и модернизации откровенно реакционных течений в современной буржуазной психологии.
Поход буржуазных психологов-обскурантистов против сознания, в защиту мистики, оккультизма и суеверий - это одновременно и показатель кризиса идеалистической психологии, и попытка выполнить социальный заказ правящих кругов империалистических государств, которые кровно заинтересованы в любом «ниспровержении» науки, в любом способе затемнения сознания трудящихся масс, чтобы отвлечь их внимание от необходимости классовой борьбы, от идей социализма. «Новый мистицизм, - отмечает Дж. Бернал, давая социальную оценку антиинтеллектуализму нашего времени в странах капитала, - является... искусственным, нарочито выпестованным немногими для того, чтобы отвлечь внимание большинства от понимания социальных несправедливостей и превратить это большинство в покорное орудие реакции с теми трагическими и ужасными последствиями, свидетелями которых мы только что были (имеется в виду вторая мировая война). Это течение принимает разнообразные формы - от агрессивного клерикализма и атомного милитаризма до мягких, ио опасных пессимистических теорий. Все они имеют между собой нечто общее. Все они проповедуют мысль, что положение человечества не может быть улучшено путем сознательного, разумного сотрудничества. Они требуют меньше знаний и больше веры; они единодушны в своих нападках на страны, где люди собственными силами стремятся создать цивилизацию на научной основе. Они пытаются умалить значение того учения, которое ведет людей к этой цели, - значение философской системы диалектического материализма».
В этом заявлении английского ученого-материалиста и прогрессивного общественного деятеля содержится глубокая правда: поход против сознания, антиинтеллектуализм направлен также;и против передового научного мировоззрения, каким является марксистско-ленинская философия, и его широкое распространение следует рассматривать как одну из попыток противостоять влиянию передовых идей.
Идеалистическая психология и религия.
Последовательные идеалисты в психологии всегда были связаны с теологией и религией. В настоящее время религиозно-психологические школы заметно активизировали свою деятельность. Их представители заговорили о необходимости восстановления былой лрочной связи идеалистической психологии с теологией и религией. Этот призыв не является случайностью. В условиях обострения общего кризиса капиталистической системы в странах капитала к религии обращаются не только психологи-идеалисты, но и другие буржуазные ученые, а также деятели искусства. Одновременно с этим теологи осуществляют попытки «примирить» науку и религию. Все это происходит на фоне постепенного, все усиливающегося падения авторитета церкви и религиозной веры среди широких кругов трудящихся и интеллигенции.
Следует отметить также, что альянс буржуазных ученых с религией находит всяческую поддержку со стороны правящих кругов империалистических государств, заинтересованных как в восстановлении влияния церкви, так и в укреплении идеалистических направлений в науке. «Монополии щедро, - отмечается в Программе КПСС, - финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки».
Двусторонняя тенденция, направленная на «Синтез» науки и религии, является показателем и кризисного состояния буржуазной науки, и снижения популярности религии. Вместе с тем стремление к объединению определенной части буржуазных ученых с теологами является одной из форм того похода против сознания, в котором участвуют идеалисты-психологи. Распространение религии является одновременно способом борьбы реакционных сил в странах капитала против распространения передовых, прогрессивных идей, в первую очередь марксистско-ленинской философии.
Чего ожидают теологи и психологи от укрепления взаимных связей? Теологи хотят получить от идеалистов-психологов новые подтверждения существования в человеке нематериального начала - «души». Идеалисты-психологи рассчитывают с помощью религии обрести популярность хотя бы у части верующих.
В каких формах проявляется связь идеалистической психологии с религией? Прежде всего в факте существования религиозно-психологических школ. Наиболее популярны из них ныне три: католическая и лютеранская школы психологии, а также так называемая психология религии.
Многие американские психологи гордятся тем, что в год создания на американском континенте первой экспериментально-психологической лаборатории (1891) в США был открыт Католический университет. Показательно, что основателем его явился психолог Г. Рейт, в свое время учившийся у Вундта; в США он занимал ряд видных постов в психологических обществах и являлся редактором психологических журналов. Одним из ведущих предметов во вновь открытом «учебном» заведении была, как является и в настоящее время, психология. Там читается в общей сложности свыше 25 курсов по этому предмету, преимущественно в духе учения средневекового схоласта Фомы Аквинского. Поэтому психология, которую развивают и распространяют деятели Католического университета, называется неотомистской, или неосхоластической, психологией.
Современные психологи-неотомисты своей главной задачей провозглашают укрепление веры в бога и в прочие догматы католицизма. Они резко противопоставляют «философскую» психологию экспериментальной, или вырабатывать основные принципы психологии. Вторая - получать факты, поскольку в настоящее время, когда опытное знание приобрело столь большую популярность, нельзя полностью отказаться от экспериментирования в психологии. Однако роль экспериментальной психологии второстепенна, поскольку «жизнь, - как пишет Рейт, - не может быть проанализирована при помощи инструментов, лишенных жизни». Данные, получаемые экспериментаторами, должны подтверждать «истины» «философской» психологии, установленные дедуктивным, умозрительным путем.
Неотомисты-психологи исходят из того утверждения, что у человека имеется «душа», которую каждый раз творит бог вместе с зарождением нового человеческого организма.
«Душа» (наряду с телом) является «соосновой» человека. Взаимоотношение «души» и тела идентично взаимоотношению формы и содержания, как трактовал его Аристотель. В свое время В. И. Ленин писал, что «поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое». Эти слова полностью применимы и к неотомистам в психологии. «Душа», по мнению неотомистов, возникнув, остается бессмертной, и ей присущи предопределенные «свыше» свойства, от которых зависит якобы все остальное в психической жизни, в каких бы условиях ни был человек.
Характерно для психологов-неотомистов, что, выдвигая подобного рода утверждения, они не приводят и, естественно, не могут привести никаких доказательств, голословно провозглашают свои умозрения «аксиомами».
По аналогии с религиозной точкой зрения о триединстве бога (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой) психологи-неотомисты различают три вида «души» у человека: растительную, чувствительную и рациональную. Каждая из них обладает своими способностями и силами. Растительная «душа», говорят они, имеет отношение к питанию, росту и размножению.
Чувствительная «душа» определяет чувства (все пять чувств, по их мнению, созданы богом и остаются со дня творения без изменения), ощущения (подразделяемые на внутренние и внешние), регуляцию движений. Рациональная «душа» определяет интеллект, который согласно представлениям психологов-неотомистов подразделяется на пассивный и познавательный, или активный.
Неотомисты различают низшие и высшие психические явления в соответствии с наличием разных «душ», имеющихся у человека. Показателем «качества» психической функции служит ее свобода, независимость от материальных явлений и процессов. Наиболее свободными в их смысле являются познавательный разум и воля. Разграничение, градация психических сил - характерная черта для миропонимания неосхоластов, которые в церкви устанавливают строгую иерархию, полагая, что так требует вера в бога.
Основными чертами неотомистской психологии являются:
1. Функционализм. Неотомисты занимаются бесконечными классификациями и определениями отдельных функций «души» и ее проявлений. Это и понятно, так как они не ставят перед собой задачи установить причинно-следственные связи, которые определяли бы психические явления, и отрицают, что психика развивается, формируется.
2. Индетерминизм, т. е. отрицание решающего значения внешних условий в возникновении психических явлений.
3. Отрицание роли головного мозга как органа психики.
4. Понимание психики как особой субстанции, которая является всегда осознанной и закономерности которой потому познаются исключительно интроспекцией.
Все эти черты сближают неотомистскую психологию с идеалистическими школами в Западной Германии, Австрии, Швейцарии. Как и последние, неотомистская психология является реакцией на материализм в психологической науке.
Кроме католической, неосхоластической психологии в Соединенных Штатах Америки имеется так называемая лютеранская психология. Основателем ее является Гросс - один из деятелей германской реформаторской церкви начала прошлого столетия. Положения лютеранской психологии в деталях отличаются от неотомистской психологии. Так, например, психологи-лютеране считают, что у человека имеется единая «душа», которая прямо противоположна телу. Однако субстанциональное понимание «души», естественно, при этом нисколько не преодолевается; напротив, оно подчеркивается с еще большей определенностью.
Так же как и неотомисты, психологи-лютеране утверждают, что «душа» является верховной силой, от которой зависят все качества и особенности человека. Они также говорят о различных способностях «души», которые подразделяют на два класса: познавательные (чувства, фантазия, воображение) и аффективные, прирожденные (отвращение, страсть, которая может перейти в привычку, склонность и т. п.). Подобно неотомистской психологии, лютеранская психология занимается описанием способностей «души» человека, провозглашая интроспекцию единственным «адекватным» методом психологической науки.
Сравнение католической и лютеранской психологии показывает их принципиальное родство. Пренебрегая научными открытиями и фактами, представители этих школ своими спекуляциями распространяют религиозные представления о божественной природе человека и его способностей, о независимости психики человека от условий существования и т. п. Как хорошо известно, все эти положения уже давно опровергнуты наукой. Поэтому-то, видимо, сторонники католической и лютеранской психологии и не пытаются даже вступать в дискуссию с представителями научной психологии. Одни факты они совершенно игнорируют, другие неверно истолковывают, и это является теми способами, которые дают им возможность пропагандировать средневековую мистику и изжившие себя религиозные взгляды.
Но не только профессиональные богословы-психологи занимаются отстаиванием обветшалых религиозных догм. В капиталистических странах Европы и в США ныне существует многочисленная группа психологов-идеалистов, которые представляют так называемую психологию религии.
«Психология религии» - отдельная, самостоятельная отрасль буржуазной психологии. Оправдывая религию, «обосновывая» религиозные представления, она по существу играет такую же социальную роль в жизни буржуазного общества, как и католическая и лютеранская психологические школы.
Как заявляет один из (представителей «психологии религии» в США-профессор Колумбийского университета К. Дэнлоп, основная задача этого направления состоит в том, чтобы показать роль религии в цивилизованной жизни и пользу ее для общества и личности. Иными словами, «психология религии» предназначается для защиты религии в глазах простых людей капиталистических стран. Психологическое оправдание религии Дэнлоп считает «большой научной заслугой» этой школы.
Одним из первых вопросов, который рассматривают сторонники «психологии религии», является вопрос о том, существует ли в наши дни конфликт между наукой и религиозной верой. Психологи-идеалисты отрицают противоположность науки и религии. Так, Ф. К. Саммер из Гарвардского университета (США) заявляет, что конфликт между ними - это эпизод далекого прошлого, имеющий примерно столетнюю давность. Ныне никакой непримиримости между ними более не существует. Подобное утверждение противоречит хорошо известным всем фактам, в него не так-то легко заставить поверить людей. Поэтому психологи-идеалисты делают такой трюк: они изменяют само определение религии, делая его «научным». Так, Дэнлоп определяет религию как «любой вид сознательной жизни». Психология же, по его мнению, - это наука о сознательных процессах и их условиях. Отсюда следует, что любое изучение религии находится «в компетенции психологии». Что означает подобное понимание религии? Здесь мы вновь сталкиваемся с той же тенденцией, которая отмечалась, когда речь шла о многих европейских и американских социальных психологах: сторонники «психологии религии» индивидуализируют и психологизируют общественные явления. Религия - это не психическое явление, она не есть ни его сторона, ни особенность психики1. Религия-прежде всего общественное явле- 1 Говоря об этом, вместе с тем нужно иметь в виду, что существуют, конечно, религиозные переживания, связанные с отправлением религиозных культов, которые могут быть предметом психологического изучения. Однако религиозные переживания нельзя считать ни корнями религии, ни одной из причин существования религиозных предрассудков и суеверий.
Однако сторонники «психологии религии» вместе с другими идеалистами-психологами, в той или иной связи писавшими и пишущими о религии, выступают против научного понимания религии. Они наперебой пытаются представить религию либо как психическое явление, возникшее вследствие желания (потребности) людей во что-то верить, либо как инстинктивное, врожденное чувство, своеобразный рефлекс, как особое проявление бессознательного (например, фрейдист О. Ранк).
Следует отметить, что с этим мнением представителей «психологии религии» и примыкающих к ним психолагов не соглашаются французские социальные психологи. Они считают, что религия - это элементарная, древняя форма социальной жизни людей. Из религиозности затем вырастает научное мышление и, наконец, наука. Как утверждал Дюркгейм, научная мысль - это только более совершенная форма религиозной мысли; религия - исток культуры, морали, права, логики; благодаря религиозным обрядам человек будто бы смог познать законы природы, например причинность, установил такие понятия, как пространство и время.
Отличие точки зрения представителей социологической школы психологии во Франции от сторонников «психологии религии» состоит в том, что первые выводили происхождение религии из социальных явлений (которые они неправильно трактовали), а вторые, как упоминалось, истолковывали религию индивидуально-психологически. Однако и те и другие вопреки фактам полагают, что религия свойственна человеческой природе, существует вечно и играет положительную роль в жизни людей.
Показу «положительной роли» религии представители «психологии религии» уделяют особо большое внимание. Вера в потусторонние силы, в божество, писал В. Грюн в работе «Спасение души в свете современной психологии», является совершенно необходимой для нормальной психической жизни людей. Вера якобы обеспечивает возникновение более богатой «внутренней жизни». Выходит, что «внутренняя жизнь» не зависит от общественной деятельности человека; это мнение противоречит известным всем фактам, которые свидетельствуют, что духовная жизнь верующих отличается крайней .бедностью, однообразием, в то время как жизнь, например, советских людей, активно строящих коммунистическое общество и в своей подавляющей массе являющихся неверующими, разнообразна, интересна и богата. Духовное богатство человека зависит от богатства его действительных отношений, а не от глубины религиозной веры.
«Обосновывая» пользу религии для людей, К. Брай в работе «Тайные религии» указывает, что религия, как и любая другая вера во что-нибудь, может «спасти» человека от жизненных невзгод, помогает ему переносить неприятности путем выключения из реальной жизни. Того же мнения придерживается и Оппенгейм, заявляющий о «терапевтической ценности» религии. Религия нейтрализует человеческие потрясения, депрессию ума, последствия человеческого горя, пишет Руслан. Религия приносит «комфорт в несчастье» и предохраняет от умопомешательства, вторит ему Крафт-Зббинг, а Шьелдеруп довольно пространно описывает то «счастье», которое дает верующему вера в бога. Усталый рабочий, пишет он, ложится отдыхать; он закуривает, постепенно все тревоги, заботы и неприятности оставляют его; он начинает забываться; наступает абсолютная гармония; нет больше индивидуального «Я»; нет больше запросов и желаний. Это и есть аналог того «счастья», которое якобы приносит религия.
Это «счастье» не в труде, не в барыбе за достижение реального счастья на Земле, а в религиозном экстазе, напоминающем отравление наркотиками, который отделяет человека от жизни и уводит в мир фантазии. Описание Шьелдерупом действия религии на человека лишний раз убеждает в том, что религия является родом «духовной сивухи», опиумом для народа.
Идеалисты-психологи не только дают свою оценку роли религии в жизни человека, но и придумывают конкретные «механизмы» влияния религиозной веры, молитв на сознание людей. Так, Рейк заявляет, что религия вносит «принцип экономии» в психическую деятельность, ограничивает поле сознания, уменьшает внутреннее напряжение и т. п. Тем самым вера в бога, по его мнению, предотвращает наступление сумасшествия.
О религии как средстве лечения психических и нервных заболеваний за рубежом написано немало книг. Три года подряд - в 1925, 1926, 1927 - европейские психологи проводили широкую дискуссию на тему: «Границы между религиозной и научной терапией». Материалы этой дискуссии были изданы тремя томами под заглавием «Религия и душевные болезни».
В чем же смысл и каковы методы религиозной «психотерапии»? Коротко говоря, они заключаются в беседах, советах, инструктировании больных, в оказании на них личного воздействия. Упоминавшийся уже Грюн включает в качестве «лечебного» приема также изучение литургии. Главное, по его мнению, это проявление личного сочувствия и помощь больному, что якобы способствует возникновению у больного «глубоких мотивов», имеющих «руководящий спиритуалистический характер». М. Грегори в сочинении «Научная и религиозная психотерапия», изданном в Лондоне в 1939 г., подразделяет психотерапию на светскую (научную) и спиритуалистическую (религиозную). Он подчеркивает, что между ними много общего. Сила идеального исцеления, пишет он в этой работе, зависит от идентификации терапевта с пациентом, и это обязательно происходит на основе самого высшего из всех даров - любви. Противовесом «всеобщей любви», которую проповедуют психологи - сторонники религии, является «слепое пятно эгоизма».
Преодолевается оно системой мер по самоотречению. Любовь и самоотречение - вот те два способа, которые должны быть использованы при лечении больных, пишет Грегори.
Следует отметить, что религиозные «психотерапевты» получают иногда внешне положительные результаты «лечения» больных. Однако улучшение в субъективном состоянии больного, как правило, нестойко и (преходяще; достигается оно, как отмечает уже упоминавшийся Дж. Фурст, дорогой ценой: если больной до такого «лечения» имел шансы на выздоровление, то после «лечения» он их уже не имеет. Религиозные «психотерапевты», вместо того чтобы восстановить у больного нормальное, здоровое отношение к окружающей его среде, прививают ему искаженное миропонимание и тем самым укореняют его недуги.
Ненаучный характер религиозной «психотерапии» состоит в том, что она основывается на ложных и неправильных представлениях о природе и механизмах психических и нервных болезней. Так, например, Принцхор в книге «Психотерапия», в которой он подвел «научную» базу под религиозную «психотерапию», утверждает, что причиной невроза является «увеличение эгоцентризма». Однако известно, что если даже эгоцентризм и имеет место при заболевании, то он не причина последнего, а следствие. В конечном счете причиной невроза являются окружающие человека внешние условия, которые действуют через его «внутренние условия» - через закономерности работы головного мозга. Не признавая этого доказанного наукой положения, религиозные «психотерапевты» остаются в плену субъективно-идеалистических представлений.
«Психология религии», религиозная «психотерапия»- это одна из форм союза идеалистической психологии с религией, показатель кризиса буржуазной идеологии, носители которой прибегают к средневековой мистике для пропаганды представлений, угодных правящим кругам капиталистических стран, форма борьбы против человеческого разума и передовых материалистических идей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +