Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Профессионализм и политехнизм


Б. А. Плюснин-Кронин. "Новый этап"
Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета
Изд-во "Работник просвещения", М., 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Понижение уровня общего образования с 17 до 15 лет многими было принято, как победа точки зрения профессионалистов и украинского Наркомпроса, который вообще считал политехнизм „утопическим, ке реальным" и призывал к ранней профессионализации.
Украинская точка зрения была отчетливо формулирована наркомом по просвещению Украины тов. Гринько в специальной брошюре и в речи на II Всеукраинском совещании по просвещению (август 1920 г.). Исходя из предположения, что капитализм в Европе уже вступил в стадию гибели и разложения и она вступает в бурную полосу пролетарского переворота, так что на техническую помощь ее рассчитывать совершенно не приходится, тов. Гринько указывал, что восстановление разрушенного хозяйства, транспорта, под'ем промышленности являются настолько острой, злободневной задачей, что говорить о насаждении общеобразорательной единой трудовой школы — это значит проповедывать нереальные утопии.
Все внимание, все силы должны быть отданы спешной подготовке специалистов разных областей народного хозяйства. И не как временную уступку, под давлением острой нужды момента, рассматривает т. Гринько ориентацию всей просветительной работы на профессионализацию, на раннюю и узкую специализацию, а как „основную определяющую и величайшую задачу коммунистического просвещения". И, соглашаясь, что „нашей направляющей звездой, нашим путеводным маяком является политехническая школа", т. Гринько мыслит ее где-то в туманном и неопределенном будущем и убежден, что путь к ней ведет именно через профтехническую школу, а не через единую трудовую.
Эти мысли т. Гринько легли в основу всей организации дела народного просвещения на Украине. Характерно, что даже некоторые ближайшие его товарищи по работе не вполне согласны с ним. Выступавший вслед за ним на том же совещании член коллегии того же Наркомпроса УССР тов. Зандер отметил, что нельзя рассчитывать из профессионально-технической школы создать школу политехническую, и закончил свою речь возгласом: „Только под знаменем политехнической школы может быть разрешена задача рабочего класса". Совещание ответило на эту фразу аплодисментами.
Еще глубже и научнее был поставлен вопрос о политехническом и монотехническом образовании на высоко авторитетном партийном совещании по народному просвещению, созвапном по инициативе В. И. Ленина в январе 1921 года. Здесь профессионалисты мобилизовали все свои силы и доказывали, что лозунг трудовой школы провалился, что он устарел и должен быть пересмотрен. В одном пункте профессионалисты победили: возрастный уровень для начала профессионализации совещание постановило понизить с 17 до 15 лет, при чем, однако, опубликованные в „Правде" от 5 февраля 1921 г. (№ 25) „Директивы ЦК РКП коммунистам -работникам Наркомпроса" определенно указывают, что понижение это нужно рассматривать „исключительно, как временную практическую необходимость, вызванную нищетой и разорением страны под гнетом войн, навязанных нам Антантой. Осуществление связи профессионального образования для лиц от 15 лет с общими политехническими знаниями обязательно, по мере малейшей к тому возможности, безусловно и повсеместно". А через несколько дней в той же „Правде", в статье „О работе Наркомпроса", выступил со своим мнением и сам Владимир Ильич. Вот что он пишет: „Вопрос о политехническом образовании решен, в основном, нашей программой партии, §§ 1 и 8 в отделе программы, посвященном народному просвещению. На эти пункты программы директива ЦК и указывает. § 1 говорит о политехническом образовании до 17 лет; § 8 — „о широком развитии профессионального образования для лиц 17-летнего возраста, в связи с общими политехническими знаниями".
„Таким образом, вопрос поставлен программой партии вполне ясно. Рассуждения о том, политехническое или монотехническое образование, в корне неверны, для коммуниста прямо недопустимы, показывают и незнание программы и пустейшее „увлечение" абстрактными лозунгами. Если мы вынуждены временно понизить возраст (перехода от общего политехнического к профессионально-политехническому образованию) с 17 до 15 лет, то партия должна рассматривать это понижение возрастной нормы исключительно, как практическую необходимость, как временную меру, вызванную нищетой и разорением страны. Общие рассуждения с потугами „обосновать" подобное понижение представляют из себя сплошной вздор.
Довольно игры в общие рассуждения и якобы теоретизированные. Весь центр тяжести работы должен быть перенесен на дело „учета и проверки практического использования указаний этого опыта („О работе Наркомпроса". „Правда", № 28 от 9/11 1921 г.).
Три с половиной года прошло с того времени, как Владимир Ильич написал эти слова. Пора бы усвоить их всем работникам просвещения Союза, и не обрушиваться на наш политехнизм, как представители Наркомпроса УССР на IV совещании наркомпросов союзных и автономных республик 27—30 октября 1924 г.
Партийное совещание и Наркомпрос вполне сознательно шли на эту меру, как на временную, уступая все тому же могучему нажиму хозяйственно-политических тягостей, которые продолжали угнетать республику. Подготовка среднего по квалификации технического персонала для восстанавливающейся промышленности, подготовка срочная,— стала вопросом нормального хода работы по восстановлению народного хозяйства,— и в ударном порядке Наркомпрос был призван помочь в этой беде нашей промышленности; он пошел двумя путями: усилением работы рабфаков и временным снижением общеобразовательного уровня для профессионализации с преобразованием в техникумы 2-го концентра II ступени. Но к сужению этого специального образования у нас отношение совершенно определенное. Допустим, что Украина действительно американизируется. Что это значит в проекции на народное образование? Создание высококвалифицированных спецов, настолько узких, что, отлично работая в данной специальности, они совершенно беспомощны в соседней, хотя бы и родственной. Охватить же взглядом и пониманием всю данную отрасль промышленности, даже подчас все данное производство — они не в состоянии. Они становятся не гражданами, работающими в общем деле, в тесном контакте с работниками других отраслей народного хозяйства, а придатком к машине, ибо именно это — не сознательность, не широкий кругозор, не общее развитие, а только быстрота, точность, автоматичность выполнения той или иной производственной функции — необходимы тому высокоразвитому капитализму, сильно диференцированному и машинизированному производству, которые характерны для Америки. И этим путем, действительно, можно дойти до американизации, но отнюдь не до социализации.
И в наших обстоятельствах, при наших задачах гораздо более прав т. Гастев,— первый у нас, занявшийся вопросами научной организации труда,— когда он говорит, что „в России необходимо быть мастером на все руки".
Если „американизируем" мы наше профтехническое образование, как предлагает т. Ряппо, то спрашивается: кто же будет управлять страной? Кто будет решать в советах сложные и запутанные вопросы политической жизни, общего планирования хозяйственной и государственной жизни, где темы и вопросы самых разнообразных специальностей переплетаются неразрывно друг с другом? Мы будем иметь чрезвычайно высоко квалифицированных электриков, маталлургов, агрономов,— но все они окажутся совершенно беспомощны в вопросах, выходящих из узкого круга их специальности. Совершенно очевидно, что если рабочий класс стал хозяином всей страны, если весь он призван к управлению и руководству всем хозяйством, всей жизнью страны, то он должен обладать достаточным общим развитием, общими знаниями для того, чтоб разбираться в общегосударственных вопросах, быть сознательным, активным, деятельным гражданином,— а большинство наших специалистов должны быть в то же время и общественными работниками.
Вот наш основной подход ко всей образовательно-воспитательной работе и, в первую очередь, к профессионально-техническому образованию, ибо настоящие-то рабочие, связанные с фабрикой, с заводом, и есть самые необходимые граждане, есть самый ответственный авангард армии, ведущей наступление на мировой капитализм. Не обуживать, не замыкать в одной специальности, а всемерно расширять жругозар их мышления — вот основная, решающая задача на пути к социализму.
Казалось бы, вопрос решен и исчерпан окончательно. Однако, как показало III совещание наркомпросов союзных я автономных республик, состоявшееся в декабре 1923 года, Украина продолжает оставаться на прежней позиции и устами т. Я. П. Ряппо, ближайшего помощника и продолжателя работы тов. Гринько, попрежнему поддерживать раннюю и узкую специализацию, как государственную задачу. Только теперь мотивировка ее исходит уж не из разложения западного капитализма и начавшейся пролетарской революции, а из происходящей, по мнению т. Ряппо, чрезвычайно быстрой американизации всего украинского хозяйства. Восстановление фабрик и заводов, налажение производства попрежнему оказываются решающим фактором для т. Ряппо. Задачи же поднятия общего уровня культуры широких рабочих масс, призванных роволюцией не только к производственным работам па фабриках, но и к общегосударственному строительству, задачи общего развития этих новых хозяев всей жизне страны, о чрезвычайной важности которых не раз достаточно ярко и убедительно говорил В. И. Ленин,— в украинской работе по народному образованию попрежнему отступают на задний план.
Попытка насадить девятилетку, как нормальный тип школы, не была ошибкой. Она также относится к разряду чрезвычайно полезных опытов, и та, правда, незначительная сеть девятилеток, которая сохранилась до сих пор, отчетливо доказывает, что там, где имеются налицо благоприятные условия, там девятилетка полностью оправдала вазлагавшнеся на нее надежды. И наша беда, а не вина, что для массового развертывания сети девятилеток необходимых благоприятных условий не было. С другой же стороны, и постановление партийного совещания о преобразовании 2-го концентра II ступени девятилетки в техникумы, принятое под давлением профессионалистов, также удалось реализовать далеко не полностью, так как, в подавляющем большинстве, наши девятилетки вовсе не обладали тем оборудованием, которое было решающе необходимо для сколько-нибудь рациональной перестройки их в техникумы. Состояние же нашей промышленности не позволяло еще провести в жизнь тесный рабочий контакт девятилетки с производством, и только в самое последнее время появилась возможность реализовать этот контакт, давно намеченный нами, как путь к реализации основных принципов трудовой школы, и серьезно отнестись к проекту организации семилеток при промышленных предприятиях и производственной базы для 2-го концентра II ступени.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +