Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Экономия движений и методы усвоения


Джемс Древер, "Психология труда"
Л.-М., 1926 г.
Публикуется с небольшими сокращениями.
OCR Detskiysad.Ru


Вероятно, ни одно нововведение в области научной организации труда не вызвало большего интереса к себе, чем изучение времени и движений. Действительно, оно открыло новое поле для исследований, и на этом поле разработало утонченные методы и технику, напоминающие работу психологической лаборатории. Но специалистов заинтересовали не столько эти утонченные методы, сколько очевидная важность такого рода исследований с точки зрения наибольшей продуктивности и необычно широкое поле для применения этих исследований. Все усовершенствования техники в течение последних поколений — усовершенствования, представляющие самую поразительную особенность новейшей исторической эпохи — были ценны именно тем, что благодаря им сберегается или энергия или время, или то и другое вместе. Попытка выгадать время и энергию в движениях рабочего есть не что иное как распространение на человека, выступающего в качестве действующего фактора, тех же принципов; поскольку движения человека играют значительную роль в общем производственном итоге, усилия в этом направлении содействуют увеличению человеческой продуктивности. Существуют бесчисленные формы и направления человеческого труда, в которых механический элемент не играет никакой роли или играет роль очень незначительную, но которые также затрагиваются этим новым движением. От домашней хозяйки до фабричного рабочего, от землекопа до опытного механика — нет ни одной отрасли человеческого труда, которая не была бы связана с фактором движения и которая не была бы в нем заинтересована. Чрезвычайно удачный пример того, какое широкое значение имеет изучение движений, мы находим у Христины Фредерик в ее книге „Новое домашнее хозяйство". „Я вспоминаю,— говорит Фредерик,— одну молодую новобрачную, которая показывала мне свою новую кухню. Не правда ли, как красиво?— воскликнула она. Конечно, там были всякие новейшие усовершенствования, но плита была далеко — на одном конце кухни. Шкаф с посудой находился на другом конце — на расстоянии 20 футов. Всякий раз как хозяйке нужно было взять сковородку, она должна была пройти 20 футов в один конец — за сковородкою, и 20 футов — в другой конец, чтобы отнести сковородку на место... Когда я вижу такую кухню, я вспоминаю балаганного „зазывалу", которого я однажды слышала около одного деревенского цирка. „Леди и джентльмены, выкрикивал он, пойдите посмотреть большого африканского крокодила. В нем 18 футов от конца носа до конца хвоста, и 18 футов от конца хвоста до конца носа, всего, леди и джентльмены, 36 футов.
„Сколько женщин в общем „делают 36 шагов" всякий раз, когда им нужно повесить на место какую нибудь принадлежность кухонной утвари!"
Практическая задача научной организации труда при изучении движений заключается в нахождении способа экономить время и уменьшить утомление рабочего. Это достигается устранением всех ненужных движений или подстановкой более легких, более продуктивных и более быстрых движений на место сравнительно непродуктивных. Таким образом, перед научной организацией труда возникает как общая, так и частная проблема. Всякая ручная работа состоит из ряда движений. Если, с одаой стороны, мы можем уменьшить число движений, совершаемых в процессе работы, то, поступая так, мы должны ускорить выполнение работы, предполагая, что остающиеся движения, нисколько не затрагиваются этим сокращением, в смысле времени и трудности. Конечно, раз ни одно движение, как бы кратко и быстро оно ни было, не может совершаться вне времени, то и устранение всякого движения должно сберегать уходившее на него время и затрачиваемую, в связи с этим, энергию. Сумма этого сбере жения будет находиться в пропорциональном отношении к количеству времени и энергии, какие затрачивались на устраненные теперь движения. С другой стороны, подобный результат может быть достигнут путем замены менее продуктивных движений более продуктивными. Общая проблема при изучении движений заключается в том, чтобы достигнуть экономии времени и энергии первым способом. Другая проблема, или проблема деталей, состоит в том, чтобы получить экономию вторым способом. Мы рассмотрим каждую из этих проблзм по очереди. Аналогии для них можно найти, конечно, в механических индустриальных процессах. Что может быть сделано при решении общей проблемы, т. е. при сокращении числа необходимых движений в какой-нибудь сложной цепи движений, это лучше всего иллюстрируется у Джильбрета хорошо известным опытом с кладкой кирпичей. При обыкновенном способе кладки кирпичей наблюдалось восемнадцать отдельных движений. Некоторые из этих движений были явно не нужны и их легко было устранить. Столб из кирпичей стоял на таком расстоянии от рабочего, что последнему приходилось сделать один шаг, чтобы взять кирпич, и один шаг назад, чтобы поднести кирпич в воздвигаемой стене. Было очень легко сложить кирпичи гораздо ближе, так что исчезла нужча в этих двух шагах. Другие движения были устранены благодаря тому, что они оказались ненужными в силу нового расположения материалов. Например, кирпич и цементный раствор были расположены таким образом, что рабочему не приходилось низко нагибаться, каковое движение, к тому же, очень утомительно. Именно, был поставлен стол, на котором помещались кирпичи и цемент. Два последовательных акта — взятие в правую руку сначала кирпича, а потом лопатки с раствором — были заменены двумя одновременными актами: взятием кирпича левой рукой и лопатки правой. Удар лопаткой, который производился кладчиком после помещения каждого кирпича на место, был заменен слабым надавливанием на положенный кирпич. Наконец, обыкновенно накладчику приходилось следить, надлежащей ли стороной кирпич положен наружу, и если нет, то — перевернуть его. Осмотр этот, именно — сознательно-волевой акт, и самое переворачивание были устранены привлечением к процессу особого лица, без специальной квалификации. Это лицо должно было следить за тем, чтобы кирпичи лежали на столе в таком порядке, чтобы кладчик (квалифицированный рабочий) мог класть их на стену сразу, не переворачивая. В результате всего этого количество необходимых движений было сведено к пяти, и кладчик при новых изменениях мог укладывать 360 кирпичей в час, вместо 120, считавшихся нормальным числом часовой работы по старому методу. В нашей стране (Англии) в настоящее время считается достаточным, если кладчик положит 300 кирпичей в день!
Можно было бы легко привести и другие примеры, но уже и приведенного достаточно, поскольку дело касается общей проблемы. В этом эксперименте с укладкой кирпичей перед нами выступают два важных принципа, при помощи которых получается экономия во времени и энергии. Принципы эти имеют лишь малое отношение к „изучению движений" в том строгом смысле, в каком эти термины теперь употребляются. Первый из них заключается в том, что инструменты и материалы должны быть расположены так, чтобы их легко можно было брать в нужное время, без излишней затраты времени и энергии. Второй принцип состоит в том, чтобы экономить время и энергию высоко квалифицированного рабочего путем использования времени и энергии неквалифицированного рабочего, для выполнения таких функций, которые легко может выполнить этот последний. Оба эти принципа имеют большое значение, и действительно, они и сами по себе приводят к тем же результатам, к каким изучение движений стремилось с самого начала. Но „изучение движений" (motion study), как оно теперь понимается, т. е. изучение действительно совершаемых движений, ставя себе те же цели, стремится к этому, как мы видели, путем замены более продуктивными движениями и более продуктивными их элементами движений и элементов менее продуктивных. Это предполагает детальное изучение каждого специального движения. Это и есть „проблема деталей".
История развития методов детального изучения движений полна интереса. Сначала экспериментатор только наблюдал, с часами в руке (с механизмом для остановки по желанию) и отмечал затраченное время. Было найдено, что „одно и то же" движение (поскольку дело касалось цели и намерения рабочего) совершалось двумя различными рабочими в различное время. По крайней мере, мы можем предположить, что это было установлено. Затем встала реальная проблема об определении причин втих различий. Когда этот последний вопрос удалось разрешить, устранение упомянутых различий явилось уже лишь делом практического осуществления. К решению можно бы подойти здесь двумя путями: либо путем научения рабочего нисшего типа более совершенным движениям, либо путем использования времени движения в качестве теста при подборе рабочих для данной специальной работы. Вскоре было установлено, что метод, применявшийся к этому типу исследований, именно, наблюдение при помощи часов с особым механизмом, был не только недостаточно тонок, но и вообще не вполне пригоден для решенвя поставленной проблемы. Ближайший шаг состоял в том, чтобы получить фотографическую запись движений, как они наблюдаются у определенных лиц. Эта запись должна показать, какие различия существуют в реальных элементах, из которых состоит движение, как нечто целое.
Фотографический снимок получался следующим образом: электрическая лампочка прикреплялась к движущемуся члену, а камер-обскура помещалась так, что световое движение давало отпечаток линии на пластинке. Время всего движения доселе измерялось особыми часами, в настоящее время предложено простое механическое приспособление, позволяющее обходиться без упомянутых особых часов. Таким ооразом, был сделан еще шаг вперед. Оя состоит в том, что в электрическую лампочку вводится прерыватель (или выключатель), который через регулярные промежутки прерывает ток, питавший лампочку. В результате на фотографической пластинке получаются серии коротких разорванных линий, вместо одной сплошной линии, при чем каждая такая линия изображает известный промежуток времени.
Далее последовали два новых усовершенствования. Для выяснения того, в каком направлении совершается движение, было сделано приспособление, при помощи которого ток прерывается постепенно, а не сразу. В результате на фотографической пластинке запечатлеваются несколько притупленные стрелочки, вместо прежних коротких штрихов. Чтобы измерение движения было возможно более точным, принимают меры к тому, чтобы снимок ширмы, указывающий площади уже знакомых измерений, получался на той же пластиаке, на которой фотографируется и движение. Это последнее приспособление, невидимому, не является вполне необходимым: простое измерение и постоянство расстояния, как кажется, служат той же цели. Нужно также упомянуть, что и кинематография привлекается для целей исследований, при чем показания циферблата часов отмечаются на фильме — для счета времени. Впрочем, этот метод не оказался вполне успешным, в особенности для ближайших стадий в „изучении движений".
Описанным способом можно подучить фотографическую запись любого движения, и на ней можно сразу прочитать время, объем и нанравление движения. Но запись делается на плоской поверхности, тогда как реальное движение может предполагать три измерения. Поэтому фотография является несколько несовершенным изображением движений для целей „изучения движений". Это затруднение преодолевается применением стереоскопа. Мы берем две фотографии, которые, будучи помещены в стереоскоп, дают нам возможность видеть движение в трехмерном пространстве. Таким образом, запись движений является совершенно полной. Чтобы иметь возможность изучать движения тщательно и детально, на досуге, исследователь строит теперь, с этой стереоскопической точки зрения, проволочную модель в трех измерениях. Работая с этой моделью, он выясняет, где и как можно ввести изменения, которые повели бы к укорочению пути движения. Единственно, что еще остается решить в практических целях, это — уяснить, осуществимо ли такое укорочение. Таким образом, „изучение движений" достигает своего предела.
Чтобы у читателя не получилось какого нибудь неправильного впечатления, необходимо заметить, что время должно показать, оправдались ли все эти тонкие приемы при „изучении движений" соответствующими результатами. Бесспорно, „изучение движений" себя оправдывает. Можно привести несколько примеров, взятых, главным образом, у Meepca. Операция формовки литья требовала при обычных условиях 53 минуты. Исследователь заявил, что если рабочие подготовятся к этой работе при помощи усовершенствованных методов, они выполнят ее в 44 минуты. На деле же, после того как рабочие напрактиковались в соответствующих приемах, они могли выполнять эту работу в 20 минут. Это означало, что выработка повысилась на 165% а заработная плата увеличилась на 60%. При складывании хлопка отдельные движения были сведены с 20—30 к 10—12. В результате получилось увеличение выработки на 20%. В работе с накладыванием бумажных чехлов на маленькие коробки выработка увеличилась на 100%.
Подобный же результат наблюдался на фабрике кондитерских изделий. Увеличение выработки на 170% наблюдалось при изготовлении оберточного холста, а при изготовлении другого рода оберточного материала это повышение выработки достигало даже 230%.
Однако, при анализе подобных результатов, достигнутых „изучением движений", нужно учитывать и другой, очень важный психологический фактор, который пока еще только намечен. Для опытного исследователя недостаточно найти более продуктивное движение и более совершенные методы. Рабочий также должен научиться этим новым движениям и усвоить эти новые методы. Поэтому продуктивность движений, как проблема для индустриального психолога, связана с дальнейшей проблемой — экономигации обучения или усвоения. Наша ближайшая задача заключается в том, чтобы подвергнуть анализу психологочиское являение обучения, поскольку оно связано с практическими задачами.
Существуют две группы явлений, исследуемых психологией обучения и усвоения и, невидимому, специально связанных с задачами и потребностями индустрии в данной области. Это — явление помехи или замешательства, уже рассмотренное в предшествующей главе, и явление распределения повторений или периодов изучения. Явления замешательства не требуют здесь нового описания, о них приходится упомянуть только потому, что неправильное или несовершенное движение, сделанное рабочими процессе заучивания какого-нибудь нового движения, способно отсрочить или замедлить его усвоение, а в отдельных случаях — даже постепенно ослаблять продуктивность его работы, поскольку дело касается этого движения. Поэтому иногда, быть может, легче усвоить какое нибудь новое движение новичку, чем рабочему, уже много раз выполнявшему движение, которое мы желаем заменить новым. Это, в известной степени, может объяснить то противодействие, которое реформа этого рода часто встречает со стороны рабочих. Такое противодействие может носить характер некоторого „защитного механизма" против той, более или менее бессознательно предчувствуемой трудности, какую повлечет за собой перемена.
Но самый важный урок, который извлекает отсюда психология усвоения, заключается в том, что желательно незаметное наблюдение вначале упражнения за тем, чтобы неправильное движение не получилось в этой ранней стадии. Такое движение можот повредить продуктивности не только потому, что оно неправильное, но и потому, что чем раньше приобретено такое движение, тем устойчивее его влияние. Ошибки, сделанаые на более поздней стадии усвоения нового движения, не так важны и серьезны, как ошибки, сделанные на ранней стадия. Отсюда можно было бы вывести все виды практических правил, но все они содержатся в одном общем правиле: „старайтесь, чтобы движение с самого начала было правильным".
Из ряда экспериментальных исследований усвоения немногие оказались столь ценны по практическим результатам как исследования в области распределения периодов усвоения или обучения. Оказалось, что в заучивании чего нибудь наизусть данное число повторений более продуктивно в зависимости от распределения повторений на более значительный срок. Например, предположим, что мы хотим дать повторения. Мы получим самые незначительные результаты от этих повторений, если мы будем давать их одно за другим в один урок. Но результаты будут гораздо лучше, если мы будем давать их одно за другим, последовательно в течение 12 дней. С упражнением, или с периодами обучения дело обстоит приблизительно также. Существуют пределы для экономного распределения повторений или упражнений, но эти пределы зависят от условий, которые управляют скорее продуктивностью или работой, чем самим усвоением. Американский исследователь Старч, употреблявший при процессе усвоения, уже описанный текст „замены" или „подстановки", сравнивал четыре группы лиц, работавших при различных периодах усвоения. Первая группа работала по 10 минут в один прием, два раза в день, в течение шести дней. Вторая группа работала по 20 минут в один прием, один раз в день, в течение 6 дней. Третья группа работала 40 минут в один прием, через день в течение 6 дней (т.-е. рабочих дней было 3). Наконец, четвертая группа работала сразу 120 минут в один прием. Каждый испытуемый делал отметку после пяти минут работы, чтобы указать пункт, до которого он дошел. Результаты обнаружили, что чем больше было перерывов и чем короче они были, тем значительнее был успех. Но „кривая" усвоения показывает, что предел экономного усвоения был почти достигнут, если только не был превзойден. Преимущество группы, занимавшейся в течение 10 минут перед группой, занимавшейся по 20 минут, было гораздо меньше, чем преимущество последней над группой, занимавшейся по 40 минут; в одном пункте, при конце усвоения, кривая группы 20 минут пересекала группу 10 минут и потом поднималась над этой группой. Интересно отметить, что более короткий период давал преимущество в начале, именно в течение первых 10 минут работы, когда можно было бы предположить, что в это время все группы были одинаковы. Это, вероятно, объясняется тем обстоятельством, что эта группа бессознательно вкладывала больше энергии в свою работу. Это может объяснить и дальнейшее увеличение продуктивности, когда паузы были распределены соответственным образом.
Едва ли можно сомневаться в том, что большое количество времени, затрачиваемое нами на различные упражнения (напр., в играх и т. п.), тратится нами очень неэкономно с точки зрения приобретения той ловкости, какая при этом является нашей главною целью. То же самое нужно сказать и о рабочих. В опыте Старча, если продуктивность первой группы, после двухчасовых упражнений, обозначить цифрою 300, продуктивность второй группы должна выразиться цифрою 140 после такого же периода упражнений. Разница очень значительная, и она с достаточною ясностью указывает на то, как много времени теряется попусту при неудачном распределении периодов упражнений. Наилучшее распределение таких периодов, разумеется, зависит от разнообразных обстоятельств. Поэтому нужны дальнейшие исследования, в особенности исследования различных видов упражнений или, вернее — ловкости, играющей столь большую роль в индустриальной работе, но все же общий принцип уже ясен.
Влияние распределения периодов усвоения на приобретение ловкости зависит отчасти от факторов, которые обусловливают продуктивность работы и о которых уже говорилось в предыдущей главе. Но отчасти оно зависит и от явлений „помехи" или замешательства. Влияние вмешивающихся неправильных или нежелательных ассоциаций и связей устраняется тем, что дается известное время на исчезновение этих явлений. При работе с рисованием изображений в зеркале (срисование руки иди фигуры, видимых в зеркале, вместо обращения к самому предмету), в качестве практических упражнений при изучении процесса усвоения, мы часто наблюдали следующее явление. Положим, занимающийся делает шесть попыток в этом направлении и, приобретая ловкость в связи с упражнением, сокращает время для нарисования простой фигуры с 4 минут при первой попытке до 1 минуты при шестой попытке. Затем, когда он возобновляет допытку по истечении двух недель, совершенно не упражняясь в рисовании за это время, он уже при первой попытке может выполнить рисунок в 75 секунд. Один американский исследователь, растянувший опыт над писанием на пишущей машине на 5 лет, производил испытание над одним лицом через 4 1/2 месяца после упражнения, а потом — через 1 1/2 года после упражнения. В первом случае результаты были немного ниже средних результатов последних десяти серий упражнений. Но при втором и последующем испытаниях обнаружился значительный выигрыш по сравнению с этими результатами упражнений.
В связи с анализом процесса усвоения нужно отметить еще один пункт. Где процесс заучивания растягивается на длинный период упражнений, кривая усвоения не обнаруживает непрерывного подъема искусства или ловкости. Она скорее обнаруживает ряд как бы „низменностей" или „отлогостей" с перемежающимися „возвышениями", и это является типичным для всякого изучении или усвоения. Повидимому, это объясняется тем, что во всяком сложном процессе усвоения устанавливаются навыки различных порядков или уровней. Навыки низшего порядка должны установиться раньше, чем можно было бы перейти к навыкам высшего типа. Всякая попытка слишком поспешно подойти к этим последним привычкам оканчивается неудачей. Знание этого обстоятельства очень важно для всякого, кто руководит обучением. Это, с одной стороны, при недостаточной успешности обучаемого дает руководителю возможность, так сказать, подбодрить его. С другой стороны, это ate обстоятельство удержит ученика, слишком стремящегося вперея, от риска потерять все, что он уже приобрел. В стадии „плато" (плоская возвышенность) „помехи", или внесение замешательства, играют невидимому, значительную роль. Приобретение более высоких координации возможно только тогда, когда установились координации нисшего типа. Причина этого лежит в том, что два порядка навыков мешают друг другу, если первые еще не установились окончательно и не сделались механическими раньше, чем началось усвоение навыков высшего типа. Здесь мы наблюдаем взаимные помехи. Поэтому-то попытка итти слишком быстро и может привести к потере того, что уже приобретено.
Эти факты и явления из области процесса усвоения, конечно, имеют более широкое применение, а не только к области „изучения движений". Каждое индустриальное предприятие должно мириться с тем, что среди его рабочих всегда в известном проценте имеются „новые" руки. Даже если удерживаются традиционные движения и традиционные методы работы, „новые" руки должны изучить эти движения и эти методы работы. Случайное усвоение, преобладавшее до сего времени, связано с значительным риском и легко может оказаться очень убыточным. Риск этот, как результат неправильного усвоения, заключается в том, что продуктивность рабочего может постоянно падать. Непроизводительные издержки могут обусловливаться напрасной тратой времени, энергии, а иногда, кожет быть, и материалов, и все это — в результате неэкономного обучения и усвоения. Чем выше то техническое умение или техническое искусство, которое связано с определенным процессом усвоения, тел более серьезен риск и тем более значительны потери, связанные с случайным усвоением. Поэтому затраты на систематическую организацию процесса изучения во всех индустриальных предприятиях и на систематическое применение психологических принципов, лежащих в основе процесса усвоения, несомненно, окупятся с избытком (и в отношении к отдельному производителю, и в отношении к обществу в широком смысле) повышением последующей продуктивности труда. Это частичный довод за учреждение технических школ; впрочем, трудно предположить, чтобы технические школы пошли навстречу всему тому, чего требует в этом отношении индустрия.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +