Содержание обязательства, возникающего непосредственно из акта планирования народного хозяйства, определяется этим актом.
Содержание договора, заключаемого на основании планового задания, должно соответствовать этому заданию.
1. Содержание обязательства — совокупность прав и обязанностей его сторон. Акт планирования народного хозяйства означает в данном случае: изданный в любой сфере хозяйственной деятельности государства административный акт, который носит плановый характер и непосредственно порождает обязательство между организациями, которым он адресован. „Определяется этим актом" означает, что права и обязанности сторон в обязательстве должны соответствовать плановому акту. Это не исключает, однако, для них возможности по соглашению между собой, а в случаях, предусмотренных законом, односторонне конкретизировать и детализировать указания планового акта, расширяя таким образом содержание возникающего обязательства.
2. Содержание договора — совокупность его пунктов (условий). Последние делятся на существенные, обычные и случайные. К существенным относятся пункты, удовлетворяющие двум требованиям: без них договор не возникает и вместе с тем их достаточно для возникновения договора (см. ст. 160). Обычные — пункты, которые соответствуют редакции диспозитивной нормы. Случайные — те, которые не имеют аналога в действующем законодательстве либо предусматривают редакцию, отличную от указанной в диспозитивной норме (например, в силу ст. 425 хранитель может пользоваться переданной на хранение вещью только тогда, когда это предусмотрено договором. Поэтому пункт, запрещающий хранителю пользование вещью, — обычный, а предоставляющий такое право — случайный).
3. Под плановым заданием подразумевается обязательный для контрагентов акт компетентного органа, утвержденный в надлежащем порядке. Госарбитраж СССР, например, указал, что при разрешении преддоговорных споров не должны приниматься во внимание ссылки поставщиков на план производства, утвержденный вышестоящей организацией по показателям, которые в соответствии с действующим законодательством разрабатываются и утверждаются самим поставщиком (п. 34 Инструктивного письма Госарбитража СССР от 31 октября 1975 г. — Систематизированный сборник указаний Госарбитража, с. 107).
Плановое задание может включать несколько плановых актов (в договоре подряда на капитальное строительство, например, их четыре: план капитального строительства, титульный список, утвержденная проектно-сметная документация, а также план капитальных работ).
4. Требование, по которому содержание договора „должно соответствовать... заданию", означает, что стороны могут определять по соглашению между собой лишь пункты, укладывающиеся в рамки планового задания (так, согласованные поставщиком и покупателем развернутый ассортимент и частные сроки не должны противоречить предусмотренному в наряде или плане прикрепления групповому ассортименту и соответственно общему сроку поставки (пп. 34, 40 Инструктивного письма Госарбитража СССР от 31 октября 1975 г.); развернутые данные о строительстве объекта, указанные в согласованном сторонами внутрипостроечном титульном списке, должны соответствовать по срокам ввода в действие мощностей, объему капитальных вложений и строительно-монтажных работ показателям плана капитального строительства и титульного списка стройки (п. 14 Инструктивного письма Госарбитража СССР от 17 марта 1975 г. — Систематизированный сборник указаний Госарбитража, с. 161).
5. Договор, не соответствующий плановому заданию, признается полностью или в определенной части недействительным (см. комментарий к ст. 48). Если плановое задание слагается из нескольких актов, такое последствие наступает в случаях, когда договор противоречит хотя бы одному из них (недействителен договор на поставку материальных ценностей, относимых к основным фондам, который заключен, хотя и на основе наряда, но при отсутствии планового акта, предусматривающего выделение необходимых средств, включая банковский кредит).
Исполнение обязательств, не соответствующих плановым заданиям, может повлечь для виновной стороны дополнительные санкции, предусмотренные законом (например — штраф за отгрузку или отпуск продукции покупателю, которому она не выделена плановым органом — п. 88 Положения о поставках продукции и п. 87 Положения о поставках товаров).
6. Плановые задания по характеру действия делятся на одно- и двусторонне обязательные, а последние еще и на условные и безусловные. Односторонне обязательные плановые задания, принимающие обычно форму лимита, используются главным образом в энерго- и газоснабжении, оптовой торговле средствами производства, кредитовании. Лимит порождает у потребителя право требовать от другой стороны заключения договора в пределах лимита, а после его заключения — в одностороннем порядке отказаться от исполнения (см. комментарий к ст. 169).
7. В силу двусторонне обязательных плановых заданий у обоих адресатов возникает обязанность заключить договор и совершить предусмотренные в нем действия. Если такие плановые задания носят безусловный характер (они используются в отношениях по капитальному строительству), ни один из адресатов не может уклониться от заключения договора. Условное плановое задание порождает обязанность только в случае, если потребитель не откажется в установленном порядке от заключения договора (см. комментарий к ст. 258). Однако и при безусловном, и при условном плановом задании, в отличие от лимита, права отказаться в одностороннем порядке от исполнения заключенного договора у потребителя, по общему правилу, нет.