Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

И. А. Виньяр


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

«Габима» до встречи с Вахтанговым была профессиональным театром, таким же, как все полулюбительские провинциальные еврейские театры, которые встречались на большой территории бывшей Российской империи.
Приехав в 1917 году из Белостока в Москву, в эту „театральную Мекку", Цемах, Гнесин и Ровина (основатели „Габимы") обратились к К. С. Станиславскому, чтобы он посоветовал, как создать новый театр. После нескольких бесед Цемаха с К. С. Станиславским труппа театра была распущена, а актерам предложено было приступить к учебе на студийных началах.
Для их воспитания Станиславский посоветовал обратиться к одному из своих лучших учеников — Евгению Богратионовичу Вахтангову.
В этой группе „Габимы" осталось всего восемь человек. Затем было принято еще четверо. В эту группу вошел и я.
Мы приступили к постановке одноактных пьес, вошедших затем в программу „вечера студийных работ". Евгений Богратионович хотел преподать метод Художественного театра на разном материале. Были выбраны: „Старшая сестра" Шолом-Аша, „Пожар" Перетца, „Солнце-солнце" Кацнельсона и „Напасть" Берковича.
Подход Вахтангова ко всем четырем пьесам был различный.
Сказать коротко: если в первой вещи („Старшая сестра" Шолом-Аша) мы искали, и сквозное действие и задачи и разбивали эту одноактную вещицу на куски, главные и второстепенные, очень обстоятельно „обговорили" задачу каждой фразы, каждое слово, состояние каждого действующего лица и отношения его с окружающими, — то во второй вещи принцип уже был другой. Там устанавливалось главным образом сквозное действие каждого действующего лица и отдельного куска. В третьей вещи главным оказывалось настроение, с которым актеры должны выйти на сцену. В четвертой важнее всего было найти характер взаимоотношений действующих лиц.
— Это различие зависело от различия произведений, их стилей, жанров, тем?
— Да. „Напасть" — это был комический случай, произведение, которое разрешалось в легких планах, в определенном настроении и темпе, с некоторым сатирическим отношением к его образам.
„Солнце-солнце" — лирическое произведение, „Пожар" — трагическое, а „Старшая сестра" — произведение драматическое.
Е. Б. Вахтангов воспитывал из нас не только актеров и не только людей, умеющих в театре исполнять то, что им поручено, но и учил анализировать драматургию, стиль, все актерские задачи в каждой вещи. Вот почему его ученики из первой группы почти все стали режиссерами. Они ведут свою работу на основе принципов Вахтангова.
На премьере „вечера студийных работ" 8 октября 1918 г. Вахтангов не присутствовал. Он был болен. Но каждому из учеников он прислал открытку с трогательной надписью, где он всех нас благословлял на выступление. Спектакль произвел большое впечатление. Это было рождение еврейского театра в Москве.
Так как Вахтангов был долго болен, „Габима" приступила к новой работе без него. Была выбрана пьеса Пинского „Вечный жид". Ставил другой ученик К. С. Станиславского — Мчеделов.
Но после этого начинается второй и главный период в жизни „Габимы" — под руководством Вахтангова Анский (Рапопорт) написал пьесу из еврейского быта. Станиславский принял ее для постановки в Художественном театре, но затем предложил „Габиме". Пьеса была написана на русском языке. Перевод на еврейский было поручено сделать поэту Бялику. Он перевел так, что русский оригинал по глубине лирики и символики остался далеко позади. Это „Гадибук", или „Между двух миров".
— Пьеса Вахтангову понравилась?
— Он говорил, что в этой пьесе он мог поставить памятник уходящим формам еврейского быта, уходящим верованиям, всему тому, что в нашей жизни уже не имеет никакого основания. Вахтангов считал пьесу слабым драматическим произведением, но его привлекали легендарные поэтические образы, в которых раскрывались отношения собственников-богачей и несчастных нищих.
Впрочем, на другой стороне были не только нищие. В одном лагере были люди, живущие только делами денежными, не ведающие ничего, кроме своего личного благополучия; в другом — люди, обиженные жизнью и борющиеся за лучшие условия жизни. Но благодаря определенному мистико-символическому характеру пьесы эти люди не могли быть достаточно активно и реалистически выражены, о них можно было рассказать только символически.
Поэтому каждый акт этой пьесы (Вахтангов из четырех сделал три акта) был осуществлен Евгением Богратионовичем своеобразно, в несколько ином характере, чем остальные.
— Вахтангов вопреки пьесе шел от реалистического оправдания каждого характера, каждого образа?
— Да. Он шел от реалистического понимания всех обстоятельств действия в этой пьесе. Для понимания мысли Вахтангова можно сравнить, как роль Цадика играли Варди и Цемах. Варди играл ближе к мысли Вахтангова. Варди играл человека, который понимает свою слабость, понимает, что он не святой, а только должен поддержать веру в свою святость, чтобы не распалась окружающая его человеческая масса — хасиды, он этой верой хочет поддержать силы массы; а Цемах вообще верил в то, что он святой. Он не только поддерживал веру в это у окружающих, но эта вера была сущностью создаваемого им образа.
Вахтангов шел не от религии и не от отвлеченной символики или легенды, а от реальных человеческих отношений, на почве которых могли развиться и легенды, и верования, и вся поэтика пьесы.
— Какую роль в процессе работы над пьесой сыграл художник Натан Альтман?
— Громадную. Вначале, когда мы получили эскизы Альтмана, мы их не поняли. Долго спорил с Альтманом и Вахтангов. Но, после того как мы поработали с Евгением Богратионовичем в этом плане, нам всем стали ясны формы Альтмана — на черном белое, эти изломанные косые линии и гримы. Они для нас наполнялись определенной сущностью. Это была необычайная форма, которая не может повториться. В чем заключалась идея этой формы? В том, что все это уже кончено, что это — лишь памятник, что этим мы как бы подводим определенную черту и характеризуем период времени, эпоху, которая не вернется. Все мысли и ощущения зрителя должны были быть сконцентрированы на одном: все, что он видит и слышит, больше не повторится в жизни.
— Мне думается, что в этих косых линиях, на которых был построен спектакль, в этих угловатых, резких движениях отразились особенности национального мироощущения и еврейского жеста, складывавшиеся веками, веками страданий. А в то же время для Вахтангова эти тревожные, неустойчивые линии отражали вообще ушедшие годы, весь ушедший мир. Эти косые формы отвечали представлению о мире неспокойном, мире негармоничном, несправедливом и непрочном, который в конце концов и рухнул. Для Вахтангова все те формы, которые подсказывал Альтман, получили глубокое идейное оправдание. И поэтому в таком плане и развивалась дальше работа Евгения Богратионовича над спектаклем.
У Вахтангова примерно так же был решен и „Эрик XIV". А если бы Евгений Богратионович ставил пьесу из современной жизни, к чему он, конечно, скоро пришел бы, то он никогда не стал бы оформлять ее в одних косых линиях. Так что тут дело не в каком-то предвзятом экспрессионизме, в плену у которого, по мнению некоторых рецензентов, был Вахтангов. Это принципиальное решение художника, его отношение к тому миру, который он в данном случае показывает. Вахтангов, как никто другой, был способен и на совершенно иные, светлые художественные решения.
Но и в „Чуде св. Антония" — чем больше он врастал в существо пьесы, тем резче становились внешние формы спектакля как выражение отношения к уходящему навсегда миру.
— Это очень верная мысль. Ее нужно подчеркнуть.
— В случае с эскизами Натана Альтмана раскрывается еще одна черта Евгения Богратионовича. Вахтангов не только исключительно много давал актерам и всем окружающим, но он сам от каждого много брал. Он чрезвычайно внимательно прислушивался к людям и ждал их инициативы. Не поэтому ли актеры чувствовали себя такими счастливыми от общения с ним и по-настоящему во время работы „расцветали"?
— Это был не начальник, а товарищ, чудесный товарищ-руководитель. Бывало, он приходит вечером к нам, садится за стол и просит, чтобы ему рассказали побольше еврейских легенд. Света не зажигали. Одна легенда рождает другую. Наконец Вахтангов шепотом просит начать репетицию, и вот „в состоянии легенды" начинают репетировать первый акт. Это были замечательные вечера.
Однажды приходим в студию. В комнатах темно. Слышим звуки рояля. Знаменитая армянская песенка Вахтангова... Думаем, что кто-то из товарищей сидит и вспоминает эту песню. Тихонько поднялись наверх и видим, что за роялем сидит знакомая серая фигура. Тихо отошли в сторону, чтобы не мешать. Слушаем. В такое необычное время у нас Вахтангов. Пришел один, другой, третий человек, пока вся труппа не собралась, а Вахтангов все не оборачивается и импровизирует. Мы рассаживаемся по уголкам, по скамейкам или прямо на полу возле рояля; лампы не зажигаем. И так это длится, пока кто-то не запел песню. В течение многих часов лились песни; затем кто-то что-то стал рассказывать.
Счастлив тот человек, который испытывал такие моменты.
— Это была подготовка к овладению пьесой?
— Вахтангов впитывал в себя это настроение. Но самое главное - он создавал нужное настроение у нас и при этом воспитывал.
Прийти к Вахтангову на репетицию считалось величайшим счастьем, и я не помню, чтобы кто-нибудь не пришел потому, что он был болен, — если только не лежал прикованный к постели. Вахтангов нас всегда учил, что сцена есть место большой и прекрасной службы. Тут все лучшие человеческие чувства, которые в обычной жизни редко проявляются, получают выход. Все мечты человека, все его чаяния и надежды, все его устремления, все то, что содержится глубоко внутри.
У него каждый поступок или слово, относилось ли это к пьесе, или к костюму, или к чему-нибудь иному, — все было пропитано большим художественным вкусом и юмором. Все, что он говорил, не носило назидательного характера. Он воспитывал нас через человеческие отношения. Он знал каждого из нас. И не потому, что он нас расспрашивал (этого я не помню), а потому, что с ним можно было разговаривать, как с товарищем, с другом. Этим он чрезвычайно привлекал к себе.
— Как относился Вахтангов к тому, что спектакль должен был итти на древнееврейском языке?
— Вахтангов не раз, пожимая плечами, с улыбкой говорил: „А поймут ли нас?.. Нет, поймут!» Он хотел довести выразительность в этом спектакле до того, чтобы суметь рассказать все не словами, а одними звукам. Он говорил, что всю пьесу можно сыграть без единого слова или на любом языке — и все будет понятно. Он сам работал над пьесой на русском языке. И хотя он интересовался еврейским языком и даже кое-какие слова произносил, но языка не знал.
Наш театр посещало много людей, которые не понимали языка, но прекрасно понимали всё, потому что Евгений Богратионович довел спектакль до такой силы выразительности, о какой мечтал.
Я хочу остановиться еще на одном вопросе: как он определял характер пьесы и своей работы. Как-то идя с нами, он говорил: „Как назвать этот спектакль — фантастический реализм или реальная фантастика? Если сказать последнее, это будет моя работа, а если назвать „фантастический реализм", то это будет, может быть, и моя работа и сама пьеса".

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +