Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Эстетическое воспитание >>

ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Коммунистическая партия Советского Союза на всех этапах развития нашего социалистического общества проявляла глубокую заботу о воспитании подрастающих поколений. В соответствии с решениями XXV и XXVI съездов КПСС советская школа продолжает поиски путей и методов дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения качества идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, достижения таких результатов, когда каждым молодым человеком осознается потребность единства его знаний, убеждений и практических действий, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Сформированность ценных нравственных качеств, нравственного поведения и нравственного сознания приобретает особую значимость в эпоху строительства коммунистического общества. «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» исключительно большое значение придается нравственному воспитанию подрастающего поколения: «Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера» (1).
Одной из форм общественного сознания является моральное сознание, являющееся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое и т. д.), отражением социального бытия людей. Моральное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения. Оно выражает свое положительное или отрицательное отношение к общественным явлениям и поступкам людей, осуждает или одобряет их. Мо-
---------------------------------------------------------
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984, с. 48.
--------------------------------------------------------
ральное сознание способно направлять поступки людей постольку, поскольку представляется возможность выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честностью и нечестностью. Этот выбор человек должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по собственному осознанию и признанию этой необходимости. Такое предписательно-оценочное отношение к явлениям окружающей жизни, деятельности, поступкам и действиям человека составляет важнейшую особенность морального сознания.
Индивидуальное моральное сознание формируется под влиянием двух факторов: общественного бытия и общественного сознания, которое включает в себя моральное сознание общества, актуальные нравственные требования и нравственный опыт человечества.
Индивидуальное моральное сознание — своеобразная проекция общественной морали. Вместе с тем это не просто экран, слепок функционирующих норм, но и активное, творческое начало нравственных отношений, ибо мораль избирательна. Моральное сознание вызывает в мышлении человека поиск того поступка, который должен соответствовать определенной норме нравственности. Через систему норм, оценок, идеалов мораль регулирует поступки и действия людей, выполняя роль своеобразного компаса поведения, позволяющего правильно ориентироваться в окружающей жизни.
Информацию о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не только в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общении со своими сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. В обилии информации о нравственных нормах и правилах младшему школьнику порой предстоит разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т. е. знания.
Отсюда должно быть понятно значение процесса целенаправленного и систематического накопления знаний каждым советским школьником о сущности норм коммунистической морали.
Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» (1). Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание — удостоверенное, проверенное практикой отражение действительности. Сознание — не обязательно достоверное отражение, так как бытие не просто отражается в сознании, но и преломляется в нем. Отсюда возникает возможность заблуждений.
Непрерывное накопление знаний о нормах коммунистической морали для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Подчас для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Еще труднее приходится ребенку.
Приведем пример. Не сразу сумели найти правильный ответ учащиеся III класса одной из московских школ во время обсуждения проблемной ситуации, предложенной им учительницей (она взяла ситуацию из жизни классного коллектива, изменив имена детей): «В III классе учились два товарища: Петя и Миша. Однажды Петя пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Петя подумал: «Вот почему Миша стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал».
А в это время его спросила Мишина мама: «Как там учится мой Миша? Что-то тревожно за него».
Учитель задает детям вопрос: «Как, по вашему мнению, поступил Петя?»
Ситуация не из легких. Одни считали, что нельзя говорить о плохих отметках больной маме. Другие искали выход в создавшейся ситуации: и сказать правду нельзя больной, но и не говорить — нечестно. Третьи стояли на том, что говорить больному неприятные известия не нужно, но следует всем классом помочь Мише исправить плохие отметки, а также взять на себя выполнение части домашних дел вместо заболевшей Мишиной мамы.
Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями коммунистической морали.
«Но прежде чем осознать, принять или не принять требования должного, нужно его знать. Овладение информацией о существующих нормах поведения — это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения» (2).
------------------------------------------------------------------
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 633.
2. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974, с. 130.
----------------------------------------------------------------------
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе развитого социализма, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. И действительно, младший школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может представить последствия своего поступка, особенно в новой, непривычной ситуации. Примеров таких невольных ошибок в жизни можно привести немало. Так, дежурный по классу Олег, ученик I класса одной из московских школ, распределяя по просьбе учительницы цветную бумагу для урока ручного труда, выбрал самые большие и яркие листы и отдал их своему другу Боре. Остальные дети это заметили и сказали учительнице. Та сделала замечание Олегу, назвала его несправедливым. Рассказывая родителям о случившемся, Олег недоумевал: «И почему это я несправедливый? Я же не себе взял, а дал другу. Ирина Сергеевна сама же говорила, что нужно быть хорошим товарищем и ничего не жалеть для друга». Недоумение ребенка свидетельствует о том, что он не сумел увидеть сложности человеческих отношений, когда его справедливый и даже благородный поступок в отношении к другу обернулся несправедливостью в отношениях к остальным детям.
Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешное их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм коммунистической морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка.
Нравственные знания способствуют также появлению стремлений у младшего школьника стать лучше. Возникновение потребности в нравственном самосовершенствовании усиливается под влиянием положительного примера.
Таким образом, в процессе нравственного развития младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях коммунистической морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с I класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Это дает возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирования у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.
Проведение бесед — одно из часто используемых учителем средств нравственного воспитания школьников. При опросе учителей об основных средствах нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы. На первый взгляд создается впечатление об излишней увлеченности словесным воспитанием. Однако изучение опыта нравственного просвещения свидетельствует чаще всего о другой болезни воспитательного процесса, о которой говорил В. А. Сухомлинский: «Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом» (1).
Изучение педагогического опыта показывает, что этические беседы учитель проводит чаще в связи с нарушением детьми нравственных норм, а не в определенной системе. Далеко не всегда соблюдается принцип научной обоснованности, доступности вводимых в беседу нравственных понятий. В раскрытии норм нравственности учитель порою ограничивается общими фразами, переходящими в нравоучения. Не учитываются интересы самого ребенка, который не остается безучастным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них.
По данным исследования, проведенного Е. В. Бондаревской и Г. П. Богомоловой (2), учащиеся III и IV классов проявляют интерес к истории нашей Родины, к ее будущему, к социальному устройству жизни в нашей стране, к труду взрослых. Особую
--------------------------------------------------------------
1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975, с. 7.
2. См.: Бондаревская Е. В., Богомолова Г. П. Методика изучения нравственной воспитанности школьников.— В кн.: Методы научно-педагогического исследования. Ростов-на-Дону, 1972, с. 75.
-------------------------------------------------------------------
сферу составляет интерес к моральному облику детей, героическим подвигам во время Великой Отечественной войны и в мирное время. Детей интересует, «каким должен быть человек при коммунизме», «как жить, работать», «откуда берутся плохие люди». Эти вопросы направлены на формирование обобщенных представлений об образцах нравственного поведения и свидетельствуют о стремлении школьников этого возраста к обсуждению достаточно сложных моральных проблем.
К концу младшего школьного возраста у учащихся возникает относительно устойчивый интерес к нравственным знаниям. Устойчивость интереса младших школьников к вопросам нравственности, безусловно, зависит от того, насколько внимательно и серьезно относятся к проявлению такой его пытливости взрослые — родители и учителя. Если взрослый отмахивается от вопросов ребенка, обрывает его рассуждения на полуслове, допускает бестактную насмешку или ограничивается общими фразами, то при таком отношении ребенок или замыкается, или начинает искать ответы «на стороне», что может привести к накоплению неправильных, искаженных знаний и оценок явлений жизни.
Получая обстоятельные ответы взрослых, в разъяснении которых подчеркиваются существенные связи и зависимости сложных жизненных явлений, человеческих отношений, действий и поступков, ребенок постепенно учится обобщать, осмысливать полученную информацию, тем самым преодолевается ситуатив-ность его мышления, оценок, рассуждений и выводов.


О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +