Когда предложение заключить договор сделано с указанием срока для ответа, договор считается заключенным, если лицо, сделавшее предложение, получило от другой стороны ответ о принятии предложения в течение этого срока.
1. В комментируемой статье выделяются две стадии соглашения: предложение (оферта) и его принятие (акцепт). Лицо связано сделанным им предложением: если адресат предложения его примет, соглашение считается достигнутым. Однако для наступления столь серьезных последствий предложение должно, во-первых, содержать все пункты, которые признаны существенными законом или являются таковыми, исходя из особенностей самого договора (ст. 160); во-вторых, быть обращенным к конкретному лицу, а если оно адресовано неопределенному кругу лиц, то из предложения должна быть ясной воля заключить договор с любым отозвавшимся. Обеими этими предпосылками обладает, например, и вручение отправителем железной дороге накладной, и направление подрядчиком заказчику проекта договора подряда на капитальное строительство, и раскладка товара при продаже с открытой выкладкой методом самообслуживания, и помещение товара на внутренней витрине магазина либо в торговый автомат с указанием ассортимента товаров. Поэтому, в частности, в двух последних случаях, оплатив товар, покупатель вправе требовать от торгующей организации его передачи.
2. При отсутствии одной из указанных предпосылок речь идет уже не о „предложении", а только о „приглашении к предложению". Таким образом, приглашением являются, например, различные формы рекламы (рассылка каталогов, буклетов, выставление товаров в наружной витрине и т. п.). Как правило, приглашение к предложению отличается от предложения тем, что лицо, от которого исходит приглашение, вправе от него отступить. Поэтому, например, действующие в розничной торговле правила не предусматривают возможности для покупателя требовать передачи ему товаров, составляющих часть наружной витрины. Никаких последствий для снабженческо-сбытовой организации не влечет и включение определенной продукции в составляемый ею список имеющихся на предприятиях и в организациях района излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей, подлежащих реализации, который она рассылает потребителям. Именно воля этих последних заключить договор и должна рассматриваться как предложение. Указанное правило знает исключения. Рассылая перечень продукции, реализуемой ею без лимитов, снабженческо-сбытовая организация предлагает любому потребителю обслуживаемого ею района заключить с ней договор поставки включенной в перечень продукции. Положение об оптовой торговле (п. 9) предусматривает, что если впоследствии потребитель направит заказ, снабженческо-сбытовая организация не вправе уклониться от его принятия. В противном случае потребитель может обратиться в арбитраж с требованием о понуждении ее заключить соответствующий договор (см. комментарий к ст. 166).
3. В отношениях между советскими социалистическими организациями срок для принятия предложения определен в обязательных для сторон специальных правилах о соответствующих договорах, а при отсутствии в них такого указания действует общая
норма: для принятия предложения адресатам предоставляется 10 дней с момента его получения (см. п. 22 Положения о предъявлении претензий). 4. Лицо, сделавшее предложение с указанием срока для ответа, связано на протяжении всего этого периода. До его истечения оно не может отменить или изменить предложения. В случаях, когда ответ о принятии поступит в рамках указанного в предложении срока, договор считается заключенным на условиях, содержащихся в первоначально сделанном предложении.