Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный транспортными уставами (кодексами) или изданными в установленном порядке правилами. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.
Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.
Размер штрафов, взимаемых с автотранспортных организаций за просрочку в доставке груза или багажа, определяется Уставом автомобильного транспорта РСФСР в Зависимости от длительности просрочки.
Уплата автотранспортной организацией штрафа за доставку груза или багажа с просрочкой не освобождает ее от ответственности за вызванные этой просрочкой утрату, недостачу или повреждение груза или багажа.
1. Срок доставки груза и багажа — это срок исполнения обязательства по перевозке. Его установление существенно, например, для определения возможности перевозки скоропортящихся грузов. Такие грузы не принимаются к перевозке, если их срок транспортабельности по качественному удостоверению (сертификату) меньше срока доставки.
Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, который установлен:
а) транспортным уставом (кодексом). Так, согласно ст. 133 УЖД срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж;
б) изданными в установленном порядке правилами. См., например, Правила применения единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом, на экспедиционные операции и другие услуги, оказываемые автотранспортными предприятиями на территории РСФСР, которыми установлены сроки доставки при перевозке грузов в регулярном междугородном автомобильном сообщении. В настоящее время сроки доставки грузов железнодорожным, внутренневодным, морским и автомобильным транспортом в большинстве случаев утверждаются соответствующими транспортными министерствами (ведомствами) по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР. Если срок доставки в нормативном порядке не установлен, перевозчик обязан доставить груз (багаж) в пункт назначения в срок, установленный договором. Это правило применяется сравнительно редко, в частности при морских перевозках в заграничном сообщении или на воздушном транспорте грузов, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов (см. ст. 40 ВК).
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении сроки их доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, принимающих участие в такой перевозке (см. ст. 113 УЖД; ст. 117 УАТ).
2. Доставка груза (багажа) в пункт назначения в установленный срок является одной из основных обязанностей перевозчика. За ее нарушение перевозчик несет ответственность в форме штрафа, размер которого зависит от длительности просрочки и определяется транспортными уставами и кодексами (см. ст. ст. 153, 165 УЖД; ст. 188 УВВТ; ст. 64 ВК). Этот штраф является исключительной неустойкой, так как взыскание убытков не допускается. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что просрочка в доставке груза (багажа) произошла не по его вине. Из этого следует, что ответственность наступает лишь за виновное нарушение сроков доставки груза и багажа. При этом вина перевозчика предполагается (презюмируется).
3. На автомобильном транспорте сроки доставки грузов и багажа установлены только для междугородных перевозок. Соответственно и штраф за их нарушение взыскивается только при перевозках в этом виде сообщения. Автотранспортная организация уплачивает штраф за просрочку в доставке:
а) груза — в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки с тем, что общая сумма штрафа не может превышать 60% провозной платы (ст. 137 УАТ);
б) багажа — в размере 10% провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50% провозной платы (ст. 138 УАТ).
4. Просрочка в доставке может явиться причиной порчи (повреждения) либо недостачи груза или багажа. Поскольку в таких случаях имеет место нарушение различных условий договора перевозки (срока доставки и обеспечения сохранности груза или багажа), перевозчик несет ответственность за каждое нарушение: уплачивает штраф за просрочку в доставке и возмещает ущерб от несохранности перевозимого груза (багажа) по правилам ст. 383. В настоящей статье это положение установлено для автомобильных перевозок. Но оно имеет значение общего правила для всех видов транспорта и закреплено в постановлении Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. № 988. Факт просрочки в доставке груза сам по себе не является основанием для возложения ответственности за порчу груза на автотранспортную организацию (перевозчика вообще). Убытки, связанные с порчей груза, могут быть отнесены на перевозчика лишь тогда, когда будет установлена причинная связь между допущенной просрочкой в доставке груза и его порчей. По отношению к этим убыткам штраф за просрочку является штрафной неустойкой.