Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Детские игры >> Игры для самых маленьких >> Игры для мальчиков >> Игры для девочек >>

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ


Занятия строго обучающего типа не создают должных условий для свободной деятельности с предметами и игрушками, что может отрицательно сказываться на развитии игры, воображения. Эффективность занятий по формированию предметных действий повышается, если они будут учить детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним, вооружать ребенка приемами ориентировочной деятельности. В этой связи целесообразно варьировать некоторые занятия, описанные в предыдущих главах. Эти занятия сначала надо проводить в строгом соответствии с программой и изложенными выше методическими указаниями, но затем показывать детям новое, игровое применение предмета, побуждая ребенка к поиску своих вариантов.
Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими, малыш начинает играть самостоятельно, ему интересно, он от самых простых обыденных вещей получает новые впечатления. Шнурок от ботинка положит на стульчик, повесит на спинку; завяжет, положит себе на плечо, намотает на руку, повесит на палочку... А вставив палочку со шнурком в замочную скважину, ликует, зовет всех посмотреть на свое «изобретение».
Что в этих случаях создает новизну впечатлений? — Фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на плече, то на руке); движения игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); кожно-мускульные ощущения малыша (то игрушка в руках, то на плече и т. п.). Нормально развивающийся ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций с знакомыми предметами не меньше, чем от новой игрушки. При этом другие дети в группе как свидетели успехов ребенка становятся его друзьями, подражают и сопереживают ему. Снижаются конфликты между детьми.
Ориентировочно-исследовательская деятельность не только создает малышу эмоциональный комфорт и способствует возникновению дружеской атмосферы в группе. Она складывается как определенная позиция ребенка в отношении к окружающему: поиск новых впечатлений, приемов в действиях с предметами. Дети переносят известный предмет в новые и новые условия, соответственно изменяя собственные действия: ставят, отходят и смотрят издали, съезжают следом за ним с горки и т. п.
Следует научить ребенка разнообразным действиям с одними и теми же, достаточно простыми предметами, показать, как использовать их в разных ситуациях, извлекая при этом новые впечатления.
Особое внимание воспитателю следует уделять концовке занятия. Освоив действие, ребенок не хочет расставаться с интересными предметами. Когда приходит заниматься следующая подгруппа, предыдущая пытается находиться рядом. Поэтому в конце занятия педагог должен организовать такие действия, которые заставят ребенка отойти от стола (скатывать шарики с горки и съезжать за ними, прикладывать погоны из кирпичиков к плечам и подходить к зеркалу и т. д.).
Такой «вынос» действий с предметами в повседневную бытовую деятельность полезен во многих отношениях: ребенок получает возможность подвигаться, развить самостоятельную игру; создается мажорный эмоциональный заряд на длительное время.
Большой эмоциональный подъем и двигательную активность детей на занятиях необходимо использовать также в целях развития речи. В процессе занятий воспитателю надо следить за тем, чтобы каждое действие сопровождалось речью, эмоционально произнесенным словом («Догоню-догоню! Ах ты какой, шарик! Ап, поймали!» И т.д.). Педагог комментирует не только свои действия, но и действия детей, побуждая каждого малыша повторять за ним слова и звукосочетания. Постепенно речь становится для ребенка опорой понимания переносного, игрового значения предмета.
Не повторяя указаний к первому основному варианту занятий, разберем дополнительные варианты, сохраняя последовательность, принятую в предыдущих главах.
Цель данных занятий: показать детям многообразие способов применения предмета, приемы выявления его новых свойств; развивать речь и воображение.
«Катание с лотка цветных шариков».
1. Повторив с детьми приемы скатывания шариков с лотка, воспитательница предлагает им (дав образец) скатывать шарики со стола в корзинку («складываем арбузы»); в чашку с водой («уточки плавают»); катить по цветной бумажной ленте («колобок на дорожке»). В конце занятия все подходят к горке, дети по очереди скатывают с нее шарики и съезжают сами.
2. Повторив варианты скатывания, дети играют шариками: прячут шарики в кулачке, в кармане, «разбивают яичко», «собирают в вазочку конфеты», кладут в свернутый в трубочку лист бумаги («куколка»). В конце занятия они выходят на середину комнаты и все вместе подбрасывают шарики вверх. Названия действиям и предметам дает воспитательница, детям она предлагает повторять за ней звукосочетания и отдельные слова (ку-ку, тук-тук, догоню-догоню, ах, вкусно, ура! утя и др.).
«Нанизывание колец на стержень».
1. Воспитательница повторяет с детьми нанизывание колец на стержень, добивается, чтобы каждый смог проделать эту операцию. Затем, держа горизонтально палочку, предлагает детям поочередно надеть на нее их кольца. Оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. Показывает, как надеть кольцо на палец, на руку и поднять руку. В конце занятия дети надевают свои кольца на руль велосипеда и покачивают их.
2. С детьми повторяют элементы предыдущих занятий; затем показывают другие свойства кольца: надеть на голову («венок»), посмотреть через него («окошечко»), приложить к глазам («очки»), к ушам («сережки»), покатать («колесо»), черпать как из тарелки. Детей постарше побуждают произносить слова: колечко, на руку, на головку, сними, надень, все, есть и др. Если дети увлеклись и занятие затягивается, следует часть игровых приемов показать после его окончания.
«Постройка башенки из кубиков».
1. Воспитательница предлагает детям повторно построить башенку, помогает класть кубики ровно. На башенку сажают игрушку — петушка, птичку, имитируют их пение. Кладут на башенку боком бумажный конус. Затем каждый ребенок строит свою башенку рядом с товарищами. Воспитательница подравнивает их, накрывает согнутым листком бумаги («дом»).
2. Повторив постройку башенки, детям показывают варианты игрового использования кубиков. Сажают на кубик куклу («стульчик»); выстраивают кубики один за другим и толкают их («ту-ту — паровоз»), возят кубик («би-би — машина»); мылят кубиком куклу («куп-куп!»).
Детям постарше дают по 5—6 кубиков. В этом случае постройка башенки требует более точных движений, более тщательного выравнивания сторон. Толкать поезд также сложнее, если «вагонов» больше. Воспитательница побуждает детей произносить слова кубик, кубики, лампочка, паровоз.
Варианты занятий с втулочками.
1. С детьми повторяют вкладывание втулочек в отверстия столиков. Затем воспитательница берет прозрачную трубочку (оборудование для занятий орудийными действиями) и показывает, как вставлять втулочки в оба ее конца, предлагает рассмотреть втулочки через стенки трубки. Дети пробуют повторить ее действия. (Если нет стеклянных трубочек, можно использовать листы плотной бумаги.) Затем воспитательница продевает втулочки в петли своего халата, дети вставляют их в карманчики одежды.
2. На третьем занятии каждый ребенок получает в свое распоряжение втулочки, куколку и шарик. После того как втулочки будут вставлены ровными рядками, куколка ходит по дорожке. Далее ребенок вынимает втулочки через одну — куколка прыгает по камушкам. Воспитательница берет небольшой автомобиль, вкладывает внутрь втулочку, с помощью кусочка ваты закрепляет ее на месте шофера («Би-би, поехали!»). Если имеется игрушечный автобус с открытыми окнами, дети вставляют свои втулочки в окна («Поехали кататься!»). Детей побуждают повторить звукоподражания: ку-ку, би-би, прыг-прыг, ля-ля, топ-топ.
Варианты занятия с открывающимися коробками, бочонками. 1. С детьми повторно открывают коробки (бочонки) («Что там есть? — Вот что!»). Обыгрывают, как маленькая коробка прячется в большую («ку-ку!»). Закрывают коробку, затем открывают («Вот она!»).
2. Повторив с детьми способы открывания и закрывания коробки, воспитательница организует игру в домики: коробки кладут так, чтобы отверстие стало дверью. В большую коробку помещают крупную куклу, в маленькую — поменьше. Из крышек устраивают бассейн, туда пускают уточек. Из большой крышки ребенок делает шляпу себе, из маленькой — кукле. Детей побуждают называть действия и предметы (ку-ку; ап!; вот она!; утя; шапка; ляля).
Варианты игры с занимательной коробкой.
1. Детям напоминают, как вкладывать в отверстия шар и кубик, кольцо и квадрат. Затем проводится игра в «догонялки». Кольцо убегает через свое отверстие, а квадратик через свое догоняет его («Поймал-поймал!»), далее прячется кубик, а шарик его догоняет (фигуры следует называть словами).
2. Повторив с детьми приемы подбора предмета по форме отверстия, можно обыграть форму как свойство предмета: поставить кружки на ребро, прислонить к коробке («тарелки сушатся»); воспитательница половником из игрушечного набора наливает суп в эти тарелки, раздает детям ложки, и они едят. На последующих занятиях и в самостоятельной деятельности можно обыграть квадратики как платочки (если они гибкие) или как часы (если не гнутся). Коробку можно использовать как домик для матрешки: квадратное отверстие — дверь, в него входят, круглое — окно, из него выглядывают. Кубик превращают в стол, на него складывают кружки — оладьи, дети пробуют. Два квадратика соединяют углом на кубике — домик с крышей. На кубик кладется кружок-ваза. Воспитательница побуждает детей называть действия и предметы (догоню-догоню, шарик, кубик, суп, ах, вкусно, топ-топ, ляля, вот она!).
Варианты занятий с кубиками разной величины.
1. Воспитательница повторяет с детьми постройку башенки, накладывай маленький кубик на большой. Затем, сдвинув меньший кубик к одной грани большого, показывает, как кукла шагает по ступенькам. Выкладывает ряд кубиков на полоске бумаги и, потянув за полоску, говорит, что большая машина везет маленькую.
2. Повторив постройку башенки и лесенки, сажают куклу на маленький кубик перед большим («стул и стол»), покрывают кубик согнутым кусочком бумаги («домик» большой — для куклы, маленький — для собачки). Старшим детям даются 3 кубика разных размеров: больший — домик, средний — гараж, маленький — конура для собаки; меньший кубик прячется за большой («ку-ку»), а средний по размеру отыскивает его («Вот он!»). Кубики выкладываются друг за другом на полоске бумаги («паровоз везет вагоны»). Детей побуждают сопровождать свои действия речью (топ-топ, ляля, би-би, тянем, садись, ав-ав, собачка, ту-туу, паровоз, большой, маленький, еще меньше).
Варианты занятий с башенками из колец разного размера.
1. С детьми снова сравнивают кольца по размеру, нанизывают вначале большое колечко, потом меньшее и самое маленькое (размер называет воспитательница, но так, чтобы вызывать у детей желание повторить слова большой, маленький). Строят башню — елочку. Воспитательница кладет на стол кусочки серпантина и конфетти, мокрую тряпочку. Показывает, как, смочив бумагу, можно прикрепить ее к башенке — «украсить елку». Под руководством взрослого дети снова строят башенки, но теперь сдвигают их к центру стола, ставят между ними кирпичики или кубики («дворец»). Воспитательница показывает картинку с изображением сказочного дворца.
2. Дети строят башенку, кладут ее набок, воспитательница раздает листочки бумаги с загнутыми краями (желобки) и показывает, как с горки (с башенки) съезжают санки. Детям демонстрируется грибок — перевернутый стержень с одним колечком; шляпа для куклы — большое колечко. В конце занятия малыши нанизывают на один стержень только большие кольца, на другой — средние, на третий — маленькие; кладут их рядами, покрывают все листом бумаги с загнутыми краями и устраивают тележку (по бокам ее видны кольца — колеса). Так же делают большую горку, по которой съезжают куклы. Воспитательница напоминает детям порядок выкладывания колец, добивается произношения слов: большое, маленькое, поменьше, елка, горка, поехали.
Варианты занятия с матрешками.
1. Повторив действия открывания и вкладывания, дети играют с матрешкой в прятки: поворачивают верхнюю часть лицом от себя («Ку-ку, где ляля?»), к себе («Вот она, матрешка!»). Затем прячут маленькую матрешку в большую и достают обратно. Воспитательница следит за совпадением рисунка на верхней и нижней частях матрешки.
2. Повторив игру в прятки (повороты, открывание и закрывание), продолжают обыгрывание матрешки как куклы: сажают ее в кольцо — тазик («куп-куп!»). Намыливают мылом — кубиком, купают, пеленают в платочек, баюкают; повязывают платочком и ведут гулять. Старшим детям дают сразу 2 матрешки разной величины. При обыгрывании большая (мама) ведет с собой маленькую (дочку); купает ее. Мама с дочкой едут на разных по величине кирпичиках — машинах, лодках и т. п. Воспитательница добивается, чтобы дети сопровождали свои действия речью (ку-ку, вот она!, куп-куп, би-би, бай-бай, гулять, ляля, матрешка, мама, дочка, головка).
Варианты занятий с использованием цвета.
Игровые сюжеты можно подбирать в зависимости от имеющихся в группе игрушек. Желтая белочка собирает желтые орехи (шарики), кукла в синем везет свои синий автомобильчик, медвежонок в красном передничке ищет свою маму в красном передничке, желтой матрешке подбираем желтый платочек и т. д. Чтобы варьировать окраску игрушек, можно «одевать» их в лоскуты или бумажные листочки требуемого цвета. Детей побуждают повторить слова белочка, ляля, матрешка, мишка, красный (название повторяющегося цвета); где они?; красиво, нет, некрасиво.
Постройка дорожки.
1. Повторив с детьми способы выкладывания кирпичиков и выравнивания дорожки, им дают построить мостик: приподняв кирпичик, положить его краями на 2 соседних. Кукла поднимается на мостик («Ап!»). В конце занятия дорожки, построенные детьми, соединяют в 1 длинную или 2 дорожки размещают параллельно друг другу — большая улица или железная дорога. По улице едут машины навстречу друг другу (или по рельсам паровоз).
2. Повторив действия, обыграть кирпичики: приложить ко лбу как козырек, посмотреть на солнышко; держать на ладони -угощать «пирожком». Добиваться, чтобы дети сопровождали действия звукоподражанием (би-би, ту-ту, топ-топ, ап!). Побуждать повторять слова: кирпичик, солнышко, красиво, вкусно.
Сооружение-загородки.
1. Дети снова, как на первом занятии, сооружают загородку для собачки, но уже не сплошную, а с калиткой, воротами (куколка пройдет собачку кормить, машина проедет). Затем снова строят заборчик, но уже поближе к середине стола, расставляют внутри игрушки («зверинец», «цирк», «стадион») .
2. Под руководством воспитательницы дети снова сооружают постройку в понравившихся им вариантах. Продолжают обыгрывать свойства кирпичиков: пускают кирпичик с горки («санки»), помещают его в тазик с водой («лодочка»). Воспитательница побуждает детей повторять за нею слова: кирпичик, собака, куколка, машина, горка.
Постройки из кубиков и кирпичиков (стол, стул, лесенка и др.) создают благоприятные возможности для сюжетного обыгрывания: на стул ребенок сажает куколку, на стол ставит угощение для нее, по лесенке водит вверх и вниз, на диванчик укладывает спать. Так все занятие сопровождается игрой.
Когда дети освоят ту или иную постройку, целесообразно слегка видоизменить сооружение, придав ему другое назначение. Например, кирпичик, приставленный к кубику («стульчик»), можно повернуть к кукле другой стороной и показать, как она причесывается перед зеркалом. Или, построив стол, поставить на него маленький кубик — телевизор и усадить кукол смотреть мультфильм.
В конце занятия по сооружению постройки необходимо продолжить знакомство детей с различными способами обыгрывания кубика и кирпичика (кубик на кирпичике — грузовик; кубик - домик, кирпичик — дорожка к нему; кирпичик на кубике — зонтик, под которым прячется от дождя куколка, и пр.).
Важно, чтобы каждый ребенок научился сопровождать свои действия речью. Поэтому воспитатель предлагает речевые образцы и побуждает детей к воспроизведению их: красиво (кирпичик - зеркало), мультфильм (кубик — телевизор), би-би (грузовик) и пр.
Содержание игровых приемов можно изменять и расширять в зависимости от уровня развития детей и возможностей дошкольного учреждения (количество детей в группе, наличие оборудования, подсобных средств и пр.). Однако непременным должны оставаться два условия. Во-первых, занятия при всей их вариативности должны обеспечивать усвоение детьми навыков и умений, предусмотренных «Программой...». Поэтому на втором занятии целесообразно только повторять с ребенком освоенные действия и учить малышей переносить эти действия на новые предметы, в новые условия. И лишь на третьем занятии после повторения программного материала следует проводить обыгрывание и обследование других свойств данного предмета. Во-вторых, производя какое-либо действие, ребенок должен сопровождать его речью.


Н. Н. Палагина

"Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +