Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ


Подготовить ребенка к школе — это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, октябренком, пионером; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Как уже отмечалось в предшествующих статьях, играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Пионерский лагерь», «Библиотека» и т. п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубокий по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать детям, что такое школа, кого называют октябрятами и пионерами, но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках (об их ответственном отношении к учебе и общественной работе), возбуждая желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают в пионерском лагере. Выступление школьника может быть приурочено к одной из бесед, проводимой воспитателем: «Адреса хороших дел», «Пионер — это значит первый», «Пионеры-герои», «Мой брат — октябренок». Чтобы углубить представления дошкольников о пионерах и вызвать желание подражать им, можно летом организовать несколько встреч с ребятами из соседнего пионерского лагеря и попросить их рассказать о своих делах, о том, как они заботятся о младших, как помогают им организовать отдых и труд. Нужно также читать детям о подвигах пионеров-героев, о дружбе школьников разных городов и республик, выбирая подходящий материал из газеты «Пионерская правда» и журнала «Пионер».
В результате такой работы расширяется и углубляется содержание игр дошкольников, у них появляются новые игровые замыслы. Например, если первое время в игре «Пионерский лагерь» преобладает интерес детей к атрибутике пионерской жизни (играющие ходят строем, проводят линейки, сдают рапорт дежурному по лагерю, устраивают спортивные соревнования, но забывают о добрых делах пионеров, об их нравственных поступках), то впоследствии они уже устраивают в своем «пионерском лагере» уголок малышей, мастерскую, где можно починить игрушки, подклеить книги.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители), ведя переписку с детьми других детских садов.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом, и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
Сделают игру интереснее также настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др. Если школьники — частые гости в подготовительной к школе группе, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу ее знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя. «Ты не подсказывай, а жди, когда тебя вызовут. У нас Татьяна Александровна не спрашивает тех, кто подсказывает. Если хочешь выйти, то надо поднять руку и попросить разрешения»,— говорит Сережа-первоклассник, который с удовольствием играет в школу.
Иногда целесообразно воспитателю самому включиться в игру и через образ, выполнение которого он берет на себя, направить ее развитие, внести что-то новое. Например, воспитатель замечает, что уже очень долго тянется один и тот же урок. Увлеченный «учитель» не замечает скучающих лиц «учеников». Педагог обращается к нему: «Я учительница пения. По времени уже должен быть мой урок. Детей надо отпустить на перемену, а потом будет урок пения». Вопрос решается положительно. Игра оживляется и развивается уже в новом направлении.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображение знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе. Для примера приведем фрагмент игры «Первое сентября».
После занятий Юля подходит к Оксане и предлагает: «Давай сделаем школу и будем первоклассниками». Оксана соглашается и объявляет всем детям, что открывается школа-новостройка и все родители могут приводить своих детей в первый класс. К организаторам игры подключаются еще 5 человек. Дети начинают оформлять школу.
Юля. Здесь у нас будет спортивная площадка, на которой соберутся все ученики. Здесь будет стоять директор и учителя.
Ира. Девочки, пусть в нашей школе будет настоящий бассейн и клумба с цветами. Всем первоклассникам директор подарит по цветочку, а они ему свои букеты. В школе сделаем космодром, самые хорошие ученики будут летать на Луну.
Коля спрашивает, кто будет директором школы. Все играющие решают, что эту роль лучше всех выполнит Юля: «Она строгая, как настоящий директор»; «Она умеет хорошо говорить и улыбается хорошо». Несколько ребят выстраиваются друг за другом и подходят к «школе». Около «школы» стоят «пионеры», «директор» и «учителя».
Наташа (пионерка). Смотрите, какие нарядные у нас первоклассники, все с цветами. Проходите, проходите, не стесняйтесь. Мы вам сейчас все будем у нас работают в мастерской. Вы тоже будете показывать.
Павлик. Все мальчики там работать. Я покажу вам наши мастерские и машину, которая стоит в гараже.
Лена (первоклассница). А что это такое? (Показывает на предполагаемый бассейн.)
Наташа. Это наш школьный бассейн. Здесь мы плаваем и соревнования проводим. А еще у нас есть волейбольная площадка и велосипеды.
Юля (директор). Дорогие дети, смотрите на меня (хлопает в ладоши). Дорогие родители, оставьте ребят и отойдите в сторону. Ребята, сегодня праздник! Сегодня вы пришли в школу. Это школа-новостройка. Здесь классы большие и много кабинетов. У нас в школе все ребята пионеры и октябрята, потому что они хорошо учатся. Сейчас они будут вам все показывать в школе.
Пионеры подходят к первоклассникам, дарят им подарки и ведут в школу.
Этот пример показывает, что в игре происходит своеобразная переработка полученных детьми впечатлений, их осознание, осмысление, углубление. Игры в школу организуются обычно в течение всего года, и каждый раз при «школе» открывается то библиотека и читальный зал, то музей и уголок животных, то комната для гостей (ребят из других городов), то выставки поделок учеников, т. е. то, что в данный момент более всего занимает детей, то, что они хотели бы увидеть в настоящей школе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в пионерском лагере, о занятиях в кружках. Довольно часто дети обращаются с просьбами друг к другу: «Алеша, у тебя брат октябренок, расскажи, как он учится»; «У Наташи мама учительница, она знает, что надо делать учителю в школе». Отдельные высказывания ребят по ходу игры дополняют знания всех, например: «Учитель должен учить детей, а не ругаться»; «Мне мама говорила, что ученики ходят в походы и играют в пионерскую игру «Зарница»; «Учитель должен быть умным, чтобы учить других»; «На уроках надо все внимательно слушать, потому что учитель не будет сто раз объяснять»; «Дети в школу ходят, чтобы обо всем узнать и всему научиться».
Развитию познавательных интересов детей служат «уроки», которые проводятся в «школе». Очень привлекают ребят уроки математики. Учителем обычно выбирают ребенка, который лучше других умеет считать, составлять задачи. Иногда учитель сам собирает учеников, и тогда ход игры определяется его замыслом, его планом. На уроках гю родному языку дети читают любимые стихотворения, играют со сказочной азбукой. Лепка, рисование, пение и физкультура — уроки, интерес к которым у детей сохраняется еще от игры в детский сад. Ребята играют небольшими группами, и, что наиболее характерно для уроков по этим предметам, все хотят быть учителем. Играя, дети усваивают несложные понятия и в образе ученика длительное время могут «учиться», не чувствуя усталости. Под влиянием рассказов школьников появляются уроки истории, географии, природы. Готовясь к уроку, учитель задает вопросы воспитателю, обдумывает заранее, что и как он расскажет ученикам.
Часто интерес к предмету, проявившийся у детей во время игр в школу в детском саду, сохраняется у них и в школе. Например, Игорь был самый активный и примерный «ученик» на «уроках» математики. Дети часто выбирали его на роль учителя. Даже после окончания «урока» Игорь продолжал разбирать «Арифметическое лото» или терпеливо объяснял товарищу, как решить задачу. Беседы с родителями и учителями школы, где впоследствии учился Игорь, показали, что он по-прежнему увлекался математикой.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам. В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Выбирая ребенка на роль учителя, дети начинают тщательно взвешивать его возможности и основательно аргументировать свое решение. Например: «Пусть Ира будет учителем, она много знает и умеет хорошо об этом рассказать. Она читает и знает буквы», «Юлю не слушают ученики. Ты, Юля, много ругаешься и уроки проводишь неинтересно», «Алла всегда хочет быть учителем, а учиться в школе не любит. Все учителя раньше в школе учились».
Роль учителя привлекает многих детей, но выполняют ее большей частью одни и те же — наиболее активные и инициативные. Как же вовлечь в игру застенчивых детей, сделать их исполнителями главных ролей? Часто у ребенка есть интерес к действиям учителя, но робость не позволяет ему предложить себя на эту роль, а товарищи сами не замечают его возможностей. Педагог должен обратить внимание играющих на достоинства каждого ребенка. Приведем такие примеры.
У Лены много книг о растениях, она хорошо знает их содержание, с любовью относится к растениям и животным в группе. Воспитатель предложил ей показать детям гербарий, собранный ею прошлым летом. Это вызвало интерес. Ребята стали обращаться к Лене с просьбой объяснить, как делать гербарий, рассказать о растениях на участке. Педагог сообщает детям, что именно Лена предложила создать на участке «уголок леса». Она любит природу, знает, как ухаживать за цветами и растениями. Оценив знания и способности Лены, дети стали предлагать ей роль учителя в школе, говоря: «Она многому может научить учеников. Она знает больше всех».
Надя, тихая, замкнутая девочка, которая с большим трудом входила в детский коллектив, отказывается играть в школу, но с удовольствием учит куклу читать. Игра так увлекает ее, что она одновременно выполняет две-три роли: учительницы, ученицы, мамы ученицы. Постепенно, поддерживая у девочки интерес к чтению, поощряя инициативу, педагог вовлек ее в коллективные игры. Став «учительницей», она больше не стеснялась детей и с удовольствием выполняла свою роль.
Становясь «учителем», ребенок входит в образ, и часто в игре бывает трудно узнать прежде безынициативного воспитанника. Внимание «учеников», поддержка воспитателя, доверие, с которым «ученики» относятся к «учителю», вселяют в него уверенность в своих силах. Так игры детей в школу помогают некоторым из них преодолеть застенчивость, скованность, робость.
Если в повседневной жизни ребенок не всегда дисциплинирован, самостоятелен, инициативен, то в игре, выполняя роль учителя и действуя в соответствии с правилами, подчиняясь интересам коллектива, он в корне меняет свое поведение. Например: Игорь неусидчив, постоянно отвлекается на занятиях, не может довести начатое дело до конца. Его неорганизованность и неумение сосредоточиться приводит к тому, что он не может работать и заниматься вместе с детьми всей группы. Получив же роль учителя, Игорь, не отвлекаясь, довольно долго объяснял решение задачи товарищам, проявляя при этом заботу, желание помочь. Роль учителя положительным образом повлияла на его поведение и в дальнейшем.
Какие же линии отношений отражают дети в играх в школу? Много внимания уделяется отношению учителя к ученикам (он строгий, знающий, требовательный, но к ученикам внимательный и добрый), отношению учеников к учителю (они выполняют все его требования, относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами), отношению родителей к учителю и ученикам (интересуются успехами своего ребенка, советуются с учителем, предъявляют определенные требования к поведению своих детей).
В играх в школу большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них. Подражая школьникам, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами поведения, которые лежат в основе взаимоотношений ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные в игре и диктуемые ролью, проявляются и в других видах деятельности (занятия, труд).
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т. д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых играх «ученики» искажают голос, стараются привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становится их дисциплинированность, умение правильно ответить и точно выполнить требования «учителя».
Игра принимает новое направление, когда в нее вовлекаются дети младших групп, с которыми старшие — «пионеры» проводят занятия, игры, праздники. Созданный ребятами отряд «Маленький Тимур» будет оказывать помощь взрослым и малышам. Члены отряда будут ухаживать за растениями на участке детского сада, убирать территорию, принимать участие в оформлении общих праздников. Дети получают огромное удовлетворение от того, что своим трудом приносят пользу окружающим.
Если у ребят имеются достаточно яркие и полные представления о школе, то тема школы проникает и в другие игры. Например, дети открывают вечернюю школу для моряков на корабле, отдельно устраивают школу для кукол, куда их приводят родители, лечат учеников в больнице, здесь же с больными занимается специальный учитель.
Постепенно игры в школу становятся еще более выразительными, лучше организованными. Дети в течение сорока минут могут заниматься «уроком» чтения, во время которого составляют рассказы по иллюстрациям в книге, вспоминают сюжет сказки по сказочной азбуке, пересказывают знакомые рассказы, причем один — начало, другой — конец или кто-либо называет произведение, а остальные вспоминают его героев и их приключения.
В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, вожатого, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии. Таким образом, для ребят становятся важными не только действия сами по себе, но и взаимоотношения людей в процессе действий, моральная сторона поступков.
В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых порах носит еще неустойчивый характер. Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научиться читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, встречи с людьми, создающими книги, длительные игры по мотивам любимых книг, игры-«путешествия», в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.
Большое значение для пробуждения у ребят интереса к содержанию книг, развития у них умения беседовать по прочитанной книге, пересказывать художественные произведения имеют игры-«путешествия». В первых «путешествиях» «экскурсоводом» должен быть педагог. Показав детям книгу, он рассказывает им о том, где побывал, что увидел и узнал нового, когда читал ее. В дальнейшем «экскурсоводами» становятся дети. В своих рассказах они используют сведения из книг, которые им читали родители.
Темы «экскурсий» могут быть самыми разнообразными и определяются, как правило, «экскурсоводом», которого ребята выбирают. Тот, кого привлекают книги о природе, ведет свою группу в «лес» и рассказывает им о животных и растениях, о птицах и насекомых. При этом воспитатель должен помочь ему вспомнить фамилию писателя, чьи произведения он использует в своем рассказе. Длительные творческие игры в путешествие можно организовать по книге С. Баруздина «Страна, где мы живем» и Б. Житкова «Что я видел».
Подобные «экскурсии» на основе книг могут быть связаны с игрой в школу и тогда использоваться детьми при проверке знаний «учеников» («Мы сейчас поедем на экскурсию, а ты расскажешь нам, какие есть у нас республики и как они дружат»), как метод сообщения новых и уточнения имеющихся знаний («Я сейчас как будто буду вас по Москве водить. Покажу вам все и расскажу про цирк и зоопарк. Если я что-нибудь забуду, то вызову ученика, пусть он мне помогает»), как средство, дисциплинирующее и организующее «учеников» («Кто будет шуметь и плохо заниматься, того не возьмем в путешествие и даже не разрешим стоять около корабля»).
Поощряя детей, которые проявляют себя «специалистами» по какой-то одной тематике, например по книгам о природе, или о жизни людей другой национальности, или по народным сказкам, надо в то же время развивать у них интерес к другим книгам. Для этого педагог должен показать детям взаимосвязь книг различной тематики. Например, внимание ребенка, интересующегося книгами о животных, о природе, нужно привлечь к книгам, где рассказывается о том, как заботятся люди о животных, как охраняют леса от пожаров, подкармливают птиц зимой, какое участие в этом принимают пионеры, обратить их внимание на то, что героями многих сказок бывают животные и т. п.
Экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, художниками, работниками издательства и типографии также являются стимулом к организации игр, в которых закрепляются имеющиеся у детей представления о значении книги как источника знаний, вырабатывается бережное отношение к ней.
Игра в библиотеку становится одной из любимых. Обычно она возникает по инициативе детей. По мере того как дети приобретают новые знания, при умелом руководстве со стороны воспитателя она постоянно углубляется по содержанию, дополняется другими играми, близкими по тематике. Идея создания в группе библиотеки возникает, естественно, после посещения настоящей библиотеки. Ребята долго вспоминают, как много там различных книг, какой читальный зал, и одновременно обсуждают, как можно устроить свою библиотеку.
К игре в библиотеку готовятся постепенно: подбирают книги для «книгохранилища», делают читательские билеты и абонементы на каждую книгу, оформляют стенды. Ребята стремятся сделать все, как в настоящей библиотеке. Предложение каждого обсуждается всеми. Дискуссию может вызвать, например, вопрос о том, как расставить книги. Одни предлагают разделить книги по темам (книги о Ленине, о детях, о пионерах и школьниках, о воинах Советской Армии, о природе, сказки), другие — по авторам («Все народные сказки собрать в одном месте. Книги А. Барто отдельно поставить, чтобы сразу их можно было найти и дать читателям»), третьи — по жанрам (отдельно сказки, рассказы и стихотворения), четвертые — по оформлению («Книжки-ширмы и книжки-игрушки отдадим малышам, а остальные разделим по размерам»). Педагог может высказать свое мнение и посоветовать в «книгохранилище» разобрать книги по темам, а произведения любимых писателей положить на столе у библиотекаря. Дети самостоятельно выбирают и оформляют место для «библиотеки».
Началу игры должна предшествовать беседа о том, как нужно обращаться с книгами, в чем состоят основные обязанности библиотекаря, каково значение его работы. Кроме того, проводится организационное собрание, на котором ребята самостоятельно выбирают библиотекаря и дежурного по читальному залу, уточняют правила игры. Воспитатель же напоминает им о том, что работа библиотекаря интересная, но трудная, не каждый человек может ее выполнить, и потому надо хорошо подумать, прежде чем выбрать кого-либо на эту роль. По мере расширения знаний об общественно полезной значимости профессии библиотекаря дети начинают аргументировать свой выбор: «Лена спокойная, вежливая и аккуратная, она все заметит в читальном зале и будет следить за порядком. Пусть она будет дежурная в библиотеке».
Во время игры библиотекарь должен вежливо советовать читателям, какую книгу лучше взять, беседовать с ними по содержанию книги, читатели же должны вести себя в библиотеке тихо, доброжелательно относиться друг к другу.
Если же библиотекарь плохо выполняет свою роль, не проявляет инициативы, нарушает правила игры, его переизбирают: «Наташа редко открывает библиотеку и всегда опаздывает в детский сад. Она плохой библиотекарь»; «Почему Ира не приносит книги морякам на корабль?»; «Как Алла стала библиотекарем, так в группе стало скучно». Интерес к любимой роли изменяет поведение ребенка. Каждый старается проявить себя с лучшей стороны, чтобы это заметили его товарищи и доверили бы ему выполнение главной и ответственной роли библиотекаря.
В библиотеку подготовительной к школе группы могут быть также записаны некоторые ребята из старшей группы. И воспитатели могут иметь свои читательские билеты, по которым им будут выдаваться необходимые для занятий книги. В течение года интерес детей к игре меняется. На первом этапе их более всего привлекает процесс записи в библиотеку, общение с «библиотекарем». «Читатели» быстро просматривают книгу и сразу же сдают ее. Чтобы поддержать возникший у детей интерес к игре и переключить их внимание именно на книгу, воспитатель может предложить им «читать» книги в «читальном зале» и приходить в библиотеку со своими «детьми» или старшими «братьями», «сестрами», «библиотекарю» же может посоветовать знакомить «читателей» с правилами обращения с книгой, предложить ему обновлять книги, которые выдаются «читателям», отобрать вместе с ним книги, которые можно выдавать на дом, помочь ему организовать обсуждения любимых книг.
В групповой библиотеке можно проводить «читательские конференции», музыкально-литературные вечера, викторины, и основную организационную работу по их подготовке должны вести библиотекарь и дежурный по читальному залу. Дети, распределив между собой роли сценариста, постановщика, режиссера, оформителя, самостоятельно обдумывают детали мероприятия.
Обязанность воспитателя — не нарушая созданную детьми деловую обстановку, посоветовать им, как оформить библиотеку, какие произведения отобрать для драматизации, какие рисунки поместить на выставку. Руководство игрой проходит успешнее, если педагог берет на себя роль помощника режиссера; при этом инициатива принадлежит детям, а он осторожно вносит необходимые коррективы.
В роли помощника режиссера воспитатель направляет творческую мысль детей, подсказывая им новые идеи: «Как бы лучше показать книги, которые у нас есть? В шкафу их совсем не видно»; «Давайте сделаем для гостей читательской конференции выставку (рисунков читателей по сюжетам знакомых книг, книг определенной тематики и т.п.)». Дети могут брать книги из библиотеки домой и приносить из дому свои книги во временное пользование. Читатели оформляют стенд «Любимые книги», здесь же они выставляют свои рисунки на темы этих произведений; читатели же распространяют книги среди «населения» (среди детей других групп), проводят экскурсии по библиотеке.
Игра в библиотеку постепенно становится составной частью многих других игр: своя библиотека из книг о путешествиях, кораблях, морских животных может быть организована на «корабле»; постоянно работает библиотека в «школе».
По мере того, как у детей развивается потребность в книге, у них появляется желание узнать, как создаются книги. Воспитатель должен обратить внимание ребят на то, что рассказы, сказки и стихи пишут писатели и поэты, а делают книги люди разных профессий.
Чтобы показать детям, как много труда вложено в каждую книгу, педагог должен в доступной форме рассказать им о профессии писателя, корректора, наборщика, печатника, переплетчика и подчеркнуть общественно полезную значимость их труда. Он обращает внимание ребят на то, как сделаны и оформлены книги (обложка, титульный лист, страницы, переплет, текст и рисунки), старается организовать встречи с людьми, о профессии которых ребята узнали, а если есть возможность, то и провести экскурсии с небольшими группами в типографию, в переплетную мастерскую. Это даст детям определенную сумму знаний о различных профессиях и будет способствовать воспитанию у них уважения к данному труду, пониманию его пользы, важности. К этой работе следует привлекать и родителей. Теперь при знакомстве с новой книгой детям нужно предложить рассмотреть обложку, где написано название, фамилия автора, издательство, сказать им, кто сделал иллюстрации, вспомнить вместе с ними уже знакомые им книги этого писателя и художника. Умение правильно рассматривать книги постепенно закрепляется и находит практическую реализацию во время игр. Библиотекарь, беседуя с читателями о «прочитанной» книге, интересуется уже не только тем, о чем она, но и кто сделал иллюстрации, какое издательство выпустило. Вот фрагмент игры в библиотеку.
Лена (библиотекарь). Что-то ты, Павлик, быстро книгу принес сдавать. Ты, наверное, только полистал ее?
Павлик (читатель). Я ее уже знаю, мне мама много раз читала.
Лена. Хорошо. Расскажи мне, о чем эта книга.
Павлик. Там про собаку рассказывается. Как она служила на границе и как нарушителя поймала. (Молчит, не знает, о чем еще сказать.)
Лена. Только про собаку написал писатель? А кто ее вырастил и почему ее взяли на границу, ты не знаешь?
(Павлик молчит. Держит книгу в руках, не знает, что с ней делать.)
Лена. А говоришь, мама тебе много раз читала. Ну ладно, скажи мне: кто написал книгу?
Павлик. Ее написал писатель. Он, наверно, хорошо знал этого мальчика. (Задумался.) Книга называется «Застава».
(Андрей прислушивается к разговору и пытается подсказать Павлику: «Павлик, ты что, забыл эту книгу? «На заставе», а не «Застава». Это стихотворение Агния Барто написала».)
Лена. Андрюша, очень хорошо, что ты знаешь автора и название книги. Надо помочь Павлику. А ты, Павлик, плохой читатель, если не знаешь писателя, который книгу написал. Сегодня я не возьму у тебя эту книжку и другую не дам. Ты спроси у ребят, пусть они тебе расскажут о ней.
(Павлик уходит, за ним идут Игорь и Андрей. Сразу же они начинают пересказывать содержание произведения. Игорь все время показывает на иллюстрации и говорит: «Вот видишь, это мальчик, это его брат, а это шпион».)
Желание детей подражать взрослым, о труде которых они узнали, реализуется в творческих играх. Ребята самостоятельно вырезают картинки из журналов и делают книжки-ширмы, составляют рассказы по отдельным иллюстрациям. Чтобы направить деятельность детей, воспитатель может предложить «библиотекарю» сделать заказ на изготовление новых книг. Для выполнения заказа он советует детям открыть «издательство», «переплетную мастерскую». В «издательстве» ребята сшивают книжки-малютки из журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка», наклеивают иллюстрации и текст сказок или рассказов в специальные альбомы, изготовленные в «мастерской», составляют рассказы по иллюстрациям, сами сочиняют сказки, рассказы и делают к ним рисунки. «Издательство» может выпускать книги по заказу «библиотеки» и по просьбе детей из других групп. Книги, сделанные детьми, обычно пользуются большой популярностью. Их содержание пересказывают малышам. О работе своего «издательства» дошкольники рассказывают пионерам.
Понимание того факта, что над книгой трудится большая группа людей, что сделать книгу непросто, является основой осознанного бережного отношения к ней.
Игры в библиотеку, издательство, мастерскую дополняют одна другую. В «издательстве» дети выполняют заказы «библиотеки», в «мастерской» ремонтируют книги. Ребята не только перед игрой подготавливают все нужное для нее, но трудятся и в процессе самой игры. Это обогащает их игровое творчество и способствует развитию длительных игр.
В «мастерской» дети просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт (прошить ли книгу, подклеить ли полоску к переплету, сделать обложку и т.д.), подбирают бумагу соответствующего цвета и размера, подклеенные страницы прокладывают. Те, кто раньше овладевает навыками ремонта книг, учат других. При такой организации работы в «мастерской» повышается ответственность детей за выполнение не только своей работы, но и работы товарища, которого он учил. Взяв на себя роль мастера, ребенок всегда следит за тем, как выполняет работу его ученик, проявляя при этом заботу, желание в любое время помочь и подсказать ему, если у него что-то не получается. «Что ты вертишься и торопишься,— с огорчением говорит Игорь (мастер) Оксане.— Надо делать все точно, а то получится некрасиво и грязно». «Ты сама попробуй шить, а то так и не научишься, если будешь только смотреть»,— говорит Оля робкой Лене, показывая ей, где надо прошить книгу.
В таких играх, как «Издательство» и «Мастерская» взаимно дополняются игра и труд. Это характерно для игр детей 7-го года жизни. Игровое оформление трудовых действий придает им определенную эмоциональную окраску, способствует тому, что дети, трудясь в роли печатника, писателя, художника, удовлетворяют свои художественные интересы, желание быть похожими на людей, чей труд они изображают. Оценка работы («Какой же ты мастер, если сам не умеешь прошить хорошо книгу») действует на ребят сильнее всяких нравоучительных бесед. Через образ, в который входит ребенок, педагог влияет на его поведение.
Оксана — подвижная, очень вспыльчивая и иногда даже грубая девочка, особый интерес проявила к роли мастера. Поведение ее в роли не всегда соответствовало тому, что дети знали о людях, выполняющих эту работу. «Нельзя кричать, мастер должен быть терпеливым» (Лена), «Ты несколько раз расскажи, сама покажи, как лучше сделать, а не кричи» (Рита), «Настоящий мастер всегда добрый» (Юля) — такие замечания делали Оксане дети. Интерес к роли изменил поведение девочки. Она стала приветливее, спокойнее, ровнее в отношениях с товарищами, более ответственной и организованной при выполнении отдельных поручений не только в игре, но и в повседневной жизни.
Возникнув как игра, деятельность в «библиотеке», «издательстве», «мастерской» превращается в серьезное занятие.
Интерес к книгам способствует лучшей организации и постоянной занятости детей. «Библиотека» должна быть всегда открыта, и ребята найдут себе дело, рассматривая книги в читальном зале или ремонтируя их в мастерской. Днем, в свободное от занятий время, каждый может включиться в работу «мастерской» или «издательства», позаниматься в «библиотеке».
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду был увлечен игрой в библиотеку, записываются в школьную библиотеку и предлагают сделать библиотеку в классе; с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.


В. А. Гелло

Сборник статей "Воспитание детей в игре", сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983.

OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +