Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы методов обучения грамоте стояли и стоят по сегодняшний день очень остро, так как чтение всегда рассматривалось как первый и основной предмет начального обучения.
Звуковой метод, предложенный К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил существовавший до этого буквослагательный метод.
Методика, разработанная К. Д. Ушинским, коренным образом отличается от всех предшествующих методик тем, что знакомит детей со звуками речи не как с некими абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.
К. Д. Ушинский говорил об этом так: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».
Как же решает К. Д. Ушинский задачу обучения чтению? Прежде всего, обучение чтению для него - часть обучения родному языку, включающего: 1) наглядное обучение; 2) подготовительные упражнения в письме; 3) звуковые упражнения, готовящие к чтению.
Поскольку нас в данной работе интересует только обучение чтению, мы будем анализировать лишь третью группу этих занятий. По методу К. Д. Ушинского дети сначала знакомятся со звуками а, о, и. Как только дети вслед за учителем научатся правильно называть эти звуки (изолированно), учитель произносит целое слово, в котором есть один из этих звуков, и просит детей определить, какой знакомый им звук есть в этом слове. «Учитель. Какие вы знаете звуки? Первый? Второй? Третий? А вот я вам скажу целое слово — вол! Какой здесь звук — а или о? Вол! Учеиики, наиболее способные, угадают с первого раза. Если же никто не угадает, то учитель должен сказать сам. За третьим, четвертым словом все начнут отгадывать, но сначала, конечно, не без ошибок».
Для этих упражнений берутся односложные слова с искомой гласной в середине слова. Заметим, что изучение каждого звука сразу же сопровождается показом буквы, т. е. звук вводится всегда вместе с буквой. Таким образом, дети усваивают звуки а, о, и, е, у, ы. Затем они переходят к выделению гласных в двухсложных и многосложных словах, закрепляя уже усвоенные звуки и буквы и знакомясь с буквами я, ю, ё. Только после того как дети усвоили все гласные, начинается знакомство с согласными, причем К. Д. Ушинский считает, что «уяснить детям значение согласной буквы — самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Это — ключ к чтению: когда дети овладели им, то все остальное пойдет легко».
Согласные вводятся путем сравнения между собой двух слов, отличающихся друг от друга одной согласной: ус — уж. Затем так же, как ранее, дети искали в называемых учителем словах знакомые гласные, они начинают искать и изучаемые согласные. Следующий этап — переход от изучения звуков к чтению.
Знакомство с каждой новой согласной начинается с показа картинки, под которой написано слово. Дети сначала называют слово по картинке, затем проводят звуковой анализ этого слова (слова трехзвуковые: осы, ели, ива и т. п.); находят знакомые звуки, называют первый и последний звуки слова, доходят до нового звука, знакомятся с буквой, обозначающей его, и затем читают слово.
Этот метод имеет следующие преимущества: 1) при обучении ведется интенсивная работа, направленная на умственное воспитание ребенка; 2) дети работают с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками.
Важно, что детей постепенно ведут от выделения отдельного звука в слове к проведению полного звукового анализа слова. Таковы безусловные и чрезвычайно значительные достоинства этого метода.
Проанализировав процесс обучения начальному чтению, мы обнаруживаем, что дети, обучающиеся по этому методу, никогда не читают незнакомых слов. Прежде чем читать какое-то слово, дети проводят подробный и полный звуковой анализ его, записывают это слово и только после этого читают, т. е., читая, они заранее знают, какое слово они читают! Естественно, что дети не испытывают никаких мук слияния звуков, они произносят известное им заранее слово. Уделив большое внимание знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, К. Д. Ушинский не дал способа научения самому процессу чтения. Дети, которые учились таким способом, принцип чтения должны были интуитивно открывать сами.
За прошедшие годы звуковой метод не раз подвергался различного рода модификациям, вредным последствием которых оказалось возникшее представление о чтении как о процессе нанизывания «чистых» звуков при последовательном восприятии букв. Если сущность метода К. Д. Ушинского заключалась в том, что основной упор в обучении чтению он делал на серьезную длительную работу со звуковой стороной языка и поэтому назвал свой метод звуковым, то в дальнейшем название «звуковой» стало означать, что при чтении назывались якобы «чистые» звуки, слияние которых и приводило к чтению. С резкой критикой подобного понимания звукового метода выступил И. Н. Шапошников, который возвратил звуковому методу утерянные со времен К. Д. Ушинского акценты, в своих теоретических разработках даже усиливая их. По мнению И. Н. Шапошникова, только тот умеет сливать звуки, кто слышит их в речи. В умении узнавать, слышать звуки речи заключается вся «тайна», весь «секрет» чтения.
При обучении чтению по методу И. Н. Шапошникова дети каждое слово делят на слоги, а слоги на звуки. Каждый выделенный звук обозначается буквой (при этом во избежание графических трудностей И. Н. Шапошников предлагает пользоваться печатным шрифтом). Таким образом, ребенок не просто делит слово на звуки, но тут же выражает его в буквах: он пишет, заканчивая процесс абстрагирования звуков в процессе письма. Каждое написанное слово затем дважды читается детьми. (И. Н. Шапошников против того, чтобы давать детям слова, которые они не умеют писать правильно.)
Такое чтение, по его мнению, ускоряет процесс абстрагирования звуков: через некоторое время ученик устанавливает связь между буквами и звуками и начинает читать. К чтению незнакомого текста дети переходят только тогда, когда таким образом пройден почти весь алфавит, т. е., прежде чем приступить к чтению незнакомого текста (не проанализированного и не записанного перед чтением), дети долго упражняются в чтении по свежим следам анализа, читая таким способом практически все возможные простейшие слоги. Итак, по методу И. Н. Шапошникова, так же как и по методу К. Д. Ушинского, дети учатся чтению, идя от звуковой действительности.
Мы видим, что у лучших педагогов, работающих по звуковому методу, момент слияния звуков в слог вообще исключен из процесса обучения, так как дети долго упражняются в «чтении» известных заранее слогов и слов. Однако нельзя не признать, что подобное решение, хотя и является безусловно интересным и чрезвычайно облегчающим обучение детей чтению, не раскрывает перед нами механизма самого процесса чтения. В методических руководствах, которыми пользуются учителя сегодня, по-прежнему рекомендуется прием слияния звуков, прием «чистого» произнесения согласного при чтении открытого слога.
Для чтения детям предлагаются вначале слова только с твердыми согласными, так как, по мнению методистов, чтение слов с мягкими согласными значительно труднее, чем с твердыми. И действительно, при существующем в настоящее время способе обучения чтению с нанизыванием «чистых» звуков трудно даже представить, как можно предложить ребенку читать слог с мягким согласным: ведь в слоге мя, например, первый звук ребенок должен назвать м. Напомним, что К. Д. Ушинский предлагал знакомить детей сначала со всеми гласными буквами и сразу переходить к чтению слогов как с твердыми, так и с мягкими согласными. Хотя никто не отрицает важности и обязательности обучения детей звуковому анализу, на деле этот звуковой анализ лишь отдаленно напоминает тот, который был предложен сто лет назад К. Д. Ушинским.
В настоящее время необходима разработка новой методики обучения чтению. Исследования в этом направлении были начаты более десяти лет назад Д. Б. Элькониным.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +