Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Эстетическое воспитание >>

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Процесс обучения обладает огромными возможностями для реализации целей нравственного просвещения учащихся. Источником нравственных знаний являются содержание и методы обучения, организация учебного процесса. При этом существенную роль играет та морально-психологическая атмосфера, которая складывается на каждом уроке и характеризуется стилем отношений педагогов и младших школьников, учащихся между собой, их отношением к учебно-познавательной деятельности.
Нравственное просвещение в процессе обучения будет успешным в том случае, если именно с этой целью используются возможности всех его компонентов. Большие возможности для нравственного просвещения заложены в содержании учебных предметов.
Длительные наблюдения за учебным процессом позволяют утверждать, что формированию нравственных знаний, понятий и представлений на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, не всегда ведется целенаправленная работа в этом направлении. Каждому учителю нужно понять, что одинаково важно на уроках научить детей читать, писать, считать и воспитывать их нравственно.
Чтение текста и работа с ним, т. е. осознание содержания, выделение главного в нем, анализ выразительных средств, должны содействовать умению грамотно читать и накоплению знаний о нравственных нормах поведения.
В связи с этим задача методических объединений учителей заключается в том, чтобы определить, какие основные нравственные понятия могут формироваться одновременно с научным образованием по каждому предмету. В деятельности методического объединения может быть предусмотрена разработка общей логической схемы, которая поможет раскрыть учащимся нравственную сторону жизни общества и поступков, действий отдельных людей.
Вот пример одного из вариантов обобщающей логической схемы, используемой в целях нравственного просвещения: 1. Выделение нравственной стороны явления, события, деятельности, поведения. 2. Содержание мотивов поведения и направленности действий людей; противоречия, вызвавшие столкновение идей, поступков, возможности их разрешения. 3. Моральные последствия любого поступка для других людей, внимание к внутреннему миру человека.
Использование подобных логических схем никак не ограничивает творчество учителя. Руководствуясь общей схемой, учитель может использовать в различной последовательности иллюстративный материал, делать акцент на каком-то разделе схемы.
Все учебники для учащихся начальных классов содержат богатый материал, необходимый для формирования у детей нравственных представлений и понятий. Естественно, что больше всего материала, который непосредственно можно использовать в целях нравственного просвещения детей, содержится в «Книгах для чтения».
В «Книгах для чтения» предусмотрены темы о Владимире Ильиче Ленине, о Родине, о Советской Армии, о дружбе и солидарности трудящихся всех стран, о жизни и делах октябрят и пионеров, о труде советских людей, о защите окружающей среды, о помощи детей взрослым, о законах коллективной жизни в нашей стране. Раскрытие этих тем усложняется от класса к классу.
Особое значение в процессе накопления знаний о нравственном кодексе нашего общества, ценных нравственных качествах советского человека имеют произведения о жизни и деятельности В. И. Ленина. Читая рассказы, стихотворения, статьи, младшие школьники расширяют представления о В. И. Ленине, узнают о его высоких нравственных качествах: гуманизме, простоте, трудолюбии, умении сочетать громадную работу по руководству партией и Советским государством с заботой о людях труда. Дети приходят к пониманию, что эти ленинские качества наша партия стремится воспитать в советских людях.
Содержание учебников способствует накоплению большего объема нравственных знаний и обогащает их нравственный опыт поведения. Например, включенные в «Книги для чтения» произведения обеспечивают возможность расширения и углубления представлений детей о доброте человека, ее проявлениях в различных жизненных ситуациях, в поступках сверстников и взрослых. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добром человеке. Добрый — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, о товарищах, родных и близких, поможет людям, попавшим в беду, оказывает бескорыстную помощь по внутреннему побуждению, по велению сердца, не ожидая похвалы или награды. От класса к классу усложняются ситуации, в которых проявляется забота о людях.
Из содержания учебных текстов дети под руководством учителя «вычленяют» образцы поведения, сравнивают действия героев со своими собственными.
На уроках чтения надо специально учить детей приемам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений, содержащихся в прочитанном литературном произведении. Один из приемов такого обучения — постановка вопросов с нравственной направленностью. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы заставить детей в поисках ответа обратиться к фактам и событиям окружающей жизни. Причем вопрос, проблемная ситуация должны быть интересны не только для детей, но и необходимы для всего коллектива в настоящий момент. Обсуждение учебного текста в таком случае должно и может стать исходным моментом для практических действий в деятельности детского коллектива уже после данного урока.
В связи с этим вопросы и задания к текстам приобретают большую значимость в процессе осознания детьми содержания художественного произведения, нравственного аспекта. Они могут направлять общественно полезную и трудовую деятельность детей. Но, к сожалению, методический аппарат не всегда нацеливает учителя, ученика на эту сторону работы. Нередко вопросы учителя направлены только на воспроизведение прочитанного, в то время как возможны и вопросы, помогающие детям осмыслить нравственную сторону события.
Использование учителем на уроках русского языка дидактического материала заключает в себе большие воспитательные возможности. Содержание включенных в учебники текстов с грамматическими заданиями оказывает влияние на формирование нравственных представлений и понятий, вызывает эмоциональные переживания детей, осмысление и оценку поступков и действий людей. Во все учебники русского языка начальных классов включены тексты из произведений художественной и детской литературы. Обучение на целых текстах, отвечающих дидактическим, эстетическим и этическим требованиям, содействует достижению более высокого эффекта педагогического влияния на процесс всестороннего развития личности школьника. Если упражнение состоит из отдельных предложений, то в основном они собраны вместе не только по грамматическому признаку, но и смысловому.
Учебник русского языка, содержание его текстов, методический аппарат могут оказать большое влияние на процесс накопления нравственных знаний, осмысления и усвоения нравственных понятий, расширения активного этического словаря младшего школьника. Основные задачи преподавания природоведения — дать детям элементарные знания о предметах и явлениях природы, раскрыть (в доступной пониманию младших школьников форме) взаимосвязи между ними, заложить основы коммунистического мировоззрения, использовать содержание, методы и формы организации учебной деятельности учащихся в целях коммунистического воспитания.
Для решения задач нравственного воспитания на уроках природоведения могут и должны быть раскрыты следующие проблемы: воспитание любви к родному краю, неповторимой красоте его природы; понимание роли природы в жизни человека, общества; бережное отношение к птицам, диким и домашним животным; охрана окружающей природной среды, созидательная деятельность по сохранению природных богатств; понимание нравственной сущности трудовой деятельности человека; осознание необходимости заботиться о здоровье своем и товарищей, соблюдать правила личной гигиены.
Для формирования, расширения и углубления представлений младших школьников о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю, как частице Родины, учебник «Природоведение» предлагает особенно благодатный материал, который включен в темы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и на карте», «Разнообразие природы нашей Родины».
Ценно, что в процессе изучения темы об охране природы в учебник включен материал и о том, что могут сделать школьники в этом важном общенародном деле. Обсуждение этого вопроса дает возможность определить конкретные дела ребят с учетом особенностей природы данной местности.
Тема об охране природы заканчивается очень важным выводом: «Охранять природу — значит охранять Родину».
Положительной оценки заслуживает направленность вопросов к текстам. Многие из них предполагают самостоятельные наблюдения детей за теми или иными явлениями природы, что содействует развитию наблюдательности, умения зорко вглядываться в явления окружающего мира. Способность к зоркой наблюдательности ребенка связана с осмыслением не только сущности явлений природы, но и переносится на явления общественной жизни, что важно для нравственного становления личности младшего школьника. Так, вопросы: «Какие полезные ископаемые известны в вашей местности?» «Где в вашей местности залегают песок и глина?», «Что дает ваш край стране?», «Как в вашей местности охраняют воды от грязи?» и другие, направляют детей на самостоятельный поиск ответа, проявление наблюдательности, что в свою очередь не может не сказаться на развитии ценных нравственных качеств личности — самостоятельности, активности.
Ценным является и направленность вопросов на самую личность ученика, на осознание и оценку им своего участия в общенародном деле. Вопросы: «В каких весенних работах ты принимаешь участие?», «Какое участие принимают пионеры вашей школы в охране водных богатств?», «Как вы охраняете птиц?» и другие, обращенные к самим детям, требуют от них объективной оценки деятельности своей и товарищей, подсказывают им направления будущих дел на благо и пользу окружающих людей, родного края и страны. Подобные вопросы и задания (например, «Летние задания») способствуют развитию представлений детей о важности заботливого, хозяйского отношения к природе, ответственного отношения к своим делам и поступкам.
Таким образом, мы видим, что содержание учебников для учащихся начальных классов имеет большое значение для идейно-нравственного воспитания младших школьников. Включенные в них тексты учат детей любить и защищать Родину, трудиться во имя ее процветания, во имя мира на Земле, раскрывают высокую коммунистическую идейность и нравственность советского человека, которому присущи ответственность, коллективизм, товарищество, трудолюбие, честность, отзывчивость.
Анализ учебников показывает, что они содержат достаточное количество фактов, описание и анализ событий, действий людей, которые характеризуют явления нравственной жизни общества. Но нередко эти факты не приведены «в действие», не обсуждаются со школьниками с позиции нравственности. «Аппарат усвоения» — задания, вопросы, которые следуют после разделов, глав, параграфов в учебниках,— недостаточно нацелен на решение задач нравственного воспитания, не ориентирован на развитие нравственного сознания школьников.
Исторические события, факты, произведения художественной литературы могут и должны быть подвергнуты как классовой, социальной, так и нравственной оценке. Осуществление нравственного воспитания ставит как весьма актуальную задачу рассмотрение межпредметных связей в идейном и нравственном аспектах.


О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +