Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Сюжетно-ролевые игры детей четвертого года жизни


Источник: Бойченко H. A. и др.
"Сюжетно-ролевые игры дошкольников"
Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе», то есть развитие навыков совместной игры.
На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.
В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Но «обучение игре» должно идти так, чтобы в ней одновременно шло накопление знаний и положительных отношений детей к окружающей действительности, обогащение содержания самостоятельной деятельности и формирование детских взаимоотношений более высокого уровня. При таком подходе главное внимание в педагогическом процессе уделяется прежде всего обеспечению связей между обучением и игрой.
Воспитатель, осуществляя выполнение программного материала по ознакомлению с окружающим, создает благоприятные условия для отражения этих связей в самостоятельной игровой деятельности.
Анализируя наблюдения за игрой детей, можно сделать вывод о том, что в различные ее периоды (начало, ход и окончание) создаются различные предпосылки для установления взаимоотношений между ее участниками, а вместе с тем и определенные трудности в руководстве игрой. Так, в начале игры большое значение приобретают личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, те положительные эмоции, которые ребенок испытывал от совместной игры, желание играть вместе, интерес к игре другого ребенка. В этот период игры дети устанавливают взаимоотношения по поводу выбора темы, партнера, распределения ролей, материала, составления элементарного плана, выбора действий, места для игры.
Самые большие возможности для установления контактов между детьми несет в себе начало игры. В этот период дети более доброжелательны, охотнее, чем в ходе ее, принимают желающих в ней участвовать. Конфликтные ситуации могут возникать и на этом этапе, причем основным мотивом конфликтов обычно является желание получить более интересную, роль, игрушку. Если количество известных детям ролей достаточно, конфликты между ними возникают значительно реже. Если же запас их ограничен, то это часто ведет к ссорам. Игры младших дошкольников нередко прерываются именно на первом, начальном этапе ее развития, так как дети еще не обладают достаточным социальным опытом, умением договариваться, распределять роли и пр. В связи с этим много времени уходит на подготовку к игре, на «сговор». Если принять во внимание, что в режиме дня очень много непродолжительных моментов игры (до утренней гимнастики 20—25 мин; после завтрака до занятия — 15—20 мин; между занятиями — 10 мин), то становится очевидным, как важно, чтобы дети использовали это время действительно на интересные игры. В массовой педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Все это обязывает педагогов к своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней.
Подготовка к игре начинается с составления воспитателем тематических планов. Характерные игры для каждого возраста определены в «Программе и методических рекомендациях воспитания детей в дошкольном учреждении».
В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «детский сад». Наряду с этим знания детей четвертого года жизни об окружающей действительности дают возможность развивать новые сюжеты, например в «магазин», «моряков». Однако более интересное и ценное в воспитательном отношении содержание эти игры приобретают у детей на пятом году жизни.
Из перечисленных выше игр наиболее близкой детям темой является игра в «семью». Дети четвертого года жизни как мальчики, так и девочки постоянно проявляют интерес к этим играм. Они любят переодевать, укладывать кукол в постель, кормить, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравится готовить куклам обеды. Они с удовольствием что-то помешивают в кастрюле, наливают в тарелки, чашки, кормят ложечкой своих «деток».
Исходя из требований программы и учитывая интересы детей к играм с куклами, воспитатели в сентябре—октябре при планировании работы могут уделить внимание развитию игр в «семью». Ниже мы приводим тематический план учебно-воспитательной работы, обеспечивающий развитие этой игры.
Перспективный план реализуется не сразу, а постепенно, на протяжении всего учебного года, с промежутками иногда в два-три месяца. Однако, чтобы пробудить интерес к данной игре и обеспечить более высокий уровень ее содержания, значительная часть программного материала может быть выполнена в относительно короткий отрезок времени, на протяжении 8—10 дней. Разработав тематический план, воспитатели комплектуют игровой уголок соответствующими игрушками. В начале года их не должно быть много: несколько наборов строительного материала, игрушки, отображающие транспорт, игрушки-животные. В условиях постепенного перевода детей из первой младшей группы во вторую (по 6—7 человек), в первые два-три дня в группе может быть оставлена одна большая кукла, мебель для оборудования комнаты кукле, постельные принадлежности, посуда. Минимум игрушек позволит воспитателю сконцентрировать внимание детей на игре, руководимой педагогом, в данном случае на игре в «семью».
Постепенно, по мере обогащения детей знаниями, вносятся новые игрушки, изготавливаются атрибуты. Воспитатель должен стремиться сделать каждый день для ребенка радостным. А радость эта у малышей связана с появлением и обыгрыванием новых игрушек.
Особенно важное место среди всех игрушек занимает кукла. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, все время поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и его самого.
Детям этого возраста уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки). Но в реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам. И это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в играх с куклами.
Хотя в быту дети неоднократно имели возможность видеть заботливое отношение родителей к малышам, уход за ними, тем не менее очень важны целенаправленные наблюдения под руководством воспитателя. Такие наблюдения воспитатель может организовать в группе детей второго года жизни в утренние и вечерние часы, а также во время дневной прогулки (по подгруппам). Сестра-воспитательница и няня переодевают, кормят, укладывают малышей спать, а воспитатель комментирует их действия, объясняет детям четвертого года жизни значение каждой процедуры.
По возвращении в свою группу воспитатель предлагает детям поиграть с куклой. Игра может начаться с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксанка. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать, играть».
Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. Затем воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, нежно разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы и как они видели только что в группе у малышей.
После этого дети играют с куклой. Особое значение в этот период придается играм-занятиям. Многие из игр-занятий уже знакомы детям, они проводились с ними на третьем году жизни. Но в данный период внимание педагога должно быть направлено на воспитание нравственных чувств, положительных взаимоотношений. С этой целью проводятся игры-занятия: «Оксана проснулась», «День рождения Оксаны», «Купание куклы» и др. Эти игры могут быть организованы как во время занятий, так и вне занятий. Нередко детям трех-четырех лет принято рекомендовать поиграть вместе. Опыт показывает, что сначала надо научить ребенка играть самостоятельно, не мешая сверстнику, а потом переходить к совместной игре.
При организации игр должны быть также учтены взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с воспитателем строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами. На третий-четвертый день целенаправленного руководства этой игрой воспитатель может внести еще одну куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Она знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить. Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. Но и в эти дни близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. В последующие дни бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?» Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности. «Мамы» поднимают «дочек» с постели, причесывают, умывают, ведут их в детский сад. В это время «воспитатель» готовится к приему детей: убирает в групповой комнате, накрывает на стол и т. д.
Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует дополнительное чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Весьма положительное влияние на развитие игр в «семью» оказывают совместные игры младших и старших детей, а главное — внимание воспитателя к ним. Педагог может предложить детям сюжет для игры: покормить куклу, уложить ее в постель.
Желательно это сделать вечером, перед уходом детей домой. Если в это время дети начинают шумные игры, то воспитатель обращает их внимание на спящую куклу и говорит: «Дети, тише играйте, не разбудите Оксану. Пойдем пока рыбок покормим». Утром предлагает детям разбудить куклу, умыть, одеть, покормить ее. Такая логичность в организации игровой деятельности способствует становлению устойчивого интереса детей к продолжению игр, начатых накануне.
В этот период воспитатель помогает детям распределять роли, подсказывает ход игры, последовательность игровых действий. Все это повышает уровень игры. Когда воспитатель принимает непосредственное участие в детских играх, у него есть возможность общаться с каждым ребенком в отдельности, применять тот прием, который больше соответствует уровню его развития и индивидуальным особенностям.
Обычно после двух-трех недель целенаправленного руководства играми в «семью» можно констатировать положительные изменения: игры становятся более содержательными, длительными (до 20 мин), нравственно направленными, дети выделяют больше ролей в них (мама, папа, бабушка, дедушка, дети, гости). Повышается культура игры: дети пытаются элементарно планировать ход игры, определяют место для игры, подбирают игрушки, оборудование.
Хотя игры данной темы бытуют у детей в течение всего четвертого года жизни и воспитатель продолжает работу по обогащению содержания их, тем не менее в октябре-ноябре больше внимания в педагогическом процессе уделяется развитию новой игры, например в «шоферов».
Программа воспитания ориентирует педагога на то, что детей этого возраста следует познакомить с характерными для данной местности средствами передвижения, видами машин, их назначением; с правилами поведения на участке и улице; в сюжетно-ролевых играх научить воспроизводить труд шофера.
Играми с машинами увлекается большинство детей четвертого года жизни. Однако уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей.
Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Дети катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их. Строят чаще всего гаражи для индивидуальных машин. В играх избирают только одну роль — шофера. Совершенно очевидно, что работу следует начинать с обогащения детского опыта, расширения кругозора, развития игровых интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной деятельности. Для этого воспитателем составляется тематический план учебно-воспитательной работы, обуславливающий развитие игры в «шоферов».
Примерный план отражает связь игры в «шоферов» с различными занятиями, художественной деятельностью, строительными и подвижными играми. В плане предусматривается работа не только по обогащению детей знаниями для развития сюжета игры, но и их нравственному воспитанию, формированию взаимоотношений. Кроме того, знания, приобретаемые в системе, обеспечивают длительность игр, а следовательно, и длительность детских взаимоотношений.
Педагогическое руководство данной игрой можно начать с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращается на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми воспитатель может задать им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?
Сразу же после беседы воспитатель может предложить поиграть в «шоферов», взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками, тротуарами и проезжей частью. Мальчики-«шоферы» с различными машинами «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки-«мами» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках. Переходить улицу надо спокойно, не бежать и обязательно вместе со взрослыми.
В последующей работе следует познакомить детей с тем, что машины заправляются бензином. Экскурсии к бензоколонке и автогаражу обогащают знания детей и расширяют их возможности в организации совместных игр. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.
Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним. Однако знаний, полученных на прогулках и экскурсиях, совершенно недостаточно для развития интересных и длительных игр. С этой целью в утренние и вечерние часы воспитатель может пополнить знания детей, читая им художественную литературу, организуя занятия по конструированию из строительного материала (гараж для машин, грузовой автомобиль) с последующим обыгрыванием построек.
Интересным моментом в развитии этой игровой темы может быть встреча-беседа с механиком автогаража, который увлекательно расскажет детям о работе в гараже шоферов, механиков, диспетчеров, мойщиков машин, бензозаправщиков, врачей. Знания даются детям в основном для общего их развития. Ниже мы приводим выписку из конспекта данного занятия:
«В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».
Для детей этого возраста важно не только увидеть, услышать, но и самому воспроизвести все эти в игре. После такой встречи-беседы, как правило, проводится игра-занятие «Как будто шоферы уходят в рейс». На занятии, обычно, дети активны, а после него могут длительно и интересно играть.
Неотъемлемой частью сюжетно-ролевых игр с машинами являются элементы строительства. Дети строят дороги, большой автопарк с различными постройками: подставкой для мойки машин, мастерской для ремонта, кабинетом врача, бензозаправочной колонкой, диспетчерской.
В гпериод ознакомления детей с трудом взрослых, работающих в автопарке, в группу вносятся новые игрушки: различные автомашины, светофор, рули и др. Воспитатели принимают непосредственное участие в игре: обсуждают план действий, распределяют роли, сооружают постройки.
Вся эта целенаправленная подготовительная работа способствует не только обогащению содержания игры, ню и повышает уровень детских взаимоотношений.
Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. В этих играх значительно реже наблюдаются конфликтные ситуация: нежелание принять в игру, уступить роль, игрушку товарищу.
Кроме того, опыт показывает, что повышение уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.
Однако существует и обратная связь — ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребенок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнеров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребенка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.
По такому же принципу осуществляется развитие других характерных игр. Так, например, появившийся у детей интерес к игре во «врача» (иногда ее называют игрой в «больницу») воспитатель может поддержать, обогащая прежде всего знания детей.
Игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Она осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Оксана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).
Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Оксана уже поправляется и завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все необходимое для встречи Оксаны. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке возле кровати ставят чашку для воды.
Через три дня куклу Оксану «выписывают» из «больницы», но медсестра еще несколько раз приходит и объясняет детям, как ухаживать за выздоравливающей куклой: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку. Темой одного из последующих занятий может быть «Одевание куклы на прогулку». Игра-занятие «Выздоровление куклы и встреча ее детьми» способствует повышению интереса у детей к куклам и вызывает желание самим выступать в роли врача или медсестры. Этот начальный интерес следует постоянно поддерживать. Например, можно попросить чью-то маму сшить для игры во «врача» белый халатик, шапочку, вместе с детьми сделать альбом с фотографиями об этой профессии.
Заинтересованность воспитателя детскими играми способствует развитию игровых интересов у детей. Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность со взрослыми. Однако участие педагога в игре не должно быть длительным, иначе дети могут терять инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра может потерять большую часть своего воспитательного значения.
На характер и содержание самостоятельных игр оказывают влияние не только совместные игры с воспитателем, но и совместные игры детей четвертого года жизни с детьми подготовительной группы. В начале года регулярно, а во второй половине года эпизодически можно организовывать наблюдения малышей за игровой деятельностью старших детей. Кроме того, один-два раза в неделю в группу детей четвертого года жизни можно приглашать детей седьмого года жизни. Накануне воспитатель объясняет старшим детям цель их прихода: научить детей младшей группы сооружать определенные постройки, развивать сюжетно-ролевые игры, в данном случае игру во «врача».
Совместные игры младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем. В общении младших и старших детей на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная. Ниже мы приводим описание и анализ игры во «врача», организованной мальчиком подготовительной группы.
Играют двое детей: Вова — 6 лет 10 месяцев и Люда — 3 года 8 месяцев.
Вова. Давай играть во «врача».
Люда. Давай.
Вова. Я — врач. (Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно. Люда смотрит и все время улыбается. Видно, что она рада такому общению).
Вова. Бери куклу и приходи с ней на прием.
Люда с «дочкой» приходит на прием к врачу. Здоровается.
Вова. Садитесь, пожалуйста. Что с вашей дочкой? Что у вас случилось?
Люда. Она кашляет... Горло у нее болит..
«Врач» осматривает куклу, выслушивает ее, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит, что это не больно, раз — и все. Потом выписывает рецепт, отдает его «маме» — Люде со словами: «Будете давать лекарство по чайной ложке три раза в день. До свидания».
Люда. До свидания. (Несколько минут спустя): Вова, а можно я буду врачом?
Вове не хочется уступать роль, явно видна борьба мотивов.
Люда повторяет просьбу. Вова уступает: — Ладно, садись. А ты знаешь, что это такое? (Показывает на фонендоскоп.)
Люда. Трубка, чтобы слушать.
Вова. А это? (Показывает на термометр.)
Люда. Градусник. А у нас дома есть градусник. А один бабушка разбила нечаянно...
Люда приготовилась к приему. Приходит Вова с зайцем на руках.
Вова. Здравствуйте. Доктор, вот зайчик простудился и сильно кашляет.
Люда молча выслушивает, выписывает рецепт, старается все делать так, как делал Вова.
Вова. А еще у зайчика болит зуб. У вас есть машина, которая лечит зубы?
Люда молчит.
Вова. Давай я опять буду врачом.
Люда и Вова меняются ролями. Вова быстро находит заменители для игры в зубного врача. Он присоединяет шнурок к ножке стула и получается «бормашина».
Игра длилась 22 минуты. В игре наблюдалась заинтересованность обоих детей, стремление отобразить в игре личный опыт, собственные впечатления. Но Вова был более активен, он стремился научить Люду выполнять различные игровые действия. Девочка в игре была внимательной и каждую новую игровую ситуацию пыталась сейчас же опробовать в самостоятельной деятельности. Оба ребенка были активны, взаимно вежливы, доброжелательны друг к другу.
Играя с игрушками-животными, дети могут развивать сюжеты «Лесная больница», «Айболит» и др.
Дети четвертого года жизни очень любят сооружать различные постройки из мелкого и крупного строительного материала. Строительство является элементом почти всех игр. Однако очень часто дети организуют просто игры в «строителей», отображая труд строителей. В таком случае в игре выделяются роли, устанавливаются взаимоотношения. Правда, уровень этих игр невысок: дети выделяют в них только одну роль — строителя, сооружают очень примитивные постройки и почти не обыгрывают их. Закончив постройку, дети ее разрушают и начинают строить вновь. Низкий уровень игр в «строителей» обязывает воспитателя знакомить детей с этим видом труда, учить их создавать постройку по собственному замыслу, использовать при этом приемы, усвоенные на занятиях по конструированию. Если недалеко от детского сада идет строительство, то желательно туда организовать экскурсию с детьми. После экскурсии можно организовать встречу-беседу со строителями. (Хорошо, если это папа или мама кого-то из детей). Они расскажут о своей работе, значении своего труда для общества: строители сооружают новые дома, строят театры, школы, магазины, детские сады, чтобы всем детям и взрослым было где учиться, отдыхать, покупать продукты.
Иногда бывает недостаточно одной экскурсии. Дети должны увидеть, как «растет» здание. Тогда воспитатель организует экскурсию повторно. На экскурсии дети видят, как строят дом из кирпича, панелей, блоков. Они наблюдают работу бульдозера, экскаватора, подъемного крана, слаженную деятельность всех рабочих.
Воспитатель заранее готовит эти экскурсии: договаривается с прорабом, бригадирами. Они встречают детей, показывают свою работу и рассказывают о ней. Дети могут наблюдать работу шоферов, каменщиков, маляров, штукатуров, сантехников и др.
Очень тактично воспитатель может подвести детей к пониманию необходимости элементарного планирования своей деятельности, распределения обязанностей, материалов, организации рабочего места. Эти умения помогут им лучше организовать свои игры. В свободное от занятий время (утром, вечером) дети могут рассматривать альбомы, фотографии, иллюстрации из журналов («Советский Союз», «Работница»).
С целью уточнения знаний детей о строителях организуются занятия, на которых они рассматривают картины «Строим дом» и «Дети играют в кубики», знакомятся со стихотворением «Плотник».
Игра-занятие «У кукол новоселье» дает возможность сформировать у детей некоторые навыки в развитии сюжета игры, выделении и распределении ролей.
Последовательно проводимая работа с детьми обеспечивает достаточно высокий уровень игр в «строителей». Прежде всего игры становятся длительными и интересными по содержанию. Дети избирают в них несколько ролей: шоферов, строителей, новоселов. Элементы строительства включаются почти во все сюжетно-ролевые игры детей и тем самым обогащают их сюжет. Дети строят дома и мебель для кукол, гаражи и мастерские для ремонта машин, пароходы и трамваи и многое другое.
Одной из характерных игр для детей четвертого года жизни является игра в «детский сад». Знания детей позволяют развить эту игру на достаточно высоком уровне.
Педагогическое руководство развитием игры в «детский сад» также осуществляется через обыгрывание ряда ролей. В основу развития содержания игры положена система знаний о труде тех, кто воспитывает детей, ухаживает за ними в детском саду: няня, воспитатель, повар, врач, музыкальный воспитатель.
Работу можно начать с повторной экскурсии по детскому саду. Внимание детей обращается на то, что в детском саду много групп и много детей. Всем детям в детском саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный воспитатель проводит с ними музыкальные занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними. Экскурсия может заканчиваться наблюдением за трудом няни или воспитателя первой младшей группы.
В конце года игровая деятельность детей характеризуется тем, что происходит слияние нескольких игровых сюжетов в единую интересную игру. Иногда именно игра «детский сад» становится тем центром, где соприкасаются различные играющие группировки. Вот Оля и Оксана начали игру с куклами. Они поднимают кукол с постели, одевают их, разговаривают между собой. Чуть поодаль от них Света организует «детский сад». Она посадила за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. В играх детей повторяются одни и те же игровые действия, мало фантазии. Поэтому воспитатель подсказывает Оле и Оксане, что уже пора мамам идти на работу, а детям надо в детский сад, там уже начинается завтрак. Так педагог содействует естественному объединению двух играющих групп детей. Сливаются обе группировки в одну. Игра продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем «звонит в автопарк», узнает, почему до сих пор не направили машину в детский сад. Детскому саду нужны продукты.
Большое влияние на уровень самостоятельных игр детей оказывают игры-занятия (например, «Как будто повар детского сада готовит детям обед», «Праздник детском саду»). Такие игры помогают формировании: важных нравственных качеств — готовности считаться с интересами близких, чутко относиться к ним.
Важное значение имеет подготовка к игре. Так, готовясь к игре «Праздник в детском саду», дети лепят из глины различные угощения, раскрашивают их, конструируют из бумаги, природного и бросового материала различные поделки. Под влиянием этой игры может возникнуть еще одна игра в «парикмахерскую». Мамы и папы привели своих детей, чтобы сделать им стрижку, прическу.
Особенно нравится детям накрывать на стол и угощать кукол. В этих играх большое внимание уделяется концертам. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
Для обогащения знаний детей о детском саде воспитатель проводит с ними беседу «Кто заботится о нас», читает художественные произведения о жизни детей в детском саду (рассказ Н. Калининой «Первый день з саду»), показывает иллюстрации.
Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «детский сад» повторяют игры-занятия, организуемые воспитателем, но в них всегда есть простор для самостоятельного творчества, отражения личного опыта.
Мы рассмотрели особенности руководства игрой з начале ее развития. Однако руководство игровой деятельностью не ограничивается только этим периодом. Не менее ответственен и сложен следующий этап — начавшаяся игра (ход игры).
Основными предпосылками для установления контактов между детьми в ходе развертывания сюжета (ход игры) является интерес к содержанию игры, желание принять участие в ней, стремление научиться или научить товарища тому, что умеешь делать сам. В ходе игры дети помогают друг другу, наблюдают за играми сверстников. Однако именно в ходе игры у них возникают определенные трудности в установлении и поддержании контактов, особенно в начале года. С одной стороны, это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью личного опыта, низким уровнем воображения, активности и самостоятельности, а с другой — это связано с межличностными отношениями. Часто дети не хотят принимать в игру нового партнера. В таких случаях приходится наблюдать даже негативную реакцию детей на замечания, советы педагога. От воспитателя требуется проявление особого такта, умения, не нарушая сюжета, войти в игровую ситуацию, помочь детям обогатить содержание игры за счет введения новой роли, нового партнера.
В процессе развития (в ходе) игры педагогическое руководство заключается в соединении знаний детей о правилах поведения с действительными поступками.
Советы, напоминания воспитателя, а часто включение его в игру могут способствовать объединению нескольких группировок вместе, преодолению недостатка игровых умений, предупреждению конфликтных ситуаций. Например, воспитатель видит, что интерес детей к игре в «шоферов» угасает: в начале игры в ней участвовало четверо детей, а теперь осталось двое.
Инициатором и организатором игры был Саша В. Своими замечаниями, репликами он содействовал развитию сюжета игры. С уходом Саши и Кости Р. игра расстроилась, она близка к окончанию. Воспитатель умело включается в игру, обращаясь к детям с просьбой помочь перевезти мелкий строительный материал, из которого другие дети будут делать постройки. Вместе с детьми он планирует постройку улицы, а «шоферам» советует построить гаражи для своих машин. Игра еще длилась 10 минут.
Если воспитатель замечает, что у детей отсутствуют какие-то игровые умения, он личным примером влияет на детей. Например, дети кормят кукол, но делают это наспех, кое-как. Педагог берет на руки куклу и садится с «дочкой»-куклой к играющим детям, предварительно спросив разрешения. Он ласково разговаривает с куклой, проявляет заботу о ней. Тем самым показывает детям пример положительных взаимоотношений: «Подай, пожалуйста, хлебницу. Я пододвину к тебе салфетки, так будет тебе удобнее» и др.
Одно из существенных условий развития игр — усвоение правил поведения, среди которых можно выделить следующие: 1) играть дружно (не мешать товарищу, не отнимать игрушки, принимать в игру любого желающего в ней участвовать); 2) поддерживать в группе порядок (не разговаривать громко, чтобы не мешать другим детям, не разбрасывать игрушки); 3) беречь игрушки (не ломать, не рвать, убирать на место); 4) помогать товарищам (делиться игрушками, подавать материал, научился чему-то сам — научи другого). Эти правила усваиваются детьми постепенно, осознанно, прочно и становятся регулятором их взаимоотношений. А это ведет к более высокому уровню самой игровой деятельности, так как усвоение и осознание детьми правил поведения обеспечивает самостоятельное разрешение споров, конфликтных ситуаций.
Педагог должен стремиться, чтобы каждое правило находило путь к сердцу детей, чтобы оно опиралось на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого.
Детям четвертого года жизни важно изложить в правилах конкретные форми поведения в определенной ситуации. Так, если дети громко разговаривают, воспитатель указывает им на это и формулирует свое требование в виде лаконичного правила: в группе нужно разговаривать тихо, чтобы не мешать другим детям.
Чтобы дети лучше усвоили правила поведения, целесообразно использовать игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра. Все это способствует созданию положительного эмоционального настроения детей, вызывает большую активность у них, оставляя более глубокий след в их знаниях, желание подражать героям.
Кроме фронтальной работы, в этих группах проводятся индивидуальные беседы с отдельными детьми, направленные на закрепление знаний о правилах поведения, осознание их значения в совместной игре.
Ниже мы приводим выписку из конспекта занятия по усвоению детьми правил поведения о том, что играть нужно дружно, помогать друг другу, делиться игрушками.
Тема: «Катание кукол на санках»
Куклы: Юра, Оксана, Андрей.
Воспитатель (перед ширмой). Дети, сегодня к нам в гости пришли ваши куклы. Что же они нам покажут?
Воспитатель уходит за ширму. На сцене появляется Оксана. Она грустная.
Оксана. Как хочется покататься... А санки мои поломались... Ой, как хочется покататься...
Смотрит, кто-то едет на горку с санками. Это Юра, у него большие санки. Юра еле-еле их тянет. Вот он упал. Опять везет санки, снова падает.
Оксана (обрадованно). Сейчас мы с ним покатаемся. (Бежит Юре навстречу). Давай я тебе помогу.
Юра. А ты зачем на горку пришла? Санок у тебя нет, стоишь тут... Только мешаешь...
Оксана. Я не мешаю, я тебе помогаю. А на горку я пришла, потому что очень хочется покататься. А санки мои поломались.
Юра. Ну, раз нет санок, надо дома сидеть. (Он ложится на санки и спускается с горки).
Оксана (с грустью смотрит Юре вслед). Какой жадный мальчик. Даже не пригласил покататься. А ведь санки у него большие, как раз для двоих... Вот если бы это были дети из нашего детского сада, они обязательно пригласили. У нас все дети знают, что надо играть дружно, помогать друг другу. Вот опять он едет на горку, санки еле-еле тянет. Тяжело ему, пойду помогу.
Оксана. Мальчик, мальчик! Давай я тебе помогу.
Юра. Это ты мне? Меня зовут Юра.
Оксана. А меня Оксана. Я из детского сада «Маргаритки». А ты ходишь в детский сад?
Юра. Нет, я не хожу.
Оксана. А у нас в детском саду много ребят и все мы дружим: игрушками делимся, помогаем друг другу. (Оксана помогла Юре поднять санки на горку. Юра опять садится на санки один и хочет спускаться с горки).
Оксана. Юра, а можно и мне с тобой покататься?
Юра. Ну, вот еще! Мне и одному места мало...
Оксана. Ой, что ты, у тебя такие большие санки...
Юра. Ничего и не большие, а как раз для меня... В это время на горку вьезжает Андрей с санками.
Андрей. Оксана, а где твои санки?
Оксана. Они у меня поломались.
Андрей. Ну, иди ко мне: будем вместе кататься.
Оксана. У тебя же маленькие санки.
Андрей. А мы по очереди: сначала ты, а потом я. Иди сюда!
Оксана. Ой, спасибо, Андрюша. Какой ты добрый... Только давай сначала ты, а потом я.
Андрей. Нет, Елена Ивановна говорила, что сначала надо девочкам уступить, а потом мальчикам. Садись, а я тебя подтолкну...
Оксана съезжает с горки. Она весело смеется. Андрей тоже смеется. А Юра стоит в сторонке, смотрит и о чем-то думает...
Потом с горки весело съезжает Андрей, снова Оксана. Им очень весело. А Юра все смотрит и думает.
Юра (подходит к детям). А можно и я с вами буду кататься?
Андрей и Оксана (охотно соглашаются). Конечно, мы в детском саду всех принимаем в игру, кто с нами хочет играть. Давай твои санки привяжем к нашим и будет поезд. Садись, Юра, поехали!
Все втроем съезжают с горки и весело смеются.
После спектакля воспитатель ставит перед детьми вопросы: Почему Оксана в начале прогулки скучала, была грустной? А почему ей так весело было в конце прогулки? А как бы поступили вы, если заметили, что кто-то из детей грустит или скучает? После нескольких ответов детей воспитатель должен подвести итог: «Дети, запомним правила дружных ребят — не ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться друг о друге».
В последующие дни можно прочитать детям рассказ В. Серовой «Нехорошая история». После чтения рассказа детям могут быть заданы вопросы: Как Рая играла с детьми? Что дети ответили Рае, когда она у них отнимала игрушки? Почему Рая заплакала? Постепенно по мере обогащения социального опыта дети усваивают больше правил поведения. Так, на последующих играх и занятиях можно уточнить и закрепить уже знакомые детям правила и ввести новые.
Усвоение детьми правил и использование их в качестве одного из эффективных средств управления поведением детей в ходе развития игры ведет к значительному повышению уровня самой игровой деятельности.
Руководить поведением детей в ходе игры нелегко. И если такое руководство исходит извне — «со стороны» или «как бы сверху», то оно не достигает цели. Педагогическое руководство в этот период должно осуществляться «изнутри» самой игры.
Естественно, что с повышением уровня игровой деятельности все большее значение приобретают игровые зависимости и отношения, складывающиеся в самой деятельности. Поведение ребенка все больше подчиняется логике сюжета, содержанию игры. Содержание, как правило, определяет характер окончания игры. Одно дело, когда ребенок выходит из игры, поссорившись с партнерами, другое - когда он, оставляя игру, передает другому свою роль. Но это возможно только тогда, когда у детей достаточно знаний, когда они видят «перспективу» в игре.
На взаимоотношения детей в период окончания игры оказывают влияние интерес ребенка к новой игре, к новой роли, а часто неудовлетворенность ролью, недостаточность знаний, непонимание друг друга, что ведет к переключению внимания на другую деятельность, к конфликту между детьми, включению ребенка в новую игровую группировку.
Руководство игрой в этот период имеет свои особенности. Прежде всего оно заключается в умении воспитателя подсказать детям логическое завершение игры: корабль стал на ремонт, магазин закрылся на перерыв и т. п. Положительно следует оценить и стремление опытных воспитателей анализировать хорошие игры с детьми после их окончания. Главное, чтобы это было не формальным, а естественным и целесообразным методическим приемом в педагогическом процессе. При анализе следует обращать внимание детей на нравственный аспект игры. Педагог, например, отмечает, что детям было интересно играть потому, что Таня была хорошей воспитательницей. Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй. Или Саша оказался настоящим другом. Он был капитаном, но уступил Косте штурвал, когда тот попросил, и т. п.
Одной из особенностей в руководстве самостоятельными играми является и то, что на протяжении дня в соответствии с режимом воспитателю часто приходится переключать детей с одного вида деятельности на другой. При этом совершенно нежелательно разрушать игру, игровые группировки. С этой целью следует учить детей сохранять постройки, игровые ситуации в течение более или менее длительного времени. Смена детской деятельности в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы не должна прерывать игровую ситуацию, а детям надо подсказать дальнейший план деятельности, оказать влияние на ее мотив, отношение к игре.
В конце года можно наблюдать значительные положительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей четвертого года жизни. В группе не было детей, которые бы не умели себя занять. Все свободное от занятий и режимных процессов время дети играют. Сюжеты игр заимствуются из занятий, но в них, как правило, всегда есть элементы собственного опыта. Благодаря сочетанию личного, житейского опыта с опытом, полученным в педагогическом процессе, игра становится более содержательной. Совместные игры воспитателя с детьми вне занятий и регулярное проведение обучающих игр на занятиях, которые широко используются в этой возрастной группе, способствуют обогащению содержания самостоятельных игр детей. Наблюдаются положительные изменения и в характере игр, которые по содержанию не связаны с занятиями.
Методы и приемы педагогического воздействия должны быть прежде всего направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +