Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в среднем дошкольном возрасте


Источник: Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с сокращениями

Дидактические игры, применяемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание. Обычно ребенок этого возраста задает очень много вопросов, что свидетельствует о его более высоком уровне развития мышления, самостоятельности. Поэтому с ним возможны игры, требующие не только того, что ребенок видит сейчас, но и знаний, усвоенных им ранее.
Многие впечатления, которые дети черпают стихийно, наблюдая явления окружающей действительности, не получают своего словесного выражения, поэтому для детей среднего дошкольного возраста столь характерны вопросы, направленные к выяснению наименования предметов и их назначений, к выяснению причин некоторых явлений. Привести в порядок эти впечатления помогут дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте еще сохраняет свое значение задача формирования правильного звукопроизношения, но она решается больше в индивидуальном порядке, так как основная масса детей должна уже владеть звуковой (звукопроизносящей) культурой родного языка. Для детей, не овладевших тем или иным звуком, можно взять игры из младшей группы. Подбирают игры в зависимости от того, какие звуки надо закрепить. На закрепление знаний об окружающем и отдельных звуков родного языка можно использовать такие коллективные дидактические игры, как «Пчелы», «Пильщики», «Стук-стук» и другие. Они используются также для упражнения и закрепления уже поставленных звуков.
При проведении таких игр, как «Стук-стук», «Ку-ка-ре-ку», «Голоса животных», дети исполняют отдельные роли. Например, Наташа — «кошка» подходит к кругу, сделанному детьми, и говорит «Стук-стук!»
Дети. Кто тут?
Наташа. Мяу-мяу-мяу.
Дети (по звуку отгадавшие, кто это). Кошка, это ты?
Наташа. Мяу-мяу-мяу, я. Кошка хочет молока.
Дети впускают «кошку» в круг, Наташа делает вид, что лакает молоко,— щелкает языком.
Затем в кругу по очереди «собака» («ав-ав-ав»), «мышка» («пи-пи-пи»), «лягушка» («ква-ква-ква») и т. д.
В таких играх дети, кроме упражнения в правильном произношении отдельных звуков, уточняют, какое животное чем питается.
В дидактической игре «Оркестр» все дети разделены на три группы. В каждую из этих групп входят дети, у которых в наибольшей степени имеются отклонения от правильного произношения звука р. Скрипачи произносят «ри-ри-ри», трубачи — «ру-ру-ру», барабанщики — «ра-ра-ра». Затем эти дети поют мелодию знакомой песни с этими звукосочетаниями. Перед остальными детьми стоит задача: отгадать, мелодию какой песни поют дети и кто какой инструмент изображает. Исполняя роль дирижера, воспитатель имеет возможность сосредоточить внимание детей на игре. Все дети активно участвуют в ней. То одна группа музыкантов произносит мелодию песни, то другая, то все вместе. Потом роли меняются: одна группа детей произносит мелодию песни сочетаниями звуков «ри-ра-ру», а другая группа детей по мелодии отгадывает название песни. Обучающие моменты воспитатель включает в игровое действие: «Ты, Таня, скажи «ра» громче, вот так (показывает), а то дети не отгадают, какой инструмент ты изображаешь».
В среднем дошкольном возрасте происходит бурный рост словаря, но ребенок еще не пользуется широко им в своей речи. Наблюдается нередко и неверное употребление слов. Иногда дети затрудняются подобрать слова, выражающие качество предмета, обобщающие слова. В различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь (одежда, посуда, белье, мебель), находят сходство и различие в предметах, учатся классифицировать предметы по группам (стол, стул, кровать — мебель).
Уже в начале года в играх с куклой вводятся дополнительные слова и уточняется их смысл. В игре «Купание куклы» уточняется и закрепляется представление детей о том, что вода бывает холодная, горячая и теплая; мыло — банное, душистое; белье — чистое, гладкое, белое. В игре «К вам пришла в гости кукла» активизируются слова, обозначающие название одежды (на кукле голубое платье, на ногах у нее белые туфли, на голове белый бант; на платье карман, в кармане платочек). В игре «Напоим куклу чаем» закрепляются слова, обозначающие название посуды: чайник — для чая, молочник — для молока, сахарница — для сахара. Одновременно дети овладевают навыками сервировки стола. Обращается внимание на бережное отношение к кукле.
В настолько-печатных играх «Парные картинки», «Угадай картинку», «Знаешь ли ты» и других закрепляются представления о том, что предметы могут быть похожими и непохожими, различными по отдельным признакам, дети узнают, какие это признаки.
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает классификация предметов и явлений. В накопившихся представлениях о явлениях окружающего у детей этого возраста нет логического порядка, поэтому естественна потребность у них в первичной, хотя бы самой простой классификации.
В процессе дидактических игр дети не только учатся относить определенную группу предметов к соответствующему роду, но и внутри каждой группы выделять еще подгруппы. Например, животные — домашние и дикие, одежда — зимняя и летняя и т. п.
С этой целью используется игра «Зоологическое лото», в которой дети классифицируют животных. Все стороны игры необходимо использовать не только с целью обучения умению классифицировать, но и воспитывать заботливое отношение к животным. В игре «Разберем посуду» дети определяют, какая посуда чайная, какая столовая, какая коконная.
В игре «Знаешь ли ты» играющим дается по три карточки. Ведущий говорит: «Выберите и положите на стол карточки сначала только с одеждой детей, а затем — только с одеждой взрослых». Дети в соответствии с правилами игры отбирают карточки и рассказывают, во что одеваются дети и взрослые. В другом варианте этой игры дается подбор одежды по сезонам.
Когда дети приобретут умение хорошо классифицировать предметы, с ними проводится словесная игра. Ведущий называет предмет, а дети быстро отвечают, в какую группу его нужно отнести, например: пальто — одежда; лук — овощ; чашка — посуда; стол — мебель.
Задача классификации овощей и фруктов разрешается в игре «Растет, цветет и зреет».
Во всех вариантах игр дети не только овладевают навыками и умениями классифицировать предметы, но у них одновременно воспитывается внимание, сосредоточенность, сдержанность и бережное отношение к вещам, если, конечно, на эту сторону дидактических игр обращается внимание воспитателя.
Для того чтобы игра в средней возрастной группе прошла интересно, захватила детей и развивала их в умственном и нравственном отношении, необходимо продумать ее эмоциональную сторону, т. е. оберегать в ней игровое действие. Игровое действие сможет удержать их внимание на решении дидактической задачи более длительное время.
Более широкие возможности детей в ознакомлении с окружающими явлениями ставят взрослых перед необходимостью уделять самое пристальное внимание формированию грамматически правильной речи.
Существующие в практике дидактические игры используются и для развития у детей среднего дошкольного возраста связной речи: умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь; рассказать, что нарисовано на картинке; описать одежду ребенка; передать словами, чем похожи и чем непохожи нарисованные предметы; какую перестановку сделали в игрушках.
Дети среднего дошкольного возраста играют в большинстве своем в игры такого же содержания, что и младшие: «Что в мешочке», «Угадай, что в руке», «Что предмет рассказывает о себе» и другие. До дидактическая задача для детей среднего дошкольного возраста ставится значительно сложнее — дети должны не только называть предмет и его основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно (из чего сделан, для чего он нужен).
В играх «Что изменилось», «Чего не стало» дети отгадывают, какого предмета из расставленных на столе не стало, какой предмет прибавился, или рассказывают, что произошло с предметами.
Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года».
Настолько-печатные игры с изображенными на картинках различными образами, предметами дают возможность упражнять детей в составлении рассказов. Например: «На моей картинке травка зеленая, небо синее, петушок клюет зернышки».
Для детей среднего дошкольного возраста можно использовать с целью развития связной речи дидактические игры, рекомендованные для детей старшего возраста, но упростить правила и приблизить дидактическую задачу игры к программным задачам среднего возраста, например дидактическая игра «Что изменилось».
На столе разложены игрушки: гусь, пирамидки, петушок, мишка, утюг. (Игрушки могут быть разные (животные, растения, посуда) в зависимости от того, какие знания нужно закрепить.)
Воспитательница. Дети, внимательно посмотрите, какие игрушки стоят на столе (дети рассматривают).
Теперь Лена повернется к столу спиной, а мы сделаем перестановку игрушек и посмотрим, угадает ли Лена, что изменилось на столе.
Повернувшись снова лицом к столу, Лена внимательно смотрит, затем радостно говорит: «Гусь не на месте».
Воспитательница. Где же он стоял раньше?
Лена. Гусь стоял между пирамидками (ставит гуся на место).
Игра продолжается. Теперь угадывает Лида. Она сначала перечисляет все игрушки: «Гусь, пирамидка, петушок, мишка, утюг», затем поворачивается и закрывает глаза.
В это время Алик переставляет петушка и утюг.
Лида (повернувшись к столу). Петух стоит рядом с утюгом.
Воспитательница. Лида, ты не все сказала. Посмотри, что еще стоит по-другому.
Лида. Петушок (ставит его на место).
Затем Наташа тоже перечисляет игрушки и отворачивается. Инна ставит петушка рядом с мишкой.
Наташа (повернувшись). Петух стоит рядом с мишкой.
Лена убирает зайца совсем. Андрюша внимательно смотрит, затем говорит: «Зайчика нет».
Лиза убирает утюг и пирамидку.
Таня. Спрятали пирамидку (берет у Оли пирамидку и ставит рядом с другой).
Воспитательница. Они у нас рядом стояли?
Таня. Да!
Воспитательница. А еще что изменилось?
Таня. Утюг спрятали (находит утюг и ставит все игрушки на место).
Витя убирает мишку, утюг, пирамидку.
Инна. Утюг и мишку спрятали.
Воспитательница. Возьми и поставь на место и посмотри внимательно.
Инна. Еще нет пирамидки (берет пирамидку и ставит на место).
Зина ставит мишке флажок, а на пирамидку надевает красную чашечку.
Зина. Ну, смотри, Жора. Что изменилось?
Жора. Мишка и пирамидка. Флажок у мишки и чашечка на пирамидке (убирает).
Галя прячет петуха и гуся.
Таня. Спрятали петуха. И еще гуся.
Воспитательница. А сейчас, дети, закройте глаза (убирает все игрушки). Алеша, скажи нам, какие игрушки я спрятала?
Алеша. Утюг, петуха, мишку, пирамидку и еще пирамидку, гуся.
Воспитательница. Вот как хорошо Алеша запомнил все игрушки.
В ходе игры воспитательница направляла игровое действие, а не вмешивалась в игру с указаниями, пояснениями дидактического характера. Игровое действие вело детей к отгадыванию изменений в расставленных предметах и объяснению этого словами. Предметы брались только те, которые дети хорошо знали. В процессе игрового действия у детей закреплялись знания названий предметов, игровое действие и правила игры заставляли детей думать, вспоминать.
К наиболее интересным играм по содержанию относится игра «Магазин» и различные варианты этой игры. Содержание ее состоит в том, что дети инсценируют покупку игрушек, продуктов, мебели, посуды и т. д. Содержание игры близко, понятно детям и в то же время увлекательно. Заинтересовавшись игровым действием (покупкой), дети незаметно упражняются в счете (отсчитывают деньги), а желание купить облюбованную игрушку способствует тому, что ребенок называет ее и рассказывает о ней, что знает. Увлекательна своим содержанием игра «Найди своего товарища». Каждый стремится описать костюм загаданного ребенка наиболее ясно, чтобы отгадывающий мог быстро узнать, кого загадали.
Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры типа лото, «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года» и другие.
Содержание этих игр состоит в том, что дети подбирают пары, классифицируют предметы по группам (мебель, посуда и т. д.), объясняют их по сезонам. Дети называют то, что нарисовано на картинках, рассказывают о признаках предмета, как их используют.
У детей среднего дошкольного возраста необходимо шире развивать интерес к природе, формировать более конкретные представления о животных и растениях. Воспитывать любовь к природе и заботу о животных, умение ухаживать за растениями. Закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте.
Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут. Игра «Разведчики» может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.
Игра «Магазин» также может быть использована с целью закрепления знаний о цветах, овощах и фруктах (разные отделы в магазине).
Интересно проходит дидактическая игра «Что нам привезли колхозники». Воспитатель с помощью детей вносит в группу корзину и говорит: «Дети, эту корзину привезли нам колхозники, давайте посмотрим, что в ней» (достает капусту, картошку, морковь, свеклу, лук; можно положить фрукты). Разложив привезенное на столе, воспитатель просит детей назвать эти овощи. Затем устанавливают, какие из них можно есть сырыми и вареными (морковь, капусту, лук), а какие только вареными (картофель, свекла). А затем в группу вносят вареные овощи и дети, закрыв глаза, пробуют и отгадывают их на вкус.
На ощупь в игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму, величину овощей и фруктов, называют их, рассказывают об их особенностях и что из них можно приготовить. В дидактической игре «Наш огород» дети закрепляют представление о форме овощей (огурец, морковь, свекла, лук, репа). Убеждаются, что огурцы продолговатые, но бывают и круглые, с заостренными и закругленными концами. Игра проводится и с использованием карточек.
С детьми среднего дошкольного возраста может проводиться игра «Где что растет». Воспитатель показывает картинку с изображением овощей, фруктов, ягод или грибов и спрашивает, где растут те или иные овощи, фрукты, ягоды или грибы. За правильный ответ и правильно построенное предложение при ответе ребенок получает картинку. Выигрывает тот, кто больше наберет картинок. Картинки могут быть и с изображением животных. Ребенок в этом случае называет животное и рассказывает, где оно живет и чем питается.
С целью закрепления знаний о животных проводят дидактическую игру «Стук-стук».
В народной дидактической игре «У медведя во бору» узнают повадки зверя, закрепляют знания, чем он питается, а также закрепляют понятия большой, поменьше, самый маленький.
Игра «Малыши» проводится следующим образом: воспитатель раздает детям карточки с нарисованными на них животными. Возле себя кладет маленькие карточки, на которых изображены детеныши животных. Складывает их стопкой рисунком вниз. Затем берет одну из них и показывает ее играющим. Если, например, на карточке нарисован цыпленок, то играющий, у которого есть карточка с изображением курицы, зовет детеныша «ко-ко-ко». Ведущий отдает играющему карточку с изображением цыпленка и берет из стопки следующую.
В дидактической игре «Почтальон приносит открытки» дети учатся рассказывать по картинке (получив открытку, рассказывают, что на ней нарисовано). Задача воспитателя — подобрать открытки в соответствии с требованиями программы в отношении ознакомления детей этого возраста с растительным и животным миром.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +